Научная тема: «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ТУРЦИИ (В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ)»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Развитие взаимодействия науки, образования и производства в Турции в период с 1980гг. ХХ века до настоящего времени, с одной стороны, явилось адекватной реакцией на ряд острых социально-экономических проблем (неплотная промышленная сеть, низкий уровень производительности труда и инновационной активности предприятий, нехватка квалифицированных кадров и т.п.), с другой стороны, было обусловлено воздействием позитивных предпосылок и факторов (развитие новых отраслей промышленности, приоритетная поддержка государством инновационной деятельности, активное участие в международных научно-исследовательских программах, усиливающаяся интеграция системы высшего образования в европейское образовательное пространство, рост числа университетов и их исследовательского потенциала и др.). Наибольшее развитие получили такие формы взаимодействия, как консультирование; совместная научно-исследовательская (научные проекты) и образовательная деятельность (целевые программы, тренинги), как в рамках инновационной инфраструктуры (технопарки, инкубаторы), так и вне ее; участие бизнес-сообщества в управлении вузами (институты попечительства, наблюдательные советы), создании новых образовательных структур (частные предпринимательские университеты), финансировании научных и образовательных проектов. Особенности взаимодействия науки, образования и производства в современной Турции определяются расхождением в целевых ориентациях, интересах и позициях партнеров вследствие общей незаинтересованности профессорско-преподавательского состава в сотрудничестве, его оторванности от проблем регионального бизнес-сообщества, зависимости карьеры преподавателя высшей школы от публикации научных результатов, а не проведения инновационных разработок и их коммерциализации - со стороны вузов; невысокого инновационного потенциала преобладающих в стране предприятий среднего и малого бизнеса; недостаточной финансовой поддержки инновационных инфраструктур.
  • Концептуальной базой создания современной образовательной модели в Турции является комплекс мировоззренческих, идеологических, культурологических идей и подходов, включающий: идеи построения сильного турецкого государства на основе принципов модернисткой политической идеологии Кемаля Ататюрка; евразийскую доктрину, определяющую Турцию как региональную державу и лидера тюркских народов вследствие их этнической, культурной, духовной и языковой общности; религиозные принципы ислама в его демократической версии (равенства, справедливости, выборности власти); идеи индустриального развития (инновационного развития) на основе традиционных исламских ценностей.
  • Особенности взаимодействия науки, образования и производства определяют реализуемую в современной Турции модель профессиональной подготовки специалистов, для которой характерны следующие проблемы: 1) несоответствие уровня подготовки кадров высшей квалификации требованиям работодателей в ключевых секторах экономики; 2) низкий уровень готовности выпускников к инновационной деятельности; 3) неудовлетворенный социальный спрос на качественное высшее образование. Особенности организации подготовки трудовых ресурсов обусловлены поэтапным переходом к новой модели научно-образовательной деятельности, включающей обеспечение единства теоретической (инновационно-ориентированные курсы) и практической (проектные разработки, выполнение квалификационных работ в условиях реального производства) подготовки к инновационной деятельности; обеспечение единства образовательной и научной деятельности (внедрение результатов научных исследований в процесс обучения), междисциплинарное и международное сотрудничество, участие бизнес-сообщества в осуществлении учебного процесса.
  • Система управления высшим образованием в современной Турции характеризуется противоречивым сочетанием двух тенденций: стремлением к институциональной автономии; партисипативному управлению (привлечение бизнес-сообщества к управлению - через развитие института попечительства, наблюдательных советов и др.; студенчества - через органы самоуправления); диверсификации моделей высшей профессиональной школы на основе организационно-правовых форм, принципов деятельности и целевых ориентаций; использованию современных инструментов управления (целевое финансирование, стратегическое планирование и др.), инициируемые процессом интеграции в европейское образовательное пространство, с одной стороны, и усилением центральной роли государства в управлении высшей школой, стремлением к определению места личности, унификации и стандартизации форм (единый тип вуза - университет), принципов развития, требований к процессу и результатам деятельности вузов; ограничением академических свобод вузов, отражающие традиционные подходы и ценности турецкого общества, с другой.
  • Стратегическими приоритетами в модернизации управления высшей школой на современном этапе определены: повышение институциональной автономии; сокращение финансовой зависимости университетов от государства; повышение академической свободы университетов и совершенствование структуры внутреннего управления для капитализации научной репутации учреждения, стимулирования спроса на образование продвинутого уровня, развития перспективной модели научно-образовательной деятельности; повышение адаптации университетов к изменяющимся условиям.
  • 5. В основе проблемы обеспечения доступности высшего профессионального образования в Турции лежит ряд противоречий: между высоким спросом на высшее профессиональное образование со стороны растущего сегмента молодежи и недостаточным количеством вузов, предоставляющих качественное образование; между существованием единого типа высшей школы и высокой степенью гетерогенности вузов (по уровню развития, конкурентоспособности, качеству образовательных услуг); между ориентацией спроса на узкий сегмент наиболее престижных университетов и централизованным распределением абитуриентов в вузы. Являясь одной из ключевых, стратегия обеспечения доступности ВПО строится на основе расширения сектора высшего образования (увеличение количества университетов), развития системы обеспечения качества образования для устранения различий в подготовке специалистов в университетах, расширения частного сектора.
  • 6. Стратегия обеспечения и оценки качества образования в Турции носит поэтапный характер: на первом этапе (с середины 1990гг.) происходила адаптация британской модели оценки качества к условиям турецких университетов; на втором этапе - адаптация системы стандартов ISO, внедрение модели Всеобщего менеджмента качества (TQM), аккредитация образовательных программ в международных организациях, оценка турецких вузов Европейской ассоциацией университетов (c 2000г.); на третьем этапе - внедрение ежегодной внутренней (институциональной) оценки, внешней экспертизы каждые пять лет, участие студентов в процедуре оценки, публикация результатов и международное сотрудничество (с 2005г.). Стратегически приоритетное направление реализуемой модели обеспечения качества заключается в ведущей роли институциональной оценки (самооценки) и формировании культуры качества учреждения.
  • 7. Решение основных проблем, связанных с качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей вузов, реализуется по четырем направлениям: 1) повышение научной квалификации (направление докторантов на учебу в зарубежные университеты, развитие совместных докторских программ, организация в ведущих турецких университетах докторских программ подготовки преподавателей для региональных вузов и др.); 2) развитие педагогической (методической) подготовки через организацию в вузах краткосрочных курсов по планированию процесса обучения и оценке его результатов, организацию повышения квалификации с помощью Интернет-ресурсов, наставничество, самообразование; 3) изменение условий доступа, карьерного продвижения и аттестации преподавателей (введение минимального требования как наличие степени доктора философии, преимущественное внимание к исследовательской деятельности, публикации в международных журналах и др.); 4) развитие иноязычной компетенции (введение высоких требований к уровню владения языком (преимущественно английским), которые во многом определяют их продвижение по службе; тестирования: необходимость ведения занятий на иностранном языке, квалификационных экзаменов, написание статей на иностранном языке и др.).
  • Стратегия интернационализации, усиления академической мобильности, способствуя интеграции турецкой системы высшего образования в европейское образовательное пространство, повышению ее качества, в сочетании с совокупностью экономических, социальных, культурных факторов, проблем и особенностей страны (высокий социальный спрос на высшее образование, который рассматривается как «социальный лифт»; чрезвычайный разброс вузов по качеству образования; отсутствие возможности для абитуриента выбрать вуз; доминирование англоязычного образования и т.д.) обусловливает феномен интеллектуальной миграции.
  • Концептуальная идея нашего исследования заключается в том, что учет опыта формирования и реализации стратегий развития высшего образования в Турции позволяет принимать более аргументированные и обоснованные решения относительно реформирования образовательных систем, определения его приоритетных направлений, избегать нежелательных результатов другим странам, в том числе и России. Реализуемые в Турции стратегии развития высшего профессионального образования включают следующие конструктивные идеи: 1) активизация сотрудничества университетов с бизнес-сообществом и усиление рыночного регулирования взаимодействия науки, образования и производства посредством проведения совместных научных исследований, развития инновационной инфраструктуры, увеличения финансирования университетских исследований промышленностью, развития партнерства в подготовке специалистов к инновационной деятельности; 2) усиление позиции и роли университетов в развитии национального научно-инновационного комплекса посредством концентрации исследований в вузах, преимущественного внимания к исследовательской деятельности, увеличения финансирования вузовской науки; 3) системная интеграция высшей школы в европейские структуры (единопакетная реализация положений Болонской декларации и при их тесной взаимосвязи); 4) введение новых моделей управления с переходом от регулирующей роли государства к оценочной (введение института попечительства, стратегического планирования в вузах, целевого финансирования); 5) развитие новых подходов в обеспечении качества образования на основе мировых стандартов и разносторонняя подготовка преподавателей к профессионально-педагогической деятельности; 6) сбалансированное развитие интернационализации через активизацию международного сотрудничества по разным направлениям развития образования и науки (расширение мобильности, усиление англоязычной подготовки студентов, профессиональная подготовка с привлечением иностранных специалистов и др.).
Список опубликованных работ
Публикации в журналах, включенных в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ

1.Газизова А.И. Модели управления в высшем образовании Турции и институциональная автономия / А.И. Газизова // Казанский педагогический журнал. – 2007. – №5. – C.88-94.

2.Газизова А.И. Из опыта создания национальной системы обеспечения качества высшего образования в Турции / А.И. Газизова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №1. – С.32 -36.

3.Газизова А.И. Интернационализация и академическая мобильность в Турции как необходимые элементы инновационной образовательной и научной траектории / А.И.Газизова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии Образования. – 2008. – №2. – С.88 –97.

4.Газизова А.И., Гурье Л.И. Из опыта развития многоуровневого высшего образования в Турции // А.И.Газизова, Л.И. Гурье // Вестник Казанского технологического университета. – 2008. – №4. – С.158-164.

5.Газизова А.И. Докторские программы как третья ступень образования в Турции – участнице Болонского процесса / А.И.Газизова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №9. – С.307-317.

6.Гурье Л.И., Газизова А.И. Проблемы подготовки преподавателей вузов в Турции / Л.И. Гурье, А.И. Газизова // Высшее образование в России. – 2008. – №10. – С. 115-120.

7.Газизова А.И. На пути к формированию предпринимательского университета в Турции / А.И.Газизова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 14. – С.312-319.

8.Газизова А.И. Инвестиции в образовании и человеческий капитал как движущие силы экономического роста в Турции / А.И. Газизова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №3. – С. 35-44.

9.Газизова А.И. Развитие системы «наука-образование-производство» в Турции как ключ к созданию национальной инновационной системы / А.И. Газизова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии Образования. – 2009. – № 4. – С.111-119.

Монографии, учебные пособия

10.Газизова А.И. Формирование научно-исследовательской культуры в Турции через партнерство образования и промышленности / А.И.Газизова // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / Е.Ю.Аронова, М.А.Бирюкова, А.И.Газизова и др. / Под общ. ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: ЦРНС – Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. – С.183-197.

11. Газизова А.И. Высшее профессиональное образование Турции в контексте европейской интеграции / А.И. Газизова. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – 166 с.

12. Газизова А.И. Стратегия взаимодействия науки, образования и производства в Турции / А.И. Газизова. – Наб. Челны: Изд-во Камс. гос. инж.-экон. академии, 2008. – 135 с.

13.Газизова А.И. Высшая школа в контексте Болонского процесса: турецкий вариант / А.И. Газизова, Л.И. Гурье: учебное пособие для системы повышения квалификации преподавателей вузов. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – 48с.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах

14.Газизова А.И. Тенденции развития системы современного турецкого высшего образования (в контексте европейской интеграции) / А.И. Газизова // Вестник науч. трудов Нижнекамского филиала Московского гуман.-эконом. института. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2007. – С.262-271.

15. Газизова А.И. Академическая свобода как фундаментальный принцип в жизни университета и правительства Турции / А.И. Газизова // Социогуманитарный вестник. – 2008. – №2. – С.22-25.

16.Газизова А.И. Вопросы обеспечения доступности высшего профессионального образования в Турции / А.И.Газизова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2008. – № 10 (17): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. Ч.2. – С.51-53.

17.Газизова А.И. Высшая школа Турции: различия в образовательном потенциале и ресурсах государственных и частных университетов / А.И.Газизова // Актуальные вопросы современной науки / Сборник научных трудов / Под общ. ред. С.С.Чернова. – Выпуск 4. – Кн.1. – Новосибирск: ЦРНС - Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. – С.111-116.

18.Газизова А.И. Международное сотрудничество турецких университетов по развитию совместных дипломов / А.И.Газизова // Образование в техническом вузе в XXI веке: междунар. межвуз. науч.-метод. сборник / ГОУ ВПО «Камская гос. инж.-экон. акад.» – Вып. 2. – Набережные Челны: Изд-во Кам. гос. инж.-экон. акад., 2008. – С.63-66.

19.Газизова А.И. Образовательные технологии как инструмент профессионального развития преподавателей вузов Турции / А.И.Газизова // Образование в техническом вузе в XXI веке: междунар. межвуз. науч.-метод. сборник / ГОУ ВПО «Камская гос. инж.-экон. акад.» – Вып. 3. – Набережные Челны: Изд-во Кам.гос. инж.-экон. акад., 2008. – С. 19-20.

20.Газизова А.И. Реализация принципов Великой Хартии Универ-ситетов в Турции / А.И.Газизова // Вестник НГПИ: сборник науч.-метод. трудов. Вып.11. – Набережные Челны: НГПИ, 2008. – С.7-13.

21.Gazizova A.I. Degree system in Turkey within the Bologna reforms / A.I.Gazizova // International journal of experimental education. – 2008. – №3. – P.89-90. (ISSN 1996-3947).

22.Газизова А.И. Бизнес-сообщество как эксперт качества профессионального образования в Турции / А.И. Газизова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2009. – № 4 (23) : Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. Ч.2. – С. 38-41.

23.Газизова А.И. Выполнение Лиссабонской конвенции о признании квалификаций высшего образования в Турции / А.И. Газизова // Актуальные вопросы современной науки / Сборник научных трудов (Выпуск 6) / Под. общ. ред. С.С.Чернова. – В 3-х кн. – Кн.3. – Новосибирск: ЦРНС – Издательство «СИБПРИНТ», 2009. – С. 30-35.

24.Газизова А.И. Перспективы развития инновационных процессов в сферах образования и промышленного производства Турции / А.И. Газизова // Актуальные вопросы современной науки / Сборник научных трудов / Под. общ. ред. С.С.Чернова. – Выпуск 5. – Кн.2. – Новосибирск: ЦРНС –Издательство «СИБПРИНТ», 2009. – С. 73-80.

25.Газизова А.И. Стратегия развития науки в Турции в условиях экономического роста / А.И.Газизова // Научная жизнь. – 2009. – №1. – С.34-38.

Материалы научных конференций

26.Газизова А.И. Англоязычные академические программы в Турции и международная мобильность: взаимосвязь и взаимовлияние / А.И. Газизова // Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме (Лемпертовские чтения – IX). Сборник статей по материалам междунар. научно-метод. симпозиума «Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме». (Пятигорск, 30-31 мая 2007 г.). – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – С.92-96.

27.Газизова А.И. Мобильность студентов и преподавателей высшей школы Турции в контексте европейской интеграции / А.И. Газизова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики // Гуманитарные науки и образование. Ч.2.: Материалы междунар. науч. конф. (Тольятти, 18-21 апреля). – Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н.Татищева, 2007. – С.109-118.

28.Газизова А.И. Партнерство университетов с промышленными предприятиями: турецкий опыт / А.И. Газизова // Новые тенденции в международной академической мобильности и формировании инновационной образовательной среды России (Материалы V Всеросс. конф. и XV Всеросс. школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей»). (Анапа, Новороссийск, 21-29 сентября 2007г.). – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – С.89-93.

29.Газизова А.И. Управление высшим образованием в Турции: проблемы и перспективы / А.И. Газизова // Педагогика, лингвистика и информационные технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Елец, 20-23 сентября 2007г.) – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2007. – Том 2. – С.38-45.

30.Газизова А.И. Турецкий опыт международной коллегиальности и сотрудничества в области образования / А.И.Газизова // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Ижевск, 14-16 ноября). – Ижевск: ГОУ ВПО «УдГУ», 2007. – С.150-153.

31. Газизова А.И. Аккредитация технических программ турецких университетов международными организациями / А.И.Газизова // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: Материалы III Междунар. конф.(22-24 апреля 2008г., Ижевск). В 2т.Т.1. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. – С.127-133.

32.Газизова А.И. Взаимодействие образования, науки и бизнеса в области профессиональной подготовки специалистов в вузах Турции / А.И. Газизова // Практика корпоративного антикризисного управления и проблемы интеграции образования, науки и бизнеса: сборник научных трудов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 1 февраля 2008г.).– Москва: МЭСИ, 2008. – С.35-39.

33.Газизова А.И. Иностранные языки и межкультурная коммуникация в современном образовательном пространстве Турции / А.И. Газизова // Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 55-летитю ЛИИН (ФИЯ) БГПУ (11-12 октября 2007, Барнаул). – Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 66-70.

34.Газизова А.И. Интеграция в западную систему ценностей как направление в образовательной теории и практике Турции / А.И. Газизова // Исследование мира и миротворческий дискурс в системе образования: Материалы II междунар. конф. ( Томск, 14-16 июня 2007г.) – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – С.179-182.

35.Газизова А.И. Качественные преобразования современной турецкой высшей школы в контексте анализа политики и стратегии развития государства / А.И.Газизова // Мир-Язык-Человек: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Владимир, 27-29 марта 2008г.). – Владимир: ВГГУ, 2008. – С.485-494.

36.Газизова А.И. Место и роль преподавателя высшей школы Турции в обществе знаний и наукоемкой экономике / А.И. Газизова // Управление и общество: Материалы III Всерос. научно-практ. конф. 14 мая 2008г. – Тамбов: Изд-во Тамбовского филиала ОРАГС, 2008. – С.243-247.

37.Газизова А.И. Модернизация турецких университетов в контексте перспектив развития экономики страны / А.И.Газизова // Наука и образование: Материалы VII Междунар. науч. конф. (14-15 марта): В 4ч. / Беловский институт (филиал) ГОУ ВПО «Кемеровский гос. университет». – Белово: ООО «Канцлер», 2008. – Ч.2 – С.157-160.

38.Газизова А.И. Неравная конкуренция между учреждениями высшего профессионального образования Турции / А.И. Газизова // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сборник статей XV Междунар. науч.-метод. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – С.37 - 40.

39.Газизова А.И. Реализация принципа единства образовательной и научной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Турции / А.И.Газизова // Турция – Татарстан: на пути к стратегическому партнерству: мат-лы Международной науч.-практ. конф., (Казань, 23 ноября 2007г. ) – Казань: Познание, 2008. – С.126-131.

40.Газизова А.И. Рыночные силы в высшем образовании Турции / А.И. Газизова // Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения. Проблемы и перспективы развития бизнеса и экономики. Т.1: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и докторантов 23 сентября 2008г. – Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2008. – С.181-184.

41.Газизова А.И. Стратегический план развития университета в Турции / А.И. Газизова // Гуманитарные науки в современном мире: Материалы междунар.науч.-практ.Internet-конф. (07 апреля-31 июля 2008г.). – Тамбов: Изд-во Чеснокова А.В., 2008. – С.39-43.

42.Газизова А.И. Утечка интеллектуального капитала Турции в условиях межкультурного взаимодействия / А.И.Газизова // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы: в 2 ч. / КГУКИ; материалы Междунар. науч.конф., Казань, 17-18 апреля 2008. – Казань: Изд-во КГУКИ, 2008. – Ч.1. – С.113-115.

43.Газизова А.И. Формирование единого коммуникативного пространства в Турции в условиях интеграционных процессов в системе образования / А.И.Газизова // Турция – Татарстан: на пути к стратегическому партнерству: мат-лы Международной науч.-практ. конф., 23 ноября 2007г. – Казань: Познание, 2008. – С.131-135.

44.Газизова А.И. Реформы высшей школы в России и Турции: сравнительный анализ / А.И.Газизова // Иностранные языки в образовательном пространстве современного вуза: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. ( Набережные Челны, 23 апреля 2010г.). – Набережные Челны: Лаб. операт. полиграфии, 2010. – С.199-204.

45.Газизова А.И. К вопросу о возможности учета опыта Турции в процессе реформирования отечественного высшего образования / А.И.Газизова // Наука, технологии и коммуникации в современном обществе: материалы Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием (8-12 февраля 2010г., Набережные Челны). – Набережные Челны: Лаб. операт. полиграфии, 2010. – Т.1. – С.372-374.