Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА В ОБЛАСТИ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
Специальность: 14.00.24
Год: 2009
Отрасль науки: Медицинские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Наиболее эффективным и адекватным современным требованиям является формирование профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, в основу которого положен принцип непрерывности, этапности, преемственности и унификации образования, имеющего целью в рамках каждого из его этапов обеспечить формирование у обучающегося лишь соответственно необходимых профессиональных квалификаций.
  2. Основная образовательная программа (вузовский компонент обучения) должен включать преподавание только основ судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, то есть их пропедевтики, в объеме, необходимом и достаточном с позиций действующего процессуального законодательства любому врачу, не зависимо от его основной медицинской специальности и послевузовской специализации.
  3. Специализация врача как судебно-медицинского эксперта должна производиться лишь на этапе послевузовского профессионального образования посредством его обучения в интернатуре или клинической ординатуре либо путем профессиональной переподготовки врача иной специализации и осуществляться дифференцированно с учетом объектной и методической направленности его последующей экспертной деятельности.
  4. В удостоверении о прохождения обучения в интернатуре или ординатуре, свидетельстве о профессиональной переподготовке, а также сертификате специалиста (приложении к нему) необходимо указывать конкретные подвиды судебно-медицинской экспертизы, по которым прошел подготовку и, соответственно, самостоятельно может осуществлять эксперт с учетом приобретенных им профессиональных компетенций.
  5. Последующее изменение или расширение подвидов экспертной деятельности, которые самостоятельно может осуществлять эксперт, может производиться только после прохождения им обучения по соответствующим программам дополнительного профессионального образования (ДПО).
  6. Дальнейшее непрерывное профессиональное развитие (НПР) эксперта может быть максимально полноценно и эффективно обеспечено только рациональным сочетанием обучения по программам ДПО и самоорганизуемого самоусовершенствования.
  7. С целью повышения мотивации непрерывного профессионального развития накопленные в результате участия в программах ДПО и осуществления самостоятельной образовательной деятельности зачетные единицы (кредиты) следует учитывать при прохождении экспертами ресертификации и установлении им квалификационных категорий.
Список опубликованных работ
1. Современные тенденции построения и совершенствования непрерывного обучения в судебной медицине // Судебно-медицинская экспертиза. – 2005. – Т. 48. – № 3. – С. 39-44 (соавторы: М.С.Дианкина, В.Н.Крюков, В.О.Плаксин).

2. Концепция преподавания судебной медицины в медицинских вузах // Материалы VI Всероссийского съезда судебных медиков. – Москва-Тюмень: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 56-57 (соавторы: М.С.Дианкина, В.Н.Крюков).

3. Реформирование вузовского компонента обучения студентов судебной медицине как необходимый этап совершенствования подготовки специалиста в области судебной медицины // Материалы Всероссийского совещания главных судебно-медицинских экспертов органов управления здравоохранения субъектов РФ, заведующих кафедрами (курсами) судебной медицины ГОУ ВПО и ДПО Росздрава, государственных судебно-медицинских экспертов. – Казань, 2006. – С. 19-22.

4. Система обратной связи как один из критериев оценки качества процесса преподавания // Актуальные проблемы судебной медицины: сб. науч. тр. – М, 2006. – С. 19-21 (соавторы: Е.М.Кильдюшов, Т.Н. Шабалина).

5. Перспективы развития системы преподавания судебной медицины в медицинском вузе // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики на современном этапе. Сборник пленарных и стендовых докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию РЦ СМЭ. – М.: РИО ФГУ «РЦСМЭ Росздрава», 2006. – С. 48-54.

6. Предложения по стандартизации терминологии, используемой при оценке качества оказания медицинской помощи // Судебно-медицинская экспертиза. – 2007. – Т. 50. – № 3. – С. 17-20 (соавторы: Е.М.Кильдюшов).

7. Формирование профессиональной компетентности в области судебной медицины в современных условиях // Высшее образование для XXI века: III Международная научная конференция: доклады и материалы. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. – С. 189-191.

8. Состояние и перспективы преподавания судебной медицины в Российской Федерации // Актуальные вопросы сотрудничества судебно-медицинских служб государств-участников СНГ: материалы международной конференции; под ред. Ю.А. Гусакова. – Минск: Медисонт, 2007. – С. 52-71.

9. Состояние и перспективы подготовки кадров для учреждений судебно-медицинской экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. Научно-практический журнал. – М.: Наука, 2007. – № 4 (8). – С. 45-50 (соавторы: В.А.Клевно).

10. Психологические аспекты публичной деятельности судебно-медицинского эксперта // Судебно-медицинская экспертиза. – 2009. – Т. 52. – № 1. – С. 48-51 (соавторы: Е.А.Башкирева).

11. Преподавание судебной медицины и подготовка экспертных кадров в современных условиях (концептуальная основа) // М.: ЗАО «Светлица», 2009. – 216 с.

12. Реформа отечественной высшей школы как отражение Болонского процесса // Судебно-медицинская экспертиза. – 2009. – Т. 52. – № 2. – С. 45-46.

13. Современный подход к формированию компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы // Судебно-медицинская экспертиза. – 2009. – Т. 52. – № 3. – С. 39-44.