Научная тема: «ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Гуманитаризация учебного процесса означает включение самого студента как равноправного значимого субъекта в диалогическое взаимодействие при определении целей, отборе средств, коррекции и оценке результатов учебно-профессиональной деятельности. Роль преподавателя в таком взаимодействии заключается в обеспечении осознания студентом собственных внутренних ориентиров, побуждающих и направляющих его учебнопрофессиональную деятельность, соотнесении их с потребностями общества. Важнейшими характеристиками гуманитаризации учебного процесса являются возбуждение познавательной активности и включение в содержание обучения субъективного опыта студента, полномасштабное использование его собственной учебно-производственной деятельности.
  2. Целевые ориентиры в гуманитаризации учебного процесса в системе СПО опреыделяются направленностью обучения на становление субъектной позиции студента как целостного регулятива, системы его отношений к содержанию, процессу и перспективам применения в предстоящей профессиональной деятельности изучаемого материала. Через функции самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки субъектная позиция студента обеспечивает целостность процесса его личностно-профессионального становления. Ориентиром в целеполагании являются четыре уровня становления субъектной позиции студента: идентификации (неопределенные профессионально-личностные смыслы, реактивное поведение, подчинение авторитетам), индивидуализации (поиск референтной группы, гармонизация жизненных и профессиональных смыслов), социализации (ролевое профессиональное поведение, ценностное самоутверждение в профессии), интеграции (нахождение своего профессионального стиля, относительная «самодостаточность» и нормотворчество). Конкретная цель в работе со студентом определяется рядом вариативных для каждого уровня и инвариантных факторов: смысловая наполненность учебно-производственной деятельности, соотношение ценностей студента и группы, коммуникация со значимым Другим (студентами, преподавателем, руководителями производственной практики).
  3. Гуманитаризация учебного процесса обеспечивается соблюдением п р и н ц и п о в презумпции человеческого достоинства (запрет на манипулирование студентом, предоставление ему права и возможности «самостоятельно реагировать на обстоятельства»), культуросопричастности (создание в обучении особой атмосферы творчества, общественного мнения, выработка традиций и ритуалов учебного взаимодействия, выведение изучаемого материала и применяемых методов обучения в профессиональный контекст), двудоминантности (взаимоизменение преподавателя и студента) и педагогической помощи в обучении (научение самостоятельному решению профессиональных и жизненных проблем, преодолению трудностей). Ориентиром для преподавателя является выделение в содержании обучения профессионально и личностно значимых изменений в субъектах образовательного процесса (в студенте и самом себе); в методах - переносимых в предстоящую профессиональную деятельность способов разнопланового взаимодействия студентов друг с другом, учебным материалом и с преподавателем; в формах организации - внутренней структуры этих взаимодействий. Соотнесенность содержания и методов общего и профессионального образования с проблемами человеческого бытия, множественность интерпретаций, диалогизм, ценностно-смысловая наполненность задает гуманитарность учебного процесса, делает его дидактическим пространством становления субъектной позиции студента.
  4. Те х н о л о г и ч е с к и е о с н о вы гуманитаризации учебного процесса включают в себя: а) ориентировку на критерий технологизации - становление гуманитарного дидактического пространства как структурированной системы осознанных отношений в диалогическом (субъект-субъектном) взаимодействии преподавателя и студентов, направленном на трансляцию общей и профессиональной культуры в процессе духовно-практической деятельности по самостроительству (саморазвитию, самосовершенствованию) взаимодействующих субъектов; б) выделение по уровням субъективации (гуманистической ориентировки) участников педагогического взаимодействия четырех фаз становления среды обучения в целостное гуманитарное дидактическое пространство (информационная, когда актуализируются потенциалы становления субъектной позиции студента; мотивационная, в которой актуализируется эмоциональносмысловой составляющей субъектной позиции; диалогическая, предусматривающая акцентирование на деятельностно-ценностной составляющей субъектной позиции студента; проективная, направленная на стимулирование поведенчески-нормативной составляющей субъектной позиции и связанных с нею функций самореализации и самоутверждения в профессиональной деятельности); в) реализацию педагогической помощи студентам в преодолении возникающих затруднений с выбором адекватной конкретному затруднению стратегии педагогического руководства, поддержки или сопровождения; г) отбор соответствующего стратегии помощи комплекса методов педагогического взаимодействия, среди которых доминирующее значение имеет групповое обучение и разнообразное рефлексивное взаимодействие (с преподавателем, учебным текстом, текстами первоисточников, другими студентами, группой, с профессиональным окружением).
  5. Эффективность гуманитаризации учебного процесса в учреждении СПО обусловлена выполнением следующих т р е б о в а н и й : последовательность прохождения этапов (диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный), каждый из которых специфичен не только целевыми, содержательными и процессуальными характеристиками, но и структурой принципов педагогического взаимодействия; необходимость мониторинга эффективности применяемых методов педагогического взаимодействия на основе уровневой модели становления субъектной позиции студента; осознанное педагогическое творчество преподавателей по освоению и применению эффективных методов педагогической помощи студенту на основе принципа презумпции человеческого достоинства.
Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Мацкайлова, О. А. Познавательные игры в курсе истории средних веков / О.А. Мацкайлова // Преподавание истории в школе. — 1999. — № 8. — С. 29–35 (0,7 п.л.).

2. Мацкайлова, О. А. Система повышения квалификации в Волгоградском колледже бизнеса / О.А. Мацкайлова, Е. В. Шилина // Сред. проф. образова- ние. — 2005. — №1. — С. 36–40 (0,25 п.л.).

3. Мацкайлова, О. А. Педагогическое взаимодействие на уроке как основа гуманитарного пространства / О.А. Мацкайлова // Сред. проф. образование. — 2005. — № 2. — С. 44–47 (0,4 п.л.).

4. Мацкайлова, О. А. Модель гуманитарного пространства / О.А. Мацкай- лова // Сред. проф. образование. — 2005. — №4. — С. 45–48 (0,4 п.л.).

5. Мацкайлова, О. А. Творческие мастерские, как форма повышение ква- лификации педагогов / О.А. Мацкайлова, Е. В. Шилина // Сред. проф. образова- ние. — 2005. — №11. — С. 45–47 (0,25 п.л.).

6. Мацкайлова, О. А. Позиция как характеристика субъекта / О.А. Мацкай- лова // Вестн. Оренб. гос. ун-та. — 2005. — № 10. — Т. 1. — С. 83–88 (0,75 п.л.).

7. Мацкайлова, О. А. Педагогическая поддержка становления субъектности учащегося в воспитательном пространстве урока / О.А. Мацкайлова // Сред. проф. образование : прил. — 2006. — №9. — С. 22–34 (0,75 п.л.).

8. Мацкайлова, О. А. Субъектная позиция как цель гуманитарного образо- вания на занятиях в колледжах / О.А. Мацкайлова // Сред. проф. образование : прил. — 2006. — №10. — С. 43–47 (0,3 п.л.).

9. Мацкайлова, О. А. «Вы в гостях и гости у нас» (методическая разработка классного часа) / О.А. Мацкайлова // Сред. проф. образование. —2006. — № 11. — С. 93–102 (1,25 п.л.).

10. Мацкайлова, О. А. Гуманитаризация СПО : ошибки и уроки / О.А. Мац- кайлова // Сред. проф. образование. — 2008. — №1. — С. 2–4 (0,4 п.л.).

11. Мацкайлова, О. А. Тупиковые варианты и перспективы гуманитаризации учебного процесса в системе среднего профессионального образования / О.А. Мацкайлова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические нау- ки. — 2008. — №6. — С. 15–19 (0,46 п.л.).

12. Мацкайлова, О. А. Гуманитарность и гуманитаризация образования / О.А. Мацкайлова // Образование __________и наука. Изв. Урал. отд. Рос. акад. образова- ния. — № 5 (53) 2008. — С. 11–17 (0,5 п.л.).

13. Мацкайлова, О. А. Воспитание субъектности студента как основа гума- нитаризации профессионального образования / О.А. Мацкайлова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. —2009. — №4 (38). C. 37–42 (0,25 п.л.).

Монографии

14. Мацкайлова, О. А. Становление субъектной позиции учащегося в гума- нитарном пространстве урока : монография / Н. М. Борытко, О.А. Мацкайлова; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2002. — 131 с (авт. 4,2 п.л.).

15. Мацкайлова, О. А. Гуманитарное пространство образования / О.А. Мац- кайлова // Становление личности в пространстве гуманитарного образования : теоретический аспект : монография / Л. П. Разбегаева, О. А. Мацкайлова [и др.]; науч. ред. Л.П. Разбегаева. — М. : АПКиППРО, 2008. — С. 52–68 (1,1 п.л.).

16. Мацкайлова, О. А. Воспитание как фактор гуманитаризации учебного процесса в системе среднего профессионального образования / О.А. Мацкайло- ва // Педагогические аспекты социального воспитания молодежи : монография / С.Х. Ахмедова, И.Ф. Бережная, Н.М. Борытко, О.А. Мацкайлова [и др.]; под ред. Г.В. Палаткиной. — Астрахань : Астрах. ун-т, 2009. — С. 52–66 (0,9 п.л.).

17. Мацкайлова, О. А. Гуманитаризация учебного процесса в системе сред- него профессионального образования : монография / О.А. Мацкайлова; под ред. Н.М. Борытко. — М. : АПК и ППРО, 2009. — 332 с (20 п.л.).

18. Мацкайлова, О. А. Гуманитаризация среднего профессионального обра- зования / О.А. Мацкайлова // Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования : монография / Л.П. Разбегаева, Д.В. Кириллов, О.А. Мацкайлова [и др.]; науч. ред. Л.П. Разбегаева. М. : АПК и ППРО, 2010. — С. 64–103 (2,5 п.л.).

Учебные и учебно-методические издания

19. Мацкайлова, О. А. Задания, методические рекомендации и планы прове- дения семинарских занятий по изучению дисциплины «Отечественная исто- рия» / О.А. Мацкайлова. — Волгоград : Волгогр. ин-т бизнеса, 2004. — 25 с. (1,6 п.л.).

20. Мацкайлова, О. А. Князья, царствующие – правящие особы Руси — Рос- сии : учеб. пособие / О.А. Мацкайлова. — М. : АПК и ППРО, 2005. — 176 с. (Гриф Ин-та проблем развития среднего профессионального образования от 20.05.2005 № 224-15/1исх; Мин-ва образования РФ от 18.07.2005 № 03-1338) (11 п.л.).

21. Мацкайлова, О. А. Методические рекомендации по курсу «Правоведе- ние» для студентов заочного отделения ВГПУ / О. А. Мацкайлова, Е. А. Маце- фук, Д. В. Кириллов. — Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. — 31 с. (авт. — 1,04 п.л.).

Научные статьи и тезисы докладов в сборни ках научных статей и материалах научных конференций

22. Мацкайлова, О. А. Субъектная позиция студента как цель его профессио- нальной подготовки в колледже / О.А. Мацкайлова // Теория и практика по- строения современных образовательных технологий : тезисы докладов и сооб- щений науч.-практ. конф. 23 янв. 2002 г. — Волгоград, 2002. — С. 64–70 (0,4 п.л.).

23. Мацкайлова, О. А. Становление субъектной позиции учащегося в гума- нитарном пространстве урока / О.А. Мацкайлова // Педагогический Альманах : науч.-практ. журн. Приднестровского НОЦ ЮО РАО. — 2002. — № 3–4. — С. 147–152 (0,4 п.л.).

24. Мацкайлова, О. А. Становление субъектной позиции учащихся школы и колледжа в гуманитарном пространстве урока / О.А. Мацкайлова // Педагогиче- ские проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в сис- теме непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. : В 3 ч. Вып. 6. — Волго- град : Изд-во ВГИПК РО, 2002. — Ч. 2. — С. 65–70 (0,4 п.л.).

25. Мацкайлова, О. А. Становление субъектной позиции учащегося как педа- гогическая цель / О.А. Мацкайлова // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образова- ния : сб. науч. и метод. тр. : В 3 ч. Вып. 6. — Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2002. — Ч.3. — С. 43–47 (0,3 п.л.).

26. Мацкайлова, О. А. Субъектной позиции как цель общего и профессио- нального образования / О.А. Мацкайлова // Единение : сб. науч. ст. — Вып. 1. — Волгоград, 2002. — С. 8–24 (1 п.л.).

27. Мацкайлова, О. А. Модель гуманитарного пространства урока, направ- ленного на становление субъектности позиции учащегося / О.А. Мацкайлова // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, пе- дагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 7. — Волгоград, 2002. — С. 55–59 (0,3 п.л.).

28. Мацкайлова, О. А. Функции субъектной позиции в индивидуально- личностном становлении учащегося / О.А. Мацкайлова // Педагогические про- блемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе не- прерывного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 10. — Волгоград, 2002. — С. 21–27 (0,4 п.л.).

29. Мацкайлова, О. А. Структура субъектности учащегося / О.А. Мацкайло- ва // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 11. — Волгоград, 2003. — С. 35–40 (0,4 п.л.).

30. Мацкайлова, О. А. Особенности становления субъектной позиции в старшем школьном возрасте / О.А. Мацкайлова // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерыв- ного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 12. — Волгоград, 2003. — С. 51– 54 (0,25 п.л.).

31. Мацкайлова, О. А. Уровневая модель как основа для диагностики субъ- ектной позиции учащегося / О.А. Мацкайлова // Педагогические проблемы ста- новления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. : Вып. 13. — Волгоград, 2003. — С. 40–44 (0,3 п.л.).

32. Мацкайлова, О. А. Урок как дидактическая ситуация становления субъ- ектной позиции учащегося / О.А. Мацкайлова // Педагогические проблемы ста- новления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 14. — Волгоград, 2003. — С. 57–60 (0,25 п.л.).

33. Мацкайлова, О. А. Фазы становления дидактического пространства уро- ка / О. А. Мацкайлова // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 15. — Волгоград, 2003. — С. 52–59 (0,5 п.л.).

34. Мацкайлова, О. А. Субъектная позиция учащегося как дидактическая цель / О. А. Мацкайлова // Развитие личности в образовательных системах Юж- но-Российском регионе : тез. докл. Х год. СОБР. Юж. отд-ния РАО, ХХ регион. психол.-пед. чтений Юга России. — Ростов н/Д, 2003. Ч.1. — С. 231–236 (0,3 п.л.).

35. Мацкайлова, О. А. Педагогическая поддержка становления субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока / О.А. Мацкайлова // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, пе- дагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 16. — Волгоград, 2003. — С. 47–51 (0,3 п.л.).

36. Мацкайлова, О. А. Модель гуманитарного пространства урока / О. А. Мацкайлова // Единение : сб. науч. ст. : Вып. 2. – Волгоград, 2003. — С. 32–40 (0,5 п.л.).

37. Мацкайлова, О. А. Педагогическое взаимодействие на уроке как основа гуманитарного пространства / О.А. Мацкайлова // Учитель : проф. пед. журн. — 2003. — №5. — С. 8–11 (0,5 п.л.).

38. Мацкайлова, О. А. Повышение квалификации в системе непрерывного бизнес-образования / О.А. Мацкайлова, Е. В. Шилина // Единение : сб. науч. ст. Вып. 4. — Волгоград, 2004. — С. 38–46 (0,3 п.л.).

39. Мацкайлова, О. А. Концептуальные основания профессионального вос- питания в ВУЗе / Н. К. Сергеев, Н. М. Борытко, О.А. Мацкайлова // Профессио- нальное воспитание. — Волгоград, 2004. — С. 5–13 (0,2 п.л.).

40. Мацкайлова, О. А. Воспитание субъектной позиции обучаемого как ди- дактическая цель / О.А. Мацкайлова // Воспитание в XXI веке : Новые подходы, преемственность традиций, перспективы : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Оренбург, 26–27 мая 2004 г. Ч.1 : Методологические основания конструирова- ния воспитательной системы. Поликультурное воспитание. — Оренбург, 2004. — С. 10-11 (0,4 п.л.).

41. Мацкайлова, О. А. Концептуальный подход в проектировании профес- сионального воспитания специалиста в вузе / Н. М. Борытко, Н. К. Сергеев, О.А. Мацкайлова // Воспитательная среда вуза, как фактор профессионального становления специалиста : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 15–16 апр. 2004 г. Вып. 4. — Воронеж, 2004. — С. 26-29 (0,25 п.л.).

42. Мацкайлова, О. А. Проектирование гуманитарного пространства урока / О.А. Мацкайлова // Славянская педагогическая культура. — Тирасполь, 2004. — С. 183–188 (0,75 п.л.).

43. Мацкайлова, О. А. Гуманитарное пространство урока / О.А. Мацкайло- ва // Учитель : профессиональный пед. журн. — 2004. — №1. — С. 8–12 (0,3 п.л.).

44. Мацкайлова, О. А. Принципы педагогического взаимодействия «учитель– ученик» в гуманитарном пространстве урока / О.А. Мацкайлова // Педагогиче- ские проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в сис- теме непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 17. — Волгоград, 2004. — С. 46–52 (0,44 п.л.).

45. Мацкайлова, О. А. Гуманитарное пространство урока как средство вос- питания субъектной позиции старшеклассника / О.А. Мацкайлова // Теоретико- методологические проблемы современного воспитания : целостный подход : сб. науч. ст. всерос. науч. конф. Волгоград, 27–30 сент. 2004 г. — Волгоград, 2004. — С. 30–31 (0,13 п.л.).

46. Мацкайлова, О. А. Этапы конструирования гуманитарного пространства урока / О.А. Мацкайлова // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 19. — Волгоград, 2005. — С. 46–54 (0,56 п.л.).

47. Мацкайлова, О. А. Субъектная позиция студента и её становление в про- цессе обучения / О.А. Мацкайлова // Воспитательная среда вуза как фактор про- фессионального становления специалиста : материалы Пятой межрегион. науч.- метод. конф. г. Воронеж, 7–8 апр. 2005 г. — Воронеж, 2005. — С. 17–23 (0,4 п.л.).

48. Мацкайлова, О. А. Субъектная позиция обучаемого как результат гума- нитаризации образования / О.А. Мацкайлова // Философия и практика ненаси- лия : сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия : материалы XXVI Все- росс. заочн. научно-практич. конф.; Санкт-Петербург, 21 апреля 2005 г. — СПб., 2005. — С. 81–83 (0,4 п.л.).

49. Мацкайлова, О. А. Становление субъектной позиции в процессе профес- сионально-личностного самоопределения / О.А. Мацкайлова // Социально- педагогические проблемы ценностного самоопределения личности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 17–18 мая 2005 г. — Ульяновск, 2005. — С. 98–101 (0,25 п.л.).

50. Мацкайлова, О. А. Активные формы повышения квалификации сельских педагогов : гуманитарный подход / О.А. Мацкайлова // Полипрофессионализм в деятельности учителя сельской школы : проблемы подготовки и повышения квалификации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Шуя, 2005. — С. 109– 112 (0,25 п.л.).

51. Мацкайлова, О. А. Субъектная позиция студента и дидактические усло- вия его становления / О.А. Мацкайлова // Субъектность в личностном и профес- сиональном развитии человека : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2005. — С. 236-287 (3,2 п.л.).

52. Мацкайлова, О. А. Становление субъектности специалиста как цель про- фессионального образования в вузе / Н. М. Борытко, О. А. Мацкайлова // Век- тор : науч.-метод. и правовой журн. — Волгоград, 2005. — №2. — С. 12–18 (0,22 п.л.).

53. Мацкайлова, О. А. Субъектность в профессиональном воспитании сту- дентов / Н. К. Сергеев, Н. М. Борытко, О.А. Мацкайлова // Междисциплинарный подход в становлении специалиста-профессионала в гуманитарном вузе : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. г. Коряжма, 14–16 нояб. 2005 г. : в 2 т. — М.– Коряжма, 2005. — Т.1. — С. 18-24 (0,13 п.л.).

54. Мацкайлова, О. А. Гуманитаризация учебного процесса как условие ста- новление субъектности студента колледжа / О.А. Мацкайлова // Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента : отечественный и зарубежный опыт : материалы междунар. науч.-практ. конф., 15–16 нояб. 2005 г. — Казань, 2005. — Т. 2. — С. 516–519 (0,25 п.л.).

55. Мацкайлова, О. А. Становление субъектной позиции студента в процессе обучения / О.А. Мацкайлова // Перспективы развития образования взрослых в России : культура, общество человек : материалы междунар. нуч.-практ. конф. 18–19 мая 2005 г. : в 2 кн. Кн. 2 : Человек. — СПб, 2005. — С. 213–225 (0,75 п.л.).

56. Мацкайлова, О. А. Личность студента ведущая стратегия модернизации качества гуманитарного образования / О.А. Мацкайлова // Формирование ком- плексного подхода к обучению и воспитанию студентов первого года обучения : материалы пед. конф. Волгоград, нояб. 2005 г. / Волгогр. колледж бизнеса. — Волгоград, 2005. — С. 6–14 (0,9 п.л.).

57. Мацкайлова, О. А. Применение шкал в анализе и оценке результативно- сти воспитания / Н. М. Борытко, О.А. Мацкайлова // Критериальное обеспечение процесса развития воспитательной системы образовательного учреждения. — М, 2006. — С. 68–78 (0,24 п.л.).

58. Мацкайлова, О. А. Субъектная позиция учащегося как воспитательная цель урока / О.А. Мацкайлова // Воспитание гражданина, человека, культуры и нравственности — основа социальной технологии развития современной Рос- сии : материалы междунар. пед. форума. — Ростов н/Д., 2006. — С. 220–223 (0,25 п.л.).

59. Мацкайлова, О. А. Педагогическая поддержка становления субъектности учащегося в воспитательном пространстве урока / О.А. Мацкайлова // Актуаль- ные проблемы социального воспитания : сб. науч. ст. и материалов Всерос. на- уч.-практ. конф. г. Ульяновск, 16–17 мая 2006 г. — Ульяновск, 2006. — С. 123– 128 (0,4 п.л.).

60. Мацкайлова, О. А. Диагностика субъектной позиции учащегося / О. А. Мацкайлова // Диагностика и мониторинг в сфере воспитания : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф., 11–13 окт. 2006 г. — Тольятти, 2006. — С. 194– 199 (0,4 п.л.).

61. Мацкайлова, О. А. Диагностика субъектной позиции студента среднего специального учебного заведения / О.А. Мацкайлова // Проблемы педагогиче- ской диагностики и компетентностного подхода в образовании : материалы «круглых столов», 2005–2006 гг. — Волгоград, 2006. — С. 31–37 (0,5 п.л.). (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 9).

62. Мацкайлова, О. А. Модель гуманитарного пространства урока / О.А. Мацкайлова // Продуктивное образование : от школьного проекта – к про- фессиональной карьере : материалы Междунар. конф. — М., 2007. — Вып. 10. — Ч.1. — С. 159-162 (0,25 п.л.).

63. Мацкайлова, О. А. Педагогическое взаимодействие на уроке как основа гуманитарного пространства / О.А. Мацкайлова // Продуктивное образование : от школьного проекта – к профессиональной карьере : материалы Междунар. конф. — М., 2007. — Вып. 10. — Ч.1. — С. 163–168 (0,4 п.л.).

64. Мацкайлова, О. А. Ответственность и свобода как основные ценности со- временной цивилизации / О. А. Мацкайлова, Е. А. Мацефук // Продуктивное об- разование : от школьного проекта – к профессиональной карьере : материалы Междунар. конф. — М., 2007. — Вып. 10. — Ч.1. — С. 104–106 (0,1 п.л.).

65. Мацкайлова, О. А. Ответственность и гуманитарное образование / О. А. Мацкайлова, Е. А. Мацефук // Продуктивное образование : от школьного проекта – к профессиональной карьере : материалы Междунар. конф. — М., 2007. — Вып. 10. — Ч.1. — С. 114–116 (0,1 п.л.).