- Требования педагогической практики определяют необходимость выделения особого направления педагогической науки - антиаутодеструктивной педагогики, нацеленной на решение проблем аутодеструктивности в поведении учащейся молодежи.
- Теоретико-методическая модель педагогической профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи вуза включает в себя следующие элементы: - подготовка педагогов к работе по профилактике аутодеструктивного поведения учащейся молодежи;- индивидуальная и групповая профилактическая работа с учащейся молодежью.
- Структурно-содержательная модель подготовки педагогов к работе по педагогической профилактике аутодеструктивного поведения учащейся молодежи представляет собой интеграцию пяти многокомпонентных блоков: социально-идентификационного, теоретико-методологического, инструментально-функционального, организационно-деятельностного, личностно-индивидуального.
- Факторы, влияющие на принятие индивидом решения о суициде как крайней форме аутодеструкции, целесообразно рассматривать с позиций синергетического подхода и идентифицировать как флуктуацию в момент жизненного кризиса конкретного человека. Специально инициированные флуктуации способны изменить ход событий и помочь человеку выйти из критической ситуации.
- Деструктивные изменения личности (деперсонализация, дереализация, деиндивидуализация, дегенерация, маргинализация, виктимизация и др.) с определенной степенью вероятности детерминируют аутодеструктивное поведение. Ассертивная, самодостаточная, развивающаяся и самосовершенствующаяся личность имеет необходимый адаптационный ресурс и способна противостоять жизненным испытаниям.
- Толерантность как личностное качество характеризуется наличием определенного уровня сензитивности человека к условиям и объектам внешней среды, обеспечивающего ему приемлемое социальное самочувствие, психологический комфорт, исключение насильственных, агрессивных, а также аутодеструктивных проявлений в любых жизненных ситуациях.
- Для успешного развития жизнестойкости учащейся молодежи в условиях негативного воздействия социума необходимо создать специальные организационно-содержательные и мотивационно-ценностные педагогические условия, такие как:-целенаправленное включение учащейся молодежи в различные виды деятельности (спортивная, трудовая, игровая и др.), требующие преодоления трудностей и развивающие волевые качества;-развитие социальной компетентности и функциональной грамотности;-реализация стилевых особенностей локального круга общения как элемента трансформации социальных моделей поведения;-освоение опыта принятия решений в экстремальных ситуациях;-обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;-становление опыта рефлексии собственного поведения в стрессовых ситуациях, развитие коммуникативных способностей на основе игровых техник и коммуникативных тренингов;-воспитание толерантной культуры, снижение конфликтности личности;-совершенствование навыков целеполагания и целедостижения;-формирование активной жизненной позиции и жизнеутверждающих идеалов.
- Программы повышения квалификации педагогов, имеющие целью развитие компетенции в области профилактической работы по противодействию аутодеструкции в среде учащейся молодежи, должны базироваться на комплексном междисциплинарном подходе и предполагать организацию учебного процесса с активизацией рефлексивного потенциала педагогов, способных к формированию собственных стратегий превентивной работы.
1. Лапшин, В. Е. Педагогическая профилактика авитальной активности молодежи : монография / В. Е. Лапшин ; Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний.
– Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2007. – 10,6 печ. л.
2. Лапшин, В. Е. Превентивная парадигма аутодеструктивного поведения молодежи : монография / В. Е. Лапшин. – Иваново : ИвИ ГПС МЧС России, 2009. – 17,1 печ. л.
3. Лапшин, В. Е. Социально-педагогическая профилактика аутоде-структивного поведения учащейся молодежи : монография / В. Е. Лапшин ; Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН Рос-сии, 2010. – 21,5 печ. л.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства и науки РФ
4. Лапшин, В. Е. Толерантная культура как мера профилактики де-структивных форм поведения молодежи / В. Е. Лапшин // Вестн. Ко-стром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2005. – Т. 11, № 2. – 0,4 печ. л.
5. Лапшин, В. Е. Критерии педагогического мастерства специалиста по профилактике аутодеструктивного поведения молодежи / В. Е. Лапшин // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2007. – № 5(20). – 0,2 печ. л.
6. Лапшин, В. Е. Проблема профилактики алкоголизма и наркома-нии в среде российской молодежи: ретроспективный анализ / В. Е. Лапшин // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – Вып. 6(13).
– 0,5 печ. л.
7. Лапшин, В. Е. Структурно-функциональная модель педагогической профилактики аутодеструктивного поведения молодежи / В. Е. Лапшин // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – Вып. 11(18).
– 0,3 печ. л.
8. Лапшин, В. Е. Профилактика аутодеструктивного поведения личности: синергетический аспект / В. Е. Лапшин // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2008. – № 4(25). – 0,2 печ. л.
9. Лапшин, В. Е. Толерантность как фактор профилактики аутоде-структивного поведения подростков / В. Е. Лапшин // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2008. – № 5(25). – 0,3 печ. л.
10. Лапшин, В. Е. Психологическая адаптация как фактор повседневного выживания молодежи / В. Е. Лапшин // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – Вып. 3. – 0,5 печ. л.
11. Лапшин, В. Е. К вопросу о характеристике дефиниции «суицид» в контексте культуры / В. Е. Лапшин, Л. К. Фортова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – Вып. 9(1). – 0,5/0,25 печ. л.
12. Лапшин, В. Е. Формирование жизнеутверждающих идеалов как мера профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи / В. Е. Лапшин // Изв. высш. учеб. заведений. Поволж. регион. Гуманитар. науки. – 2010. – № 2. – 0,4 печ. л.
Учебные и учебно-методические пособия
13. Лапшин, В. Е. Правовое регулирование смерти человека : учеб. пособие / В. Е. Лапшин ; Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2005. – 3,5 печ. л.
14. Лапшин, В. Е. Педагогическая превенция аутодеструктивного поведения молодежи: историко-социологический аспект : учеб.-метод. пособие / В. Е. Лапшин. – М. : МСЭИ, 2006. – 2,3 печ. л.
15. Лапшин, В. Е. Развитие педагогического мастерства специалиста по профилактике аутодеструктивного поведения молодежи : учеб.-метод. пособие / В. Е. Лапшин. – М. : МСЭИ, 2006. – 2,3 печ. л.
16. Лапшин, В. Е. Технологии подготовки педагога-психолога к работе по профилактике подростковых аддикций : учеб.-метод. пособие / В. Е. Лапшин. – М. : МСЭИ, 2006. – 2,5 печ. л.
17. Лапшин, В. Е. Алкоголизм и наркомания как формы аутодеструктивного поведения молодежи : учеб.-метод. пособие / В. Е. Лапшин. – М. : МСЭИ, 2008. – 2,5 печ. л.
Научные статьи, тезисы докладов
18. Лапшин, В. Е. Проблема ценности человеческой жизни и отношения к смерти / В. Е. Лапшин // Актуальные проблемы юриспруденции : сб. науч. тр. – Владимир : ВГПУ, 2003. – Вып. 4. – 0,3 печ. л.
19. Лапшин, В. Е. Проблема применения эвтаназии в Российской Федерации / В. Е. Лапшин // Актуальные проблемы юриспруденции : сб. науч. тр.– Владимир : ВГПУ, 2003. – Вып. 4. – 0,3 печ. л.
20. Лапшин, В. Е. Возможность отмены смертной казни в России / В. Е. Лапшин // Актуальные проблемы юриспруденции : сб. науч. тр.
– Владимир : ВГПУ, 2005. – Вып. 5. – 0,1 печ. л.
21. Лапшин, В. Е. Воспитание у подростков психологического иммунитета к игровой аддикции / В. Е. Лапшин // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве : материалы конф., проводимой в рамках междунар. конгр. «VI Славянские педагогические чтения», 26–27 окт. 2007 г. – М. : Педагогика, 2007. – Ч. 1. – 0,3 печ. л.
22. Лапшин, В. Е. Игровая аддикция как социальная и психолого-педагогическая проблема / В. Е. Лапшин // Актуальные проблемы совре-менного образования: от идеи к опыту : сб. науч. тр. – Владимир : ВГПУ, 2007. – 0,3 печ. л.
23. Лапшин, В. Е. К вопросу о влиянии уголовного наказания на личностное ядро осужденного / В. Е. Лапшин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – № 4. – 0,3 печ. л.
24. Лапшин, В. Е. Научные подходы к проблеме формирования правомерного поведения личности / В. Е. Лапшин // Гуманизация уголовного наказания как одно из основных направлений современной пенитенциарной политики России : сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. / Иван. фил. Владим. юрид. ин-та Федер. службы исполнения наказаний. – Иваново : Талка, 2007. – 0,1 печ. л.
25. Лапшин, В. Е. Проблема суицида в современном обществе: причины и пути решения / В. Е. Лапшин // Обеспечение взаимных обязанностей государства и личности : материалы межрегион. науч.-практ. конф. («Жеребинских чтений»). – Владимир : Транзит-ИКС, 2007. – 0,3 печ. л.
26. Лапшин, В. Е. Профилактика аддиктивного поведения подростков как проблема специальной педагогики / В. Е. Лапшин // Современные проблемы и перспективы развития специальной педагогики. Толерантность и интеграция детей и молодых людей с ограниченными умственными и физическими возможностями в общество : сб. материалов науч.-практ. конф. – Владимир : Транзит-ИКС, 2007. – 0,1 печ. л.
27. Лапшин, В. Е. Превенция суицидального поведения молодежи как социально-правовая проблема / В. Е. Лапшин // PANDECTAE : сб. ст. преподавателей и аспирантов каф. гос.-правовых дисциплин юрид. фак. ВГПУ.– Владимир : ВГПУ, 2007. – Вып. 3. – 0,1 печ. л.
28. Лапшин, В. Е. Социально-педагогическая концепция ресоциализации личности осужденного (теоретико-методологический аспект) / В. Е. Лапшин // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2007. – № 4(5). – 0,3 печ. л.
29. Лапшин, В. Е. Физическая культура и спорт как один из элементов профилактики аутодеструктивного поведения молодежи / В. Е. Лапшин // Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД и ФСИН России : материалы науч.-практ. конф., 17–20 нояб. 2006 г., Владимир / Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2007. – 0,1 печ. л.
30. Лапшин, В. Е. Подготовка будущего педагога к работе по профилактике аутодеструктивного поведения молодежи / В. Е. Лапшин // Сборник материалов Пятых межрегиональных педагогических чтений, посвящ. 90-лет. юбилею И. Я. Лернера [Электронный ресурс] / под ред. Е. Н. Селивёрстовой, Л. И. Богомоловой. – Электрон дан. (122 Мб). – Владимир : ВГПУ, 2007. – 0,1 печ. л.
31. Лапшин, В. Е. Аутодеструктивное поведение подростков: причины, приводящие к суициду / В. Е. Лапшин // Вестн. Владим. юрид. ин-та.
– 2008. – № 1(6). – 0,2 печ. л.
32. Лапшин, В. Е. Модель педагогической профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних / В. Е. Лапшин // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2008. – № 2(7). – 0,3 печ. л.
33. Лапшин, В. Е. Направления профилактической работы с осуж-денными, склонными к суициду / В. Е. Лапшин // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2008. – № 3(8). – 0,2 печ. л.
34. Лапшин, В. Е. Генезис суицидального поведения молодежи / В. Е. Лапшин // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2008. – № 4(9). – 0,4 печ. л.
35. Лапшин, В. Е. К вопросу о сущности суицида / В. Е. Лапшин // Вестн. Иван. ин-та ГПС МЧС России. – 2008. – № 1(1). – 0,3 печ. л.
36. Лапшин, В. Е. К вопросу о сущности суицидального поведения несовершеннолетних / В. Е. Лапшин // Вестн. Иван. ин-та ГПС МЧС Рос-сии. – 2008. – № 2(2). – 0,4 печ. л.
37. Лапшин, В. Е. Понятие об авиталогии / В. Е. Лапшин // Вестн. Иван. ин-та ГПС МЧС России. – 2008. – № 2(2). – 0,4 печ. л.
38. Лапшин, В. Е. Механизмы профилактики и преодоления аутодеструктивного поведения молодежи / В. Е. Лапшин // Вестн. Иван. ин-та ГПС МЧС России. – 2008. – № 3(3). – 0,5 печ. л.
39. Лапшин, В. Е. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка / В. Е. Лапшин // Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания детей в специальной школе : сб. материалов конф., 15 мая 2008 г. – Владимир : Транзит-ИКС, 2008. – 0,1 печ. л.
40. Лапшин, В. Е. Причины, факторы и условия суицидального поведения подростков / В. Е. Лапшин, А. А. Гофман // Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД и ФСИН России : материалы науч.-практ. конф., 15–16 нояб. 2007 г. / Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2008. – 0,1/0,05 печ. л.
41. Лапшин, В. Е. Профилактика аутодеструктивного поведения молодежи / В. Е. Лапшин // Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД и ФСИН России : материалы науч.-практ. конф., 15–16 нояб. 2007 г. / Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2008. – 0,1 печ. л.
42. Лапшин, В. Е. К вопросу о молодежной аутодеструктивности / В. Е. Лапшин // Психология профессионализма : материалы регион. науч.-практ. конф. – Шуя : Весть : ШГПУ, 2008. – 0,3 печ. л.
43. Лапшин, В. Е. Толерантность как фактор превенции аутодеструктивного поведения в молодежной среде / В. Е. Лапшин // История, теория и практика правового регулирования : материалы междунар. симпозиума, 19–23 мая 2008 г. – Владимир : ВГГУ, 2008. – 0,2 печ. л.
44. Лапшин, В. Е. Аутодеструктивное поведение личности как предмет синергетического анализа / В. Е. Лапшин // Проблемы саморегуляции и адаптации личности : материалы междунар. науч.-практ. конф., 17–18 сент. 2008 г. – М. : РУДН : МАНПО, 2008. – 0,2 печ. л.
45. Лапшин, В. Е. Кризис аутентичности и профилактика авитальной активности / В. Е. Лапшин // Вестн. Иван. ин-та ГПС МЧС России. – 2009. – № 1(5). – 0,3 печ. л.
46. Лапшин, В. Е. К вопросу о суицидальной активности личности / В. Е. Лапшин // Вестн. Иван. ин-та ГПС МЧС России. – 2009. – № 2(6).
– С. 90–93. – 0,4 печ. л.
47. Лапшин, В. Е. Парадоксы суицида / В. Е. Лапшин // Вестн. Иван. ин-та ГПС МЧС России. – 2009. – № 2(6). – 0,4 печ. л.
48. Лапшин, В. Е. Суицид как комплексное мультидисциплинарное явление / В. Е. Лапшин // Вестн. Иван. ин-та ГПС МЧС России. – 2009.
– № 2(6). – 0,5 печ. л.
49. Лапшин, В. Е. Критерии формирования системы суицидологической помощи в России / В. Е. Лапшин // Вестн. Иван. ин-та ГПС МЧС России. – 2009. – № 3(7). – 0,4 печ. л.
50. Лапшин, В. Е. Психолого-педагогические аспекты профилактики авитального поведения молодежи / В. Е. Лапшин // Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД и ФСИН России : материалы науч.-практ. конф., 15–20 нояб. 2008 г. / Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2009. – 0,2 печ. л.
51. Лапшин, В. Е. Суицидальное поведение учащейся молодежи как психолого-педагогическая проблема / В. Е. Лапшин // Актуальные вопросы оказания социально-психологической помощи в уголовно-исполнительной системе : материалы межвуз. науч.-практ. конф., 7 апр. 2010 г., г. Владимир / Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2010. – 0,19 печ. л.
52. Лапшин, В. Е. Психологическое здоровье личности как фактор профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи / В. Е. Лапшин, Л. К. Фортова // Актуальные вопросы оказания социально-психологической помощи в уголовно-исполнительной системе : материалы межвуз. науч.-практ. конф., 7 апр. 2010 г., г. Владимир / Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2010. – 0,19/0,1 печ. л.
53. Лапшин, В. Е. Идентификация как один из механизмов поведен-ческой адаптации человека / В. Е. Лапшин // Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой и физической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД и ФСИН России : материалы науч.-практ. конф., 18–19 нояб. 2009 г., г. Владимир / Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2010. – 0,25 печ. л.
54. Лапшин, В. Е. Интеграция ведущих теоретических подходов в процессе профилактической работы с молодежью группы риска по аутодеструкции / В. Е. Лапшин, Л. К. Фортова // Психолого-педагогические вопросы служебно-боевой и физической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД и ФСИН России : материалы науч.-практ. конф., 18–19 нояб. 2009 г., г. Владимир / Федер. служба исполнения наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2010. – 0,21/0,1 печ. л.
55. Лапшин, В. Е. Психолого-педагогическая концепция профилактики деструктивного поведения в молодежной среде / В. Е. Лапшин // Современные исследования в социологии, психологии и педагогике : сб. ст. по материалам Всерос. конф. «Всероссийские научные Зворыкинские чтения – II»,
5 февр. 2010 г. / Муром. ин-т Владим. гос. ун-та.– Муром : МИ ВлГУ. – 2010.
– 0,3 печ. л.
56. Лапшин, В. Е. Личная предрасположенность к аутодеструктивному поведению учащейся молодежи с ограниченными возможностями здоровья / В. Е. Лапшин // Психолого-педагогические технологии коррекционной работы в специальных образовательных учреждениях : сб. материалов регион. науч.-практ. конф. – Владимир : ВГГУ, 2010. – 0,2 печ. л.
57. Лапшин, В. Е. Социальная ценность жизни и смерти человека и их взаимосвязь / В. Е. Лапшин, Л. К. Фортова // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2010. – № 2(15). – 0,45/0,25 печ. л.