Научная тема: «НАПОЛЕОНОВСКАЯ ЭПОХА В БАТАЛЬНОЙ И ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ РОССИИ И ЕВРОПЫ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XX ВВ.»
Специальность: 17.00.04
Год: 2010
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Проведенный анализ источников выявил факты, позволяющие говорить о довольно высоком уровне и многогранности военной живописи и графики на «наполеоновские» сюжеты в Западной Европе и России, о её огромном воздействии на менталитет и культурные процессы в европейском и российском обществе не только времени Великой Французской революции и Империи, но и последующих периодов.
  2. Милитаризация европейского общества в 1792 - 1815 гг., эффект наполеоновских побед, вместе привели к появлению невиданного количества произведений военно-исторического содержания, в которых тема «Наполеон и его время» заняла подобающее ей положение. Культивируя имя французского полководца и императора, героев и свершения его эпохи, многие европейские и российские живописцы и графики выразили эстетические и духовные идеалы своего времени, создали некую иконографическую «книгу наполеоновской памяти».
  3. Наполеоновская эпопея (1792 - 1815 гг.) и Отечественная война 1812 года ускорили процесс оформления национальных художественных школ, в котором иностранные мастера, прежде всего французские, зачастую принимали самое непосредственное участие. В духовном плане историческая, батальная и портретная живопись, посвященная тем событиям, стала отныне рупором державной идеологии и патриотизма, что способствовало национальной консолидации в ряде стран и впоследствии (например, во Франции и России перед 1-й мировой войной или в Польше, боровшейся за независимость). Националистическая и шовинистическая «подпитка», принимавшая острые формы в ходе войн на европейском континенте и в колониях, накладывала свой отпечаток на отображение художниками событий далекой давности.
  4. Источниковедческая значимость батальных произведений неодинакова. Современные эпохе картины и рисунки, созданные художниками-классицистами и романтиками, по информативности должны быть приравнены к письменным источникам, особенно когда их авторы являлись очевидцами происходящего, однако надо учесть, что писавшиеся по официальным заказам произведения часто носят характер панегирика. Позднейшие мастера пытались компенсировать элемент свидетельской сопричастности за счет тщательного изучения эпохи и создания иллюзии присутствия. Влияние жанровой, иппической и пейзажной живописи, панорамного искусства, резко повысило уровень правдоподобия творений военной живописи и графики, «приблизило» представленные события и персонажей к зрителю.
  5. Условно выделяется несколько хронологических этапов в процессе эволюции «наполеоновской» тематики (включая эпизоды Итальянского и Швейцарского походов Суворова и Отечественной войны 1812 года): 1) вторая половина 1790-х - вторая половина 1810-х гг., что совпадает с господством школы неоклассицизма и непосредственно - ампира; 2) начало 1810-х - середина 1850-х гг. связаны с зарождением и расцветом романтической живописи (в германоязычных странах - в виде стиля бидермейер); 3) конец 1850-х/начало 1860-х - середина 1910-х гг. (здесь выделяется период 1890 - 1914 гг., который ассоциируется в Европе с движением «наполеонита») отмечены ростом реалистических тенденций в искусстве, вследствие чего «баталический» академизм подвергся значительному обновлению.
  6. Принцип историзма, максимум внимания атрибутике - все это позволило ряду талантливейших мастеров ампирной, романтической, академической и реалистической школ создать замечательные образцы военной живописи, обогащенные передовыми техническими приемами (например, дагерротип, фотография и искусство панорам). Сотрудничество представителей батального и военно-портретного жанров разных стран способствовало этому, а также обусловило усвоение ими тех или иных сюжетов, прогрессивных взглядов на искусство, толерантности мышления, хотя это не надо переоценивать.
  7. Сфера батального жанра с конца XVIII до начала XX вв. подверглась серьезному пересмотру. Академисты педалировали на точное отображение униформы, снаряжения, причесок, поз солдат, правил военного этикета, тактики, приемов владения оружием и типов лошадей, романтики, помимо перечисленного - на экзальтацию образов и личный героизм. Адепты реализма делали ставку на бытописание   войны   и   стремились   подвести   под   содержание   социальную подоплеку, хотя ее гиперболизация заслоняла собственно исторический фон (России это наиболее присуще). Соединение в «наполеоните» и академизме вышеуказанных тенденций породило в ряде случаев композиции, где достоверность удачно сочеталась с мастерским исполнением. Если в начале - первой половине XIX в. художники воспевали венценосцев, полководцев, знаменитых героев, к середине века их место занимают рядовые воины, их повседневная жизнь, подвиги и смерть (не всегда героическая), что стало результатом проникновения в баталистику демократических идей и элементов жанровости.
  8. Государственный патронат, покровительство со стороны коронованных особ, сыграли значительную роль в поддержке живописцев, однако накладывали на них официальные обязательства, ограничивая в выборе военных сюжетов и их трактовке. Ангажированных царским двором иностранцев (представителей «россики») это касалось в первую очередь, в то время как таланты русских художников вплоть до середины девятнадцатого столетия не были оценены должным образом. Наличие частного художественного рынка, характерного для буржуазных стран Европы, при всех нюансах гарантировало баталистам и портретистам большую свободу творчества, дало право им самим расставлять приоритеты, диктовать обществу свой взгляд на историю, впрочем, не лишенный субъективизма.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в журналах из перечня Высшей аттестационной комиссии РФ:

1.«Катать шинели, господа!» Внешний вид русской армии от Бородина до Парижа // Родина. 2006. № 6. С.53 – 59 (7 с.).

2.«Эскадрон гусар летучих». Мир легкой кавалерии Александровского царствования // Родина. 2008. № 5. С.71 – 75 (5 с.).

3.Наполеоновская тема в творчестве французских художников-романтиков // Искусство и образование. 2008. № 4 (54). С.27 – 41 (15 с.).

4.Литовские татары в составе Императорской гвардии Наполеона // Вопросы истории. 2008. № 6. С.143 – 146 (4 с.).

5.Корпус морской артиллерии Франции в конце XVIII – начале XIX вв. // Вопросы истории. 2008. № 11. 129 – 135 (7 с.).

6.Культура партнерства в социальной истории: опыт и уроки военного сотрудничества России и Франции в наполеоновскую эпоху // Социальная политика и социология. 2008. № 5 (41). С.338 – 341 (4 с.).

7.«Дети 1812 года» в военных портретах О.А. Кипренского // Искусство и образование. 2009. № 2 (58). С.59 – 67 (9 с.).

8.Создание и участие в кампаниях 1813 – 1815 гг. Российско-Германского легиона // Ученые записки РГСУ. 2008. № 4 (60). С.202 – 209 (8 с.).

9.Эпоха 1812 года в военных портретах русских мастеров начала XIX века // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2009. № 4. С.125 – 134 (10 с.).

10.Женщины в наполеоновских войнах // Вопросы истории. 2009. № 7. С.108 – 122 (14 с.).

11.Триумф и величие наполеоновской Империи в творениях Ж.-Л. Давида // Искусство и образование. 2010. № 1 (63). С.33 – 41 (9 с.).

12.«Время славы и восторга!». Академическая живопись в России середины – 2-й половины ХIХ в. о подвигах русского оружия в войнах с наполеоновской Францией // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2 (21). С.249 – 252 (4 с.). 13.Наполеон и его эпопея в ампирной живописи Франции конца XVIII – начала XIX вв. // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3 (22). С.6 – 9 (4 с.).

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

14.«И вечной памятью Двенадцатого года». Отечественная война 1812 года в произведениях российских художников-баталистов XIX – начала XX вв. Научная монография. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007. 196с. (11,62 п.л.). Под ред. В.В. Евстигнеева.

15.В.В. Верещагин и его картина «Возращение из Петровского дворца» // Ежегодный сборник научных статей Ползуновского научно-учебного центра АлтГТУ им. И.И.Ползунова. Вып.1. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1997. С.103 – 105 (2,3 с.).

16.Неизвестный Дезарно // Ежегодный сборник научных статей Ползуновского научно-учебного центра АлтГТУ им. И.И.Ползунова. Вып.2. Барнаул: изд-во АлтГТУ, 1998. С.68 – 72 (4 с.).

17.Эпоха Отечественной войны 1812 года и нравственный и эстетический аспекты воспитания личности (Проблемы воспитания) // Всерос. Межвузов. Науч.-практич. конф. Сборник материалов. Т.1. Ростов-на-Дону: издательство РТГУ, 1999. С.58 – 59 (2 с.).

18.Василий Васильевич Верещагин и его серия «Наполеон I в России 1812 г. // Наука. Техника. Производство. Межвуз. сб. науч. трудов. Ч. 2. Барнаул: АлтГТУ, 1999. С.58 – 65 (8 с.).

19.К вопросу об использовании произведений батальной живописи при изучении эпохи Отечественной войны 1812 года // Сборник материалов 57-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и ППС. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2000. С.117 (1 с.).

20.«Подвиг батареи Никитина в сражении под Красным» М.О. Микешина: историко-предметный анализ // Военная история России: проблемы, поиски, решения. Сб. ст. научно-практич. конференции. Вып.2. СПб: Академия военно-исторических наук, 2001. С.83 – 88 (5,3 с.)

21.Военные и военный костюм в истории и культуре России конца XVIII – начала XX вв. // Военная история России: проблемы, поиски, решения. Сб. ст. научно-практич. конференции. Вып.2. СПб: Академия Военно-исторических наук, 2001. С.88 – 96 (8,2 с.).

22.Российско-Германский легион 1812 – 1815 гг. // Воин. 2001. № 4. С.27 – 28, 33 – 34 (4 с.).

23.7-я тяжелая кавалерийская дивизия Лоржа в России // Воин. 2001. № 5. С.38 – 42 (5 с.); 2001. № 6. С.20 – 25 (6 с.).

24.О значении военного костюма для русской культуры конца XVIII -начала XX вв. // Актуальные проблемы региональных исследований. Сборник научных и научно-методических трудов кафедры регионологии АлтГТУ. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. Вып.1. С.118 – 133 (16 с.).

25.Николай I и Отечественная война 1812 г. в художественной культуре России 2-й четверти XIX в. // Сборник научных трудов гуманитарного факультета к 60-летию АлтГТУ и 10-летию гуманитарного факультета. Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2002. С.124 – 130 (6,3 с.).

26.Эпоха Просвещения и русская художественная культура в конце XVIII – начале XIX вв. // Актуальные проблемы региональных исследований. Сборник научных и научно-методических трудов преподавателей, аспирантов и студентов каф. регионологии. Вып. 2. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. С.120 – 124 (5 с.).

27.«Морская дивизия»: полки морской артиллерии Наполеона // Воин. 2002. № 8. С.44 – 49 (6 с.).

28.«Польские казаки»: история корпуса кракусов // Воин. 2002. № 10. С.28 – 32 (5 с.); 2003. № 11. С.28 – 33 (6 с.);

29.Вестфальские кирасиры в русской компании 1812 г.: 1-й и 2-й кирасирские полки в «схватке гигантов» на Москве-реке // Рейтар. 2003. № 2. С.20 – 46 (9 с.).

30.Артиллерия армии Великого герцогства Варшавского 1807 – 1814 гг. // Воин. 2003. № 12. С.54 – 62 (9 с.).

31.1812 год в изобразительном искусстве // Актуальные проблемы региональных исследований. Сборник научных и научно-методических трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры регионологии АлтГТУ. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. Вып. III. С.176 – 188 (12,5 с.).

32.Петер Хесс. «Сражение при Клястицах»: мифы и реальность // Отечественная война 1812 года и Российская провинция. События. Люди. Памятники. К 190-летию Отечественной войны 1812 г. Материалы X и XI международных конференций. Малоярославец: Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года, 2003. С.230 – 247 (18 с.).

33.Наполеоновская кампания в России глазами ее участника: полотна А.О. Дезарно о 1812 годе // Отечественная война 1812 года и российская провинция. События. Люди. Памятники. Материалы XII Всероссийской научной конференции. Малоярославец: Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года, 2004. С.231 – 246 (16 с.).

34.Проблема героя во французской живописи романтизма // Актуальные проблемы региональных исследований. Сборник научных и научно-методических трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры регионологии АлтГТУ. Вып.4. Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2004. С.168 – 175 (8 с.).

35.Русский военный мундир эпохи Отечественной войны 1812 года // «За род свой, за Отечество…». Материалы научных конференций «Война сняла с себя латы» (4 декабря 2003 г.) и «Духовно-нравственные основы воинского служения» (25 ноября 2004 г.). Барнаул: Управление архивного дела, администрация Алтайского края, 2004. С.18 – 23 (6 с.).

36.Традиции русской армии конца XVIII – начала XIX века // «За род свой, за Отечество…». Материалы научных конференций «Война сняла с себя латы » (4 декабря 2003 г.) и «Духовно-нравственные основы воинского служения» (25 ноября 2004 г.). Барнаул: Управление архивного дела, администрация Алтайского края, 2004. С.149 – 157 (9 с.).

37.Виллевальде // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2004. С.121 – 122 (0,3 с.).

38.Гро // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2004. С.207 – 208 (0,2 с.).

39.Давид // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2004. С.218 (0,3 с.).

40.Жерико // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2004. С.276 (0,2 с.).

41.Кипренский // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2004. С.341 (0,2 с.).

42.Микешин // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2004. С.464 (0,2 с.).

43.Русско-Немецкий легион // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2004. С.629 – 630 (1,3 с.).

44.«Морские гусары» императора Наполеона // Воин-Дайджест. 2004. Приложение «Наполеоновские войны». № 1. С.18 – 30, 35 (14 с.).

45.Саксонские шволежеры в России 1812 г. // Воин. 2004. № 7. С.57 – 64 (8 с.).

46.Неволя и величие солдат Первой Империи в творчестве Теодора Жерико // Рейтар. 2004. № 4. С.172 – 179 (8 с.).

47.Рецензия на книгу «Старейшие полки зарубежья» // Рейтар. 2004. № 5. С.241 – 251 (11 с.).

48.1812 год в русском изобразительном искусстве // Рейтар. 2005. №17. С.130 – 141 (12 с.).

49.«Крупнейший и наиболее типичный представитель» батального жанра в России: Б.П. Виллевальде // Рейтар. 2007. № 38. С.194 – 206 (13 с.).