- Медиатекст - это разновидность художественного (синтетического) текста, сложная поливидовая и полижанровая структура, организованная через систему элементов - визуальных и звуковых (вербальные, музыкальные, шумовые) - на основе их иерархической соподчиненности, коммуникативной функциональности, смысловой интерпретации. Анализ этого вида текста должен учитывать три его основные особенности: аудиовизуальная форма воспроизведения; взаимодействие (синтез) элементов (без разделения на звуковые, вербальные и визуальные составляющие); определяющая роль контекста, поскольку каждый из уровней текста, обладая своим языком и семантикой, пересекаясь и взаимодействуя с другими, может приводить к появлению новых значений.
- Синтетическая природа медиатекста способствует выявлению аналогий как в группе терминов, представляющих собой общее достояние теории музыки и теории других процессуальных искусств (литература, кино, музыка), так и общих текстовых закономерностей, реализуемых на уровне тематизма, структурирования формы-композиции, драматургических процессов.
- Все многообразие аудиальной составляющей, звучащей в медиажанрах, обозначается рядом терминов (прикладная, функциональная, оформительская, медиамузыка, киномузыка, компилятивная музыка), употребляемых как синонимы, но не всегда точно отражающих суть явления. Во избежание терминологических неточностей и противоречий предлагаем назвать этот вид музыки как музыка в медиатексте и обозначить ее типовые качества - вторичность, дискретность, контекстность, многофункциональность, компилятивность.
- Суть предложенной методики анализа музыки в медиатексте заключается не в автономном (традиционном) ее изучении (т. е. извлеченной из сложной структуры), а в комплексном рассмотрении в совокупности с визуальной и вербальной составляющей, с учетом контекста, в котором она существует. В связи с этим за основу берется аудиовизуальный, а не нотный вариант текста, поскольку изначальная нотная партитура, написанная кинокомпозитором, звуковая дорожка к фильму, записанная в студии звукозаписи, и музыка, непосредственно звучащая в фильме, как правило, разнятся между собой. Предлагаемый подход к анализу, обобщая опыт, накопленный в отечественном теоретическом музыкознании, учитывает главные особенности этой новой и столь востребованной в современном социуме медийной музыки, а именно ее контекстность, дискретность, вторичность, связанные с зависимостью от монтажного ритма и подчиненностью видеоряду.
- Стиль музыки в медиатексте понимается как система взаимоотношений языка музыки, ее содержания, определяемых контекстом полифонической структуры рядов медиатекста и направляемых интерпретирующей творческой волей режиссера. Стилю музыки в медиатексте присущи все иерархические уровни стиля автономной музыки: эпохальный, национальный, индивидуальный, стиль конкретного произведения. Признаки общего, типового, инвариантного в индивидуальном стиле композиторов проявляются на уровне музыкального языка в целом, его отдельных элементов, приемов тематического развития, особенностей формообразования. Изменяемыми, вариантными оказываются особенности, отражающие специфику кино: принципы сочетания музыки с другими компонентами синтетического текста, соподчинение стиля музыки с жанровой спецификой фильма и замыслом режиссера.
- Музыкальный материал, как один из компонентов звукового пласта медиатекста, может быть репрезентантным (индивидуализированным, тематическим) и фоновым (нетематическим). Специфической особенностью бытования индивидуализированного музыкального тематизма в структуре медиатекста является привнесение в него свойств лейттематизма. Функционируя в закадровом и внутрикадровом звучании, иногда сочетаясь с вербальной и визуальной формой проявления феномена лейтмотивности, его введение в текст подчинено вербально-сюжетному ряду, монтажному ритму и видению режиссера. При инвариантности типовых функций лейттематизма в автономной и так называемой прикладной музыке - имеются в виду функции репрезентативные (информационные, характеристичные), развивающие и драматургические - активизируется и усложняется формообразующая функция, которая интегрирует музыкальный материал в дискретной киномузыке.
- В качестве источника индивидуализированного музыкального материала выбирается авторская музыка, цитата и синтез авторской музыки и цитаты. Частое обращение к цитатам как основе тематизма в медийных композициях объясняется повышенной ассоциативной памятью цитатного материала, что позволяет ему активизировать и поддерживать подтекстовые функции музыки в полифонической структуре медиатекста, привносить, добавлять и расставлять смысловые акценты в визуально-сюжетный ряд текста, провоцируя контрапункт смыслов.
- В решении драматургического процесса фильма музыка действует в ансамбле компонентов медиатекста. Ее драматургические задачи определяются качественным (взаимосвязь характера тематизма и средств выразительности, создающих его, с образной системой фильма), количественным (наличие одной темы, через которую происходит выражение драматургической идеи фильма, или нескольких музыкальных тем, вовлеченных в монтажную композицию) и процессуальным (развитие музыкального материала, его характер и изменения) параметрами. Дискретный принцип киномузыки не препятствует выявлению общедраматургических приемов, во многом производных от законов оперной драматургии.
- Процессуальная природа компонентов медиатекста обусловила общие законы формообразования, совпадающие с типовыми музыкальными формами (сонатной, рондальной, вариационной, трехчастной, концентрической и пр.) и действующие в сложном синтетическом тексте на основе равнозначности (смысловой импульс введения типовой музыкальной формы в равной степени заложен во всех рядах текста) или неравнозначности (смысловой импульс введения типовой музыкальной формы инициируется одним из компонентов: сюжетно-визуальный либо звуковой, при вторичности другого) элементов, формирующих целостную звукозрительную композицию на основе принципа тождества и/или контраста как общих для всех процессуальных искусств.
1. Шак Т.Ф. Анализ музыки в медиатексте: методологический подход // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2010. – № 6 (35). – С. 25-28. – (0,3 п.л.).
2. Шак Т.Ф. Закономерности музыкальной драматургии в аспекте драматургии медиатекста (к постановке проблемы) // Поиск. Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – М., 2009. – Вып. № 4 (24). – С. 42-51. – (0,5 п. л.).
3. Шак Т.Ф. К проблеме структурирования музыкальной формы-композиции в прикладной музыке // Поиск. Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – М., 2010. –. № 1 (25). – С. 59-66. – (0,3 п.л.).
4. Шак Т.Ф. Сонатность как принцип построения композиции в киномузыке //Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение». – Майкоп: изд-во АГУ. – 2010. – Вып. 1 (57). – С. 265-272. – (0. 4 п. л.).
5. Шак Т.Ф. Стилистические особенности киномузыки А. Рыбникова (к проблеме стилевого анализа музыки в медиатексте) // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар. – 2009. – № 5 (34). – С. 61-63. – (0,4 п. л.).
6. Шак Т.Ф. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» // Проблемы музыкальной науки. – 2009/2 (5). – С. 213-218. – (0, 4 п. л.).
7. Шак Т.Ф., Волкова П.С. Живопись и музыка в контексте диалогической культуры // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2009. – № 5 (34). – С. 15-17. (0, 4 п. л.), (в соавторстве, авторство не разделено).
8. Шак Т.Ф., Семченкова А. В. Музыкальная цитата в структуре медиатекста: направления анализа // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение» – Майкоп: изд-во АГУ. – 2010. – Вып. 2 (58). – С. 217-224. – (0, 4 п. л.), (в соавторстве, авторство не разделено).
Монографии и учебные программы
9. Шак Т.Ф. Гармонические системы в оперной драматургии Н.А. Римского-Корсакова. Монография. – Краснодар: Эоловы струны, 2002. – 122 с. – 8 п. л.
10. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Монография. – Краснодар: изд-во КГУКИ, 2010. – 356 с. – 16, 7 п. л.
11. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Программа для высших учебных заведений. – Краснодар: Эоловы струны, 2006. – 30 с. – 1, 7 п.л.
Статьи, опубликованные в других изданиях
12.Шак Т.Ф. Анализ медиатекста в аспекте музыкального формообразования // Медиаобразование. – № 2. – 2010. – С. 32-36. – (0, 3 п. л.).
13.Шак Т.Ф. Анализ медиатекста как компонент профессиональной составляющей музыковеда // Художник и время: феномен восприятия и интерпретации в искусстве: сб. материалов конф. (21 апреля 2004 г.). Вып. 1. – Краснодар, 2004. – С. 220-223. – (0, 2 п. л.).
14.Шак Т.Ф. Анализ медиатекста как музыковедческая проблема // Междисциплинарность и социокультурное проектирование. – Краснодар, 2002. – С. 94-99. – (0, 4 п. л.).
15.Шак Т.Ф. Видеоклип как разновидность медиатекста // Кайгородовские чтения: материалы научн.- практической конф. Вып. 7,8. – Краснодар, 2007 - 2008. – С. 230-233. – (0, 3 п. л.).
16.Шак Т.Ф. Дистанционное обучение как компонент дополнительного образования музыканта // Духовное возрождение России: образование и культура. – Краснодар, 2002. – С. 67-70. – (0, 3 п. л.).
17.Шак Т.Ф. Жанровый синтез как основа концепции симфонии-реквиема «Последние свидетели» Владимира Магдалица // Кайгородовские чтения: материалы научн.-практической конф. Вып. 4. – Краснодар, 2005. – С. 77-82. – (0, 3 п. л.).
18.Шак Т.Ф. Звуковой мир космоса в отечественном кинематографе 70-х годов ХХ века // Научное наследие советской эпохи: современное осмысление: материалы научн.-практической конф., посвященной 100-летию со для рождения Н.Г. Чернышова. – Краснодар, 2006. – С. 163-168. – (0, 4 п. л.).
19.Шак Т.Ф. Информационные аспекты музыковедческого анализа медиатекста // Системно-синергетическая парадигма в культуре и искусстве: материалы международного науч. симп. (24-26 июня 2004). – Таганрог: изд-во ТРТУ, 2004. – С. 25 -256. – (0 3 п. л.).
20.Шак Т.Ф. Информационные технологии в практике дополнительного образования музыкантов // Новые университеты: Роль информационных технологий в становлении гуманитарного образования. – Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2003. – С. 144-151. – (0, 4 п. л.).
21.Шак Т.Ф. Кульминации в медиатексте. Звуковой фактор // Кайгородовские чтения: материалы научн.- практической конф. Вып.5, 6. Ч 1. – Краснодар, 2006. – С. 209-212. – (0, 3 п. л.)
22.Шак Т.Ф. Лейтмотивы как целостная система в операх Н.А. Римского-Корсакова. – М., 1995. – 12 с. – Деп. в НИО Информкультура № 2994. – 0, 5 п. л.
23.Шак Т.Ф. Медиаграмотность как компонент профессиональной подготовки музыканта // Многоуровневая система профессионального художественного образования: проблемы интеграции и дифференциации: материалы региональной научн.- практической конф. (27 июня 2002 г.) – Краснодар: КГУКИ, 2002. – С. 70-74. – (0, 3 п. л.)
24.Шак Т.Ф. Медиаобразование в практике подготовки музыкантов // Гуманитарное образование в современном вузе: традиции и новации: материалы региональной научн.- практической конф. (Краснодар, 25 октября 2002 г.) – Краснодар: КГУКИ, 2002. – С. 135-136. – (0,2 п. л.).
25.Шак Т.Ф. Медиаобразование для музыкантов //Высшее образование в России. – 2004. –№ 8. – С. 46-49. – (0, 3 п. л.).
26.Шак Т.Ф. Медиаобразование для музыкантов, каким ему быть? // Современное музыкальное образование 2004: материалы международная научн.- практической конф. (26-28 октября 2004 г.). – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. – С. 61-64. – (0, 3 п л.).
27.Шак Т.Ф. Медиатекст и урок музыки //Кайгородовские чтения: материалы научн.- практической конф. Вып. 10. – Краснодар, 2010. – С. 122-126. – (0, 3 п. л.).
28.Шак Т.Ф. Медиатехнологии в музыкальном образовании [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Августовский педсовет». Сайт министерства образования России. 26-30 августа 2004. – Режим доступа: http://www.mediaeducation.ru. – (0, 3 п. л.).
29.Шак Т.Ф. Методика анализа музыки в структуре медиатекста //Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: сб. науч. ст. – Ростов-на/Д.: изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2003. – С. 340-356. – (0, 8 п. л.).
30.Шак Т.Ф. Музыка в современном кинематографе. Опыт искусствоведческого анализа // Сб. материалов круглого стола. Краснодар: КрУ МВД России, 2010. – С. 55-91. – (1,7 п. л.).
31.Шак Т.Ф. Музыкально-теоретическое образование в контексте современной культуры: проблемы освоения новых технологий в обучении // Региональные проблемы многоуровневой системы профессионального музыкального образования: материалы региональной научн.-практической конф. (21 марта 2001 г.). – Краснодар, 2001. – С. 97-103. – (0,3 п. л.).
32.Шак Т.Ф. Музыкальный лейтмотив в структуре медиатекста (принципы классификации) // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. науч. тр. Вып. 4. Т. 2. – Краснодар, 2006. – С. 328-331.– (0, 3 п. л.).
33.Шак Т.Ф. Мультимедийные пособия в курсе сольфеджио для студентов специальности «Музыкальная звукорежиссура» // Проблемы оптимизации профессионального музыкального образования: сб. материалов межрегиональной научн.-практической конф. Н. Новгород: изд-во НГПУ, 2008. – С. 206-210. – (0, 3 п. л.).
34.Шак Т.Ф. Популярная монография «Звуковой мир медиаискусств» к проблеме методического обеспечения профессиональной подготовки кадров в сфере СМИ) // Подготовка современных специалистов аудиовизуальных искусств: проблемы, поиски, решения: материалы V Всероссийской научн.-практической конф. – СПб., 2008. – С. 55-59. – (0, 3 п. л.).
35.Шак Т.Ф. Принципы музыкального формообразования в медиатексте // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. научн. тр. Вып. 3. – Краснодар, 2005. – С. 111-114. – (0, 3 п. л.).
36.Шак Т.Ф. Проблемы методического обеспечения дисциплин музыкально-теоретического цикла // Многоуровневая система профессионального художественного образования: современные технологии обучения: сб. материалов конференции (26 апреля 2003) – Краснодар, 2003. – С. 255-261. – (0, 4 п. л.)
37.Шак Т.Ф. Проблемы музыкальной стилистики в медиатексте // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. научн. тр. Вып. 3. – Краснодар, 2005. – С. 257-260. – (0, 3 п. л.).
38.Шак Т.Ф. Профессиональное образование музыканта в аспекте молодежной культуры ХХ1 века // Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтничного региона: материалы региональной научн.-практической конф. (12-13 сентября 2003 г.). – Краснодар, 2003. – С. 16 -167. – (0, 3 п. л.).
39.Шак Т.Ф. Развитием медиаобразования в современных условиях [электронный ресурс] // Первая Всероссийская Интернет-конференция Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России – Режим доступа: http://www.mediaeducation.ru. – (0, 3 п. л.).
40.Шак Т.Ф. Семиотические аспекты анализа медиатекста // Семиотика культуры и искусства: материалы 5 международной научн.-практической конф. (г. Краснодар, 2-6 ноября 2007 г.) – Краснодар: КГУКИ, 2007. – С. 122-125. – (0, 3 п. л.).
41.Шак Т.Ф. Система музыкальных лейтмотивов как драматургический фактор в художественном фильме «Сибирский цирюльник» // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвузовский сб. научн. тр. Вып. 4. – Краснодар: КвУМВД России, 2009. – С. 50-54. – (0, 3 п. л.).
42.Шак Т.Ф. Современное музыкальное образование в свете новых информационных технологий // Культура ХХ века и проблемы музыкальной педагогики. Вып 2. – Ростов-н/Д: изд-во РГПУ, 2002. – С. 4-22. – (0, 9 п. л.).
43.Шак Т.Ф. Структурирование музыкальной формы-композиции в прикладной музыке: к постановке проблемы // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. Вып. 5. – Краснодар: КрУ МВД России, 2010. – С. 211-216. – (0. 4 п. л.).
44.Шак Т.Ф. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» (методические и практические основы) // Информационная культура общества и личности в ХХ1 веке: материалы международной научн. конф. (Краснодар 20-23 сентября, 2006 г.). – Краснодар, 2006. – 518-521. – (0, 3 п. л.).
45.Шак Т.Ф. Функции лейттематизма в киномузыке / Размышляя о современном (симпозиум ГЦ КГУКИ) Пятая научн. конф. Гуманитарного центра КГУКИ. Нью-Йорк – Краснодар, 2009. – С. 49-51. – (0, 3 п. л.).
46.Шак Т.Ф. Цитата как основа музыкальной композиции в фильме режиссера А. Балабанова «Про уродов и людей» //Музыкальное и художественное творчество в контексте фестиваля-конкурса «Краснодарская камерата»: сб. материалов научн.-практ. конф. – Краснодар, 2009. – С. 122-128. – (0, 3 п. л.).
47.Шак Т.Ф., Брижань Д.Л. Стилистика киномузыки Д. Шостаковича (к вопросу об интонационных параллелях) // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар: КрУ МВД России, 2010. – С. 158-166. – (0, 4 п. л.), (в соавторстве, авторство не разделено).