- Наиболее эффективным и адекватным современным требованиям является формирование профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, в основу которого положен принцип непрерывности, этапности, преемственности и унификации образования, имеющего целью в рамках каждого из его этапов обеспечить формирование у обучающегося лишь соответственно необходимых профессиональных квалификаций.
- Основная образовательная программа (вузовский компонент обучения) должен включать преподавание только основ судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, то есть их пропедевтики, в объеме, необходимом и достаточном с позиций действующего процессуального законодательства любому врачу, не зависимо от его основной медицинской специальности и послевузовской специализации.
- Специализация врача как судебно-медицинского эксперта должна производиться лишь на этапе послевузовского профессионального образования посредством его обучения в интернатуре или клинической ординатуре либо путем профессиональной переподготовки врача иной специализации и осуществляться дифференцированно с учетом объектной и методической направленности его последующей экспертной деятельности.
- В удостоверении о прохождения обучения в интернатуре или ординатуре, свидетельстве о профессиональной переподготовке, а также сертификате специалиста (приложении к нему) необходимо указывать конкретные подвиды судебно-медицинской экспертизы, по которым прошел подготовку и, соответственно, самостоятельно может осуществлять эксперт с учетом приобретенных им профессиональных компетенций.
- Последующее изменение или расширение подвидов экспертной деятельности, которые самостоятельно может осуществлять эксперт, может производиться только после прохождения им обучения по соответствующим программам дополнительного профессионального образования (ДПО).
- Дальнейшее непрерывное профессиональное развитие (НПР) эксперта может быть максимально полноценно и эффективно обеспечено только рациональным сочетанием обучения по программам ДПО и самоорганизуемого самоусовершенствования.
- С целью повышения мотивации непрерывного профессионального развития накопленные в результате участия в программах ДПО и осуществления самостоятельной образовательной деятельности зачетные единицы (кредиты) следует учитывать при прохождении экспертами ресертификации и установлении им квалификационных категорий.
2. Концепция преподавания судебной медицины в медицинских вузах // Материалы VI Всероссийского съезда судебных медиков. – Москва-Тюмень: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 56-57 (соавторы: М.С.Дианкина, В.Н.Крюков).
3. Реформирование вузовского компонента обучения студентов судебной медицине как необходимый этап совершенствования подготовки специалиста в области судебной медицины // Материалы Всероссийского совещания главных судебно-медицинских экспертов органов управления здравоохранения субъектов РФ, заведующих кафедрами (курсами) судебной медицины ГОУ ВПО и ДПО Росздрава, государственных судебно-медицинских экспертов. – Казань, 2006. – С. 19-22.
4. Система обратной связи как один из критериев оценки качества процесса преподавания // Актуальные проблемы судебной медицины: сб. науч. тр. – М, 2006. – С. 19-21 (соавторы: Е.М.Кильдюшов, Т.Н. Шабалина).
5. Перспективы развития системы преподавания судебной медицины в медицинском вузе // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики на современном этапе. Сборник пленарных и стендовых докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию РЦ СМЭ. – М.: РИО ФГУ «РЦСМЭ Росздрава», 2006. – С. 48-54.
6. Предложения по стандартизации терминологии, используемой при оценке качества оказания медицинской помощи // Судебно-медицинская экспертиза. – 2007. – Т. 50. – № 3. – С. 17-20 (соавторы: Е.М.Кильдюшов).
7. Формирование профессиональной компетентности в области судебной медицины в современных условиях // Высшее образование для XXI века: III Международная научная конференция: доклады и материалы. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. – С. 189-191.
8. Состояние и перспективы преподавания судебной медицины в Российской Федерации // Актуальные вопросы сотрудничества судебно-медицинских служб государств-участников СНГ: материалы международной конференции; под ред. Ю.А. Гусакова. – Минск: Медисонт, 2007. – С. 52-71.
9. Состояние и перспективы подготовки кадров для учреждений судебно-медицинской экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. Научно-практический журнал. – М.: Наука, 2007. – № 4 (8). – С. 45-50 (соавторы: В.А.Клевно).
10. Психологические аспекты публичной деятельности судебно-медицинского эксперта // Судебно-медицинская экспертиза. – 2009. – Т. 52. – № 1. – С. 48-51 (соавторы: Е.А.Башкирева).
11. Преподавание судебной медицины и подготовка экспертных кадров в современных условиях (концептуальная основа) // М.: ЗАО «Светлица», 2009. – 216 с.
12. Реформа отечественной высшей школы как отражение Болонского процесса // Судебно-медицинская экспертиза. – 2009. – Т. 52. – № 2. – С. 45-46.
13. Современный подход к формированию компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы // Судебно-медицинская экспертиза. – 2009. – Т. 52. – № 3. – С. 39-44.