- Основные тенденции историко-педагогического анализа возникновения, становления и развития теории и практики воспитания в высших военно-учебных заведениях по следующим этапам: - дореволюционный (1701 - 1917 гг.), советский (1917 - 1991 гг.), современный (с 1991г. по настоящее время); основные тенденции и особенности развития воспитания на различных этапах:- дореволюционный этап: а) организационные - усиление внимания к развитию теории воспитания в вузах; придание воспитанию в вузах целенаправленного и систематического характера; расширение круга субъектов воспитательной деятельности и усиление внимания к их профессионально-воспитательной подготовленности; создание системы воспитания в вузах и ее динамичное развитие; б) содержательные - усиление гуманистической направленности воспитания в вузах; совершенствование содержания воспитания в вузах за счет расширения направлений (видов) воспитания; усиление внимания к целостному и гармоничному развитию личности в вузе; усиление внимания к формированию нравственной личности будущего офицера в вузе и др.; в) методические - создание и развитие методической системы воспитания в вузах; расширение мер поощрения и стимулирования в учебно-воспитательной деятельности; постоянный поиск новых методов, форм, приемов и средств воспитательного воздействия и др.;- тенденции функционирования и развития системы коммунистического воспитания курсантов в вузах Вооруженных Сил СССР, среди которых основными являются: усиление роли системы коммунистического воспитания в подготовке высокопрофессиональных офицерских кадров; развитие системы коммунистического воспитания на принципах научности, целеустремленности, систематичности и последовательности; повышение роли партийных и комсомольских организаций военных вузов в формировании и развитии личности будущего офицера; комплексный подход всестороннего обеспечения функционирования системы коммунистического воспитания курсантов вузов (виды обеспечения: научное, организационное, методическое, материальное, кадровое и др.); - современное состояние воспитания в военных вузах, анализ факторов (внешних и внутренних), оказывающих положительное и негативное воздействие на воспитание в вузах; выявленные противоречия современного состояния воспитания в военных вузах, проявляющиеся на организационном, содержательном, структурном уровнях, а также причины усложнения этих противоречий, необходимости комплексного подхода к поиску путей разрешения этих противоречий; особенностями современного функционирования воспитательной системы вуза являются: сложный, противоречивый характер ее функционирования по причине разрозненности и несвязности компонентов и элементов воспитательной системы; слабая эффективность и низкая результативность воспитательной системы по причине отсутствия целостной структуры системы, дискретным низким использованием воспитательного потенциала различных видов деятельности и среды вуза; усиление дезинтеграционных процессов в воспитательной системе вуза, характеризующееся разобщенностью деятельности педагогических коллективов, необходимостью полного устранения элементов отчужденности в деятельности педагогических и учебных коллективов; объективная необходимость и потребность создания в вузе единого целостного воспитательного пространства с высоким синтезированным воспитательным потенциалом; - результаты анализа воспитания в военных вузах армий зарубежных государств (США, ФРГ, Англии, Франции), тенденции, особенности и специфика воспитания офицеров на различных этапах развития систем подготовки офицерских кадров в этих государствах; специфическими особенностями воспитания в вузах армий зарубежных государств являются: формирование в сознании каждого кадета и курсанта идей высокого патриотизма, гордости за свою страну, народ, армию, государственную символику; воспитание у будущих офицеров чувства высокой ответственности, организованности и дисциплинированности; ориентированность воспитания на модель жизненного цикла будущего офицера, его военно-профессиональную деятельность; воспитание будущих офицеров на национальных патриотических традициях; системный и комплексный подход к организации воспитания в вузах и др.
- Научно обоснованная Концепция развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения, которая отражает современные научные положения воспитания и содержит научно-обоснованную систему идей, взглядов, понятий, категорий, целевых установок в теории и практике воспитания слушателей и курсантов в высших военных учебных заведениях МО РФ. Развёрнутая характеристика сущности и структуры воспитательной системы высшего военно-учебного заведения:- воспитательная система военного вуза - сложное, специфическое, многосредовое, многомерное, многофункциональное, социальное и целостное образование, в рамках которого интегрирование многообразных компонентов и элементов, их согласованное функционирование позволяет моделировать (проектировать) различные системные образования (система воспитания, воспитательный процесс), создавать условия по эффективному формированию и развитию личности курсанта (слушателя), курсантских и слушательских коллективов, а также качественно решать задачи по обучению и профессиональной подготовке в военном вузе;-структура воспитательной системы военного вуза, которая включает в себя: компоненты воспитательной системы - системоопределяющий компонент (основополагающая мировоззренческая идея), системообразующий компонент (деятельность), структурообразующий компонент (связи и отношения между элементами); структурные элементы - различные модели системных образований, процессы в воспитательной системе, воспитательное пространство вуза, субъекты и объекты воспитательной системы, функционирование и развитие системы, управление воспитательной системой и ее развитием и др.;-выявленные закономерности на этапах становления, функционирования и динамичного развития воспитательной системы вуза, среди которых наиболее общими закономерностями являются: зависимость воспитательной системы (ее функционирование, развитие) от всестороннего обеспечения этих процессов; обусловленность характером межличностных отношений среди участников воспитательного процесса в вузе; сбалансированность, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, компонентов, процессов, видов деятельности, системных образований других уровней; целостность и конкретность проявления связей и отношений в воспитательной системе военного вуза; реализация всего комплекса функций воспитательной системы вуза и прежде всего, таких как интегративная, синтезирующая, управленческая, проектирующая, моделирующая; зависимость от устойчивости, прочности и надежности связей и отношений в воспитательной системе вуза; единство, взаимосвязь и взаимообусловленность процессов становления, функционирования и развития воспитательной системы; зависимость воспитательной системы от целостности структуры и комплексности интеграционных процессов; зависимость функционирования, развития воспитательной системы от активации совместной деятельности в военном вузе и др.
- Разработанная и опытно-экспериментальным путем проверенная программа по реализации Концепции развития воспитательной системы высшего военного учебного заведения, раскрывающая основные цели и задачи по реализации концепции, основные принципы осуществления программы; в программе изложены программные мероприятия и организационные основы эффективного функционирования воспитательной системы вуза, программное обеспечение реализации основных направлений развития воспитательной системы военного вуза является одним из важнейших условий реализации Концепции развития воспитательной системы вуза. Разработанные критерии и показатели для оценки эффективного функционирования и динамичного развития воспитательной системы вуза.
- Опытно-экспериментальным путем апробированы направления развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения: научно обоснованное проектирование процесса развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения; моделирование воспитательного пространства в высшем военно-учебном заведении; технологизация функционирования воспитательной системы высшего военно-учебного заведения; совершенствование системологической подготовки у различных категорий воспитателей высшего военно-учебного заведения; оптимизация управления процессом развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения.
1.Ленев Ю.А. Воспитание офицеров в военном учебном заведении (история, современное состояние, зарубежный опыт) Монография. Издательство МГОУ, – М.: 2006 – 283с. (17,5 пл.).
2.Ленев Ю.А. Воспитательная система высшего военного учебного заведения. Монография. – М.: ВУ МО РФ, 2009 – 193с. (12,25 пл.).
3.Ленев Ю.А. Концептуальные положения развития воспитательной системы в высшем военном учебном заведении. Монография. – М.: ВУ МО РФ, 2010 – 162с. (10 пл.).
4.Ленев Ю.А. Сущность и основные направления развития воспитательной системы вуза. //. Вестник Военного университета. 2006. -№ 3 (7). – С. 25-30 (0,6 п.л.).
5.Ленев Ю.А. К вопросу о соотношении воспитания и морально-психологического обеспечения // Вестник Военного университета. 2006. - № 4 (8). – С. 102 – 107 (0,6 п.л.).
6.Ленев Ю.А. Моделирование воспитательного пространства в высшем военно-учебном заведении. // Вестник Военного университета. 2008. - № 1 (13). – С. 23-35 (1,2 п.л.).
7.Ленев Ю.А. Закономерности функционирования и развития воспитательной системы высшего военного учебного заведения. // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. - № 16. – С.60-63 (0,6 п.л.).
8.Ленев Ю.А. Научно-обоснованное проектирование процесса развития воспитательной системы высшего военного учебного заведения. // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. - № 26-С.54-57. (0,6 п.л.).
9.Ленев Ю.А. Концептуальные положения функционирования и развития воспитательной системы высшего военного учебного заведения // Вестник Военного университета. 2009. - № 3 (19). – С. 112 – 117 (0,6 п.л.).
10.Ленев Ю.А. Принципы реализации технологии воспитания в воспитательной системе высшего военного учебного заведения. // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. № 24. - С. 57-60 (0,6 п.л.).
11.Ленев Ю.А. Совершенствование системологической подготовки у различных категорий воспитателей высшего военного учебного заведения // Российский научный журнал № 4(11). 2009. С.109-114. (0,6 п.л.).
12.Ленев Ю.А. Оптимизация управления процессом развития воспитательной системы высшего военного учебного заведения. // Российский научный журнал. – 2009. № 5(12), С.83-88. (0,6 п.л.).
б). Статьи, тезисы, доклады на международных и межвузовских научных конференциях:
13. Ленев Ю.А. Система воспитания слушателей (курсантов) в образовательном процессе академии // Актуальные проблемы формирования личности офицера: Материалы научно-практической конференции Военной академии РВСН имени Петра Великого 24 марта 2000 года. – М., 2000. – С. 75-83 (0,5 п.л.).
14. Ленев Ю.А. Воспитательная система вуза: сущность и основные направления развития. // Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе и пути его совершенствования: Материалы межвузовской научно-практической конференции 22 июня 2005 года. – М., 2005. – С. 137 – 143. (0,7 п.л.).
15. Ленев Ю.А. Педагогическая технология в воспитательной системе вуза // Современные педагогические технологии и их внедрение в образовательный процесс высших военно-учебных заведений: Материалы межвузовской научно-практической конференции (16 декабря 2003) – М – 2004, С. 102 – 109 (0,5 п.л.).
16. Ленев Ю.А. Системный подход к патриотическому воспитанию молодежи. // Актуальные проблемы патриотического воспитания учащихся Московской области: Материалы научно-практической конференции в рамках празднования 60 – летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (17 февраля 2005 г.) – Краснознаменск, 2005. – С. 22 – 38 (1 п.л.).
17. Ленев Ю.А. Воспитательное пространство в высшем военном учебном заведении // Актуальные проблемы воспитательной работы в военно-учебных заведениях Вооруженных Сил Российской Федерации: Материалы межвузовской научной конференции 18 декабря 2007 г. – М.ВУ – 2008. – С. 45-49 (0,3 п.л.).
18. Лутовинов В.И., Вырщиков А.Н., Ленев Ю.А., Мельниченко И.И. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. // Военно-патриотическое воспитание молодежи: Материалы секции XV Международных образовательных чтений. Сборник докладов, выступлений и научно-методических материалов. – М. – 2007. – С. 194 – 206 (личный вклад 0,4 п.л.).
19. Ленев Ю.А. Технологизация функционирования воспитательной системы высшего военного учебного заведения. «Образовательные технологии в высшем военно-учебном заведении: опыт применения». Материалы круглого стола. Декабрь 2008г., Москва / Под. ред. О.В. Усатенко, М.М. Шепилова, С.Т. Шакировой. – М.: ВА РВСН, 2008. – С.198-212. (1 п.л.).
20. Ленев Ю.А. Воспитательное пространство в высшем военном учебном заведении. / Сборник научных трудов №5. Российская Академия естественных наук, Международный фонд «Знамя Победы». – М. – С., 2009. – С. 219-226. (0,6 п.л.).
в). Учебники, учебные и учебно-методические пособия:
21. Ленев Ю.А. Методы воспитательной работы / Во имя России. Российское государство, армия и воинское воспитание: Учебное пособие. – М.: Министерство обороны Российской Федерации, 1999. – 335с. С. 247-256 (0,7 п.л.).
22. Ленев Ю.А. Основные формы воспитательной работы / Во имя России. Российское государство, армия и воинское воспитание: Учебное пособие. – М.: Министерство обороны Российской Федерации, 1999. – 335с. С. 256-272 (1,1 п.л.).
23. Ленев Ю.А. Характеристика процесса обучения военнослужащих. / Военная педагогика: Учебник / Под общ. ред. В.Н. Герасимова. – М.: ВУ, 1999. – 180с. С 111-127 (1,8 п.л.).
24. Ленев Ю.А. Характеристика процесса обучения слушателей (курсантов. / Педагогика высшей военной школы: Учебник / Под общ. ред. В.Н. Герасимова. – М.: ВУ, 2001. – 176с. (С.93-104 (личный вклад 1,6 п.л.)).
25. Ленев Ю.А. Системно-структурный подход к воспитанию / Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие / Под. общ. ред. Н.И. Резника – М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005, 341с. (С. 22-31 (личный вклад 0,9 п.л.)).
26. Ленев Ю.А. Специфика организации воспитания офицерского состава, прапорщиков (мичманов) части / Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.И. Резника – М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005, 341с. (С. 141-157 (личный вклад 1,6 п.л.)).
27. Ленев Ю.А. Организация воспитания солдат и сержантов, проходящих службу по призыву и по контракту / Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие / Под. Общ. ред. Н.И. Резника – М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005, 341с. (С. 158-173 (личный вклад 1,5 п.л.)).
28. Ленев Ю.А. Особенности социально-педагогического взаимодействия с различными категориями военнослужащих / Социальная педагогика: Учебник / Под общ. ред. И.А. Алехина. – М.: ВУ, 2007, 413с. (С. 43-55. (личный вклад 1,2 п.л.)).
29. Ленев Ю.А. Социально-педагогическая система части и пути ее совершенствования / Социальная педагогика: Учебник / Под общ. ред. И.А. Алехина. – М.: ВУ, 2007, 413с. (С. 101-116. (личный вклад 1,5 п.л.)).
30. Ленев Ю.А. Военно-педагогический процесс в воинской части, подразделении / Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. И.А. Алехина. – М.: ВУ, 2007, 413с. (С. 34-52. (личный вклад 1,5 п.л.)).
31. Ленев Ю.А. Основные принципы воспитания и условия их реализации в воинской части, подразделении / Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. И.А. Алехина. – М.: ВУ, 2007, 413с. (С. 144-162. (личный вклад 1,5 п.л.)).
32. Ленев Ю.А. Основные методы воспитания военнослужащих / Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. И.А. Алехина. – М.: ВУ, 2007, 413с. (С. 163-181. (личный вклад 1,5 п.л.)).
33. Ленев Ю.А. Воспитательная система высшего военного учебного заведения: современные проблемы теории и практики функционирования и развития. Учебное пособие – М, ВУ, 2007, 80 с. (5 п.л.).
34. Военная педагогика. Учебное пособие. / Под. общ. ред. А.А. Башлакова. – М, Министерство обороны РФ., 2008, 504с. (авторство не разделено).
35. Ленев Ю.А. Воспитательная система негосударственного высшего учебного заведения // Образовательный процесс в негосударственном высшем учебном заведении: Монография // Под общей редакцией Т.Б. Соломатиной – Химки.: Институт бизнеса, психологии и управления, 2007. – 385с. (С. 106 – 121. (личный вклад 1,4 п.л.).
36. Ленев Ю.А. Системный подход в воспитании военнослужащих // Учебно-методическое объединение (УМО) высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям: Информационный бюллетень (выпуск 3) – М.: ВУ, - 2007, - 353с. (С.230-252. (личный вклад 2,2 п.л.).
37. Ленев Ю.А. Концепция развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения // Учебно-методическое объединение (УМО) высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям: Информационный бюллетень (выпуск 4) – М.: ВУ, - 2007, - 339с. (С.210-230. (личный вклад 1,5 п.л.).
38. Ленев Ю.А. Сущность и структура воспитательной системы высшего военно-учебного заведения // Сборник научных трудов № 3 – Москва – Смоленск.: Российская академия естественных наук – 2007. – 374с. (С. 258-267. (личный вклад 0,7 п.л.).
39. Ленев Ю.А. Программа по реализации Концепции развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения. // Учебно-методическое объединение (УМО) высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям: Информационный бюллетень (выпуск 5) – М.: ВУ, - 2008. - 306с. (С.237-258. (личный вклад 1,5 п.л.).
40. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / Коллектив авторов А.А. Бирюков, А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, Ю.А. Ленев, В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. // Научное издание – Волгоград.: Издательство «Панорама» - 2008. – 718с. (авторство не разделено).
41. Ленев Ю.А. Система критериев и показателей оценки эффективности функционирования и развития воспитательной системы высшего военного учебного заведения. // Учебно-методическое объединение (УМО) высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям: Информационный бюллетень (выпуск 6) – М.: ВУ – 2009 – 310с. (С. 186-205) (личный вклад 1,5п.л.).