- Теоретическую модель формирования познавательных интересов, учитывающую взаимосвязи уровней развития познавательных интересов и творческой активности, характера деятельности, преобладающие компоненты познавательного интереса, особенности педагогического воздействия на учащихся и предполагающую следующие пути формирования познавательных интересов, определяющиеся:- содержанием биологических знаний: повышением теоретической и практической направленности знаний; проблемности и эмоциональности их содержания;- организацией систематической самостоятельной деятельности путем решения задач, создания проблемных ситуаций, использования исследовательского подхода, проведения наблюдений.
- Педагогическую систему формирования познавательных интересов, построенную с учетом целостности процесса обучения, единства его содержательной и процессуальной сторон, а также целей, содержания, организационных форм, методов и методических приемов, взаимосвязи урочной, внеурочной и внеклассной работы, включающую в себя: а) уточнение целей биологического образования, исходя из модели структуры личности, культуро-сообразного подхода, личностной ориентации с учетом развития творческих способностей учеников, их интересов и склонностей; б) педагогические условия формирования познавательных интересов:- в содержательном аспекте - усиление экологической и краеведческой направленности биологических знаний;- в процессуальном аспекте- организация систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся на уроках, во внеурочной и внеклассной работе; сочетание различных организационных форм, методов и методических приемов, а также уроков, внеурочных и внеклассных занятий;
- Систему экологических и краеведческих знаний, включенных в курс биологии и их последовательное развитие как условие формирования познавательных интересов:- экологизацию содержания на основе понятий «экологические факторы», «среда обитания», «природное сообщество», «охрана и рациональное использование биологических объектов», их введения в самом начале изучения курса биологии и последовательного развития от VI к XI классу;- усиление краеведческой направленности содержания знаний за счет отбора объектов местной флоры и фауны различных регионов Таджикистана;
- Требования к ряду методов обучения (рассказу, лекции, беседе, наблюдению, эксперименту), уроку, различным формам внеурочных заданий (домашние задания, летние задания, фенологические наблюдения, экскурсии) и внеклассных занятий (кружки, олимпиады) с учетом организации систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся, краеведческого и экологического подходов как важнейших условий формирования познавательных интересов.
1.Методика проведения лабораторных занятий по физиологии человека и животных.- Душанбе: ДГПИ, 1988.- 8 п. л.
2.Методика проведения лабораторных занятий по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены. - Душанбе: ЦИУУ, 1991.- 10 п. л.
3.Кружок юных натуралистов.- Куляб: Сада, 1994.- 2,5 п. л.
4.Экологическое воспитание учащихся VI-XI классов на уроках биологии.- Куляб: Фарханг, 1995.- 1,5 п. л.
5.Краткий словарь генетических терминов. - Куляб: Фарханг, 1998.- 40 с.
6.Вода- источник и основа жизни // Министерство охраны природы Таджикистана; Министерство народного образования Таджикистана. -Душанбе: Шарки озод, 2003.- 36 с.
7.Воспитание чувства любви к природе и экологической познавательности учащихся и студентов на уроках биологии / Министерство народного образования Таджикистана. - Душанбе: Шарки озод, 2006.- 6,3 п.л.
Научные статьи, тезисы докладов
1.Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии // Материалы Международной конференции «Экология и культура». - Куляб, 1992.- С. 88-90.
2.Роль экскурсии в активизации познавательных интересов учащихся в процессе обучения биологии // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1993.-С. 138-139.
3.Роль внеклассных занятий в активизации познавательных интересов учащихся // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1993.- С. 140-141.
4.Биологические олимпиады // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1993.- С. 147-148.
5.Методические условия развития познавательных интересов подростков к проблемам окружающей среды // Материалы Международной конференции «Экология и образование». - Петрозаводск, 1994.- С. 42-43.
6.Место и роль краеведческого материала в формировании познавательных интересов учащихся // Материалы научно-теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1994.- С. 127-128.
7.Факторы организации поведения // Материалы республиканской конференции «Морфологические и физиологические основы адаптации организма».- Душанбе, 1997, - С. 11-12
8.Физиологические основы формирования поведения в онтогенезе // Материалы республиканской конференции «Морфологические и физиологические основы адаптации организма».- Душанбе, ДГНУ, 1997,-С. 12-13.
9.Педагогические основы формирования познавательных интересов и экологическое образование учащихся при изучении биологии // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1997.- С. 14-15.
10.Педагогические основы, формы и условия формирования познавательных интересов учащихся при изучении биологических дисциплин // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1997.- С. 17-18.
11.Школа и формирования чувства любви к природе и экологическое образование // Материалы научно- теоретической конференции профессорского состава Кулябского госуниверситета. - Куляб, 1999.-С. 24-25.
12.Формирования экологического образования и природопользование на уроках ботаники // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей и студентов высших учебных заведений Таджикистана Кулябского госуниверситета. - Душанбе, 2000.- С. 27-28.
13.Формирования чувства любви к природе и экологическое образование студентов // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей и студентов Кулябского госуниверситета. - Куляб, 2000.- С. 11-12.
14.Формирования познавательных интересов и экологическое образование учащихся при изучении биологических дисциплин.- Научно-теоретическая конференция «Школа и экологическое образование».-Куляб, 2000.- С. 13-14.
15.Школа и экологическое образование учащихся // Материалы научно-теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 2001.- С. 19-20.
16.Некоторые экологические проблемы Таджикистана // Научно-теоретическая конференция профессорского состава Кулябского госуниверситета. - Куляб, 2001.- С. 15-16.
17.Некоторые экологические проблемы Таджикистана // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 2002.- С. 9-10.
18.Формирование познавательных интересов и экологическое образование учащихся при изучении биологических дисциплин // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей Кулябского госуниверситета. - Куляб, 2003.- С. 30-31.
19.Источники, запасы и правильное использование пресной воды // Материалы республиканской конференции «Современное состояние водных ресурсов Таджикистана - проблемы и перспективы рационального использования». - Душанбе: Изд-во Академия наук Республики Таджикистан.- 2003.- С. 54-56.
20.Пути и формы формирования познавательных интересов учащихся при изучении биологии // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей и студентов Кулябского госуниверситета. - Куляб, 2003.- С. 29-30.
21.Формирования познавательных интересов и экологическое образование учащихся при изучении биологических дисциплин // Материалы научно- теоретической конференции преподавателей и студентов Кулябского госуниверситета. - Куляб, 2003.- С. 8-9.
22.Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов и экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов биологического цикла // Материалы научно-теоретической конференции профессорского состава Кулябского госуниверситета. - Куляб, 2004.- С. 28-29.
23.Методика развития познавательных интересов и формирование экологического образования учащихся при изучении биологических дисциплин // Материалы научно-теоретической конференции профессорского состава Кулябского госуниверситета.- Куляб, 2007.- С. 16-17.
24.Активизация познавательного интереса учащихся. // Биология в школе.- 2007, № 6. - С. 35-38. 47.Место и роль экологических знаний в формировании познавательных интересов. // Вопросы психологии и педагогики.- Курган-Тюбе, 2008 г.
25.Значение краеведческого материала в формировании познавательных интересов. // Вопросы психологии и педагогики.- Курган-Тюбе, 2008 г.
26.Формирование познавательных интересов в школьной практике (анализ педагогического опыта) // Вопросы психологии и педагогики -Курган-Тюбе, 2009.
27.Исследования динамики познавательных интересов у учащихся при изучении биологии. - Известия Академия наук Республики Таджикистан.- Душанбе, Дониш. 2009.- №1.- 218-222
28.Активизация познавательной деятельности как средство формирования познавательных интересов во внеклассной работе.- Известия Академия наук Республики Таджикистан,- Душанбе, Дониш. 2009 г.
29.Активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочной работе как средство формирования познавательных интересов. - Вестник Таджикского нац. Ун-та, Душанбе, «Сино», 2009 г.
30.Роль и место биологической олимпиады в формировании познавательных интересов у учащихся при изучении биологии. - Вестник Таджикского нац. УН-та, Душанбе, «Сино», 2009 г.