- Концепция активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения. включающая исходные идеи, цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, технологии осуществления данного процесса. Закономерности являются содержательным ядром концепции и отражают специфику общего среднего и высшего профессионального образования:- цели и задачи педагогического взаимодействия в процессе активизации познавательной самостоятельности обучающихся определяются социокультурной ситуацией и традициями образования;- активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи объективно зависит от целостности и единства данного процесса;- активизация познавательной самостоятельности обучающихся закономерно связана с характером воспитательно-образовательного процесса, в котором она осуществляется;- активизация познавательной самостоятельности закономерно зависит от систематичности диагностического контроля и самоконтроля деятельности обучающихся.
- Педагогическая система активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи, являющаяся образовательным феноменом, который открывает инновационный путь реализации комплекса педагогических условий осуществления исследуемого процесса. Педагогическая система состоит из совокупности взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, обнаруживающих устойчивое единство и целостность, подчиненных цели и задачам повышения уровня активизации познавательной самостоятельности обучающихся. Структурными компонентами педагогической системы являются четыре подсистемы: «Учебная деятельность учащейся молодежи»; «Внеучебная деятельность учащейся молодежи»; «Научно-методическая подготовка учителей и преподавателей»; «Корректирование педагогического взаимодействия». Функциональными компонентами выступают прямые и обратные связи, возникающие между подсистемами, а также образовательные, воспитательные, развивающие функции и функции социализации, выполняемые целостным педагогическим процессом активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи.
- Комплекс педагогических условий активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи, предполагающий использование в данном процессе инновационного потенциала учебного заведения, фасилитивное управление воспитательно-образовательным процессом и включающий:- поэтапное осуществление активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в учебной деятельности;- вовлечение обучающихся во внеучебную деятельность с целью активизации познавательной самостоятельности;- обеспечение научно-методической подготовки учителей и преподавателей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; - проведение корректирования педагогического взаимодействия, направленного на активизацию познавательной самостоятельности учащейся молодежи.
- Критерии и показатели активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения:- мотивационно-волевой критерий - наличие познавательной и исследовательской потребности, стремления к целенаправленной творческой деятельности; степень удовлетворения самостоятельной познавательной деятельностью; наличие целей самостоятельной познавательной деятельности;- когнитивный критерий - наличие знаний по различным учебным дисциплинам; проявление самостоятельного трансформирования знаний; наличие определенного количества алгоритмов, обеспечивающих оперативность в решении тех или иных познавательных задач;- процессуальный критерий - наличие самостоятельности в решении познавательных задач; владение различными способами поиска и обработки информации; наличие умения создавать новые способы деятельности; наличие интеллектуальной гибкости.
- К факторами, влияющим на активизацию познавательной самостоятельности учащейся молодежи, относятся:- факторы цели: постановка учителем, преподавателем в воспитательно-образовательном процессе цели активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; четкость постановки и доведения до класса (группы) задач активизации познавательной самостоятельности; степень достижимости цели занятия для обучающихся; соответствие цели занятия уровню активизации познавательной самостоятельности обучающихся;- факторы содержания: степень практической значимости изучаемого материала; соответствие объема изучаемого материала имеющемуся для его освоения времени; соответствие сложности изучаемого материала познавательным возможностям обучающихся; отражение в изучаемом материале современных научных достижений; отображение в содержании изучаемого материала междисциплинарных связей;- факторы организации деятельности: использование в воспитательно-образовательном процессе инновационных форм, технологий и методов обучения; реализация в воспитательно-образовательном процессе профильной и производственной практик, профильно- и профессионально-ориентированных реферативных, курсовых и дипломных работ; осуществление в воспитательно-образовательном процессе индивидуализации и дифференциации обучения; использование в воспитательно-образовательном процессе традиционных форм, методов и приемов обучения;- факторы диагностики результата: психологическая комфортность выявления результативности активизации познавательной самостоятельности обучающихся; открытость выявления результативности активизации познавательной самостоятельности; соответствие диагностических материалов ранее изученному учебному материалу; систематичность диагностики результативности активизации познавательной самостоятельности.
- Познавательная самостоятельность обучающихся включает:- побудительно-эмоциональный компонент - мотивационные, волевые и эмоциональные аспекты познавательной самостоятельности обучающихся;- интеллектуальный компонент - свойства интеллекта, познавательные процессы, мыслительные операции, компетенции, позволяющие обучающимся целенаправленно и результативно вести самостоятельную познавательную деятельность;- деятельностный компонент - умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать объекты, факты и явления, осуществлять классифицирование изучаемых объектов и явлений, обобщать, делать резюме, абстрагировать.
- Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения - это результат систематического педагогического взаимодействия учителей, преподавателей и обучающихся, заключающийся в стимулировании мышления, формировании самостоятельности молодых людей в познавательной деятельности, творческом приобретении и использовании ими на практике надпрофессиональных и профессиональных компетенций и являющийся следствием совершенствования форм, технологий и методов обучения и самообучения.
1.Петунин, О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи [Текст] : монография / О. В. Петунин. – Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2010. (17,7 п. л.).
2.Петунин, О. В. Активизация познавательной самостоятельности уча-щейся молодежи: теоретико-методологические аспекты [Текст] : монография / О. В. Петунин. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. (12,3 п. л.).
3.Петунин, О. В. Активизация познавательной самостоятельности уча-щейся молодежи: практико-ориентированные аспекты [Текст] : монография / О. В. Петунин. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. (11,5 п. л.).
4.Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла [Текст] : монография / О. В. Петунин. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. (7,2 п. л.).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
5.Петунин, О. В. О диагностике активизации познавательной самостоя-тельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2010. – Выпуск 2. – Серия 12. «Психология. Социология. Педагогика». (0,5 п. л.).
6.Петунин, О. В. Педагогическая система активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Вестник МГУ. – 2010. – № 4. – Серия XX. Педагогическое образование. (0,4 п. л.).
7.Петунин, О. В. Учебно-исследовательские экспедиции и полевые прак-тики как способы активизации познавательной самостоятельности сту-дентов [Текст] / О. В. Петунин // Наука и школа. – 2010. – № 2. (0,4 п. л.).
8.Петунин, О. В. Закономерности и принципы активизации познаватель-ной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин, Н. Э. Касаткина // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 3. (0,5/0,3 п. л.).
9.Петунин, О. В. Методологические основы познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Московского государственного открытого университета. – 2010. – № 1. (0,5 п. л.).
10.Петунин, О. В. Факторы, влияющие на эффективность активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи [Текст] / О. В. Петунин // Российский научный журнал. – 2009. – № 5. (0,8 п. л.).
11.Петунин, О. В. Критерии и показатели результативности активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 6. (0,35 п. л.).
12.Петунин, О. В. Личностно-деятельностный подход к активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Читинского государственного университета. – 2009. – № 3. (0,5 п. л.).
13.Петунин, О. В. Система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 4. – Серия «Педагогические науки». (0,4 п. л.).
14.Петунин, О. В. О модели формирования тезауруса обучаемого, направленного на активизацию его познавательной самостоятельности в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 1. (0,4 п. л.).
15.Петунин, О. В. Систематизация смыслового содержания основных понятий по проблеме активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Бурятского университета. Выпуск. 15. Теория и методика обучения. – Улан-Удэ, 2008. (0,5 п. л.).
16.Петунин, О. В. Интегративные задачи как средство активизации познавательной самостоятельности [Текст] / О. В. Петунин // Химия в школе. – 2008. – № 10. (0,25 п. л.).
17.Петунин, О. В. Работа с терминами в классах естественнонаучного профиля как способ активизации познавательной самостоятельности старших школьников [Текст] / О. В. Петунин // Профильная школа. – 2008. – № 5. (0,4 п. л.).
18.Петунин, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучающихся с позиций цивилизационного подхода [Текст] / О. В. Петунин // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 9. (0,3 п. л.).
19.Петунин, О. В. О необходимости формирования самостоятельности школьников с точки зрения цивилизационного подхода [Текст] / О. В. Петунин // Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – № 3. (0,5 п. л.).
20.Петунин, О. В. О структурных блоках, компонентах и уровнях активизации познавательной самостоятельности обучаемых [Текст] / О. В. Петунин // Омский научный вестник. – 2008. – № 3. (0,4 п. л.).
21.Петунин, О. В. Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Новгородского государственного университета. – 2008. – № 48. (0,5 п. л.).
22.Петунин, О. В. О структуре познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Среднее профессиональное образова¬ние. – 2008. – № 5. (0,3 п. л.).
23.Петунин, О. В. Цивилизационный подход в исследовании педагогических процессов [Текст] / О. В. Петунин // Философия образования. – 2008. – № 2. (1,0 п. л.).
24.Петунин, О. В. Содержание процесса активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Поморского университета. – 2008. – № 7. (0,5 п. л.).
25.Петунин, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе в отечественной педагогике [Текст] / О. В. Петунин // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. (0,9 п. л.).
26.Петунин, О. В. Познание с интересом [Текст] / О. В. Петунин, Л. В. Трифонова // Народное образование. – 2005. – № 9. (0,3/0,2 п. л.).
27.Петунин, О. В. Формы и методы работы в профильных классах [Текст] / О. В. Петунин // Биология в школе. – 2005. – № 3. (0,4 п. л.).
28.Петунин, О. В. Учебная и внеурочная работа в классах естественнонаучного профиля / О. В. Петунин // Педагогика. – 2004. – № 8. (0,3 п. л.).
29.Петунин, О. В. Учебная и внеурочная работа в классах естественнонаучного профиля [Текст] / О. В. Петунин // Народное образование. – 2004. – № 9. (0,35 п. л.).
Учебные, учебно-методические и методические пособия
30.Петунин, О. В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии [Текст] : учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений / О. В. Петунин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 188 с. (9,9 п. л.).
31.Петунин, О. В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения [Текст] : учебно-методическое пособие для учителя / О. В. Петунин. – Ярославль : Академия развития; Владимир : ВКТ, 2008. – 192 с. (10,1 п. л.).
32.Петунин, О. В. Сборник заданий и упражнений по концепциям современного естествознания: учебное пособие [Текст] : учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений / О. В. Петунин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 220 с. (11,0 п. л.).
Статьи в научных сборниках и журналах
33.Петунин, О. В. Роль внеурочной работы в активизации познавательной самостоятельности школьников [Текст] / О. В. Петунин // Учитель Кузбасса. – 2009. – № 3. (0,4 п. л.).
34.Петунин, О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / О. В. Петунин // Alma-mater (Вестник высшей школы). – 2009. – № 2. (0,4 п. л.).
35.Петунин, О. В. Тезаурус как методологическое основание для конструирования тезаурусного поля педагогической проблемы [Текст] / О. В. Петунин // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 4. (0,4 п. л.).
36.Петунин, О. В. Об активизации познавательной самостоятельности старших школьников в свете модернизации российского образования [Текст] / О. В. Петунин // Молодой ученый. – 2008. – № 1. (0,3 п. л.).
37.Петунин, О. В. Научно-исследовательская деятельность старших школников как способ активизации познавательной самостоятельности [Текст] / О. В. Петунин // Учитель Кузбасса. – 2008. – № 2. (0,4 п. л.).
38.Петунин, О. В. Учителю о проблеме активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Сибирский учитель. – 2008. – № 3. (0,5 п. л).
39.Петунин, О. В. Методика организации и проведения эксперимента по активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Новые технологии в образовании. – 2008. – № 2. (0,8 п. л.).
40.Петунин, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучаемых в зарубежной педагогике [Текст] / О. В. Петунин // Образование в современной школе. – 2008. – № 3. (0,6 п. л).
41.Петунин, О. В. Тезаурусное поле «Активизация познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе» [Текст] / О. В. Петунин // Инновации в образовании. – 2008. – № 2. (1,0 п. л.).
42.Петунин, О. В. Коллективная форма работы как средство активизации познавательной самостоятельности обучаемых [Текст] / О. В. Петунин // Открытая школа. – 2008. – № 1. (0,4 п. л.).
43.Петунин, О. В. Профессиональная направленность физико-математической подготовки инженеров [Текст] / О. В. Петунин, Л. И. Мамонова // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 10. (0,3/0,2 п. л).
44.Петунин, О. В. Формирование ценностного отношения сельских школьников к познавательной деятельности [Текст] / О. В. Петунин, М. Ю. Шошина // Образование в современной школе. – 2006. – № 12. (0,3/0,2 п. л.).
45.Петунин, О. В. Дискуссия как метод обучения в профильных классах [Текст] / О. В. Петунин // Народное образование. – 2006. – № 7. (0,3 п. л).
46.Петунин, О. В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки [Текст] / О. В. Петунин, Л. В. Трифонова // Школьные технологии. – 2006. – № 1. (0,3/0,2 п. л.).
47.Петунин, О. В. Основа экологического воспитания – ответственное отношение к природе [Текст] / О. В. Петунин, А. А. Мжельская // Народное образование. – 2005. – № 8. (0,4/0,3 п. л.).
48.Петунин, О. В. Активизация процесса обучения на курсах повышения квалификации учителей [Текст] / О. В. Петунин // Методист. – 2005. – № 4. (0,25 п. л.).
49.Петунин, О. В. Методика составления элективных курсов для предпрофильного и профильного биологического образования школьников [Текст] / О. В. Петунин // Завуч. – 2005. – № 5. (0,3 п. л.).
50.Петунин, О. В. Научно-исследовательская экспедиция как форма внеурочной деятельности учащихся в условиях профильного обучения [Текст] / О. В. Петунин // Завуч. – 2005. – № 6. (0,3 п. л.).
51.Петунин, О. В. Роль учителя в формировании познавательной самостоятельности школьников [Текст] / О. В. Петунин // Новые ценности образования. – 2004. –№ 4. (0,3 п.л.).
52.Петунин, О. В. Профильное обучение: дидактическое обеспечение (формы и методы урочной и внеурочной работы по биологии в классах естественнонаучного профиля) [Текст] / О. В. Петунин // Учитель. – 2004. – № 4. (0,4 п. л.).
53.Петунин, О. В. Формирование экологических понятий у школьников в условиях профильного обучения [Текст] / О. В. Петунин // Школа. – 2003. – № 6. (0,25 п. л.).
54.Петунин, О. В. Модульное обучение в условиях профильной школы [Текст] / О. В. Петунин // Образование в современной школе. – 2003. – № 12. (0,45 п. л.).
Материалы научно-практических конференций
55.Петунин, О. В. Требования, предъявляемые к технологии активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Неформальное и информальное образование в условиях инновационного развития России: опыт, проблемы, стратегии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 8–9 апреля 2009 г. – Владивосток : Изд-во ПИППКРО, 2009. – 260 с. (0,2 п. л.).
56.Петунин, О. В. О некоторых психологических аспектах активизации познавательной самостоятельности обучающихся в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Современные проблемы психологии развития и образования человека: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб. : АОУ ВПО «Ленинградский Государственный университет им. А. С. Пушкина», 2009. – 474 с. (0,25 п. л.).
57.Петунин, О. В. Системный подход к проблеме активизации познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Теоретические и методологические проблемы современной педагогической науки: материалы Международной научно-практической конференции, г. Караганда, 1 июня 2009 г. – Караганда : Центр гуманитарных исследований, 2009. – 224 с. (0,3 п. л.).
58.Петунин, О. В. Принципы активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Педагогические технологии как фактор повышения качества образования: материалы Международной научно-практической конференции, 21 апреля 2009 года. Часть II. – Пятигорск : Изд-во Пятигорского гос. лингвистического ун-та, 2009. – 305 с. (0,45 п. л.).
59.Петунин, О. В. Учебная дискуссия как способ активизации познавательной самостоятельности старших школьников [Текст] / О. В. Петунин // Инновационные ресурсы развития современного урока: материалы XII Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 21–23 апреля 2009 г. – Новосибирск : Изд. Новосибирского гос. пед. ун-та, 2009. – Ч. 3. – 332 с. (0,2 п. л.).
60.Петунин, О. В. О личностно-ориентированных технологиях активизации познавательной самостоятельности школьников [Текст] / О. В. Петунин // Инновационные технологии в обучении и воспитании: материалы Международной научно-практической конференции. – Елец : Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2008. – Т. II. – 641 с. (0,35 п. л.).
61.Петунин, О. В. Об использовании информационных технологий для активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Инновации в обществе, технике и культуре: материалы Международной научной конференции. – Таганрог : Изд-во ТТИ Южного федерального ун-та, 2008. – Ч. 1. – 84 с. (0,25 п. л.).
62.Петунин, О. В. О проблеме активизации познавательной самостоятельности старших школьников в свете модернизации российского образования [Текст] / О. В. Петунин // Инновации и традиции в современном образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Старый Оскол, 28–29 февраля 2008 г. – Старый Оскол : ТНТ, 2008. – 568 с. (0,5 п. л.).
63.Петунин, О. В. О понятии «активизация познавательной самостоятельности обучающихся в воспитательно-образовательном процессе» [Текст] / О. В. Петунин // Современные проблемы науки: сборник материалов 1-й Международной научно-практической конференции, 27–28 марта 2008 г. – Тамбов : Издательство «Тамбовпринт», 2008. – 409 с. (0,1 п. л.).
64.Петунин, О. В. Проектная деятельность как средство активизации познавательной самостоятельности школьников [Текст] / О. В. Петунин // Альманах «Продуктивное обучение»: от школьного проекта – к профессиональной карьере: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов : ООО Издательство «Научная книга», 2008. – Вып. 11. – 313 с. (0,3 п. л.).
65.Петунин, О. В. Русские педагоги дореволюционного периода о проблеме активизации познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Инновации и качество образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 24–25 марта 2008 г. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2008. – Ч. 2. – 308 с. (0,3 п. л.).
66.Петунин, О. В. Личностно-ориентированный подход к активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Проблемы личностноориентированного образования: методология, теория и технология: материалы Международной научно-практической конференции, 30 апреля 2008 года. – Шадринск : Изд-во Шадринского гос. пед. ин-та, 2008. – 171 с. (0,5 п. л.).
67.Петунин О. В. Дидактические взгляды С. Т. Шацкого и проблема активизации познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, 27–28 марта 2008 г., г. Тобольск. В 2-х частях. Часть I. – Тобольск : Изд-во Тобольского гос. пед. ин-та им. Д. И. Менделеева, 2008. – 168 с. (0,4 п. л.).
68.Петунин, О. В. Семинарские занятия как способ формирования познавательной самостоятельности старшеклассников [Текст] / О. В. Петунин // Современное образование: от традиций к инновациям: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, г. Саратов, 16–17 января 2006 г. – М. : Экшен, 2006. – 359 с. (0,4 п. л.).
69.Петунин, О. В. Применение новых образовательных технологий в учреждениях дополнительного профессионального образования взрослых [Текст] / О. В. Петунин // Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 23–24ноября 2005 г. – Кемерово : Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2005. – 236 с. (0,2 п. л.).
70.Петунин, О. В. О структурных компонентах познавательной самостоятельности учащейся молодежи [Текст] / О. В. Петунин // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ч. 4. – Тамбов : Першина, 2005. – 356 с. (0,3 п. л.).
71.Петунин, О. В. Теоретические подходы к проблеме развития познавательной самостоятельности учащейся молодежи [Текст] / О. В. Петунин // Эффективность образования в условиях его модернизации: материалы Международной научно-практической конференции, 26–28 апреля 2005 г. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. – Часть 3. – 268 с. (0,2 п. л.).