Научная тема: «РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выявленные и уточненные в исследовании тенденции зарождения, становления, развития и реформирования профессиональной подготовки в гуманитарной высшей школе: развитие высшего гуманитарного образования в соответствии с возрастающими потребностями общества в инновационных специалистах гуманитарной квалификации; постоянный спрос на гуманитарные знания в условиях недостатка общественных школ; в широком масштабе разрешение вопроса о гуманитарном образовании народных масс; открытие доступа желающих к высшему гуманитарному образованию; реализация многовариантных по форме и содержанию образовательного процесса гуманитарных вузов; создание предпосылок в советский и современный российский периоды для реформирования высшего профессионального гуманитарного образования и модернизации профессиональной подготовки студентов; обоснованная характеристика современного состояния модернизации профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов Российской Федерации.
  2. Разработанные концептуальные научные и прикладные положения системы высшего профессионального гуманитарного образования студентов: основные пути придания опережающего характера развитию высшего профессионального гуманитарного образования как педагогической парадигмы ХХI века: обеспечение устойчивых гарантий качественного профессионального образования студентов; создание условий для повышения качества профессиональной подготовки; управление развитием высшего профессионального образования на основе системы менеджмента и качества; формирование эффективных социально-экономических механизмов в высшей гуманитарной школе; обеспечение профессиональной подготовки студентов высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством, обществом, регионами; внедрение в профессиональную подготовку инновационных технологий обучения и воспитания студентов. Детализированная и апробированная инновационная отрасль педагогики высшей школы - профессиональная педагогика, изучающая закономерности профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов, обладающая научно-обоснованным объемом и предметом, как относительно самостоятельной научной отрасли, основными категориями и понятиями, содержательными задачами и методами научного исследования. Концепция модернизации высшего профессионального образования студентов в гуманитарных образовательных учреждениях, представляющая собой научно-обоснованную систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных направлений, методологических и теоретических положений профессиональной деятельности ректората, профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов, направленных на модернизацию высшего гуманитарного и послевузовского профессионального образования и являющийся органичной составной частью модернизации российского образования на период до 2010 года; структура данной концепции, включающая: инновационную сущность системы высшего профессионального образования в ГОУ; основные цели и задачи профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов; организационную структуру высшего профессионального гуманитарного образования и профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля; содержание системы высшего профессионального в гуманитарной высшей школе; развитие учебно-материальной базы гуманитарных вузов; управление модернизацией системы высшего профессионального образования в гуманитарных вузах; концептуальные приоритеты модернизации высшего профессионального образования в гуманитарных вузах; основные этапы и программу реализации Концепции по модернизации высшего профессионального гуманитарного образования до 2010 года; мониторинг качества модернизации высшего профессионального образования в гуманитарных вузах. Инновационная сущность профессиональной подготовки как целенаправленного и организованного педагогического процесса в высшей гуманитарной школе по обновлению и обеспечению современного качества высшего гуманитарного образования и на этой основе качественная подготовка к профессиональной деятельности в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства; содержание профессиональной подготовки, включающее в себя учебную, методическую, воспитательную и научную работу; структура процесса, предполагающая наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей, задач, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм его реализации, управления, видов контроля, результатов образовательной деятельности.
  3. Проверенные опытно-экспериментальным путем педагогические программы реализации Концепции, состоящие из целей и задач, трех этапов, а также путей и условий модернизации учебно-методической, воспитательной и научной работы, управления качеством профессиональной подготовки на каждом этапе. Разработанные теоретические и эмпирические критерии: уровень учебно-методического обеспечения; уровень воспитательного обеспечения; уровень кадрового обеспечения; уровень текущих и итоговых результатов профессиональной подготовки; уровень научного обеспечения и уровень трудового обеспечения: показатели и уровни профессиональной подготовленности обучающих и обучающихся в гуманитарных вузах.
  4. Обоснованные направления повышения эффективности профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов, включающие совершенствование управления качеством профессиональной подготовки студентов, оптимизацию ее учебно-методического обеспечения, воспитательное и научное сопровождение профессиональной подготовки обучающихся, проектирование модели функционирования мониторинга профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов.
Список опубликованных работ
а) монография, статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК:

Низиков М.А. Развитие системы профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов: Монография. - М.: ВУ, 2007. – 236 с.

Низиков М.А. Концептуальные основы профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов российской Федерации. – М.: ВУ, 2009. – 166 с.

Низиков М.А. Проблемы контроля негосударственных высших учебных заведений (статья) // Право и образование. - 2005. - №1. – С. 49-67.

Низиков М.А. Становление методологических основ педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава в российской педагогике высшей школы (статья) // Мир образования - образование в мире. - 2008.- №3(31). – С. 67-78.

Низиков М.А. Развитие профессиональной педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава в российской педагогике высшей школы (статья) // Право и образование. - 2008. - №3. – С. 25-32.

Низиков М.А. Проблемы гуманитарного воспитания в негосударственных вузах // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – Т.11. - №4. - С.824-826.

Низиков М.А. Оптимизация процесса воспитания курсантов военно-инженерных вузов в условиях их реорганизация // Мир образования - образование в мире. – 2009. – №4(36). - С.25-31.

Низиков М.А. Проблемы профессионального роста современного военного специалиста // Мир образования - образование в мире. – 2009. - №3(35). - С.123-127.

Низиков М.А. Деструктивные субкультуры // Мир образования - образование в мире. – 2009. - №2(34). - С.11-17.

Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. – 2010. - №1(37). - С.11-16.

б) статьи, тезисы, доклады на конференциях и форумах:

Низиков М.А. Особенности налогового обложения образовательных учреждений высшей школы // Сборник научных статей. - М.: ВГНА МНС России, 2002. – С. 23-37.

Низиков М.А. Образовательные учреждения как форма некоммерческой организации: правовой аспект // Сборник научных статей. - М.: ВГНА МНС России, 2003. – С. 41-49.

Низиков М.А. Налоговые механизмы регулирования деятельности образовательных учреждений // Налоги. - 2003. - №2. – С. 62-69.

Низиков М.А. Негосударственные образовательные учреждения: проблемы контроля // Исследования некоторых исторических и политологических проблем. Межвузовский сборник научных работ. - Вып. 2. - М., 2006. - С. 180-197.

Низиков М.А. Налоговые механизмы регулирования деятельности образовательных учреждений // Кафедральный вестник. – 2006. - №4. – С. 17-22.

Низиков М.А., Сливин Т.С.Тенитилов С.В., Цепин М.О. Особенности субкультуры различных категорий военнослужащих (статья) // Военная субкультура: проблемы, технология работы. Сборник статей. - М.: МПСИ, 2008. – С. 18-26 (личный вклад - 0,8)

Алехин И.А., Низиков М.А., Федак Е.И. Обоснование методики волонтерской подготовки в интересах профилактики субкультурных проявлений деструктивного толка среди молодежи // Военная субкультура: проблемы, технология работы. Сборник статей. - М., 2008. - С.26-36 (личный вклад - 1,1)

Низиков М.А. Технологические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшей школе РФ // Научные изыскания. Сборник научных статей. Вып. 3. - Самара, 2008. - С.261-269.

Алехин И.А., Низиков М.А., Сливин Т.С. Военная элита России: создание, проблемы и решения // Современная российская элита: Сборник статей / Под общей редакцией О.В. Красновой, Б.В. Китайгородцева. – Астрахань-Москва, 2008. – С. 301-336 (личный вклад - 2,0)

Низиков М.А., Савченко В.М., Федак Е.И. Деструктивная субкультура // Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сборник статей. – Вып. 2. - Москва-Самара, 2008. – С. 28-43 (личный вклад - 0,5)

Низиков М.А. Педагогический риск внедрения инновации как показатель опасности педагогического характера // Безопасность пространства образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25-26 ноября 2009. – Челябинск, 2009. – С. 98-112.

в) учебники, учебные и учебно-методические пособия:

Низиков М.А. Права граждан в сфере образования. - М.:МГЮИ, 2003. – 12 с.

Низиков М.А. Самостоятельная работа студентов, изучающих юридическую литературу. Учебно-методическое пособие. - М: МГЮИ, 2004. - 27 с.

Низиков М.А. Историко-педагогический анализ обучения студентов вузов гуманитарного профиля. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2005. - 20 с.

Низиков М.А. Реализация контроля учебной деятельности в процессе обучения студентов вузов. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2005. - 43 с.

Низиков М.А. Нормы права. Теория и практика. Учебно-методическое пособие. - М.: МГЮИ, 2005. - 57 с.

Низиков М.А. Внедрение современных педагогических технологий в процессе обучения студентов вузов гуманитарного профиля. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2008. - 21 с.

Низиков М.А. Профессиональная педагогика. Учебное пособие. – М., 2010. – 315 с.