Научная тема: «СМЫЧКОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ЭВОЛЮЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
Специальность: 17.00.02
Год: 2010
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научная новизна диссертации заключается в том, что апробация разработанного диссертантом метода исследования впервые осуществляется в опыте создания модели эволюции европейской инструментальной культуры. В диссертации  предлагается  решение проблемы взаимосвязи стилевых фактурно-аппликатурных стереотипов и строя смычкового инструмента. Под этой взаимосвязью понимается один из механизмов эволюции инструментальной культуры, связанной с эволюцией конструкции грифного хордофона.
  2. Новизна работы заключается в том, что история европейского смычкового инструментария понимается диссертантом прежде всего как история ИС строя хордофонов в процессе эволюции исполнительского искусства. В этом процессе развитие самого инструментария рассматривается во взаимосвязи его  строя с исполняемыми на хордофоне музыкальными текстами, системой звуковысотного интонирования и обертоновой шкалой натурального звукоряда источника звука.
  3. Впервые объектом изучения становятся акустические предпосылки возникновения европейской инструментальной культуры. В отличие от опытов, проводимых на примерах инструментария восточной культуры (С. Утегалиева, П. Шегебаев, Д.Абдулнасырова), настоящую работу отличает многоуровневый подход к решению проблемы. В диссертации исследуется взаимосвязь ИС строя смычкового инструмента с натуральным звукорядом и ладовой основой звуковысотной системы фактурно-аппликатурных стереотипов арсенала художественно-технических средств исполнителя. Взаимосвязь двигательного аппарата левой руки исполнителя и исполняемой в данной ИС строя хордофона фактуры отражает введенный диссертантом термин «фактурно-аппликатурный стереотип» (по П. Шегебаеву - «аппликатурно-интонационный комплекс»).
  4. Еще одна новация  заключается в том, что исследование  направлено на изучение взаимосвязи строя хордофонов с опорными тонами средневековых ладов. В диссертации впервые  в смычковом инструментарии развивается идея Е. В. Гиппиуса о влиянии инструментальных интонаций на вокальные.
  5. В диссертации впервые дается научное обоснование природы ИС кварто-квинтового строя (фидель), ИС квинтового строя (ребек, скрипка), ИС кварто-терцового строя (виола) и ИС квартового строя (контрабас).
  6. В диссертации обращается особое внимание на открытие Р. И. Грубера, позволившее уточнить хронологические рамки истории европейского смычкового инструментария, а также на инструментоведческие воззрения Л. Моцарта, позволяющие считать его автором первой классификационной системы барочного смычкового инструментария.
  7. Диссертантом впервые осуществлен опыт полной реконструкции текста рукописи виолончельных сюит И. С. Баха, хранящейся в архиве Городской библиотеки Берлина (Mus. ms. Bach P 269). Впервые диссертантом дано научное объяснение стилевых особенностей нотной записи, аппликатуры и артикуляционных обозначений рукописи. Это позволило идентифицировать рукопись как текст оригинала, в подтверждение гипотезы, выдвинутой Л. С. Гинзбургом, Б. В. Доброхотовым и А. П. Стогорским. Если спорная рукопись, независимо от того, чьей руке она принадлежит, может считаться оригиналом авторского текста, то естественно встает вопрос о реконструкции текста, а с ним и исполнительской традиции эпохи барокко.
  8. К новациям диссертации относится опыт, направленный на возрождение забытого в наши дни жанра сонаты со смычковым басом, одного из ведущих инструментальных жанров эпохи барокко. В диссертации предложена разработанная диссертантом методика реконструкции оригинальных текстов по их обработкам, что представляет особый интерес в тех случаях, когда автограф композитора утерян. Впервые опыт реконструкции жанра связан не с реконструкцией барочного инструментария (А. Швейцер), а предполагает решение проблемы стилизации на современных хордофонах (П. Казальс).
  9. Научная новизна диссертации касается трактовки авторского текста «Вариаций на тему рококо» П. И. Чайковского, в которых композитор на много лет опередил П. Казальса во взглядах на проблему исполнительской стилизации инструментальной музыки эпохи барокко. В диссертации впервые предлагается исполнительская концепция, адекватная композиторскому замыслу, воплощенному в авторской версии произведения, искаженной редакцией В. Фитценгагена. Редакция, предлагаемая диссертантом, строится на использовании исполнительских принципов и приемов, характерных для инструментальной культуры стилизуемой П. И. Чайковским эпохи.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Виолончельные сюиты И. С. Баха. Реконструкция текста оригинала. Редакция. СПб: РИИИ, 2009. 10,5 п. л.

2.Западноевропейский смычковый инструментарий середины XVIII столетия (по Леопольду Моцарту и Курту Заксу). СПб: РИИИ, 2004. 75 с.

3.Виолончельные сюиты И. С. Баха. Автограф. Проблемы текстологии. Особенности исполнительской интерпретации. СПб.: РИИИ, 2003. 103 (1) с. Приложение. Расшифровка автографа Первой сюиты для виолончели соло И. С. Баха. Числовая символика виолончельных сюит И. С. Баха. 18 с.

Издания, рекомендованные ВАК:

1.Из опыта одной дискуссии // Музыкальная Академия. 2009. №2. С. 98-101.

2.Необычный творческий вечер // Музыкальная Академия. 2008. №4. С.118-119.

3.Особенности звуковысотного интонирования при игре на инструментах с нефиксированной высотой звука // Музыковедение. 2008. № 3. С. 65—69.

4. Роль европейского смычкового инструментария в становлении ладового мышления // Музыковедение. 2006. № 2. С. 17—22.

5. Инструментоведческие воззрения Леопольда Моцарта // Музыкальная Академия. 2006. № 4. С. 227—229.

6. Zur Rekonstruktion der Saitenstimmung von archäologischen Chordophonen // Studien zur Musikarchäologie / von Ellen Hickmann (Hrsg.) // Orient-Archäologie. Band 7. Vorträge des 1.Symposiums der International Study Group on Music Archaeology im Kloster Michaelstein. Berlin: VML, 2000.87 – 92 s. ISSN 1434-162X.

Отдельные издания:

1. И. Мациевский «Вступление в Апокалипсис». Сонатный диптих для виолончели соло / Концепция (проект) издания, научная редакция нотного текста В. А. Свободова. СПб: РИИИ, 2007. 38 (2) с.

2. Ансамбли старинных композиторов: для скрипки, виолончели, флейты, трубы со смычковым басом. В 4 вып. М., 1993. Вып. 1. 59 с.; Вып. 2. 39 с.; Вып .3. 35 с.; Вып. 4. 35 с. Составление, редактирование, реконструкция оригинальных текстов произведений эпохи барокко по их обработкам В. А. Свободова.

Статьи:

1. Классификационная система смычкового инструментария эпохи барокко Л. Моцарта // Проблемы когнитивной музыкологии. СПб, 2009. С.48-50.

2. Историческое инструментоведение и проблема терминологии // Материалы к “Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира”. Вып. 3. СПб, 2009. С.

3. И. С. Бах и современность // Вопросы инструментоведения. Вып. 7. СПб., 2007. С. 40 – 42.

4. «Гармония И. С. Баха» М. А. Этингера и проблемы современного виолончельного баховедения // Памяти М. А. Этингера. Сб. научных трудов. Вып. 1. Астрахань, 2006. С. 281—286.

5. Системно-этнофонический метод реконструкции строя и фактурно-аппликатурных стереотипов грифных хордофонов // Музыкант в культуре: Концепция и деятельность. СПб., 2005. С. 87—101.

6. Историческое инструментоведение и проблемы терминологии // Проблемы инструментоведческой терминологии. СПб., 2005. С. 157—164.

7. Особенности реконструкции текста авторской рукописи сюиты № 5 до минор для виолончели соло И. С. Баха // Вопросы инструментоведения. Вып. 5. Ч. 2. СПб., 2004. С. 24—30.

8. The evolution of three-stringed fiddle into two-stringed rebec // Music in Art: Iconography as a Source for Music History. New-York, 2003. P. 38.

9. О влиянии средневекового смычкового инструментария на становление ладового мышления // Инструментоведческое наследие и современная наука. СПб., 2003. С. 33—40.

10. Народные истоки артикуляции виолончельных сюит И. С. Баха // Искусство устной традиции: Историческая морфология. СПб., 2002. С. 258—263.

11. П. И. Чайковский в летних концертах Сестрорецкого Курзала. «Вариации на тему рококо». Проблемы исполнительской концепции // Сестрорецк в музыкальной культуре Санкт-Петербурга. СПб.: РИИИ, 2002. С. 18—21.

12. Граф Матвей Юрьевич Вельгорский и его «страдивари» // Петербургская полонистика. Вып. 2. СПб., 2002. С. 66—69.

13. «…И цитры мир забытый» // Цитра. Иллюстрированный каталог цитр и цитровых аксессуаров из коллекции В. А. Брунцева. СПб., 2002. С. 81.

14. Глава из истории русской музыкальной культуры и методической мысли // Российский институт истории искусств и европейское инструментоведение. СПб., 2002. С. 44—46.

15. По следам автографов А. П. Стогорского // Музыка Петербурга. Вып. 1. СПб., 2001. С. 28.

16. Метод фактурно-аппликатурного анализа интервальных структур строя грифных хордофонов // Музыкант в традиционной и современной культуре. СПб., 2001. С. 55.

17. Конь и всадник (к проблеме возникновения струнных музыкальных инструментов) // Роль ахалтекинского коня в формировании мирового коннозаводства. Ашхабад, 2001. С. 117—118.

18. The origin of stringed musical instruments // The role of ahalteke horse in the formation of world horse-breeding. Ashgabat, 2001. Р. 178—179.

19. Kirişli(tarlv) saz gurallarynyiň dörevşi // Dünva atşvnaslvgvnvň kemala gelmeginde ahalteke atlarvnvn orny. Aşgabat, 2001. Р. 177.

20. Muzyka instrumentalna // Igor Mazijevski. Kajety polskie. Przeklad M. Galecki. S.-Pb., 2001. Р. 99—105.

21. Особенности интонирования в натуральном строе // Вопросы инструментоведения. Вып. 4. СПб., 2000. С. 62—63.

22. Музыкальный средневековый инструментарий Туркменистана и проблема его реконструкции // Культурное наследие Туркменистана (глубинные истоки и современные перспективы). Ашхабад; СПб., 2000. С. 186—188.

23. Medieval musical instruments of Turkmenistan and the questions of their reconstruction // Turcmenistan cultural heritage. Ashgabat; St.-Petersburg, 2000. P. 188.

24. Zur Rekonstruktion der Saitenstimmung von archaeologie Chordophonen // Orient-Arachaeologie. Band 7. Berlin, 2000. S. 87—92.

25. К проблеме реконструкции строя грифных хордофонов: Музыковедческий аспект // Культурные традиции и преемственность в развитии древних культур и цивилизаций. СПб., 1999. С. 152—154.

26. Проблема стилевой интерпретации музыкальных инструментов эпохи барокко // Традиционные музыкальные инструменты в современной музыкальной культуре. СПб., 1999. С. 70—71.

27. На IX Международном симпозиуме музыкальных археологов // Cosmos instrumentorum: Информационный бюллетень Сектора инструментоведения РИИИ. СПб., 1999. С. 29—31.

28. Западноевропейский смычковый инструментарий середины XVIII столетия (по Леопольду Моцарту и Курту Заксу) // Материалы к «Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира». Вып. 1. СПб., 1998. С. 77—94.

29. К многомерности исследовательского процесса // Инструментоведение: Молодая наука. СПб., 1998. С. 61—63.

30. Жанр виолончельной сюиты в творчестве И. С. Баха: Проблемы текстологии и исполнительской интерпретации // Культура, искусство и образование. Красноярск, 1998. С. 40—53.

31. Судьба бессмертного шедевра // Чело. 1998. № 2 (13). С. 94—95.

32. «…И цитры мир забытый» // Нева. 1998. № 4. С. 224—227.

33. Музыкальные инструменты и их судьбы // Из истории коллекционирования музыкальных инструментов. СПб., 1998. С. 115—116.

34. To the problem of the instrumental pitch reconstruction of archaeological chordophones // 9th International Symposium of the Study Group on Music Archäology Music archaeology of metal ages (Musikarchäologie der Metalzeit). Blankenburg (Harz, Germany), 1998. P. 14.

35. Ладовые устои и инструментальный строй // Вопросы инструментоведения. Вып. 3. СПб., 1997. С. 121—124.

36. Тайна рукописи виолончельных сюит И. С. Баха // Чело. 1997. № 11. С. 61—62.

37. Проблема строя в западноевропейском и славянском инструментарии // Славянская этномузыкология: Направления, методы, концепции. Минск, 1996. С. 110—113.

38. Старинная соната со смычковым басом (исторический аспект возрождения жанра) // Художественные жанры: история, теория, трактовка. Красноярск, 1996. С. 53—54.

39. Б. В. Доброхотов и А. П. Стогорский (у истоков отечественной текстологической науки) // Вопросы инструментоведения. Вып. 2. СПб., 1995. С. 98—102.

40. Метод орфографической идентификации рукописи виолончельных сюит И. С. Баха с автографами композитора и проблема современной нотации // Вопросы инструментоведения. Вып. 2. СПб., 1995. С. 98—102.

41. Б. А. Струве // Вопросы инструментоведения. Вып. 1. СПб., 1993. С. 18—21.

42. П. Локателли. Соната для виолончели и смычкового баса (из опыта реставрации текста утерянного автографа) // Исполнительское искусство: Виолончель, контрабас, арфа. М., 1992. С. 47—70.