Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД»
Специальность: 13.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Проблема эстетико-педагогической подготовки студента педагогического вуза приобретает особое значение в условиях реформирования отечественного высшего педагогического образования. В современной политической, экономической и социокультурной ситуации формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы является одним из важнейших направлений в системе профессиональной подготовки учителя начальной школы, так как именно данный аспект профессиональных компетенций обеспечивает культуро- и природосообразность духовно-нравственной сферы младших школьников.
  2. Формированию культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы способствует применение личностно-ориентированного подхода, а также интеграция идей культурологического, аксиологического, полихудожественного и экспрессионно-эстетического подходов, позволяющие каждому учителю, в соответствии с его способностями, интересами, потребностями сформировать собственную аксиограмму как творца Культуры на основе эстетического освоения им объектов окружающего мира.
  3. Культурно-эстетическая компетентность учителя формируется в единстве психических процессов личностного развития, основанного на рефлексии, самооценке, произвольности и детерминируемого психолого-педагогическими условиями. Механизмом становления культурно-эстетической компетентности личности учителя является поиск и нахождение собственных смыслов в эстетико-педагогической деятельности, а механизмом реализации - эстетико-педагогическая субъектность. Важнейшим структурным элементом формирования культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы является ее практическая отработка, которая осуществляется в активной деятельности в области искусства и в эстетико-педагогическом взаимодействии с младшими школьниками.
  4. Основой культурно-эстетической компетентности учителя является гуманитарно-эстетическая позиция. Она связана с формированием эстетического сознания личности и представляет собой систему ценностных эстетических отношений личности к действительности. На основе ее обогащения в процессе вузовского педагогического образования, под влиянием особым образом спроектированной эстетико-образовательной среды вуза, становление профессиональной составляющей культурно-эстетической компетентности учителя, сформированность которой является одним из важнейших показателей его профессиональной компетентности и может относиться к следующим уровням: элементарному, чувственно-мотивационному, когнитивно-технологическому, системно-ценностному, концептуально-профессиональному.
  5. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы обусловлено внешними воздействиями, которые преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе. Внешнее влияние опосредуется внутренними факторами, к которым относятся своеобразие психики личности, ее социальный (в том числе художественно-эстетический) и профессиональный опыт. Данный факт актуализирует необходимость создания благоприятной эстетико-образовательной среды в вузе, которая позволяла бы в процессе учебно-воспитательной деятельности учитывать личностные характеристики каждого студента.
  6. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы - управляемый и регулятивный процесс, который поддается систематизации и объективации на основе создания личностно - ориентированной педагогической модели, включающей следующие компоненты: цель, задачи, принципы, технологии личностно-ориентированного эстетического образования, компоненты эстетико-образовательного процесса, направления эстетико-образовательной работы в вузе, внешние факторы, условия эффективной реализации эстетико-образовательного процесса, корректировка эстетико-педагогических задач, форм, методов, технологий в соответствии с результатом - сформированностью культурно-эстетической компетентности того или иного уровня и учет-контроль-анализ эффективности эстетико-образовательного процесса.
  7. Формирование и одновременно проявление уровня культурно-эстетической компетентности будущего учителя наиболее ярко осуществляется в его взаимодействии с младшими школьниками, которое в условиях вуза реализуется преимущественно: посредством участия студентов в социальных проектах городского, регионального, федерального уровней; в процессе педагогической практики; в научно-исследовательской деятельности студентов. В содержательном наполнении этого взаимодействия важными являются идеи полихудожественного (и в том числе поликультурного) и экспрессионно-эстетического подходов, позволяющих способствовать формированию у каждого школьника собственной гуманитарно-художественной гуманистической аксиосферы, культурно-эстетической толерантности и способности полноценно воспринимать всю глубину выразительных проявлений окружающего мира и социума.
Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации:

1.Арябкина, И.В. Формирование эстетического отношения к действительности будущих учителей начальной школы.//Искусство и образование, 2006.-№6.- С. 90-103. – 0,88 п.л.

2.Арябкина, И.В. Формирование эстетического отношения к действительности будущих учителей начальной школы (продолжение) //Искусство и образование, 2007.-№1.-С.97-111. – 0,94 п.л.

3.Арябкина, И.В. Интеграция учебных предметов и эколого-эстетическое образование //Искусство в школе, 2007.- №2.-С.76-78. – 0,19 п.л.

4.Арябкина, И.В. Эстетико-педагогическая подготовка будущих учителей начальной школы//Искусство и образование, 2007.-№2.-С.81-85. – 0,3 п.л.

5.Арябкина, И.В. Реализация эколого-эстетического образования будущих учителей начальной школы в аудиторной работе// Мир образования – образование в мире, 2008.-№1.-С. 226-232. –0,44 п.л.

6.Арябкина, И.В. Модель личностно ориентированного эстетического

воспитания в условиях становления культурно-эстетической компетентности

будущих учителей начальной школы» //Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО.-2007.-№7(11).-С.99-106.-0,5 п.л.

7.Арябкина, И.В., Гринева, Е.А. Моделирование эколого-эстетического образования учителя в условиях высших учебных заведений // Преподаватель XXI век.-2008.-№4.-С. 15-19. – 0,3 п.л.

8.Арябкина, И.В. Сущностная характеристика проблемы становления культурно-эстетической компетентности учителя в условиях высшего профессионального образования // Человек и образование. – 2009. - №4(21). – С.52-55. – 0,25 п.л.

9.Арябкина, И.В. Актуальные проблемы гуманитарно-эстетической педагогики в условиях реформирования образовательной системы //Искусство и образование. – 2010. -№2. – С.7-14 – 0,5 п.л.

10. Арябкина, И.В. Культурно-эстетическая составляющая в системе формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы //Искусство и образование. – 2010. -№5. – в печати.

11.Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя//Педагогика искусства. –2010.-№3.-номер готовится к выходу.

В монографиях, учебных пособиях:

12.Арябкина, И.В. Теоретико-методологические основы личностно ориентированного эстетического воспитания будущих учителей начальной школы в педагогическом вузе. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 312 с. – 19,5 п.л.

13.Арябкина, И.В., Гринева, Е.А. Симбирский край родной: Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. – Ульяновск: УлГПУ, 2009. – 172 с. – 10,75 п.л.

14.Арябкина, И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы. – М.:ФЛИНТА, 2010. – 350 с. – в печати. - 21, 8 п.л.

В научных статьях:

15. Арябкина, И.В. Диагностика и коррекция личностно ориентированного развития вокальных данных младших школьников // Диагностика и коррекция психофизического развития младшего школьника: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Ульяновск: УлГПУ, 1998. – С.68-70. – 0,19 п.л.

16.Арябкина, И.В. Необходимость личностно ориентированного эстетического воспитания на современном этапе развития школы// Личность младшего школьника: Сборник научных материалов. – Ульяновск: УлГПУ, 1999. –С.49-50. –0,13 п.л.

17.Арябкина, И.В. Сущность личностно ориентированного подхода к эстетическому воспитанию // Психолого-педагогические проблемы формирования личности младшего школьника: Материалы научно-практической конференции, посвященной 55-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и 15-летию педагогического факультета. – Ульяновск: УлГПУ, 2000.- С.81-83. – 0,19 п.л.

18.Арябкина, И.В. Эстетический воспитательный потенциал программы подготовки учителя начальной школы//Современные технологии обучения в начальной школе: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2001.- С.94-98. – 0,31 п.л.

19.Арябкина, И.В. Задачи эстетического воспитания будущего учителя на современном этапе// Актуальные проблемы воспитания современного школьника: Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2001.- С.80-83.- 0, 25 п.л.

20.Арябкина, И.В. Методические указания по педагогической практике студентов 4-5 курсов педагогического факультета. – Ульяновск: УлГПУ, 2001.-18 с.- 1,13 п.л.

21.Арябкина, И.В. Использование разнообразных форм аудиторной работы в музыкально-эстетическом воспитании будущих учителей начальной школы//Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки: Межвузовский сборник научных статей.-Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2002.- С.109-113. – 0,31 п.л.

22.Арябкина, И.В. Из опыта работы педагогического вуза по организации и регулированию свободного времени будущих учителей начальной школы //Педагогические науки.-2003.- №2.-М.: Спутник плюс.- С. 18-22. – 0, 31 п.л.

23.Арябкина, И.В. Основные направления личностно ориентированного эстетического воспитания студентов вузов//Педагогические науки.-2003.-№2.- М.:Спутник плюс.- С.22-24.- 0,19 п.л.

24.Арябкина, И.В. Влияние идей народной педагогики К.Д. Ушинского на личностно ориентированное воспитание// Педагогические идеи К.Д. Ушинского и модернизация современного начального образования: Материалы международной научно-практической конференции к 180-летию К.Д. Ушинского( 1824-1870).- М.:МГПУ, 2004.- С.23-24.- 0,13 п.л.

25.Арябкина, И.В. Лермонтов и музыка: сценарий литературно-музыкальной композиции для старшеклассников.- М.:Домашнее воспитание, № 4, 2004. –С. 18-20. – 0,19 п.л.

26.Козлова Ю.С., Арябкина И.В. Значение личностных и профессиональных особенностей учителя для активизации музыкального интереса младших школьников. – Ульяновск:УлГПУ, 2004. – С. 126-128. – 0,19 п.л.

27.Арябкина, И.В. Развитие идей эстетического воспитания в России в различные исторические эпохи// Проблемы современного образования в школе и в вузе: Сборник материалов международной конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2004. – С. 109-113. – 0, 3 п.л.

28.Арябкина, И.В. Роль межпредметных связей в формировании эстетического отношения к действительности будущих учителей начальной школы //в Сб. Проблемы совершенствования начального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. -Ульяновск:УлГПУ, 2005.-С.16-20. – 0, 3 п.л.

29.Арябкина, И.В., Гринева, Е.А. Роль научно-образовательных центров эстетического и экологического образования учителей в процессе модернизации российских вузов//В сб.:Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции.-Ульяновск:УлГПУ, 2005.-С.3-8. – 0,38 п.л.

30.Арябкина, И.В. Модель личностно ориентированного эстетического воспитания будущих учителей начальной школы//В сб.:Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции.-Ульяновск:УлГПУ, 2005.- С. 177-185. –0,56 п.л.

31.Арябкина, И.В. Музыкально-театральная деятельность в условиях детских музыкальных школ и детских школ искусств (из опыта работы)// В сб.:Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции.-Ульяновск:УлГПУ, 2005.-С.279-281.-0,19 п.л.

32.Арябкина, И.В. Технология личностно ориентированного эстетического воспитания будущих учителей// Актуальные проблемы современной науки.- 2005.-№4.-М.:Спутник-плюс.- С.75-78.-0,25 п.л.

33.Арябкина, И.В. Основополагающие компоненты модели личностно ориентированного эстетического воспитания будущих учителей начальной школы // В сб.: Психолого-педагогическое образование на современном этапе: реалии и перспективы: Часть1 :Материалы Международной научно-практической конференции 25-26 мая 2006 г.-Актобе: Издательство Актюбинского гос. университета им. К. Жубанова, 2006. - С.148-150. – 0,19 п.л.

34.Арябкина, И.В. Гуманистические основы личностно ориентированной воспитательной парадигмы в образовании // В сб.: Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе :опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под ред. И.В. Арябкиной, Е.А. Гриневой.- Ульяновск:УлГПУ, 2006. – С.24-32. – 0,56 п.л.

35.Арябкина, И.В. Формирование эстетического отношения к природе у студентов педагогического вуза в процессе изучения спецкурса «Основы эстетического образования младших школьников»// В сб.: Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию (опыт региональных исследований) /Ред.- сост. Е.П. Олесина / Под общей ред. Л.Г. Савенковой.-М.:ИХО РАО, 2006.-С.100-104.- 0,31 п.л.

36.Арябкина, И.В. Роль аудиторной работы в формировании эстетического отношения к действительности у студентов педагогических вузов в условиях гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса // В сб.: Гуманизация и демократизация педагогического процесса в условиях университетского образования.- София: Соф. университет «Св. Климент Охридски», 2006. – С. 306-311.- 0,38 п.л.

37.Арябкина, И.В., Гринева, Е.А. Урок «Окружающего мира» с использованием музыки// Начальное образование, 2006. -№6.-С.42-47. – 0,38 п.л.

38.Арябкина, И.В., Гринева, Е.А. Модель эколого-эстетического образования учителя начальной школы: концептуальные основы, параметры, основные компоненты// Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование-2007».- Том 1. Педагогические науки.- Днепропетровск: Наука и образование, 2007.-С.13-16.-0, 25 п.л.

39.Арябкина, И.В. Развитие у обучающихся эстетического отношения к действительности // Теория и практика дополнительного образования, 2007.-№2.- С.47-48. – 0,13 п.л.

40.Арябкина, И.В. Психолого-педагогические условия формирования системы эстетических отношений будущих учителей начальной школы к действительности в педагогическом вузе // Вопросы гуманитарных наук, 2007.-№2(29).-С.357-360. – 0, 25 п.л.

41.Арябкина, И.В. Концептуальные основы личностно ориентированного эстетического воспитания //Сборник научных статей и материалов международной научно-практической конференции «Теория и практика обучения, воспитания, развития дошкольников и младших школьников в условиях личностно-ориентированной модели общеобразовательной школы» (Коломна, 22-23 мая 2007 г.).-Коломна:КГПИ, 2007.-С. 16-20. – 0,31 п.л.

42.Арябкина,И.В. Формирование эстетического вкуса как важнейший компонент социализации личности// В. сб. «Социализация личности в процессе обучения и воспитания»: Материалы Международной научно-практической конференции.- Ульяновск, 2007.-С. 56-61.- 0,38 п.л.

43. Арябкина, И.В. Межпрежметная интеграция как средство формирования эстетического сознания будущих учителей начальной школы// Мир искусства и дети: проблемы художественной педагогики: Материалы III Международной научно-практической конференции, Витебск, 25-26 сентября 2007 г.- Витебск:Изд-во УО "ВГУ им. П.Машерова", 2007. - С.237-238. – 0,13 п.л.

44.Арябкина, И.В. Деятельность педагогического вуза как важнейшее условие накопления эстетического опыта будущих учителей начальной школы// Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания: Материалы I Международной научной сессии (29-31 мая 2007 г.).-Т.II.- М.:. ИХО РАО, 2007.-С.24-29.- 0,38 п.л.

45.Арябкина, И.В. Основополагающие идеи формирования эстетической субъектности будущих учителей начальной школы в педагогическом вузе// Научно пространство на Европа-2008: Материалы за 4-а международна научна практична конференция.-Т.13. Педагогические науки.-София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2008. –С.18-21.- 0, 25 п.л.

46. Арябкина, И.В. Межпредметная интеграция как средство формирования эстетического сознания будущих учителей начальной школы//Использование современных технологий в образовательном процессе: Сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Магнитогорского государственного университета /Под ред. Л.А. Фроловой, С.А. Анохиной, С.С. Великановой.- Магнитогорск: МаГУ, 2008.- С.93-95. – 0,19 п.л.

47.Арябкина, И.В., Гринева, Е.А. Параметрическая модель эколого-эстетического образования учителей начальной школы как средство реализации межпредметной интеграции различных образовательных областей // Использование современных технологий в образовательном процессе: Сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Магнитогорского государственного университета /Под ред. Л.А. Фроловой, С.А. Анохиной, С.С. Великановой.- Магнитогорск: МаГУ, 2008.- С.95-97. – 0,19 п.л.

48.Арябкина, И.В.Становление культурно-эстетической компетентности студентов педагогических вузов как важнейшая задача современного образования //Формирование новых культурологических подходов в художественно-образовательном пространстве России. Имидж педагога-творца 21 века : Материалы и тезисы докладов 4 Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей, методистов образовательных учреждений, ученых, специалистов музеев / Ред.-сост. Г.А. Рубан. - Самара : ООО "Офорт", 2008. - С. 163-170. – 0, 5 п.л.

49.Арябкина, И.В. Основополагающие идеи формирования эстетической субъектности будущих учителей начальной школы в педагогическом вузе//Комплексное эстетическое воспитание детей и молодежи в области непрерывного образования: Материалы научно-практического семинара (14-16 апреля 2009 г., г. Москва). – М.: ИХО РАО, 2009. – С. – 0, 38 п.л.

50.Арябкина, И.В. Педагогика искусства: проблемы и перспективы // Социо-гуманитарные науки: XXI век. Сборник научных трудов. Выпуск II. – М.: Спутник+, 2009.- С.327-333.-0,44 п.л.

51.Арябкина, И.В. Сущностная характеристика проблемы формирования культурно-эстетической компетентности студентов педагогических вузов//Вестник УлГПУ-2010. –Ульяновск: УлГПУ, 2010 г. – 62-69. – 0,75 п.л.