В диссертации впервые предпринимается попытка восстановить исторический ход становления и развития фортепианного исполнительства и образования в Башкирии. В процессе поиска и работы над архивными материалами представилась возможность выстроить историческую перспективу формирования, становления и развития фортепианного искусства, определить своеобразие и специфику исторических парадигм, обеспечивших объективный анализ исследования. В результате башкирское фортепианное искусство представлено в исследовании в следующих значениях:
- как уникальный культурный феномен, воплощающий условия бытования фортепианной музыки;
- как инфраструктура образовательной и исполнительской деятельности;
- как система жанров композиторского творчества с яркой национальной поэтикой и своеобразием музыкального языка;
- как «атмосфера исполнительского творчества», отражённая в музыкальной критике;
- как плеяда ярких имён выдающихся исполнителей, педагогов и композиторов.
В рамках национально-региональной парадигмы музыкального образования и просвещения особую актуальность приобрели вопросы, связанные с перестройкой музыкального мышления потребителей городской культуры, с процессом приобщения их к ценностям европейского музыкального профессионального исполнительства и образования.
Впервые на основе энциклопедических, архивных, исторических материалов анализа концертно-исполнительской деятельности пианистов и работы педагогов-пианистов в начальном, среднем и высшем звеньях музыкального образования, анализа сочинений композиторов-профессионалов реализован системный анализ башкирского фортепианного искусства. В исследовании проведён анализ состояния фортепианного искусства с начала возникновения в Уфе музыкальных инструментов, зарождения любительского музицирования. Выявлены ранее неизученные вопросы становления музыкального образования в Башкирии - крае, где коренное население тотально не было знакомо с европейскими музыкальными традициями.
В работе впервые вводятся в научный оборот новые, не известные факты, касающиеся становления и развития фортепианного исполнительства и образования, получает обобщение творческая практика первых фортепианных исполнителей и даётся характеристика их исполнительской деятельности. В социально-историческом контексте рассматриваются особенности формирования системы фортепианного образования как своеобразного феномена в национальной республике.
Новым в диссертации является освещение фактов, связанных с обучением уфимцев в столичных консерваториях.
Исследование на основе ретроспективного подхода позволило впервые оценить методику обучения игре на фортепиано В. Новицкого на примере его ученицы, известной пианистки В. Тимановой; появилась возможность ввести в научный оборот и учебный процесс методические принципы «Школы игры на фортепиано....», обнаруженной в фондах Санкт-Петербургской библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Важным представляется решение задачи историко-прикладного характера - изучение модели приобщения к фортепианному искусству народностей, населяющих регион. В работе показано, как происходил этот процесс, какова специфика развития фортепианного исполнительства и образования в Башкирии и чем обусловлены трудности такого рода.
Принятая методология исследования позволила восстановить исторический ход развития фортепианного искусства, проследить его специфический путь к профессионализму; были охарактеризованы специфические особенности башкирской профессиональной фортепианной музыки, дальнейшие пути её развития. В целях наиболее полного раскрытия траектории движения национального фортепианного искусства к профессионализму использованы два принципа организации материала. В основу первой части положен культурологический подход, во второй части музыкальное творчество композиторов Башкортостана рассматривается конкретно-аналитическим способом в контексте становления жанровой системы и кристаллизации интонационно-лексического словаря музыкальных значений, присущих национальной природе композиторского творчества.
Впервые в работе использован новый подход в рассмотрении фортепианных произведений башкирских композиторов методом семантического анализа, который предоставил возможность приблизиться к теоретико-аналитической оценке национального стиля фортепианных произведений башкирских авторов.
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что впервые предпринимается исследование башкирского фортепианного искусства как целостного явления в период с середины XIX до начала XXI века.
Проведённое исследование в результате позволило:
- выявить сущность феномена и процесс становления «башкирского фортепианного искусства (исполнительство, образование, композиторское творчество) как целостного явления, основанного на синтезе западноевропейского, русского и национального музыкального искусства башкир;
- раскрыть становление городской культуры как единства культурных традиций, сформировавшихся в процессе взаимодействия русской городской и национальной башкирской музыкальной культуры;
- выделить этапы становления и развития башкирского фортепианного искусства (исполнительство, образование, композиторское творчество);
- определить феномен башкирского фортепианного искусства с точки зрения его национальной самобытности и представить конкретные слагаемые понятия «национальная традиция».
1.Гарипова, Н.Ф. О национальной специфике тематизма фортепианных произведений башкирских композиторов [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2006 . – №2 (16). – С. 17-20 (0,5 п.л.).
2.Гарипова, Н.Ф. Интонационная лексика курая в тематизме фортепианных сочинений башкирских композиторов [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2008. - № 1(2). – С. 150-154 (0,5 п.л.)
3.Гарипова, Н.Ф. Фортепианное исполнительство Уфы 1920-х годов в зеркале музыкальной критики [Текст] /Н.Ф.Гарипова // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2009. - № 2. – С.113-116 (0,5 п.л.).
4.Гарипова, Н.Ф. Общество пения [Текст] /Н.Ф.Гарипова // Музыкальная жизнь. – М., 2009. - № 8. – С. 47-48 (0,5 п.л.).
5.Гарипова, Н.Ф. Уфимские ученики столичных консерваторий [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Искусство и образование. – М., 2009. – № 8. – С.102-107 (0,5 п.л.).
6.Гарипова, Н.Ф. Музыкальные классы при Уфимском отделении ИРМО [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Искусство и образование. – М.2010. - № 7. – С. 85-89 (0,5 п.л.).
7.Гарипова, Н.Ф. В.К. Новицкий и его фортепианная «Школа» [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2010. - № 2 ( 7). – С. 144-149 (0, 5 п.л.).
Монографии и учебно-методические работы:
8.Гарипова, Н.Ф. Башкирская фортепианная музыка: язык, стиль, национальные традиции [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: МК РБ, 1997. – 113 с. (7, 25 п.л.).
9.Гарипова, Н.Ф. Фортепианные произведения башкирских композиторов в репертуаре музыкальных школ [Текст]: Методическая разработка / Н.Ф. Гарипова – Уфа: МК РФ, МК БАССР. – 1983. – 34 с. (2,0 п.л.).
10.Гарипова, Н.Ф. Фортепианные произведения башкирских композиторов в репертуаре музыкальных училищ [Текст]: Методическая разработка / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: МК РФ, МК БАССР. – 1985. – 32 с. (2,0 п.л.).
11.Гарипова, Н.Ф. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов [Текст]: Научное издание / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2002. – 104 с. (6,5 п.л.).
12.Гарипова, Н.Ф. Фортепианные миниатюры Загира Исмагилова [Текст]: Очерк / Н.Ф. Гарипова. – Уфа, 2002. – 26 с. (1, 75 п.л.).
13.Гарипова, Н.Ф. Фортепианный цикл Н. Сабитова «Семь наигрышей» [Текст]: Очерк / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004. – 62 с. (4,0 п.л.).
14.Гарипова, Н.Ф. Фортепианная музыка башкирских композиторов. Глава VII [Текст] /Н.Ф. Гарипова // Башкирская музыкальная литература: Учебник для средних и старших классов ДМШ и ДШИ /под общей редакцией проф. Шаймухаметовой Л.Н. – Уфа: РУМЦ МК РБ, 2005. – С.135-152 (1,0 п.л.).
15.Гарипова, Н.Ф. Башкирская фортепианная музыка [Текст]: научное издание / Н.Ф. Гарипова. – Уфа: Гилем, 2008. – 384 с. (22, 32 п.л.).
16.Гарипова, Н.Ф. Вехи становления и развития Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова: Информационно-справочный сборник [Текст] / Автор проекта и отв. редактор-составитель Гарипова Н. – Уфа: РИС УГАИ им. З. Исмагилова, 2008. – 392 с. (24,5 п.л.).
17.Гарипова, Н.Ф. Фортепианное исполнительство и образование в Уфе. Страницы истории [Текст]: Научное издание / Н.Ф.Гарипова. – Уфа: Гилем, 2010. – 248 с.(14, 4 п.л.).
Статьи и материалы конференций:
18.Гарипова, Н.Ф. К вопросу об орнаментике в башкирской фортепианной музыке [Текст] / Н.Ф.Гарипова // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Тезисы докладов международной научной конференции (17-17 ноября 1993 г.). – Уфа, 1993. – С. 202-203. (0,1 п.л.).
19.Гарипова, Н.Ф. Некоторые аспекты влияния башкирского музыкального фольклора на фортепианное искусство [Текст] /Н.Ф. Гарипова // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья: Труды. Вып.56 / ГМПИ им. Гнесиных. – Москва, 1981. – С. 65- 82. (1 п.л.).
20.Гарипова, Н.Ф. Национальное и современное в башкирской фортепианной музыке 60-70-х годов [Текст] /Н.Ф.Гарипова // Вопросы искусствоведения. – Уфа, 1983. – С. 30- 42. (1 п.л.).
21.Гарипова, Н.Ф. Фортепианное творчество Н. Сабитова [Текст] /Н.Ф. Гарипова // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. – Уфа, 1990. – С. 107-119. (0,8 п.л.).
22.Гарипова, Н.Ф. Одночастные произведения крупной формы в башкирской фортепианной музыке 1940-1980-х годов [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Проблемы жанра в отечественной музыке: Труды. Вып. 143 / РАМ им. Гнесиных. – Москва, 1998. – С. 186-195, 202-204. (0,9 п.л.).
23.Гарипова, Н.Ф. Некоторые аспекты взаимодействия двух музыкальных систем Востока и Запада на примере башкирской фортепианной музыки [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Международный диалог на евразийском пространстве. Язык и литература в межкультурной коммуникации народов Евразии: Тезисы докладов научной конференции (30 сентября-2 октября 2002 г.). – Уфа: РИО БашГУ, 2002. – С. 61-63. (0,2 п.л.).
24.Гарипова, Н.Ф. Орнаментика как способ воплощения национальных традиций в фортепианных сочинениях башкирских композиторов [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Вопросы методики фортепианного исполнительства. – Уфа, 2002. – С. 25- 42. (1,0 п.л.).
25.Гарипова, Н.Ф. Содержание регионального компонента в учебных дисциплинах и программах Уфимского государственного института искусств[Текст] / Н.Ф. Гарипова // Международная конференция «Многоуровневое музыкальное образование: структура, содержание, методы». – Магнитогорск: МаГК, 2002. – С.48-55. (0,5 п.л.).
26.Гарипова, Н.Ф. Интонационная лексика фортепианных произведений композиторов Башкортостана [Текс] / Н.Ф. Гарипова // Музыкальная педагогика и проблемы преподавания фортепиано. – Уфа, 2003. – С. 27-34. (0, 4 п.л.).
27.Гарипова, Н.Ф. Интонационно-лексические формы «протяжного тона» как способ воплощения национального в фортепианных произведениях башкирских композиторов [Текст] / Н, Ф. Гарипова // Семантика музыкального языка: Материалы международной научной конференции (27-28 февраля 2002 г.) – РАМ им. Гнесиных. – М., 2004. – С. 275-277. (0,2 п.л.).
28.Шуранов В. Гарипова Н. Уфимская государственная академия искусств: наука и образование [Текст] / Шуранов В., Гарипова Н. // Вестник АН РБ, 2004. – Т.9. - № 4. – С.61-66. (0,5 п.л.).
29.Гарипова, Н.Ф. Региональные проблемы развития музыкального образования [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Оценка качества образования в вузе культуры и искусства: методические проблемы, опыт. – Казань, 2005. – С. 205-230. (0,36 п.л.).
30.Гарипова, Н.Ф. Развитие жанра фортепианного концерта в Башкортостане [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Международный конгресс, посвящённый 1000-ю Казани «Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность. – Вестник КГУКИ: Казань, 2005. – С.89-92. (0,4 п.л.).
31.Гарипова, Н.Ф. Вильгельм Штегман – педагог и музыкант [Текст] / Н.Ф. Гарипова // Международная научно-практическая конференция «Башкирско-германские отношения: история и современность. – Уфа: БАКСУ, 2009. – С. 51-56. (0,5 п.л.).