Научная тема: «ФАРФОР В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XVIII ВЕКА»
Специальность: 17.00.04
Год: 2010
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Среди определяющих интенций культуры XVIII век а, породивших увлечение фарфором, стала эмансипация в сознании человека феномена быта, а точнее - вычленение повседневности из прежде целостного Бытия . Опираясь на мнение М.В.Фармаковского, диссертант связывает этот процесс с генезисом индивидуалистической идеи, возникшей на обломках эпох Больших стилей (Grand Art), когда после смерти Людовика XIV во Франции, занявшей лидирующее положение в художественной жизни Европы, основной фигурой стал аристократ , живущий как частное лицо. Однако в эпоху , лежащую за «порогом нашей современности» и названную М.Фуко «классическим периодом западной культуры», быть «частным человеком» вовсе не означало погруженности в личные проблемы, а, напротив, подразумевало следование признанной просвещенным обществом модели тайной жизни по законам разума и вкуса. До «открытия человека »  или же «открытия персональной субъектности» , которые исследователи единодушно относят к началу XIX века , «частный» человек и окружавшая его повседневность (то есть - быт) осмысливались с точки зрения доиндивидуалистического сознания, воспринимавшего жизнь сквозь призму надличностного мифа. Обладая онтологическими свойствами, этот миф, мыслимый как язык провидения, определял воззрения на устройство мира в целом и в частностях: от космических коллизий и структуры социума до «пути червя» или человеческих желаний. Такая универсальная конструкция предполагала, что каждое новое изобретение должно было найти в ней свое место и таким образом неизбежно мифологизировалось. Поэтому обустройство быта в XVIII веке стало не столько делом комфорта, в современном понимании, сколько актом художественного творчества.
  2. Это определило завидн ую роль  фарфора  в  культуре    XVIII века .  Законный обитатель монарших сокровищниц был , по сути , материалом вполне бытовым : ведь фарфоровые предметы украшали и оснащали повседневную жизнь . Необходимые , но избыточно дорогие, функциональные и удобные, но провоцирующие появление все более изощренных и не вполне оправданных, с сегодняшней точки зрения, функций, они будто специально были созданы для того, чтобы превратить повседневность в артефакт.
  3. Подобные процессы происходили и в России, хотя, в отличие от европейской традиции, у нас не принято именовать «столетье от Петра до Павла» «фарфоровым». Между тем национальная культура , утверждавшаяся в новом европейском качестве , не могла остаться в стороне от  увлечения фарфором. Достаточно напомнить, что третий фарфоровый завод в Европе был учрежден в Петербурге,    что создателем русского фарфора Д.И.Виноградовым написан первый труд по технологии фарфора, что гением Ф.­Б.Растрелли в России появился самый большой в Европе фарфоровый кабинет , что в последней трети столетия Россия превратилась в один из самых обширных рынков для фарфоровых европейских мануфактур   и, наконец , что   именно для Российского двора ведущими заводами была создана едва ли не треть всех наиболее значимых произведений, составляющих ныне золотой фонд фарфора европейского XVIII столетия. Фарфор прочно вошел в русский XVIII век, и прослеживание его судьбы позволяет затронуть ключевые вопросы отечественной культуры той поры.
  4. Изучение места и роли предметов из фарфора в интерьерах, а также фарфоровых кабинетов дает возможность выявить специфику и эволюцию понимания в России ХVIII века интерьера как такового, что, в частности, проявляется в особенностях соотношения в нем пространственной и предметной составляющих.
  5. Исследование традиций настольных украшений, теснейшим образом связанной с историей европейского фарфора, заставляет вплотную приблизиться к проблеме места и роли окказиональных искусств в XVIII века. Их огромное значение в культуре той поры было связано с принципиально иным пониманием времени, которое виделось дискретной шкалой, каждый миг которой напрямую соотносим с вечностью.
  6. Анализ увлечения восточным фарфором и восточными мотивами в европейском и русском фарфор е приближает к пониманию генезиса шинуазри , а также интереса к китайской культуре в целом. Из интригующего курьеза, необходимого фрагмента мозаики заново воссоздаваемой частным человеком картины универсального миростроения к последней трети века Китай стал для европейцев олицетворением просветительского рая. Изобретенный же там фарфор - квинтэссенцией искусства как искусности.
  7. Изучение коллекционирования фарфора позволяет интерпретировать кабинет как особый тип собирательства эпохи Просвещения, не столько предшествующий концепции музея, сколько альтернативный ей. Если музей ориентирован на бесконечное приращение коллекций - в пространстве и во времени, то кабинет предполагает завершенно сть, отражающую исчерпывающую универсальность знания (аналогично «Вселенной на десяти десятинных»).
  8. История изобретения фарфора в Европе дает уникальную возможность проследить сосуществование алхимических   и   естественнонаучных   практик , симбиоз   методик медицины и химии, что позволяет реконструировать логику мышления людей того времени, проявившуюся в самом широком спектре культурных явлений.
  9. Анализ художественного языка фарфора XVIII века позволяет обнаружить прежде неочевидные эстетические   приоритеты  (например,  огромное значение категории разнообразия), выявляет понимание творчества как инвенции и особый метод   создания новых форм.   Его можно охарактеризовать как аппликативный , имея в виду практику наложения и   сочленения   уже   существующих   артефактов , будь   то   орнамент   или композиция, известное  произведение  или  нарядный  материал . Отсюда  проистекает расположенность к  игре  с  масштабом , использование приемов  тиражирования  при создании уникальных вещей , популярность обманок и т.д. Все это служит достижению наиболее выигрышного декоративного и риторического эффекта , поэтому при  выборе мотива в равной степени задействованы два фактора - эстетический и смысловой. Кроме того, программы серий фарфоровой пластики и тематика росписи дают исключительный материал по иконографии искусства XVIII века.
  10. Наконец , изучение фарфора позволяет реконструировать отношение к разным видам искусства , которое отлича ется от современного, сформировавшегося к середине XIX века в процессе станковизации понятия эстетическо го (термин Х.-Г.Гадамера). Художественная практика в XVIII столетии, отнюдь не отменяя академическую иерархию видов искусства и их жанров, отдавала явное первенство декоративным и окказиональным художествам, что закономерно для эпохи , одной из главных интенций которой была артификация повседневности.
Список опубликованных работ
Монография

1.Фарфор в России XVIII века. М.: Пинакотека, 2008. – 22 а.л. (издание осуществлено по гранту РГНФ 01-04-16149, 2001)

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах

2.Национальные особенности русского фарфора XVIII века // Традиции и современность. Сб. М.:ГИИ, 1989. С. 58–67.

3.Новая Аркадия, или Третий Рим: Особенности придворного быта в России XVIII века //Декоративное искусство. М., 1991, № 8. С. 26–29

4.Русский фарфор екатерининского времени: реминисценции рококо в искусстве классицизма //Русский классицизм Сб. ГИИ. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 64–73.

5.Фарфор в России екатерининской поры // Вопросы искусствознания. М., 1994. № 2–3. С. 196–207.

6.Фарфор в русской усадьбе // Культура русской усадьбы. Сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып. 1 (17). М., 1994. С. 165–167.

7.Праздник в русской культуре XVIII века // Развлекательная культура России. Сб. М.: ГИИ, 1996.С. 29–45.

8.Царственная молочница: Миф пасторали в культуре XVIII века // Пинакотека. № 2. 1997. С.65–69.

9.Обеды «к случаю»: Настольные украшения XVIII века // Развлекательная культура в России. Вып. 2. М.: ГИИ, 1998.

10.Орденские сервизы // Пинакотека. № 5. 1998. C. 16–21.

11.«Веще знаменито по гостеприимству». Праздники в русских усадьбах XVIII века // Эстетико-культурологические смыслы праздника: Сб. стат. Памяти А.И. Мазаева / Отв. ред. И.В. Кондаков. М.: ГИИ, 2009. С. 164-176.

Рецензируемые издания

12.Настольные декорации в России XVIII века // Искусствознание. М., 2009, № 3-4. С. 335-357.

13.Мода и политика фарфоровых собраний. Фарфор Петра Великого в Китайском зале Царскосельского дворца императрицы Елизаветы // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГУХПУ. М., 2009, №2. С. 67-82.

14.Фарфор в системе сентиментальной образности // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2010, № 2.

15.Фарфор в русской культуре Павловского времени // Искусствознание. М., 2010, № 2 (в печати).

16.Фарфор русском интерьере XVIII века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГУХПУ. 2 М., 2010, №2 (в печати).

Материалы конференций

17.Фарфоровый кабинет как тип декораций барокко // Барокко в России: Материалы научной конференции в Государственном институте искусствознания. Москва, 1993. М., 1994. С. 34– 43.

18.Фарфор при Павловском дворе // Федоро-Давыдовские чтения. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1993 (материалы не опубликованы).

19.Фарфор как объект коллекционирования в России XVIII века // Коллекционирование в России: Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1994» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Вып. XXVII. М., 1995. С. 200–208.

20.Искусство «к случаю» // XVIII век: Ассамблея искусств: Материалы научной конференции в Государственном институте искусствознания / Под. ред. Н.В. Сиповской. Москва, 1999. М., 2000. С. 19–29.

21.Рай на столе: Тема сада в европейских настольных декорациях XVI – XVIII веков // Искусство садов: «Випперовские чтения-2000». ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей-усадьба Архангельское (материалы не опубликованы).

22.Фарфор Мейсенской мануфактуры из коллекции Петра III // Россия – Германия: Пространство общения: Материалы X Царскосельской международной научной конференции. СПб., 2004. С. 416–435 (в соавторстве с Р.Р. Гафифуллиным)

23.Funzione politica di una collezione: Le porcellane orientali di Pietro I nell´arredo del palazzo di Carskoe Selo // Il collezionismo in Russia da Pietro I all’Unione Sovietica: Converno Internazionale Universitа degli Studi di Napoli “L’Orientale”, 2006. Napoli – S.Peterburg, 2009, p. 16–28.

24.The Tradition of Table Decorations and Porcelain in the 18th Century Russia // Russian Porcelain: the State and Research. International conference Atheneum Art Museum, Helsinki, 2008. Helsinki, 2010, p. 26–41.

25.Издания по русскому фарфору последних лет: новый взгляд // Проблемы изучения русского фарфора. Новый взгляд. Материалы Всероссийской научной конференции в Государственном музее-усадьбе «Архангельское», 2009. М., 2010. С. 164–182.

Каталоги выставок и собраний, музейные издания

26.Русский фарфор в собрании Государственного музея керамики и «усадьбы Кусково XVIII века. М. 1987. – 1 а.л. (в соавторстве с Т.А. Мозжухиной)

27.Фарфор в России XVIII века // Русский фарфор: 250 лет истории: В 2 т.: Каталог юбилейной выставки. ГТГ / Сост. Л.В.Андреева. Т. 1. М., 1995. С. 14–17.

28.Вкус // Четыре чувства: Праздник в Петербурге XVIII века: Каталог выст. ГИМ. М., 2003. С. 59– 78.

29.Декоративно-прикладное искусство // Коллекция Константиновского дворца: Дар Алишера Усманова. М. 2008. С. 88–145. – 2 а.л.: статья, состав. и науч. редактирование раздела, аннотации к 33 произведениям.

30.Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи Popoff&C°. Париж. М., 2009 (в соавторстве с М.А.Бубчиковой, Т.А. Мозжухиной, Т.Н. Носович, И.П. Поповой). – 12 а.л. общий объем: научная редактура, 5 а.л.: тексты вступит. статей. и аннотации к 64 произведениям.

Коллективные труды:

31.Интерьеры и предметы // История русского искусства в 22 томах. Т. 14: Первая четверть XIX века. М.: Северный паломник. – 5 а.л. (в печати)

32.Интерьеры и предметы // История русского искусства в 22 томах. Т. 10: Первая четверть XVIII века. М.: Северный паломник. – 4 а.л. (в печати)

33.Интерьеров и предметы // История русского искусства в 22 томах. Т. 11: Вторая треть XVIII века. М.: Северный паломник. – 4 а.л. (в печати)