- Предлагаемая концепция фундаментализации неспециального языкового образования, в соответствии с которой обучаемые студенты-нефилологи обеспечиваются знаниями об иностранном языке, основными принципами и закономерностями функционирования и развития иностранного языка, необходимыми и достаточными для самостоятельного овладения полноценной иноязычной коммуникативной компетенцией.
- Средством фундаментализации неспециального языкового образования является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на базе лингвистической компетенции посредством экспликативно-коммуникативной методики обучения, предусматривающей рациональное сочетание объяснительно-иллюстративного и коммуникативного обучения, основанного на принципах сознательно-ориентированного и контекстно-компетентностного подхлдов.
- Основой экспликативно-коммуникативной методики обучения иностранным языкам является авторское учебно-методическое пособие под общим рабочем названием «Экспликатор», которое выполняет две важные функции: объяснительную и тренировочную.
- Эффективность экспликативно-коммуникативной методики обучения иностранным языкам студентов-нефилологов обеспечивается самостоятельным поиском, самообъяснением/саморазъяснением языковых (грамматических) явлений посредством учебного пособия «Экспликатор» и активизацией освоенного языкового материала в иноязычной учебно-коммуникативной деятельности под руководством преподавателя.
- Основными факторами, обусловливающими фундаментализацию обучения иностранным языкам студентов-нефилологов, являются использование предлагаемой экспликативно-коммуникативной методики, основанной на методологическом принципе филологизации процесса овладения иноязычной коммуникативной компетенцией и на системе лингводидактических принципов: 1) принципа системности 2) принципа обстоятельности в овладении языковыми знаниями; 3) принципа интеллектуализации обучения иноязычной коммуникативной компетенции; 4) принципа профессиональной направленности процесса овладения иноязычной коммуникативной компетенцией; 5) принципа внутренней готовности студентов к изучению иностранного языка; 6) принципа сочетания обучения и самообучения; 7) принципа соблюдения индивидуальной траектории овладения иностранным языком; 8) принципа преемственности в обучении иностранным языкам; 9) принципа модульности.
1.Краснощекова, Г.А. Метод проектов в обучении иностранным языкам [Текст]/ Г.А. Краснощекова // Известия ТРТУ. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - № 9. - С. 286-288. - 0,5 п.л.
2.Краснощекова, Г.А. Преемственный подход к языковому обра-зованию в многоуровневой системе неязыкового вуза [Текст] / Г.А. Краснощекова // Известия ТРТУ. Гуманитарные науки в современном мире. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 2 (57). - С. 127-130. - 0,5 п.л.
3.Краснощекова, Г.А. Студенты и преподаватель в профессио-нально ориентированном обучении иностранным языкам в техниче-ском вузе [Текст] / Г.А. Краснощекова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - Новочеркасск, 2006. - С. 94-97. - 0,5 п.л.
4.Краснощекова, Г.А. Обучение устному профессиональному общению на основе текстов по специальности. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении» [Текст] / Г.А. Красно-щекова // Известия ТРТУ: Экономические науки. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 17 (72). - С. 394-406. - 0,5 п.л.
5.Краснощекова, Г.А. Компьютерные технологии в обучении всем видам речевой деятельности [Текст] / Г.А. Краснощекова // От-крытое образование. - М., 2007. - № 1.- С. 68-75. - 0,5 п.л.
6.Краснощекова, Г.А. Системный подход к обучению иностран-ному языку в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Краснощекова // Филосо-фия образования. – Новосибирск, 2008.- № 2 (28). - С. 187-191. - 0,5 п.л.
7.Краснощекова, Г.А. Фундаментализация языкового образова-ния в техническом вузе [Текст] / Г.А. Краснощекова // Высшее образо-вание сегодня. - М., 2008. - № 1. - C. 58-60. - 0,5 п.л.
8.Краснощекова, Г.А. Грамматический экспликатор как средст-во формирования иноязычной лингвистической компетенции студен-тов-нелингвистов [Текст] / Г.А. Краснощекова // Известия Волгоград-ского государственного педагогического университета. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2008. - № 5 (29). - С.157-160. - 0,5 п.л.
9.Краснощекова, Г.А. Модульно-рейтинговая технология обуче-ния иностранным языкам в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Красноще-кова // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. - Ростов: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - № 4. - С. 106-114. - 0,5 п.л.
10.Краснощекова, Г.А. Коммуникативный контекст при форми-ровании продуктивных грамматических навыков [Текст] / Г.А. Крас-нощекова // Современные проблемы науки и образования. - М.: Изд-во «Академия Естествознания». - 2009. - № 2. - С 44-47. - 0,5 п.л.
11.Краснощекова, Г.А. Экспликативно-коммуникативная методи-ка – oснова фундаментализации языкового образования в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Краснощекова // Известия ЮФУ. Филологические науки. – Ростов: Изд-во ЮФУ, 2010. - № 1.-С.134-143. - 0,5 п.л.
II. Монографии:
12.Краснощекова, Г.А. Непрерывное языковое образование в не-языковом вузе [Текст]: монография / Г.А. Краснощекова. - М.: Изд. дом МПА-Пресс, 2005.- 202 с. - 13 п.л.
13.Краснощекова Г.А., Нечаева Т.А., Пахомкина М.Е., Писаренко В.И., Черноморова О.Н. Развитие профессиональных и личностных качеств специалиста XXI века в процессе обучения иностранному язы-ку на основе новых информационных технологий [Текст]: монография / Г.А. Краснощекова, Т.А. Нечаева, М.Е. Пахомкина, В.И. Писаренко, О.Н. Черноморова. - М.: Изд. дом МПА-Пресс, 2006. - 202 с. - 13 п.л. (лично автором 2,6 п.л.)
14.Краснощекова, Г.А. Психологический аспект фундаментали-зации в обучении иностранным языкам студентов нефилологов [Текст]: монография «Педагогика: семья, школа- общество» / Н.Н. Ве-селова, Г.М. Соловьев, Г.А. Краснощекова и др. / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2007 - 224 с. - 14 п.л. (лично автором 2 п.л.)
15.Краснощекова, Г.А. Формирование коммуникативных грамма-тических навыков [Текст]: монография «Научные исследования: ин-формация, анализ, прогноз» / Г.А. Краснощекова, С.А. Барамзина, О.В. Башлий, И.В. Власюк, и др. / под общей редакцией проф. О.И. Кирико-ва. – Воронеж: ВГПУ, 2008. - 227 с. - 14 п.л. (лично автором 2 п.л.)
16.Краснощекова, Г.А. Фундаментализация неспециального язы-кового образования: [Текст]: монография / Г.А. Краснощекова. - Москва: Изд-во Российская академия естествознания, 2009. - 287 с. - 17,9 п.л.
17.Краснощекова, Г.А. Формирование лингвистической компе-тенции, как основы фундаментализации языкового образования сту-дентов-нелингвитов [Текст]: монография «Педагогика: семья-школа-общество» / Г.А. Краснощекова, С.А. Барамзина, О.В. Башлий, И.В. Власюк, и др. / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2010 - 451с. - 28 п.л. (лично автором 2 п.л.)
II. Статьи, опубликованные в других изданиях:
18.Краснощекова, Г.А. Преемственность в самостоятельной учебной работе учащихся в лицее и студентов вуза в развитии гумани-тарной культуры [Текст] / Г.А. Краснощекова // Сборник научных ста-тей. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. – С. 147-152. - 0,4 п.л.
19.Краснощекова, Г.А. Преемственность обучения иностранному языку в системе «лицей-университет» [Текст] / Г.А. Краснощекова // Дискуссионный клуб FLT, современные тенденции и опыты профес-сионалов: сб. научных статей. - Выпуск № 4. - М.: Изд-во Государ-ственный университет, Высшая школа экономики, 2002. - С. 79-89. - 0,6 п.л.
20.Краснощекова, Г.А. Роль учебника в реализации преемствен-ности в обучении иностранному языку в системе лицей-вуз [Текст] / Г.А. Краснощекова // Учебник – Ученик – Учитель: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практ. конференции. - М.: 2003. - С. 198-202. - 0,5п.л.
21.Краснощекова, Г.А. Преемственность обучения иностранному языку в многоуровневой системе языкового образования в высшей технической школе [Текст] / Г.А. Краснощекова // Перспективные ин-формационные технологии и информационные системы: сборник научных статей. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - С. 65-67. - 0,5п.л.
22.Краснощекова, Г.А. Интерактивный подход в профессиональ-но-ориентированном обучении иностранному языку [Текст] / Г.А. Краснощекова // Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов / под ред. проф. Г.Т. Поленовой. - Таганрог: Изд-во Таганрогский гос. пед. институт, 2005. – С. 93-96. - 0,5 п.л.
23.Краснощекова, Г.А. Обучение иноязычному профессиональ-ному общению в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Краснощекова // Язы-ковые коммуникации в системе социально-культурной деятельности: сборник статей по материалам Международной научно-практ. конфе-ренции. – Самара: Изд-во Самарской гос. академии культуры и искус-ств, 2005. – С. 281-285. - 0,4 п.л.
24.Краснощекова, Г.А. Оптимальная организация непрерывного языкового образования в неязыковом вузе// Преподаватель высшей школы в XXI веке: сборник статей по материалам Международной научно-практ. Интернет-конференции. – Ростов: Изд-во Рост. гос. уни-верситета путей сообщения, 2005. - № 3 - С. 41-45. - 0,5 п.л.
25.Краснощекова, Г.А. Дискуссия при обучении профессиональ-но ориентированному общению [Текст] / Г.А. Краснощекова // Гума-нитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образова-ния в России: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практ. конференции. – Сочи, 2005. - С. 42-43. - 0,3 п.л.
26.Краснощекова, Г.А. Преемственность модульно-рейтингового оценивания уровня сформированности языковой компетенции в мно-гоуровневой системе неязыкового вуза [Текст] / Г.А. Краснощекова // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные си-стемы: сборник научных статей. - Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2005. - № 3 - С. 43-46. - 0,5 п.л.
27.Краснощекова, Г.А. Организация учебного процесса профес-сионально-ориентированном обучении иностранным языкам [Текст] / Г.А. Краснощекова // Прикладная филология и инженерное образова-ние: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практ. конференции. Часть 1. - Томск, 2006. - С. 49-54. - 0,5 п.л.
28.Краснощекова, Г.А. Основы новой фундаментальной парадиг-мы профессионального и языкового образования [Текст] / Г.А. Крас-нощекова // Практика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы: сборник статей по материалам XIII Международной научно-технической конференции. Том 5. - Донецк, 2006. - С. 267 -273. - 0,5 п.л.
29.Краснощекова, Г.А. Система формирования грамматических навыков говорения [Текст] / Г.А. Краснощекова // Педагогика и жизнь: Международный сборник научных статей. - Воронеж, 2006. -С. 187-193. - 0,5 п.л.
30.Краснощекова, Г.А. Принцип филологизации при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Краснощекова // Языки в современном мире: материалы V Международной конферен-ции / под ред. М.К. Гуманова. – М.: КДУ, 2006. - С.371-375. - 0,5 п.л.
31.Краснощекова, Г.А. Реализация компетентностного подходa к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Крас-нощекова // Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме (Лемпертовские чтения – IX): сборник статей по материа-лам Международного научно-методического симпозиума. – Пяти-горск: Изд-во ПГЛУ, 2007. - C. 195-198. - 0,5 п.л.
32.Краснощекова, Г.А. Факторы, влияющие на усвоение студен-тами грамматического материала [Текст] / Г.А. Краснощекова // Прак-тика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы: сборник статей по материалам VIII Международного научно-практ. семинара. Том № 1. – Донецк: Дон НТУ, ЮФУ, 2007. - С. 225-234. - 0,5 п.л.
33.Краснощекова, Г.А. Формирование лингвистической компе-тенции студентов неязыковых вузов с использованием экспликатора [Текст] / Г.А. Краснощекова // Технология обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: сборник статей по материалам IV межву-зовской научно-технической конференции - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - С. 26-32. - 0,5 п.л.
34.Краснощекова, Г.А. Формирование лексической компетенции у студентов неязыковых вузов [Текст] / Г.А. Краснощекова // Препода-ватель высшей школы в XXI веке: сборник статей по материалам Международной научно-практ. Интернет-конференции. - Часть 1. – Ростов н-Д.: Рост. гос. ун-т. путей и сообщения, 2008. - С. 112-116. - 0,5 п.л.
35.Краснощекова, Г.А. Формирование иноязычной коммуника-тивной компетенции студентов нефилологов: экспликация и речевая практика// Преподавание иностранных языков и культур в начале XXI столетия: инновации и традиции (Лемпертовские чтения – X): сборник статей по материалам Международного научно-методического симпозиума. Часть 2. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008. - С.67-74. - 0,5 п.л.
36.Краснощекова, Г.А. Методические основы фундаментализа-ции языкового образования в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Красно-щекова // Научно-технический журнал. - Ростов-на-Дону, 2008. - № 1. - С.187-191. - 0,5 п.л.
37.Краснощекова, Г.А. Основы фундаментализации языкового образования в неязыковом вузе [Текст] / Г.А. Краснощекова // Практи-ка и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы: сбор-ник статей по материалам IX Международного практического семина-ра – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - С. 96-102. - 0,5 п.л.
38.Краснощекова, Г.А. Роль учебно-речевых ситуаций, ролевых игр и проектов при формировании продуктивных грамматических навыков// Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях: сборник статей по материалам Всероссийской научно-методической конференции – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. - С. 134-139 - 0,5 п.л.
39.Краснощекова, Г.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в осуществлении дифференцированного подхода к обуче-нию грамматике [Текст] / Г.А. Краснощекова// Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научной конференции. – Таганрог: Изд-во Таганрог, Издательский центр ГОУВПО, ТГПИ, 2009. – С. 157-160. - 0,2 п.л.
40.Краснощекова, Г.А. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов неязыковых вузов [Текст] / Г.А. Краснощекова // Тенденции реформирования методики обучения иностранным языкам (Лемпертовские чтения – XI): сборник статей по материалам Международного научно-методического симпозиума. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2009. - С. 24-30. - 0,4 п.л.
41.Краснощекова, Г.А. Неспециальное языковое образование: проблемы и перспективы развития [Текст] / Г.А. Краснощекова // Пер-спективы развития языкового образования в неязыковом вузе: сборник статей по материалам Международной научно-практической конфе-ренции. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - С. 18-26. - 0,5 п.л.
42.Краснощекова, Г.А. Экспликация и коммуникация в процессе формирования лингвистической компетенции [Текст] / Г.А. Красно-щекова // Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам (Лемпертовские чтения - XII): сборник статей по материалам Международного научно-методического симпозиума. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. - С.213-219. - 0,5 п.л.
III. Учебно-методические пособия
43.Краснощекова, Г.А., Пахомкина, М.Е. Тесты по проверке сформированности коммуникативной компетенции (для студентов 2 – курса экономических специальностей) [Текст]: метод. пособие / Г.А. Краснощекова, М.Е. Пахомкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. - 19 с. - 1,2 п.л. (лично автором 1 п.л.).
44.Краснощекова, Г.А. Сборник упражнений и тестов по грамма-тике английского языка [Текст]: метод. пособие / Г.А. Краснощекова. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. - 42 с. - 3,8 п.л.
45.Краснощекова, Г.А. Сборник контрольных работ по англий-скому языку (для студентов заочного отделения экономических специ-альностей) [Текст] / Г.А. Краснощекова – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001, 19 с. - 1,1 п.л.
46.Краснощекова, Г.А., Олехнович, В.Т. Методическое пособие по формированию коммуникативной компетенции в чтении и говорении (для студентов экономических специальностей второго образователь-ного уровня) [Текст] / Г.А. Краснощекова, В.Т. Олехнович. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 97 с. - 6 п.л. (лично автором 3 п.л.).
47.Краснощекова, Г.А. Учебное пособие по формированию ком-муникативной компетенции в письменной речи [Текст] / Г.А. Красно-щекова. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004 – 120 с. - 7,5 п.л.
48.Краснощекова, Г.А. Методическое пособие по грамматике. Grammar and Usage [Текст] / Г.А. Краснощекова. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 167 с. - 11 п.л.
49.Краснощекова Г.А., Цатурова И.А. Учебное пособие по куль-туре стран изучаемого языка и России [Текст] / Г.А. Краснощекова, И.А. Цатурова. - Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ, 2008. - 192с. - 12 п.л. (лично автором 6 п.л.).
50.Краснощекова, Г.А., Бондарев, М.Г., Мельник, О.Г. и др. Radio-engineering [Текст]: учебное пособие / Г.А. Краснощекова, М.Г. Бонда-рев, О.Г. Мельник. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 388 с. - 24 п.л. (лично автором 4,8 п.л.).
51.Краснощекова, Г.А. Мультимедийная обучающая программа по формированию лингвистической компетенции: электронное учеб-ное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
52.Краснощекова, Г.А. Grammar and Usage [Текст]: учебно-методич. пособие / Г.А. Краснощекова. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008 - 275 с. - 17 п.л.