Научная тема: «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения. включающая исходные идеи, цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, технологии осуществления данного процесса. Закономерности являются содержательным ядром концепции и отражают специфику общего среднего и высшего профессионального образования:- цели и задачи педагогического взаимодействия в процессе активизации познавательной самостоятельности обучающихся определяются социокультурной ситуацией и традициями образования;- активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи объективно зависит от целостности и единства данного процесса;- активизация познавательной самостоятельности обучающихся закономерно связана с характером воспитательно-образовательного процесса, в котором она осуществляется;- активизация познавательной самостоятельности закономерно зависит от систематичности диагностического контроля и самоконтроля деятельности обучающихся.
  2. Педагогическая система активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи, являющаяся образовательным феноменом, который открывает инновационный путь реализации комплекса педагогических условий осуществления исследуемого процесса. Педагогическая система состоит из совокупности взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, обнаруживающих устойчивое единство и целостность, подчиненных цели и задачам повышения уровня активизации познавательной самостоятельности обучающихся. Структурными компонентами педагогической системы являются четыре подсистемы: «Учебная деятельность учащейся молодежи»; «Внеучебная деятельность учащейся молодежи»; «Научно-методическая подготовка учителей и преподавателей»; «Корректирование педагогического взаимодействия». Функциональными компонентами выступают прямые и обратные связи, возникающие между подсистемами, а также образовательные, воспитательные, развивающие функции и функции социализации, выполняемые целостным педагогическим процессом активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи.
  3. Комплекс педагогических условий активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи, предполагающий использование в данном процессе инновационного потенциала учебного заведения, фасилитивное управление воспитательно-образовательным процессом и включающий:- поэтапное осуществление активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в учебной деятельности;- вовлечение обучающихся во внеучебную деятельность с целью активизации познавательной самостоятельности;- обеспечение научно-методической подготовки учителей и преподавателей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; - проведение корректирования педагогического взаимодействия, направленного на активизацию познавательной самостоятельности учащейся молодежи.
  4. Критерии и показатели активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения:- мотивационно-волевой критерий - наличие познавательной и исследовательской потребности, стремления к целенаправленной творческой деятельности; степень удовлетворения самостоятельной познавательной деятельностью; наличие целей самостоятельной познавательной деятельности;- когнитивный критерий - наличие знаний по различным учебным дисциплинам; проявление самостоятельного трансформирования знаний; наличие определенного количества алгоритмов, обеспечивающих оперативность в решении тех или иных познавательных задач;- процессуальный критерий - наличие самостоятельности в решении познавательных задач; владение различными способами поиска и обработки информации; наличие умения создавать новые способы деятельности; наличие интеллектуальной гибкости.
  5. К факторами, влияющим на активизацию познавательной самостоятельности учащейся молодежи, относятся:- факторы цели: постановка учителем, преподавателем в воспитательно-образовательном процессе цели активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; четкость постановки и доведения до класса (группы) задач активизации познавательной самостоятельности; степень достижимости цели занятия для обучающихся; соответствие цели занятия уровню активизации познавательной самостоятельности обучающихся;- факторы содержания: степень практической значимости изучаемого материала; соответствие объема изучаемого материала имеющемуся для его освоения времени; соответствие сложности изучаемого материала познавательным возможностям обучающихся; отражение в изучаемом материале современных научных достижений; отображение в содержании изучаемого материала междисциплинарных связей;- факторы организации деятельности: использование в воспитательно-образовательном процессе инновационных форм, технологий и методов обучения; реализация в воспитательно-образовательном процессе профильной и производственной практик, профильно- и профессионально-ориентированных реферативных, курсовых и дипломных работ; осуществление в воспитательно-образовательном процессе индивидуализации и дифференциации обучения; использование в воспитательно-образовательном процессе традиционных форм, методов и приемов обучения;- факторы диагностики результата: психологическая комфортность выявления результативности активизации познавательной самостоятельности обучающихся; открытость выявления результативности активизации познавательной самостоятельности; соответствие диагностических материалов ранее изученному учебному материалу; систематичность диагностики результативности активизации познавательной самостоятельности.
  6. Познавательная самостоятельность обучающихся включает:- побудительно-эмоциональный компонент - мотивационные, волевые и эмоциональные аспекты познавательной самостоятельности обучающихся;- интеллектуальный компонент - свойства интеллекта, познавательные процессы, мыслительные операции, компетенции, позволяющие обучающимся целенаправленно и результативно вести самостоятельную познавательную деятельность;- деятельностный компонент - умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать объекты, факты и явления, осуществлять классифицирование изучаемых объектов и явлений, обобщать, делать резюме, абстрагировать.
  7. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения - это результат систематического педагогического взаимодействия учителей, преподавателей и обучающихся, заключающийся в стимулировании мышления, формировании самостоятельности молодых людей в познавательной деятельности, творческом приобретении и использовании ими на практике надпрофессиональных и профессиональных компетенций и являющийся следствием совершенствования форм, технологий и методов обучения и самообучения.
Список опубликованных работ
Научные монографии

1.Петунин, О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи [Текст] : монография / О. В. Петунин. – Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2010. (17,7 п. л.).

2.Петунин, О. В. Активизация познавательной самостоятельности уча-щейся молодежи: теоретико-методологические аспекты [Текст] : монография / О. В. Петунин. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. (12,3 п. л.).

3.Петунин, О. В. Активизация познавательной самостоятельности уча-щейся молодежи: практико-ориентированные аспекты [Текст] : монография / О. В. Петунин. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. (11,5 п. л.).

4.Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла [Текст] : монография / О. В. Петунин. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. (7,2 п. л.).

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

5.Петунин, О. В. О диагностике активизации познавательной самостоя-тельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2010. – Выпуск 2. – Серия 12. «Психология. Социология. Педагогика». (0,5 п. л.).

6.Петунин, О. В. Педагогическая система активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Вестник МГУ. – 2010. – № 4. – Серия XX. Педагогическое образование. (0,4 п. л.).

7.Петунин, О. В. Учебно-исследовательские экспедиции и полевые прак-тики как способы активизации познавательной самостоятельности сту-дентов [Текст] / О. В. Петунин // Наука и школа. – 2010. – № 2. (0,4 п. л.).

8.Петунин, О. В. Закономерности и принципы активизации познаватель-ной самостоятельности учащейся молодежи в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин, Н. Э. Касаткина // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 3. (0,5/0,3 п. л.).

9.Петунин, О. В. Методологические основы познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Московского государственного открытого университета. – 2010. – № 1. (0,5 п. л.).

10.Петунин, О. В. Факторы, влияющие на эффективность активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи [Текст] / О. В. Петунин // Российский научный журнал. – 2009. – № 5. (0,8 п. л.).

11.Петунин, О. В. Критерии и показатели результативности активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 6. (0,35 п. л.).

12.Петунин, О. В. Личностно-деятельностный подход к активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Читинского государственного университета. – 2009. – № 3. (0,5 п. л.).

13.Петунин, О. В. Система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 4. – Серия «Педагогические науки». (0,4 п. л.).

14.Петунин, О. В. О модели формирования тезауруса обучаемого, направленного на активизацию его познавательной самостоятельности в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 1. (0,4 п. л.).

15.Петунин, О. В. Систематизация смыслового содержания основных понятий по проблеме активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Бурятского университета. Выпуск. 15. Теория и методика обучения. – Улан-Удэ, 2008. (0,5 п. л.).

16.Петунин, О. В. Интегративные задачи как средство активизации познавательной самостоятельности [Текст] / О. В. Петунин // Химия в школе. – 2008. – № 10. (0,25 п. л.).

17.Петунин, О. В. Работа с терминами в классах естественнонаучного профиля как способ активизации познавательной самостоятельности старших школьников [Текст] / О. В. Петунин // Профильная школа. – 2008. – № 5. (0,4 п. л.).

18.Петунин, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучающихся с позиций цивилизационного подхода [Текст] / О. В. Петунин // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 9. (0,3 п. л.).

19.Петунин, О. В. О необходимости формирования самостоятельности школьников с точки зрения цивилизационного подхода [Текст] / О. В. Петунин // Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – № 3. (0,5 п. л.).

20.Петунин, О. В. О структурных блоках, компонентах и уровнях активизации познавательной самостоятельности обучаемых [Текст] / О. В. Петунин // Омский научный вестник. – 2008. – № 3. (0,4 п. л.).

21.Петунин, О. В. Цель, задачи и принципы реализации системно-цивилизационной теории активизации познавательной самостоятельности старших школьников [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Новгородского государственного университета. – 2008. – № 48. (0,5 п. л.).

22.Петунин, О. В. О структуре познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Среднее профессиональное образова¬ние. – 2008. – № 5. (0,3 п. л.).

23.Петунин, О. В. Цивилизационный подход в исследовании педагогических процессов [Текст] / О. В. Петунин // Философия образования. – 2008. – № 2. (1,0 п. л.).

24.Петунин, О. В. Содержание процесса активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Поморского университета. – 2008. – № 7. (0,5 п. л.).

25.Петунин, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе в отечественной педагогике [Текст] / О. В. Петунин // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. (0,9 п. л.).

26.Петунин, О. В. Познание с интересом [Текст] / О. В. Петунин, Л. В. Трифонова // Народное образование. – 2005. – № 9. (0,3/0,2 п. л.).

27.Петунин, О. В. Формы и методы работы в профильных классах [Текст] / О. В. Петунин // Биология в школе. – 2005. – № 3. (0,4 п. л.).

28.Петунин, О. В. Учебная и внеурочная работа в классах естественнонаучного профиля / О. В. Петунин // Педагогика. – 2004. – № 8. (0,3 п. л.).

29.Петунин, О. В. Учебная и внеурочная работа в классах естественнонаучного профиля [Текст] / О. В. Петунин // Народное образование. – 2004. – № 9. (0,35 п. л.).

Учебные, учебно-методические и методические пособия

30.Петунин, О. В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии [Текст] : учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений / О. В. Петунин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 188 с. (9,9 п. л.).

31.Петунин, О. В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения [Текст] : учебно-методическое пособие для учителя / О. В. Петунин. – Ярославль : Академия развития; Владимир : ВКТ, 2008. – 192 с. (10,1 п. л.).

32.Петунин, О. В. Сборник заданий и упражнений по концепциям современного естествознания: учебное пособие [Текст] : учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений / О. В. Петунин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 220 с. (11,0 п. л.).

Статьи в научных сборниках и журналах

33.Петунин, О. В. Роль внеурочной работы в активизации познавательной самостоятельности школьников [Текст] / О. В. Петунин // Учитель Кузбасса. – 2009. – № 3. (0,4 п. л.).

34.Петунин, О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / О. В. Петунин // Alma-mater (Вестник высшей школы). – 2009. – № 2. (0,4 п. л.).

35.Петунин, О. В. Тезаурус как методологическое основание для конструирования тезаурусного поля педагогической проблемы [Текст] / О. В. Петунин // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 4. (0,4 п. л.).

36.Петунин, О. В. Об активизации познавательной самостоятельности старших школьников в свете модернизации российского образования [Текст] / О. В. Петунин // Молодой ученый. – 2008. – № 1. (0,3 п. л.).

37.Петунин, О. В. Научно-исследовательская деятельность старших школников как способ активизации познавательной самостоятельности [Текст] / О. В. Петунин // Учитель Кузбасса. – 2008. – № 2. (0,4 п. л.).

38.Петунин, О. В. Учителю о проблеме активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Сибирский учитель. – 2008. – № 3. (0,5 п. л).

39.Петунин, О. В. Методика организации и проведения эксперимента по активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Новые технологии в образовании. – 2008. – № 2. (0,8 п. л.).

40.Петунин, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучаемых в зарубежной педагогике [Текст] / О. В. Петунин // Образование в современной школе. – 2008. – № 3. (0,6 п. л).

41.Петунин, О. В. Тезаурусное поле «Активизация познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе» [Текст] / О. В. Петунин // Инновации в образовании. – 2008. – № 2. (1,0 п. л.).

42.Петунин, О. В. Коллективная форма работы как средство активизации познавательной самостоятельности обучаемых [Текст] / О. В. Петунин // Открытая школа. – 2008. – № 1. (0,4 п. л.).

43.Петунин, О. В. Профессиональная направленность физико-математической подготовки инженеров [Текст] / О. В. Петунин, Л. И. Мамонова // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 10. (0,3/0,2 п. л).

44.Петунин, О. В. Формирование ценностного отношения сельских школьников к познавательной деятельности [Текст] / О. В. Петунин, М. Ю. Шошина // Образование в современной школе. – 2006. – № 12. (0,3/0,2 п. л.).

45.Петунин, О. В. Дискуссия как метод обучения в профильных классах [Текст] / О. В. Петунин // Народное образование. – 2006. – № 7. (0,3 п. л).

46.Петунин, О. В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки [Текст] / О. В. Петунин, Л. В. Трифонова // Школьные технологии. – 2006. – № 1. (0,3/0,2 п. л.).

47.Петунин, О. В. Основа экологического воспитания – ответственное отношение к природе [Текст] / О. В. Петунин, А. А. Мжельская // Народное образование. – 2005. – № 8. (0,4/0,3 п. л.).

48.Петунин, О. В. Активизация процесса обучения на курсах повышения квалификации учителей [Текст] / О. В. Петунин // Методист. – 2005. – № 4. (0,25 п. л.).

49.Петунин, О. В. Методика составления элективных курсов для предпрофильного и профильного биологического образования школьников [Текст] / О. В. Петунин // Завуч. – 2005. – № 5. (0,3 п. л.).

50.Петунин, О. В. Научно-исследовательская экспедиция как форма внеурочной деятельности учащихся в условиях профильного обучения [Текст] / О. В. Петунин // Завуч. – 2005. – № 6. (0,3 п. л.).

51.Петунин, О. В. Роль учителя в формировании познавательной самостоятельности школьников [Текст] / О. В. Петунин // Новые ценности образования. – 2004. –№ 4. (0,3 п.л.).

52.Петунин, О. В. Профильное обучение: дидактическое обеспечение (формы и методы урочной и внеурочной работы по биологии в классах естественнонаучного профиля) [Текст] / О. В. Петунин // Учитель. – 2004. – № 4. (0,4 п. л.).

53.Петунин, О. В. Формирование экологических понятий у школьников в условиях профильного обучения [Текст] / О. В. Петунин // Школа. – 2003. – № 6. (0,25 п. л.).

54.Петунин, О. В. Модульное обучение в условиях профильной школы [Текст] / О. В. Петунин // Образование в современной школе. – 2003. – № 12. (0,45 п. л.).

Материалы научно-практических конференций

55.Петунин, О. В. Требования, предъявляемые к технологии активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Неформальное и информальное образование в условиях инновационного развития России: опыт, проблемы, стратегии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 8–9 апреля 2009 г. – Владивосток : Изд-во ПИППКРО, 2009. – 260 с. (0,2 п. л.).

56.Петунин, О. В. О некоторых психологических аспектах активизации познавательной самостоятельности обучающихся в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Современные проблемы психологии развития и образования человека: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб. : АОУ ВПО «Ленинградский Государственный университет им. А. С. Пушкина», 2009. – 474 с. (0,25 п. л.).

57.Петунин, О. В. Системный подход к проблеме активизации познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Теоретические и методологические проблемы современной педагогической науки: материалы Международной научно-практической конференции, г. Караганда, 1 июня 2009 г. – Караганда : Центр гуманитарных исследований, 2009. – 224 с. (0,3 п. л.).

58.Петунин, О. В. Принципы активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Педагогические технологии как фактор повышения качества образования: материалы Международной научно-практической конференции, 21 апреля 2009 года. Часть II. – Пятигорск : Изд-во Пятигорского гос. лингвистического ун-та, 2009. – 305 с. (0,45 п. л.).

59.Петунин, О. В. Учебная дискуссия как способ активизации познавательной самостоятельности старших школьников [Текст] / О. В. Петунин // Инновационные ресурсы развития современного урока: материалы XII Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 21–23 апреля 2009 г. – Новосибирск : Изд. Новосибирского гос. пед. ун-та, 2009. – Ч. 3. – 332 с. (0,2 п. л.).

60.Петунин, О. В. О личностно-ориентированных технологиях активизации познавательной самостоятельности школьников [Текст] / О. В. Петунин // Инновационные технологии в обучении и воспитании: материалы Международной научно-практической конференции. – Елец : Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2008. – Т. II. – 641 с. (0,35 п. л.).

61.Петунин, О. В. Об использовании информационных технологий для активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Инновации в обществе, технике и культуре: материалы Международной научной конференции. – Таганрог : Изд-во ТТИ Южного федерального ун-та, 2008. – Ч. 1. – 84 с. (0,25 п. л.).

62.Петунин, О. В. О проблеме активизации познавательной самостоятельности старших школьников в свете модернизации российского образования [Текст] / О. В. Петунин // Инновации и традиции в современном образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Старый Оскол, 28–29 февраля 2008 г. – Старый Оскол : ТНТ, 2008. – 568 с. (0,5 п. л.).

63.Петунин, О. В. О понятии «активизация познавательной самостоятельности обучающихся в воспитательно-образовательном процессе» [Текст] / О. В. Петунин // Современные проблемы науки: сборник материалов 1-й Международной научно-практической конференции, 27–28 марта 2008 г. – Тамбов : Издательство «Тамбовпринт», 2008. – 409 с. (0,1 п. л.).

64.Петунин, О. В. Проектная деятельность как средство активизации познавательной самостоятельности школьников [Текст] / О. В. Петунин // Альманах «Продуктивное обучение»: от школьного проекта – к профессиональной карьере: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов : ООО Издательство «Научная книга», 2008. – Вып. 11. – 313 с. (0,3 п. л.).

65.Петунин, О. В. Русские педагоги дореволюционного периода о проблеме активизации познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О. В. Петунин // Инновации и качество образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 24–25 марта 2008 г. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2008. – Ч. 2. – 308 с. (0,3 п. л.).

66.Петунин, О. В. Личностно-ориентированный подход к активизации познавательной самостоятельности старших школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Проблемы личностноориентированного образования: методология, теория и технология: материалы Международной научно-практической конференции, 30 апреля 2008 года. – Шадринск : Изд-во Шадринского гос. пед. ин-та, 2008. – 171 с. (0,5 п. л.).

67.Петунин О. В. Дидактические взгляды С. Т. Шацкого и проблема активизации познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / О. В. Петунин // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, 27–28 марта 2008 г., г. Тобольск. В 2-х частях. Часть I. – Тобольск : Изд-во Тобольского гос. пед. ин-та им. Д. И. Менделеева, 2008. – 168 с. (0,4 п. л.).

68.Петунин, О. В. Семинарские занятия как способ формирования познавательной самостоятельности старшеклассников [Текст] / О. В. Петунин // Современное образование: от традиций к инновациям: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, г. Саратов, 16–17 января 2006 г. – М. : Экшен, 2006. – 359 с. (0,4 п. л.).

69.Петунин, О. В. Применение новых образовательных технологий в учреждениях дополнительного профессионального образования взрослых [Текст] / О. В. Петунин // Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 23–24ноября 2005 г. – Кемерово : Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2005. – 236 с. (0,2 п. л.).

70.Петунин, О. В. О структурных компонентах познавательной самостоятельности учащейся молодежи [Текст] / О. В. Петунин // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ч. 4. – Тамбов : Першина, 2005. – 356 с. (0,3 п. л.).

71.Петунин, О. В. Теоретические подходы к проблеме развития познавательной самостоятельности учащейся молодежи [Текст] / О. В. Петунин // Эффективность образования в условиях его модернизации: материалы Международной научно-практической конференции, 26–28 апреля 2005 г. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. – Часть 3. – 268 с. (0,2 п. л.).