Научная тема: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс по физике в школе следует строить на основе модели изучения школьного курса физики как деятельности учащегося по построению собственной физической картины мира.
  2. Концепцию методической подготовки учителя физики целесообразно представлять в соответствии со структурой теории в слабой версии науки, включая в нее 1) модель изучения ШКФ и элементы практики организации методической подготовки (основание), 2) концептуальные положения, касающиеся целей, содержания и структуры методической подготовки и организации учебной деятельности студентов (ядро), 3) программу действий по построению модели методической подготовки и технологию создания учебно-методического обеспечения освоения студентами конкретной типовой профессиональной задачи (логика), 4) модель методической подготовки и методики освоения студентами типовых профессиональных задач учителя физики (следствия).
  3. Ведущим компонентом модели методической подготовки следует рассматривать систему независимых типовых профессиональных задач организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса по физике, касающихся подготовки уроков разных типов и подготовки к преподаванию темы ШКФ.
  4. Целью методической подготовки к организации учебно-воспитательного процесса по физике является формирование способности решать в системе типовые профессиональные задачи (понимание изучения школьного курса физики как деятельности учащегося по построению собственной ФКМ, знание системы типовых профессиональных задач, методов и ориентиров их решения, умение разрабатывать учебно-методические материалы по любой теме ШКФ).
  5. Следует включить в содержание методической подготовки методы решения типовых профессиональных задач и знания-ориентиры для каждого действия методов и строить структуру подготовки по модульному принципу в соответствии с типовыми профессиональными задачами.
  6. Формирование способности решать типовые профессиональные задачи, при освоении которых студенты испытывают психологические затруднения, обеспечивает методика, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. При разработке методики освоения конкретной ТПЗ на основе общей модели необходимо учитывать полноту ориентировочной основы ее решения, наличие у студентов психологических затруднений при освоении этой ТПЗ и наличие трудных для студентов действий в составе метода решения.
  7. Освоение студентами названной системы ТПЗ обеспечивает становление профессиональной компетентности, проявляющейся в способности выпускников проектировать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс по физике и, тем самым, способствует в определенной степени преодолению разрыва между теорией и практикой в методической подготовке учителя физики.
Список опубликованных работ
Монография

1.Прояненкова, Л.А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель [Текст]: Монография / Л.А. Прояненкова. – М.: Карпов Е.В., 2009. – 160 с. (10 п.л.)

Статьи в рецензируемых журналах ВАК

2.Прояненкова, Л.А. Изучение нового материала темы как решение цепочки по-знавательных задач [Текст] / Л.А.Прояненкова, С.В.Лозовенко // Физика в школе. - 1995. - N 4. - С.25-29. (0,7 п.л., авторских – 0,56 п.л., 80%)

3.Прояненкова, Л.А. Деятельностный подход в обучении физике [Текст] // Физика в школе. - 2005. - № 1. - С. 34-41. (0,8 п.л.)

4.Прояненкова, Л.А. Общие приемы подготовки к ЕГЭ [Текст] / Л.А. Прояненко-ва, Н.И. Одинцова // Физика в школе. – 2006. – № 3. – С.13-21. (0,6 п.л., авторских – 0,4 п.л., 66%)

5.Прояненкова, Л.А. Типовые профессиональные задачи учителя физики как це-ли методической подготовки в вузе [Текст] / Л.А. Прояненкова // Наука и школа. - 2008. - № 3. – С. 46-48. (0,5 п.л.)

6.Прояненкова, Л.А. Формирование метода решения одной типовой задачи [Текст] / Л.А. Прояненкова // Физика в школе. - 2009. - № 4. – С. 40–41. (0,12 п.л.)

7.Прояненкова, Л.А. Компетентностный и деятельностный подходы в методиче-ской подготовке учителя физики [Текст] / Л.А. Прояненкова // Вестник Нижегород-ского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – № 4. С.11–17. (0,6 п.л.)

8.Прояненкова, Л.А. Теория поэтапного формирования умственных действий в методической подготовке учителя физики [Текст] / Л.А. Прояненкова // Преподава-тель XXI век. – 2009. – № 3. – С. 59–66. (0,35 п.л.)

9.Прояненкова, Л.А. Модель изучения школьного курса физики [Текст] / Л.А. Прояненкова // Наука и школа. – 2010. – № 1. –- С.39–44. (0,4 п.л.)

Учебно-методические пособия

10.Анофрикова, С.В. Методическое руководство по разработке фрагментов урока с ис-пользованием учебного физического эксперимента [Текст]: учеб. пособие / С.В. Анофри-кова, Л.А. Прояненкова. - Астрахань: Изд-во Астрах. Ун-та, 2005 – 76 с. (4,5 п.л., автор-ских – 3,3 п.л., 70%). Гриф УМО по специальностям педагогического образования

11.Прояненкова, Л.А. Задачник-помощник по физике. Вып. 1. Механические колебания [Текст] / Л.А. Прояненкова. - М.: Школа-пресс, 1992. – 16 с. (1 п.л.)

12. Прояненкова, Л.А. Первоначальные сведения о строении вещества. Разработки уро-ков [Текст] / Л.А. Прояненкова // В кн.: Я иду на урок физики. 7 класс. Ч.II: Книга для учителя. – М.: Изд-во “Олимп”, Изд-во “Первое сентября”, 1999. – С.82 -109, 117 - 121, 127 – 133. (2,5 п.л.).

13.Прояненкова, Л.А. Деятельностный подход в обучении физике [Текст] / Л.А. Проя-ненкова // Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб.пособие для студ.высш.пед.заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - Глава 15.4. - С. 281-287. (0,44 п.л.) Гриф УМО по специальностям педагогического образования

14. Прояненкова, Л.А. Физика. ЕГЭ [Текст]: методическое пособие для подготовки // Л.А. Прояненкова, Н.И.Одинцова. - М.: Издательство "Экзамен", 2006. – 350 с. (22 п.л., авторских - 14,6 п.л., 66%)

15.Прояненкова, Л.А. Сборник задач и упражнений по физике: 7 класс: к учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной "Физика. 7 класс" [Текст]: учебно-методическое пособие /Л.А. Прояненкова, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова; под ред. Л.А. Прояненковой. - М.: Издатель-ство "Экзамен", 2006. – 158 с. (8,4 п.л., авторских – 7,5 п.л., 90%)

16.Прояненкова, Л.А. Поурочное планирование по физике: 7 класс: к учебнику С.В.Громова, Н.А.Родиной "Физика. 7 класс" [Текст]: учебно-методическое пособие /Л.А. Прояненкова, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова; под ред. Л.А. Прояненковой. - М.: Издатель-ство "Экзамен", 2006. - 319 с. (16,8 п.л., авторских – 10 п.л., 60 %)

17.Прояненкова, Л.А. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике [Текст]: Рабочая тетрадь / Л.А. Прояненкова, А.В.Смирнов, С.В. Степанов. – М.: Проме-тей, 2006, - 96 с. (6 п.л., авторских – 3 п.л., 50%) Гриф УМО по специальностям педаго-гического образования

18.Одинцова, Н.И. Поурочное планирование по физике к Единому государственному экзамену [Текст]: метод. пособие / Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. - М.: Издательство "Экзамен", 2008. – 350 с. (26 п.л., авторских – 7,8 п.л., 30%)

19.Прояненкова, Л.А. Методика изучения электродинамики в курсе физики средней школы. Электромагнитное поле [Электронный ресурс] / Л.А. Прояненкова // Единая кол-лекция Цифровых Образовательных Ресурсов: ресурс 213486. - URL:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/797e49f2-7ffd-4d40-9a15-1a92d76a82a0/umE7_MPGU.ht. (дата об-ращения: 19.05.2010). - 3,61мб (2 п.л.)

20.Прояненкова, Л.А. Подготовка учащихся средней (полной) школы к единому госу-дарственному экзамену (ЕГЭ) по физике [Электронный ресурс] / Л.А. Прояненкова // Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: ресурс 213482. – URL:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6d039c6b-44bb6-8606d9f93/umE12_MPGU.htm. (дата обращения: 19.05.2010). - 1,06 мб (3 п.л.)

Программы

21.Анофрикова, С.В. Программа курса “Теория и методика обучения физике” [Текст] / С.В. Анофрикова, Л.А. Прояненкова - М.: Прометей, 1997. – 24 с. (1.5 п.л., авторских – 0,75 п.л., 50%)

22.Прояненкова, Л.А. Технологии и методики обучения физике [Текст]: примерная про-грамма дисциплины для бакалавров физико-математического образования / Л.А.Прояненкова // Бакалавриат и магистратура по направлению «Физико-математическое образование»: Учебно-методический комплекс /С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Л.А. Прояненкова и др.: под ред.С.Е. Каменецкого. – М.: «Прометей», 2005. – С. 52-74. (1,45 п.л.) Гриф УМО по специальностям педагогического образования

23.Прояненкова, Л.А. Технологии и методики обучения физике [Текст]: Примерная программа дисциплины для подготовки магистров образования направления «физико-математическое образование»: / Л.А. Прояненкова // Бакалавриат и магистратура по направлению «Физико-математическое образование»: Учебно-методический комплекс /С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Л.А. Прояненкова и др.: под ред.С.Е. Каменецкого. – М.: «Прометей», 2005. – С.207-221. (0,95 п.л.)

24. Прояненкова, Л.А. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: примерная программа для подготовки магистров образования направления «Физико-математическое образование» / Л.А. Прояненкова // Бакалавриат и магистратура по направлению «Физико-математическое образование»: Учебно-методический комплекс /С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Л.А.Прояненкова и др.: под ред.С.Е. Каменецкого. – М.: «Прометей», 2005. – С.222-227. (0,38 п.л.)

25.Прояненкова, Л.А. Оценка качества обучения по физике [Текст] / Л.А. Прояненкова // Мониторинг качества образования: Программа для аспирантов. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2009. – С.72-78. (0,5 п.л.)

26.Прояненкова, Л.А. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя естественно-математических предметов в основной и средней (полной) школе [Текст] / Л.А. Прояненкова // Современная парадигма высшего профессионального педагогическо-го образования: Программа для аспирантов. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2009. – С.55-62. (0,4 п.л.)

27.Прояненкова, Л.А. Методическая подготовка учителя физики к решению типовых задач в области учебно-воспитательной деятельности [Текст] / Л.А. Прояненкова // Со-временная парадигма высшего профессионального педагогического образования: Про-грамма для аспирантов. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2009. – С.88-96. (0,3 п.л.)

Статьи в других изданиях

28.Прояненкова, Л.А. Система заданий для усвоения основных понятий и законов те-мы "Электромагнитные явления" [Текст] / Л.А. Прояненкова, Д.Е. Фадеев //Научные труды МПГУ. - М.: Прометей, 1995 - С.267-269. (0,18 п.л., авторских – 0,12 п.л., 66%)

29.Прояненкова, Л.А. О программе базового курса физики, построенной на деятель-ностной основе [Текст] / Л.А. Прояненкова, Д.Е. Фадеев // Преподавание физики в выс-шей школе – 1996. - № 5. – С. 77-83. (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л., 50 %)

30. Прояненкова, Л.А. Психологическая теория деятельности и преподавание физики в средней школе [Текст] / Л.А. Прояненкова, Г.П. Стефанова // Научные труды МПГУ. Серия “Естественные науки”. – М.: Прометей, 1998. – С. 127-128. (0,12 п.л., авторских – 0,06 п.л., 50%)

31. Прояненкова, Л.А. Обучение студентов проведению научно-методического анализа тем школьного курса физики [Текст] / Л.А. Прояненкова // Научные труды МПГУ. Серия “Естественные науки”. - М.: Прометей, 1998. - С. 164-165. (0,06 п.л.)

32. Прояненкова, Л.А. Изучение электризации тел в 8 классе на деятельностной основе [Текст] / Л.А. Прояненкова // Научные труды МПГУ. Серия “Естественные науки”. –М.: Прометей, 1999. – С. 139-140. (0,12 п.л.)

33. Прояненкова, Л.А. К вопросу о формировании у учащихся понятия о физической величине [Текст] / Л.А. Прояненкова, С.В. Лозовенко // Научные труды МПГУ. Серия “Естественные науки”. – М.: Прометей, 2001. – С. 122-125. (0,18 п.л., авторских – 0,12 п.л., 66%)

34. Прояненкова, Л.А. Обучение учащихся экспериментальному методу выявления существенных признаков физических явлений [Текст] / Л.А. Прояненкова // Научные труды МПГУ. Серия “Естественные науки”. – М.: Прометей, 2003. – С. 156-159. (0,12 п.л.)

35. Прояненкова, Л.А. Интерактивный учебник как средство организации познава-тельной деятельности учащихся [Текст] / Л.А. Прояненкова // Научные труды МПГУ. Се-рия “Естественные науки”. – М.: Прометей, 2004. - С. 125-129. (0,3 п.л.)

36. Прояненкова, Л.А. Обучение студентов конструктивному анализу методической литературы [Текст] / Л.А. Прояненкова // Научные труды МПГУ. Серия “Естественные науки”. - М.: Прометей, 2005. - С. 173-175. (0,2 п.л.)

37. Прояненкова, Л.А. Как организовать подготовку к ЕГЭ [Текст] / Л.А. Прояненко-ва, Н.И. Одинцова // Открытая школа. 2006. № 2. С.56-61. (0,3 п.л., авторских – 0,2 п.л., 66%)

38.Прояненкова, Л.А. Формирование системы знаний о физическом явлении [Текст] / Л.А. Прояненкова, Л.М. Ядыкина // Школа будущего. - 2008. - № 5. – С.25-32. (0,5 п.л., ав-торских - 0,4 п.л., 80%)

39. Прояненкова, Л.А. Учебный модуль «Подготовка учащихся средней (полной) школы к единому государственному экзамену» [Текст] / Л.А.Прояненкова // Цифровые образовательные ресурсы в школе. Естествознание: сборник учебно-методических мате-риалов для педагогических вузов / сост. Н.П. Безрукова, А.С.Звягина, Е.В. Оспенникова; под ред. Е.В.Оспенниковой. – М.: Университетская книга, 2008.- С. 70-88. (1,18 п.л.)

40. Прояненкова, Л.А. Методика изучения электродинамики в курсе физики средней школы [Текст] / Л.А. Прояненкова // Цифровые образовательные ресурсы в школе. Есте-ствознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / сост. Н.П. Безрукова, А.С.Звягина, Е.В. Оспенникова; под ред. Е.В. Оспенниковой. – М.: Уни-верситетская книга, 2008.- С.241-252. (0,75 п.л.)

41. Прояненкова, Л.А. Формирование понятий при изучении физики в основной школе и развитие когнитивных способностей учащихся [Текст] / Л.А. Прояненкова // Развитие мышления в процессе обучения физике: Сборник научных трудов. Выпуск 5 / Под ред. С.А. Суровикиной. – Омск: Издательство Полиграфический центр КАН, 2009. – С.17-24. (0,5 п.л.)

42.Прояненкова, Л.А. Модель изучения школьного курса физики как основа разработ-ки электронных образовательных ресурсов [Текст] / Л.А. Прояненкова // Школа будущего. – 2009. - № 6. – С.10-20. (0,68 п.л.)

Материалы конференций

43. Прояненкова, Л.А. Обучение экспериментальному и теоретическому методам по-знания при изучении механики в средней школе [Текст] // Физика в системе современного образования (ФССО-95): Тезисы докладов международной конференции, Петрозаводск, 26-30 июня 1995 г. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1995. - С.118-119. (0,06 п.л.)

44.Прояненкова, Л.А. Подготовка студентов педагогических вузов к новым формам аттестации в связи с введением единого государственного экзамена [Текст] / Л.А. Проя-ненкова // Материалы IV Всероссийской конференции «Качество педагогического образования: молодой учитель»: В 3 т. – Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н.Толстого, 2003. – С.119-120. (0,1 п.л.)

45. Прояненкова, Л.А. Отражение в программе по теории и методике обучения физике типовых профессиональных задач учителя физики и методов их решения / Л.А. Прояненкова //Физика в системе современного образования (ФССО-07): Материалы девятой международной конференции, Санкт-Петербург, 4-8 июня 2007 г. Т.1. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007. – С.456-458. (0,2 п.л.)

46.Прояненкова, Л.А. Формирование метода решения типовой задачи «Измерить фи-зическую величину» в основной школе [Текст] / Л.А. Прояненкова // Современный физи-ческий практикум: Материалы X Международной учебно-методической конференции /Под ред. Н.В.Калачева, М.Б.Шапочкина. – Издательский дом Московского физического общества, 2008. – С.264-265. (0,06 п.л.)

47. Прояненкова, Л.А. Проблема формирования системы знаний о физических явле-ниях [Текст] / Л.А. Прояненкова, Л.М. Ядыкина // Материалы VI Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы разви-тия». Часть 1. – М.: МПГУ, 2007. – С. 163-165. (0,15 п.л., авторских - 0,12 п.л., 80%)