Научная тема: «СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ И МЕДИЦИНСКИЙ ЭФФЕКТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Специальность: 14.00.52; 14.00.21
Год: 2009
Отрасль науки: Медицинские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Отсутствие тенденций к улучшению стоматологического здоровья школьников крупного промышленного города Волгограда (величина показателя распространённости кариеса зубов у школьников 77,9% - 82% значительных изменений не претерпела; интенсивность кариеса молочных зубов у детей в течение исследуемого периода колеблется в пределах 0,76-0,88, по кп, постоянных зубов 2,09-2,23 по КПУ, что отражает высокую заболеваемость кариесом школьников) обосновывает необходимость разработки и внедрения целевых профилактических программ, направленных на повышение мотивации детей к сохранению и укреплению здоровья органов полости рта.
  2. Объединение и анализ опыта проведения различных программ профилактики стоматологических заболеваний, позволил определить наиболее эффективный алгоритм внедрения программ профилактики для детей школьного возраста, который предполагает ведущее значение образовательных программ в повышении стоматологического здоровья подрастающего поколения.
  3. Родители школьников, несмотря на произошедшие в течение десятилетнего периода наблюдения позитивные изменения санитарной культуры, не могут быть основным источником и носителем знаний в области профилактической стоматологии, так как не обладают их достаточным уровнем и не имеют должной мотивации к предупреждению основных заболеваний органов и тканей полости рта у детей (только 36,9% - 39,5% родителей лично следят за здоровьем своих детей; основной причиной посещения врача-стоматолога в 77,5% - 60,7% было и осталось лечение зубов; 26,9% - 21,3% родителей страдают стоматофобией). Молодежь - студенты немедицинских вузов - также имеют недостаточные знания и навыки в области профилактической стоматологии, что подтверждает их неготовность к роли родителей, заботящихся о здоровье органов и тканей полости рта своих детей (регулярно посещают стоматолога только 56% студентов, стоматофобия обнаружена у 80% молодых людей).   
  4. Социализирующая роль школьных педагогов в формировании санологического стоматологического поведения детей повысилась, так как у них появилась мотивация не только привить детям навыки культуры поведения и заботы о здоровье полости рта, но и сохранить свое собственное стоматологическое здоровье.
  5. Уровень влияния врачей-стоматологов на взрослое и детское население в отношении формирования санологического поведения недостаточный. Врачи-стоматологи, обслуживающие взрослых, не имеют достаточных знаний в области современной профилактической стоматологии, не считают профилактику важным направлением своей работы, не могут компетентно мотивировать своих пациентов к предупреждению основных заболеваний полости рта. Детские стоматологи, обладая более высоким уровнем знаний и считая профилактику своей главной задачей, не проводят необходимой просветительской работы с родителями и педагогами, не участвуют в образовательных стоматологических программах для школьников.
  6. У детей, не участвующих в образовательных стоматологических программах, в период обучения в школе не происходит существенного повышения уровня санитарной культуры в области профилактической стоматологии. Старшеклассники, как и первоклассники, не имели необходимых знаний и навыков по предупреждению заболеваний полости рта, их мотивация к сохранению стоматологического здоровья была низкой, а наличие стоматофобии являлось фактором, препятствующим восприятию школьниками позитивной информации от детских стоматологов. Стоматологическое здоровье детей в период обучения в школе существенно ухудшается, в 16 лет 68,5% подростков имеют плохую гигиену полости рта,  85,5% - кариес зубов, 85,7% - воспалительные заболевания пародонта.
  7. Проведение образовательной стоматологической программы в младших классах улучшает знания и навыки детей в области профилактической стоматологии и состояние полости рта, однако эффективность программы снижается в отдаленные сроки. У подростков происходит потеря многих полезных навыков, особенно, в отношении применения дополнительной гигиены полости рта и употребления легкоусвояемых углеводов, в связи с чем распространенность кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта увеличиваются (77,3% и 85,1% у 16-летних школьников), хотя состояние здоровья полости рта детей остается лучше, чем у школьников, не проходивших соответствующего обучения в младших классах.
  8. Внедрение авторской образовательной программы среди школьников средних и старших классов способствует формированию высокого уровня знаний и навыков подростков в области профилактической стоматологии, приводит у 85,4% шестнадцатилетних подростков к достоверному улучшению гигиенического состояния полости рта, 27,4% редукции распространённости заболеваний пародонта, 30,8% редукции интенсивности кариеса постоянных зубов.
  9. Непрерывные образовательные стоматологические программы для школьников имеют высокий социально-медицинский эффект, который выражается в снижении уровня стоматофобии среди подростков, формировании санологического поведения детей, улучшении здоровья полости рта подрастающего поколения.
Список опубликованных работ
1.Лунёва Н.А. Влияние дополнительной образовательной программы на повышение стоматологического здоровья старшеклассников //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009.- № 4 – 0,41 п.л.

2.Лунёва Н.А. Социологический анализ мотивации родителей к профилактике стоматологических заболеваний у детей //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009.- №2 – 0,25 п.л..

3.Лунёва Н.А. Отдаленные результаты проведения образовательной стоматологической программы для школьников младших классов / Е.Е. Маслак //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2007. – № 4. – 0,29 п.л.

4.Лунёва Н.А. Влияние образовательных стоматологических программ на изменение социального статуса и уровня социально-гигиенических знаний школьников / В.Г. Табатадзе //Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2007. – № 2. – 0,25 п.л.

5.Лунёва Н.А. Значение образовательной программы в повышении мотивации школьников к профилактике кариеса зубов /Н.А. Лунева, Е.Е. Маслак, В.Г. Веникова, О.В. Коломыткина //Нижегородский медицинский журнал. – 2005. – № 2. – 0,2 п.л.

6.Лунёва Н.А. Ретроспективное изучение социально- бытовых и кариесогенных факторов, действовавших у девочек в 1940-1980 годах /Е.Е. Маслак, С.П. Деревянченк, //Вестник Волгоградской медицинской академии. – 2003. – № 9. – 0,2 п.л.

7.Лунёва Н.А. Результаты проведения образовательной стоматологической программы для школьников г. Волгограда / Е.Е. Маслак //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2002. – № 3-4. – 0,2 п.л.

8.Лунёва Н.А. Значение обучения педагогов санитарно-гигиеническим мероприятиям в области профилактической стоматологии для снижения уровня стоматологических заболеваний школьников //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное гигиеническое обучение, формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи». – М., 2006. – 0,25 п.л.

9.Лунёва Н.А. Ретроспективный анализ школьной стоматологической службы //Материалы VII Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке. – М., РУДН, 2006. – 0,2 п.л.

10.Лунёва Н.А. Оценка состояния гигиены полости рта у старшеклассников в течение пяти лет после окончания проведения образовательной программы профилактики //Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии. – Волгоград, 2006. – 0,29 п.л.

11.Лунёва Н.А. Отношение студентов вузов к посещению стоматолога /Е.Е. Маслак, М.А. Михайлова, //Материалы республиканской конференции стоматологов. – Уфа, 2006. – 0,2 п.л.

12.Лунёва Н.А. Формирование позитивного навыка у детского населения / Е.Е. Маслак, О.В. Коломыткина //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное гигиеническое обучение, формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи». – М., 2006. – 0,25 п.л.

13.Лунёва Н.А. Caries in 3-year-olds depending on breast-feeding, night-feeding and home oral hygiene /E.E. Maslak, N.V. Kuyumdjidi, T.K. Berdikova, V.E. Lomovskih //J. Caries Research. – 2006. – V. 40, N 4. – 0,08 п.л.

14.Лунёва Н.А. Значение средств массовой информации в повышении мотивации населения в области профилактической стоматологии //Труды ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – т. 61. - 0,25 п.л.

15.Лунёва Н.А. Социальное значение образовательных программ в повышении мотивации школьников к профилактике стоматологических заболеваний //Всероссийский межвузовский сборник научных трудов. – Кисловодск, 2005, часть II - 0,25 п.л.

16.Лунёва Н.А. Уровень санитарной культуры родителей школьников по вопросам профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний //Материалы Всероссийской конференции стоматологов «Актуальные проблемы стоматологии». – Уфа, 2005. – 0,25 п.л.

17.Лунёва Н.А. Анализ результатов анкетирования населения по вопросам получения знаний в области профилактической стоматологии //Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию создания Саратовского одонтологического общества. – Саратов, 2005. – 0,45 п.л.

18.Лунёва Н.А. Санитарно-гигиенические знания педагогов начальной школы в области профилактики основных стоматологических заболеваний / Е.Е. Маслак //Российская научная конференция с международным участием «Медико-биологические аспекты мультифакториальной патологии». – Курск, 2006. – Т.2. – 0,29 п.л.

19.Лунёва Н.А. Источник получения санитарно-гигиенических знаний по вопросам профилактики стоматологических заболеваний / Е.Е. Маслак //Российская научная конференция с международным участием «Медико-биологические аспекты мультифакториальной патологии». – Курск, 2006. – Т.2. – 0,29 п.л.

20.Лунёва Н.А. Страх как фактор риска стоматологических заболеваний населения /Н.А. Лунева, С.П. Деревянченко, М.А Михайлова //Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и Администрации Волгоградской области. – Волгоград, 2006. – 0,2 п.л.

21.Лунёва Н.А. Изменение знаний педагогов по вопросам профилактической стоматологии через 10 лет после проведения образовательной стоматологической программы для школьников младших классов //Всероссийский межвузовский сборник научных трудов «Научные концепции повышения жизненного уровня населения на современном этапе развития России». – Кисловодск, 2005. – Часть II. – 0,25 п.л.

22.Лунёва Н.А. Социальный смысл образовательных стоматологических программ для детей //Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека».– Волгоград, 2005. – ВолГУ. – 0,29 п.л.

23.Лунёва Н.А. Социальная позиция педагогических работников школ по вопросам информированности и заботы о здоровье полости рта детей / Е.Е. Маслак, О.В. Коломыткина, Н.Н. Седова //6-я Международная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке». – М., 2005. – РУДН. – 0,04 п.л.

24.Лунёва Н.А. Сравнительная характеристика санитарно-гигиенических знаний старшеклассников в области профилактической стоматологии //6-я Международная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке». – М., 2005. – РУДН. – 0,04 п.л.

25.Лунёва Н.А. Мотивированный подход и отношение к здоровому образу жизни студентов с целью повышения уровня санитарной культуры в области стоматологии и улучшению состояния полости рта // Е.Е. Маслак, М.А. Михайлова //6-я Международная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке». – М., 2005. – РУДН. – 0,04 п.л.

26.Лунёва Н.А. Состояние полости рта, качество жизни и отношение студентов к посещению стоматолога / М.А. Михайлова, Е.Е. Маслак //Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии. – Волгоград, 2005. – Вып. 2, том 62. – 0,4 п.л.

27.Лунёва Н.А. Стоматологические заболевания и жизненный стиль студентов вузов (по данным самооценки) / М.А. Михайлова, Е.Е. Маслак //Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию создания Саратовского одонтологического общества. – Саратов, 2005. – 0,25 п.л.

28.Лунёва Н.А. Нужна ли старшеклассникам школьная стоматология? (Социологический анализ данных анкетирования учащихся 8-11 классов) /О.В. Коломыткина, Н.Н. Седова, Е.Е. Маслак //Новые технологии в медицине (морфологические, экспериментальные, клинические и социальные аспекты): Труды. ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – Т.61, вып.1. – 0,2 п.л.

29.Лунёва Н.А. Причины обращений школьников в детскую стоматологическую поликлинику /Е.Е. Маслак, Н.Н. Климова и др. //Новые технологии в медицине (морфологические, экспериментальные, клинические и социальные аспекты): Труды ВолГМУ. – Т.61, вып.1. – Волгоград, 2005. – 0,25 п.л.

30.Лунёва Н.А. Семейные традиции как фактор сохранения здоровья полости рта детей / Е.Е. Маслак, С.П. Деревянченко // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины - реформе здравоохранения». – Волгоград, 2004. – 0,33 п.л.

31.Лунёва Н.А. Социальная мотивация профилактики основных стоматологических заболеваний у детей //Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины – реформе здравоохранения». – Волгоград, 2004. – 0,29 п.л.

32.Лунёва Н.А. Причины углубления кризиса школьной стоматологии в современном обществе /Е.Е. Маслак, О.В. Коломыткина //Материалы Всероссийской научно- практической конференции» Социология медицины - реформе здравоохранения». – Волгоград, 2004. – 0,33 п.л.

33.Лунёва Н.А. Проблемы школьной стоматологической службы – опыт социологического анализа / Е.Е. Маслак, О.В. Коломыткина, Т.Д. Дмитриенко //Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – Т 62, вып. 3. – 0,37 п.л.

34.Лунёва Н.А. Состояние полости рта как индикатор общего здоровья студентов /М.А. Михайлова, Е.Е. Маслак //Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – Т 62, вып. 3. – 0,45 п.л.

35.Лунёва Н.А. Взаимосвязь образа жизни и состояния полости рта у студентов немедицинских вузов /Е.Е. Маслак, М.А. Михайлова, Н.В. Куюмджиди //Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов ВолГМУ. – Волгоград, 2005. – Т 62, вып. 3. – 0,41 п.л.

36.Лунёва Н.А. The Effect of a Milk Fluoridation Project in Children in Volgograd /E.E. Maslak, I.V. Afonina, et al. //J. Caries Research. – 2004. – V. 38, N 4. – 0,04 п.л.

37.Лунёва Н.А. Risk factors of caries and enamel fluorosis in children in Volgograd /T.N. Kamennova, E.E. Maslak, I.V. Afonina, //J. Caries Research. – 2004. – V. 38, N 4. – 0,04 п.л.

38.Лунёва Н.А. What has changed in women’s habits connected with caries: past and present /E.E. Maslak, N.A. Luneva, S.P. Derevyanchenko //J. Caries Research. – 2003. – V. 37, N 4. – 0,16 п.л.

39.Лунёва Н.А. Состояние и перспективы развития стоматологической помощи детям г. Волгограда /Е.Е. Маслак, Л.С. Литовкина, и др. //Сборник материалов и научных статей по итогам конференции, посвящённой 40-летию Волгоградской областной клинической стоматологической поликлиники «Современные проблемы организации стоматологической службы Волгоградской области». – Волгоград, 2002. – 0,29 п.л.

40.Лунёва Н.А. Трёхлетний опыт проведения образовательной стоматологической программы для школьников 1-3 классов г. Волгограда / Е.Е. Маслак //Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2002. – 0.29 п.л.

41.Лунёва Н.А. Results of the educational programme in oral health for Volgograd primary schoolchildren /E.E. Maslak, N.N. Sedova, //J. Caries Reseach. – 2002. – V. 36, N 3. – 0,04 п.л.

42.Лунёва Н.А. Подготовка педагогов начальной школы к проведению образовательной стоматологической программы /Е.Е. Маслак, Н.А.Седова//Вестник Волгоградской медицинской академии. – 2000. - №6. – 0,29 п.л.