- Необходимость формирования значимых для преподавателя в современных условиях способностей и готовности к творческой самореализации в профессиональной деятельности делает целесообразным, а созданное в работе научно-методическое обеспечение - возможным целостное в содержательном, методологическом и организационном аспектах исследовательское обучение физике при подготовке педагогических кадров.
- Обеспечению целостности исследовательской подготовки педагогических кадров в плане предметной основы обучения отвечает содержание физических основ твердотельной электроники, осваиваемое студентами непрерывно, начиная с общего курса физики, и системно, включая освоение аналитических возможностей современных экспериментальных методов, на основе использования единых методических подходов.
- Эффективным средством достижения содержательной целостности исследовательского обучения является освоение студентами физики определенных классов материалов и приборов твердотельной электроники, осуществляемое в процессе решения проблемно-ориентированных циклов задач - преимущественно аналитического в общем курсе физики и экспериментального - в практикуме по специальным дисциплинам.
- Возможности обеспечения, наряду с содержательной, методологической целостности исследовательского обучения открывает реализация полного исследовательского цикла в процессе освоения студентами электронных свойств твердых тел в общем курсе физики и современных, признанных, в том числе удостоенных Нобелевской премии и отраженных в лекциях ее лауреатов, достижений твердотельной электроники в специальных физических дисциплинах.
- Наиболее полно целостность, в том числе в ее организационном аспекте, достигается посредством освоения и использования студентами аналитических возможностей современных экспериментальных методов наукоемких технологий твердотельной электроники, включая технологии наноэлектроники, в процессе проектно-исследовательской деятельности, направленной на решение актуальных физико-технических проблем.
1. Хинич И. И. Научно-методическое обеспечение целостности и продук-тивности в исследовательском обучении физике при подготовке педагогиче-ских кадров – СПб.: «Санкт-Петербург XXI век», 2009. – 231 с. (14,44 п.л.).
2. Ханин С. Д., Хинич И. И. Исследовательское обучение физическим ос-новам электроники в подготовке педагогических кадров. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 127 с. (7,94 п.л./5,2 п.л.).
3. Ханин С. Д., Хинич И. И. Освоение физики материалов и приборов электронной техники и проблема достижения целостности и результативности исследовательского обучения. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 108 с. (6,75 п.л./4,3 п.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых журналах из перечня ВАК
4. Ханин С. Д., Хинич И. И. Физические основы курса электроники в пе-дагогическом вузе // Физическое образование в вузах. 2004. Т. 10. № 4. С. 106–114. (0,56 п.л./0,35 п.л.).
5. Ханин С. Д., Хинич И. И. Методические подходы к изучению физиче-ских основ электроники в педагогическом вузе // Физическое образование в вузах. 2004. Т. 10. № 4. С. 115–124. (0,62 п.л./0,41 п.л.).
6. Хинич И. И., Цуревский Е. В. Изучение физики материалов и компонентов твердотельной электроники в педагогическом вузе // Физическое образование в вузах. 2006. Т. 12. № 3. С. 77–84. (0,5 п.л./0,31 п.л.).
7. Назаров А. И., Ханин С. Д., Хинич И. И. Информационные и коммуни-кационные технологии в исследовательско-ориентированном обучении студентов физическим основам твердотельной электроники // Физическое образование в вузах. 2007. Т. 13. № 4. С. 64–75. (0,75 п.л./0,25 п.л.).
8. Хинич И. И. Современные методы физического эксперимента в иссле-довательском обучении студентов физике поверхности конденсированных ве-ществ // Физическое образование в вузах. 2007. Т. 13. № 3. С. 139–148. (0,62 п.л.).
9. Ханин С. Д., Хинич И. И. Развитие исследовательских умений соотнесения эксперимента, теории и практики в обучении физическим основам твердотельной электроники // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал: Естественные и точные науки (математика, физика, химия, естествознание, экономика, методика преподавания естественных и точных наук). – СПб., 2008. № 9(48). С. 146–155. (0,62 п.л./0,39 п.л.).
10. Хинич И. И. Взаимосвязь эксперимента, теории и практики в исследовательско-ориентированном обучении физике в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал: Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). – СПб., 2008. № 10(52). С. 170–177. (0,5 п.л.).
11. Хинич И. И. Методы вторично-электронной спектроскопии в исследовательском обучении студентов физике поверхности конденсированных веществ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал: Естественные и точные науки (математика, физика, химия, естествознание, экономика, методика преподавания естественных и точных наук). – СПб., 2008. № 10(64). С. 127–135. (0,56 п.л.).
12. Ханин Д. C., Хинич И. И. Циклы задач оценочного характера при обучении физике диэлектриков и полупроводников в педагогическом вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал: Естественные и точные науки: Физика. – СПб., 2009. № 11(79). С. 144–153. (0,62 п.л./0,42 п.л.).
13. Пронин В. П., Хинич И. И., Чистотин И. А. Математическое моделирование в исследовательско-ориентированном обучении студентов физике поверхности конденсированных веществ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал. – СПб., 2009. № 95. С. 155–168. (0,88 п.л./0,41 п.л.).
Статьи и материалы научных конференций
14. Хинич И. И. Согласование лабораторных работ и практических зада-ний при преподавании физики студентам-математикам // Тезисы докладов V международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО–99). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. Т. 1. С. 131–132. (0,125 п.л.).
15. Хинич И. И., Цуревский Е. В. Изучение структурно-чувствительных свойств твердых тел в практикуме по физическим основам электроники // Фи-зика в школе и вузе (международный сборник научных статей, вып. 1). – СПб.: Изд-во Сев.-Зап. отд. РАО, 2004. С. 221–224. (0,25 п.л./0,15 п.л.).
16. Смирнов А. А., Хинич И. И. Технологический подход к построению лабораторного практикума в вузе // Физика в школе и вузе (международный сборник научных статей, вып. 1). – СПб.: Изд-во Сев.-Зап. отд. РАО, 2004. С. 225–227. (0,188 п.л./0,11 п.л.).
17. Хинич И. И. Экспериментальные методы анализа поверхности в спец-практикуме по физике диэлектриков // Материалы X международной конфе-ренции «Физика диэлектриков» (Диэлектрики–2004). (СПб., 23–27 мая 2004 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 453–454. (0,125 п.л.).
18. Хинич И. И. Методы эмиссионной спектроскопии в специальном фи-зическом практикуме // Труды VIII международной учебно-методической кон-ференции «Современный физический практикум» (22–24 июня 2004 г.). – М.: ИД МФО, 2004. С. 167–168. (0,125 п.л.).
19. Хинич И. И. Эмиссионная спектроскопия поверхности твердых тел в специальном физическом практикуме // Материалы VIII международной кон-ференции «Физика в системе современного образования» (ФССО-05), (СПб., 29 мая – 3 июня 2005 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. С. 135–136. (0,125 п.л.).
20. Лешуков А. П., Домаков А. И., Ханин С. Д., Хинич И. И., Цуревский Е. В. Практикум по физическим основам электроники как составляющая физического образования в педагогических вузах // Материалы VIII международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО-05), (СПб., 29 мая – 3 июня 2005 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. С. 322–325. (0,25 п.л./0,07 п.л.).
21. Пронин В. П., Хинич И. И. Исследование поверхности твердого тела в специальном физическом практикуме // Труды IX международной учебно-методической конференции «Современный физический практикум» (Волго-град, 19–21 сентября 2006 г.). – М.: ИД МФО, 2006. С. 146–147. (0,125 п.л./0,08 п.л.).
22. Пронин В. П., Хинич И. И. Электронная диагностика поверхности твердого тела в учебных курсах педагогического вуза // Материалы IX между-народной конференции “Физика в системе современного образования” (ФССО-07). (СПб, 4–8 июня 2007 г.). – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. Т. 1. С. 100–101. (0,125 п.л./0,08 п.л.).
23. Хинич И. И. Взаимосвязь эксперимента, теории и практики в обучении физике в вузе // Материалы IX международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО–07), (СПб., 4–8 июня 2007 г.).– СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. Т. 1. С. 163–165. (0,188 п.л.).
24. Ильинский А. В., Попова И. О., Сидоров А. И., Ханин С. Д.,
Хинич И. И., Шадрин Е. Б. Физико-технические проблемы как предмет проектной деятельности в исследовательско- и практико-ориентированном обучении // Материалы IX международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО-07), (СПб., 4–8 июня 2007 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. Т. 1. С. 414–417. (0,25 п.л./0,05 п.л.).
25. Хинич И. И. Физика поверхности твердого тела как предмет учебно- и научно-исследовательской деятельности студентов педагогических вузов // Материалы VII международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». (М., март 2008 г.). – М.: Школа Будущего, 2008. Часть 2. С. 215–218. (0,25 п.л.).
26. Ханин С. Д., Хинич И. И. Триада эксперимент – теория – практика в исследовательско-ориентированном обучении физике в педагогическом вузе: психолого-педагогический аспект // Материалы XI Российско-Американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования (СПб., 13–15 мая 2008 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 154–158. (0,312 п.л./0,2 п.л.).
27. Ханин Д. C., Хинич И. И. Физическое моделирование в задачах анализа и прогнозирования свойств диэлектрических материалов // Материалы XI международной конференции «Физика диэлектриков» (Диэлектрики–2008), (СПб., 3–7 июня 2008 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. Приложение к т. 2. С. 9–11. (0,188 п.л./0,11 п.л.).
28. Ханин С. Д., Хинич И. И. Проблемы современной физики в исследовательско-ориентированном обучении в педагогических вузах // Труды научно-методической школы семинара по проблеме «Физика в системе инженерного и педагогического образования стран ЕврАзЭС» (М., 30 июня – 2 июля 2008 г.). – М.: ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 2008. С. 333–335. (0,188 п.л./0,12 п.л.).
29. Пронин В. П., Хинич И. И. Сочетание экспериментальных и теоретических заданий при исследовании поверхности твердого тела в специальном физическом практикуме // Материалы X международной учебно-методической конференции «Современный физический практикум» (Астрахань, 16–19 сентября 2008 г.). – М.: ИД МФО, 2008. С. 207–208. (0,125 п.л./0,08 п.л.).
30. Хинич И. И. Физика полупроводниковых материалов и приборов как предмет самостоятельной работы студентов педагогических вузов // Труды V Российской научно-методической конференции преподавателей вузов и учителей школ «Школа и вуз: достижения и проблемы непрерывного физического образования» (Екатеринбург, 5–6 ноября 2008 г.). – Ека-теринбург: УГТУ–УПИ, 2008. С. 50–51. (0,125 п.л.).
31. Хинич И. И. Освоение современных методов физического эксперимента в подготовке педагогических кадров // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы преподавания физико-технических дисциплин» (Пенза, 27–28 ноября 2008 г.). – Пенза: ПГПУ, 2008. С. 23–26. (0,25 п.л.).
32. Хинич И. И. Освоение методов атомно-силовой микроскопии в подго-товке педагогических кадров. // Материалы VIII международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспекти-вы развития» (М., 2–6 марта 2009 г.). – М.: МПГУ, 2009. Часть 4. С. 55-57. (0,188 п.л.).
33. Анисимова Н. И., Соломин В. П., Пронин В. П., Хинич И. И. Подготовка выпускников естественнонаучных факультетов и учащихся старших классов базовых школ Герценовского университета по курсу «Основы нанотехнологий» // Материалы X международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО-09). (СПб., 31 мая – 4 июня 2009 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. Т. 2 (приложение). С. 378–380. (0,188 п.л./0,06 п.л.).
34. Ханин С. Д., Хинич И. И. Проблемы исследовательского обучения в подготовке педагогических кадров по физике // Материалы X международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО–09). (СПб., 31 мая – 4 июня 2009 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. Т. 1. С. 451–453. (0,188 п.л./0,11 п.л.).
Статьи по результатам научных исследований, использованных в диссерта-ции, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах из перечня ВАК
1. Бронштейн И. М., Карасик Б. С., Хинич И. И. Энергетические спектры истинно вторичных электронов при адсорбции бария на вольфраме // Радиотехника и электроника. 1975. Т. 20. № 4. С. 866–869. (0,25 п.л./0,11 п.л.).
2. Бронштейн И. М., Хинич И. И. Термоэлектронная эмиссия системы
W-O-Cs при рабочих температурах анодов ТЭП // Известия АН СССР, сер. фи-зическая, 1976. Т. 40. С. 1757–1759. (0,188 п.л./0,12 п.л.).
3. Бронштейн И. М., Хинич И. И. Исследование разупорядоченности по-верхности вторичноэмиссионными методами // Физика твердого тела. 1982. Т. 24. № 1. С. 291–293. (0,188 п.л./0,12 п.л.).
4. Бронштейн И. М., Васильев А. А., Пронин В. П., Хинич И. И. Упругое отражение электронов средних энергий от неупорядоченных металлических поверхностей // Известия АН СССР, сер. физическая, 1985. Т. 49. № 9. С. 1755–1759. (0,312 п.л./0,09 п.л.).
5. Мурашов С. В., Пронин В. П., Тютиков А. М., Хинич И. И. Тонкая структура спектров истинно-вторичных электронов диэлектриков // Физика твердого тела. 1991. Т. 33. № 6. С. 1896–1898. (0,188 п.л./0,06 п.л.).
6. Броздниченко А. Н., Горчаков С. А., Рязанцев С. С., Сенкевич С. В., Тильте К. Л., Хинич И. И. Влияние структуры напыляемых слоев TiN и AlN на свойства нанокомпозитного TiAlN покрытия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал: Физика. – СПб., 2006. № 6(15). С. 64–69. (0,38 п.л./0,08 п.л.).
7. Пронин В. П., Хинич И. И., Чистотин И. А. Спектроскопия упругого отражения электронов для количественного элементного анализа поверхности твердого тела // Письма в журнал технической физики. 2008. Т. 34. В. 19. С. 21–26. (0,38 п.л./0,13 п.л.).
8. Пронин В. П., Хинич И. И., Чистотин И. А. Спектроскопия упругого отражения электронов для элементного анализа диэлектриков и высокоомных полупроводников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал: Естественные и точные науки: Физика. СПб., 2009. № 11(79). С. 133–140. (0,5 п.л./0,17 п.л.).