- Концепция театрально-игровой деятельности как средства творческого развития учителя в постдипломном образовании, основными положениями которой являются: а) ключевая идея: театрально-игровая деятельность выступает средством творческого развития учителя как базы его личностной самореализации (на основе утверждений гуманистической философии о родовой способности человека к творчеству) и профессионального совершенствования (на основе теории педагогической деятельности); б) теоретические основания театрально-игровой деятельности, сформулированные с учётом междисциплинарного и комплексного подходов к изучению понятий «игра», «театр» / «театральность» в философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической науках: театрально-игровая сущность бытия человека определяет его природную творческую способность (театральность); театрально-игровое содержание культуры и игра как способ её воспроизведения и сохранения; театральность - характерная особенность и структурирующий фактор социальной жизни, ролевой функции человека; игра - способ развития человека независимо от возраста; в) теоретические основания носят методологический характер и позволяют - выделить педагогическую категорию театральность как проявление творческого характера деятельности учителя, способного расширять ролевые функции, использовать ресурсы образовательной среды и создавать поле игровой условности для реализации субъектами образовательного процесса своей экзистенции, осуществления познания в процессе проживания отношений с другими, построения взаимодействия на уровне сотворчества и др., что обеспечивает личностно ориентированное образование; - раскрыть социокультурное содержание театрально-игровой деятельности, которое включает опыт познавательной, репродуктивной, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, что определяет её значимость как обязательного компонента содержания образования;- обосновать потенциал театрально-игровой деятельности, проявляющийся в её взаимосвязанных функциях (обеспечения целостности познания, ценностного ориентирования; социализации; художественно-эстетического воспитания; здоровьесбережения); выделить в качестве интегрирующей все другие функцию творческого развития учителя; - раскрыть смысловую многогранность составляющих структуру театрально-игровой деятельности понятий: «игра», «театр» / «театральность», «деятельность»; выделить театральную игру, в которой проявляется двойственная природа человека, в качестве основной структурной единицы («клеточки»); - описать свойства театрально-игровой деятельности (целостность, эмоционально-ценностная доминанта, презентационность, диалогичность сценарность, непрагматичность, социальность, терапевтичность, рефлексивность, эстетичность, соборность) и гуманитарную направленность - активизировать творческие ресурсы учителя на основе интеграции интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного в структуре личности.
- Модель интеграции театрально-игровой деятельности в процесс постдипломного образования представляет единство, системность и функциональную целостность элементов, что обеспечивается: общностью направленности образовательного процесса и театрально-игровой деятельности на освоение социокультурного опыта, их ценностных оснований - человек культурный, психолого-педагогических подходов к их организации (комплексного, личностно-деятельностного и др.); а также согласованностью цели (способствовать воспитанию человека самостоятельно мыслящего, умеющего активизировать свой творческий потенциал) и результата (приращения творческого характера в структуре личности). Процесс интеграции реализует театральная игра, составляющая основу специфических методов театрально-игровой деятельности, средствами выступают упражнение, инсценирование и др., формы интеграции в образовательный процесс: комплекс приёмов и методов, учебный курс, учебный театр, театральный проект и др.
- Педагогические условия включения театрально-игровой деятельности в процесс постдипломного образования для творческого развития учителя: - организация взаимодействия субъектов образовательного процесса на уровне сотворчества и применение конвенционального типа коммуникации, в котором достигается консенсус сторон путём согласования интересов; - ценностно-рефлексивные методы, позволяющие учителю осознать свои творческие способности и принцип освоения метода театральной игры: от чувства к логике (от проживания ценностных отношений в процессе деятельности с другими - к выделению её педагогического ресурса); - педагогические ситуации преодоления трудностей как способ повышения их эвристического потенциала и регулятор управления развитием личности и установка на здоровьесбережение, здоровьесозидание, профилактику профессионального выгорания; - личностная направленность обучения и освоение учителем методов театрально-игровой деятельности на метауровне, который позволяет преодолеть рамки предметной ограниченности и формировать универсальные умения школьников.
- Образовательная программа повышения квалификации «Театрально-игровая деятельность: теория и практика применения в образовательном процессе» состоит из модулей «Введение в педагогику театрально-игровой деятельности», «Формы и методы театрально-игровой деятельности в системе работы учителя», «Театральный проект: опыт планирования и реализации». Программа реализует идею творческого развития учителя, а не его актёрских способностей, носит надпредметный характер и предназначена учителям независимо от образовательной области. Цель программы -способствовать профессиональному совершенствованию учителя в области театрально-игровой деятельности на основе активизации его творческого потенциала. Технология реализации содержания программы как комплекс процедур опирается на театральную игру, в которой механизм перевоплощения служит для раскрытия индивидуальности - это приближения к образу, которое контролируется самосознанием и не оказывает травмирующего эффекта от «вживания». Алгоритм освоения метода театральной игры на метауровне включает этапы: проживание, осмысление, выделение инварианта и анализ аспектов его содержания с позиций личностного развития, вариативное применение в соответствии с педагогической ситуацией. Результативность программы проявляется в ценностном отношении к театральной игре; в умениях применять театральную игру на метауровне (для достижения обучающих и воспитательных целей в конкретных педагогических ситуациях), что гарантирует творческое освоение полученных знаний; в творческом характере продуктов совместной деятельности. Программа является элементом системы творческого развития учителя средствами театрально-игровой деятельности, которая также включает неформальное образование (семинары, мастерские и др.), исследовательскую работу, деятельность городского методического объединения «Театр и образование».
- Театральный проект на основе сценарного подхода - это технология, которая включает для исследования выявленной проблемы театрально-игровую деятельность в качестве основного средства активизации познавательных возможностей личности в условиях творческого взаимодействия с другими. Суть сценарного подхода как методологической основы состоит в ситуативной зависимости продвижения деятельности от самостоятельных целеполаганий её носителей; сценарий создаётся средствами перформанса - ситуативно актуализирующегося состояния в театральной игре, что помогает участникам прояснять смыслы предмета исследования. Продуктом проектной сотворческой деятельности является сценическая форма презентации, которая отражает идею общего замысла и личностное отношение каждого к выбранной проблеме, отличается своей незавершённостью и открытостью для интерпретации; открытая защита проекта строится как процесс диалогического обсуждения социально значимой проблемы зрителями, экспертами и его участниками и представляет возможность обмена культурными смыслами и осознания многомерности мира. В ходе проектной работы диагностируются значимые для творческого развития учителя изменения / приращения на личностном уровне: отношение к себе как творческой личности; осознание образовательного ресурса театрально-игровой деятельности, продуктивности взаимодействия; обретение уверенности в своих силах и др.
- Творческое развитие учителя диагностируется в процессе деятельности как личностные новообразования в компонентах структуры личности: аксиологическом, когнитивном, мотивационном, эмоционально-регулятивном, социально-коммуникативном, эстетическом, технологическом, экзистенциальном; интегративным критерием выступает ценностное отношение к игре, которое проявляется в осознании её смыслов.
1.Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра: монография. (РГНФ № 05-06-12002 д)- М.: ПЕР СЭ, 2006. – 208 с. (14,6 п.л.)
2.Театрально-игровая деятельность в творческом развитии учителя: монография. – СПб.: СПбАППО. – 2009. – 173 с. (11 п.л.)
3.Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография. – СПб.: СПбАППО. – 2009. – 179 с. (11,25 п.л.)
4.Театр в изучении немецкого языка. (Theater im Deuschunterricht): учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2007. – 128 с. (9,5 п.л)
5.Метод проектов в развитии социальной компетентности учащихся: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 127 с. (4,5 п.л.)
6.С Гоголем по Невскому проспекту: театральный проект в школе: учебно-методическое пособие. – СПб: СПбАППО, 2005. – 72 с. (4,5 п.л.)
7. Использование информационных ресурсов на уроках литературы, истории, обществоведения: методические рекомендации. – СПБ.: СПБАППО, 2008. – 80 с. (В соавт. с О.Н. Журавлевой, С.В. Шевченко). – С. 53-78. (3,5 п.л.)
8.Формы и методы театрально-игровой деятельности: практика применения в непрерывном образовании: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Н. Поляковой. – СПб.: СПбАППО, 2009. – 105 с. (7 п.л.)
Статьи в журналах, включённых в перечень ведущих научных изданий ВАК РФ
9.Образовательное пространство как условие интеркультурного диалога // Философия образования. – 2007. – № 3 (20). – С.163-170. (В соавт. с О.Ю. Климовым и У. Маурич). (0,8/0,4 п. л.)
10. Какая школа нужна театру? // Искусство в школе. – 2007. – № 5. – С. 29-31. (0,5 п.л.)
11. Полихудожественный подход в постдипломном педагогическом образовании // Искусство и образование. – 2008. – № 3 (53). – С. 79-85. (0,5 п.л.)
12. Диалог культур на языке театра // «Искусство в школе». – 2009.– № 2. – С. 55-58. (0,5 п.л.).
13. Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания современного образования: вопросы теории и практики // Человек и образование. – 2009. – № 1. – С. 9-14. (В соавт. с О.Н. Журавлевой). (0,5/0,25 п.л.).
14. Театрально-игровая деятельность как педагогическое явление: философско-культурологические основания изучения // Человек и образование. – 2009. – № 2. – С.78-82. (0,5 п.л.)
15. Социокультурные основания театрально-игровой деятельности // Искусство в школе. 2009. – № 5. – C. 69-72. (0,5 п.л.)
16.Понятие «педагогический артистизм» // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 72–77. (0,5 п.л.)
17.Игра как условие творческого развития субъектов образовательного процесса // Начальная школа плюс До и После. – 2009.– № 12. – С 75-79. (0,5 п.л.)
18. Работа над выразительностью речи как метод обучения творческому чтению // Начальная школа. – 2009. – № 12. – С. 21 – 25. (0,5 п.л.)
Статьи в сборниках научных трудов, материалов конференций
19.Традиции детского театра в школе // Традиции и современность в педагогике: материалы научно-практич. конференции 26 марта 2003 г. Вып.4. – СПб.: СПбАППО, 2004. – С. 125 – 127. (0,3 п.л.)
20. Применение системного подхода в изучении гуманитарной культуры личности// Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования: материалы Всероссийского методол. семинара: в 2 т. Том II. – СПб.: Изд-во РГПУ им, А.И. Герцена, 2004. – С.86 –89. (0,5 п.л.)
21.Роль театра в развитии гуманитарной культуры учащихся // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы Всероссийского научно-практич. Форума 22-24 сентября 2004 г. Чебоксары: сб. научных трудов. – Чебоксары: Изд-во Чувашского педуниверситета им. И.Я. Яковлева, 2004. – С.118 – 121. (0,5 п.л.)
22.Театр как средство обучения диалогу в постдипломном образовании // Материалы V Междун. научно-практич. конференции СПбАППО 12-13 апреля 2005 г. – СПб.: СПбАППО, 2005. – С. 82 – 84. (0,3 п.л.)
23.Воспитание гражданственности средствами школьного театра // Через образование – к гражданственности: сб. материалов. – СПб.: Союз, 2005 – С.55–63. (1 п.л.)
24.Выразительное чтение как компонент читательской культуры школьников // Чтение детей и подростков: мотивы и потребности: сб. ст. и учебно-методич. материалов. – СПб; Лема, 2005. – С. 113-121. (0,5 п.л.)
25. Развитие гуманитарной культуры учащихся – сущностная задача современной школы // Образование в современной школе. – 2005, № 10. - С 52-55. (0,3 п.л.)
26.Развитие гуманитарной культуры личности – задача профессиональной подготовки учителя // Проблемы высшего педагогического образования в современных социокультурных условиях: сб. научн. ст. Междун. конференции. Уссурийск, 29-30 сентября 2004 г. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2005. – С.151 – 153. (0, 5 п.л.)
27.Роль школьного театра в духовно-нравственном воспитании учащихся // Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен: монография. – СПб.: Изд-во «Союз», 2006. – С.128-155. (2 п.л.)
28.Рефлексивные процессы в образовательных взаимодействиях: «андрагог – учитель» // Постдипломное образование: проблемы качества: материалы VI Междун. научно-практич. конференции 11-12 апреля 2006 г. – СПбАППО, 2006 – С.95-97. (0,3 п.л.)
29.О педагогических условиях в школьном театре // Глобализация: pro et contra: материалы Междун. конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». – СПб.: Астерион, 2006. – С. 415 – 419. (0,5 п.л.)
30.Гуманитарные основания социальной работы // Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы: материалы VI Всероссийской научно-практич. конференции 11-12 апреля 2006г. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екатеринбург: РГППУ, 2006. – С.135 – 139. (0,5 п.л.)
31.Выявление особенностей восприятия художественного текста // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог?: сб. ст. и учебно-метод. материалов. – СПб: СПбАППО, 2006. – С.196 –199. (0,5 п.л.)
32.Психолого-педагогические условия организации театральной деятельности с детьми // Перспективы развитие психологического образования в XXI веке: материалы Межвузовской научно-практич. конференции. – СПб.: Санкт-Петерб. акмеологическая академия, 2006.–С.79 – 85.(0,5 п.л.)
33.Место театра в образовании: социокультурный аспект // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конференции, проводимой в рамках Междун. конгресса «V Славянские педагогические чтения»– М.: Педагогика, 2006. – С. 102 – 108. (0,5 п.л.)
34.Место и роль предметов художественно-эстетического цикла в профильной школе // Наука и высшая школа – профильному обучению: материалы Всероссийской научно-практич. конференции 17-18 октября 2006 г.: в 2-х частях. Часть 2. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С 219 – 226. (0,5 п.л.)
35.Личностно-профессиональное развитие учителя в процессе обучения основам театральной деятельности // Постдипломное образование: вызовы времени: материалы VII Междун. научно-практич. конференции 10-11 апреля 2007 года. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С.116 – 119. (0,3 п.л.)
36.Театральный проект: опыт планирования и реализации // Постдипломное образование: вызовы времени: материалы VII Междун. научно-практич. конференции 10-11 апреля 2007 года. – СПб.: СПбАППО, 2007– С. 161-164. (0,3 п.л.)
37.О качественных характеристиках игры в метаметодическом аспекте // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик: материалы Четвертой Всероссийской научно-практич. конференции 7-8 декабря 2006 г. – СПб, 2007. – С. 55-61. (0,5 п.л.)
38.Интеркультурный диалог: европейский опыт воспитания толерантности // Воспитание толерантности: опыт петербургской школы: научно-методич. сб. – СПБ: СПбАППО, 2007. С. 31 – 37. (0,5 п.л.)
39.Системный подход в изучении гуманитарной культуры личности // Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования. – СПб.: Изд-во «Союз», 2008. – С. 85-98. (0,5 п.л.)
40.Интеграция предметов эстетического цикла в театральном проекте // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть 1. – М.: РАО ИХО, 2007. – С.66 – 72. (0,5 п.л.)
41.Обучение выразительности речи в процессе приобщения детей к чтению // Чтение детей и взрослых в изменившемся мире. Семейное чтение: сб. ст. и учебно-методич. материалов к международной конференции. – СПб: СПбАППО, 2008. – С. 78-82. (0,5 п.л.)
42.Место и роль театра в профессиональном образовании учителя // Методология профессионального образования: сб. научн. ст. Междун. методол. семинара 28-29 февраля 2008 г: в 2-х ч. Ч.2. СПб.: РАО Институт профтехобразования. – С. 317-322 с. (0,5 п.л.)
43.Интеграция предметов художественно-эстетического цикла как фактор творческого развития личности // Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире: сб. статей. – М.: РАО ИХО, 2008. – С. 227-231. (0,5 п.л.).
44.Полихудожественный подход в организации межпредметных связей // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: сб. научн. ст. Вып. 5. – СПБ.: САГА, 2008. – С. 363–367. (0,5 п.л.)
45.Игра: качественные характеристики // Анализ ключевых понятий педагогического исследования. – СПБ.: СПбАППО, 2008. – С. 97 –99. (0,3 п.л.)
46.Реализация коммуникативного подхода в изучении иностранного языка средствами театрально-игровой деятельности // Академический вестник. Вып. 5. – СПБ.: СПБАППО, 2008. – С. 26-32. (0,5 п.л.)
47.Место и роль творческого развития в профессиональном образовании учителя // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: сб. научн. ст. – СПб: Учреждение РАО ИПО, 2009. – 199-203. (0,5 п.л.)
48.Развитие гуманитарной культуры личности – сущностная задача современного образования // Образовательный технологии: опыт России и США. Modern pedogogikal Techiques: Russian und USA experience: материалы Междун. конференции – СПб.: СПб АППО, 2008. – С. 114-120 (0,5 п.л.)
49.Феномен творчества в категориях оценки качества профессиональной деятельности учителя // Вестник ЛОИРО. – 2009. – № 4. – С. 24-28. (0,5 п.л.)
50.Творческое развитие личности учителя в постдипломном образовании // Постдипломное образование: проблемы развития личности: материалы VIII Междун. научно-практич. конференция кафедры педагогики и андрагогики. – СПб: СПбАППО, 2009 – C.165-168. (0,3 п.л.)
51.Игра как источник творческой активности // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях. – СПб: ЛОИРО, 2009. – 289-294. (0, 5 п.л.)
52.Театрально-игровая деятельность в воспитании толерантности // Использование потенциала системы Санкт-Петербурга в решении проблем толерантного сознания учащихся и педагогов: сб. материалов Городской конференции «Воспитание толерантности – опыт петербургской школы» – СПб.: СПбАППО, 2009. – С.33-38 (0, 5 п.л.)
Учебно-методические статьи
53.Реализация коммуникативного подхода в изучении иностранного языка средствами школьного театра // Первое сентября. – 2005, № 2. – С. 38 40; № 3. – С.38-40; № 4. – С. 38 – 39. (0,5 п.л.)
54.Программа элективного курса «Театр на иностранном языке» // Предпрофильная подготовка и профильное обучение: иностранный язык: сб. программ элективных курсов по иностранным языкам: уч.-метод. пособие. – СПбАППО, 2005. – С.69 – 75. (0,3 п.л.)
55.Свой или чужой. Может ли чужой стать своим? Fremd oder Freund? Kann ein Fremder Freund werden? (nach dem Märchen “Froschkönig”) // Роль обучения иностранному языку в гражданском воспитании на примере немецкого как иностранного. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. – С. 68-71. (0,5 п.л.)
56.Работа над стихотворением в начальной школе «Воздушный змей». Dichtung im Primabereich. Das Gedicht «Drachen im Wind»// «Первое сентября». – 2006. - № 16, с.40-41; № 17. - С.40-41. (0,3 п.л.)
57.Театральный фестиваль: играем и говорим на немецком языке // Воспитательный потенциал урока иностранного языка: методич. рекомендации – СПб: СПбАППО, 2008. – С.53 –55. (0,3 п.л.)