- Адаптивная система подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности представляет собой образовательный феномен, открывающий инновационный путь системного применения концептуальной модели, педагогических условий, технологий их реализации в процессе подготовки социальных педагогов.
- Адаптивная система подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности есть целостная подсистема профессионального образования, интегрирующая общегуманитарные, социально-педагогические знания и практику, ориентирующая на создание необходимых условий и оказание социально-педагогической защиты и поддержки человеку в целях успешного удовлетворения потребностей в социокультурной адаптации и самореализации.
- Теоретико-методологическим основанием концепции адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности выступают детерминационный и интегративно-компетентностный подходы, обеспечивающие её целостное восприятие и практическое внедрение через раскрытие сущностно-концептуального, системно-структурного, феномено-функционального аспектов и содержательно-смыслового наполнения.
- Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности раскрывает сущность, содержание рассматриваемого вида подготовки, основана на общих, дидактических и тактических принципах, которые отражают специфику социально-педагогического образования.
- Содержательно-смысловое наполнение концепции, раскрытое в модели, отражает взаимосвязь взаимообусловленность концептуального, нормативно-содержательного, технологического и эмпирического компонентов и обеспечивает формирование у будущих социальных педагогов профессиональной компетентности.
- Комплекс педагогических условий результативности реализации модели адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: использование в процессе профессиональной подготовки инновационного потенциала вуза; фасилитативное управление образовательной деятельностью студентов в вузе; развитие социально-культурного пространства профессиональной деятельности студентов, закономерно влияющее на развитие и внедрение технологического ресурса социально-педагогической деятельности.
- Научно-методическое сопровождение адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности способствует реализации функций этой системы - научной, нормативной, методической и практической - и обеспечивает в единстве осуществление целостного, мировоззренческого, понятийного и феномено-функционального аспектов данной системы.
1.Абрамовских, Н.В. Оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности специалиста с высшим социально-педагогическим образованием [Текст] : монография / Н. В. Абрамовских ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Шадр. гос. пед. ин-т". - Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2008. - 191 с. (13,37 п.л. / авт. 4 п.л.).
2.Абрамовских, Н.В. Гуманитарно-аксиологический подход к развитию профессиональной компетентности будущего социального педагога [Текст] / Н.В. Абрамовских / Педагогика и психология в инновационных процессах современного образования: монография; под общей ред. А.В. Беляева. – Став-рополь : СГУ, 2008. – 496 с. (28,83 п.л.) (в т.ч. авт. 2,1).
3.Абрамовских, Н.В. Адаптивная система профессиональной подготовки социального педагога в вузе [Текст] : монография / Н.В. Абрамовских. – Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2009. – 235 с. (16 п.л.).
4.Абрамовских, Н.В. Социально-педагогическое образование: теория, методология, практика [Текст] : монография / Н.В. Абрамовских [и др.]. – Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2010. – 227 с. (13,25 п.л. / авт. 5 п.л.).
5.Абрамовских, Н.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов: теория и практика [Текст] : монография / Н.В. Абрамовских. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 280 с. (18,75).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
6.Абрамовских, Н.В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольного учреждения [Текст] / Н.В. Абрамовских // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. – № 3. - С. 51-55 (0,8 п.л.).
7.Абрамовских, Н.В. Система ценностей социально-педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Абрамовских // Известия Уральского государственного университета / Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры; Выпуск 24. – 2008. – № 60. – С. 146-150 (0,6 п.л.).
8.Абрамовских, Н.В. Методологические подходы к проектированию процесса профессиональной подготовки социального педагога [Текст] / Н.В. Абрамовских // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 3. – С. 68-71 (0,8 п.л.).
9.Абрамовских, Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Абрамовских // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб. – 2009. – № 102. – С. 9-15 (0,8 п.л.).
10.Абрамовских, Н.В. Специфика адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Абрамовских // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3 (15). – С. 330-337 (0,8 п.л.).
11.Абрамовских, Н.В. Адаптивные технологии профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе [Текст] / Н.В. Абрамовских // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. : Педагогические науки : науч. журн. – 2009. – № 6 (40). – С. 114-118 (0,8 п.л.).
12.Абрамовских, Н.В. Специфика профессиональной деятельности социального педагога [Текст] / Н.В. Абрамовских // Омский научный вестник. Сер.: Общество. История. Современность. – 2009. – № 6 (82). – С. 126-130 (0,8 п.л.).
13.Абрамовских, Н.В. Тенденции развития современного социально-педагогического образования [Текст] / Н.В. Абрамовских // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 9. – С. 25-29 (0,8 п.л.).
14.Абрамовских, Н.В. Система профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе [Текст] / Н.В. Абрамовских // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 5-15 (0,8 п.л.).
Учебники, учебно-методические пособия и методические рекомендации
15.Абрамовских, Н.В. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] : методические рекомендации / Н.В. Абрамовских, С.Н. Силина. – Курган : ГлавУО. – 2000. – 51 с. (3,1 п.л.) (в т.ч. авт. 2,5 п.л.).
16.Абрамовских, Н.В. Педагогический мониторинг воспитания нравственно-волевой готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] : методические рекомендации / Н.В. Абрамовских, С.Н. Силина. – Курган: ГлавУО. – 2000. – 31 с. (2 п.л.) (в т.ч. авт. 1,5 п.л.).
17.Абрамовских, Н.В. Педагогика среднего специального образования [Текст] : методическое пособие / Н.В. Абрамовских. – Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2001. – 54 с. (3,5 п.л.).
18.Абрамовских, Н.В. Педагогический мониторинг воспитания готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] : учеб. пособие / Н.В. Абрамовских и [др.]. – Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2002. – 164 с. (10 п.л.) (в т.ч. авт. 3 п.л.).
19.Абрамовских, Н.В. Технологии современного профессионального образования [Текст] : учеб. пособие по специальности 030900 "Дошкольная педагогика и психология" / Н.В. Абрамовских ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2004. - 95 с. (7,5 п.л.).
20.Абрамовских, Н.В. Технологии профессионального образования [Текст] : метод. материалы для студентов очн. и заочн. отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования / Н.В. Абрамовских. – Шадринск : Шадринский гос. пед. институт, 2007. – 43 с. (2,5 п.л.).
21.Абрамовских, Н.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов социальной сферы [Текст] : учеб. пособие для студентов очн. и заоч. отделений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», «Социальная работа», магистрантов, аспирантов, обучающихся по пед. специальностям / Н.В. Абрамовских и [др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2008. – 180 с. (12,6 п.л.) (в т.ч. авт. 4 п.л.).
22.Абрамовских, Н.В. Допрофессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ к социально-педагогической деятельности [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н.В. Абрамовских, И.А. Гизатова. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2009. – 80 с. (5,6 п.л.) (в т.ч. авт. 2,8 п.л.).
23.Методические рекомендации по подготовке к итоговой Государственной аттестации по специальности «Социальная педагогика» (для студентов очн. и заочн. отделений) [Текст] / сост. Н.В. Аб-рамовских [и др.]; под ред. Е.А. Казаевой. – 2-е изд., доп. – Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2009. – 38 с. (2,3 п.л.) (в т.ч. авт. 0,5).
24.Абрамовских, Н.В. Основы адаптивного образования [Текст] : терминолог. слов. / Н.В. Абрамовских. – Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2010. – 32 с. (2.1 п.л.).
Статьи в научных сборниках и журналах
25.Абрамовских, Н.В. Развитие навыков социального взаимодействия у воспитанников детского дома [Текст] / Н.В. Абрамовских // Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе: Материалы межрегион. науч.-практич. конф. - Ч. 2: Актуальные проблемы развития личности на разных возрастных этапах. – Шадринск : Шадринский гос. пед. институт, 2002. – С. 393-397 (0,5 п.л.).
26.Абрамовских, Н.В. Развитие взглядов на профессиональную подготовку учителя в истории педагогического образования [Текст] / Н.В. Абрамовских // Вестник Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ Центр личностно ориентированного и развивающего обучения. – Сер. 3 : Актуальные проблемы образования, 2004.– № 22. - С. 14-16 (0,6 п.л.).
27.Абрамовских, Н.В. К проблеме развития готовности к социально-педагогической деятельности будущих социальных педагогов [Текст] / Н.В. Абрамовских // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск, 2004. – Вып. 12 (№1). – С. 43-47 (0,5 п.л.).
28.Абрамовских, Н.В. Значение развития готовности к социально-педагогической деятельности у студентов педагогического вуза [Текст] / Н.В. Абрамовских // Актуальные проблемы высшего педагогического образования: сборник науч. статей. – Шадринск : Шадринский гос. пед. институт, 2004. – Ч. 1. – С. 3-9 (0,5 п.л.).
29.Абрамовских, Н.В. О компетентностном подходе в системе профессиональной подготовки соци-альных педагогов [Текст] / Н.В. Абрамовских, Ю.Е. Уфимцева // Теория и практика формирования культуры детей и подростков : Вестник Института культуры детства / ЧГАКИ. – Челябинск, 2004. – Вып. 3. – С. 4-13 (0,9 п.л.) (в т.ч. авт. 0,5).
30. Абрамовских, Н.В. Из истории развития социально-педагогической деятельности в России [Текст] / Н.В. Абрамовских // Социально-психологические аспекты формирования личности : материалы межрег. науч.-прак. конф.. – Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2004. – С. 5-10 (0,5 п.л.).
31.Абрамовских, Н.В. Проблема профессиональной подготовки студентов в истории развития системы отечественного образования [Текст] / Н.В. Абрамовских // Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования: материалы Всероссийской науч.-прак. конф., посвященной 65-летию Шадринского государственного педагогического института, 22 октября 2004 года. – Шадринск : Шадринский гос. пед. институт, 2004. – С. 341-343 (0,5 п.л.).
32.Абрамовских. Н.В. К проблеме развития профессиональной компетентности у будущих социаль-ных педагогов [Текст] / Н.В. Абрамовских // Совершенствование системы социально-педагогического образования в современных условиях: материалы Междун. науч.-практ. конф., 17 ноября 2005 г. – Шадринск: Изд-во Шадринского гос. пед. института, 2005. – С. 3-7 (0,4 п.л.).
33.Абрамовских, Н.В. Развитие ценностей профессиональной деятельности социального педагога [Текст] / Н.В. Абрамовских // Система ценностей человека как социокультурная реальность : сб. науч. трудов. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – Вып. 2. – С. 4-9 (0,5 п.л.).
34.Абрамовских, Н.В. Из истории развития ценностей профессиональной деятельности социального педагога [Текст] / Н.В. Абрамовских // Социальная работа и социальная педагогика в России и Германии: ведущие тенденции и динамика их развития : материалы Междун. науч.-практ. конф., 25-26 октября 2007 г. / сост. : Г. В. Палаткина, Е. А. Лукьяненко. – Астрахань: Астраханский университет, 2007. – С. 185-190 (0,4 п.л.).
35.Абрамовских, Н.В. Значение развития познавательной активности у студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе [Текст] / Н.В. Абрамовских // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы / Сб. науч. трудов научно-метод. объединения специалистов по подготовке кадров для дошкольного образования по Уральскому региону. - Екатеринбург: УрГПУ, 2007. – С. 74 - 83 (0,9 п.л.).
36.Абрамовских, Н.В. Значение методологической культуры будущего социального педагога [Текст] / Н.В. Абрамовских // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: материалы Междун. науч.-практ. конф., 28 ноября 2007 г. / Шадр. Гос. пед. ин-т. – Москва-Шадринск : Издательство ШГПИ, 2007. – С. 486-490 (0,4 п.л.).
37.Абрамовских, Н.В. Социально-педагогическая компетентность будущих педагогов [Текст] / Н.В. Абрамовских // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы / мат. 1 всероссийского пед. конгресса (19-21 декабря 2007г.) – Москва, МАНПО / : В 4-х ч. – Ч. 4. – М. : МАНПО, 2007. – С. 269-273 (0,4 п.л.).
38.Абрамовских, Н.В. Развитие социально-педагогической компетентности у будущих педагогов [Текст] / Н.В. Абрамовских // Мир детства и образование: сборник материалов междун. науч.-практ. конф. . – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – С. 431-434 (0,3 п.л.).
39.Абрамовских, Н.В. Роль компетентностного подхода при построении системы социального образования в вузе [Текст] / Н.В. Абрамовских // Актуальные проблемы высшего педагогического образования : сб. науч. ст. / ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». – Шадринск, 2008. – С. 6-10 (0,5 п.л.).
40.Абрамовских, Н.В. Методологические подходы к содержанию социально-педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Абрамовских // Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы, республиканская науч.-практ. конф., 18-19 сентября 2008 г.: [материалы] в 2 ч. Ч. 1 / редкол. : Ф.В. Кадол (науч. ред.), В.П. Горленко (отв. ред.) [и др.]. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – С. 17-21 (0,4 п.л.).
41.Абрамовских, Н.В. Развитие ценностных ориентаций будущих социальных педагогов в вузе [Текст] / Н.В. Абрамовских // Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство : международная науч. конф., 9-14 сентября 2008 г. - Плоцк, Польша [б. и.], 2008. – С. 789-798 (0,9 п.л.).
42.Абрамовских, Н.В. Педагогические условия формирования допрофессиональной социально-педагогической компетентности учащихся [Текст] / Н.В. Абрамовских, И.А. Гизатова // Вестник ШГПИ. – 2008. – №1. – С. 123-127 (0,5 п.л.) (в т.ч. авт. 0,3).
43.Абрамовских, Н.В. Реализация креативного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе [Текст] / Н.В. Абрамовских // Педагогический профессионализм в современном образова-нии: мат. V Междун. науч.-практ. конф. , 18-21 февраля 2009 г. / под науч. ред. Е.В. Андриенко. – Новосибирск: НГПУ, 2009. – Ч.2. – С. 5-10 (0,5 п.л.).
44.Абрамовских, Н.В. Теоретико-методологические основы социально-педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Абрамовских // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с междун. участием, 18-21 марта 2009 г., Екатеринбург / Урал. Гос. пед. ун-т; под ред. М.А. Галагузовой. – В 4-х ч. : Ч. 1. – С. 20-26 (0,5 п.л.).
45.Абрамовских, Н.В. Научно-методическое сопровождение работы кафедры с молодыми педагогами в вузе [Текст] / Н.В. Абрамовских // Инновационные процессы в образовании и науке: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей. Часть 1 / материалы региональной науч.-практ. конф., 2-6 февраля 2009 г. – Петропавловск-Камчатский : КамГУ им. Витуса Беринга, 2009. – С. 3-8 (0,5 п.л.).
46.Абрамовских, Н.В. Реализация индивидуального образовательного маршрута в адаптивной системе профессиональной подготовки социальных педагогов [Текст]/ Н.В. Абрамовских // Классическое университетское образование для XX века: доступность, эффективность, качество: сб. науч. трудов Шестой Международной заочн. науч.-метод. конф. : В 2 ч. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2009. – Ч.1. - С. 6-10 (0,4 п.л.).
47.Абрамовских, Н.В. Подростковый алкоголизм как форма проявления девиантного поведения [Текст] / Н.В. Абрамовских, А.А. Ессин // Теоретические и прикладные аспекты социальной педагогики и социальной работы: сб. студ. ст. и шк. проектов / общ. ред. Ю.О. Галущинская, О.А. Некрасова. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2009. – С. 32-37 (0,5 п.л.) (в т.ч. авт. 0,3).
48.Абрамовских, Н.В. Педагогические условия организации социальной профилактики безнадзорности подростков в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Абрамовских, Е.В. Неупокоева // Теоретические и прикладные аспекты социальной педагогики и социальной работы: сб. студ. ст. и шк. проектов / общ. ред. Ю.О. Галущинская, О.А. Некрасова. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2009. – С. 57-66 (0,8 п.л.) (в т.ч. авт. 0,4).
49.Абрамовских, Н.В. Аксиологические основы социально-педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Абрамовских // Гуманитарные проблемы современности: мат. Всероссийской науч.-практ. конф. / отв. редактор Н.Р. Насырова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – С. 265-270 (0,4 п.л.).
50.Абрамовских, Н.В. Моделирование содержания профессиональной компетентности социального педагога [Текст] / Н.В. Абрамовских // Вестник Шадринского гос. пед. института. – Шадринск: Изд-во ШГПИ. – 2009. – №3. – С. 135-141 (0,8 п.л.).
51.Абрамовских, Н.В. Профессиональная подготовка социального педагога в вузе: адаптивная система [Текст] / Н.В. Абрамовских // Социальное образование: актуальные проблемы и перспективы развития: мат. Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 21 октября 2009 г. / общ. ред. Ю.О. Галущинская, О.А. Некрасова ; Междунар. акад. пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2009. - С. 14-20 (0,8 п.л.).
52.Абрамовских, Н.В. Профессиональная ответственность специалистов по социальной работе [Текст] / Э.М. Гизатова, Н.В. Абрамовских // Социальное образование: актуальные проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 21 октября 2009 г. / общ. ред. Ю.О. Галущинская, О.А. Некрасова ; Междунар. акад. пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2009. - С. 269-280 (0,8 п.л.) (в т.ч. авт. 0,4).
53.Абрамовских, Н.В. Методологические основы реализации социально-педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Абрамовских // Социальный педагог XXI века: миссия, задачи, технологии: сб. науч. статей по итогам Всероссийской науч.-практ. конф. (Иркутск, 23 апреля 2010 г.). – Иркутск: ВСГАО, 2010. – С. 20-25 (0,6 п.л.).
54.Абрамовских, Н.В. Современное социально-педагогическое образование: тенденции развития [Текст] / Н.В. Абрамовских // Методология исследований в профессиональном педагогическом образо-вании: сб. науч. ст. / под общ. ред. И.И. Соколовой. – СПб: Учреждение РАО ИПО, 2010. – С. 17-24 (0,6 п.л.).