- Культурологический подход как методологическая основа проектирования содержания инженерного образования определяет: (1)место проектируемого компонента содержания образования (экономической деятельности инженера) в целостной системе общекультурных и профессиональных компетенций инженера; (2)систему ориентиров инженерной деятельности, выводящих ее за рамки утилитарно-прагматических целей и обеспечивающих ее направленность на гуманитарные ценности; (3)представление содержания образования в виде системы видов культурного опыта, не сводимой к гностическим или операциональным компонентам и обеспечивающих инновационную роль инженерной деятельности в пространстве предметной и духовной культуры. С позиции культурологического подхода специфика содержания инженерного образования определяется природой инженерной деятельности как культуротворческого феномена, интегрирующего в себе цивилизационный (предметно-технический) и гуманитарный (человекореализующий) аспекты бытия.
- Экономический аспект инженерной деятельности в контексте современной экономической культуры состоит в обеспечении социально-гуманистического потенциала инженерных решений, приоритета их техногенной и экологической безопасности, экономической сообразности, социально-культурной привлекательности создаваемой инженером предметно-технической среды, инновационного мышления при проектировании и создании новой техники и технологии, доведения ее до вида и качества товарной продукции на основе бенчмаркинга концепции создаваемого продукта. Данный аспект как особого рода экономическая деятельность инженера, понимается как процесс освоения и изменения инженером состояния природной и социальной среды с целью улучшения ее потребительских свойств и самореализации инженера. Она предполагает реализацию соответствующих экономических компетенций: квалитативной, концептуальной, финансово-экономической, маркетинговой, этико-гуманитарной.
- В основе концепции лежит ключевое понятие экономической деятельности инженера, которое отображает функции инженера по созданию инженерного продукта, обладающего качеством товара. Экономическая деятельность, представленная как система компетенций, описывает основное содержание профессионального образования инженера в полном соответствии с методологическими установками культурологического подхода. Экономическая культура инженера, проявляющаяся как сфера его деятельности, представляет собой системное, интегративное, профессионально-личностное качество. Деятельностная модель экономической культуры инженера служит основанием для проектирования содержания и технологий ее формирования. Концепция формирования экономической культуры инженера включает в себя: 1)критериально заданную цель инженерного образования в виде пакета компетенций- квалитативной, концептуальной, финансово-экономической, маркетинговой, этико-гуманитарной; 2)содержание образования, изоморфное экономической деятельности инженера и представленное системой задач и способов их решения, основанных на синтезе двух реальностей- инженерной и экономической. Содержание образования проектируется на следующих уровнях: метапредметный (общее описание компетентностного экономического опыта); предметный (усвоение фундаментальных научных понятий и способов экономической деятельности) и задачно-ситуационный (приложение экономико-культурного потенциала инженера к решению конкретных инженерных задач); 3)технологии, обеспечивающие поэтапное освоение будущим инженером следующих видов культурного опыта‑ ценностного осмысления принципов и результатов инженерной деятельности; опыт воспроизведения актов восхождения от инженерного замысла к решению; опыт создания инженерного продукта как гуманитарной ценности; 4)психологический механизм становления его экономической культуры представляет собой переживание потребности в разрешении противоречия между наличным опытом будущего инженера и необходимым экономическим опытом в восприятии и решении технической задачи посредством выявления ее экономического, социального, экологического, культурно-этического контекста.
- Дидактическая система формирования экономической культуры инженера представляет собой совокупность дидактических средств, которая выстраивается в соответствии с логикой качественных изменений в характеристиках экономического опыта и предполагает в качестве этапов: (1)формальное соединение инженерных и экономических действий (инженерное проектирование с последующим анализом экономических последствий); (2)логико-предметное интегрирование инженерных и аналитико-экономических действий (инженерное проектирование с учетом экономических параметров); (3)ценностно-смысловая интеграция экономических и инженерных стратегий с ориентацией на приоритетность социально-экономических детерминантов инженерного проектирования. Дидактическая система реализуется посредством метакурса «инженерная экономика» на уровнях: микро-уровень- интегрированный комплекс общеобразовательных и экономических дисциплин; мезо-уровень- распределенный курс экономики при обучении специальным предметам, организация учебно-проектировочной и научно-исследовательской работы студентов через систему экономических проектов анализа курсовых проектов; мета-уровень- распределенно-модульный метапредметный курс, интегрирующий экономические разделы экономики в аспекте формирования ключевых инженерных компетентностей (естественно-научных, гуманитарных, специальных дисциплинах). Метакурс «инженерная экономика» обеспечивается «портфелем» учебных модулей, соответствующим выделенным экономическим компетенциям и учебным ситуациям, моделирующим параметры экономической ситуации (аналитико-оценочные, концептуальные, поддерживающие, корректирующие, коммуникативные).
- Результатом опытно-экспериментальной апробации дидактической системы является уточнение и корректировка применяемых при этом образовательных технологий, в результате чего было обосновано: 1)выделение основных экономических задач, решаемых инженером и соответствующих для этого компетенций; 2)проектирование учебных ситуаций, моделирующих постановку и решение данных задач; 3)выявление логики и психологического механизма (этапов) становления экономической культуры- процесса овладения компетенциями; 4)декомпозиция выделенных ситуаций по этапам процесса; 5)опробование и коррекция обучающих процедур, доведение их до уровня технологий. Выделенные этапы процесса, служат в первую очередь ориентирами для преподавателей: первый этап (инструментально-аналитический)- уяснение сущности экономических задач, решаемых инженером; второй этап(структурно-синтетический)- овладение опытом решения экономических задач (экономической компетентностью) в процессе инженерного проектирования; третий этап(практико-интегративный)- перенос экономического опыта в ситуации самостоятельных инженерно-экономических проектов. Результаты каждого этапа определяются системой критериев сформированности экономической культуры: 1)наличие образа создаваемого продукта- экономически обоснованного инженерного проекта; 2)владение концептуальным экономическим знанием и опробованными в собственном опыте способами решения инженерно-экономических задач; 3)опыт выполнения экономико-проектных действий в условиях, моделирующих параметры конкурентной среды и проблемности, проявляющихся в необходимости непрерывного анализа рыночной ситуации, действия при неполноте задания условий задачи, дефиците ресурсов (информации и времени), невыявленности причинно-следственных связей, непригодности известных вариантов решения; 4)кросскультурная коммуникативность (готовность осуществлять диалог в системе«человек- производство», «человек- общество- природа»; 5)психологическая установка на компетентностное действие «со знанием дела»- в соответствии с ориентировочной основой, мерой соответствия знаний и умений сложности решаемых инженерных задач; 6)оценка (рефлексия) адекватности целей, средств и результатов- рыночной эффективности созданного продукта.
2.Чигиринская, Н. В. Парк ресурсных центров как основа единой региональной образовательной системы / А. Ф. Джинджолия, Н. В. Чигиринская // Сегодня и завтра российской экономики: научно – аналитический сборник. – 2008. – № 15. – с. 33-41 (авт. – 0,28 п. л.)
3.Чигиринская, Н. В. Новые аспекты технического образования: экономическая компетентность инженера / Н. В. Чигиринская // Изв. Волг. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки»: межвуз. сб. науч. ст. / ВГПУ.– 2008.– № 6 (30). – с. 76-79 (авт. – 0,13 п. л.)
4.Чигиринская, Н. В. Экономическая природа компетентности / А. Ф. Джинджолия, Л. С. Шаховская, Н. В. Чигиринская // Вестник Мос-ковского университета МВД России. – 2007. – № 5. – с. 145-147 (авт. – 0,1 п. л.)
5.Конкурентоспособность вузов. В контексте интеграции рынка образова-тельных услуг и рынка труда / А. Джинджолия, Ю. Гущина, Н. Чигиринская // Закон и право. – 2007. – № 6. – с. 7-9 (авт. – 0,12 п. л.)
6.Чигиринская, Н. В. Стратегия инженерного образования: междисципли-нарный подход / Н. В. Чигиринская // Высшее образование в России.– 2007.– № 2.– C. 36-40. (авт. – 0,31 п. л.)
7.Чигиринская, Н. В. Особенности применения гуманитарно ориентированного технологического подхода к изучению курса «Аналитическая геометрия» / И. Г. Лунева, Н. В. Чигиринская // Изв. ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе»: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ.– 2006.– Вып. 3, № 8. – C. 119-122. (авт. – 0,13 п. л.)
8.Чигиринская, Н. В. Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы / Н. В. Чигиринская // Педагогические науки.– 2006.–№ 1.– С. 119-121. (авт. – 0,18 п. л.)
9.Чигиринская, Н. В. Компетентностный подход как основа инновационного технического образования / Н. В. Чигиринская // Педагогические науки.– 2006.-№ 4.– С. 237-244. (авт. – 0,5 п. л.)
10.Чигиринская, Н. В. Математическое моделирование экономических про-цессов средствами информационных технологий / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский // Педагогические науки.– 2006. –№ 6. – С. 176-183. (авт. – 0,25 п. л.)
11.Чигиринская, Н. В. Методическая система формирования основ экономической культуры будущих инженеров / Н. В. Чигиринская, И. Г. Лунева // Изв. ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ.– 2006.– Вып. 3, № 8.– С. 166-168. (авт. – 0,1 п. л.)
12.Чигиринская, Н. В. Методология экономических деловых игр как средства формирования экономической культуры студента технического вуза / Н. В. Чигиринская // Вопросы гуманитарных наук.– 2006.– № 3.– С. 381-383. (авт. – 0,16 п. л.)
13.Чигиринская, Н. В. Формирование нового типа экономической культуры личности, основанной на знаниях: методологический аспект проблемы / Н. В. Чигиринская // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ.– 2006.-Вып. 3, № 3.– С. 69-75. (авт. – 0,44 п. л.)
14.Чигиринская, Н. В. Формирование основ экономической культуры у студентов технического вуза на занятиях по математической статистике / Н. В. Чигиринская // Известия ВолгГТУ. Серия "Проблемы социально- гуманитарного знания": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ.– 2006.– Вып. 3, № 6.– С. 70-73. (авт. – 0,25 п. л.)
15.Чигиринская, Н. В. Экономическая теория знания как основа формирования современной экономической культуры / Н. В. Чигиринская // Изв. ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ.– 2006.– Вып. 5, № 10.– С. 56-65. (авт. – 0,63 п. л.)
16.Чигиринская, Н. В. К вопросу об экономической культуре специалиста / Н. В. Чигиринская // Известия ВолгГТУ. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ.– 2005.– Вып. 2, № 6.– С. 67-68. (авт. – 0,12 п. л.)
17.Чигиринская, Н. В. Социальные ориентиры образования: от русской идеи до формирования современной экономической культуры / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский // Изв. ВолгГТУ. Сер. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ.– 2005.-Вып. 2, № 4.– С. 60-63. (авт. – 0,15 п. л.)
18.Чигиринская, Н. В. Социогуманитарный аспект подготовки инженеров / Н. В. Чигиринская // Образование и наука.– 2005.– № 6.– С. 61-65. (авт. – 0,32 п. л.)
19.Чигиринская, Н. В. Анализ задач технологической подготовки производства и выбор математических методов и средств их решения / Ю. Л. Чигиринский, Н. В. Чигиринская // Изв. ВолгГТУ. Сер. Прогрессивные технологии в машиностроении: межвуз. сб. науч. ст. /ВолгГТУ.– Волгоград, 2004.– Вып. 1, № 9.– С. 62-64. (авт. – 0,13 п. л.)
Монографии
20.Чигиринская, Н. В. Теоретико-методологические предпосылки и особен-ности становления экономической культуры в России: монография / Н. В. Чигиринская.– М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Ко», 2006.– 160 c. (авт. – 10,0 п. л.)
21.Чигиринская, Н. В. Формирование экономической культуры инженера: методология и практика: монография / Н. В. Чигиринская; ВолгГТУ.– Волгоград: РПК «Политехник», 2006.– 214 c. (авт. – 13,3 п. л.)
Статьи в сборниках научных трудов
22.Чигиринская, Н. В. Тестирование как форма итогового контроля знаний студентов старших курсов / Ю. Л. Чигиринский, Н. В. Чигиринская // Известия ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». Вып. 6 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – № 10. – C. 179-182. (авт. – 0,25 п. л.)
23.Чигиринская, Н. В. Экономические компетенции инженера в новой модели инженерного образования / Н. В. Чигиринская // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается : матер. методологического семинара памяти проф. В. С. Ильина. Вып. 9. Ч. 2 : Целостный педагогический процесс в профессиональном образовании / ГОУ ВПО «Волгогр. гос. пед. ун-т». – Волгоград, 2009. – C. 230-232. (авт. – 0,2 п. л.)
24.Экономико-математическое содержание профессиональной подготовки инженера / Н. В. Чигиринская // Модернизация Российского образования: проблемы, опыт, перспективы. – Волгоград: изд-во ВГИПК РО. – 2007. – с. 162-166. (авт. – 0,31 п. л.)
25.Чигиринская, Н. В. Содержание учебной дисциплины «Математическое обеспечение автоматизированного проектирования» / Ю. Л. Чигиринский, Н. В. Чигиринская // Модернизация Российского образования: проблемы, опыт, перспективы. – Волгоград: изд-во ВГИПК РО. – 2007. – с. 167-172. (авт. – 0,16 п. л.)
26.Чигиринская, Н. В. Философия и стратегия инженерного образования в межпарадигмальной рефлексии (инновационный аспект) / Н. В. Чигиринская // Научно-образовательное пространство региона в условиях модернизации: традиции и инновации высшей школы: межвуз. сб. науч. тр. / Волгогр. гоc. ун т.– Волгоград, 2006. – С. 73-83. (авт. – 0,68 п. л.)
27.Чигиринская, Н. В. Философия инновационного инженерного образова-ния / Н. В. Чигиринская // Новые материалы и технологии – НМТ 2006: матер. Всероc. науч.-техн. конф., 21-23 ноября 2006 г. /"МАТИ"- Роc. гоc. технол. ун-т им. К. Э. Циолковского.– М., 2006.– Т.3.– С. 52-53. (авт. – 0,12 п. л.)
28.Чигиринская, Н. В. Использование электронных таблиц MS EXCEL для регрессионного анализа при моделировании экономических процессов / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский // Современные вопросы методики обучения математике и информатике. Актуальные вопросы модернизации образования: Сб. науч. тр. /ВГИПК РО.– Волгоград, 2005.– Вып. 6, ч. 7.– С. 5 11. (авт. – 0,22 п. л.)
29.Чигиринская, Н. В. Поиск оптимального решения экономических задач средствами MS EXCEL / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский // Современные вопросы методики обучения математике и информатике. Актуальные вопросы модернизации образования: Сб. науч. тр. /ВГИПК РО.– Волгоград, 2005.– Вып. 6, ч. 7.– С. 12-16. (авт. – 0,16 п. л.)
30.Чигиринская, Н. В. Влияние математики на формирование личности / Н. В. Чигиринская, Д. П. Егорова // Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: Сб. науч. тр. / ВолгГТУ; Под. ред. Ю. В. Попова.– Волгоград, 2001.– Вып. 7.– С. 245-247. (авт. – 0,16 п. л.)
31.Чигиринская, Н. В. Современные требования к подготовке двойной квалификации в техническом вузе / И. Г. Лунева, Н. В. Чигиринская // Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе: Сб. науч. тр. / ВолгГТУ.– Волгоград, 1999.– Вып. 5, ч. 1.– С. 53-57. (авт. – 0,15 п. л.)
32.Чигиринская, Н. В. Развитие самообразовательной активности студентов технического вуза / Н. В. Чигиринская, И. Г. Лунева // Новые образова-тельные системы и технологии обучения в вузе: Сб. науч. тр. / ВолгГТУ.– Волгоград, 1999.– Вып. 5, ч. 1.– С. 110-114. (авт. – 0,16 п. л.)
33.Чигиринская, Н. В. Проблема формирования основ предприимчивости у школьников и студентов / Н. В. Чигиринская / ВГПУ.– Волгоград, 1994.– 7 c.– Деп. в ИТОП РАО 30.09.94, №177. (авт. – 0,43 п. л.)
34.Чигиринская, Н. В. Подготовка будущих руководителей в техническом вузе / Н. В. Чигиринская // Методы совершенствования учебно-воспитат. процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. / ВолгПИ.– Волгоград, 1993.– С. 164-169. (авт. – 0,38 п. л.)
Статьи в сборниках материалов научных конференций
35.Чигиринская, Н. В. Источники и факторы формирования современной экономической культуры в цивилизационной парадигме России // Социально-экономические системы: современное видение и подходы : сборник трудов V Междунар. науч.-практ. конф. – Омск, 2010. (авт. – 0,32 п. л.)
36.Чигиринская, Н. В. Культурологический подход как методологический регулятив проектирования содержания высшего профессионального образования // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., НГПУ (17-20 февр. 2010 г.) Часть 1 – Новосибирск, 2010. – с. 439-445 (авт. – 0,38 п. л.)
37.Tchigirinsky, N. V, New sight at a problem of a competition in engineering education / «GLOBELICS-RUSSIA-2007». – Saratov, 2007.
38.Чигиринская, Н. В. Инженерное образование: новый взгляд на проблему конкуренции / конф.: «Развитие инновационных систем для повышения конкурентоспособности и качества жизни: партнерство государства, науки, образования и бизнеса (теория, проблемы, опыт и перспективы)». – Саратов, 2007.
39.Чигиринская, Н. В. Методика обучения студентов математическим способам решения оптимизационных задач / И. Г. Лунева, Г. Г. Лунев, Н. В. Чигиринская // Современные проблемы преподавания математики и информатики, Волгоград, 15-18 мая 2006 г.: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-метод. конф. / Волгогр. гос. пед. ун-т и др.– Волго-град, 2006.– C. 128-135. (авт. – 0,2 п. л.)
40.Чигиринская, Н. В. Моделирование экономических процессов средствами MS Excel / Н. М. Цыганова, Ю. Л. Чигиринский, Н. В. Чигиринская // Современные проблемы преподавания математики и информатики, Волгоград, 15-18 мая 2006 г.: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-метод. конф. / Волгогр. гос. пед. ун-т и др.– Волгоград, 2006.– C. 398-405. (авт. – 0,17 п. л.)
41.Чигиринская, Н. В. Инновационное обучение в техническом вузе / Н. В. Чигиринская // Методологические и практические проблемы инновационного образования, формирующие инновационное мышление студентов в ВШ: матер. Всероc. науч.-практ. конф., 17-18 марта 2006 г. / Ин-т социально-экон. прогнозирования и моделирования.– Балашиха, 2006.– С. 34 36. (авт. – 0,18 п. л.)
42.Чигиринская, Н. В. Информационные технологии – средство формирования экономической культуры инженера / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский, И. Г. Лунева // Современные проблемы преподавания математики и информатики, Волгоград, 15-18 мая 2006 г.: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-метод. конф. / Волгогр. гоc. пед. ун-т и др.– Волгоград, 2006.– С. 519-526. (авт. – 0,17 п. л.)
43.Чигиринская, Н. В. От русской идеи до становления современной эконо-мической культуры выпускника вуза / Н. В. Чигиринская // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструк-тивного развития современной России: Матер. III Междунар. науч.-практ. конф., секция 5 / Ростов. гоc. пед. ун-т и др.– Ростов н/Д, 2004.– С. 190-195. (авт. – 0,37 п. л.)
44.Чигиринская, Н. В. Формирование современной экономической культуры студента как предпосылка конструктивного развития России / Н. В. Чигиринская // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России: Матер. III Междунар. науч.-практ. конф., секция 5 / Ростов. гос. пед. ун-т и др.– Ростов н/Д, 2004.– С. 196-198. (авт. – 0,19 п. л.)
45.Теоретико-множественный подход к технологическому проектированию / Ю. Н. Полянчиков, И. И. Богородский, Ю. Л. Чигиринский, Н. В. Чигиринская // Актуальные проблемы конструкторско-технологического обеспечения машиностроительного производства: Матер. междунар. конф., 16-19 сентября 2003 г. / ВолгГТУ и др.– Волгоград, 2003.– Часть I.– С. 27-29. (авт. – 0,04 п. л.)
46.Чигиринская, Н. В. Опыт использования информационных технологий в сфере образования / Л. Н. Бобровская, Н. В. Чигиринская // Математика. Моделирование. Экология: Тез. докл. 4 Междун. конф. женщ.-матем., 27 31 мая / ВолГУ.– Волгоград, 1996.– С. 34. (авт. – 0,16 п. л.) (авт. – 0,05 п. л.)
47.Чигиринская, Н. В. Teoretical-metodology aspect of formation economic culture / Н. В. Чигиринская // Математика. Моделирование. Экология: Тез. докл. 4 Междун. конф. женщ.-матем., 27 31 мая / ВолГУ.– Волгоград, 1996.– С. 12-13. (авт. – 0,2 п. л.)
48.Чигиринская, Н. В. Один из аспектов становления социально- значимых качеств личности студента на основе интегративной технологии обучения / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский // Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-метод. подготовке учителя: Тез. докл. Рос. науч.-практ.конф. / Тульск. гос. пед. ун-т.– Тула, 1996.– Ч. I.– С. 331-333. (авт. – 0,10 п. л.)
49.Чигиринская, Н. В. Педагогические технологии в техническом вузе / Н. В. Чигиринская // Современные технологии обучения и воспитания в школе и вузе: Тез. докл. Регион. н.-пр. конф., 6-7 мая 1996 г. /Астрах. гос. пед. ин-т.– Астрахань, 1996.– С. 32-33. (авт. – 0,13 п. л.)
50.Чигиринская, Н. В. Теоретико-методологический аспект становления со-временной экономической культуры / Н. В. Чигиринская // Преемствен-ность поколений: диалог культур: Матер. междунар. науч.-практ. конф. / C.-П. гос. ун-т и др.– СПб., 1996.– Вып. 1.– С. 112-114. (авт. – 0,19 п. л.)
51.Чигиринская, Н. В. Воспитание предприимчивости как аспект социализации школьников / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский // Современные технологии образования: Тез. докл. н.-пр. конф., 17-18 янв. 1995 г. /Волгогр. учеб.-педаг. комплекс.– Волгоград, 1995.– С. 72-74. (авт. – 0,10 п. л.)
52.Чигиринская, Н. В. Самостоятельная работа учащихся в системе довузовской подготовки / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский // Проблемы организации самостоятельной работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: Тез. докл. всерос. науч.-метод. конф., окт. 1994 г / ВолгГТУ.– Волгоград, 1994.– С. 196. (авт. – 0,02 п. л.)
53.Чигиринская, Н. В. Формирование у старшеклассников предприимчивости как новая задача профориентации / Н. В. Чигиринская, Г. И. Школьник // Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях: (Сб. материалов Рос. науч.-практ. конф.) / Чуваш. гоc. пед.ин-т.– Чебоксары, 1994.– С. 38-39. (авт. – 0,08 п. л.)
54.Чигиринская, Н. В. Возможность формирования у учащихся основ предприимчивости как качества личности / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский // Педагогические системы в школе и вузе: Технологии и управление: тез. докл. Роc. науч. конф., 25-28 мая 1993 г. /Волгогр. гоc. пед. ун т.– Волгоград, 1993.– Ч. 1.– С. 112-114. (авт. – 0,10 п. л.)
Учебные пособия
55.Чигиринская, Н. В. Технико-экономические приложения в современной математике: учеб. пособие / мин-во Рек. УМО по образованию в обл. фи-нансов, учета и мировой экономики / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский, А. Ф. Рогачёв; ВолгГТУ. – Волгоград, 2008. – 104 с. (авт. – 3,0 п. л.)
56.Деловые игры: методология и практика: учеб. пособие / мин-во Рек. УМО вузов по образованию в обл. мировой экономики, финансов и кредита. / Н. В. Чигиринская, М. В. Плешакова, Л. С. Шаховская; М.: КНОРУС.– 2008.– 250 c. (авт. – 6,0 п. л.)
57.Чигиринская, Н. В. Деловая культура: учеб. пособие / Н. В. Чигиринская, Н. В. Дулина; ВолгГТУ.– Волгоград: РПК "Политехник", 2006.– 86 c. (авт. – 2,7 п. л.)
58.Чигиринская, Н. В. Математическое моделирование в экономике: учеб. пособие / Н. В. Чигиринская. – Волгоград: РПК "Политехник", 2006.– 68 c. (авт. – 4,25 п. л.)
59.Чигиринская, Н. В. Элементы математики для экономистов: учеб. посо-бие / Н. В. Чигиринская, Ю. Л. Чигиринский; ВолгГТУ.– Волгоград: РПК "Политехник", 2005.– 60 c. (авт. – 2,0 п. л.)
60.Чигиринская, Н. В. Элементы финансовой математики: учеб. пособие для сам. изучения для студ. экон. спец. вечерн. формы обуч. / Н. В. Чигиринская; ВолгГТУ.– Волгоград: РПК "Политехник", 2005.– 60 c. (авт. – 3,75 п. л.)
61.Чигиринский, Ю. Л. Сборник задач по САПР ТП и математическому моделированию: учеб. пособ. (гриф). Рек. УМО вузов по образованию в обл. автоматизир. машиностр. / Ю. Л. Чигиринский, Ю. М. Быков, Н. В. Чигиринская, А. Г. Схиртладзе; ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2003. – 76 с. (авт. – 1,2 п. л.)
62.Чигиринский, Ю. Л. Стохастическое моделирование в машиностроении: учеб. пособие / Ю. Л. Чигиринский, Н. В. Чигиринская, Ю. М. Быков; ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2002. – 68 с. (авт. – 1,5 п. л.)