- Своеобразие опер австро-немецких композиторов среди другихявлений музыкального модерна во многом обусловлено особенностями трактовки категории красоты, фундаментальной для стиля.Ярче всего они проявляются в характере интерпретации женскогообраза, смысл которой можно было бы обозначить посредствомформулы «ницшеанские превращения вечно-женственного».
- Ницшеанский аспект австро-немецкого оперного модерна обнаруживается в дихотомии аполлонического и дионисического начал,панэстетизме художественной концепции, метафоричности образного мышления, характерной символике тем и сюжетов.
- Тяготение к символу «роковой женщины» (femme fatale), к ключевым для иконографии модерна мотивам танца, поцелуя, отражения/зеркала, острова/сада связывает оперное искусство с литературой и живописью эпохи, выявляет общность творческих идей и ихфилософско-психологических предпосылок в художественной культуре Австрии и Германии.
- Определенную общность обнаруживают и эстетические принципыстиля в разных видах искусства. Орнамент, декоративность, особыйхарактер взаимоотношения рельефа и фона - все эти атрибутыстиля постоянно упоминаются в научной литературе, трактующейпроблемы модерна. В художественном материале музыки их выражение отличается качественным своеобразием. Декоративно-орнаментальное начало проявляется в возрастании роли фигуративноготематизма, в особых качествах формообразования, в функциональной переменнос ти соотношения рельефных и фоновых элементовдраматургии . Фигуративный темат изм, который стрем ится стат ьорнаментом, принципы симметрии и остинато, определяющиестроение и развертывание музыкальной ткани, рассматриваютсяв качестве важнейшей сферы преломления этих тенденций.
- Оперное творчество Ф. Шрекера вплоть до начала 1920-х годов демонстрирует широкое и последовательное претворение стилевыхчерт модерна. Они проступают в гипертрофии эстетического начала,в тенденции к мифологизации и символистскому истолкованию тематики, в декоративно-чувственной, пронизанной эротическим напряжением атмосфере произведений, в своеобразии решения проблемысинтеза искусств, актуализирующего роль визуального аспекта. Ужев ранних операх особой разветвленностью и внутренней неоднородностью отличается межстилевой и межтекстовый диалог, охватывающий контакты как с традициями романтического искусства,так и с современными художественными течениями. Плюрализм,сопряжение в едином поле произведения «несопрягаемых» элементов становятся характерными особенностями литературных имузыкальных текстов Шрекера.
- В позднем периоде творчества композитора, проходящем под знаком «преодоления» модерна, подобный плюрализм подводит к порогу полистилистики: в мир модерна вторгаются эстетическиконтрастные элементы художественных направлений послевоеннойэпохи (неоклассицизм, «новая деловитость»).
1.Дегтярева Н.И. Опера Франца Шрекера «Игрушка и принцесса»: диалог с эпохой в стиле модерн // Музыковедение. – 2008, № 4. – С. 27–34, 0,4 п. л.
2.Дегтярева Н.И. Модерн и музыка: феномены стиля (на материале австро-немецкой оперы начала XX века) // Музыковедение. – 2009, № 4. – С. 25–30, 0,6 п. л.
3.Дегтярева Н.И. Мотивы иконографии Югендстиля в австро-немецкой опере начала XX века // Музыковедение. – 2009, № 7. – С. 15– 21, 0,6 п. л.
4.Дегтярева Н.И. Идеи и символы времени. Австро-немецкая опера в эпоху модерна // Музыкальная академия. – 2009, № 3. – С. 150–156, 0, 9 п. л.
5.Дегтярева Н.И. Оперы Франца Шрекера и стиль модерн: аспекты изучения темы // Искусство и образование. – М., 2009, № 1 (57). – С. 11– 17, 0,4 п. л.
6.Дегтярева Н.И. Франц Шрекер и композиторы новой венской школы: параллели и пересечения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: научный журнал. – СПб., 2009, № 111. – С.224–233., 0,7 п. л.
7.Дегтярева Н.И. «Дальний звон» Франца Шрекера: опыт стилистического анализа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: научный журнал. – СПб., 2009, № 114. – С. 282–290, 0,7 п. л.
8.Дегтярева Н.И. Франц Шрекер. Жизнь и судьба // Музыкальная жизнь. – 2010, № 4. – С. 39–41, 0,6 п. л.
Другие публикации:
Монография
9.Дегтярева Н.И. Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальномтеатре Австрии и Германии. – СПб., 2010. – 368 с., 23 п. л.
Главы в учебнике для музыкальных вузов «История зарубежной музыки»; вып. 6:
10.Дегтярева Н.И. Музыка Австрии // История зарубежной музыки: учебник для музыкальных вузов. Начало XX века – середина XX века / колл. авторов; сост. и общая ред. В.В. Смирнова. Выпуск шестой. – СПб.: Композитор, 1999. – С. 280-303, 1,4 п. л.
11.Дегтярева Н.И. Музыка Германии // История зарубежной музыки: учебник для музыкальных вузов. Начало XX века – середина XX века / колл. авторов; сост. и общая ред. В.В. Смирнова. Выпуск шестой. – СПб.: Композитор, 1999. – С. 385-390; 396-402, 0, 7 п. л.
12.Дегтярева Н.И. Неовенская оперетта // История зарубежной музыки: учебник для музыкальных вузов. Начало XX века – середина XX века / колл. авторов; сост. и общая ред. В.В. Смирнова. Выпуск шестой. – СПб.: Композитор, 1999. – С. 369–384, 1 п. л.
Статьи:
13.Дегтярева Н.И. Живой документ эпохи (обзор книги: Wellesz Egon. Wellesz Emmy. Egon Wellesz. Leben und Werk / hrsg. v. F. Endler – Wien, Hamburg: Zsolnay, 1981) // Советская музыка. – 1986, № 12. – С. 119–122, 0,5 п. л.
14.Дегтярева Н.И. Густав Малер как художник «заключительной темы» в музыке XX века // Журнал любителей искусства. – СПб., 1998, № 2. – С. 6–12, 0,4 п. л.
15.Дегтярева Н.И. Идея культовой драмы в опере Э. Веллеса «Ал-кеста» // Музыкальный театр XIX–XX веков: вопросы эволюции: Сборник научных трудов. – Ростов-н/Д: Гефест, 1999. – C. 197–213, 1 п. л.
16.Дегтярева Н.И. Ритм прозы в вокальной мелодике и драматургии опер Ф. Шрекера // Ритм и форма : Сборник статей / ред. Н. Афонина, Л. Иванова. – СПб.: Союз художников, 2002. – С. 187–203, 0,9 п. л.
17.Дегтярева Н.И. «Дальний звон» Франца Шрекера в Ленинграде // Немецко-русские музыкальные связи: Сборник статей / ред.-сост. А.К. Кенигсберг / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. – СПб., 2002. – С. 133– 158, 1,2 п. л.
18.Дегтярева Н.И. Франц Шрекер. «Отмеченные» (к проблеме югендстиля в австро-немецком музыкальном театре) // Сергей Николаевич Богоявленский. К 100-летию со дня рождения: Статьи. Материалы и документы. Воспоминания / ред.-сост. Н.И. Дегтярева, Н.А. Брагинская / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. – СПб., 2006. – С. 209–244, 2,6 п. л.
19.Дегтярева Н.И. Оперный театр Франца Шрекера: аспекты смыслового взаимодействия художественных текстов // Художественный текст: явное и скрытое. IX Всероссийский междисциплинарный семинар: Сборник научных материалов / ред. Т.Н. Тимонен, Л.А. Купец. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2007. – С. 62–65, 0,2 п. л.
20.Дегтярева Н.И. Оперы Франца Шрекера в вузовском курсе истории музыки // Современное музыкальное образование – 2007–2008: Материалы международной научно-практической конференции / ред. И.Б. Горбунова. – СПб.: ООО Синтез Бук, 2008. – С. 121–124, 0,2 п. л.
21.Дегтярева Н.И. Франц Шрекер (1878–1934). Штрихи к портрету композитора эпохи модерна // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Материалы международной научно-практической конференции (27–29 ноября 2008 года) / ред.-сост. М.В. Воротной, науч. ред. Р.Г. Шитикова. В 2-х частях. Ч. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.– С. 36–40, 0,4 п. л.
22.Дегтярева Н.И. Рельеф и фон в драматургии опер Ф. Шрекера // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского: Сборник статей / ред.-сост. Е.Р. Скурко, Е.И. Чигарева / Серия: Научные труды Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского. Вып. 64. – М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. – С. 261–269, 0,4 п. л.