- Для современной инженерной деятельности характерны:- высокая динамика производственных отношений, усиление интеграционных процессов в науке и технологиях, повышение наукоемкости производства и технологий, информатизация всех сфер инженерной деятельности, что обусловливает понимание технических объектов как сложных систем, интегрированных в природную, социальную и культурную среду;- быстрая смена образцов техники и технологий, для эксплуатации которых готовится в инженерном вузе специалист, что предусматривает способность инженеров к переносу приобретенных знаний, навыков, умений в другие сферы профессиональной деятельности, отличающиеся от основной;- наполнение инженерной деятельности гуманистическим содержанием, поиск гуманитарного смысла техники, который включает в себя ценностные основы ее функционирования и связанное с ней поведение людей;- усиление культурологической сущности инженерной деятельности, являющейся неотъемлемой частью современной цивилизации и культуры, органически связанной с ценностями, традициями, противоречиями общества. Эти особенности определяют специфику современного инженерного образования, смыслом которого выступает становление компетентного специалиста.
- Реализация компетентностно ориентированной модели образования опирается на его дидактические основы, включающие в себя смысл, цель, закономерности, принципы, содержание, технологии, формы, методы, результаты инженерного образования. Конструирование теории компетентностно ориентированного инженерного образования основывается на концепции теоретического мышления и выявленных нами в процессе исследования объективных закономерностях формирования профессиональных компетенций: процесс их формирования имеет интегративный характер. профессиональная компетенция формируется в процессе условно-адекватного перевода (перекодирования) учебной информации с языка одной учебной дисциплины на языки других учебных дисциплин, практики и личного опыта студента. формирование профессиональной компетенции осуществляется в семиотически неоднородной образовательной системе. Степень сформированности профессиональной компетенции прямо пропорциональна количеству семиотических оппозиционностей (разно организованных знаковых систем), включенных в образовательный процесс.
- Дидактическим модулем, основной организационной формой компетентностно ориентированного инженерного образования является интегральное образовательное пространство. В его границах воссоздается некоторый целостный фрагмент природной, культурной, социальной или технической реальности, обеспечивается развитие профессионального мышления студента, формирование определенной компетенции посредством интеграции разнопредметного учебного содержания, теории и практики, различных видов деятельности, учебного содержания и личностного опыта студента. В дополнение к предметной организации компетентностно ориентированный учебный процесс в техническом вузе может быть реализован в системе логически завершенных структурных составляющих - интегральных образовательных пространств, направленных на воссоздание, моделирование, научную реконструкцию значимых феноменов современной культурно-технической реальности и обеспечивающих последовательное становление профессиональных компетенций будущего специалиста.
- Теоретическая модель формирования профессиональной компетенции основывается на принципе семиотической оппозиционности как одном из фундаментальных принципов мышления и образования, согласно которому компетентностно ориентированный образовательный процесс в инженерном вузе должен интегрировать в своих границах области с принципиально разными языковыми структурами. Метод компетентностно ориентированного инженерного образования, выступающий на концептуальном уровне его основным дидактическим механизмом, в самом общем плане может быть определен как условно-адекватный перевод (термин Ю.М. Лотмана). Суть предлагаемой модели состоит в следующем. Формирование профессиональной компетенции у будущего инженера возможно путем осуществления им при поддержке преподавателей последовательной серии условно-адекватных переводов, в процессе которых происходит усвоение знаний, формирование теоретических понятий, развитие личностных смыслов, обретение ориентировочной основы действия, выработка собственных подходов к решению профессиональных проблем, накопление опыта самореализации в компетентностно значимой, перспективной для будущего специалиста деятельности.
- Концептуальная модель организации компетентностно ориентированного образовательного процесса в инженерном вузе раскрывается в логике интегративно-пространственного подхода и представляет собой систему интегральных образовательных пространств, каждое из которых проектируется с целью создания условий для формирования и развития определенной компетенции. Количество этих пространств определяется компетентностной моделью выпускника и зависит от требований ФГОС по соответствующему направлению.
- Деятельность педагога по организации образовательного процесса определяется системой принципов. Специфика инженерного образования предусматривает введение, наряду с традиционными дидактическими принципами (научность, проблемность, связь теории с практикой, системность, систематичность, доступность и др.), новых, обусловленных интегративной природой компетенций. К ним относятся принципы: диалектического единства интеграции и дифференциации, антропоцентризма, культуросообразности, модульности, развивающего обучения и гибкости. Они являются методологической основой построения интегральных образовательных пространств и отражают научно обоснованные, необходимые способы деятельности педагога по проектированию компетентностно ориентированного инженерного образования.
1.Шемет, О.В. Информатика как метадисциплина / О.В. Шемет // Генезис информации, информатика и информационное взаимодействие в эпоху научно-технической революции. Монография. Коллектив авторов. Под ред. д.ф.н., проф., Е. Б. Ивушкиной. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – С. 61-64.
2.Шемет, О.В. Проектирование образовательного процесса в вузе на интегративной основе / О.В. Шемет. – Новочеркасск: Лик, 2009. – 138 с.
3.Шемет, О.В. Дидактические основы компетентностного подхода в выс-шем профессиональном образовании / О. В. Шемет. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. – 362 с. (Лауреат конкурса на лучшую научную книгу 2009 года, проводимого Фондом развития отечественного образования).
4.Шемет, О.В. Дидактические основы компетентностно ориентированного инженерного образования / О.В. Шемет. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010 - 205 с.
Статьи, опубликованные в журналах, согласно списку ВАК
5.Шемет, О.В. Теоретические основы создания интегрированного курса / О.В. Шемет // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2002. – №2. – С. 115–116.
6.Шемет, О.В. Педагогическое проектирование интегрированного курса / О.В. Шемет // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2002. – №3. – С. 121–123.
7.Шемет, О.В. Проектирование образовательного процесса в техническом вузе на интегративной основе / О.В. Шемет // Известия высших учебных заве-дений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2003. – №1. – С. 85–87.
8.Шемет, О.В. Дидактическая модель организации интегрированного курса на развивающей основе / О.В. Шемет // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2003. – №4. – С. 127–131.
9.Шемет, О.В. Историко-педагогический анализ развития российского выс-шего образования в XX веке / О.В. Шемет // Известия высших учебных заведе-ний. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2006. – №1. – С. 92–96.
10.Шемет, О.В. Особенности управления качеством высшего образования в контексте пространственного подхода к его организации / О.В. Шемет // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика»: СКНЦ ВШ. – 2006. – № 8. – С. 37–44.
11.Шемет, О.В. Дидактические принципы организации компетентностного обучения в вузе на интегративной основе / О.В. Шемет // Известия южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. – № 9. – С. 71–78.
12.Шемет, О.В. Дидактические основы компетентностного подхода в выс-шем профессиональном образовании / О.В. Шемет // Педагогика. – 2009. – №10. – С. 16–22.
13.Шемет, О.В. Интегральное образовательное пространство как дидактиче-ская единица компетентностно ориентированного ВПО / О.В. Шемет // Извес-тия Волгоградского государственного педагогического университета. Педаго-гические науки. – 2010. – № 1 (45). – С. 28-31.
14.Шемет, О.В. Пространственный подход к разработке компетентностно ориентированных основных образовательных программ ВПО / О.В. Шемет // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. – 2010. – №2 (46) – С. 31-34.
15.Шемет, О.В. Пространственная организация компетентностно ориентиро-ванного высшего профессионального образования / О.В. Шемет // Педагогика. – 2010. – №6. – С. 47–52.
16.Шемет, О.В. Оценка качества компетентностно ориентированного ВПО/ О.В. Шемет // Педагогика. – 2010. – №7. – С. 121–123.
17.Шемет, О.В. Теоретическая модель и закономерности формирования профессиональной компетенции / О.В. Шемет // Известия южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 8. – С. 60–67.
Статьи в других научных и научно-практических изданиях.
18.Шемет, О.В. Системное мышление как способ познания / О.В. Шемет // Человек: его сущность, развитие и проблемы: сб. ст. – Ростов н/Д: ГинГо, 2001. – С. 33 -35.
19.Шемет, О.В. Необходимость развития системного мышления студентов в процессе обучения в вузе / О.В. Шемет, Н.В. Тюхаева // Проблемы региональ-ного управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: материалы II Междунар. науч. конф. Таганрог, 6-8 сент. 2001 г.– Таганрог: Изд-во ТИУ и Э, 2001. – С. 143-144.
20.Шемет, О.В. Роль компьютерных технологий в управлении образованием / О.В. Шемет, Н.В. Тюхаева // Проблемы регионального управления, экономи-ки, права и инновационных процессов в образовании: материалы II Междунар. науч. конф. Таганрог, 6-8 сент. 2001 г.– Таганрог: Изд-во ТИУ и Э, 2001. – С. 55-56.
21.Шемет, О.В. Система интегрированных курсов как средство обеспечения целостности знаний / О.В. Шемет // Проблемы интеграции гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в техническом образовании: материалы науч. конф. Новочеркасск, 11-12 окт. 2001 г. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2001. – С. 34-35.
22.Шемет, О.В. Личностно профессиональное развитие студентов технического вуза / О.В. Шемет // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: тез. докл. IX Годичного собрания Южного отделения РАО и XXI региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. – С. 126-127.
23.Шемет, О.В. Личностно профессиональное развитие студентов технического вуза средствами интеграции образования / О.В. Шемет // Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности: материалы II междунар. научн. - практич. конф. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. – С. 223-225.
24.Шемет, О.В. Моделирование учебного процесса в интегральном образовательном пространстве / О.В. Шемет // Проблемы экономики, науки и образования в сервисе: сб. науч. трудов. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2004. – С. 66–68.
25.Шемет, О.В. Проектирование образовательного процесса в техническом вузе на интегративной основе: автореф. дис. … канд. пед. наук: защищена 18.02.2004: утв. 16.07.2004 / О.В. Шемет. – Шахты: ИПБОЮЛ «Бурыхин Б.М.», Лицензия ПЛД №65-186 от 10.01.2000, 2004. –24с.
26.Шемет, О.В. Человек культуры как смысл современного высшего технического образования / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества: Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. трудов – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2004. – С.75–80
27.Шемет, О.В. Личностно профессиональная культура инженера как особая характеристика современного специалиста / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Роль ан-тикризисных явлений в достижении стабильности общества: Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. трудов – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005. – С. 37-40.
28.Шемет, О.В. Анализ современных подходов к организации образовательного процесса в вузе / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Наука и образование. Известия южного отделения РАО и Ростовского государственного педагогического университета. – 2005. - № 4. – С. 184-186.
29.Шемет, О.В. Мобильные информационно - коммуникативные технологии в образовании / О.В. Шемет, А.А. Чистякова // Проблемы становления и разви-тия инновационно-информационной экономики: сб. науч. трудов ЮРГУЭС – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. – С. 69-71.
30.Шемет, О.В. Информатизация образования как основа проектирования образовательного пространства / О.В. Шемет // Инновационные образовательные технологии в технических университетах: сб. науч. статей по проблемам ВШ –Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2006. – С. 201-203.
31.Шемет, О.В. Управление качеством высшего образования в контексте пространственной парадигмы / О.В. Шемет // Современное общество: проблемы и направления развития: материалы междунар. научн. – прак. конф. Ростов-на-Дону, 20-23 июля 2007 г. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСИ, 2007. – С. 184-193.
32.Шемет, О.В. Качество высшего образования: общие подходы к проблеме / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Перспектива 2007: материалы Х юбилейного международного конгресса молодых ученых, студентов и аспирантов Эльбрус, 26-30 апр. 2007 г. – Приэльбрусье: Изд-во ЭУНК КБГУ, 2007. – С. 260-262.
33.Шемет, О.В. Становление высшего образования в России / О.В. Шемет // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве: материалы междунар. научн. конф. Брянск, 26-27 окт. 2007 г. – Москва: Изд-во «Педагогика», 2007. – С. 245-254.
34.Шемет, О.В. Информатика как метадисциплина: педагогические аспекты / О.В. Шемет // Информационные технологии в науке и образовании: материалы междунар. научно-практ. Интернет - конф., Железноводск, 28 – 30 марта 2007г. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. – С. 112-113.
35.Шемет, О.В. Проблемы непрерывного профессионального образования / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Информационные технологии в науке и образова-нии: материалы междунар. научно-практич. Интернет – конф. Железноводск, 26-28 марта 2008г. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – С. 191-193.
36.Шемет, О.В. Возможности интегративного подхода при формировании профессиональных компетенций студентов вуза / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии: материалы междунар. научно-практ. конф. Москва, 11–12 ноября 2008 г. – М: Изд-во НОУ ВПО «СФГА», 2008. – С. 129-131.
37.Шемет, О.В. Современные подходы к организации образовательного процесса вузе / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Информационные технологии в науке и образовании: материалы междунар. науч.-практ. Интернет – конф. Железноводск, 1-3 апр. 2009 г. – Шахты: Изд-во ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. – С.125-128.
38.Шемет, О.В. Антропологическое измерение профессиональных компетен-ций современного инженера / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития: материалы всерос. науч. конф. Шахты, 22-23 апр. 2009 г.– Шахты: Изд-во ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. – С.233-236.
39.Шемет, О.В. Информационные технологии для реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Информационные технологии в науке и образовании: материалы междунар. научно-практ. Интернет – конференции Железноводск, 6-9 апреля 2010 г.– Шахты: Изд-во ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. – С. 115-117.
40.Шемет, О.В. Особенности проектирования компетентностных основных образовательных программ / О.В. Шемет, Б.И. Шемет // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования: сб. науч. ст. - Кн. 2. – Москва, 14–15 апреля 2010 г.– Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», 2010. – С. 244-248.
41.Шемет, О.В. Проблема диагностики профессиональных компетенций / О.В. Шемет // Социально-гуманитарные проблемы современности: материалы всерос. науч. конф. Шахты, 22-23 июня 2010 г. – Шахты: Изд-во ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. – С.96–98.
42.Шемет, О.В. Формы педагогического мониторинга профессиональных компетенций / О.В. Шемет // Роль информационных технологий в становлении информационного общества: материалы всерос. науч. конф. Шахты, сентябрь 2010 г. – Шахты: Изд-во ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. – С.67–69.