Научная тема: «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕСТОЛОГИИ В США»
Специальность: 13.00.02
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Для историко-научной реконструкции и исследования закономерности развития языковой тестологии используются принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности, однако наиболее важным из них и ведущим является принцип детерминизма, согласно которому все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Сложность исследования в данной области объясняется наличием большого числа детерминант. Культурно-исторические и лингводидактические детерминанты могут рассматриваться как наиболее значимые, так как именно они обусловили смену периодов в генезисе языкового тестирования в США.
  2. Первые педагогические тесты появились в результате эволюции различных донаучных испытаний, которые проводились в древних обществах для решения определенных задач и оценивались интуитивно. Во второй половине ХIХ в. быстрый подъём промышленного производства и технический прогресс потребовали подготовки большого количества грамотных и квалифицированных специалистов, что привело к реформам в системе образования. Унификация требований к содержанию обучения в многочисленных учебных заведениях различных ступеней образования детерминировала появление новых методов оценивания в педагогике.
  3. Тестология как наука зародилась и конституировалась на рубеже XIX и XX веков в США в психологии и педагогике, что в немалой степени было обусловлено культурно-исторической детерминантой - представлением американцев о труде и их отношением к трудовой деятельности, в том числе и по обучению иностранным языкам, дисциплиной, культурой требовательности, ответственности за результат труда и учебы, стремлением к их объективной оценке, основанных на протестантской этике. Методический аппарат психологической и педагогической тестологии экстраполирован на языковую тестологию.
  4. Генеральными культурно-историческими детерминантами, повлиявшими на развитие языковой тестологии, стали распространение идей философии прагматизма; международная и внутренняя социально-политическая ситуация; экономическая ситуация; достижения экспериментальной психологии и педагогики; развитие техники и информационных и телекоммуникационных технологий; достижения в области математико-статистической теории измерений; интерес к диалогу культур и развитие межкультурных контактов.
  5. Генеральными лингводидактическими детерминантами, повлиявшими на развитие языковой тестологии, стали традиционный, грамматико-переводной метод обучения иностранным языкам; аудиолингвальный метод обучения, который возник на базе армейского метода обучения и был основан на положениях структурной лингвистики и бихевиористских идей в психологии; принципы социолингвистики, когда основной задачей лингвистов стало изучение не устройства языка, а его функционирования; принципы прагматической вероятностной грамматики, разработанные Дж. Оллером-мл. и его сторонниками; принципы коммуникативного подхода к обучению языкам и нацеленность на формирование коммуникативной компетенции, основанные на положениях коммуникативной лингвистики; новые тенденции развития компьютерной лингвистики, использующей современные технологические возможности.
  6. Развитие языковой тестологии в США в современный период связано с разработкой коммуникативных тестов общего владения языком («proficiency» testing) и внедрением их в практику работы колледжей и университетов США. Развитие техники и информационных и телекоммуникационных технологий, а также достижения в области математико-статистической теории измерений привели к разработке инновационных языковых тестов и способствуют дальнейшему развитию американской языковой тестологии. С использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий связаны перспективы развития исследований и прикладных разработок в языковой тестологии США в ближайшем будущем. С возрастанием роли английского языка как языка международного общения в США совершенствуются хорошо зарекомендовавшие себя тесты ACTFL/ETS, TOEFL, TOEIC, MELAB и др. В то же время быстрыми темпами идет разработка новых оценочных инструментов, в том числе и альтернативных тестированию.
  7. Культурно-исторические и лингводидактические детерминанты обусловили смену периодов в генезисе языковой тестологии в США, которая определяется хронологическими рамками конца ХIX в. до наших дней. Весь исторический путь развития теории и практики языкового тестирования условно подразделен на шесть периодов: 1 - с конца XIX до 1920 г. - период тестов «старого типа»; 2 - 1920-е - 1930-е гг. - период тестов «нового типа», состоящий из двух подпериодов - «тестового бума» (1920-е гг.) и «относительного «затишья» (1930-е гг.); 3 - 1940-е гг. - период «армейских тестов»; 4 - 1950-е - 1960-е гг. - период дискретных тестов; 5 - 1970-е гг. - период интегративных/прагматических тестов; 6 - с 1980 г. до нашего времени - период коммуникативных тестов практического владения языком (современный период). Особенность каждого периода - появление новых по форме, содержанию, методике разработки и оценивания типов тестов. Периоды отличаются тем, что тесты предыдущего периода не были полностью вытеснены новыми, а в той или иной форме продолжают использоваться до сих пор. При этом стремление повысить валидность и надежность тестов является движущей силой эволюции тестов в США на протяжении всей истории развития языковой тестологии. Детерминизм в языковой тестологии проявляется также в эффекте обратного влияния тестирования на культурно-исторические и лингводидактические феномены, включая содержание и форму обучения.
  8. Использование разноцелевых компьютерных тестов в учебном процессе повышает эффективность обучения и способствует успешному формированию коммуникативной компетенции студентов и повышению их мотивации к обучению. С помощью компьютерных тестов возможно модернизировать и оптимизировать учебный процесс в российском вузе.
Список опубликованных работ
I. Научные статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации

1.Балуян, С. Р. Оценивание тестов устной коммуникации [Текст] / С. Р. Балуян // Известия ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - № 1. - С. 285-288 (0.3 п.л.).

2.Балуян, С. Р. Кейс-метод в обучении культуре делового общения [Текст] / С. Р. Балуян // Известия ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - № 1. - С. 239-242 (0.4 п.л.).

3.Балуян, С. Р. Терминология устного тестирования [Текст] / С. Р. Балуян // Известия ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - № 8. – С. 269-270 (0.1 п.л.).

4.Балуян, С. Р. Исследования в области истории тестологии [Текст] / С. Р. Балуян // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные науки в современном мире». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 2. - С. 76-78 (0.3 п.л.).

5.Балуян, С. Р. История тестирования устной речи: зарубежный опыт [Текст] / С. Р. Балуян // Известия ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - № 9. – С. 123-124 (0.1 п.л.).

6.Балуян, С. Р. Из истории лингводидактической тестологии в США: 1940-е годы [Текст] / С. Р. Балуян // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия «Лингвистика». Вып. 5. – Челябинск: Юж.-Урал. гос. универ., 2007. - № 15 (87). – С. 63-65 (0.4 п.л.).

7.Балуян, С. Р. Лингводидактическая тестология США: историческая ретроспектива и опыт адаптации в России [Текст] / С. Р. Балуян // Высшее образование в России. – М., 2008. - № 12. – С. 108-112 (0.6 п.л.).

8.Балуян, С. Р. История лингводидактических тестов: первые стра-ницы [Текст] / С. Р. Балуян // Высшее образование сегодня. – М., 2009. - № 1. – С. 28-30 (0.4 п.л.).

II. Монографии, учебные пособия:

9.Цатурова, И. А. Тестирование устной коммуникации: монография [Текст] // И. А. Цатурова, С. Р. Балуян; Таганрог. гос. радиотех. ун-т.– Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - 121 с. (15.5 п.л.). (Соавт. в равных долях).

10.Балуян, С. Р. Контрольно-оценочные материалы для измерения качества обучения английскому языку на базовом курсе (1999-2002) [Текст] / С. Р. Балуян. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 123 с. (15.7 п.л.).

11.Балуян, С. Р. Материалы вступительного экзамена по специальности «перевод и переводоведение». Устная коммуникация (1998-2002) [Текст] / С. Р. Балуян. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 121 с. (15.5 п.л.).

12.Балуян, С. Р. Test Your Reading Skills [Текст] / С. Р. Балуян. – Та-ганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 43 с. (5.5 п.л.).

13.Балуян, С. Р. Cloze Tests. Пособие для самостоятельной работы абитуриентов по подготовке к вступительному тестированию по английскому языку [Текст] / С. Р. Балуян, А.А. Яковлев. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 52 с. (6,6 п.л.). (Соавт. в равных долях).

14.Цатурова, И. А. Тестирование устной коммуникации: учебн.-метод. пособие [Текст] / И. А. Цатурова, С. Р. Балуян. – М.: «Высшая школа», 2004. - 127 с. (8.3 п.л.). Гриф «Рекомендовано Мин.обр. РФ в качестве учебно-методического пособия для студентов специальности 0226000 и преподавателей» (Соавт. в равных долях).

15.Балуян, С. Р. Лингводидактическая тестология в США: становле-ние и развитие: монография [Текст] / С. Р. Балуян. - М.: Компания Спутник +, 2007 - 192 с. (12 п.л.).

III. Научные статьи

16.Балуян, С. Р. Тестирование устной коммуникации [Текст] // Линг-вистика и межкультурная коммуникация: теория и практика: мат. всерос. науч.-практ. конф. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - С. 149-151. – (0.4 п.л.).

17.Балуян, С. Р. К вопросу об определении конструкта тестов устной коммуникации [Текст] / С. Р. Балуян // Сборник научных статей, посвященных 75-летнему юбилею И. А. Цатуровой. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - С. 159-165 (0.3 п.л.).

18.Балуян, С. Р. К вопросу о применении современных компьютерных технологий в лингводидактической тестологии [Текст] / С. Р. Балуян // Лингводидактические основы преподавания языков и культур: сб. науч. тр. Вып. 1. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - С. 22-25 (0.2 п.л.).

19.Балуян, С. Р. История тестирования устной речи: зарубежный опыт [Текст] / С. Р. Балуян // Лингводидактические основы преподавания языков и культур: сб. науч. тр. Вып. 2. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - С. 27-34 (0.4 п.л.).

20.Балуян, С. Р. Лингводидактическая тестология в США: истоки [Текст] / С. Р. Балуян // Практика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы: мат. Восьмого междун. науч.-практ. семинара. Том 1. - Донецк-Таганрог, 2007. - С. 50-59 (0.5 п.л.).

21.Балуян, С. Р. Лингводидактическая тестология в США: экспери-менты Б. Вуда и В. Хенмона [Текст] / С. Р. Балуян // Лингводидактические основы преподавания языков и культур: сб. науч. ст. Вып. 3. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007. - С. 10-24 (0.5 п.л.).

22.Балуян, С. Р. Культура лингводидактического тестирования в США: истоки [Текст] / С. Р. Балуян // Языки мира и мир языка: мат. четвертой междунар. науч.-практ. конф. Вып. 3. – М.: Моск. академ. экон. и пр., 2007. - C. 41-51 (0.5 п.л.).

23.Балуян, С. Р. Период дискретных тестов в истории лингводидактической тестологии США [Текст] / С. Р. Балуян // Лингводидактические основы преподавания языков и культур: сб. науч. ст. Вып. 4. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. - С. 10-17 (0.4 п.л.).

24.Балуян, С. Р. Лингводидактическая тестология: поиск концепту-ального подхода к изучению генезиса [Текст] / С. Р. Балуян // Вопросы обучения английскому языку и переводу. Вып. 6: научн. ежегодник / гл. ред. Р. П. Мильруд. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. - С. 10-17 (0.5 п.л.).

25.Балуян, С. Р. Тест FSI: экскурс в историю [Текст] / С. Р. Балуян // Ежегодник Центра английского языка и культуры. Вып. 3 / гл. ред. О. Г. Поляков. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. - С. 10-17 (0.5 п.л.).

26.Балуян, С. Р. Современное состояние и тенденции развития линг-водидактической тестологии в США [Текст] / С. Р. Балуян // Современные проблемы взаимодействия языков и культур: мат. междунар. науч.-пр. конф. 25-26 апреля 2008 г. Часть 1. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2008. - С. 62-67 (0.5 п.л.).

27.Балуян, С. Р. Компьютерное тестирование: тесты центра прикладной лингвистики (США) [Текст] / С. Р. Балуян // Инновационные технологии в языковом образовании: мат. всерос. науч.-практ. конф. 15 мая 2008 г. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2008. - С. 13-18 (0.5 п.л.).

28.Балуян, С. Р. Клоуз-тесты: ретроспективный и перспективный взгляд [Текст] / С. Р. Балуян // Языковое поликультурное образование. Вып. 2: междунар. сб. науч. тр. / под ред. П.В. Сысоева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. – С. 31-36 (0.6 п.л.).

29.Балуян, С. Р. Проблема подготовки рейтеров для тестирования устной речи [Текст] / С. Р. Балуян // Многоязычие и межкультурное взаимодействие: мат. междунар. конф.; к 80-летию проф. С. Я. Гельберг. – Ижевск: Удм.гос.ун-т., 2008. - С. 28-30 (0.4 п.л.).

30.Балуян, С. Р. Тестовые технологии в лингводидактике в США: экскурс в историю [Текст] / С. Р. Балуян // Теcтирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития: мат. всерос. науч.-практ. конф. 19-21 мая 2008 г. / отв. ред. Г. П. Карлов. – Красноярск: СибГТУ, 2008. - C. 159-163 (0.5 п.л.).

31.Балуян, С. Р. Проблема выбора конструкта при тестировании уровня сформированности социокультурной компетенции студентов [Текст] / С. Р. Балуян // Проблемы межкультурной коммуникации в современном образовательном пространстве»: мат. междунар. науч.-практ. конф. 18-20 декабря 2008 г. – Тобольск: Тоб. гос. пед. инст., 2008. – С. 350-355 (0.4 п.л.).

32.Балуян, С. Р. Роль подготовки экспертов в повышении качества оценивания прямых коммуникативных тестов [Текст] / С. Р. Балуян // Кон-троль качества обучения иностранным языкам: сб. науч. тр. / отв. ред. В. П. Мильруд. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. - С. 9-15 (0.6 п.л.).

33.Балуян, С. Р. Воздействие языкового теста как важнейшая его ха-рактеристика [Текст] / С. Р. Балуян // Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития: мат. междунар. науч.-практ. конф. 19-20 мая 2009 г. / отв. ред. Г. П. Карлов. – Красноярск: СибГТУ, 2009. - С.20-23 (0.3 п.л.).

34.Балуян, С. Р. Многофакторный детерминизм генезиса лингводи-дактической тестологии в США [Текст] / С. Р. Балуян // Лингводидактиче-ские основы преподавания языков и культур: сб. науч. тр. Вып. 5. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. - С.10-18 (0.5 п.л.).

35.Балуян, С. Р. Вторая мировая война и развитие языкового тестирования в США [Текст] / С. Р. Балуян // Филология, языкознание, дидактика: теория и методика исследований: сб. науч. тр. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. универ., 2010. – С. 12-17 (0.3 п.л.).

36.Балуян, С. Р. Принцип детерминизма как ведущий принцип науч-ного познания при исследовании истории языковой тестологии [Текст] / С. Р. Балуян // Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития: мат. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. 19-20 мая 2010 г. / отв. ред. А. В. Андриенко. – Красноярск: СибГТУ, 2010. - С.12-14 (0.3 п.л.).

37.Балуян, С. Р. Интернет-тестирование в обучении иностранным языкам [Текст] / С. Р. Балуян // Перспективы развития языкового образования в неязыковом вузе: мат. междунар. науч.-практ. конф. 20-21 мая 2010 г. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – С.61-65 (0.3 п.л.).

IV. Материалы международных и всероссийских конференций

38.Балуян, С. Р. Заключительный этап разработки теста [Текст] / С. Р. Балуян // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в школе и вузе: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. 10-11 июня 2003 г. – Пенза: РИО ПГСХА, 2003. - С. 110-112 (0.2 п.л.).

39.Балуян, С. Р. Методы сбора информации при тестировании [Текст] / С. Р. Балуян // Преподавание иностранных языков и культур: лингводидактическая теория - методический инструментарий: мат. междунар. науч.-метод. симпоз. Лемпертовские чтения V. 29-31 мая 2003. - Пятигорск: ПГЛУ, 2003. - С. 172-174 (0.2 п.л.).

40.Балуян, С. Р. Современные компьютерные технологии в лингводидактической тестологии [Текст] / С. Р. Балуян // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в школе и вузе: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. 16-17 декабря 2004 г. – Пенза: РИО ПГСХА, 2004. - С. 294-296 (0.2 п.л.).

41.Балуян, С. Р. Из опыта работы по организации вступительного экзамена по английскому языку на лингвистической специальности [Текст] / С. Р. Балуян // Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования в России: мат. всерос. науч.-практ. конф. 26-30 сентября. – Сочи: Черн. гуман. акад., 2005. - С. 70-71 (0.2 п.л.).

42.Балуян, С. Р. TSE: исторический экскурс [Текст] / С. Р. Балуян // Преподавание иностранных языков и культур в начале XXI столетия: инновации и традиции: сб. ст. по мат. междунар. науч.-метод. симпоз. Часть 1. Лемпертовские чтения-Х. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - С. 54-59 (0.3 п.л.).

43.Балуян, С. Р. Некоторые аспекты интернет-тестирования в лингводидактике [Текст] / С. Р. Балуян // Язык и культура: сб. мат. междунар. науч.- практ. интернет-конф. Апрель 2008. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. - С. 134-138 (0.3 п.л.).

44.Балуян, С. Р. Организация вступительного тестирования по английскому языку: опыт ТТИ ЮФУ [Текст] / С. Р. Балуян // Вопросы со-временной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. - С. 340-343 (0.3 п.л.).

45.Балуян, С. Р. Лингводидактические веб-квесты: проблема контроля [Текст] / С. Р. Балуян // Общетеоретические и практические проблемы лингводидактики: мат. междунар. науч.-практ. конф. 24-25 апреля 2008 г. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. универ., 2008. – C. 17-20 (0.2 п.л.).

46.Балуян, С. Р. Проблема учета индивидуальных особенностей те-стируемых при разработке лингводидактических тестов [Текст] / С. Р. Балуян // Новое в преподавании иностранных языков и литератур: сб. мат. междунар. науч.-практ. конференции «Иностранные языки и литературы: актуальные проблемы образования и науки». Вып. 2. – Пермь: Перм. гос. универ., 2008. - C. 19-24 (0.3 п.л.).

47.Балуян, С. Р. Некоторые аспекты разработки заданий коммуникативных тестов [Текст] / С. Р. Балуян // Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: тр. и мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. С. Шарафутдинова - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - C. 144-148 (0.3 п.л.).