1. Особенности формирования вегетативных и гормональных приспособительных реакций у учащихся в значительной мере определяются темпом полового созревания и характером влияния социально-экологических факторов.
2. Процесс адаптации учащихся к учебной деятельности в пубертатный период онтогенеза определяется социальным статусом и исходным вегетативным тонусом.
3. Показатели физического развития и активности системы вегетативной регуляции сердечного ритма детей и подростков позволяют выделить различные тренировочные режимы мышечных нагрузок.
4. Физиологический мониторинг системы вегетативной регуляции аппарата кровообращения создает условия для оптимизации приспособительных возможностей учащихся с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей организма.
5. Анализ характера вегетативной и эндокринной регуляции процессов адаптации к условиям среды в различные возрастные периоды должен осуществляться на основе деятельности центров физиологического мониторинга как организационной структуры образовательных учреждений.
2.Центры научных основ здоровья и развития / А. И. Федоров и др.; под ред. Э.М. Казина, Т.С. Паниной, Г.А. Кураева. – Кемерово, 1993. – С. 18–62.
3.Казин, Э.М. Комплексная оценка функционального состояния и особенностей развития детей и подростков с применением автоматизированных донозологической диагностики центров здоровья / Э.М. Казин, А.И. Федоров, Н.Г. Блинова // Мат. II съезда физиологов Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 1995. – С. 185
4.Использование показателей кардиоритма и гемодинамики для автоматизированной оценки функционального состояния организма и эффективности его коррекции у работников промышленных предприятий / Э.М. Казин, В.С. Пономарева, А.И. Федоров и др. // Физиология человека, 1995. – Т. 21. – № 3. – С. 96-100.
5.Методические и нормативные документы для организации центров научных основ здоровья и развития в системе образовательных учреждений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, А.И. Федоров и др. – Кемерово, 1995. – 64 с.
6. Комплексный подход к оценке состояния здоровья детского населения с помощью автоматизированных программ / А.И. Федоров и др.; под ред. М.Н. Лазутовой, Э.М. Казина // Образование. Личность. Здоровье. – Кемерово, 1996. – С. 102–108.
7. Разработка системы педагогического руководства физическим воспитанием и развитием учащихся в школе / А. И. Федоров и др.; под ред. Э.М. Казина. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 51 с.
8. Казин, Э.М. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования / Э.М. Казин, Т.С. Панина, А.И. Федоров // Валеология, 1997. – № 3. – С. 5–9.
9. Региональная программа по валеологии / Э.М. Казин, Т.С. Панина, А.И. Федоров и др. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1997. – 38 с.
10. К вопросу о формировании целостного адаптационного пространства в системе образования Кузбасса / Э. М. Казин, Т. С. Панина, А. И. Федоров и др. // Тез. докл. 3 съезда физиологов Сибири и Дальнего Востока с международным участием, Новосибирск, 1997. – С. 90.
11. Хациева, М.А. Формирование целостного, адаптационно-реабилитационного пространства в системе образования Кемеровской области / М.А. Хациева, Т.С. Панина, А.И. Федоров: аналитико-справочный материал – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1997. – 34 с.
12. Казин, Э.М. Роль центров научных основ здоровья и развития в формировании реабилитационного пространства в системе образования Кузбасса / Э.М. Казин, Т.С. Панина, А.И. Федоров // Материалы Второй Всероссийской(с международным участием) научно-практической конференции «Здоровье и образование». – Санкт-Петербург, 1997. – С. 61–63.
13. Казин, Э.М. Региональный опыт организации валеологических центров в системе образования / Э.М. Казин. А.И. Федоров, О.Н. Сергеева, Н.А. Литвинова // Материалы 2-й межрегиональной научно-практическая конференция «Валеологические аспекты образования». – Барнаул, 1998. – С. 9–11.
14. Региональная модель валеологической службы в системе образования / Э.М. Казин, А.И. Федоров, О.Н. Сергеева, Л.В. Барков // Тез. докл. XVII съезда Всеросс. физиолог. об-ва. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 448–449.
15. Использование валеологических подходов к проблеме физического воспитания в образовательных учреждения /Э.М. Казин, С.И. Петухов, А.И. Федоров и др. - Валеология, № 4, 1998. – С. 24–32
16. Концептуальные подходы к организации валеологической службы в системе образования / А.И. Федоров и др.; под ред. Э.М. Казина, Н.А.Заруба, Г.А. Кураева, С.И. Петухова // Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы. – Кемерово, 1999. – С. 103–112.
17. Казин, Э.М. Методологические и организационные подходы к решению валеологических проблем на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования / Э.М. Казин, А.И. Федоров, Т.С. Панина // Материалы Междунар. конференции «Педагогические и медицинские проблемы валеологии». – Новосибирск, 1999. – С. 79–81.
18.Внедрение программно-технических средств диагностики функционального состояния организма и индивидуальных психофизиологических особенностей личности в практику работы оздоровительных учреждений / Э.М. Казин, А.Р. Галеев, А.И. Федоров и др. // Материалы I Межрегион. научно-практич. конференции “Здоровье человека XXI век”, Томск, 2000. – С. 156–157
19. Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Н.А. Литвинова А.И. Федоров; под. ред Э.М. Казина: учебное пособие для вузов. – М.: «Владос», 2000. – 128 с.
20. Центры содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений / под научн. ред. Э.М. Казина, Г.А. Кураева, Т.С. Паниной, А.И. Федорова:научно-методическое пособие. – Изд. 2-е. – Новокузнецк, 2000. – 258 с.
21. Федоров, А.И. Региональная модель физиологического мониторинга в образовательных учреждениях / А.И. Федоров, Э.М. Казин // Материалы XVIII съезда физиологов России. – Казань, 2001. – С. 587–588.
22. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса / Э.М. Казин, А.И. Федоров, Т.С. Панина, Н.А. Заруба // Научно-метод. журнал «Мир образования – образование в мире», 2001. – № 1. – М.: МО РФ, РАО, МПСИ. – 17 с.
23. Оздоровительная работа в условиях школы интерната / А.А. Сидоренко, Л.И. Апухтина, А.И. Федоров и др.: методическое пособие. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. – 99 с.
24. Казин, Э.М. Общие принципы проведения валеологического мониторинга / Э.М. Казин, А.И. Федоров // Материалы научно-практической конференции «Информационные недра Кузбасса». – Кемерово, 2001. – Ч. 2. – С. 238–239.
25. Федоров, А.И. Использование модели физиологического мониторинга для комплексной оценки адаптационных возможностей учащихся в процессе образовательной деятельности. Сообщ.1 «Влияние различных режимов двигательной деятельности на показатели сердечного ритма младших школьников / А.И. Федоров, Э.М. Казин, Л.Г. Лушпа // Физиология человека, 2002. – Т. 28. – № 4. – С. 59–62.
26. Использование модели физиологического мониторинга для комплексной оценки адаптационных возможностей учащихся в процессе образовательной деятельности. Сообщ.2 Особенности гормонального психо-вегетативного статуса у подростков, проживающих в разных социально-экологических условиях / А.И. Федоров, Э.М. Казин, В.Г. Селятицкая, О.В. Овчинникова // Физиология человека, 2002. – Т. 28. – № 6. – С. 64–68.
27.Казин Э.М. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса) / Э.М. Казин, А.И. Федоров, С.И. Петухов // Валеология, 2002. – № 2. – С.10–15.
28. Казин, Э.М. Динамика изменения функционального состояния младших школьников в зависимости от режима двигательной активности в ходе учебного процесса / Э.М.Казин, А.И. Федоров, Л.Г. Лушпа // Валеология, 2002. – № 3. – С. 65–70.
29. Федоров, А.И. Особенности вегетосоматических взаимоотношений у младших школьников при различных режимах двигательной активности. Проблемы теории и практики управления образованием / А.И. Федоров, Э.М. Казин, Л.Г. Лушпа // Материалы региональной научно-практической конференции. – Барнаул, 2002. – С. 55–61.
30. Овчинникова, О.В. Особенности эндокринных и вегетативных функций у подростков, проживающих в разных социально-экологических условиях / О.В. Овчинникова, Э.М. Казин, А.И. Федоров // Материалы IV съезда физиологов Сибири. – Новосибирск, 2002. – С. 206–207.
31. Федоров, А.И. Организационные подходы к психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению воспитательно-образовательного процесса в учреждениях НПО // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы воспитания и социальной адаптации подростков». – Кемерово, 2002. – С.177–179.
32. Казин, Э.М. Особенности формирования эндокринного и психовегетативного статуса подростков в зависимости от стадии полового созревания / Э.М. Казин, О.В. Овчинникова, А.И. Федоров // Материалы конф. "Компенсаторно-приспособительные процессы", Новосибирск, 2002. – С. 139–140.
33. Региональный подход к проблеме "Образование и здоровье" / Э.М. Казин, А.И. Федоров, О.А. Никифорова, Н.А. Заруба // Академические чтения "Образование и наука".– М.: Изд-во МПСИ, 2002. – 3 с.
34. Использование автоматизированного комплекса оценки функционального состояния организма человека / Э.М. Казин, А.И. Федоров, А.Р. Галеев, Л.Н. Игишева // Индустрия образования: сб. статей. – М.: Изд-во МГИУ, 2002. – Вып. 4. – С. 138–145.
35. Кардиоритмография в мониторинге здоровья детей / Л.Н. Игишева, А.И. Федоров, Э.М. Казин, А.Р. Галеев // Материалы Межд. симпозиума «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». – Ижевск, 2003. – С. 22–23.
36. Казин, Э.М. Здоровье как процесс приспособления организма к условиям среды / Э.М. Казин, Р.М. Баевский, А.И. Федоров // Адаптация и здоровье: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С.122–149.
37. Управление и содержание деятельности региональных центров содействия укреплению здоровья / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, А.И. Федоров, Н.П. Недоспасова // Сб. научных статей. – Ч. 1. – «Управление развитием системы дополнительного профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. С. 241–244.
38. Региональная модель формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов Кузбасса / И.А. Свиридова, Т.Н. Семенкова, Э.М. Казин, А.И. Федоров // Валеология, 2004. – № 4. – С.10–17.
39.Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса / А.И. Федоров, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Е.В. Белоногова // Валеология, 2004. – № 4. – С. 20–23.
40. Оценка адаптивных возможностей учащихся губернаторской женской гимназии-интерната по показателям вариабельности сердечного ритма с учетом социального статуса / А.И. Федоров, В.В. Шубина, Н.А. Максимова и др. // Валеология, 2004. – № 4. – С. 36–41.
41.Белоногова Е.В. Психолого-педагогические аспекты валеологического сопровождения в кузбасской школе-интернате / Е.В. Белоногова, А.И. Федоров // Валеология, 2004. – № 4. – С. 78–80.
42. Захаров Ю.А. Кузбасский региональный центр коллективного пользования / Ю.А. Захаров, Э.М. Казин, А.И. Федоров // Материалы Всерос. конф. "Проблемы обеспечения качества университетского образования", Кемерово, 2004. – С. 326–328.
43. Федоров, А. И. Социальный статус учащихся как показатель адаптации к условиям обучения / А.И. Федоров, Н.А. Максимова, О.А. Ко-марова // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Качество профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы. – Кемерово, 2004. – Ч.1. – С. 232–234.
44. Комплексный медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг показателей здоровья, адаптации и развития субъектов образовательного процесса / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, А.И. Федоров, Н.А. Литвинова // Труды Кузбасской комплексной экспедиции. – Т. 1. – 2004. – С. 76–93.
45. Казин, Э.М. Межрегиональная школа-семинар "Образование и здоровье": опыт, проблемы, пути решения / Э.М. Казин, А.И. Федоров // Научно-метод. ж. "Учитель Кузбасса", 2005. – № 1. – С. 58–62.
46. Казин, Э.М. Реализация региональной модели центров содействия укреплению здоровья / Э.М. Казин, А.И. Федоров // Материалы Международ. конгресса валеологов «Здоровье человека–4». – Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2005. – С. 75–76.
47. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Т.Н. Семенкова, Т.А. Фральцова, А.И. Федоров и др.: метод. пособие. – Часть 1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – 147 с.
48. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Т.Н. Семенкова, Н.А. Заруба, О.А. Никифорова, А.И. Федоров: метод. пособие. – Часть 2. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – 193 с.
49. Казин, Э.М.. Здоровьесберегающая работа в системе образования Кузбасса / Э.М. Казин, А.И. Федоров, Н.Г. Блинова // Материалы 12-ой межд. научно-практ. конф. "Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири". – Тюмень, 2006. – С. 405–408.
50. Общая модель проведения мониторинга показателей здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, А.И. Федоров и др. // Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга: метод. пособие. – Кемерово: Изд-во: КРИПКиПРО, 2006. – Ч.3. – С. 5–13.
51. Федоров, А.И. Адаптация учащихся к процессу обучения как условие профессионального развития личности / А.И. Федоров, О. А. Комарова // Материалы конф. «Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры». – Ч. 2. – Кемерово, 2006. – С. 38–40.
52. Федоров, А.И. Оценка функционального состояния организма у подростков в динамике обучения в многопрофильном лицее-интернате / А.И. Федоров, О.А. Комарова, В.Н. Уткина // Материалы международ. научно-практ. конф. «Актуальные проблемы обеспечения безопасности образовательного пространства». – Новосибирск, 2007. – С. 85–87.
53. Казин Э.М. Социально-психологические, медико-биологические и педагогические аспекты здоровья и адаптации / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, А.И. Федоров // Материалы 13-й Международ. научно-практ. конф. – Кемерово. – Томск: САН ВШ: Изд-во В-Спектр, 2007. – С. 318–321.
54. Федоров, А.И. Общие принципы организации и методологии физиологического исследования показателей здоровья и адаптации учащихся / А.И. Федоров, Э.М. Казин, О.А Комарова // Материалы межрегиональной научно-практ. конф. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. – С. 31–34.
55. Влияние социально-биологических факторов на особенности формирования приспособительных реакций учащихся в пубертатном периоде онтогенеза / Э.М. Казин, И.А. Свиридова, А.И. Федоров и др. // Физиология человека, 2008. – Т. 34. – № 4. – С. 1–10.