Научная тема: «ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Дифференцирующая модель обучения (ДМО) связана с индивидуальными различиями учащихся в овладении иностранным языком. Роль языковых способностей особенно велика на начальном этапе изучения иностранного языка, в дальнейшем по мере усложнения учебной деятельности роль языковых способностей всё более соединяется с другими слагаемыми успеха.
  • На всех уровнях формирования «языковой личности» и «речевой личности» грамматические, лексические, семантико-синтаксические отношения обусловлены перцептивно-моторной деятельностью. В связи с этим очевидна важность фонетических способностей как необходимой составляющей языковых способностей.
  • Фонетические способности - это иерархия задатков, многие из которых совершенно независимы друг от друга. Развитие фонематического слуха включает работу над звуками и сочетаниями звуков, над словесным и логическим ударением, над интонацией.
  • ДМО предполагает разные стратегии обучения, учитывающие индивидуальные способности учащихся, близость родного и изучаемого языков. Только зная индивидуальные способности учащихся (уровень развития фонематического слуха, аналитические и имитационные способности, тип памяти ит.д.), преподаватель может предложить учащемуся оптимальный вариант овладения иностранным произношением.
  • ДМО отражает характер учебных действий преподавателя и учащихся с разными способностями и предпочтениями. ДМО предполагает работу в компьютерном классе с использованием обучающих программ, включающих тестовые задания по фонетике и интонации русского языка и итоговые тесты.
  • Индивидуализация обучения реализуется за счёт того, что каждый учащийся может работать в режиме, соответствующем его способностям и уровню подготовленности. Этому способствует также особое построение обучающей программы, продвижение по которой предусматривает возможные ошибки учащихся и пути их устранения.
  • ДМО представляет собой комфортную образовательную среду, позволяющую раскрыть потенциальные возможности личности, сформировать слухопроизносительные навыки и развить возможности самоконтроля.
  • Концепция нашего исследования прошла апробацию, достоверность выводов подтверждается результатами обучения и тестирования студентов-бакалавров из Китая, Вьетнама, Турции, Америки; студентов факультета иностранных языков (русский язык родной); абитуриентов и студентов из ближнего зарубежья (русский язык как неродной). Лонгитюдное исследование проводилось с 2003г. (с момента создания фонетических тестов) по 2009г. Данное исследование - решение прежде всего практических задач, но прикладные задачи не могут быть решены без предварительных исследований теоретического характера, приводящих к формулированию общих принципов, а получаемые результаты (явно практического характера) могут затем использоваться в качестве исходных обоснований для новых теоретических построений.
Список опубликованных работ
Монография

1. Пашковская С. С. Дифференцирующая модель обучения русскому произношению с использованием компьютерных технологий. – В двух частях. – Пенза, ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010 – Ч. 1. – 276 с.- Ч. 2. - (Приложения) – 256 с.

Статьи, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК

2. Пашковская С. С. Фонетические тесты элементарного и базового уровней. Задания обучающей программы по фонетике русского языка // Русский язык за рубежом. - 2009. - №3. - С.29-38.

3. Пашковская С. С. Тест фонетических способностей в дифференцирующей модели обучения // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2009. – Т.11 - №4 (4). - С.1032-1036.

4. Пашковская С. С. Слышу не так…(специфика перцептивной и артикуляционной базы русского языка) // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2009. – Т.11 - №4 (5). - С.1295-1298.

5. Пашковская С. С. Значение фонетических способностей на начальном этапе обучения иностранному языку // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 2009. - № 3(11). - С.146 – 155.

6. Пашковская С. С. Тесты по русскому языку? Тесты по русскому языку! // Вестник Московского университета. – М.: Изд-во МГУ, 2009. - Серия 20. Педагогическое образование. - №4.- С.42-50.

7. Пашковская С. С. Использование фонетических и музыкальных способностей при обучении иностранным языкам // Вестник Российского университета дружбы народов. – М.: Изд-во РУДН, 2009. - Серия Вопросы образования: языки и специальность. - №3. - С.104-109.

8. Пашковская С. С. Тест фонетических способностей // Вестник Российского университета дружбы народов. – М.: Изд-во РУДН, 2009. - Серия Вопросы образования: языки и специальность. - №4. - С.102-106.

9. Пашковская С. С. Фонетическое тестирование на начальном этапе обучения // Русский язык за рубежом. – 2006.- № 2. - С. 39 – 44.

10. Пашковская С. С. Дифференцирующая модель обучения русскому произношению // Международный аспирантский вестник «Русский язык за рубежом». – 2008 - №1-2. - С. 57-61.

11. Пашковская С. С. Фонетические и музыкальные способности в дифференцирующей модели обучения // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2010. - № 2. - С.209 – 214.

12. Пашковская С. С. Особенности изучения родного и иностранного языка детьми и взрослыми (к вопросу о создании обучающей программы по фонетике и интонации русского языка) // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2010. - № 3.- 1 п. л.

Статьи, опубликованные в других периодических научных изданиях и в научных сборниках

13. Пашковская С. С. Система комплексного использования взаимодополняющих средств обучения в преподавании фонетики студентам-филологам // Русский язык: Вопросы функционирования и методики обучения. - Сб. статей. - Вып.2.- М.: ИРЯП, 1995. - С.162 – 171.

14. Пашковская С. С. Проблемы тестирования с точки зрения фонетики // Русский язык: Вопросы функционирования и методики обучения. - Сб. статей. - Вып.3.- М.: ИРЯП, 1996. - С.227 - 233.

15. Пашковская С. С. Сопоставительный анализ фонетических систем русского и корейского языков // Русский язык как иностранный: Лингвистические проблемы. - Сб. статей к 20-летию кафедры современного русского языка. - М.: ИРЯП, 1997. - С.120-131.

16. Пашковская С. С. Лингвистическое обоснование национально ориентированного фонетического теста (на материале сопоставительного анализа русского и корейского языков) // Актуальные проблемы лингвистики. - М.: Институт языкознания РАН, 1997. - С.24-33.

17. Пашковская С. С. Лингвистическая модель корейского акцента (на материале консонантизма) // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как иностранного в современных условиях. - Материалы всероссийской научно-методической конференции,17-19 мая 1999, Пенза: ПГПУ, 1999. - С.31-33.

18. Пашковская С. С. Валидность и надёжность тестов по русскому языку как иностранному // Вопросы функционирования и методики обучения. - Сб. статей. - Вып.1. - Иркутск: ИГУ, 1999. - С.37-46.

19. Пашковская С. С. К вопросу о критериях оценки качества тестов // Обучение российских и иностранных граждан на подготовительных факультетах в условиях международной интеграции высшего образования. - Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции, 25-26 ноября 1999 года - М.: Изд-во РУДН,1999. - С.44-46.

20. Пашковская С. С. Лирика А. С. Пушкина на уроках фонетики // А. С. Пушкин и современность: К 200-летию со дня рождения поэта. - Тезисы докладов и сообщений международной конференции, 21-23 апреля 1999 года. - Ч. I. - М.:РУДН, 1999. - С.231-233.

21. Пашковская С. С. Артикуляционная база русского языка // Лингводидактические и методические проблемы преподавания русского языка как иностранного в современных условиях. - Материалы всероссийской научно-методической конференции, 17-19 мая 1999года - Пенза: ПГПУ, 1999. - С.33-35. - (В соавторстве).

22. Пашковская С. С. Силлабическая структура слова в русском и китайском языках // Лингводидактические и методические проблемы преподавания русского языка как иностранного в современных условиях.- Материалы всероссийской научно-методической конференции, 17-19 мая 1999 года. - Пенза: ПГПУ, 1999. - С.7-9. - (В соавторстве).

23. Пашковская С. С. Тестирование как форма современного контроля // Инновационные методы в теории и практике РКИ (языковые аспекты в методике преподавания РКИ). - Сб. статей международного научно-методического семинара. - Иркутск, 2000. - С.100-107.

24. Пашковская С. С. Проблемы промежуточного контроля при обучении фонетике // Направления и пути совершенствования образовательного процесса с применением современных педагогических технологий. - Материалы 22-й научно-методической конференции (Саратовский филиал ВАУ). - Саратов, 2000. - С.45-47.

25. Пашковская С. С. Слухопроизносительные механизмы при речепроизводстве и речевосприятии // Русский язык: вопросы теории и инновационные методы преподавания. - Материалы международной научно-методической конференции, 25-28 мая, 2001года. - Иркутск, 2001. - Ч.II. - С.112-116.

26. Пашковская С. С. Фонетическая интерференция при обучении русскому языку индийских студентов // Россия – Индия: перспективы регионального сотрудничества. - Сб. статей международного научного семинара. - М., Пенза, 2001. –С.10-18. - (В соавторстве).

27. Пашковская С. С. Лингвистическая интерпретация проявлений интерференции при обучении русскому произношению индийских студентов // Фонетика в системе языка. - Тезисы и доклады III международного симпозиума МАПРЯЛ, 20 – 21 ноября 2002 года. - М.: РУДН, 2002. – С.164-167.

28. Пашковская С. С. Особенности преподавания русского языка в иностранной аудитории (на примере работы со студентами из Китая и Южной Кореи) // Языковые и культурные контакты различных народов. - Сб. материалов всероссийской научно-методической конференции, 27-28 июня, 2002. - Пенза, 2002. - Ч. II. - С.26-29.

29. Пашковская С. С. К вопросу о фонетическом тестировании // Русское слово в мировой культуре. / X Международный Конгресс МАПРЯЛ. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. - Тезисы докладов. - С-Пб., 2003. - Т. III. - С.74-82.

30. Пашковская С. С.Некоторые фонетические особенности китайского языка (в связи с обучением студентов иностранцев русскому языку) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. - Межвузовский сборник научных трудов. - Выпуск 4. - Ч.1. - Пенза,2003.-С.293-299.

31. Пашковская С. С. К вопросу о преподавании русского языка в польской аудитории // Языковые и культурные контакты различных народов. - Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции, 29-30 июня 2004г.- Пенза, 2004. - С. 182-184.

32. Пашковская С. С. Лингвометодические проблемы фонетического тестирования // Международное образование: итоги и перспективы. – Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 50-летнему юбилею Центра международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова.- М.: Ред. изд. совет МОЦ МГ. - 2004.- Т.1. - С.179-186.

33. Пашковская С. С. Зачем нужен тест фонетических способностей? // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе. - Сб. материалов V международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2005года. - Москва-Пенза, 2005. - С.261-263.

34. Пашковская С. С. Лингвометодическое обоснование дифференцирующей модели обучения учащихся с развитым фонологическим слухом // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. - Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006.- С.382-386.

35. Пашковская С. С. Постановка и рассмотрение модели обучения русскому произношению иностранных учащихся с использованием компьютерных технологий // Язык и мышление: психологический и лингвистический аспекты. - Материалы VI всероссийской научной конференции, 17-20 мая 2006г.- Москва-Пенза, 2006.- С.220-223.

36. Пашковская С. С. Развитие фонетических способностей в процессе учебной деятельности иностранных студентов // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе. - Сб. материалов VIII всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006. - С.281-284.

37. Пашковская С. С. Тестирование фонетических способностей в дифференцирующей модели обучения русскому произношению // Мир русского слова и русское слово в мире. Методика преподавания русского языка (родного, неродного, иностранного). - Материалы XI международного конгресса МАПРЯЛ, 17-23сентября, 2007 года.- Варна- Болгария, 2007. - С.349-352.

38. Пашковская С. С. Дифференцирующая модель обучения русскому произношению с использованием компьютерных технологий // Гибкие технологии обучения. - Материалы всероссийского симпозиума РОПРЯЛ, 29-30 марта, 2007. - М.: Ред. изд. совет МОЦ МГ.-2007. - С. 134 – 143.

39. Пашковская С. С. Модель, стратегия и тактика обучения русскому языку как иностранному // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе. Сб. материалов IX всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007 - С.153-155.

40. Пашковская С. С. Формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения (метод «солнечного ожога» и альтернативный путь «артикуляторного обучения») // Проблемы прикладной лингвистики. - Материалы международной научно-практической конференции, 27-28 декабря 2007 г. - Пенза, 2007. - С.187-189.

41. Пашковская С. С. Почему на гербе Москвы «лось»? (К вопросу о китайском акценте) // Языковые и культурные контакты различных народов. - Сб. статей международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2008. - С.92-94.

42. Пашковская С. С. Описание иностранного акцента (английского, немецкого) в русском произношении // Русский язык: проблемы функционирования и методика преподавания на современном этапе. - Материалы международной научно-практической конференции, 18-20 мая 2009г. - Пенза: ПГПУ, 2009. - С.247-251.

43. Пашковская С. С. Контрастивный анализ фонологических систем родного и изучаемого языков (к вопросу об интерференции). - Материалы международной научно-практической конференции, 18-20 мая 2009г.- Пенза: ПГПУ, 2009. - С.60-63.

Тезисы

44. Пашковская С. С. К вопросу о тестировании слухопроизносительных навыков на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному // Описание и презентация языкового материала как база для создания гибких моделей обучения. - Тезисы докладов международной конференции по русскому языку МАПРЯЛ, 31мая-2июня, 1994. - М.:МГУ,1994. - С.97.

45. Пашковская С. С. Фонетическое тестирование в рамках коммуникативного подхода к обучению русскому языку как иностранному // Итоги и перспективы развития методики: Теория и практика преподавания русского языка и культуры России в иностранной аудитории. - Тезисы докладов и сообщений международной конференции, 21-25 ноября 1995. - М.: РУДН, 1995. - С.84-85.

46. Пашковская С. С. К вопросу о валидности фонетических тестов // Фонетика в системе языка. - Тезисы II международного симпозиума МАПРЯЛ, 19-22 ноября 1996. - М.:РУДН, 1996. - С.161-162.

47. Пашковская С. С. Особенности фонетического тестирования // Проблемы обучения в условиях перехода на многоуровневую систему образования. - Тезисы докладов международной конференции, 23-26 марта 1997, Иркутск: ИГУ. - С.18.

48. Пашковская С. С. Основные требования к фонетическому тесту и его структуре // Теория и практика русистики в мировом контексте. - Тезисы международной научной конференции, посвящённой 30-летию МАПРЯЛ, 28-31октября, 1997. - М.: РУДН, 1997. - С.46-47.

49. Пашковская С. С. Фонетический универсальный тест и национально ориентированный тест для корейцев // Теория и практика русистики в мировом контексте. - Тезисы международной научной конференции, посвящённой 30-летию МАПРЯЛ, 28-31октября, 1997. - М.: РУДН, 1997. - С.49. - (В соавторстве).

50. Пашковская С. С. К вопросу о тестировании слухопроизносительных навыков иностранных учащихся // Актуальные проблемы лингвистики в вузе и в школе. - Тезисы всероссийской конференции молодых учёных, 24-28 марта 1998 года.- М.- Пенза: ПГПУ,1998. - С.189-190.

51. Пашковская С. С. Мелодическое представление китайского слова // Лингводидактические и методические проблемы преподавания русского языка как иностранного в современных условиях. - Материалы всероссийской научно-методической конференции, 17-19 мая 1999 года. - Пенза: ПГПУ,1999. - С. 33-35. - (В соавторстве).

52. Пашковская С. С. Фонетические особенности русской звучащей речи // Социальные варианты языка - II. Материалы международной научной конференции, 24-25 апреля 2003 года. - Н. Новгород, 2003.- С.258-259.

53. Пашковская С. С. Что общего между Пензой и «Мерседесом - Бенц»? (арабский акцент) // Язык и мышление: психологический и лингвистический аспекты.V всероссийская научная конференция. - Москва-Пенза, 2005. - С.204-205.

54. Пашковская С. С. Психофизиологические особенности развития способностей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007.- №3(7). - С.231-232. - (В соавторстве).

55. Пашковская С. С. Естественнонаучные основы порождения и восприятия речи // Язык и мышление: психологический и лингвистический аспекты. - Материалы VII всероссийской научной конференции.- М.-Ульяновск, 2007.- С.159-160. - (В соавторстве).

56. Пашковская С. С. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков // Язык и мышление: психологический и лингвистический аспекты. Материалы VII всероссийской научной конференции.- М. - Ульяновск, 2007. - С.236-237. - (В соавторстве).

Учебные пособия

57. Пашковская С. С. Практическое пособие по фонетике и интонации русского языка для студентов-иностранцев. - Пенза: ПГПУ, 1999. – 54 с.

58. Пашковская С. С. Фонетические тесты по русскому языку (учебно-методическое пособие для иностранных студентов). - Пенза: ПГПУ,1999.- 43 с.

59. Пашковская С. С. Элементарный практический курс русского языка: Пособие по развитию слуховых навыков. - М.: Русский язык, 2010. - С.6-17; С.170-176.