- Сетевое сообщество как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет представляет собой группу людей, взаимодействующих на основе коммуникаций Интернета, имеющих общие связи между собой, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии. Субъектный подход к анализу сущностных характеристик сетевых сообществ Интернета определяет социально-психологические характеристики совместной деятельности людей на основе телекоммуникаций, уровни (потенциальный, номинальный, реальный) и механизмы развития (развитие как повышение субъектности некоторой сетевой группы) сетевых сообществ. Это создаёт основы для проектирования образования с использованием возможностей сети Интернет, современный этап развития которой определяется системой социальных отношений в глобальной сети, возникновением, развитием и усилением роли большого числа сетевых сообществ.
- Теоретико-методологические основания подготовки учителя информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета определяются возможностями сетевых сообществ для реализации личностно ориентированного образования, а также ролью информатики как базовой образовательной области для обучения в сетевых сообществах Интернета. Личностная ориентация образования связана с возможностями создания особых условий образовательной среды, ориентированной на личностное развитие и субъектное становление обучаемых, реализацию образования как «вхождение в культуру», формирование у личности представления о себе, что адекватно соответствует общим целям и содержанию обучения информатике в аспекте процессов всеобщей информатизации, а также позволяет определить профессионально значимые характеристики личности учителя информатики как блоки ценностно-смысловых, социальных, коммуникативных и информационных компетенций.
- Процессуальные характеристики профессиональной деятельности учителя информатики в сетевых сообществах Интернета определяются, прежде всего, особенностями реализации сетевых учебных проектов, которые в полной мере предстают как учебные проекты, реализуемые в сетевых сообществах Интернета. Учебная деятельность в сетевых сообществах Интернета адекватно задаётся этапами реализации сетевых учебных проектов (подготовительный этап, этап начальной разработки проекта, этап реализации проекта и представления результатов), соотнесёнными с логикой развития сетевых сообществ. При этом характер образовательного процесса в сетевых сообществах Интернета требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для совместной активности обучающихся, проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию, совместному творчеству и самореализации в компьютерной сети. Это позволяет выделить перечень профессиональных компетенций, определяющих специфику профессиональной деятельности учителя информатики в сетевых сообществах Интернета.
- Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета реализуется в методической системе обучения информатике в соответствии с логикой трёх этапов, определяемых этапами становления и развития ключевой, базовой и специальной компетентности учителя. На каждом этапе обучение студентов предполагает реализацию учебных проектов в сетевых сообществах Интернета. При этом на первом этапе (ключевая компетентность), реализуемом при изучении дисциплин информатики, содержание учебной деятельности должно ориентироваться на освоение теории и опыта участия в сетевых сообществах. На втором этапе (базовая компетентность), реализуемом в рамках дисциплин, посвящённых вопросам информатизации образовательного процесса, учебные проекты студентов должны предполагать моделирование ситуаций учебной деятельности с учениками. На третьем этапе (специальная компетентность), реализуемом в рамках прохождения педагогических и учебных практик, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, учебные проекты должны носить характер реально реализуемых на практике, когда студенты выступают их организаторами, кураторами и экспертами по предметным областям. Форма деятельности студентов изменяется при этом от собственно учебной деятельности к квазипрофессиональной и учебно-профессиональной, что обеспечивает становление и развитие профессионально значимых личностных качеств учителя, формирование опыта профессиональной деятельности учителя информатики в сетевых сообществах Интернета.
1.Данильчук Е. В., Коротков А. М., Петров А. В., Сергеев А. Н. и др. Компьютерное образование: методология, теория, практика: Монография / Под. ред. проф. А.В. Петрова. — Волгоград: Перемена, 2002. — 237 с. (14,8 п. л. / авт. — 0,6 п. л.).
2.Данильчук Е. В., Коротков А. М., Сергеев А. Н., Штыров А. В. и др. Создание и использование электронных образовательных ресурсов: совместно-распределённая деятельности: кол. монография. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. — 158 с. (9,3 п. л. / авт. — 2,5 п. л.).
3.Сергеев А. Н. Теоретические основы и технологии обучения в сетевых сообществах Интернета: Монография. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010 (апрель). — 183 с. (10,5 п. л.).
4.Сергеев А. Н. Учим и учимся с Вики: создание ресурсов сети Интернет: Учеб.-метод. пособие для студ. пед. вузов. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. — 48 с. (3 п. л.).
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
5.Сергеев А. Н. Компьютерные технологии как средство личностного развития в процессе обучения: новые возможности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. — 2005. — №1(10). — С. 80-85. (0,4 п. л.).
6.Сергеев А. Н. Использование компьютерных технологий в проектно-исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая информатика: научно-методический журнал. — 2005. — №5. — С. 37-44. (0,57 п. л.).
7.Сергеев А. Н. Педагогические технологии и Интернет: пути эффективного использования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. — 2006. — №4(17). — С. 56-58. (0,3 п. л.).
8.Сергеев А. Н. Компьютеры и Интернет в образовании: реализация проектов и обучение в сообществах // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. — 2009. — №1(35). — С. 64-68. (0,4 п. л.).
9.Сергеев А. Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования. — 2009. — №5. С. 36-41. (0,45 п. л.).
10.Сергеев А. Н. Личностное развитие обучающихся в сетевых образовательных сообществах // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2009. — №4. С. 51-58. (0,44 п. л.).
11.Сергеев А. Н. Сетевые образовательные сообщества в контексте новых подходов к реализации педагогических технологий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп: изд-во АГУ. — Вып. 2. — 2009. С. 158-165. (0,52 п. л.).
12.Сергеев А. Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах Интернета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. — 2010 (февраль). — №1 (45). — С. 89-94. (0,48 п. л.).
Статьи в журналах и сборниках научных трудов
13.Сергеев А. Н. Интернет-ориентированные дидактические компьютерные среды: специфика, возможности в обучении и развитии личности // Информатизация образования-2003: Науч. тр. и материалы конф. АИО. Волгоград, 12-15 мая 2003 г. / АИО; ВГПУ. — Волгоград: Перемена, 2003. — С. 87-91. (0,25 п. л.).
14.Сергеев А. Н. Программа Intel «Обучение для будущего»: опыт реализации личностного подхода // XIV конференция-выставка «Информационные технологии и образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть II. — М.: МИФИ, 2004. — С. 236-239. (0,25 п. л.).
15.Сергеев А. Н. Компьютерные технологии в целостном образовательном процессе // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы методол. семинара, посвящ. памяти проф. В.С. Ильина. — Вып.6. — Волгоград: Перемена, 2005. — С. 71-74. (0,25 п. л.).
16.Сергеев А. Н. Проектный метод обучения: новые возможности в современном образовании // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы методол. семинара, посвящ. памяти проф. В.С. Ильина. — Вып.7. — Волгоград: Перемена, 2005. — С. 87-89. (0,19 п. л.).
17.Сергеев А. Н. Программа Intel «Обучение для будущего» в системе профессиональной подготовки будущих педагогов // XV конференция-выставка «Информационные технологии и образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть II. — М.:МИФИ, 2005. — С. 235-237. (0,25 п. л.).
18.Сергеев А. Н. Дистанционные технологии в подготовке учителя информатики // Современные проблемы преподавания математики и информатики: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-метод. конф. — Волгоград: Перемена, 2006. — С. 444-452. (0,56 п. л.).
19.Сергеев А. Н. Интернет в школе: проблемы и технологии эффективного использования // Информатизация сельской школы (Инфосельш-2006) Труды IV Всероссийского научно-методического симпозиума — Анапа. — М.: ООО «Пресс-Атташе», 2006. — С. 283-286. (0,25 п. л.).
20.Сергеев А. Н. Информационные технологии в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагога // Информатизация общего, педагогического и дополнительного образования. Труды международного научно-методического симпозиума (СИО-2005), 16-21 июля 2006 г., Мальта. — Курск: ООО «Регион-Пресс», 2006. — С. 231-237. (0,33 п. л.).
21.Сергеев А. Н. Возможности взаимодействия слушателей в дистанционном образовании // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы докладов XIV годичного собрания Южного отделения РАО и XXVI региональных психолого-педагогических чтений Юга России. — Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2007. Часть IV. — С. 277-280. (0,25 п. л.).
22.Сергеев А. Н. Использование технологии Wiki в образовательных проектах // Информатизация образования — 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. — Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, 2007. — С. 252-256. (0,26 п. л.).
23.Сергеев А. Н. Интернет-технологии в образовательных проектах: ориентация на личностное развитие в процессе обучения // Информатизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. — Ч. 3. — С. 138-141. (0,19 п. л.).
24.Сергеев А. Н. Образовательные возможности сетевых сообществ: построение среды личностного развития // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. — Ч. IV. — Ростов н/Д: Издательство ИПО ПИ ЮФУ, 2008 — С. 245-248. (0,25 п. л.).
25.Сергеев А. Н. Интернет в учебном процессе: характеристики новой образовательной среды // Информатизация образования в XXI веке: сб. науч. тр. к 75-летию со дня рожд. проф. А.В. Петрова. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. — С. 127-135. (0,5 п. л.).
26.Сергеев А. Н. Возможности Интернета в образовательных проектах: ориентация на технологии личностного развития // Информатизация образования 2008: Материалы Международной научно-методической конференции. — Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. — С. 313-316. (0,25 п. л.).
27.Сергеев А. Н. Социальные сервисы Веб 2.0: аспект реализации образовательных технологий на основе Вики // Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке, медицине и промышленности: Сборник статей Всероссийской науч.-практ. конференции (12-14 мая 2008 г.)/науч. ред. З.Ф. Мазур — Тольятти: НОУ «ТИТТиП»; ТВТИ, 2008. — С. 268-270. (0,19 п. л.).
28.Сергеев А. Н. Использование Интернета в дидактической компьютерной среде: новые возможности реализации педагогических технологий // Информатизация сельской школы (Инфосельш-2008) Труды V Всероссийского науч.-метод. симпозиума — Анапа. М.: ООО «Пресс-Атташе», 2008. — С 209-214. (0,38 п. л.).
29.Сергеев А. Н. Компьютеры и Интернет в учебном процессе: новые возможности повышения качества подготовки специалистов // Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование: сб. науч. ст. по итогам Всерос. Науч.-практ. конф., Волгоград, 22-25 сент. 2008 г.: в 2. ч. — Волгоград, Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. — Ч.2. — С. 111-118. (0,5 п. л.).
30.Сергеев А. Н. Технологии дистанционного обучения в образовательных системах: аспект взаимодействия слушателей и формирования сетевых сообществ // Смешанное и корпоративное обучение («СКО — 2008»): Труды Всероссийского научно-методического симпозиума, г. Анапа. — Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. — С 162-165. (0,4 п. л.).
31.Сергеев А. Н. Эволюция взглядов на компьютерное образование: от обучающих программ к обучению в сообществах // Инновационные технологии в обучении и воспитании: Материалы научно-практической конференции. — Елец, 2008. — Т. 2. — С. 298-303. (0,3 п. л.).
32.Сергеев А. Н. Изменение взглядов на роль компьютеров в образовании: ориентация на личность и обучение в сообществах // Вестник ТулГУ. Серия «Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин». Вып. 7. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. — С. 141-145. (0,29 п. л.).
33.Сергеев А. Н. Социальные сервисы и сетевые сообщества в реализации личностно ориентированных образовательных технологий // Модель 1:1 в эпоху 2.0 (мобильные технологии в образовании): материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 28-30 октября 2008 г. — 2008. — С. 107-109. (0,1 п. л.).
34.Сергеев А. Н. Образовательные возможности и пути использования сети Интернет в учебном процессе // Информационные технологии в науке, образовании и экономике» / Материалы III Всероссийской научной конференции 10-14 ноября 2008 г. Часть I. — Якутск, 2008. — С. 167-170. (0,17 п. л.).
35.Сергеев А. Н. Дистанционное обучение на основе Веб 2.0: реализация задач современного образования // Современные технологии образования: сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции. — Магнитогорск: МаГУ, 2008. — С. 178-179. (0,14 п. л.).
36.Сергеев А. Н. Реализация педагогических технологий в виртуальной среде Интернета: аспект личностного развития обучаемых // Современный учитель: сб. науч. трудов молодых ученых и аспирантов / Под ред. М.Б. Лебедевой, Е.В. Сидоровой, В.Е. Фрадкина. — СПб: Учреждение РАО ИПО, 2009. — С. 72-76. (0,27 п. л.).
37.Сергеев А. Н. Сервисы Веб 2.0 и социальные сети учащихся: аспекты реализации образовательных задач // Наука. Образование. Молодежь: Материалы V Всероссийской научной конференции молодых ученых (5-6 февраля 2009 года): Т I. — Майкоп: изд-во АГУ, 2009. — С. 304-307. (0,23 п. л.).
38.Сергеев А. Н. Образовательные проекты в сети Интернет как отражение деятельности сетевых сообществ // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева (26-27 марта 2009 г., г. Тобольск) / Отв. ред. Т.А.Яркова. — Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2009. — С. 103-104. (0,1 п. л.).
39.Сергеев А. Н. Интернет в образовании: информационный доступ и обучение в сообществах // Классическое университетское образование для XXI века: доступность, эффективность, качество: Сборник научных трудов шестой Международной заочной научно-методической конференции: В 2 ч. Ч.2. — Саратов: Изд-во «Издательский центр «Наука», 2009. — С 177-179. (0,2 п. л.).
40.Сергеев А. Н. Сетевые образовательные сообщества в подготовке учителя по дисциплинам информатики // Информатизация образования 2009: материалы Международной научно-методической конференции. Волгоград, 15-18 июня 2009 г. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. — С. 484-489 (0,31 п. л.).
41.Сергеев А. Н. Реализация учебных проектов в сетевых сообществах Интернета // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII международных психолого-педагогических чтений. — Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. — Ч. IV. — С. 390-396. (0,5 п. л.).
42.Сергеев А. Н. Развитие субъектности обучаемых как ведущий принцип обучения в сетевых сообществах Интернета // Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Педагогические и технические аспекты применения технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза и школы»: Сборник статей участников конференции. — Саратов: ИЦ «Рата», 2009. — С. 97-101. (0,31 п. л.).
43.Сергеев А. Н. Непрерывное профессиональное образование на основе дистанционных курсов, использующих Веб 2.0 // Смешанное и корпоративное обучение: проблемы и решения в сфере подготовки выпускников ВУЗов для реального сектора экономики (СКО-2009): Труды III международной научно-практической конференции. — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. — С. 288-290. (0,38 п. л.).
44.Сергеев А. Н. Обучение в сообществах Интернета как актуальное направление современного этапа информатизации образования // Стратегия качества в промышленности и образовании: Материалы V Международной конференции. Варна, 2009. — С. 642-644. (0,14 п. л.).
45.Сергеев А. Н. Педагогические основы и технологии обучения в сетевых сообществах Интернета // Современные технологии образования: сборник научных трудов IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. — Магнитогорск: МаГУ, 2009. — С. 144-149. (0,36 п. л.).
46.Кривчикова М. В., Сергеев А. Н. Виды и особенности использования блогов при обучении молодежи с применением Интернет // Информатизация сельской школы: труды VI Всероссийского научно-методического симпозиума. — М., 2009. — С. 444-450. (0,37 п. л. /авт. — 0,18 п. л.).
47.Сергеев А. Н. Развитие базовой компетентности будущих учителей в контексте изучения информационных технологий // Сборник научных трудов: материалы 4-ой Международной научно-практической Интернет-конференции (31 октября 2009 г.)/ Под ред. д.пед.н. Г.Ф.Гребенщикова. — М.: Издательство «Спутник+», 2009. — С. 39-42. (0,21 п. л.).
48.Сергеев А. Н. Рост субъектности обучаемых в сетевых образовательных сообществах Интернет // Наука в информационном пространстве: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 30-31 окт. 2009 г.: В 6 т. — Т. 3. — Днепропетровск, 2009. — С. 49-51. (0,13 п. л.).
49.Сергеев А. Н. Четыре взгляда на сеть Интернет: от компьютеров к сети людей // Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. — Воронеж: Воронежская областная типография. — Изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2009. — С. 426-428. (0,18 п. л.).
50.Сергеев А. Н. Изучение технологий вики студентами педагогического вуза при разработке собственных ресурсов сети Интернет // Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции («ИТО-Томск-2010»). — Томск, 2010 (март). — С. 213-216 (0,23 п. л.).
51.Сергеев А. Н. Становление и развитие специальной компетентности будущих учителей в сетевых сообществах Интернета // Информационные ресурсы в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 15-17 апреля 2010 года) / Отв. Ред. Т.Б.Казиахмедов. — Нижневартовск: НГГУ, 2010 (апрель). — С. 243-245. (0,25 п. л.).