а) обоснование отечественной художественной критики как культурного феномена и предмета искусствознания, особенностей её эволюции в контексте искусства ХХ - нач. XXI вв.;
б) характеристику художественной критики как предмета интердисциплинарного исследования на основе многоаспектного и полифункционального подхода к изучаемому феномену, его стилистический компаративный анализ в контексте развития изобразительного искусства ХХ века;
в) функции отечественной критики:
- по отношению к обществу - коммуникативная и аксиологическая;
- по отношению к искусству - нормативная, самоопределяющая, корректирующая, целеориентационная;
- по отношению к личности художника - идентификационная, компенсаторная, репутационная, презентационная;
г) систему критериев, определяющих:
- важнейшие направления развития отечественной художественной критики ХХ века, основанные на гуманистических, мировоззренческих, образовательных, педагогических, художественных, креативных, аналитических, профессиональных традициях и современных информационно-коммуникационных и маркетинговых подходах.
- выявление и оценку многоаспектности и репрезентативности художественного пространства в различных областях изобразительного искусства, творческой значимости этих сфер для инкультурации и жизненного бытия различных категорий реципиентов искусства, а также историко-культурной уникальности и самобытности отечественной культуры и искусства.
2. Идентификация и характеристика важнейших социально-культурных условий и факторов определяющих содержание, формы и особенности отечественной художественной критики ХХ века и влияющих на основные направления её развития и динамичность смены периодов развития критики. Выделены следующие условия и факторы:
- влияние судьбоносных политических событий и катаклизмов на отечественную критику ХХ столетия (революции, войны, политический террор, репрессии, «оттепель», «застой», перестройка);
- наличие мощного ресурса отечественных критических исследований ХХ века и недостаточное его использование в практике современного искусства;
- художественная культура Серебряного века как основа развития эссеистической критики;
- искусство русского авангарда как художественный феномен, на котором базируется отечественная критика начала ХХ века;
- идеологизация советского искусства и ее влияние на методологию художественной критики;
- существование критики в условиях эмиграции как части отечественной культуры, сохранение ею лучших традиций дореволюционной художественной теории и практики, и интеграция в мировое художественное пространство;
- деидеологизация и демократизация отечественной художественной критики в перестроечный и постперестроечный период и значительное влияние постмодернистской парадигмы на её развитие;
- вербализация модернистского, постмодернистского и современного изобразительного искусства, наличие в нем большого числа различных художественных направлений (авангард, соц-арт, концептуализм, contemporary art и др.);
- становление и развитие арт-рынка на базе современных маркетинговых технологий и его радикальное влияние на художественную критику;
- влияние современных информационно-коммуникационных, компьютерных и сетевых технологий на развитие отечественной критики и ее новые виды и формы на рубеже ХХ-XXI в.
3. Авторская периодизация этапов формирования и развития отечественной художественной критики ХХ века, включающая:
1) 1900-е годы - развитие эссеистической критики в контексте культуры Серебряного века;
2) в 1910-е годы эссеистический подход дополняется авангардной критикой;
3) 1920-х гг. - формирование, развитие отечественной искусствоведческой науки и создание новой сциентистской модели художественной критики;
4) 1930-50-е годы сильнейшая политизация и идеологизация советской художественной критики и сохранение цензуры;
5) в 1960-80-е годы - возникновение, наряду с эссеистикой новых направлений в художественной критике - на базе герменевтики, вербализация искусства;
6) вторая половина 1980-х - 1990-е гг. - в перестроечный и постперестроечный период происходит деидеологизация критики, что связано с активной интеграцией российского искусства в мировой художественный процесс. Значительное влияние на нее оказывает постмодернистская эстетика.
7) 2000-2010-е гг. - современный этап развития критики, которая испытывает мощное воздействие информационно-коммуникационных, компьютерных и сетевых технологий и возникновение новых форм и видов художественной критики и ее субъектов («сетевой» критик, куратор, критик - арт-менеджер.
4. Характеристика критической деятельности художников как уникального явления «саморефлексии» искусства ХХ века, особенно в период русского авангарда.
5. Исследование отечественной журнальной критики ХХ в. как креативно-текстуальной основы художественной критики.
6. Определение теоретической и практической значимости художественного и искусствоведческого образования как методологической, теоретической и учебной основы для становления и развития отечественной художественной критики ХХ века, направленного на её профессионализацию, профилизацию, специализацию. Это требует овладения рядом ключевых компетенций и практик, обеспечивающих научность, историчность, опору на научно-методологическую основу, что в итоге приводит к формированию системы современного искусствоведческого образования.
1.Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии. Под ред. Т.Е.Шехтер. СПб.: СПбГУП, 2004. С.52-106 – в соавторстве (3 п.л.). – ISBN 5-7621-0265-3.
2.История русской художественной критики. ХХ век. Учебное пособие. СПб.: Институт им. И.Е.Репина, 2008. – 245с. (12 п.л.). – ISBN 978-5-90367708-5.
3.Отечественная художественная критика ХХ века: вопросы теории, истории, образования. Монография. – СПб.: Институт им. И.Е.Репина, 2010. – (21,7 п.л.) – ISBN 978-5-903677-12-2.
В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
4.«Сообразуясь с истинною и благороднейшею целию искусств…» Из истории Российской академии художеств первой половины ХХ века // Искусствознание. – 2009. – №3-4. – С.568-585 (1 п.л.).
5.Искусствоведческое образование в системе Российской академии художеств: история, проблемы и перспективы// Искусство и образование. – 2009. – №3 (5909). – С.137-145 (1 п.л.).
6.Художественная критика в системе академического образования: проблемы культурного гомеостазиса // Обсерватория культуры. – 2009. – №1. – С.90-95 (0,6 п.л.).
7.Художественная критика ХХ века в системе академического образования. Материалы конференции Алпатовские чтения // Искусствознание. – 2009. – №1. – С.364-365 (0,2 п.л.).
8.Российское академическое художественное образование в первой половине ХХ века: апология традиции и проблемы современности// Вопросы образования. – 2009. – №2. – С.236-254 (1 п.л.)
9.Художественная критика на страницах журнала «Печать и революция» // Обсерватория культуры. 2009. – №4. – С.118-125. - (0,75 п.л.)
10.Критическая деятельность художников русского авангарда первой половины ХХ века // Научные труды Института имени И.Е.Репина. Вып. 12. – 2010. – январь/март. – С.134-151. (0,6 п.л.).
11.Эволюция художественной критики в журнале «Печать и революция» (искусствоведческий анализ) // Искусствознание. – 2010. - №3-4. – С.542 - 555. (1 п.л.)
12.Проблемы отечественной критики в дискуссии 1970-80-х годов как отражение художественной жизни эпохи // Научные труды Института имени И.Е.Репина. Вып. 15. – 2010. (в печати - 0,7 п.л.).
Научные статьи и другие публикации:
13.Профессиональные аспекты подготовки искусствоведов // Гуманитарное образование: традиции и новации. Тезисы научно-методической конференции СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 2000. – С.390-391 (0,2 п.л.).
14.Отечественный региональный арт-рынок в современном художественном пространстве // Ученые записки факультета искусств СПбГУП. – СПб.: СПбГУП, 2001. – С.27-33 (0,8 п.л.)
15.Использование опыта современного регионального художественного рынка в подготовке искусствоведов // Гуманитарное образование: традиции и новации. Тезисы научно-методической конференции СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 2001. – С.195-196 (0,2 п.л.).
16.Хорошо забытое старое – новое в образовательных технологиях // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Тезисы научно-методической конференции. СПб.: СПбГУП, 2002. – С.154-155 (0,2 п.л.).
17.Художественная критика и проблемы гуманитарного образования в условиях современного арт-рынка // Образование в условиях формирования нового типа культуры. III Международные Лихачевские научные чтения. – СПб.: СПбГУП, 2003. – С.209-211 (0,3 п.л.).
18.Качество искусствоведческого образования в современных условиях // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. VIII ежегодная научно-методическая конференция. СПб.: СПбГУП, 2003. – С.113-114 (0,3 п.л.).
19.Коммуникативные парадоксы современного российского арт-рынка // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. СПб.: СПбГУП, 2004. – С.131-142 (0,5 п.л.). – в соавторстве
20.Современная журнальная художественная критика в условиях арт-рынка // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. СПб.: СПбГУП, 2004. – С.113-126 (0,5 п.л.).
21. Современные художественные коммуникации и качество гуманитарного образования // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. СПб.: СПбГУП, 2004. – С.119-120 (0,2 п.л.) – в соавторстве
22.Петербургская художественная критика в современном духовном пространстве России // Образование в процессе гуманизации современного мира. Материалы IV Международных Лихачевских научных чтений. СПб.: СПбГУП, 2004. – С.193-195. (0,3 п.л.).
23.Музейная жизнь замечательных людей // Очень UM. – 2004. – №13. – С.80-86 (0,4 п.л.).
24.Отечественная художественная критика о типологических особенностях портретной живописи 1920-х годов // Портрет. Проблемы и тенденции, мастера и исследования. Сборник трудов института им. И.Е.Репина. СПб.: Ин-т им. И.Е.Репина, 2004. С. 64-71 (0,5 п.л.).
25.Художественная критика Санкт-Петербурга в условиях современного арт-рынка. Материалы международной научной конференции XIII Алпатовские чтения. Искусство Петербурга и Петербург в искусстве // Вопросы искусствознания. – 2004. – № 2. – С.671-672. (0,1 п.л.).
26.У нас и арт-рынок больше, чем рынок // Декоративное искусство. – 2004. – №4. – С.89-90 (0,5 п.л.) – в соавторстве.
27.Отечественная пейзажная живопись первой половины ХХ века в художественной критике // Виды и жанры в русском искусстве. Научные труды института им. И.Е.Репина. Вып.1. СПб.: Ин-т им. И.Е.Репина, 2006. С.57-71 (1 п.л.).
28.Факультет теории и истории искусств СПбГАИЖСА. Альбом. СПб.: Ин-т им. И.Е.Репина, 2008 (1 п.л.) – в соавторстве.
29.Академическая система искусствоведческого образования в современной художественной критике // Научные труды Института имени И.Е.Репина. – 2009. – №8. – С.258-272 (0,6 п.л.).
30.Клюн И.В., Коваленская Н.Н., Комар и Меламид // Большая Российская энциклопедия. Т.14. – М.: БРЭ, 2009. – С.324, С.378, С.592-593 (0,3 п.л.)
31.Из истории российской Академии художеств в первой половине ХХ века // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 16. – СПб.: АИС, 2009. – С.30-47 (1 п.л.).
32.Качество искусствоведческого образования в системе Российской академии художеств // Качество высшего профессионального гуманитарного образования в условиях его модернизации: Сб. научн. статей по материалам экспериментальной НИР. – М: Изд. дом МГУКИ, 2009. – С. 23-35. – (1 п.л.)
33.Весенняя выставка педагогов в залах Академии художеств. Каталог выставки. – СПб.: Институт имени И.Е.Репина, 2009. – С.4-8. (0,6 п.л.)
34.Крамской И.Н.// Большая Российская энциклопедия. Т.15. – М.: БРЭ, 2010. – С.576. (0,2 п.л.)
35.Отчет о летней практике студентов Института имени И.Е.Репина // Academia. – 2010. - №1. – С.41-44. (0,3 п.л.)
36.Школа безупречных линий // Academia. – 2010. - №2. – С.2-5 (0,3 п.л.).
37.Выставка педагогов Репинки // Academia. – 2010. - №3. – С.2-11 (0,6 п.л.).
38.Весенняя выставка педагогов в залах Академии художеств. Каталог выставки. – СПб.: Институт имени И.Е.Репина, 2010. – 0,6 п.л.
39.Лазарев В.Н., Ларионов М.Ф., Левинсон-Лессинг В.Ф., ЛЕФ, Лучизм, Маковец // Большая российская энциклопедия. Т.16. – М.: БРЭ, 2010. (в печати – 0.5 п.л.)
40.Критическая деятельность художников как креативно-текстуальная основа русского авангарда // Материалы III культурологического конгресса. – СПб., 2010. – (в печати - 1 п.л.)