- Системная реконструкция процесса становления и развития образовательного пространства Ингушетии, учитывающей историческую обстановку, национально-региональные особенности, динамику социально-экономических, политических, конфессиональных, демографических, этнокультурных и организационно-управленческих факторов, возможна на базе следующих характеристик:- целевое назначение образовательной системы и ее стратегемность (содержание выполняемого социального заказа, целевая модель выпускника образовательных учреждений, соответствие содержания образовательного процесса национальным интересам, культурно-историческая миссия образовательной системы); - структура и эффективность управления образовательным процессом (состав учебного управления, содержание его деятельности, соответствие учебно-управленческой деятельности содержанию деятельности учебных учреждений, минимизация ошибок и просчетов в управленческих решениях и действиях, обеспечение управленческой деятельностью высоких темпов развития образования, позитивных качественных изменений образовательного пространства); - открытость или относительная изолированность образовательного пространства и качественное своеобразие процессов его становления и развития, определяемых совокупным действием ряда факторов-детерминант (политико-идеологического, социально-экономического, территориального, географического, демографического, этнокультурного, организационно-управленческого);- своеобразие сочетания основных образовательных сред (архаичных и современных);- динамика развития системы образования (темп и масштаб создания учебных учреждений); - доступность и национально-региональная адекватность (учитываются образ жизни населения и культурно-образовательные запросы, уровень благосостояния, территориальное расположение образовательных учреждений и т.д.);- этнокультурный потенциал (возможность поддержания национальной культуры - традиций, норм, ценностей);- практико-трудовая направленность; - преемственность образования.
- Национально-региональное образовательное пространство представляет собой динамично развивающуюся систему национально-специфических материальных условий, этнокультурных ментальных установок, типичных для данного национального региона, его социокультурных и образовательных общественных стратегий, наличных результатов их реализации в области трансляции национальной культуры через национальные образовательные структуры. Наряду с выделенными выше сущностными характеристиками образовательного пространства, имеет и особенные: своеобразная образовательная структура региона, прошедшая неповторимый исторический путь; индивидуально-особенное взаимодействие образовательных сред; специфика учреждений образования; образовательный потенциал общества; своеобычная «архитектура духа»; региональные особенности взаимодействия субъектов, участвовавших в образовательных процессах, либо заинтересованные в них.
- Ведущими тенденциями становления и развития образовательного пространства Ингушетии являются: осуществление культурно-исторической миссии национально-регионального образовательного пространства, состоящей в трансляции национальной культуры и вовлечении населения региона в общероссийский культурный процесс; обеспечение соответствия содержания образовательного процесса создаваемых учреждений государственным национальным интересам; институциональная дифференциация национально-регионального образовательного пространства по своим функциям, уровням и задачам в соответствии с общими условиями социально-экономического, политического и этнокультурного развития Ингушетии; развитие практико-трудовой направленности образовательного пространства в контексте социально-экономических и этнорегиональных потребностей Ингушетии; последовательное формирование национальной школы как социального института для решения задач этнокультурного воспитания и межкультурной интеграции учащихся; создание системы подготовки учительских кадров для региона с использованием возможностей образовательных учреждений за пределами Ингушетии.
- В рамках образовательного пространства Ингушетии взаимодействовали, как минимум, три образовательные среды: сфера народной педагогики, корни которой уходят во времена родового доклассового общества; сфера средневекового арабоязычного религиозного образования; сфера современного русскоязычного светского образования.
- Одним из благоприятных факторов для осуществления социально-культурных преобразований на территории Ингушетии являлось активное участие ингушского народа во всех внешних войнах России конца XIX и начала XX веков, подтверждая тем самым свою приверженность Российской империи. Власти всегда благожелательно относились к инициативам ингушей создавать на своей территории светские учебные заведения.
- Введение в России, а затем в Ингушетии всеобщего начального образования в качестве необходимых условий имело: а) обеспечение доступности начального обучения путем его бесплатности для малоимущих и хорошо успевающих, казенного обеспечения пансионеров, материальной помощи малоимущим; б) контроль за соблюдением обязательности посещения детьми начальной школы, созданием необходимых условий для посещения школы детьми из малоимущих семей; в) унификацию начальных училищ, сведение их к нескольким основным типам, причем в Ингушетии подобная унификация была осуществлена до принятия закона о всеобщем начальном образовании, поскольку основным типом государственных начальных училищ были горские училища; г) в перспективе развитие национальной народной школы, обеспечивающей знание родного языка, овладение национальной культурой; д) решение проблем требуемого уровня подготовки учительских кадров для начальной школы, в том числе, национальной; е) особое внимание к изучению русского языка в начальных горских училищах и приобщение учащихся к русской культуре; ж) практико-трудовая направленность обучения в начальных горских училищах. Быстрые темпы роста школьной сети, своевременное решение вопроса о кадровом и учебно-методическом обеспечении вновь открытых учебных заведений Ингушетии были одной из особенностей развития ее образовательного пространства. Введение всеобщего начального обучения в 30-е гг. поставило органы народного образования перед теми проблемами, которые возникали при реализации подобного закона в дореволюционный период. Если образование теперь было безусловно бесплатным, то все остальные задачи, связанные с реализацией закона о всеобщем начальном образовании необходимо было решать заново. Кроме обычных мероприятий, сопровождающих введение закона, на Северном Кавказе использовались новые формы его осуществления.
- Восстановление образовательного пространства Ингушетии осуществлялось быстрыми темпами: уже в 1922-1923 гг. школьная сеть была воссоздана и расширена. Недостаточное финансирование и тяжелое материальное положение учительства снижало уровень деятельности учебных заведений, а в ряде случаев привело к их временному закрытию. С 1924 г. национальные субъекты Северного Кавказа, в том числе и Ингушетия, стали регулярно получать необходимую финансовую и материальную поддержку, что обеспечило восстановление нормального функционирования школьной сети, которая в дальнейшем постоянно расширялась. Характер организации начального обучения в значительной мере способствовал, с одной стороны, его регионализации и энциклопедизации, а с другой - его атеизации и политизации. Вместе с тем, комплексность программ ГУСа требовала не действительной энциклопедизации, а энциклопедизации эклектической, не предполагающей глубокой проработки научных основ изучаемых учебных дисциплин. Школьное строительство Ингушетии и других национальных субъектов Северного Кавказа осуществлялось в обстановке жестокой классовой борьбы. Преодолевать сопротивление реакционеров пришлось до середины 30-х гг., поскольку до этого времени сохранялись подпольные религиозно-националистические организации, подпольные арабские школы.
- Относительно самостоятельное существование образовательного пространства Ингушетии обеспечивало более быстрое и эффективное его развитие, чем-то, когда оно находилось в жестком взаимодействии с образовательными пространствами кавказских народов, с которыми ингушский народ по воле центра оказывался в том или ином политическом объединении. В течение десяти лет (1924-1934 гг.) в Ингушской автономной области была осуществлена революция в образовании, в результате которой она стала территорией всеобщей грамотности, с гарантированным начальным образованием молодежи, с широкими возможностями получения бесплатного профессионального образования от начального его уровня до высшего.
- В Ингушетии создается и развивается система профессионального образования. Часть учреждений профессионального образования сохранилась с дореволюционного времени, другая была открыта после гражданской войны. Существенные положительные изменения произошли в развитии профессионального образования женщин-горянок. Создание системы профессионального образования Ингушетии в известной мере завершило формирование ее целостного образовательного пространства, в котором доминировала современная светская образовательная среда.
- Периодизация становления и развития национально-регионального образовательного пространства Ингушетии включает следующие исторические этапы: I. ... до 1868 г. - наличие образовательного пространства, основой которого являлись народная педагогика, арабоязычные школы, деятельность народных просветителей. II. 1868-1917 гг. - создание новой педагогической среды, основу которой составляла сеть русскоязычных светских горских училищ. Введение всеобщего начального образования. III. 1917-1924 гг. - постепенное разрушение школьной сети, а затем ее восстановление и расширение, создание нового идейного, кадрового, учебного и методического обеспечения. Процесс ликвидации безграмотности, появление первых просветительных учреждений, начало «коренизации» образования. IV. 1924-1934 гг. - относительно самостоятельное развитие национально-регионального образовательного пространства Ингушетии, наращивание его необходимых структур, реализация сущностных характеристик. Осуществление закона о всеобщем начальном образовании.
1. Гудиева Л.Х-У. Развитие образовательного пространства Ингушетии в начале XX в. / Л.Х-У. Гудиева, Т.Т. Матиев //Научная мысль Кавказа. – № 4. – 2005. – 0,8 п.л.
2.Гудиева Л.Х-У. Ликвидация безграмотности в Ингушетии 1920-1930 гг. /Л.Х-У. Гудиева //Педагогика, 2006. – № 10. – 0,7 п.л.
3.Гудиева Л.Х-У. Подготовка учителей для школ Ингушетии в 1920-1930 гг. /Л.Х-У. Гудиева, А.М. Мартазанов //Педагогика, 2007. – № 5 – 0,5 п.л.
4.Гудиева Л.Х-У. Состояние и тенденции развития образовательного пространства в Ингушетии второй половины XIX в. – начала XX в. / Л.Х-У. Гудиева // Гуманизация образования. – 2008. – № 3. – 0,4 п.л.
5.Гудиева Л.Х-У. Горские школы на Северном Кавказе 1920-1930-х гг. / Л.Х-У. Гудиева // Педагогика. – 2008. – № 4 . – 0,9 п.л.
6.Гудиева Л.Х-У. Введение всеобщего начального обучения в Ингушской Автономной области 1930-1934 гг. / Л.Х-У. Гудиева // Педагогика. – 2008. – № 8 . – 0,5 п.л.
7.Гудиева Л.Х-У. Роль и место профессионального образования в становлении образовательного пространства Ингушетии в 20-х – 30-х гг. ХХ в. /Л.Х-У. Гудиева // Гуманизация образования. – 2008. – № 4. – 0,4 п.л.
8.Гудиева Л.Х-У. Развитие российской школы и образования в Кавказском регионе во второй половине XIX – начале XX вв. /Л.Х-У. Гудиева //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – №3. – 0,4 п.л.
9.Гудиева Л.Х-У. Особенности становления образовательного пространства одного из субъектов Северного Кавказа – Ингушетии во второй половине XIX века. / Л.Х-У. Гудиева //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – №4. – 0,4 п.л.
Монографии, учебные пособия:
10.Гудиева Л.Х-У. Начальный этап развития образовательного пространства Ингушетии: монография /Л.Х-У. Гудиева. – Ростов-на-Дону: изд. СКНЦ ВШ ЮФУ, 2005. – 10,4 п.л.
11.Гудиева Л.Х-У. Развитие культурно-образовательного пространства Ингушетии 1920-1934гг.: монография /Л.Х-У. Гудиева. – Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. – 11,0 п.л.
12.Гудиева Л.Х-У. Общие основы педагогики: Дидактика. Ч. 1. Воспитание. Ч.2. /Л.Х-У. Гудиева: учебно-метод. комплекс. В 2 ч. – Магас: Изд-во ИнгГУ, 2007. - 4,0 п.л.
13.Гудиева Л.Х-У. Развитие образовательного пространства Ингушетии 1868-1940 гг.: монография /Л.Х-У. Гудиева. – Назрань: изд-во «Пилигрим», 2008. – 19,0 п.л.
Статьи, тезисы, доклады:
14.Гудиева Л.Х-У. История ингушской национальной одежды и бытовых вещей и материалов нетканого производства /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование в современных условиях: матер. науч.-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2002. – 0,2 п.л.
15.Гудиева Л.Х-У. Из истории просвещения в Ингушетии /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ , 2004. – 0,2 п.л.
16.Гудиева Л.Х-У. Из истории развития образовательного пространства в сельских районах Ингушетии /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,2 п.л.
17.Гудиева Л.Х-У. Открытие новых начальных училищ на территории плоскостной Ингушетии в начале ХХ века /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,2 п.л.
18.Гудиева Л.Х-У. Создание школьной сети на территории Ингушетии для введения всеобщего начального образования /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,13 п.л.
19.Гудиева Л.Х-У. Первые педагогические кадры ингушской национальности / Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,13 п.л.
20.Гудиева Л.Х-У. Контроль и руководство за организацией учебного процесса в школах Терской области в конце XIX века / Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 3. – Магас, 2005. – 0,8 п.л.
21.Гудиева Л.Х-У. Об учителях и попечителях Назрановской горской школы /Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 3. – Магас, 2005. – 0,7 п.л.
22.Гудиева Л.Х-У. Начало развития образовательного пространства Ингушетии: объективные и субъективные причины /Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 3. – Магас, 2005. – 0,6 п.л.
23.Гудиева Л.Х-У. Б.М. Зязиков. Первый учитель ингушской национальности/ Л.Х-У. Гудиева //Научная мысль Кавказа. Приложение – 2005. – № 13. – 0,6 п.л.
24.Гудиева Л.Х-У. Школьное строительство в Ингушетии в составе Горской республики 1921-1924 гг. / Л.Х-У. Гудиева, Т.Т. Матиев // Научная мысль Кавказа. Приложение. – 2006. – № 13. – 0,8 п.л.
25.Гудиева Л.Х-У. Начало развития образовательного пространства в ИАО 1924-1928 гг. / Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 4. – Магас, 2006. – 0,5 п.л.
26.Гудиева Л.Х-У. Организация учебного процесса в Назрановской горской школе / Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 4. – Магас, 2006. – 1,3 п.л.
27.Гудиева Л.Х-У. Народная, религиозная и светская педагогика как составляющие образовательного пространства Ингушетии конца XIX – начала XX вв. / Л.Х-У. Гудиева //Развитие образовательных процессов в условиях России: история и современность: Межвуз. сб. науч. ст. – Армавир: Армавирский гос. пед. ун-т, 2006. – 0,3 п.л.
28.Гудиева Л.Х-У. Особенности заселения Ингушетии как фактор развития образовательного пространства в XIX – начале XХ вв. / Л.Х-У. Гудиева // Развитие образовательных процессов в условиях России: история и современность: Межвуз. сб. науч. ст. – Армавир: Армавирский гос. пед. ун-т, 2006. – 0,3 п.л.
29.Гудиева Л.Х-У. Структура школьного образования в СССР 1917-1941 гг. / Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 4. – Магас, 2006. – 0,45 п.л.
30.Гудиева Л.Х-У. Развитие многоуровнего, многофункционального культурно-образовательного пространства Ингушетии начиная с 1993 г. / Л.Х-У. Гудиева / /Рефлексия, 2007. – № 1. – 0,4 п.л.
31.Гудиева Л.Х-У. Структурно-функциональный анализ образовательного процесса 20-х годов XX в. /Л.Х-У. Гудиева // Рефлексия, 2007. – № 1. – 0,6 п.л.
32.Гудиева Л.Х-У. «Культурные походы» – специфичная форма культурного строительства в отсталых субъектах Северо-Кавказского края /Л.Х-У. Гудиева, Х.С. Оздоева //Рефлексия. 2007. – № 2. – 0,3 п.л.
33.Гудиева Л.Х-У. Мероприятия по совершенствованию учебного процесса в школах I ступени Ингушетии в 20-х годах ХХ века /Л.Х-У. Гудиева, Х.С. Оздоева // Рефлексия, 2007. – № 4. – 0,3 п.л.
34.Гудиева Л.Х-У. Генезис светского русскоязычного образования в сельских районах Ингушетии 1868-1920 гг. /Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 5. – Магас, 2007. – 0,5 п.л.
35.Гудиева Л.Х-У. Возрождение образовательного пространства Ингушетии с 1920 по 1934 гг. /Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 5. – Магас, 2007. – 0,6 п.л.
36.Гудиева Л.Х-У. Кадровое обеспечение начальных школ Ингушетии 1920-1933 гг. / Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2007. – 0,13 п.л.
37.Гудиева Л.Х-У. Состояние культурно образовательного пространства Ингушетии 1940-1957 гг. /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2007. – 0,13 п.л.
38.Гудиева Л.Х-У. Место русского языка в учебных программах горской школы на северном Кавказе / Л.Х-У. Гудиева // Русский язык как язык межнационального общения в образовательном, научном и культурном пространстве полиэтнической России: Всерос. науч. конф. – Магас, 2007. – 0,13 п.л.
39.Гудиева Л.Х-У. Генезис и дальнейшее развитие печатного дела в Ингушетии/ Л.Х-У. Гудиева //Наука, образование и производство: Матер. Междунар. научно-практ. конф. посвященной 95-летию со дня рождения акад. Миллионщикова – Грозный: ГГНИ, 2008. – 0,5 п.л.
40.Гудиева Л.Х-У. Становление образовательного пространства Ингушской Автономной области 1924-1934 годы / Л.Х-У. Гудиева // Наука, образование и производство: Матер. Междунар. научно-практ. конф. посвященной 95-летию со дня рождения акад. Миллионщикова: матер. Всерос. научно-практ. конф. – Грозный: ГГНИ, 2008. – 0,6 п.л.
41.Гудиева Л.Х-У. Общественно-политические и экономические предпосылки развития русскоязычного образования в Ингушетии / Л.Х-У. Гудиева //Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика: Матер. II Всерос. науч-практ. конф. – Волгоград: ВГИПК РО, 2008. – 0,43 п.л.
42.Гудиева Л.Х-У. Русскоязычное образование – необходимое условие интеграции ингушей в систему общественных отношений России /Л.Х-У. Гудиева //Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика: Матер. II Всерос. науч-практ. конф. – Волгоград: ВГИПК РО, 2008. – 0,8 п.л.
43.Гудиева Л.Х-У. Объективные причины генезиса русскоязычного образования в Ингушетии /Л.Х-У. Гудиева //Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения: музей антропологии и этнографии им. Петра Великого при Кунсткамере РАН. – С.-Петербург, 2008. – 0,15 п.л.
44.Гудиева Л.Х-У. Пути решения проблемы подготовки ингушских национальных инженерно-технических кадров: 1924-1934 гг. / Л.Х-У. Гудиева //Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения: музей антропологии и этнографии им. Петра Великого при Кунсткамере РАН. – С.-Петербург, 2008. –0,15 п.л.
45.Гудиева Л.Х-У. Вовлечение горцев Северного Кавказа в русскоязычное образовательное пространство Российской Империи /Л.Х-У. Гудиева // Актуальные проблемы качества – менеджмент образования в России: Всерос. науч. практ. конф. – Армавир, 2008. – 0,6 п.л.
46.Гудиева Л.Х-У. Программное обеспечение учебного процесса трудовых школ (1920-1941 гг.) /Л.Х-У. Гудиева //Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: V Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2008. – 0,9 п.л.
47.Гудиева Л.Х-У. Проблемы обучения детей в школах I ступени на северном Кавказе (1920-1928 гг.) / Л.Х-У. Гудиева //Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: V Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2008. – 0,5 п.л.
48.Гудиева Л.Х-У. Сравнительный анализ культурного строительства в Ингушетии с другими субъектами Северного Кавказа (1920-1930 гг.) /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч.-практ. конф.- Магас: ИнгГУ, 2008. – 0,2 п.л.
49.Гудиева Л.Х-У. Проблемы обучения ингушских детей в школах I ступени (1920-1930 гг.) / Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 6. – Магас, 2008. – 0,75 п.л.
50.Гудиева Л.Х-У. Понятие образовательного пространства и его сущностные характеристики /Л.Х-У. Гудиева //Актуальные, социально-полити-ческие и этнокультурные проблемы Ингушетии: сб. науч. тр. – Магас, 2008. – 1,6 п.л.
51.Гудиева Л.Х-У. Ингушская письменность как фактор развития образовательного пространства Ингушетии / Л.Х-У. Гудиева //Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе: матер. 6-й Всерос. науч.-метод. конф. В 2 ч. Ч. 2. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 0,2 п.л.
52.Гудиева Л.Х-У. Статистическая характеристика состояния образовательного пространства Терской области в 1912 г. /Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов – Магас, 2008. – 0,7 п.л.
53.Гудиева Л.Х-У. Введение всеобщего обязательного начального обучения детей школьного возраста в Ингушетии /Л.Х-У. Гудиева //Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе: матер. 6-й Всерос. науч.-метод. конф. В 2 ч. Ч. 2. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 0,25 п.л.
54.Гудиева Л.Х-У. Назрановское горское начальное училище – образцовое учебное заведение Северного Кавказа /Л.Х-У. Гудиева // Теория и практика педагогического проектирования: сб. науч. ст. Вып. 2. – Сочи, 2009. – 0,5 п.л.
55.Гудиева Л.Х.-У. Особенные характеристики национально-регионального образовательного пространства Ингушетии/Л. Х.-У. Гудиева// Матер. Региональной научно-практической конференции «Вузовское образование и наука». Магас, 2009. – 0,3 п.л.
56.Гудиева Л.Х.-У. Инновационная деятельность учителя начальных классов. /Л. Х.-У. Гудиева// Сборник научных статей Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. Черкесск, 2010. – 0,5 п.л.
57.Гудиева Л.Х.-У. Теория и практика регионализации современного российского образования /Л. Х.-У. Гудиева// Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Магас, 2010. – 0,5 п.л.