- В основе процесса развития русской связной речи учащихся национальной школы лежит лингводидактический подход, предполагающий осознанное овладение номинативными и коммуникативными средствами языка, знание правил построения текста, выявление смысловых связей в процессе порождения речи, целесообразное использование языковых средств, учет тенденций ведущей деятельности учащихся на определенном этапе, предполагающих овладение всеми единицами языка на всех уровнях. Языковые единицы разных уровней используются в речевой деятельности как элементы единой функционирующей системы, в которой опорными, базовыми единицами являются слово, словосочетание, предложение, текст и его составляющий компонент - микротекст или сложное синтаксическое целое.
- Выявление соотнесения текста и текстообразующих компонентов в русском и родном (адыгейском) языках позволяет установить сходства и различия в природе словосочетания и предложения, связей слов и эффективно организовать системное развитие русской связной речи учащихся адыгейской национальной школы.
- Системный подход в сочетании и взаимодействии с функциональным, коммуникативным, деятельностным, личностно ориентированным подходами детерминирует системность развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы, так как отражает всеобщую связь и взаимообусловленность языковых и речевых явлений; утверждает необходимость подходить к ним как системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования; требует рассматривать их не изолированно, а во взаимосвязи, в развитии; ориентирует на рассмотрение явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие, взаимообусловленность (изменение одного объекта сопровождается изменением другого).
- Концепция системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы предполагает реализацию таких стратегических направлений, как: 1) осознание и усвоение номинативных и коммуникативных единиц как единиц языка и речи с учетом их текстообразующей функции в русском и родном языках; 2) освоение учащимися культуры речи, употребления в речи норм современного русского литературного языка в сопоставлении с родным языком; 3) усвоение основных речеведческих понятий; 4) формирование умения строить связное высказывание с учетом соотношения текста и текстообразующих компонентов в русском и родном языках.
- Психолого-педагогические предпосылки порождения речи представляют многоступенчатый процесс и включают доязыковую и языковую стадии, каждая из которых имеет специфическую репрезентацию будущего высказывания (продукт). Доязыковая стадия включает: 1) мотив: на этой ступени происходит формирование мотива и исходного замысла; продукт этой ступени - замысел; 2) мысль: формирование мысли (актуального значения); продукт - первичная пропозитивная структура в смысловых сгустках. Языковую стадию составляют: 1) внутренняя речь: опосредование мысли языковыми моделями; продукт - уточненная и объективизированная языковыми значениями пропозитивная структура; 2) подбор языковых средств, оптимальных по значению и означающему; продукт - типовой способ описания; 3) внешняя речь: реализация, воспроизведение означающего; продукт - озвученное или записанное означающее (устная или письменная речь).
- Механизмом реализации концепции системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы являются коммуникативно-деятельностная и личностно-ориентированная технологии, отличающиеся следующими признаками: концептуальностью, системностью, управляемостью, эффективностью и воспроизводимостью, и предусматривающие гуманизацию процесса обучения русскому языку.
- Методическая система развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы представляет собой совокупность компонентов, объединенных в соответствии с целевыми характеристиками, строгой последовательностью действий: 1) цели обучения русскому языку как неродному (формирование знаний (речеведческих понятий), развитие речевых умений, развитие языковой способности); 2) системообразующая основа курса (содержание: основные языковые и речеведческие понятия, коммуникативные умения); 3) принципы построения курса (градуальность, целостность, опора на родной язык и др.); 4) методы и приемы (наблюдение, языковой анализ, синтез высказывания); 5) средства (учебники, учебные пособия, методические рекомендации, текстотека); 6) организационные формы (урок-коммуникация, урок-диалог, урок-монолог, коммуникативная игра и другие). Методическая система включает в себя двуединые и триединые связи: между целями обучения, содержанием и методами; между целями, содержанием и средствами обучения; между содержанием и методами обучения.
- Критериями и показателями эффективности методической системы являются: 1) смысловая целостность текста (показатели: соответствие теме; степень раскрытия; корректность использования языковых средств, способствующих созданию целостного текста); 2) структурная целостность (показатели: соответствие логико-композиционной структуры текста избранному коммуникативному типу речи; корректность представления компонентов текста); 3) коммуникативная целостность (показатели: соотнесенность высказывания с основной мыслью; соотнесенность программы развития темы с коммуникативной ситуацией; соотнесенность языковых средств с коммуникативной ситуацией).
1. Уракова, Ф.К. Теоретические основы системной работы над развитием русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской школы / Ф.К. Уракова. – Майкоп, 2006. – 124 с.
2. Уракова, Ф.К.Психолого-педагогические предпосылки системной работы над развитием русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской школы / Ф.К. Уракова. – Майкоп, 2007. – 120 с.
3. Уракова, Ф.К. Методическая модель развития русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской школы / Ф.К. Уракова. – Майкоп, 2007. – 150 с.
4. Уракова, Ф.К. Лингвометодические основы системной работы над развитием русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской школы / Ф.К. Уракова. – Майкоп, 2008. – 240 с.
Учебные пособия
5. Уракова, Ф.К. Русский язык и культура речи / Ф.К. Уракова. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2002. – 66 с.
6. Уракова, Ф.К. Ономастическая лексика и ее изучение в начальных классах адыгейской школы / Ф.К. Уракова. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2003. – 116 с.
Статьи в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиНРФ
7. Уракова, Ф.К. Текст как объект лингвистики / Ф.К. Уракова // Культурная жизнь Юга России. – № 6 (25). – Краснодар, 2007. – 116 с. – С. 64-66.
8. Уракова, Ф.К. Психологические основы обучения неродному языку / Ф.К. Уракова // Культурная жизнь Юга России. – № 1 (26). – Краснодар, 2008. – 158 с. – С. 115-117.
9. Уракова, Ф.К. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-речевых умений учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета: Научный журнал. – № 6 (30). – Волгоград, 2008. – 178 с. – С. 44-47.
10. Уракова, Ф.К. Использование языковых единиц разного уровня в построении текста / Ф.К. Уракова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 12 (85). – Спб., 2008. – 384 с. – С. 258-262.
11. Уракова, Ф.К. Обучение русскому языку в национальной школе на основе системного подхода / Ф.К. Уракова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – Октябрь 2008, ART 1278. – Спб., 2008 г. - http://www.emissia.org/offline/2008/1278.htm. - Гос. рег. 0420800031. ISSN 1997-8588.
12. Уракова, Ф.К. Текст как продукт и результат речетворческого процесса / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ, 2009. – Вып. 3. – 414 с. – С. 242-247.
13. Уракова, Ф.К. Сопоставительный анализ текста и основных его строевых элементов в русском и адыгейском языках / Ф.К. Уракова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 116. –Спб., 2009. – 316 с. – С. 74-80.
14. Уракова, Ф.К. Системно-функциональный подход в работе над развитием русской связной речи учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». –Майкоп: изд-во АГУ, 2009. – Вып. 4. – 358 с. – С. 224-233.
15. Уракова, Ф.К. Методическая система формирования коммуникативных умений и навыков учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ, 2010. – Вып. 1. – 300 с. – С. 167-174.
Статьи в международных сборниках
16. Уракова, Ф.К. Выражение эмоционально-экспрессивных оттенков значений в личных именах русского и немецкого языков / Ф.К. Уракова, А.Д. Лоова // Язык и межкультурная коммуникация: Международный лингвистический журнал. – № 1. – Майкоп, 2002. – 135 с. – С. 133-135.
17. Уракова, Ф.К. О национально-культурной специфике антропонимов в русском и адыгейском языках / Ф.К. Уракова //Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: Материалы V международной научной конференции / Отв. ред. Б.М. Берсиров. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2005. – 242 с. – С. 172-175.
18. Уракова, Ф.К. Взаимодействие контактирующих языков на современном этапе развития адыгейско-русского двуязычия / Ф.К. Уракова // Лингвистическое кавказоведение и тюркология: традиции и современность: Материалы IV международной научной конференции / Отв. ред. С.У. Пазов. – Карачаевск: КЧГУ, 2007. – 435 с. – С. 288-296.
19. Уракова, Ф.К. Современный этап развития адыгейско-русского двуязычия / Ф.К. Уракова // Русский язык в полиэтнической среде: проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции / Отв. ред. Г.М. Борликов. – Элиста, 2007. – 198 с. – С. 164-167.
20. Уракова, Ф.К. Изучение природы и функционирования текста / Ф.К. Уракова // Актуальные проблемы языкового образования: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Б.М. Джандар. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2007. – 348 с. – С. 164-167.
21. Уракова, Ф.К. Текст как продукт речевой деятельности / Ф.К. Уракова // Актуальные проблемы языкового образования: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Б.М. Джандар. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2007. – 348 с. – С. 336-341.
22. Уракова, Ф.К. О роли зачинов и концовок текста, способах их выражения / Ф.К. Уракова //Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: Материалы VI международной научной конференции / Отв. ред. Б.М. Берсиров. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2007. – 416с. – С. 308-310.
23. Уракова, Ф.К. Текст в обучении речевой деятельности / Ф.К. Уракова //Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: Материалы VI международной научной конференции / Отв. ред. Б.М. Берсиров. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2007. – 416с. – С. 310-312.
24. Уракова, Ф.К. Сопоставительный анализ синтаксических единиц русского и адыгейского языков / Ф.К. Уракова // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы II международной научной конференции / Научный ред. Т.Т. Камболов. – Владикавказ: СОГПИ, 2008. – 405с. – С. 337-342.
25. Уракова, Ф.К. Системный подход как основа развития теории и практики современного лингвистического образования / Ф.К. Уракова // Актуальные проблемы языкового образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Майкоп, 2009. – 236 с. – С. 179-184.
Статьи и тезисы
26. Уракова, Ф.К. Личные имена в русском и адыгейском языках и аспекты их изучения в начальных классах национальной школы / Ф.К. Уракова // Достижения молодых ученых – науке: Материалы I научной конференции аспирантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1995 год. – Майкоп, 1996. – С. 33-37.
27. Уракова, Ф.К. Отономастическая фразеология в русском и адыгейском языках / Ф.К. Уракова // Труды аспирантов и соискателей: Материалы II научной конференции аспирантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1996 год. – Майкоп, 1997. – С. 56-59.
28. Уракова, Ф.К. Личные имена-обращения в русском и адыгейском языках / Ф.К. Уракова, З.У. Блягоз // Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей / Отв. ред. проф. М.Х. Шхапацева. – Майкоп, 1997. – 144 с. – С. 14-17.
29. Уракова, Ф.К. О происхождении и значении некоторых личных имен в русском и адыгейском языках / Ф.К. Уракова // Неделя науки в АГУ: Материалы IV научной конференции докторантов, аспирантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1997 год. – Майкоп, 1998. – Ч. I. – 172 с. – С. 43-45.
30. Уракова, Ф.К. Стилевые и экспрессивно-оценочные формы личных имен в русском и адыгейском языках / Ф.К. Уракова // Проблемы региональной ономастики: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Ю. Намитокова. – Майкоп, 1998. – 169 с. – С. 132-134.
31. Уракова, Ф.К. Изучение национально-культурной специфики антропонимов в русском, адыгейском и немецком языках / Ф.К. Уракова, А.Д. Лоова // Проблемы обучения русскому языку как родному и неродному в современных условиях модернизации образования: Материалы Всероссийской научной конференции / под ред. проф. М.Х. Шхапацевой. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. – 290 с. – С. 246-252.
32. Уракова, Ф.К. Взаимосвязанное обучение родному и русскому языкам в национальной школе / Ф.К. Уракова // Наука. Образование. Молодежь: Материалы III Всероссийской научной конференции молодых ученых. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. – 298 с. – С. 268-70.
33. Уракова, Ф.К. Проблемы взаимосвязанного развития родной и русской речи учащихся национальной школы в условиях адыгейско-русского двуязычия / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. – № 4 (23). – Майкоп, 2006. – С. 149-152.
34. Уракова, Ф.К. Проблемы развития русской связной речи учащихся 5-9 классов национальной школы в условиях адыгейско-русского двуязычия / Ф.К. Уракова // Наука. Образование. Молодежь: Материалы IV Всероссийской научной конференции молодых ученых. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. – 346 с. – С. 80-84.
35. Уракова, Ф.К. Соотносительные признаки языка и речи / Ф.К. Уракова // Наука. Образование. Молодежь: Материалы IV Всероссийской научной конференции молодых ученых. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. – Ч. II. – 346 с. – С. 84-87.
36. Уракова, Ф.К. Текст как феномен языка и речи / Ф.К. Уракова // Наука и устойчивое развитие: Материалы I форума молодых ученых Юга России и I Всероссийской научной конференции молодых ученых / Отв. ред. Ж.М. Яхтанигова. – Нальчик, 2007. – 215 с. – С. 104-107.
37. Уракова, Ф.К. Сквозные и опорные понятия, способствующие обучению построению текста / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. – № 3 (27). – Майкоп, 2007. – С. 238-247.
38. Уракова, Ф.К. Текст как дидактическая единица / Ф.К. Уракова // Современные технологии обучения: Сборник статей и тезисов / Сост. Л.В. Газаева. – Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2007. – Вып. 7. – 393 с. – С. 320-330.
39. Уракова, Ф.К. Сквозные лингвистические понятия как основа обучения теории языка и развития речи учащихся / Ф.К. Уракова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. – № 21 (51). – Спб., 2007. – 340 с. – С. 308-313.
40. Уракова, Ф.К. Текст как средство обучения русскому в национальной школе / Ф.К. Уракова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. – № 22 (53). – Спб., 2007. – 436 с. – С. 406-411.
41. Уракова, Ф.К. Методические средства и формы организации обучения связной русской речи учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. – № 1. – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. – С. 117-123.
42. Уракова, Ф.К. Формирование языковой личности в процессе работы над текстом / Ф.К. Уракова // Наука 2007: Ежегодный сборник научных статей ученых и аспирантов АГУ. – Майкоп, 2008. – Ч. I. – 256 с. – С. 222-225.
43. Уракова, Ф.К. Сопоставительная характеристика лексико-грамматических единиц русского и адыгейского языков / Ф.К. Уракова // Русский язык как важный социальный фактор объединения наций и народностей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. проф. З.Х. Тедтоевой; Сев.- Осет. гос. ун-т. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.– 221 с. – С. 210-214.
44. Уракова, Ф.К. Предупреждение и преодоление речевых ошибок как одно из средств развития русской речи учащихся-адыгейцев / Ф.К. Уракова // Наука. Образование. Молодежь: Материалы V Всероссийской научной конференции молодых ученых. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – Т. I. – 316 с. – С. 164-167.
45. Уракова, Ф.К. Проблема поиска резервов речевого развития учащихся / Ф.К. Уракова // Наука. Образование. Молодежь: Материалы V Всероссийской научной конференции молодых ученых. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – Т. I. – 316 с. – С. 167-171.
46. Уракова, Ф.К. Речеведческие понятия как лингвистическая основа развития связной русской речи учащихся-адыгейцев / Ф.К. Уракова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: Сборник научных трудов / под ред. проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2008. – Вып. 1. – 308 с. – С. 228-240.
47. Уракова, Ф.К. Традиционные и инновационные средства и формы обучения русской речи учащихся / Ф.К. Уракова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. – № 28 (63). – Спб., 2008. – 208 с. – С. 196-200.
48. Уракова, Ф.К. Психолингвистические предпосылки обучения неродному языку / Ф.К. Уракова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: Сборник научных трудов / под ред. проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2008. – Вып. 2. – 316 с. – С. 291-297.
49. Уракова, Ф.К. Психофизиологические механизмы развития речи учащихся / Ф.К. Уракова // Наука и устойчивое развитие: Материалы II форума молодых ученых Юга России и II Всероссийской научной конференции молодых ученых / Отв. ред. Ж.М. Яхтанигова. – Нальчик, 2008. – 380 с. – С. 319-324.
50. Уракова, Ф.К. Изучение текста как продукта речетворческого процесса в национальной школе / Ф.К. Уракова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: Сборник научных трудов / под ред. проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2008. – Вып. 3. – 264 с. – С. 237-244.
51. Уракова, Ф.К. Текст как средство создания развивающей среды на уроках русского языка в национальной школе / Ф.К. Уракова // Литература народов Северного Кавказа: художественное пространство, диалог культур: Материалы всероссийской научной конференции / Отв. ред. С.У. Пазов. – Карачаевск: КЧГУ, 2008. – 348 с. – С. 233-238.
52. Уракова, Ф.К. Развитие связной речи учащихся на основе осознания системных связей в русском языке / Ф.К. Уракова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: Сборник научных трудов / под ред. проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2008. – Вып. 4. – 320 с. – С. 252-258.
53. Уракова, Ф.К. Психофизиологический аспект развития речи учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Ученые записки: Сборник статей. – Краснодар, 2008. – Вып. 5. – 132 с. – С. 102-107.
54. Уракова, Ф.К. Учет общедидактических и лингводидактических принципов при развитии речевой деятельности учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Материалы Х межвузовской научно-практической конференции. – Краснодар: Изд-во «Кубанькино», 2008. – 156 с. – С. 127-134.
55. Уракова, Ф.К. Лингвометодические основания системного подхода в работе над развитием связной речи учащихся / Ф.К. Уракова // Ученые записки: Сборник статей. – Краснодар: Кубанькино, 2009. – Вып.7. – 392 с. – С.18-23.
56.Уракова, Ф.К. Сопоставительный анализ основных строевых единиц текста в русском и адыгейском языках / Ф.К. Уракова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. – № 29 (65). – Спб., 2008. – 480 с. – С. 317-323.
57. Уракова, Ф.К. Психолингвистические основы овладения вторым (неродным) языком / Ф.К. Уракова // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых: В 3 ч. – Саратов: Изд. Центр «Наука», 2009. – Вып. 12, ч. 3. – 340 с. – С. 208-212.
58. Уракова, Ф.К. Системный подход к изучению русского языка в условиях билингвизма / Ф.К. Уракова // Сборник научных трудов / под ред. проф. М.Х. Шхапацевой. – Майкоп, 2010.