- Коммуникативная успешность младших школьников, определяемая как многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности.
- Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников, определяющаяся совокупностью теоретико-методологических положений, связанных с коммуникативным потенциалом дидактического процесса в начальной школе и созданием коммуникативной образовательной среды, обеспечивающей функционирование дидактического механизма формирования коммуникативной успешности младших школьников, - основывается на взаимопроникновении и интеграции идей системного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, а также подхода к обучению как к общению, принципов самоорганизации, сотрудничества, успешности деятельности в условиях преодоления коммуникативных трудностей.
- Дидактический механизм, обеспечивающий формирование коммуникативной успешности младших школьников, функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха; стимулированию учебной коммуникативной деятельности учащихся путём включения в области предметно-практической деятельности, которые отвечают их возрасту, потребностям и интересам; активизации компенсаторного способа устранения коммуникативных трудностей через использование в процессе учебного взаимодействия учащихся речевых моделей иностранного языка в игровой форме.
- Модель, характеризующая процесс формирования коммуникативной успешности младших школьников, отражает влияние коммуникативной образовательной среды как совокупности условий обучения, обеспечивающих интеграцию специально отобранных средств педагогической коммуникации и учебной информации, связь между общением, обучением и воспитанием, включение в структуру урока в начальных классах специально спроектированных ситуаций учебного общения, способствующих приобретению школьниками положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, результатом которого становится их коммуникативная успешность.
- Организационно-дидактические условия, включающие многоаспектную представленность коммуникативной успешности с выделением параметров, критериев, уровней; комплексное использование элементов дидактического процесса; освоение учащимся позиции активного субъекта учебной коммуникативной деятельности; реализацию программно-методического обеспечения дидактического процесса, - обеспечивают формирование коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде.
- Теоретически обоснованный способ диагностики и выявленные критерии коммуникативной успешности младших школьников позволяют определить уровень её сформированности по когнитивному, поведенческому, эмотивному параметрам и, на этой основе, способствуют совершенствованию процесса её формирования.
1.Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников: теоретический и практический аспекты [Текст]: монография / И.А. Гришанова. – Москва – Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2006. – 136 с. (8,5 п. л.).
2.Гришанова, И.А. Достижение коммуникативной успешности младшими школьниками как организационно-педагогическая проблема [Текст]: монография / И.А. Гришанова. – Москва – Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2007. – 232 с. (14,5 п. л.).
Публикации в изданиях, включённых в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ
3.Гришанова, И.А. Изучение компенсаторных форм саморегуляции на при¬мере исследования динамики коммуникативной компетентности детей с речевыми нарушениями [Текст] / И.А. Гришанова, С.Л. Белых // Психо¬логическая наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 14–26. (0,8 п. л.).
4.Гришанова, И.А. Дидактический аспект проблемы формирования коммуникативной успешности у младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова // Наука и школа. – 2006. – № 12. – С. 36–39. (0,3 п. л.).
5.Гришанова, И.А. Основные проблемы диагностики и формирования коммуникативной успешности у детей младшего школьного возраста [Текст] / И.А. Гришанова // Интеграция образования. – 2007. – № 1. – С. 99–101. (0,2 п. л.).
6.Гришанова, И.А. Организационно-педагогическое обеспечение дости¬жения коммуникативной успешности младшими школьниками [Текст] / И.А. Гришанова // Образование и наука. – 2007. – № 6. – С. 23–29. (0,4 п. л.).
7.Гришанова, И.А. Актуализация ситуации успеха при обучении иностранному языку младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 8. – С. 28-30. (0,2 п. л.).
8.Гришанова, И.А. Модель достижения коммуникативной успешности младшими школьниками с нарушениями речи [Текст] / И.А. Гришанова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 14. – С. 342–346. (0,3 п. л.).
9.Гришанова, И.А. Состояние коммуникативной успешности младших школьников с нарушениями речи [Текст] / И.А. Гришанова // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2008. – № 1. – С. 198–203. (0,4 п. л.).
10.Гришанова, И.А. Механизмы формирования коммуникативной успеш¬ности младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 44–47. (0,3 п. л.).
11.Гришанова, И.А. Формирование коммуникативной успешности младших школьников в условиях учебной деятельности [Текст] / И.А. Гришанова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2009. – № 3. – С. 24–30. (0,4 п. л.).
12.Гришанова, И.А. Успешная коммуникативная деятельность младшего школьника: результаты формирования, анализ, перспективы [Текст] / И.А. Гришанова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 10. – С. 182–189. (0,5 п. л.).
Учебные и методические издания
13.Гришанова, И.А. Программа формирования коммуникативной успешности младших школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Удм. ун-т, 2000. – 48 с. (3 п. л.).
14.Гришанова, И.А. Инструментальная диагностика уровня сформирован¬ности коммуникативной успешности младших школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2003. – 57 с. (3,6 п. л.).
15.Гришанова, И.А. Реализация средств физической культуры в устранении коммуникативных трудностей детей [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2007. – 102 с. (6,4 п. л.).
16.Гришанова, И.А. Занятия изобразительной деятельностью и коммуникативное развитие детей [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2007. – 59 с. (3,7 п. л.).
17.Гришанова, И.А. Пальчиковый тренинг и развитие речи детей [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2007. – 46 с. (2,9 п. л.).
18.16. Гришанова, И.А. Игра в коммуникативном развитии ребёнка [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2007. – 72 с. (4,5 п. л.).
19.Гришанова, И.А. Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкальной деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2007. – 70 с. (4,4 п. л.).
20.Гришанова, И.А. Устранение коммуникативных трудностей детей средствами театрализованной деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2007. – 84 с. (5,3 п. л.).
21.Гришанова, И.А. Формирование средств общения на занятиях ритмикой [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2007. – 66 с. (4,1 п. л.).
22.Гришанова, И.А. Сказкотерапия и коммуникативное развитие ребёнка [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2007. – 49 с. (3,1 п. л.).
23.Гришанова, И.А. Трудности общения младших школьников и пути их преодоления [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Москва – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2007. – 156 с. (9,8 п. л.).
Статьи в научно-методических журналах и сборниках
24.Гришанова, И.А. Организация коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи [Текст] / И.А. Гришанова // Экология личности: материалы Российской науч. конф. (Санкт-Петербург, 6–7 апреля 1999 г.). – М.; СПб., 1999. – С. 110–112. (0,2 п. л.).
25.Гришанова, И.А. Влияние системной организации коммуникативной деятельности младших школьников на занятиях по иностранному языку на успешность коррекционно-развивающего обучения [Текст] / И.А. Гришанова // Язык. Культура. Деятельность. Восток-Запад: сб. докл. 2-й междунар. науч. конф.. (24-26 августа 1999 г). – Т. 2. – Набережные Челны: Изд-во Института управления, 1999. – С. 300–302. (0,2 п. л.).
26.Гришанова, И.А. Взаимосвязь коммуникативной деятельности и коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи [Текст] / И.А. Гришанова // Образование в Удмуртии. Защита ребенка: науч.-метод. разработки и опыт. – Ижевск: Респуб. центр развития образования, 1999. – С. 93–99. (0,4 п. л.).
27.Гришанова, И.А. Исследование текста как интегративной единицы в системе дидактических условий формирования коммуникативной успешности у младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова // Текст: восприятие, информация, интерпретация: сб. докл. 1 междунар. науч. конф. Российского Нового ун-та (27-28 мая 2002 г.). – М.: РосНОУ, 2002. – С. 175–177. (0,2 п. л.).
28.Гришанова, И.А Повышение квалификации специалистов коррекционно-образовательных учреждений как основа непрерывного образования [Текст] / И.А. Гришанова // Современные методы обучения и формы организации учебного процесса в вузе: межвузов. науч.-метод. сб. – Петропавловск – Камчатский: Камчатский филиал МУПК, 2003. – С. 89–91. (0,2 п. л.).
29.Гришанова, И.А Оценка коммуникативной успешности учащихся в условиях учебного общения [Текст] / И.А. Гришанова // Потенциал кооперации. Наука и практика: межвузов. сб. науч. трудов. Вып. 2. – Ижевск: Ижевский филиал МУПК, 2003. – С. 424–429. (0,4 п. л.).
30.Гришанова, И.А. Структурно-содержательные компоненты коммуника¬тивной успешности младшего школьника [Текст] / И.А. Гришанова // Инновационные процессы в педагогическом образовании и проблемы повышения качества образования: материалы всерос. науч.-практ. конф. (20 декабря 2005 г.). – Ижевск: Буква, 2006. – С. 34–38. (0,3 п. л.).
31.Гришанова, И.А. Методика измерения уровня коммуникативной успешности младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова // Педагогическая диагностика. – 2006. – № 1. – С. 80–90. (0,7 п. л.).
32.Гришанова, И.А. Регулятивная деятельность обучаемого как показатель уровня сформированности его коммуникативной успешности [Текст] / И.А. Гришанова // Интеллектуальные системы в производстве. – 2006. – № 1(7). – С. 151–158. (0,5 п. л.).
33.Гришанова, И.А. Формирование коммуникативной успешности у младших школьников как педагогическая система [Текст] / И.А. Гришанова // Современные технологии в российской системе образования: сб. статей IV всерос. науч.-практ. конф. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – С. 43–45. (0,2 п. л.).
34.Гришанова, И.А. Коммуникативное развитие младшего школьника в аспекте компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Гришанова // Компетентностный подход в образовании: материалы всерос. науч.-практ. конф. (9 февраля 2006 г.). – Ижевск: УдГУ, 2006. – С. 9–11. (0,2 п. л.).
35.Гришанова, И.А. Содержательные характеристики и оценка эффективности программы формирования коммуникативной успешности у учащихся [Текст] / И.А. Гришанова // Инновационные процессы в системе образования: материалы I всерос. науч.-практ. конф. (20 июня 2006 г.). – Ижевск: Буква, 2006. – С. 21–23. (0,2 п. л.).
36.Гришанова, И.А. Графическое моделирование как средство развития связной речи детей младшего школьного возраста [Текст] / И.А. Гришанова, Т.Б. Леонтьева // Инновационные процессы в системе образования: материалы I всерос. науч.-практ. конф. (20 июня 2006 г.). – Ижевск: Буква, 2006. – С. 26–28. (0,2 п. л.).
37.Гришанова, И.А. Формирование коммуникативных качеств личности обучающегося средствами педагогики [Текст] / И.А. Гришанова // Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специали¬ста: сб. материалов II всерос. науч.-практ. конф. (24–25 ноября 2006 г.). – Стерлитамак: Стерлит.гос. пед. акад., 2006. – С. 165–168. (0,3 п. л.).
38.Гришанова, И.А. К проблеме критериев коммуникативной успешности обучаемых [Текст] / И.А. Гришанова // Парадигмы образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. (25–27 апреля 2006 г.) – Ижевск: УдГУ, 2006. – С. 100–101. (0,1 п. л.).
39.Гришанова, И.А. Успешность общения: компонентный состав и подходы к формированию [Текст] / И.А. Гришанова // Парадигмы образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. (25–27 апреля 2006 г.) – Ижевск: УдГУ, 2006. – С. 101–102. (0,1 п. л.).
40.Гришанова, И.А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения [Текст] / И.А. Гришанова // Образование и наука без границ – 2006: материалы II междунар. науч.-практ. конф. (18–28 декабря 2006 г.) – Днепропетровск: Наука и образование, 2006. – С. 15–16. (0,1 п. л.).
41.Гришанова, И.А. Роль образовательной среды в процессе формирования коммуникативной успешности обучающихся [Текст] / И.А. Гришанова // Профессионально-значимые качества и успешность деятельности будущего специалиста: материалы II всерос. науч.-практ. конф. (3 марта 2007 г.) – Ижевск – Воткинск: УдГУ, 2007. – С. 284–286. (0,2 п. л.).
42.Гришанова, И.А. Подготовка будущего учителя к созданию коммуникативной образовательной среды [Текст] / И.А. Гришанова // Модель деятельности специалиста как научно-методологическая проблема: материалы науч.-метод. сессии (29-30 марта 2007 г.). – Ижевск: УдГУ, 2007. – С. 120–122. (0,2 п. л.).
43.Гришанова, И.А. Идея опоры на учебное общение в обучении младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова // Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: материалы всерос. науч.-практ. конф. (27 апреля 2007 г.) – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 73–75. (0,2 п. л.).
44.Гришанова, И.А. Ориентировка младшего школьника на коммуникативную успешность в системе занятий по иностранному языку [Текст] / И.А. Гришанова // 2007 – Год русского языка в Удмуртии: материалы всерос. науч.-практ. конф. (15 мая 2007 г.) – Ижевск: УдГУ, 2007. – С. 84–88. (0,3 п. л.).
45.Гришанова, И.А. Влияние детско-родительских отношений на адаптацию ребёнка к условиям новой социальной среды [Текст] / И.А. Гришанова, О.И Троянская // Инновационные процессы в системе образования: материалы II всерос. науч.-практ. конф. (16 июня 2007 г.). – Ижевск: Буква, 2007. – С. 15–17. (0,2 п. л.).
46.Гришанова, И.А. Образовательная среда школы как фактор коммуникативной успешности учащихся [Текст] / И.А. Гришанова // Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (25 26 апреля 2007г.) – Глазов: ГГПИ им. В.Г. Короленко, 2007. – С. 187–188. (0,1 п. л.).
47.Гришанова, И.А. Didactic conditions of the students’ communicative success formation [Текст] / И.А. Гришанова // Наукова думка iнформацiйного вiку – 2007: матерiалi II межнар. науково-практ. конф. (16–31 березня 2007 року). Т. 6. – Педагогiчнi наукi. – Днiпропетровськ: Наука та освiта, 2007. – С. 8–9. (0,1 п. л.).
48.Гришанова, И.А. Коррекционное воздействие занятий иностранным языком на преодоление трудностей общения у младших школьников с нарушениями речи [Текст] / И.А. Гришанова // Инновационные процессы в системе образования: материалы II всерос. науч.-практ. конф. (16 июня 2007 г.). – Ижевск: Буква, 2007. – С. 17–19. (0,2 п. л.).
49.Гришанова, И.А. Теоретические аспекты формирования коммуни-кативной успешности у младшего школьника в образовательной среде [Текст] / И.А. Гришанова // Инновационные процессы в экономике и образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. (28–29 ноября 2007 г.). Т. 1. – Ижевск: Союз оригинал, 2007. – С. 189–191. (0,2 п. л.).
50.Гришанова, И.А. О структурных компонентах коммуникативной образовательной среды начальной школы [Текст] / И.А. Гришанова // Перспективные технологии начального образования: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 17–18 октября 2007 г.). – М.: АПК и ППРО, 2008. – С. 32-34. (0,2 п. л.).
51.Гришанова, И.А. Создание коммуникативной образовательной среды школы как важнейшее направление реформирования начального образования [Текст] / И.А. Гришанова // Россия в современном мировом образовательном пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Седьмые Есиповские чтения». – Глазов: ГГПИ им. В.Г. Короленко, 2008. – С. 95–97. (0,2 п. л.).
52.Гришанова, И.А. О средствах дидактического сопровождения ком-муникативной успешности обучающихся [Текст] / И.А. Гришанова // Модели образовательной деятельности в вузе: материалы междунар. науч.-методич. сессии (6 февраля 2008 г.). – Ижевск: УдГУ, 2008. – С. 54–58. (0,3 п. л.).
53.Гришанова, И.А. Диагностика коммуникативной успешности ребёнка младшего школьного возраста [Текст] / И.А. Гришанова // Инновацион¬ные процессы в системе образования: материалы III всерос. науч.-практ. конф. (17 июня 2008 г.). – Ижевск: Буква, 2008. – С. 45–47. (0,2 п. л.).
54.Гришанова, И.А. К вопросу об использовании иностранного языка как компенсаторного механизма решения коммуникативных проблем [Текст] / И.А. Гришанова // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств: материалы междунар. науч.-практ. конф. (18–20 ноября 2008 г.) – Ижевск: УдГУ, 2008. – С. 146–150. (0,3 п. л.).
55.Гришанова, И.А. Структура коммуникативной успешности младшего школьника [Текст] / И.А. Гришанова // Инновационные процессы в системе образования: материалы IV всерос. науч.-практ. конф. (18 июня 2009 г.). – Ижевск: Буква, 2009. – С. 38–42. (0,3 п. л.).
56.Гришанова, И.А. Дидактическая стратегия создания коммуникативно-развивающей среды в начальной школе [Текст] / И.А. Гришанова // Научный прогресс на рубеже тысячелетий: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. (7–9 июня 2010 г.) – Днепропетровск: Наука и образование, 2010. – С. 64–66. (0,2 п. л.).