-
Фонетическая культура русской речи иностранного специалиста представляет собой интегральное качество речи, соединяющее в себе: - нормативное для данного языка использование всего комплекса языковых средств (звуковых, акцентно-ритмических, интонационных, лексико- грамматических), - умения воспринимать, воспроизводить, продуцировать, реализовывать в речи в соответствии с используемым фонетическим стилем звуковые модификации и явления сверхсегментного уровня, - умения адекватно интерпретировать и применять как вербальные, так и невербальные средства фонетической культуры речи: кинесику, проксемику, такесику, коммуникативно значимое молчание и т.д., и обеспечивающее реализацию коммуникативных и профессионально- коммуникативных задач, актуальных для участников межличностного общения в поликультурной и полилингвальной среде.
- Формирование русской фонетической культуры иностранного специалиста в системе российской высшей школы является неотъемлемой составляющей частью интегративной модели обучения РКИ в контексте компетентностной, акмеориентированной образовательной парадигмы.
- Становление фонетической культуры иностранного специалиста требует разработки и реализации специальной педагогической системы как целостного единства взаимообусловленных, преемственно взаимосвязанных, динамически взаимодействующих в процессе обучения компонентов, комплексно развивающих все аспекты и виды речи - при активной роли фонетического компонента - для достижения коммуникативного успеха в личностно и социально значимых сферах общения.
- Педагогическая система организации обучения инофона русской фонетической культуре основывается на принципах: антропоцентризма; учета родного языка учащегося или языка-посредника; комплексности, аспектности, уровневого подхода в преподавании РКИ; единства целей обучения (глобальной, стратегической и тактической) на каждом из этапов обучения; учета коммуникативных потребностей обучающихся в социально-бытовой, социокультурной, общественно-политической (административно-правовой), учебно- профессиональной (включающей сферу профилирующих дисциплин), профессионально-производственной сферах общения.
- Формирование исследуемого феномена осуществляется с учетом избранной иностранным студентом специальности в ходе интеграции компетентностного, коммуникативно-деятельностного, когнитивно-дискурсивного, профессионально, национально, личностно ориентированного и лингвокультурологического подходов.
- Культура звучащей русской речи инофона - как комплекс языковых средств и умений речевосприятия и речепорождения, основанный на сложном взаимодействии в процессе звукообразования, голосообразования, сегментирования, интонирования, ритимической организации речи, использования механизмов дыхания - формируется последовательно, системно, поэтапно (поуровнево).
- Овладение русской фонетической культурой осуществляется в тесной взаимосвязи с усвоением вербальных и невербальных способов русского 19 коммуникативного поведения, специфическими коммуникативными умениями, поведенческими стратегиями межличностного и межкультурного взаимодействия.
- Педагогическая система развития русской фонетической культуры инофона должна быть рассчитана на разнообразные уровни межкультурной коммуникации: межличностное общение учащихся, владеющих разными родными языками и языками-посредниками, на русском языке в разных условиях; учащийся - преподаватель (ретранслятор изучаемой культуры); учащийся - сотрудники образовательного учреждения разного статуса; учащийся - окружающая лингвокультурная социальная среда.
- Педагогическая система развития русской фонетической культуры инофонов требует формирования соответствующих навыков на начальном этапе обучения РКИ и далее пролонгированного на весь период получения высшего образования в российском вузе и жизнедеятельности в стране изучаемого языка.
- Педагогическая система организации обучения русской фонетической культуре реализует общеобразовательную задачу, существенную для высшей школы, - развитие языковой личности иностранного учащегося, подготовленной к осуществлению учебно-познавательной деятельности и решению когнитивных задач. Формирование культуры русской звучащей речи решает также воспитательные задачи: развивает морально-нравственные качества личности, воспитывает толерантность в отношении представителей иных языков, культур, образа жизни, вероисповеданий и т.д.
- Педагогическая система организации формирования и совершенствования исследуемого феномена призвана иметь в своем распоряжении адекватный указанной цели набор учебно-методических комплексов и пособий, инструментов и технологий. Одним из таких пособий, предназначенных для оптимального и экономичного способа формирования русской фонетической культуры, является интонационно-смысловой практикум по русской звучащей речи, который реализует комплексность и аспектность в этом процессе и развивает лингвистическую, речевую, дискурсивную, лингвокультурологическую, социокультурную и предметно- профессиональную составляющие коммуникативной компетенции иностранного учащегося, овладевающего русским языком. Интегрированные технологии в процессе обучения русской фонетической культуре способствуют приобретению ценностных знаний о русской лингвокультуре, российском лингвосоциуме.
1. Шустикова Т.В. Комплексность и аспектность в преподавании русского языка как иностранного: компетентностный подход: Монография. – М.: РУДН, 2010. – 320 с. (18,83 п.л.).
2. Шустикова Т.В. Фонетическая культура русской речи: русский язык как иностранный: Монография. – М.: РУДН, 2010. – 315 с. (18 п.л.).
3. Шустикова Т.В. Общие вопросы постановки русского произношения. // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография удостоена Золотой медали ВВЦ РФ. / Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. - М.: РУДН, 2002. - С. 103-111 (0,6 п.л.)..
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК РФ
4. Шустикова Т.В. Некоторые особенности французского акцента в русском языке (корректировочный курс упражнений по ритмике и интонации) // Русский язык за рубежом. - 1981. - №1. - C. 46-52 (0,4 п.л.).
5. Шустикова Т.В., Атабекова А.А. Потенциал ИНТЕРНЕТ в обучении переводу // Вестник РУДН. Серия: Межпредметные связи. Иностранные языки. - 2004. - №1. - С. 46-52 (0,4 п.л.).
6. Шустикова Т.В. Современный стандартный учебник русского языка как иностранного (к постановке проблемы) // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2005. - №1(2). - С. 47 –56 ?(0,6 п.л.).
7. Шустикова Т.В. Вводный фонетико-грамматический курс в системе обучения русскому языку как иностранному // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2006. - №1(3). - С. 140-147 (0,6 п.л.).
8. Розанова С.П., Шустикова Т.В. Механизмы межъязыкового переноса при обучении научному стилю русского языка // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2008. - №1. - С. 31-37 (0,5 п.л.).
9. Шустикова Т.В. Научный стиль речи: компетентностный подход к обучению на базовом этапе // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2008. - №1. - С. 81-88 (0,6 п.л.).
10. Шустикова Т.В. Взаимосвязь обучения фонетике и грамматике русского языка как иностранного (довузовский этап) // Русский язык в школе. - 2008. №8. - С. 88-94 (0,6 п.л.).
11. Шустикова Т.В. Учебный план по русскому языку как иностранному: компетентностный подход // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2009. - №1. - С. 104 - 112 (0,7 п.л.).
12. Шустикова Т.В. Методическая разработка вопросов формирования русского произношения иностранного учащегося в процессе создания лингвистической компетенции 42 // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2010. - №1. - С. 29 - 38 (0,6 п.л.).
13. Шустикова Т.В. Фонетическая культура русской речи иностранных учащихся // Высшее образование сегодня. - 2010. - №9. С. 73-75 (0,6 п.л.).
Статьи, доклады и тезисы, опубликованные в других научных изданиях
14. Шустикова Т.В. К вопросу об интонации русской разговорной речи // Русская разговорная речь: Сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1970. - С. 47-55 (0,6 п.л.).
15. Шустикова Т.В. Различные подходы к изучению и методике преподавания интонации // Тезисы научно-методической конференции кафедры русского языка, плсвязщенной 10-летию Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. - М., 1970. - С. 115-117.(0,1 п.л.).
16. Шустикова Т.В. О соотношении синтаксической, интонационной и смысловой незавершенности / завершенности в русском языке (семантико-грамматический анализ) // Синтаксис простого и сложного предложения. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1973. - С. 43-52 (0,8 п.л.)
17. Шустикова Т.В. К вопросу об интонации целого текста // Проблемы теоретической и прикладной фонетики и обучение произношению: Материалы межвузовской научно-методической конференции. - М.: УДН, 1973. - С. 179-183 (0,2 п.л.).
18. Шустикова Т.В. Некоторые вопросы методики работы над русской интонацией // Тезисы докладов 13-ого Международного семинара преподавателей русского языка из стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока и Латинской Америки. - М.: УДН, 1974. - С. 13-17 (0,3 п.л.).
19. Шустикова Т.В. Вопросы обучения русской интонации лиц, говорящих по- французски // Тезисы докладов 16-го Международного семинара преподавателей русского языка из стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока и Латинской Америки. - М.: УДН, 1976 - С. 49-50 (0,1 п.л.).
20. Шустикова Т.В. Вопросы обучения интонации в диалогической речи // Тезисы докладов 17-го Международного семинара преподавателей русского языка из стран Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока и Латинской Америки. - М.: УДН, 1977 - С.37-38 (0,1 п.л.).
21. Шустикова Т.В. Тексты для обучения русскому произношению (ритмико- интонационный аспект) // Тезисы докладов XIX Международного семинара преподаватиелей стран Азии, Африки и Латинской Америки. - М.: УДН.. 1979. - С. 43-45 (0,1 п.л.).
22. Шустикова Т.В. Использование магнитофона в процессе формирования слухо- произносительных навыков в области интонации (из опыта преподавания русской фонетики на подготовителном факультете // Использование технических средств в учебном процессе при обучении иностранных студентов: Сб. научных трудов. - М.:УДН, 1980. - C. 61-70 (0,6 п.л.).
23. Шустикова Т.В. Синтагматическое членение повествовательного предложения в русском языке (интонационно-синтаксический и коммуникативный анализ): АКД - М.: УДН, 1981. - 19 с. (1,2 п.л.).
24. Шустикова Т.В. Синтагматическое членение как средство выражения смысловых значений в тексте // Фонетика: теория и практика преобразования: Материалы I Международного симпозиума МАПРЯЛ, 19-23 октября, 1987. - М.: УДН, 1989. - С. 67-68 (0,1 п.л.).
25. Шустикова Т.В. Роль синтагматического членения в формировании смысловой структуры текста // Лингвометодические аспекты обучения студентов-иностранцев русскому произношению на подготовительном факультете. - М.: РУДН. - 1989. - С. 99-109 (0,9 п.л.).
26. Шустикова Т.В., Атабекова Н.А., Большакова Н.Г. Использование видеозаписей при обучении устной речи на интенсивных курсах русского языка // Материалы VII конгресса МАПРЯЛ. - М.: «Русский язык», 1990.- С. 279 (0,1 п.л.).
27. Шустикова Т.В. Интенсивный курс русского языка для начинающих // Новое в теории и практике преподавания русского языка как иностранного: Мат. конференции. - М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1993. - С. 118-119 (0,1 п.л.).
28. Шустикова Т.В. Индивидуализация при обучении русскому произношению на начальном этапе // Материалы международной научно-практической конференции психологов и лингвистов 27-28 сентября 1995 г., МПГУ им. В.И. Ленина. - М., 1995. - С. 82 (0,1 п.л.).
29. Шустикова Т.В. Место грамматики в интенсивном курсе русского языка // Тезисы докладов и сообщений. Международная научная конференция «Итоги и перспективы развития методики: теория и практика преподавания русского языка и культуры России в иностранной аудитории». 21-25 ноября 1995 г. - М., РУДН, 1995 - С.177-178 (0,1 п.л.).
30. Шустикова Т.В. Интенсивный курс для начинающих // Научно-практическая конференция «Образовательные услуги российской высшей школы. Маркетинг. Новые формы». Тезисы докладов и выступлений. 28-30 ноября 1995. - М.: РУДН, 1995 - С. 85-87 (1,2 п.л.).
31. Шустикова Т.В. Интенсивный курс для начинающих // Тезисы докладов и сообщений. Международная конференция «Традиции и новации при обучении иностранных и российских студентов на подготовительном факультете». - М.: РУДН, 1995. - С. 44-45 (0,1 п.л.)..
32. Шустикова Т.В., Атабекова А.А. Коммуникативная функция интонации в аспекте психолингвистики // Тезисы докладов и сообщений. Международная научная конференция «Итоги и перспективы развития методики: теория и практика преподавания русского языка и культуры России в иностранной аудитории». -М.: РУДН, 1995. - С. 74-75 (0,1 п.л.).
33. Шустикова Т.В., Атабекова А.А. Интонация текста: лингвометодический аспект. Тезисы международной научно-методической конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного». - М., МГУ, 1996. - C. 311 (0,1 п.л.).
34. Шустикова Т.В., Зубкова Л.Г., Логинова И.М. Теоретическая и практическая фонетика русского языка в Российском университете дружбы народов. // Тезисы П международного симпозиума МАПРЯЛ «Фонетика в системе языка», 19-22 ноября 1996 г. Москва - М..: РУДН. 1996. - С. 5-14 (0,7 п.л.).
35. Шустикова Т.В., Атабекова Н.А., Атабекова А.А., Обучение произношению с использованием видеозаписей. // Тезисы П международного симпозиума МАПРЯЛ «Фонетика в системе языка». Москва, 19-22 ноября 1996 г. - М.: РУДН. - С. 111 (0,1 п.л.).
36. Шустикова Т.В., Атабекова А.А. Интонация жанра как аспект обучения в стилистике речи. // Тезисы П международного симпозиума МАПРЯЛ «Фонетика в системе языка», 19-22 ноября 1996 г. Москва. - М.: РУДН, 1996. - C. 190 (0,1 п.л.).
37. Шустикова Т.В., Семар В.Ю., Щербакова О.М. Корректировочный курс фонетики для франкоговорящих студентгов, изучающих русский язык на среднем этапе. // Тезисы П международного симпозиума МАПРЯЛ «Фонетика в системе языка» 19-22 ноября 1996 г., Москва,- М.: РУДН. 1996. - С. 171 (0,1 п.л.).
38. Шустикова Т.В., Атабекова А.А., Розанова С.П. Актуализация объективной реальности в речевой коммуникации (постановка проблемы как общетеоретическая база частных лингвистических исследований) // Материалы международной научной конференции «Когнитивная лингвистика в конце ХХ века». Часть 1. 7-9 октября 1997 г., МГЛУ. - Минск, МГЛУ, 1997. - С. 117-120 (0,2 п.л.).
39. Шустикова Т.В., Розанова С.П., Межъязыковой и внутриязыковой перенос как средство интенсификации процесса обучения русскому языку в корейской аудитории. // Материалы международной научной конференции, посвященной 30-летию МАПРЯЛ. «Теория и практика русистики в мировом контексте». 28-31 октября 1997 г. - М.: РУДН, 1997. - С. 405 (0,1 п.л.).
40. Шустикова Т.В., Атабекова А.А. Интонационная семантика в свете комплексной мотивации обучения РКИ // Материалы международной научной конференции, посвященной 30-летию МАПРЯЛ «Теория и практика русистики в мировом контексте». 28- 31 октября 1997 г. - М.: РУДН, 1997. - С .63-64 (0,1 п.л.).
41. Шустикова Т.В., Атабекова А.А., Курмаева Н.М. Системное преподавание фонетики и интонации русского языка как иностранного на начальном этапе обучения // Материалы международной научной конференции, посвященной 30-летию МАПРЯЛ. «Теория и практика русистики в мировом контексте». 28-31 октября 1997 г. - М.: РУДН, 1997. - С. 25 (0,1 п.л.).
42. Шустикова Т.В., Атабекова А.А. Системное обучение интонационной семантике русского языка // Теоретическая лингвистика и преподавание русского языка как иностранного. 30 лет МАПРЯЛ. - М.: Диалог - МГУ, 1997. - С. 104 (0,1 п.л.).
43. Шустикова Т.В., Атабекова А.А., Курмаева Н.М. Системность в преподавании коммуникативной фонетики русского языка как иностранного // Актуальные проблемы коммуникативной фонетики и вопросы эффективности речевого общения. Материалы международной конференции 29-30 мая 1997 г., МГЛУ. - Минск: МГЛУ, 1997. - С. 148-149 (0,1 п.л.).
44. Шустикова Т.В., Атабекова А.А. О концепции и технологии учебных пособий, реализующих семантический аспект языковых единиц // Освоение семантического пространства русского языка иностранцами. - Н. Новгород: НГЛУ, 1997. - С. 92 (0,3 п.л.).
45. Шустикова Т.В. Атабекова А.А. Знаковая природа интонации текста // Четвертые Поливановские чтения. - Смоленск: СГПУ, 1998 - С. 170-172 (0,2 п.л.).
46. Шустикова Т.В., Розанова С.П., Усачева Г.А. Интенсивное обучение русскому языку студентов позднего заезда, // Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов, вып.2. Тезисы докладов на международной конференции. Июнь 1998. - Воронеж, ВГУ, 1998- С. 168-174 (0,4 п.л.).
47. Шустикова
メ.В. А та бе ко ваА.А. Системное обучение интонации в целях освоения социокультурного поля языка // Язык и социум. III Международная научная конференция. - Минск: БГУ.- 1998. - С. 259-260 (0,1 п.л.).
48. Ш ус ти ко ваТ.В., А та бе ко ваА.А., Р оз ан ов а С.П. Современные технические средства в обучении эффективному речевому общению // Международное сотрудничество в образовании.16 –17 июня 1998г. Санкт –Петербург, Санкт-Петербургский университет, 1998. - С. 95 (0,1 п.л.).
49. Ш ус ти ко ваТ.В., А та бе ко ваА.А., К ур ма ев а Н.М., О ст ре нк о Л.В. Лингво- методическая адаптация студентов-иностранцев подготовительного ф-та // Теория и практика преподавания русского языка и специальных дисциплин. Материалы межвузовской научно-методической конференции «Организация и содержание довузовского обучения иностранных студентов», Волгоградский гос. технический ун-т, 19-21 октября 1998г. - Волгоград: ВГТУ, 1998. - С. 70 (0,1 п.л.).
50. Ш ус ти ко ваТ.В., А та бе ко ваА.А., Р оз ан ов а С.П. Современные технические средства в обучении эффективному речевому общению // Международная конференция «Международное сотрудничество в образовании», Санкт-Петербургский гос. политехнический университет. 16 - 17 июня 1998 г.- Санкт-Петербург, СПбГПУ, 1998. - С. 170 (0,1 п.л.).
51. Ш ус ти ко ваТ.В. Интонация и смысл текста // Александр Сергеевич Пушкин и русский литературный язык в XIX-XX веках. Тезисы докладов международной научной 45 конференции. Нижегородский гос. лингвистический ун-т. - Н.Новгород: НГЛУ. 1999 - С. 345-346 (0,1 п.л.).
52. Ш ус ти ко ваТ.В., А та бе ко ваА.А. Системное обучение интонационной семантике в целях обеспечения целостности коммуникативного акта. // Фонетика в системе языка. Сборник статей. Выпуск 2. - М., 1999. С. 253-258 (0,4 п.л.).
53. Ш ус ти ко ваТ.В., Т ри фо но ваН.Н., С та сю к М.Н. О лингвокультурологической адаптации при изучении русского языка как иностранного // Русский язык, литература и культура на рубеже веков. 1Х Международный конгресс МАПРЯЛ. –Братислава, Словацкая Республика, 16-21 августа 1999г. Т. П. - Братислава, 1999. -С. 180 (0,1 п.л.).
54. Ш ус ти ко ваТ.В., К уз ьм ин а Е.С., Диагностические психологические тесты. // Русский язык, литература и культура на рубеже веков. 1Х Международный конгресс МАПРЯЛ. –Братислава , Словацкая Республика, 16-21 августа 1999г. Т. П. - Братислава, 1999. -С. 61 .(0,1 п.л.).
55. Ш ус ти ко ваТ.В., А та бе ко ваА.А. Аспекты теоретической разработки результатов экспериментального анализа текста как результата познавательно- коммуникативной деятельности индивида // Русский язык, литература и культура на рубеже веков. 1Х Международный конгресс МАПРЯЛ. Т. I. –Братислава, Словацкая Республика, 16- 21 августа 1999г. - Братислава, 1999. - С. 15-16 (0,1 п.л.).
56. Ш ус ти ко ваТ.В., А та бе ко ваА.А., Обучение иностранному языку: перспективы применения интернет-технологий // Международная конференция «Дипломат. Иностранные языки и современность» - Дипломатическая академия, 21 июня 2000г. - М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 2000. - С. 9-13 (0,3 п.л.).
57. Ш ус ти ко ваТ.В., А та бе ко ваА.А., К ур ма ев а Н.М. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в современных условиях. // Русский язык и культура (изучение и преподавание). Материалы конференции 28-30 ноября 2000 г. - М.: РУДН: - С. 167-168 (0,1 п.л.).
58. Ш ус ти ко ваТ.В. Теоретическая и практическая фонетика русского языка на подготовительном факультете Российского университета дружбы народов. // Материалы международной конференции «Обучение российских и иностранных граждан на подготовительных факультетах в условиях международной интеграции высшего образования. К 40- летию РУДН» - М,: РУДН, 2000. - С. 168-176 (0,1 п.л.)..
59. Ш ус ти ко ваТ.В. Русские глаголы: формы и контекстное употребление». // Тезисы Международной конференции РОПРЯЛ «Русский язык на рубеже тысячелетий». Санкт-Петербургский гос. ун-т, ноябрь 2000г. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 294-297 (0,2).
60. Ш ус ти ко ваТ.В., С ми рн ов а С.В. Общая лингвокультурологическая и профессиональная ориентация в преподавании русского языка иностранным аспирантам медико-биологического профиля (I сертификационный уровень) // Материалы Международной конференции. Госуниверситет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, 29-31 мая 2000 г. - Великий Новгород, 2000. - С. 194-199 (0,3 п.л.).
61. Ш ус ти ко ваТ.В., А та бе ко ваА.А. Системное изучение интонации в целях освоения социокультурного поля языка // Язык и социум. Ш Международная научная конференция. БГУ, Минск, 4-5 декабря 1998. - М.: БГУ. - С. 259-260 (0,1 п.л.).
62. Ш ус ти ко ваТ.В., Р оз ан ов а С.П., Сложное предложение. Традиционные вопросы теории и описания и новые аспекты его изучения. - М, Русский учебный центр. - 1999. - С. 97-98 (0,1 п.л.)..
63. Ш ус ти ко ваТ.В. Обучение научному стилю речи. Первый сертификационный уровень // Общеобразовательные дисциплины и язык специальности в профессиональной подготовке национальных кадров на начальном этапе обучения в вузе. –М.: РУДН, 2000. - С. 306-309 (0,2 п.л.).
64. Ш ус ти ко ваТ.В., А та бе ко ваА.А., К уз ьм ин а Е.С. Модульное тестирование по научному стилю речи (медико-биологический профиль). Первый сертификационный 46 уровень. // Мат-лы Межународной конференции, Минск, МГМИ. - Минск, Изд-во МГЭУ, 2001. - С. 68-71 (0,2 п.л.).
65. Ш ус ти ко ваТ.В. Тестирование слухо-произносительных навыков (русский язык как иностранный) // VIII Международная конференция из цикла “Новое в теории практики описания и преподавания русского языка” Российский центр науки и культуры, Польское общество русистов, Ассоциация сотрудничества «Польша –Восток», Общество «Польша –Россия» 10-12 мая 2001г. - Республика Польша, Варшава, 2001.- 429-433 (0.3 п.л.).
66. Ш ус ти ко ваТ.В. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка как иностранного // Международная научно-практическая конференция «Язык и культура в условиях языковой стажировки». Москва, Российский Государственный Гуманитарный Ун-т, 3-5 мая, 2001 г. –М.: Изд-во РГГУ, 2001.- С. 86-87 (0,1 п.л.).
67. Ш ус ти ко ваТ.В. К вопросу о тестировании слухо-произносительных навыков (русский язык как иностранный) // Традиционные и новаторские технологии в обучении русскому языку как иностранному. Тезисы докладов Межд. научно-практ. конф. БГЭУ, МАПРЯЛ, МГМИ, Минск , 24-26 мая, 2001г. - Минск, 2001.- - С. 163-165 (0,2 п.л.).
68. Ш ус ти ко ваТ.В. Тестирование слухо-произносительных навыков // III Всероссийская научно-практическая конференция РОПРЯЛ. «Русский язык в современной социокультурной ситуации». Тезисы докладов и сообщений. Ч. 1. - Воронеж: ВГУ, 2001.- С. 126-128 (0,1 п.л.).
69. Ш ус ти ко ваТ.В. Концепт «Снег» по одноименному рассказу К.Г. Паустовского // Тезисы X Межвузовских научно-методических чтений к 65-летию Дипломатической Академии МИД РФ «Дипломат, иностранный язык и современность», 21 июня 2001г. - М., 2001. - С. 174-180 (0,4 п.л.).
70. Ш ус ти ко ваТ.В. Работа над глагольной системой русского языка как иностранного // Материалы Международной научной конференции «Русский язык как иностранный: специфика описания, теория и практика преподавания в России и за рубежом». Фил. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 4-6 декабря 2001 г. –М., МГУ, 2001, - С. 357-359 (0,2 п.л.).
71. Ш ус ти ко ваТ.В. Русский глагол: формы и контекстное употребление // Русский язык на рубеже столетий. Всероссийская конференция. 26-27 октября 2000г. - СПб, СПбГУ: 2001. - С. 294-297(0,2 п.л.)..
72. Ш ус ти ко ваТ.В., О ст ре нк о Л.В., С ми рн ов а С.В. Роль курса «Россия: краткий исторический очерк в психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов // Проблемы гуманитаризации и роль исторической науки в процессе подготовки студентов. - М.: РУДН, 2001. - С. 192-195 (0,2 п.л.).
73. Ш ус ти ко ваТ.В., К ул ак ов а В.А., О ст ре нк о Л.В., С ми рн ов а С.В. Роль интонационно-смыслового практикума в лингвокультурологической адаптации студентов- иностранцев подготовительного факультета // «Фонетика в системе языка» Сб. статей. Выпуск 3. Часть 1. –Москва, 20-21 ноября 2002.- М.: РУДН.- 2002. С. 199-206 (0,2 п.л.).