- Социально-педагогический потенциал сельской школы определяется в исследовании как совокупность педагогических средств, находящихся в распоряжении сельской школы и включающих в себя сформированные в процессе ее историко-культурного развития традиции обучения и воспитания; социальные функции, востребованные в характерной для села ситуации участия школы в культурной и хозяйственной деятельности сельского общества, которые могут быть ею использованы сегодня для возрождения традиционных, соответствующих этнокультурной специфике села методов воспитания и обучения подрастающих поколений, с учетом потребностей и перспектив развития современного российского общества в новых социально-экономических условиях. Конструирование образовательной практики сельской школы с привлечением ее социально-педагогического потенциала позволит сохранить ее в системе российского образования в качестве уникального педагогического феномена, сочетающего в себе глубокий пласт педагогических традиций и при этом открытый для новаций, а также это будет способствовать сохранению этнонационального и хозяйственно-культурного своеобразия российского села в целом.
- Сельская школа России рассматривается в исследовании как педагогический феномен, являющийся одновременно уникальной формой этносоциальной практики. Задачи, которые традиционно призвана решать сельская школа в России - сохранение этнокультурного своеобразия села, реконструкция знаний в области традиционного природопользования и хозяйственно-культурной деятельности, социокультурная интеграция сельского общества - определяют сущность феномена сельской школы как этно-социальной практики. Данный вывод подтверждает историко-педагогический анализ развития сельской школы в России с середины XIX до начала XXI вв., демонстрирующий в качестве ее основной инвариантной черты - обусловленность характера обучения своеобразием сельской социальной среды и хозяйственно-культурной деятельности.
- Современной сельской школе требуется переосмысление сущности социализации личности школьника с позиций ценностей современного общества, что предполагает новые формы актуализации социально-педагогического потенциала школы. Социализация, осуществляемая сельской школой, не может ограничиваться сегодня приобщением школьников к видам сельскохозяйственной деятельности, специализацией и профессионализацией обучения. Социализация требует, при сохранении этих форм социального познания, приобщения выпускника сельской школы к целому комплексу новых ценностей и компетенций, при этом в качестве ценностного инварианта, основы социальности постиндустриального общества можно выделить жизнеспособность личности, то есть способность к успешной жизнедеятельности в рамках динамично меняющегося общества. Это требует сегодня: владения объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей; интеллектуальных навыков, позволяющих учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора; владения основными коммуникативными навыками; социально необходимого уровня информационной, технологической культуры; интеллектуальной, эмоциональной, нравственной причастности к лучшим проявлениям человеческой, общероссийской и национальной культуры; жизненных ресурсов (физических, психофизиологических, духовных, интеллектуальных и т.д.).
- Новый информационно-коммуникативный характер социальности предопределяет новое содержание основного компонента народной педагогики, инкорпорированного в структуру российской сельской школы - трудового воспитания и обучения. Трудовое воспитание в образовательной системе сельской школы выступает в качестве ее инвариантной особенности, обусловленной потребностями и традициями социальной среды. Обучение труду в современной сельской школе должно быть сориентировано на потребность сельского хозяйства в технических и технологических инновациях, являясь тем самым фактором социокультурной динамики, механизмом согласования системы культуры и системы социально-экономических отношений.
- При этом на современном историческом этапе трудовое воспитание в сельской школе может быть связано с различными сферами деятельности, способствующими развитию творческого потенциала личности и востребованными обществом (экологическая, этнографическая, эстетическая, информационная, техническая и пр.). Современная задача системы трудового воспитания в сельской школе - не только подготовка «труженика села» - это воспитание гармонично развитой личности, отвечающей требованиям информационного общества, способной реализовать свои возможности за пределами сельского социума в новых социально-экономических условиях. Трудовое воспитание в данном случае можно рассматривать как одну из форм педагогического воздействия на личность ребенка с целью развития его коммуникативных навыков, творческих способностей, интеллектуальных возможностей.
- Историко-педагогический анализ, примененный при исследовании развития сельских школ Нижегородской области, позволяет сделать вывод о том, что именно в деятельности земских школ, впервые реализовавших принципы вариативности и профилизации образования в сельской местности, в результате чего в курс вводилось обучение тем или иным местным ремеслам и промыслам, и общеобразовательная программа интегрировалась с программой трудового, профессионального обучения, обозначилось принципиальное различие сельской и городской систем образования в России, определились черты социально-педагогического потенциала сельской школы.
- Анализ исторических преобразований сельской школы России демонстрирует важность педагогически грамотного выбора форм трудового и профессионального обучения на селе. В качестве приоритетной можно выделить форму дополнительного образования, так как в те исторические периоды, когда трудовое обучение являлось частью обязательного образования, это становилось причиной отставания сельских школьников в уровне образованности от городских (1920-е гг., 1970-е гг., 1990-е гг.). Смена приоритетов в сельской школе приводила к тому, что трудовое воспитание и обучение лишались своей роли социализирующих средств и рассматривались как средства материального выживания школ (проекты учебно-производственных бригад, школьных производственных комбинатов, в которых главной задачей школы были не общеобразовательные знания, но знания, умения и навыки в рамках определенной профессии, а также - материальный доход, приносимый производственными, трудовыми коллективами школе). Учитывая исторический опыт, важно отметить необходимость сохранения в системе трудового и профессионального обучения в сельской школе приоритета педагогических целей над хозяйственно-экономическими.
- Как основную проблему современных сельских школ можно рассматривать увеличение числа малокомплектных школ. В качестве альтернативы проекту их реорганизации, требующему их закрытия, в деятельности ряда школ Нижегородской области представлены проекты, способствующие развитию и сохранению школ на селе. В том числе - проект сетевой кооперации (сельского школьного учебно-производственного центра), предполагающий объединение учебных, методических, производственных ресурсов ряда близлежащих сельских школ. Этот проект является основой успешно действующей модели диалогической школы, осуществляющей диалог с большей социальной средой, чем позволяют ресурсы одной обычной сельской школы, что является положительным фактором социализации выпускников.
- Для модернизации образования на селе сегодня необходима разработка методологической основы обновления основных форм и содержания образования. Методология, предоставляющая, на наш взгляд, сельской школе спектр возможностей для диалога с социумом, позволяющая определить цель и направление социализации - методология конструктивизма и социального конструкционизма. Конструктивизм дает возможность сельской школе выстроить диалогическую модель обучения школьников как таковую, тогда как социальный конструкционизм ориентирует сельскую школу на решение проблемы организации эффективных социальных и культурных практик, способствующих преодолению кризиса социальной и этнической идентичности. Конструкционистский подход к организации процесса социализации в сельской школе обладает возможностью вовлечения подрастающего поколения в пространство современной культуры, а диалог, коммуникация дают возможность учесть исторические и культурные основания различных форм конструирования мира, так как их участниками выступают носители ментальных представлений культуры.
- Сельским школьникам необходима практика диалога, способствующая развитию коммуникативных навыков личности. Создание диалогической образовательной среды является условием для формирования диалогического опыта личности, что, в свою очередь, является важнейшей составляющей процесса социализации сельской молодежи в современном мире, мире информации и коммуникативных технологий. Социальная идентичность в рамках социального конструкционизма может быть рассмотрена как механизм формирования образа-Я. Определить параметры идеальной для данного сообщества личности позволяет организованный дискурс, который также раскрывает для отдельного индивида возможность самопознания и личностной идентификации.
1.Шобонов, Н. А. Социально-педагогический потенциал и перспективы развития сельской школы России / Н. А. Шобонов. – Н. Новгород : ННГАСУ ГХИ, 2008. – 170 с.
2.Шобонов, Н. А. История становления и развития системы сельских школ России в XIX – XXI вв. (на основе материалов Нижегородской области) / Н. А. Шобонов. – Н. Новгород : ННГАСУ ГХИ, 2009. – 170 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
3.Шобонов, Н. А. Центр трудового обучения / Н. А. Шобонов // Народное образование. - 2002. - № 10. - С. 203-206. (0,3 пл.).
4.Шобонов, Н. А. Сельские школьники знают толк в тракторах / Н. А. Шобонов // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 123-133. (0,6 пл.).
5.Шобонов, Н. А. Квалифицированные молодые трудовые ресурсы – селу / Н. А. Шобонов, Д. Н. Шабанов // Народное образование. - 2006. - № 6. – С. 36-43.
6.Шобонов, Н. А. Производственное воспитание и допрофессиональная подготовка в сельском муниципальном образовании / Н. А. Шобонов // Народное образование. – 2008. - № 6. – С. 58-64.
7.Шобонов, Н. А. Трудовое образование сельских школьников / Н. А. Шобонов // Народное образование. – 2009. - № 1. – С. 247-253.
8.Шобонов, Н. А. Влияние системы образования на формирование трудовых ресурсов села / Н. А. Шобонов, А. Б. Вифлеемский // Экономика образования. – 2009. - № 1. – С. 32-41.
9.Шобонов, Н. А. Становление системы земских начальных училищ в Нижегородской губернии в 1860-х – 1917 гг. / Н. А. Шобонов, М. Г. Квасова // Приволжский научный журнал. – Н. Новгород, 2009. – № 4. – С. 258-264.
10.Шобонов, Н.А. педагогический потенциал сельской школы в современных социально-экономических условиях / Н.А.Шобонов // Приволжский научный журнал. – Н.Новгород, 2010. - № 2. – С. 213 – 231.
Научные статьи:
11.Шобонов, Н. А. Формирование хозяйственно-трудовой позиции личности в коллективе сельской школы / Н. А. Шобонов // А. С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике : сб. материалов Рос. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. пед. ин-т. - Н. Новгород, 1992. - С. 78-79. (0,2 п.л.).
12.Шобонов, Н. А. Пути повышения хозяйственно-трудовой активности учащихся средней школы / Н. А. Шобонов // Образование на селе: приоритетные направления развития : тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. / Орл. гос. пед. ин-т. - Орел, 1993. - С. 135-138. (0,3 п.л).
13.Шобонов, Н. А. Межшкольная учебно-методическая конференция как форма внутрикорпоративного обучения учителей сельской школы / Н. А. Шобонов // Администратор системы образования: технологии управления : материалы науч.-практ. конф. / Нижегор. ин-т развития образования. - Н. Новгород, 2001. - С. 151-155. (0,4 п.л.).
14.Шобонов, Н. А. Повышение эффективности использования экономических ресурсов сельской школы / Н. А. Шобонов // Администратор системы образования: технологии управления : материалы науч.-практ. конф. / Нижегор. ин-т развития образования. - Н. Новгород, 2001. - С. 295-297. (0,3 п.л.).
15.Шобонов, Н. А. Сельская школа и учитель экономики / Н. А. Шобонов // Итоги, проблемы и перспективы экономического образования : материалы юбилейной науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. пед. ин-т. - Н. Новгород, 2003. - С. 136-140. (0,4 п.л.).
16.Шобонов, Н. А. Кооперация ресурсов сельских школ в учебно-воспитательной, производственной деятельности, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовке учащихся / Н. А. Шобонов // Профильная сельская школа: модели, содержание и технологии обучения : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Арзамас. гос. пед. ин-т. - Арзамас, 2003. - С. 52-55. (0,3 п.л.).
17.Шобонов, Н. А. Кооперация общеобразовательных учреждений / Н. А. Шобонов // Педагогическое обозрение. – 2005. - № 1. – С. 24-27.
18.Шобонов, Н. А. Школа – первая ступень формирования трудовых ресурсов агропромышленного комплекса / Н. А. Шобонов, Н. Ю. Шобонова // Директор сельской школы. - 2006. - № 3. – С. 52-61.
19.Шобонов, Н. А. Интеграция образовательных учреждений в подготовке трудовых ресурсов для села / Н. А. Шобонов // Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании : материалы Междунар. науч. конф. / Арзамас. гос. пед. ин-т. – Арзамас, 2008. – С. 86-90.
20.Шобонов, Н. А. Интеграция ресурсов – основа сохранения образовательной сети на селе / Н. А. Шобонов // Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании : материалы Междунар. науч. конф. / Арзамас. гос. пед. ин-т. – Арзамас, 2008. – С. 173-175.
21.Шобонов, Н. А. К вопросу о качестве образования в сельской школе / Н. А. Шобонов // Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании : материалы Междунар. науч. конф. / Арзамас. гос. пед. ин-т. – Арзамас, 2008. – С. 393-396.
22.Шобонов, Н. А. Кооперация общеобразовательных учреждений / А. Б. Вифлеемский, В. Б. Хохлов, Н. А. Шобонов // Сельская школа как социокультурный центр села. – Н. Новгород, 2004. – С. 93-98.
23.Шобонов, Н. А. Роль социального партнерства в осуществлении профессиональной ориентации и трудовом обучении школьников / Н. А. Шобонов // Трудовая подготовка – одно из условий социализации сельских школьников. - Н. Новгород, 2007. - С. 17-21.
Учебно-методические пособия, методические рекомендации:
24.Шобонов, Н. А. Здоровьесберегающее и экологическое образование в условиях сельской школы : учеб.-метод. пособие / Н. А. Шобонов, М. Г. Квасова. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2008. – 35 с.
25.Шобонов, Н. А. Опыт реализации проектов трудового обучения, профильной и предпрофильной подготовки в структуре сельского образования (на примере деятельности сельских школ Сосновского района) : учеб.-метод. пособие / Н. А. Шобонов, М. Г. Квасова. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2008. – 47 с.
26.Шобонов, Н. А. Школа – социокультурный центр села: культурологическое направление деятельности сельской школы : учеб.-метод. пособие / Н. А. Шобонов, М. Г. Квасова. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2009. – 40 с.
27.Шобонов, Н. А. Педагогические проекты формирования социально-активной личности выпускника сельской школы : учеб.-метод. пособие / Н. А. Шобонов, М. Г. Квасова. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2009. – 47 с.
28.Шобонов, Н. А. Новая система оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений в сельской местности : учеб.-метод. пособие / Н. А. Шобонов, Т. Б. Зыкова ; под ред. Н. А. Шобонова. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2009. – 154 с.
29.Шобонов, Н.А. Сельский школьный учебно-производственный центр – школа социального партнерства : учеб.-метод. пособие / Н. А. Шобонов. - Н. Новгород : НГЦ, 2004. - 85 с.
30.Шобонов, Н. А. Механизмы использования ресурсов муниципальной образовательной сети для организации профильного обучения. Опыт реализации : учеб.-метод. пособие / Н. А. Шобонов, А. П. Махов, С. С. Лаптева, Е. С. Ильина. – Томск : ЦНТИ, 2010. – 100 с.
31.Шобонов, Н. А. Модели реструктуризации сети сельских школ : учеб.-метод. пособие / Н. А. Шобонов, А. Б. Вифлеемский. – Н. Новгород : Пламя, 2010 – 168 с.
32.Шобонов, Н. А. Проектирование модели социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи в муниципальной системе образования : метод. пособие / Н. А. Шобонов, С. В. Мутовкина. – Н. Новгород : Пламя, 2010 - 88 с.