-
Научная новизна диссертации предопределена ракурсом исследования, направленного на воссоздание целостной картины камерного вокального музицирования в России первой половины XIX века, введение в научный обиход сведений о творчестве малоизвестных и забытых композиторов, анализ европейских влияний на формирование жанров отечественной камерной вокальной музыки. Реализация поставленных целей оказалась возможной благодаря системной методологии, сочетающей историко-источниковедческий, социокультурный и музыкально-аналитический подходы.
- В работе впервые осуществлена научная реконструкция практики вокального музицирования русской аристократии и акцентированы особенности бытования вокальных жанров в дворянских салонах. Раскрыта специфика важнейшего для эпохи феномена дилетантизма, отмечены изменения в мировоззрении и творческой самореализации дилетантов в 1830-1840-е годы.
- На основе обобщения известных ранее и введенных в научный обиход новых данных выявлен и систематизирован вокальный репертуар. Проанализирована динамика соотношения национальных пластов: французского, итальянского, немецкого, русского. Предложена типология авторов камерных вокальных сочинений первой и второй четверти XIX века. Подробно рассмотрен процесс распространения в России песен Ф. Шуберта и указано, что его сочинения расценивались в 1830-1840-е годы как компонент модной парижской культуры.
- Впервые предпринята попытка анализа инонациональных воздействий на жанровую и интонационную палитру вокального творчества русских композиторов. Определены наиболее распространенные жанры европейского происхождения, рассмотрено их влияние на образный строй и стилистику отечественной камерной вокальной лирики. Особое внимание уделено французскому романсу как модели творчества русских дилетантов. Проанализирована трансформация вокального ноктюрна и ее причины, выявлены изменения, произошедшие при русификации элегии и баллады.
- Введены в научный обиход и атрибутированы нотные издания вокальных сочинений русских дилетантов (С.Н. Аксенов, В.С. Алферьев, Мих.Ю. Виельгорский, С.С. и В.С. Голицыны, Н.А. Гончаров, В.А. Касторский, В.Г. Кастриото-Скандербек, И.В. Романус, С.В. Толстой, Ф.М. Толстой и др.), русских профессиональных музыкантов (И.А. Волков, А.А. Дерфельдт, Н.Е. Кубишта и др.), композиторов, служивших в России (Ф. Антонолини, А. Буальдье, Н. Джулиани, Ш.Ф. Лафон, А. Лойе, А. Луэ и др.), популярных иностранных авторов (А. Боплан, Э. Брюгиер, Ф. Мазини, Л. Пюже, А. Романьези и др.).
- Обнаружены рукописи семи неизвестных ранее французских романсов А.Н. Верстовского, трех русских романсов Д.Н. Кашина, а также сочинений Ф. Антонолини, Мих.Ю. Виельгорского, В.С. Голицына, В.А. Касторского, В.Г. Кастриото-Скандербека, А.И. Рибопьера, С.П. Сумарокова, С.В. Толстого, Ф.М. Толстого и других популярных в первой половине XIX века авторов. Установлены создатели большого числа входящих в любительские рукописные собрания анонимных сочинений, уточнено время ведения ряда уже известных нотных альбомов, имеющих относительную датировку, атрибутированы альбом сочинений С.В. Толстого и личный альбом княгини А.М. Мещерской. Найдены считавшийся утерянным музыкальный альбом «Лира» (1838), неизвестное ранее издание канцоны О.А. Козловского «Placido zeffiretto», а также предположительно принадлежащее М.И. Глинке стихотворение «Ах судьба моя судьба!», положенное в основу романса И.В. Романуса.
- Выявлены сведения, обогащающие отечественную музыкальную пушкиниану. Расширены представления о круге музыкальных контактов поэта, приведены аргументы в пользу принадлежности романса «Я вас любил» (1829) С.В. Толстому, а не Ф.М. Толстому, найдена еще одна прижизненная музыкальная версия «Черной шали» (1824), созданная Д.Н. Кашиным. Проанализированы (совместно с Г.В. Петровой) «TscherkessenLied» и «Tataren-Lied» Л.В. Маурера на тексты немецких переводов фрагментов из «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана». Уточнены сведения о музыкальном быте семьи Гончаровых, в издании «Собрание русских песен. Слова А. Пушкина. Музыка разных сочинителей» (1829) обнаружен романс на стихи В.Л. Пушкина.
1.Долгушина М.Г. У истоков русского романса (камерная вокальная культура александровской эпохи) / М.Г. Долгушина. – Вологда: Книжное наследие, 2004. – 378 с. – 24 п.л.
2.Долгушина М.Г. Иван Васильевич Романус – губернатор и музыкант / М.Г. Долгушина. – Вологда: Русь, 2005. – 88 с. – 5,2 п.л.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
3.Долгушина М.Г. Французский романс в России первой четверти XIX века / М.Г. Долгушина // Музыковедение. – 2008. – № 4. – С. 20–26. – 0,6 п.л.
4.Долгушина М.Г. «Romance et action» в России первой четверти XIX века / М.Г. Долгушина // Старинная музыка. – 2009. – № 1. – С. 20–23. – 0,5 п.л.
5.Долгушина М.Г. Вокальный ноктюрн и русский период его истории / М.Г. Долгушина // Музыковедение. – 2009. – № 3. – С. 19–24. – 0,5 п.л.
6.Долгушина М.Г. Из истории распространения песен Франца Шуберта в России 1830–1840-х годов / М.Г. Долгушина // Проблемы музыкальной науки. – 2009. – № 1. – С. 148–151. – 0,5 п.л.
7.Долгушина М.Г. Русские «романсисты» второй четверти XIX века: попытка типологического анализа / М.Г. Долгушина // Вестник Нижегородского государственного университета. – 2009. – № 2. – С 249–252. – 0,4 п.л.
8.Долгушина М.Г. Вокальный репертуар в России первой половины XIX века (к проблеме соотношения национальных пластов) / М.Г. Долгушина // Вестник Поморского университета. – 2009. – № 7. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – С. 277–282. – 0,35 п.л.
9.Долгушина М.Г. «Мой друг, хранитель-ангел мой…» / М.Г. Долгушина // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 6. – С. 24–26, 29–30 (публикация романса) – 0,4 п.л.
Публикации в других изданиях
10.Долгушина М.Г. Жанры камерной вокальной музыки в России первой трети XIX века (на материале нотоиздательских и нототорговых каталогов) / М.Г. Долгушина // Культурные коды двух тысячелетий: материалы международной научной конференции 1–4 декабря 2000 года / Отв. ред. Л.А. Купец. – Петрозаводск: Периодика, 2000. – С. 15–20. – 0,3 п.л.
11.Долгушина М.Г. Аir russe и chanson russe в отечественной музыке первой трети XIX века / М.Г. Долгушина // Междисциплинарный семинар – 4: Интерпретация художественного текста: сборник научных материалов / Ред. Л.А. Купец, Т.Н. Тимонен, Н.П. Хилько. – Петрозаводск: ПГК, 2001. – С. 29–31. – 0,15 п.л.
12.Долгушина М.Г.Камерное вокальное музицирование в русском салоне первой половины XIX века / М.Г. Долгушина // Духовность как основа общения: образование и культура / Гл. ред. Г.В. Судаков. – Вологда: ВИРО, ВГПУ, 2002. – С. 127–139. – 0,6 п.л.
13.Долгушина М.Г. «Массовое» и «элитарное» в камерной вокальной культуре александровской эпохи / М.Г. Долгушина // Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. З.И. Гладких. – Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002. – С. 327–330. – 0,3 п.л.
14.Долгушина М.Г. Chanson érotique и их автор / М.Г. Долгушина // Междисциплинарный семинар – 5. Текст художественный: в поисках утраченного / Ред. Л.А. Купец, Т.Н. Тимонен, Н.П. Хилько. – Петрозаводск: ПГУ, 2002. – Вып. 1. – С. 54–62. – 0,4 п.л.
15.Долгушина М.Г. Синтез национального и общеевропейского в русском романсе первой половины XIX века / М.Г. Долгушина // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Третьей научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева / Науч. ред. И.Г. Минераловой. – М.: МПГУ, 2003. – С. 65–67. – 0,2 п.л.
16.Долгушина М.Г. Жанр романса в творчестве русских дилетантов первой трети XIX века / М.Г. Долгушина // Нотные издания в музыкальной жизни России / Сост. и науч. ред. И.Ф. Безугловой. – Вып. 2. – СПб.: РНБ, 2003. – С. 188–201. – 1 п.л.
17.Долгушина М.Г. Петербургский музыкант Николай Джулиани / М.Г. Долгушина // Europa Orientalis - 5: Pietroburgo capitale della cultura Russa / A cura Antonella d’Amelia. – Salerno, 2004. – P. 237–249. – 0,7 п.л.
18.Долгушина М.Г., Петрова Г.В. TscherkessenLied и Tataren-Lied А. Вульферта – Л. Маурера (культурные встречи и пересечения в Пушкинском Петербурге) / М.Г. Долгушина, Г.В. Петрова // Europa Orientalis - 5: Pietroburgo capitale della cultura Russa / A cura Antonella d’Amelia. – Salerno, 2004. – P. 227–236. – 0,6 п.л.
19.Долгушина М.Г. Камерная вокальная музыка / М.Г. Долгушина // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 томах. Том 2. XIX век. / Рук. проекта С.И. Богданов. – Кн. 3. – СПб.: СПбГУ, 2004. – С. 84–91. – 0,9 п.л.
20.Долгушина М.Г. Князь С.С. Голицын и его композиторское творчество / М.Г. Долгушина // Хозяева и гости усадьбы Вязёмы: материалы XI Голицынских чтений 24–25 января 2004 г. / Общ. ред. А.М. Рязанова, Н.И. Дровецкой. – Ч. 2. – Большие Вязёмы: Изд-во ГИЛМЗ А.С. Пушкина, 2004. – С. 62–68. – 0,5 п.л.
21.Долгушина М.Г. Русский романс первой половины XIX века как форма музыкально-речевого общения / М.Г. Долгушина // Невельский сборник / Отв. ред. Л.М. Максимовская. – Вып. 10. – СПб.: Акрополь, 2005. – С. 144–153. – 0,5 п.л.
22.Долгушина М.Г. Капельмейстер Фердинандо Антонолини и его камерная вокальная музыка / М.Г. Долгушина // Europa Orientalis – 6: Archivio Russo-Italiano IV / A cura Antonella d’Amelia. – Salerno, 2005. – P. 347–368. – 1,3 п.л.
23.Долгушина М.Г. Новации и парадоксы «Мелодий» для пения и фортепиано Д. Ю. Струйского / М.Г. Долгушина // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Пятой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева / Науч. ред. И.Г. Минераловой. – М.: МПГУ, 2005. – С. 96–101. – 0,35 п.л.
24.Долгушина М.Г. Камерная вокальная музыка Михаила Юрьевича Виельгорского / М.Г. Долгушина // Вопросы музыкознания и музыкального образования / Отв. ред. М.Ш. Бонфельд. – Вып.2. – Вологда: Русь, 2006. – С. 49–70. – 1,3 п.л.
25.Долгушина М.Г. М.И. Глинка и композиторы-«романсисты» 1830-1840-х годов: встречи, пересечения, контакты / М.Г. Долгушина // Новоспасский сборник. Выпуск 2 / Третий век М.И. Глинки. Проблемы сохранения наследия: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. за выпуск Н.В. Деверилина. – Смоленск: изд-во «Смоленская городская типография», 2006. – С. 41–50. – 0,5 п.л.
26.Долгушина М.Г. Французские герои русского композитора: «романсы Трубадуров» А.Н. Верстовского / М.Г. Долгушина // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Шестой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева / Науч. ред. И.Г. Минераловой. – М: МПГУ, 2006. – С. 100–105. – 0,35 п.л.
27.Долгушина М.Г. Придворный музыкальный быт / М.Г. Долгушина // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 томах. Том 2. XIX век / Рук. проекта С.И. Богданов. – Кн. 5. – СПб.: СПбГУ, 2006. – С. 664–667. – 0,3 п.л.
28.Долгушина М.Г. О двойной ошибке: издателей и истолкователей романса на стихи В.Л. Пушкина / М.Г. Долгушина // Болдинские чтения /Отв. ред. Н.М. Фортунатов. – Нижний Новгород: изд-во «ВекторТиС», 2006. – С. 285–296. – 0,5 п.л.
29.Долгушина М.Г. Камерное вокальное творчество Ф.И. и И.Г. Литандеров: от Lied к русскому романсу / М.Г. Долгушина // Художественный текст: явное и скрытое: сборник научных материалов / Отв. ред. Л.А. Купец. – Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2007. – С. 197–207. – 0,5 п.л.
30.Долгушина М.Г. М.И. Глинка и И.В. Романус: к проблеме личных и творческих контактов / М.Г. Долгушина // М.И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: материалы международных научных конференций / Отв. ред. Н.И. Дегтярева, Е.Г. Сорокина. – Том 2. – М.: МГК, 2006. – С. 378–387. – 0,5 п.л.
31.Долгушина М.Г. Камерная вокальная музыка Феофила Матвеевича Толстого / М.Г. Долгушина // Нотные издания в музыкальной жизни России / Сост. и науч. ред. И.Ф. Безугловой. – Вып. 3. – СПб: РНБ, 2007. – С. 222–246. – 1,2 п.л.
32.Долгушина М.Г. Отечественная война 1812 года в русской вокальной музыке первой четверти XIX века / М.Г. Долгушина // Вопросы музыкознания и музыкального образования: сборник научных трудов / Отв. ред. Долгушина М.Г., Богомолова И.А. – Вып. 4. – Вологда: ВГПУ, 2008. – С. 28–39. – 0,65 п.л.
33.Долгушина М.Г. К проблеме авторства романса «Я вас любил» из сборника «Собрание русских песен, слова А. Пушкина, музыка разных сочинителей» / М.Г. Долгушина // Болдинские чтения / Отв. ред. Н.М. Фортунатов. – Нижний Новгород: изд-во «ВекторТиС», 2008. – C. 437–451. – 0,6 п.л.
34.Долгушина М.Г. Капельмейстер Антон Антонович Дерфельдт и его камерная вокальная музыка / М.Г. Долгушина // Невельский сборник / Отв. ред. Л.М. Максимовская. – Вып. 13. – СПб.: Акрополь, 2008. – С. 131–137. – 0,4 п.л.
35.Долгушина М.Г. Салоны музыкальные / М.Г. Долгушина // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 томах. Том 2. XIX век / Рук. проекта С.И. Богданов. – Кн. 6. – СПб.: СПбГУ, 2008. – С. 57–60. – 0,35 п.л.
36.Долгушина М.Г. Ф.Шуберт и М.И. Глинка: стилевой резонанс или стилевое воздействие? / М.Г. Долгушина // Новоспасский сборник. Выпуск 5 / Эпоха М.И. Глинки: Музыка. Поэзия. Театр: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. за выпуск Н.В. Деверилина. – Смоленск: изд-во «Смоленская городская типография», 2008. – С. 148–156. – 0,5 п.л.
37.Долгушина М.Г. Забытые страницы русской музыкальной истории: вокальное творчество Н.Е. Кубишты / М.Г. Долгушина // Наследие: Русская музыка – мировая культура / Сост. ред. и коммент. Е.С. Власовой, Е.Г. Сорокиной. – Вып. 1. – М: НИЦ «Московская консерватория», 2009. – С. 541–553. – 0,75 п.л.