- Методологическую основу разработки экспериментально-аналитической модели обучения педагогике составляют идеи: «встроенности» процесса преподавания педагогики в педагогическом вузе в социальный и научный контекст; зависимости цели, содержания логики и методики преподавания педагогики от уровня развития педагогики как научной дисциплины и существующих подходов к научно-педагогическому знанию; дополнительности познавательной и профессионально-педагогической деятельности в процессе преподавания педагогики; понимания образовательного процесса как поэтапного перевода студента в позицию субъекта, способного переводить теоретические знания и эмпирический опыт в обобщенные личностные знания, а также в ценности и алгоритмы профессиональной деятельности.
- Экспериментально-аналитическое обучение педагогике представляет собой процесс взаимодействия студента и преподавателя в вариативной образовательной среде вуза, обеспечивающий многократные вариативные переходы «теория-практика» и «практика-теория» благодаря использованию многообразия видов познавательной и практической педагогической деятельностей, интегрирующих в процессе обучения педагогике в профессионально-исследовательскую деятельность.
- Переход «теория-практика», «практика-теория» представляет собой: а) методологический принцип, предполагающий диалектичное рассмотрение педагогических понятий в контексте эффективной педагогической деятельности и педагогических феноменов в теории в процессе профессионально-исследовательской педагогической деятельности; б) технологию ‑ взаимозамену познавательной и практической педагогической деятельностей в рамках одного дидактического цикла (учебного модуля) для формирования профессионально-исследовательской педагогической деятельности; в) результат ‑ поэтапное преобразование в ходе обучения студентов педагогике объективного педагогического знания и субъективного эмпирического педагогического опыта конкретного студента в его обобщенное личностное знание и освоенные/созданные, отрефлексированные им ценности и алгоритмы профессиональной деятельности, позволяющие освоить профессионально-исследовательскую деятельность.
- Технология экспериментально-аналитического обучения педагогике имеет четыре этапа: ориентационный; отработка взаимопереходов «теория-практика», «практика-теория» в процессе освоения базовых компетентностей педагога; отработка механизма саморазвития в практической педагогической деятельности; отработки механизма экспериментально-аналитического изучения педагогики в практической педагогической деятельности,
- Каждый этап включает один и более макро-модулей взаимопереходов «теория-практика», «практика-теория», осуществляемых в соответствии с 12 шагами алгоритмического цикла, к которым относятся: ценностно-смысловое самоопределение в качестве субъекта познавательной деятельности (1); актуализация имеющихся знаний, опыта, представлений, стереотипов по рассматриваемому вопросу (2); поэтапный переход от имеющихся знаний к новым, более системным ‑ теоретическим (3); применение знаний для анализа фрагментов педагогического процесса, проектирования более эффективного варианта профессиональной деятельности и общения, собственного поведения в возможных вариантах развития педагогического процесса (4); выявление пробелов в имеющихся знаниях (ценностно-смысловое самоопределение), восполнение их путем самостоятельной работы под руководством преподавателя и самообразования (5); совершенствование педагогического процесса и себя как субъекта педагогической деятельности (6); осмысление результатов в себе, в измененной ситуации профессиональной деятельности, в детях (8); выявление возникших проблем (8); определение вопросов для исследования и изучения с целью совершенствования педагогического процесса (9) последующее ценностно-смысловое самоопределение (10), переход к самообразованию (11) и саморазвитию (12).
- Условиями реализации технологии экспериментально-аналитического преподавания педагогики являются организационно-психологические: стимулирование комплекса профессионально-личностных характеристик преподавателя педагогики, в частности ‑ постоянное обращение к практическому опыту, включая опыт, поведение, примеры студентов, для получения системного обобщенного знания; рефлексии собственного опыта преподавателя; системная интеграция сотрудников кафедры: в инновационные процессы, происходящие в отрасли образования региона; содержательно-методические: создание и совершенствование пакета методических материалов, обеспечивающих динамику элементов процесса экспериментально-аналитического преподавания педагогики: формирование системных личностно значимых педагогических знаний; применение знаний для анализа и проектирования; осуществление «обратного» перехода от практики к обобщению; стимулирование рефлексии и саморазвития; организацию самоконтроля и контроля результативности педагогической подготовки; социально-педагогические: система внеучебной работы кафедры педагогики; система сотрудничества кафедры с образовательными учреждениями города и края.
1.Косолапова, Л.А. Взаимодействие курсов педагогики с педагогической наукой, социальной и образовательной практикой [Текст] / Л.А. Косолапова // Педагогическое образование и наука, 2009, №6, 112с. – С.85-89.
2.Косолапова, Л.А. Влияние педагогической науки и социальной практики на конструирование педагогики как учебной дисциплины [Текст] / Л.А. Косолапова // Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена = Izvestia: Herzen University Jurnal of Humanities & Sciences. №116: научный журнал. СПб, 2009. 316 с. С.37-45.
3.Косолапова, Л.А. Дидактика самоорганизации в дистанционном образовании [Текст] / Л.А. Косолапова, Т.Е. Кирикович // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал, 2009, №6, 112с. – С.74-78 (0,4/1 п.л.).
4.Косолапова, Л.А. Исторический анализ и модели процесса преподавания педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. 4 (61). С. 98-101.
5.Косолапова, Л.А. Микроисследования как условие формирования исследовательской компетенции у будущих учителей физической культуры [Текст] / Л.А. Косолапова, Н.В. Юняева // Теория и практика физической культуры, 2009, №5, 92с. – С.22-25 (0,5/1 п.л.).
6.Косолапова, Л.А. Преподавание педагогики: от теории к практике [Текст] / Л.А. Косолапова, О.В. Матвеева // Педагогическое образование и наука, 2009, №6, 112с. – С.78-82 (0,7/1 п.л.)
7.Косолапова, Л.А. Система внеучебной деятельности кафедры педагогики педагогического вуза [Текст] / Л.А. Косолапова // Высшее образование сегодня, 2009, №6, 93с. – С.28-32.
8.Косолапова, Л.А. Теоретико-методологические подходы к педагогике как системе научного знания [Текст] / Л.А. Косолапова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, серия «Педагогические науки», № 1(45) 2010, 198с. С.7-11.
Монографии
9.Косолапова, Л.А. Модели, технологии, методики, приемы преподавания педагогики: опыт систематизации (Экспериментально-аналитическое преподавание педагогики): монография [Текст] / Л.А. Косолапова; Уральский гос.ун-т; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2006. 103 с.
10.Косолапова, Л.А. Педагогика как контекст конструирования учебных педагогических дисциплин: монография [Текст] / Л.А. Косолапова. – М.: Флинта: Наука, 2010. 80с.
Коллективные монографии
11.Косолапова, Л.А. Глава III Экспериментально-аналитическое обучение педагогике как эффективная технология подготовки специалистов для отрасли образования [Текст] / Л.А. Косолапова // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография/ [Е.М. Авласович, Н.Е. Александрова, А.И. Артюхина и др.]; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 5. – Воронеж: ВГПУ, 2010. С.34 -50 (1/22,5 п.л.).
12.Косолапова, Л.А. Глава 2.2. Преподаватель педагогики: профессионально значимые особенности [Текст] / Л.А. Косолапова // Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография/ Р.А.Богданова, Т.П. Варламова, С.Г. Вахитова и др./ Под общ. ред С.С. Чернова. – Книга 2. – Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. 289с. С.62-74 (1/18 п.л.).
Статьи и тезисы выступлений на науч.-практ. конференциях
13.Косолапова Л.А. Формирование целей учебной дисциплины «педагогика» в контексте ценностей, целей, перспектив развития высшего образования [Текст] / Л.А. Косолапова //Второй международный конгресс по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем и делинквентности детей и подростков. Пермь, Перм.гос.пед. ун-т 2010. С.120-123.
14.Косолапова, Л.А. Социальные и педагогические условия подготовки кадров для детских оздоровительных лагерей [Текст] / Л.А. Косолапова, Т.Е. Патрушева. // Вестник конференции: тематический сборник материалов межрегиональной науч.практ.конф.с международным участием «Социально-экономические, управленческие и психолого-педагогические аспекты эффективного продвижения услуги отдыха и оздоровления населения в новых условиях» (19-21 января 2010г.) Тюмень, Ребячья республика, 2010. С.26-30 (0,2/0,3 п.л.).
15.Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическое преподавание педагогики в условиях моно- и многоуровневой стратегий подготовки специалистов для отрасли образования [Текст] / Л.А. Косолапова //Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Сборник статей по материалам научно-практической конференции с международным участием «Педагогическое образование: история, современность, перспективы», посвященной 90-летию Новгородского высшего педагогического образования. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. C. 50-55.
16.Косолапова, Л.А. Использование суггестивных технологий в процессе экспериментально-аналитического преподавания педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: Материалы международной науч.-практ.конф. Пермь: ПГПУ, 2009. C.181-185.
17.Косолапова, Л.А. Программированный учебник И.Е. Шварца по педагогике и современность [Текст] / Л.А. Косолапова // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: Материалы международной науч.-практ.конф. Пермь: ПГПУ, 2009. C. 185-191.
18.Косолапова, Л.А. Взаимосвязь теории и практики в процессе преподавания педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова //Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для системы образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1» Пермь, 2009. С.66-67
19.Косолапова, Л.А. Модели преподавания педагогики в педагогическом вузе [Текст] / Л.А. Косолапова //Культура и образование как фактор развития региона: материалы междунар. науч.-практ. конф. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2008. Ч.2. С.194-199.
20.Косолапова, Л.А. Решение задач развития профессиональной компетентности педагогов [Текст] / Л.А. Косолапова //Дополнительное образование: от традиционного к инновационному (материалы и тезисы науч.-практ.конф. педагогов)/ Сост. Косолапова Л.А., Сулейманова С.- Пермь, 2008. C.188-194 (0,2/0,4).
21.Косолапова, Л.А. Социальная практика как фактор формирования целей и задач учебного предмета «педагогика» [Текст] / Л.А. Косолапова // Современные технологии в профессионально-педагогическом образовании: Материалы науч.-практ.конф. Пермь: ПГПУ, 2008. С.15-21.
22.Косолапова, Л.А. Модели подготовки студентов к инновационной деятельности в современном образовании [Текст] / Л.А. Косолапова //Инновации в образовании: сб.материалов регион. фестиваля-конференции, посвященных инновац. деят. совр. школы. Часть 3. – Пермь: Прикамский социальный институт, 2008. С. 34-38.
23.Косолапова, Л.А. Повышение профессионализма учителя в системе методической работы школы (экспериментально-аналитическое преподавание педагогики) [Текст] / Л.А. Косолапова // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всерос. науч.-практ.конф.– СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2008. С.190-193.
24.Косолапова, Л.А. Карта оценки профессиональной педагогической компетентности как форма оценки результатов обучения будущего педагога [Текст] / Л.А. Косолапова // Оценка качества освоения педагогических дисциплин в контексте аттестации вуза: Сб. статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2008. С.146 -154.
25.Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическая модель преподавания педагогики как воспитательная модель высшего образования [Текст] / Л.А. Косолапова //Совершенствование воспитательной системы образовательных учреждений в современных условиях, проблемы преемственности воспитания школа вуз: материалы научно-практ.конф Пермь 2007. С.155-162.
26.Косолапова, Л.А. Методологические основы преподавания педагогики в педагогическом вузе [Текст] / Л.А. Косолапова //Состояние, перспективы и инновации профессионально-педагогического образования: материалы межвуз. науч.-практ.конф./ сост. Е.В. Воронина. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2007. С.38-43.
27.Косолапова, Л.А. Технология формирования профессиональной компетентности педагога [Текст] / Л.А. Косолапова // Профессиональная компетентность педагога: Сб. статей.Ч.2. ПОИПКРО. Пермь, 2006. С.9-17.
28.Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики как один из факторов эффективной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / Л.А. Косолапова // Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: Материалы регио. науч.-практ. конф. Пермь: ПГПУ, 2006.
29.Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики как условие развития профессиональной компетентности учителя [Текст] / Л.А. Косолапова // Ценностно-смысловые ориентация и стратегии управления развитием образовательных учреждений: Материалы Всероссийской науч.-метод. конф. (IV Чередовские чтения, 30 мая 2006). Кн. I. – Омск: ОмГПУ, 2006. C.44 - 48
30.Косолапова, Л.А. Результат преподавания/изучения педагогики в контексте непрерывного педагогического образования [Текст] / Л.А. Косолапова // Язык, культура, образование в современном мире: Материалы Междунар. науч.-практ.конф. Пермь: ПГПУ, 2006. С.54 - 57.
31.Косолапова, Л.А. Теоретические и методические подходы к организации процесса профессионально- личностного роста педагогических работников учреждения дополнительного образования детей [Текст] / Л.А. Косолапова, С.Сулейманова.//Компетентность. Творчество. Деятельность. Успех (Опыт реализации программ обучения педагогов дополнительного образования детей):Сб.метод. материалов Пермь, 2006. С.4-15.
32.Косолапова, Л.А. Особенности методической работы в условиях внедрения личностно ориентированного подхода к образованию детей и взрослых [Текст] / Л.А. Косолапова //Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: Материалы региональной науч.-практ. конф. Пермь: ПГПУ, 2006. С.68-73.
33.Косолапова, Л.А. Система подготовки педагогических кадров в ДД(Ю)Т [Текст] / Л.А. Косолапова // Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: Материалы региональной науч.-практ. конф. Пермь: ПГПУ, 2006. С.161-163.
34.Косолапова, Л.А. Единство учебной и внеучебной работы как условие профессионального самоопределения студентов в процессе экспериментально-аналитического изучения педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова // Пути совершенствования и развития воспитательной системы ПГПУ: Материалы науч.-практ.конф. Пермь:ПГПУ, 2003. С.7-10.
35.Косолапова, Л.А. Внедрение технологии экспериментально-аналитического изучения педагогики как одно из направлений модернизации высшей школы [Текст] / Л.А. Косолапова // Проблемы модернизации школьного математического образования: Материалы науч.-практ. конф. Пермь:ПГПУ, 2003. С. 201-203.
36.Косолапова, Л.А. Возможности внеучебной работы для профессионального самоопределения студентов в процессе экспериментально-аналитического изучения педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова // Пути совершенствования и развития воспитательной системы вуза: Материалы науч.-практ.конф. Пермь:ПГПУ, 2003. С.34-40.
37.Косолапова, Л.А. Возможности феноменологии в разработке новых концепций изучения педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова // Философия образования и реформа современной школы: Материалы гор. науч.-практ. конф. / Пермь: Центр развития образования, 2002. С. 88-90.
38.Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики - концептуальные идеи инновационной технологии [Текст] / Л.А. Косолапова // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы междунар.науч.-практ. конф. Часть 3. - М.:Обл.гос.пед.ун-т, 2000. С. 57-60.
39.Косолапова, Л.А. Философские основы экспериментально-аналитического изучения педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе. Разделы V,VI,VII,VIII,IX. Том II. – Пермь: Пермск.госуд.техн.ун-т., 2000. С.231-234.
40.Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики – философский аспект [Текст] / Л.А. Косолапова // Философия образования начала третьего тысячелетия: взгляд в будущее. Материалы обл.науч.-практ.конференции Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2000. С.34-37.
41.Косолапова, Л.А. Педагогическая практика в целостном процессе экспериментально-аналитического изучения педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова // Педагогическая практика в условиях современного педагогического образования: Материалы регион. науч.-практ. конф. Часть I. – Челябинск: ЧГПУ, 1997. С.5-7.
42.Косолапова, Л.А. Технологические аспекты экспериментально-аналитического изучения педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова // Образовательные стандарты и профессиональная культура специалиста: Материалы регион. науч.-практ. конф. - Омск: ОГПИ им. А.М. Горького, 1997. С.54-57.
43.Косолапова, Л.А. Возможности творческого саморазвития будущего учителя в условиях экспериментально-аналитического изучения педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова //Инновационные процессы в образовательных учреждениях. Часть I. – Тез. докл. обл. научно-практической конференции. Омск: ОГПИ им. А.М. Горького, 1994. С.84-88.
44.Косолапова, Л.А. Опыт подготовки студентов к работе с родителями учащихся в рамках экспериментально-аналитического курса педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова, Н.А. Май // Семья: ресурсы и ответственность в изменяющемся мире. Часть II.: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. - Омск: ОГПИ им. А.М. Горького, 1994. С.10-13 (0,1/0,2 п.л.).
45.Косолапова, Л.А. Опыт педагогической подготовки студентов педагогики [Текст] / Л.А. Косолапова // Управление образовательным процессом в учебном заведении: Тез.докл. межвуз. науч.-практ конф. Омск: ОГПИ им. А.М. Горького, 1993. С.80-82.
46.Косолапова, Л.А. Возможности курса педагогики для профессионального самоопределения студентов педвуза [Текст] / Л.А. Косолапова // Образование на Западном Урале: история, современность, перспектива развития: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Березники, 1993. С.75-77.
47.Косолапова, Л.А. Творчество и самостоятельность студентов на занятиях по педагогике [Текст] / Л.А. Косолапова // Культура - источник возрождения духовности народа. – Тез.докл. межвуз.науч.-практ. конф. Омск: ОГПИ им. А.М. Горького, 1993. С.63-65.
Методические пособия для преподавателей и для студентов
48.Косолапова, Л.А. Качество образования в ПГПУ: становление системы управления: Научно-методическая разработка [Текст] / А.К.Колесников, Л.А. Косолапова, А.И. Санникова, И.Г. Никитин, Б.М. Чарный. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т. 2009. 112с. (1,4/7 п.л.).
49.Концепция воспитательной системы Пермского государственного педагогического университета. Программа воспитательной работы со студентами (на цикл обучения) [Текст]/ авт.-сост. В.В. Коробкова, Л.А. Косолапова; Пермь, Перм. гос. пед. ун-т. 2009. – 44 с. (1,4/2,75п.л.).
50.Косолапова, Л.А. Качество образования в Пермском государственном педагогическом университете: Методические материалы [Текст] / А.К.Колесников, Л.А. Косолапова, А.И. Санникова, И.Г. Никитин, Б.М. Чарный; Пермь, Перм. гос. пед. ун-т. 2008. — 58 с. (0,7/3,6 п.л.).
51.Педагогическая практика: концепция и программа [Текст] / авт.-сост. Л.А. Косолапова, Н.Г. Липкина, Д.В. Тюлькина и др. ; под ред. Л.А. Косолаповой ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 17 с. (0,5/1 п.л).
52.Косолапова, Л.А. Педагогика и психология профилизации общеобразовательной и высшей школы: учебно-методический комплекс для направлений 050400 - социально-экономическое образование, 050200 – физико-математическое образование [Текст] / Л.А. Косолапова, Н.Г. Липкина; Пермь, Перм. гос. пед. ун-т. 2008. 39с. (1,5/2,43 п.л.).
53.Педагогика: программа и методические материалы для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по программам бакалавриата по направлениям 050200.62 Физико-математическое образование, 050400.62 Социально-экономическое образование [Текст] / Авт.-сост. Л.А. Косолапова, Н.Г. Липкина, Н.А. Гангнус; отв.ред.Л.А. Косолапова; Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2008. 136. (5/8,5 п.л.).
54.Косолапова, Л.А. Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов, обучающихся по педагогическим специальностям [Текст] / Л.А. Косолапова, Н.А. Май; Пермь, Перм. гос. пед. ун-т. 2005. 60с. (1,5/3,8 п.л.).
55.Косолапова, Л.А. Исследовательские задания по педагогике: метод.разработка [Текст] / Л.А. Косолапова; 2-е изд. Пермь, Перм. гос. пед. ун-т. 2005. 44с.
56.Косолапова, Л.А. Педагогика высшей школы: программа курса. Специальность 540200 – «Магистр по направлению физико-математическое образование» [Текст] / Л.А. Косолапова; Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2005. 36с.
57.Педагогика: программа и методические материалы для студентов высших педагогических учебных заведений. Специальность «Учитель». [Текст] / Авт.-сост. Л.А. Косолапова, Р.А. Рогожникова, Т.П. Гаврилова и др.; отв.ред Л.А. Косолапова; Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2005. 149с. (3/9,3 п.л.).
58.Косолапова, Л.А. Помощник начинающего учителя (экспериментально-аналитическое изучение педагогики): Практическое пособие по курсу «Педагогика» [Текст] / Л.А. Косолапова; Пермь, Перм. гос. пед. ун-т. 2001. 165 с.
59.Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики. Часть 2. Дидактика: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.А. Косолапова; Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2000. 82с.
60.Косолапова, Л.А. Экспериментально-аналитический курс изучения педагогики: программа и методические рекомендации. Часть I. Введение в педагогическую профессию. Педагогические системы, теории, технологии воспитания: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.А. Косолапова; Пермь, Перм.гос.пед.ун-т. 1996. 112с.