- Информатизация общего образования эффективна только при условии согласованного, сбалансированного, гармоничного движения по основным направлениям: человеческому (кадровому), технологическому, содержательному, нормативному. В масштабах страны, региона, муниципалитета и отдельного образовательного учреждения организационно-педагогическим условием информатизации является совмещение в одной образовательной системе укладов различного уровня информатизации: начиная с до-цифрового, до-компьютерного до полностью информатизированного образовательного процесса, ориентированного на современную систему целей и результатов.
- Ключевым элементом процесса информатизации общего образования является построение и реализация учителем своего курса, глубоко и содержательно применяющего ИКТ для достижения приоритетных образовательных целей, осуществляемые в следующей технологической цепочке: информирование учителя о необходимости и возможности информатизации - как в широкой образовательной перспективе и перспективе современного информационного общества, так и в конкретном контексте его преподавательской деятельности и жизненных целей его конкретных учеников; формирование у педагога мотивации, установки на новую систему образовательных целей; повышение квалификации учителя, ориентированное на трансформацию выбранного компонента образовательного процесса, реализуемого им в очередной учебный год в одном из классов; аттестационная работа учителя, выполняемая в ходе повышения квалификации, включающая календарное урочно-тематическое планирование и планирование ресурсного обеспечения выбранного компонента, размещаемые в Интернете (в специализированном методическом пространстве); корректировка и поддержка созданного планирования коллективом и органами управления образовательного учреждения; обеспечение плана ресурсами (средства ИКТ, сервисы) при ключевом участии учредителя, который может корректировать план (важно, чтобы коррекция не носила характера принципиального сокращения ресурсов или откладывания на неопределенный срок); реализация плана учителем, фиксация хода и результатов образовательного процесса и соответствия его планам в информационной среде школы; анализ результатов информатизации (самооценка, оценка органами управления образовательным учреждением, методической службой, учредителем, родителями, независимыми внешними экспертами), рефлексия учителя и педагогического коллектива школы.
- Программно-целевая модель деятельности органов управления образованием, основанная на разработанной методологии и технологии, приводит к самоорганизующемуся (в рамках системы образования) гармоничному оптимальному по затрачиваемым ресурсам процессу информатизации системы. При этом, наряду с общей стратегией возникают индивидуализированные решения, например, планомерного подключения внешнего кадрового потенциала, формирования и реализацией индивидуальной стратегии гармоничной информатизации ориентированной на реализацию ФГОС в учреждении с наименьшей готовностью к информатизации. На организационно-педагогическом уровне отдельного общеобразовательного учреждения информатизация реализуется в модели «Школа информатизации», ориентированной на целостную постепенную трансформацию деятельности педагогов и учащихся в направлении достижения соответствия учебного процесса современным образовательным приоритетам, поддерживаемая средствами ИКТ; эта модель основывается на единстве процессов непрерывного педагогического образования, методической поддержки, планирования, рефлексии, формирования учебных целей и задач для учащихся в областях: личностной, предметной, метапредметной (в каждой из которых формируется ИКТ-компетентность); обеспечивает прозрачность и привлекательность школы для родителей и общественности, возможность методического мониторинга.
- Необходимым условием успешной информатизации является формирование ключевого компонента модели «Школа информатизации» - единого пространства деятельности (доступного во всех помещениях школы, где идет образовательный процесс и доступной учащимся и учителям по Интернету), в которой может идти планирование образовательного процесса, фиксироваться его ход, размещаться материалы и идти коммуникация учителя и учащихся.
- Инфраструктура поддержки применения ИКТ в образовательном процессе для общеобразовательного учреждения может быть реализована в виде системы сервисов. Такое представление, когда цель - не в обеспечении функционирования структур поддержки, а в обеспечении функции поддержки (при возможности различной структурной реализации), позволяет обеспечить унификацию решений и оптимизацию затрат.
- Конституционное право на образование детей-инвалидов и детей, не имеющих возможность посещать школу в силу ограниченных возможностей здоровья, может быть эффективно обеспечено за счет применения дистанционных образовательных технологий.
1.Булин-Соколова, Е.И. Институт новых технологий образования. Философия и практика [Текст] // Информатика и образование. – М., 1998. - №2. - с. 19-23.
2.Булин-Соколова, Е.И. Использование ИКТ в образовании [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, В.В. Вержбицкий // Информационное общество. – М., 2004г. - № 3-4 - с. 110-119.
3.Булин-Соколова, Е. И. Цифровые инструменты информатизации школы [Текст] // Вопросы образования. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. - № 3 – с. 271-280.
4.Булин-Соколова, Е.И. Теория и практика деятельностного подхода в информационно-коммуникативных технологиях [Текст] // Среднее профессиональное образование: теоретический и научно- методический журнал. – М., 2006. - № 12 - с. 4-7.
5.Булин-Соколова, Е.И. Об эффективности применения Интернета в образовательном пространстве мегаполиса Москвы [Текст] // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». - М., 2008. - №1 (12). – с. 53-63.
6.Булин-Соколова, Е.И. Анализ уровня информатизации московского и российского образования по материалам Второго международного сравнительного исследования SITES 2006 [Текст] // Мир образования - Образование в мире. Научно-методический журнал. – М., 2008. - № 3. – с. 94-113.
7.Булин-Соколова, Е.И. Модели взаимодействия при использовании современных дистанционных технологий в общем образовании [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Информатизация образования. - М., 2008. - №3. - с. 56-76.
8.Булин-Соколова Е.И. Школа информатизации: путь к обновлению образования [Текст] / Е. И. Булин-Соколова, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров // Информатика и образование. М., 2009. - № 11. - с. 3-12.
9.Булин-Соколова, Е.И. «Школа информатизации» как организационно-педагогическая основа трансформации общеобразовательного учреждения в информационном обществе [Текст] // Информатика и образование. - М., 2009. - № 11. - с. 13-22.
10.Булин-Соколова, Е.И. Условия и процессы реализации модели "Школы информатизации" в общеобразовательном учреждении [Текст] // Информатика и образование. - 2009. - № 12. - с. 8-17.
11.Булин-Соколова, Е.И. Мониторинг здоровья учащегося как элемент индивидуализации обучения [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, А.Л. Семенов // Научно-методический журнал «Культура физическая и здоровье». Воронеж, 2009. - №6/25. – с. 61-65.
12.Булин-Соколова, Е.И. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому [Текст] // Информатика и образование. М., 2010. - №1 – с. 3-7.
13.Булин-Соколова, Е.И. Детям с ограниченными возможностями здоровья – безграничные возможности образования [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, В.К. Мяэотс // Информационное общество. М., 2010. - №1 – с. 48-54.
14.Булин-Соколова, Е.И. Методическая поддержка информатизации [Текст] // Информатика и образование. М., 2010. - №7. – с. 3-11.
15.Булин-Соколова, Е.И. Читаем ФГОС НО, пишем ООП, включая ИКТ в ПФУУД [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, А.Л. Семенов // Журнал «Народное образование». – М., 2010. - №7. –с.21-30.
Монографии автора
16.Булин-Соколова, Е.И. Информационно-коммуникативные технологии в системе общего образования [Текст] // М.: ФГНУ ИОО, 2004. 7,5 уч.-изд. л.
17.Булин-Соколова, Е.И. Теория и практика деятельностного подхода в информационно-коммуникативных технологиях в системе общего образования [Текст] // М.: ФГНУ ИОО. - 2005. – 161 с.
18.Булин-Соколова, Е.И. Теоретико-методологические основы внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы [Текст] // М.: ФГНУ ИОО. - 2006. – 177 с.
Издания, в которых автору принадлежат отдельные разделы
19.Булин-Соколова, Е.И. Аспекты модернизации российской школы науч.-метод. рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общ. сред. образования [Текст] / Е. Булин-Соколова, Э. Днепров, Е. Ленская и др. // М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 162 с.
20.Булин-Соколова, Е.И. Экспериментальные площадки по информационным технологиям: цели и результаты [Текст] / А.Л. Семенов, С.А. Трактуева, Е.И. Булин-Соколова // Экспериментальные площадки в московском образовании: сборник статей. – М.: МИПКРО, 1997 – с. 51-60.
21.Булин-Соколова, Е.И. «Клуб ТехноЛогия» и экспериментальные площадки [Текст] / Е.В. Тростникова, Е.И. Булин-Соколова // Экспериментальные площадки в московском образовании: сборник статей. – М.: МИПКРО, 1997. – с. 83-89.
22.Булин-Соколова, Е.И. Новые информационные технологии как средство трансформации образования (опыт экспериментальной деятельности по направлению «Информатизация образования») [Текст] // Экспериментальное образовательное пространство города Москвы. Альбом по экспериментальной деятельности Департамента образования города Москвы, Пушкинский институт. М.: 2004. - с. 417-439.
23.Bulin-Sokolova, Elena. Information and Communication technologies in schools [Текст] / Alexey Semenov, Leonid Pereverzev, Elena Bulin-Sokolova // Paris: Unesco, 2005. pp. 238, Перевод на испанский: Bulin-Sokolova, Las tecnologías de la información y la comunicación en la enseñanza [Текст] / Alexey Semenov, Leonid Pereverzev, Elena Bulin-Sokolova // Paris: Unesco, 2005. pp. 240.
24.Булин-Соколова, Е.И. Информационно-коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика. Глава 4,5,7 [Текст] / Алексей Семенов, Леонид Переверзев// Париж: Юнеско, 2006.
Учебные пособия, методические рекомендации
25.Булин-Соколова, Е.И. Информатика: Математические основы мышления и коммуникации: Тетради № 1 - 4 [Текст] / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко, О.В.Щеглова. - М.: Институт новых технологий образования. – 1997. – 88 с.
26.Булин-Соколова, Е.И. Информатика: Математические основы мышления и коммуникации [Текст] / А.Л. Семенов, Булин-Соколова, Е.И, Т.А. Рудченко, О.В.Щеглова. - М.: Институт новых технологий образования. – 1999. – 40 с.
27.Булин-Соколова, Е.И. Информатика: Математические основы мышления и коммуникации: Тетради № 1- 4 [Текст] / А.Л. Семенов, Булин-Соколова, Е.И., Т.А. Рудченко, О.В.Щеглова. - М.: Институт новых технологий образования. – 1999. – 88 с.
28.Булин-Соколова, Е.И. Информатика [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, А.А. Муранов, А.Л. Семенов. //Программы образовательных учреждений — М.: Просвещение, 2002.
29.Булин-Соколова, Е.И. Экспериментальная площадка МКО «Развивающая среда начальной школы» [Текст] // Сборник методических материалов. – М: МКО. – 2001. – с.38.
30.Булин-Соколова, Е.И. Программа развития информационной среды общеобразовательных учреждений. Проектирование и реализация [Текст] / Под ред. А.Л. Семенова, Е.И. Булин-Соколовой // М., 2002. – 35 с.
Научные статьи, доклады
31.Булин-Соколова, Е.И. Новые технологии в столичном образовании [Текст] // Столичное образование: Россия 2010: журнал межрегиональной государственности. – М., 1994. - №4. - с. 24-25.
32.Булин-Соколова, Е.И. Приглашение в школу будущего [Текст] // Учительская газета: независимое педагогическое издание. – М., 1994. - 3 с.
33.Булин-Соколова, Е.И. Учитель с лазерной указкой [Текст] // Учительская газета: независимое педагогическое издание. – М., 1995.
34.Булин-Соколова, Е.И. Особые дети и технологии: подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко // Министерство образования РФ: Институт педагогических инноваций Российской Академии образования. – М., 1996. – с. 402-408.
35.Булин-Соколова, Е.И. Институт новых технологий образования. Философия и практика [Текст] // Информатика и образование. – М., 1998. - №2. - с. 19-23.
36.Булин-Соколова Е.И. Информационное образовательное пространство региона [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко // Концепция. - М., 1998. – 30 с.
37.Булин-Соколова, Е.И. Информационное образовательное пространство региона [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, А.Л. Семенов, А.А. Пинский, С.А. Трактуева // Московская школа. – 1999.- №1. – с. 29-31
38.Булин-Соколова, Е.И. Новые технологии и трансформация школьной образовательной среды [Текст] // ІX Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». – М., 1999.
39.Булин-Соколова, Е. И. Современные проекторы [Текст] // "PC WEEK / RE". – М., 1999. - 14. - с. 22.
40.Булин-Соколова, Е.И. Оборудование для проведения конференций и презентаций [Текст] // Технологии рекламно-информационного сопровождения выставочного проекта. – М., - 1999.
41.Булин-Соколова, Е.И. Перспективы развития образования в России [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, А.Л. Семенов, С.Ф. Сопрунов, Т.А. Рудченко // Мир школы. - М., 2001. - №2. - с. 4-7.
42.Булин-Соколова, Е.И. Программа «Столичное образование 2» [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, Л.Е. Курнешова // МКО. – М., 2001. – 120 с.
43.Булин-Соколова, Е.И. Информатизация столичного образования сегодня и завтра [Текст] // Московская школа: вчера, сегодня, завтра. – М., 2002. - №3. – с. 2-4.
44.Булин-Соколова, Е.И. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход [Текст] // Учитель: проф. пед. журн. - 2005. - № 3. - с. 63-66.
45.Булин-Соколова, Е.И. Педагогика i-школы [Текст] // Школьное обозрение. М., 2005. - №4. - с. 12.
46.Булин-Соколова, Е.И. Что такое учебная ИКТ-компетентность выпускника начальной школы? [Текст] // Учительская газета. – М., 2009. - № 32 (10269). – 1 с.