- Географическое образование должно быть тесно увязано с перспективами глобализации. В связи с этим по-новому сформулирована основополагающая задача географического образования: опираясь на достижения современной географической науки, воспитать сознательного гражданина, патриота России, способного участвовать в формировании гражданского общества, решать личные и профессиональные задачи, опираясь на географические знания о процессах, происходящих в стране, отдельных регионах и в мире. География как дисциплина, раскрывающая взаимозависимость и взаимодействие различных природных и социальных явлений на территориях разного масштаба, должна стать одним из лидеров образовательного процесса.
- Важнейшим элементом географического образования должна стать концепция постиндустриализма и связанная с ней концепция устойчивого развития. Концепция постиндустриализма предсказывает углубление географического и социального неравенства. Только развитые страны, вступающие в постиндустриальную фазу, опираясь на свой научно-технический потенциал, в принципе могут реализовать положения устойчивого развития. В то же время подавляющее большинство остающих стран этого сделать не могут. Поэтому реализация идеи устойчивого развития на глобальном уровне представляется весьма иллюзорной.
- Принимая во внимание, что реализация концепции устойчивого развития представляется нереальной, тем не менее, учитывая, что эта концепция приобрела Такое же тестирование было проведено автором в одной из средних московских школ в 8-м классе, т.е. когда заканчивается изучение физической географии. Результат получился аналогичным. Особое удивление вызывает тот факт, что у подавляющего большинства выпускников в аттестате зрелости по географии стоят хорошие или отличные оценки. Среди них немало и медалистов.
- Для исследования корреляции процессов устойчивого развития и процессов постиндустриализации была проведена оценка зависимости индекса мер по охране окружающей среды и доли населения, занятого в сфере услуг. Была выявлена экспоненциальная зависимость: чем выше степень постиндустриальности в отдельных странах, тем большие меры предпринимаются в этих странах по предотвращению деградации окружающей среды. При этом были выделены четыре группы стран.
- Реформирование среднего географического образования в России должно осуществляться с учетом опыта зарубежных стран при сохранении отечественных достижений и с учетом национальных традиций. В последние 20-25 лет в зарубежном мире, в отличие от России, наблюдается ренессанс среднего географического образования. Причем имеет место всё более глубокое пониманием роли географического образования в верхних эшелонах политического и экономического менеджмента, принимающего решения.
- В 1940-50-х годах, несмотря на жесткость программы, отсутствия свободы учителя, советское географическое образование было одним из лучших в мире. За последние полвека, несмотря на отдельные кратковременные попытки реформирования, проявившиеся в возникновении альтернативных учебников, в появлении возможности гибкого подхода к программе, в совершенствовании содержания образования целом, среднее географическое образование в России, особенно в последнее десятилетие, катастрофически разрушается; причем этот процесс инициируется Министерством образования и науки России. Российская средняя школа не обеспечивает свой собственный федеральный уровень образования. Сегодня на изучение географии выделяется всего 9 часов в неделю: это самый низкий показатель за последние 100 лет.
- Несмотря на то, что за последние четверть века коренным образом изменился мир, включая нашу страну, изменились дети, и, наконец, изменилась и сама географическая наука, среднее географическое образование не меняется уже несколько десятков лет; «старая», не изменившаяся школьная география не воспринимается современными школьниками и как результат, мы получаем географически необразованное поколение с полным отсутствием географического мышления и географической культуры.
- Критический анализ предлагавшихся концепций развития среднего географического образования позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, они не предусматривают коренного реформирования географического образования, а с другой - все они так и остались не востребованными. В России нет единой федеральной концепции, стратегии развития среднего географического образования, соответственно нет и обновленного содержания образования, коренным образом отличающегося от того, которое существует уже более полувека. Не имея концептуальных основ развития среднего географического образования, невозможно создавать программы обучения, готовить учебники и учебные пособия, разрабатывать государственные стандарты образования; предпринимаемые в России попытки сделать наоборот, уже привели наше географическое образование к глубочайшему кризису.
- Первостепенная задача географического образования в настоящее время - разработка федеральной концепции среднего географического образования, включающей в себя принципиально новую структуру и принципиально новое содержание географического образования, опирающиеся на современные достижения географической науки. Для современного географического образования автором разработана инновационная концептуальная модель его развития, представляющая собой последовательную, неразрывную, социально-ориентированную, гуманизированную систему образования, способствующую формированию у детей демократического, рыночного мировоззрения, просвещенного патриотизма, имеющую геоэкологическую и культурологическую направленность в условиях модернизации российской экономики, глобализации и постиндустриальной трансформации общества. В концепции предусмотрены следующие курсы: 6-й класс - История географических представлений и открытий; 7-й класс - Общее землеведение; 8-9-й классы - Страноведение (в том числе Россия и свой край); 10-11-й классы - География современного мира.
- Российскому географическому образованию крайне необходима концепция, т.е. стратегия его развития (причем не обязательно данная концепция, разработанная автором диссертации), но она сможет быть реализована только в том случае, если будет утверждена законодательными органами власти и станет играть роль всероссийского рамочного документа, регламентирующего развитие всех аспектов среднего географического образования.
2.Горбанев В.А. География. Экономическая и социальная география мира (10-й класс, краткий курс). - М.: Дрофа, 1997. – 92 с. – 5 п.л.
3.Горбанев В.А. Экономическая и социальная география мира, 10 класс: глава // География. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1998 и 2004. - с. 155-188. – 5,5 п.л.
4.Горбанев В.А. Географическая наука – решающая компонента реформирования среднего географического образования в современной России. – Москва-Смоленск: Универсум, 2005. - 163 с. – 10 п.л.
Статьи
5.Горбанев В.А. К концепции географического образования в средней школе // География в школе. – 1990. - № 3 - С. 63-66. – 0,3 п.л.
6.Горбанев В.А. Роль учебника в изучении географии в средней школе // I общенациональный конгресс по чтению. – М.: Школа рационального чтения. 1992. - С. 8-11. – 0,35 п.л.
7.Горбанев В.А. Использование пространств и ресурсов Мирового океана – глобальная проблема человечества // География в школе. – 1994. - № 2. - С. 7-11. – 0,35 п.л.
8.Горбанев В.А. География новой Европы: западноевропейский подход // География в школе». -- 1995. - № 2. - С. 72-75. – 0,3 п.л.
9.Горбанев В.А. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе. – 1996. - № 6. – С. 41-44. – 0,3 п.л.
10.Gorbanyov V. United Europe and the Problems of Second Geographical Education //2-d Torun East-West Meeting, Torun. – 1996. – P. 12-13. – 0,05 п.л.
11.Gorbanyov V. The Renovation of Geographical Education in Russia // Global Changes and Geographical Education. - Brisbane – Moscow: 1996. - P. 113-117. – 0,35 п.л.
12.Горбанев В.А. Реформа географического образования в Великобритании // География в школе. – 1996. - № 6. - С. 65-74. – 0,6 п.л.
13.Горбанев В.А. Некоторые соображения по поводу курса школьной географии // Географическое образование на пороге XXI века. - М.: 1996. – С. 13-14. – 0,05 п.л.
14.Горбанев В.А. Конференция Европейской сети ассоциаций учителей географии (ЕВРОГЕО) // География в школе. – 1997. - № 7. – С. 84-86. – 0,1 п.л.
15.Gorbanyov V. Russian Geographical Education in the Past and in the Future // Values in Geographical Education, London: IGU Commission on Geographical Education. – 1998. – р. 35-38. – 0,3 п.л.
16.Gorbanyov V. Perspectives of Secondary Geographical Education in Russia // Oporto Symposium, Lisboa: IGU Commission on Geographical Education. – 1998. - p. 146-148. – 0,2 п.л.
17.Горбанев В.А. Почему география превратилась в падчерицу образовательного процесса // География в школе. – 1998. - № 6. – С. 60-63. – 0,3 п.л.
18.Горбанев В.А. Культура, география и географическое образование // География в школе. – 1999. - № 2. – С. 74-75. – 0,05 п.л.
19.Горбанев В.А. Преподавание географии в мире перемен (Международная конференция МГС, Мендоса, 1999 г.) // География в школе. – 1999. - № 5. – С. 92-94. – 0,15 п.л.
20.Gorbanyov V. Sustainable Europe, Russia and Geographical Education // Proceedings of Mendoza Symposium IGU-CGE, Mendoza: Universidad Nacional de Cuyo. - 1999. - р. 113-119. – 0,55 п.л.
21.Горбанев В.А. Географическое образование на перепутье: ориентиры на следующее тысячелетие // География в школе. – 2000. - № 8. - С. 84-89. – 0,55 п.л.
22.Gorbanyov V. Placement of Homeland in Geographical Syllabus // Proceedings of Helsinki Symposium, Helsinki: University of Helsinki. - 2001. P. 301-303. – 0,2 п.л.
23.Gorbanyov V. Why Children Need Geography // IGU Conference “Geographical Renaissance at the Dawn of the Millennium”, Abstracts, Durban: IGU. - 2002. - p. 70. – 0,05 п.л.
24.Горбанев В.А. Об уровне подготовки абитуриентов (по итогам вступительных экзаменов в МГИМО) // География в школе. – 2002, - № 2, - С. 70-72. – 0,1 п.л.
25.Горбанев В.А. Место изучения своей Родины в программах географии // География в школе. - 2002. - № 9. - С. 55-56. – 0,05 п.л.
26.Gorbanyov V. The Key-Point of Russian Reforms in Geographical Education /V.Gorbanyov, I.Barinova // Proceedings of San-Marcos Conference. – San-Marcos: 2003.- р. 85-88. – 0,3 п.л.
27.Горбанев В.А. Состояние и пути реформирования среднего географического образования в условиях постиндустриального развития России // Постиндустриальная трансформация социального пространства России. Шестые сократические чтения. – М.: 2006. - С. 205-229. - 1,8 п.л.
28.Горбанев В.А. Состояние и перспективы российского среднего географического образования // Идеи В.В.Докучаева и современные проблемы развития природы и общества. – Смоленск: 2006. – С. 287-295. – 0,5 п.л.
29.Gorbanyov V. The Trends of Reformation of Russian Secondary Geographical Education // Special Publication on “European Geography Education: The challenges of a new era”. - Journal of Geography, NCGE, USA. – 2008.- p. 21-31. – 0,6 п.л.
30.Gorbanyov V. Reforming of Geographical Education in Modern Russia /Gorbanyov V., Barinova I. // Research in Geographical Education. - GCCE, USA. – 2006. - vol. 8. - p. 39-58. – 1,2 п.л.
31.Горбанев В.А. Коренное реформирование содержания образования – основа реформирования среднего географического образования // Учитель XXI века: содержание географического образования. – М.: 2007. - С. 31-38. – 0,6 п.л.
32.Горбанев В.А. Состояние и перспективы развития среднего географического образования в России: статья [Электронный ресурс] // Мировое и национальное хозяйство. – 2007. - № 2(3). – 1,5 п.л. – Режим доступа: http//mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=47
33.Горбанев В.А. Устойчивое развитие: политика, практика, образование // Устойчивое развитие и геоэкологические проблемы Балтийского региона. – Великий Новгород: 2009. – С. 178-186. – 0,6 п.л.
34. Горбанев В.А. Постиндустриализация и устойчивое развитие // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 3. – С. 66-69. – 0,35 п.л.