- Целенаправленная научно-обоснованная реализация процесса формирования профессионально-личностных потребностей студентов выступает как педагогическая необходимость.
- Методическая система, направленная на формирование профессионально-личностных потребностей студентов, способствует эффективному освоению образовательной программы художника-педагога.
- Самореализация и самооценка личности студента зависит от уровня сформированности профессионально-личностных потребностей в образовательном процессе художника-педагога.
- Успешное формирование профессионально-личностных потребностей студентов возможно при условии использования теоретически разработанной и экспериментально проверенной методики развития профессиональных компетенций личности студента.
- Повышение уровня информативности и мобильности образовательного процесса способствует эффективному применению личностно-ориентированного подхода к студентам в образовательном процессе художника-педагога.
- Научно разработанная методика развития художественно-творческих способностей (качеств) личности студента является важнейшим фактором в моделировании личностно-ориентированного учебного процесса художника-педагога.
- Научное обоснование основных положений художественного творчества, включая вопросы духовного и нравственного развития личности художника-педагога, внедрение в образовательный процесс методов дистанционного и мобильного обучения являются необходимым условием формирования профессионально-личностных потребностей студентов.
1. Рощин С.П. Основы теории живописной грамоты. – М.: Издательство Столичного Гуманитарного Института, 2000. – 64 с. (4 п.л.)
2. Рощин С.П. Живопись. Основы теории и практики. - М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. – 216 с. (13,5 п.л.)
II. Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России
3. Рощин С.П. Психологические основы занятий изобразительным искусством // Вестник Московского Государственного Областного Университета. – М.: МГОУ, 2007. - №1. – С.62-66 (0,3 п.л.)
4. Рощин С.П. Воспитывающие и научные принципы обучения как важнейшая дидактическая основа художественного образования// Начальная школа плюс До и После. – М.: 2009, «Начальная школа плюс До и После». - №9. – С.3-6 (0,4 п.л.)
5. Рощин С.П. Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства // Вестник Московского
Государственного Университета Культуры и Искусств. – М.: МГУКИ, 2009. - №4. – С.139-143 (0,5 п.л.)
6. Рощин С.П. Научные основы методики преподавания изобразительного искусства – важнейшая составляющая художественного образования //Вестник Московского Государственного Областного Университета, серия «Педагогика» – М.: МГОУ, 2009. - №4. - С.161-165 (0,4 п.л.)
7. Рощин С.П. Научное обоснование основных положений изобразительного искусства – важнейшая задача методики // Вестник Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. – М.: МГУКИ, 2010. - №1. – С.236-243 (0,4 п.л.)
8. Рощин С.П. К вопросу научного обоснования методики преподавания
изобразительного искусства // «Искусство и образование». – М.; 2010. - №1. - С.91-98
(0,5 п.л.)
9. Рощин С.П. Моделирование личностно ориентированного образовательного
процесса - важнейшая задача художественной педагогики // Вестник Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. – М.: МГУКИ, 2010. - №3. – С. 215-223 (0,5 п.л.)
III. Учебно-методические пособия
10. Рощин С.П. Рисунок и живопись. - М.: МГПУ, 2007. – 34 с. (2 п.л.)
11. Рощин С.П. Программа учебно-творческой практики (пленэр). Программы и
методические рекомендации // - М.: СГИ, 2001. – 16 с. (1 п.л.)
12. Рощин С.П.Программа дисциплины «живопись» по специальности «дизайн». Программы и методические рекомендации // - М.: СГИ, 2001. – 16 с. (1 п.л.)
13. Рощин С.П.Итоговая государственная аттестация. Программа и методические
рекомендации // - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2009. – 48 с. (3 п.л.)
14. Рощин С.П. Рисунок. Учебно-методический комплекс дисциплины // - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2009. – 44 с. (2,7 п.л.)
15. Рощин С.П. Живопись. Учебно-методический комплекс дисциплины // - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2009. – 64 с. (4 п.л.)
IV. Статьи на всероссийских и международных научных конференциях
16. Рощин С.П. К вопросу о мотивации художественного образования// «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы». Материалы международной научно-практической конференции-съезда, состоявшейся 19-20 декабря
2005 г. - М.: МГПУ, 2006. – С.345-348 (0,2 п.л.)
17. Рощин С.П. Наброски к системе педагогических действий при обучении живописи // Совершенствование художественно-педагогического образования в России. Материалы всероссийской конференции 2-5 ноября 1999 г. – Ижевск, 2000. – С.187-190 (0,2 п.л.)
18. Рощин С.П. Научность обучения изобразительному искусству как важнейший принцип системы художественного образования // Материалы международной научной конференции «МГПУ в московском и российском образовательном пространстве» (октябрь 2005г.)
выпуск 2. – М.: МГПУ, - С.123-125 2008. (0,2 п.л.)
19. Рощин С.П. Представления о форме и пространстве, как важнейшая проблема обучения изобразительному искусству // Материалы региональной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы». 28-30 марта 2007 г. Хабаровск - Комсомольск - на –Амуре часть 5. – Хабаровск: 2007. - С.192-196
(0,3 п.л.)
20. Рощин С.П. Искусство как средство нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Искусство и дети // Материалы 15 Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети». – СПб.; Издательство политехнического университета, 2008. – С.90-93 (0,3 п.л.)
21. Рощин С.П. Основы мотивации учащихся на занятиях изобразительным искусством //«Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации». Материалы международной научно-практической конференции-съезда, состоявшейся 18-19 декабря 2006 года. - М.: МГПУ, 2008г. – С.171-178 (0,3 п.л.)
22. Рощин С.П. Колорит как главное качество живописи. Синтез искусств и ремесел в художественном образовании // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
Екатеринбург 12-13 апреля 2007г. – Екатеринбург: РГППУ, 2007. – С.227-232 (0,4 п.л.)
23. Рощин С.П. Развитие личности студента – важнейшая задача образовательного процесса художника-педагога // Международная конференция «Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации». - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. – С.401-405 (0,3 п.л.)
V. Статьи и тезисы
24. Рощин С.П. Развитие объемно-пространственных представлений у младших школьников на занятиях изобразительным искусством (учебно-методическое руководство) // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 1. - М.: Прометей, 1996. – С.59-61 (0,3 п.л.)
25. Рощин С.П. Этапы работы над рисунком гипсовой модели головы человека. В помощь поступающим (методические рекомендации) // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 2. - М.: Прометей, 1998. – С.115-118
(0,3 п.л.)
26. Рощин С.П. К вопросу о теории цветовой гармонии при обучении живописи
(методические рекомендации) // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 3. - М.: Прометей, 1999. – С.194-197 (0,3 п.л.)
27. Рощин С.П. Вопросы колорита живописного произведения при выполнении учащимися задания по композиции (методические рекомендации) // Научные труды МПГУ. - М.: Прометей, 1999. – С.477-480 (0,3 п.л.)
28. Рощин С.П. Способы письма (методические рекомендации) // Совершенствование методики преподавания художественно-графических дисциплин. Межвузовский сборник научно-методических трудов. – М.: МПГУ, Прометей, 2001. – С.77-79 (0,2 п.л.)
29. Рощин С.П. Развитие объемно-пространственных представлений младших школьников в системе обучения изобразительному искусству // Ленинские чтения по итогам научно-исследовательской работы в 1986 г. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. –С.35 (0,1 п.л.)
30. Рощин С.П. Развитие способностей композиционного мышления на занятиях по изобразительному искусству младших школьников // Ленинские чтения по итогам научно-исследовательской работы в 1987г. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1988. – С.32 (0,1 п.л.)
31. Рощин С.П. К вопросу о творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства // Методика развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией. - М.: Прометей, 1989. –С.179-187 (0,6 п.л.)
32. Рощин С.П. Системность развития динамичных объемно- пространственных
представлений // Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией. - М.: Прометей, 1994. – С.146-154 (0,5 п.л.)
33. Рощин С.П. Основные закономерности проявления объемно- пространственных
представлений у младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Научные труды МПГУ им. В.И.Ленина. - М.: Прометей, 1996. – С.166-167 (0,2 п.л.)
34. Рощин С.П. К вопросу о поиске живописной манеры в процессе обучения // Научные
труды МПГУ. - М.: Прометей, 1997. – С.365-366 (0,1 п.л.)
35. Рощин С.П. Художественный замысел в учебной работе на занятиях живописью // Научные труды МПГУ. - М.: Прометей, 1998. – С.326-327 (0,1 п.л.)
36. Рощин С.П. Развитие объемно-пространственных представлений младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Автореферат диссертации. – М.: МПГУ, 1995.
(1 п.л.)
37. Рощин С.П. О формировании объемно-пространственных представлений у младших школьников в процессе изобразительной деятельности // Научная сессия по итогам научно-исследовательской работы за 1999г. – М.: МПГУ, 2000. – С. 236-241 (0,3 п.л.)
38. Рощин С.П. Физическая природа цвета // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 4.- М.: Прометей, 2000. – С. 298-301
(0,3 п.л.)
39. Рощин С.П. Техника живописи как составляющий фактор творческой манеры художника // Научные труды МПГУ. - М.: Прометей, 2000. - С. 397-399
(0,2 п.л.)
40. Рощин С.П. Цветовая гармония, колорит, цельность изображения // Научные труды МПГУ, серия гуманитарные науки. - М.: Прометей, 2000. –С.297-299 (0,2 п.л.)
41. Рощин С.П. К вопросу о восприятии цвета человеком при обучении изобразительному искусству // Декоративно-прикладное искусство в педвузе и школе. Сборник статей. – М.: “Век книги”, 2002.- С. 39-42 (0,3 п.л.)
42. Рощин С.П. Живопись и психологические типы мышления человека // Моделирование процесса эстетического воспитания в регионально-образовательном пространстве. Сборник научных трудов. – Чебоксары: ЧГПУ, 2002. – С.30-32 (0,2 п.л.)
43. Рощин С.П. Научность, как важнейший дидактический принцип обучения
изобразительному искусству // «Пути развития художественного образования». Сборник научно-методических трудов. – М.: МГПУ, 2005. – С. 69-75 (0,4 п.л.)
44. Рощин С.П. Колорит живописного произведения как одна из главных задач художника-педагога // «Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице». – М.: МГПУ, 2006. – С. 78-80 (0,2 п.л.)
45. Рощин С.П. Научные положения теории как основной фактор развития
методики преподавания изобразительного искусства // Художественное образование и эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. – Карачаевск: КЧГУ, 2007.- С. 216-220 (0.3 п.л.)
46. Рощин С.П. Смысловое значение простых геометрических форм в работе художника и дизайнера //«Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна». Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. - Москва-Магнитогорск, 2009. – С.197-202 (0,4 п.л.)
47. Рощин С.П. Композиция в декоративном искусстве и дизайне //«Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна». Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 6.- Москва-Магнитогорск, 2010. – С.167-171 (0,4 п.л.)
48. Рощин С.П. Формирование личности художника и педагога в процессе
профессиональной подготовки // «Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания». Межвузовский сборник научных трудов. 15-летию ГОУ ВПО МГПУ и 10-летию факультета изобразительных искусств. - М.: МГПУ, 2010. – С.3-9 (0,5 п.л.)
V. программы
49. Рощин С.П., Шорохов Е.В. (авторский вклад 25 %). Программы педагогических училищ. Рисунок. Живопись. Композиция. - М.: Просвещение, 1989. – 16 с. (1 п.л.)
50. Рощин С.П., Дозоров С.И. (авторский вклад 50%). Программа по рисунку. Программы и методические рекомендации // Учебные программы «Рисунок, живопись, композиция, пленэр». – М.: МГПУ, 2003. – 8 с. (0,5 п.л.)
51. Рощин С.П., Протасов Ю.И. (авторский вклад 50%). Программа по живописи. Программы и методические рекомендации // Учебные программы «Рисунок, живопись, композиция, пленэр». – М.: МГПУ, 2003. – 14 с. (0,9 п.л.)
52. Рощин С.П., Назарук В.М. (авторский вклад 50%). Программа по станковой композиции. Программы и методические рекомендации // Учебные программы «Рисунок, живопись, композиция, пленэр». – М.: МГПУ, 2003. – 6 с. (0,3 п.л.)
53. Рощин С.П., Протасов Ю.И. (авторский вклад 50%). Пленэр, методические
рекомендации и программа. // Учебные программы «Рисунок, живопись, композиция, пленэр» ». – М.: МГПУ, 2003. – 14 с. (0,9 п.л.)
54. Рощин С.П., Протасов Ю.И., Голованова И.Л. и др. (авторский вклад 15%). Рисунок, живопись, композиция, пленэр. // Сборник рабочих учебных программ по дисциплинам для специальности 030800 «Изобразительное искусство» и 052400 «Дизайн». - М.: МПГУ, 2006. – 10 с. (0,6 п.л.)
Творческая деятельность диссертанта представлена в основных выставках отмеченных грамотами и дипломами:
1. Всероссийская выставка произведений изобразительного искусства преподавателей, студентов, учащихся художественно-графических факультетов. Москва, Манеж 1987 г.
2. Выставочный зал ТПО «АГАФО», «Выхино», «Единство противоположностей» май 1989г.
3. «Moskauer Malerei 89/90 – Gedanken zur Perestrojka» Дрезден, Франкфурт на Майне, Потсдам.
4. Galerie Kleiner Prinz. Baden-baden. Сентябрь 1990.
5. Выставочные залы ХГФ МПГУ выставка к 60-летию факультета. Март 2001г.
6. Выставочный зал «Реутовская картинная галерея», ХГФ МПГУ май 2001г.
7. Культурный Центр Вооруженных Сил РФ. Октябрь 2003г.
8. Центральный дом российской армии им. М.В. Фрунзе. «День жизни… ждет участья моего» октябрь 2003г.
9. Историко-культурный центр «Коломенский Штандарт». Студия Художников им. М.Б. Грекова, Профессиональный союз художников. Ноябрь 2004г.
10. Московский дом национальностей. Профессиональный союз художников «Тропами славян через века» июнь – июль 2005 г.
11. Культурный центр Вооруженных сил РФ. «Живописными маршрутами». Сентябрь 2007г.
12. ЦДХ Творческий союз художников России, выставка «Преемственность» январь 2010 г.
13. Историко-культурный комплекс «Архангельское». Профессиональный союз художников, группа «Соло». Сентябрь 2010г.