Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНВАРИАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА: СИТУАЦИОННО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В основе компетентности выпускника вуза независимо от полученной специальности (направления подготовки) лежит инвариант, являющийся системно-структурным образованием, содержащим пять функционально взаимосвязанных компонентов (ценностно-смысловой, мотивационный, инструментальный, индивидуально-психологический, конативный). Инвариант компетентности выпускника вуза обладает совокупностью основных признаков его конкретных реализаций в различных видах компетентности (профессиональной и социально-психологической, общей и специальной), которые обусловливают вариативность конкретной компетентности по отношению к инварианту. Представление об инвариантно-вариативной сущности профессиональной компетентности выпускника вуза может служить основанием создания информативной, непротиворечивой классификации компетенций/компетентностей удобной с точки зрения их формирования в образовательном процессе, что позволило бы унифицировать, упорядочивать, координировать усилия всех вузов страны.
  2. Профессиональная компетентность выпускника вуза - это интегральная, содержательно-процессуальная характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за ее результаты. Ценностно-смысловой, мотивационный, индивидуально-психологический и инструментальный компоненты инварианта обретают свою интегративную завершенность в качестве компетентности (как проявленной в деятельности компетенции) в момент, когда актуализируется конативный компонент, функция которого - саморегуляция деятельности.
  3. Критериями оценки сформированности инвариантов профессиональной компетентности выступают структурные (мотивы, ценности, знания, умения, навыки, способности) и функциональные (процессуальные и результативные) характеристики деятельности.
  4. Инвариант профессиональной компетентности студента - система устойчивых связей между компонентами профессиональной компетентности, которая обладает совокупностью основных признаков её конкретных реализаций в различных видах профессиональной компетентности студента на всех этапах процесса её формирования в вузе. Содержательное наполнение инвариантов профессиональной компетентности студента зависит от вида и функций будущей профессиональной деятельности. Инварианты профессиональной компетентности студента специальности «Социология» определяются видами профессиональной деятельности современного социолога (социально-психологической и профессиональной): 1) исследовательской теоретической, 2) исследовательской прикладной;    3) педагогической теоретической, 4) педагогической прикладной.
  5. Формирование инвариантов сложной по своему составу (компонентам) профессиональной компетентности может быть успешно осуществлено посредством реализации ситуационно-контекстного подхода, предполагающего проектирование и реализацию системы учебных профессионально ориентированных ситуаций (УПоС). УПоС отражают сущность и содержание инвариантов профессиональной компетентности и задают социальный и предметный контексты будущей профессиональной деятельности выпускника вуза. Компоненты инвариантов профессиональной компетентности студента, включая конативный, могут формироваться в образовательном процессе вуза в разных сочетаниях (по-отдельности, один параллельно с другим или другими, все вместе) в зависимости от конкретных целей, содержания обучения и используемых педагогических технологий. Основанием классификации УПоС выступают ведущий формируемый инвариант профессиональной компетентности студента. 
  6. Педагогическая модель формирования инвариантов профессиональной компетентности студентов в вузе представляет собой интегративную целостность целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативно-диагностического компонентов. Целевой компонент включает в себя основную цель и задачи формирования инвариантов профессиональной компетентности; содержательный - содержание профессиональной подготовки специалиста; организационно-процессуальный компонент включает в себя комплекс  форм, методов и методических приемов проектирования и реализации системы УПоС.
  7. Проектирование и реализация учебных профессионально ориентированных ситуаций опирается на систему известных педагогических принципов контекстного обучения, а также на ряд дополнительно сформулированных нами в соответствии с предметом исследования принципов: принцип актуализации ценностных аспектов содержания образования, принцип профессионального позиционирования, принцип формирования профессионального самосознания студента.
  8. Результативно-диагностический компонент определяет возможности мониторинга процесса формирования инвариантов профессиональной компетентности студента с использованием структурных и функциональных критериев.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Ильязова, М.Д. Компетентностный подход к результатам высшего образования: сущность, анализ, реализация: моногр.; М.Д. Ильязова, Л.Ю. Бусурина, Т.В. Жиляева; Астрахан. гос. техн. ун-т: Изд-во АГТУ, 2006. – 120 с.

2.Зелетдинова, Э.А. Модель выпускника вуза в рамках компетентностного подхода к целям и результатам высшего профессионального образования (на примере специальности «Социология»): моногр.; Э.А. Зелетдинова, М.Д. Ильязова, Л.Ю. Бусурина; Астрах. гос. техн. ун-т. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – 112 с.

3.Ильязова, М.Д. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентов в вузе (на примере студентов-социологов): моногр. / М.Д. Ильязова. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – 228 с.

Статьи в журналах перечня ВАК Минобрнауки РФ:

4.Ильязова, М.Д. Социально-психологическая компетентность как элемент модели выпускника вуза / М.Д. Ильязова, И.М. Кононенко // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2005. – № 5 (28). – С. 171–180.

5.Ильязова, М.Д. Компетенция как потенциальная активность личности / М.Д. Ильязова // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2005. – № 5 (28). – С. 165–171.

6.Ильязова, М.Д. Компетентностный подход к определению компонентов модели выпускника вуза / М.Д. Ильязова // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. – № 5 (40). – С. 102–108.

7.Ильязова, М.Д. Компетентностный подход к формированию модели выпускника вуза / М.Д. Ильязова // Вестник Университета Российской Академии образования. – 2007. – № 3(37). – С. 52–54.

8.Ильязова, М.Д. Методологические основы формирования модели выпускника вуза / М.Д. Ильязова // Вестник Тамбовского государственного университета им. Державина. Сер. Гуманитар. науки. – 2007. – № 12 (56). – С. 162–169.

9.Ильязова, М.Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы / М.Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. – С. 61–77.

10.Ильязова, М.Д. Проблемы разработки и реализации компетентностного подхода в образовании / М.Д. Ильязова, А.В. Чепракова // Вестник МГУКИ. – 2008. – № 2. – С. 162–166.

11.Ильязова, М.Д. К вопросу о структуре компетентности будущего специалиста / М.Д. Ильязова // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 1. – С. 67–71.

12.Зелетдинова, Э.А. Проблемы компьютерного Интернет-тестирования в оценке качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования / Э.А. Зелетдинова, М.Ю. Яковлева, М.Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. – С. 85–94.

13.Ильязова, М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований / М.Д. Ильязова // Профессиональное образование. Столица // Научные исследования в образовании. – 2008. – № 1. – С. 28–31.

14.Ильязова, М.Д. Методологические и методические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в вузе / М.Д. Ильязова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 6 (30). – С. 73–76.

15.Ильязова, М.Д. Методика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как актуальная теоретическая и прикладная задача современных исследований / М.Д. Ильязова // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 7. – С. 28–30.

16.Ильязова, М.Д. Метод проектов как способ реализации принципов ситуационно-контекстного подхода к формированию профессиональной компетентности студентов / М.Д. Ильязова, В.Л. Битюк // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №11. – С. 26–31.

17.Ильязова М.Д. Ситуационные контексты формирования профессионально важных качеств будущих специалистов / М.Д. Ильязова, А.Э. Буров // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. - №2. – С. 58-63.

18.Вербицкий А.А. Формирование инвариантов компетентности выпускника вуза: ситуационно-контекстный подход / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 3. – С. 28-32

19.Ильязова М.Д. Некоторые проблемы разработки основных образовательных программ компетентностного формата / М.Д. Ильязова / Вестник Московского государственного областного университета.- 2011.- №2.- С. 53-55.

20.Ильязова М.Д. Инварианты профессиональной компетентности: сущность и структура / М.Д. Ильязова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» – 2011.- №1. – С. 78-80.

Статьи в других центральных изданиях

21.Ильязова, М.Д. Модель выпускника в рамках компетентностного подхода к целям и результатам ВПО / М.Д. Ильязова // Современные наукоёмкие технологии. – М.: Изд-во «Академия образования». – 2006. – № 3. - С. 77–78.

22.Ильязова, М.Д. Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе / М.Д. Ильязова // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5.– С. 80–81.

23.Ильязова, М.Д. К вопросу о критериях компетентности будущего специалиста / М.Д. Ильязова // Современные наукоёмкие технологии. – 2006. – № 5. – С. 46–48.

24.Ильязова, М.Д. Представления преподавателей о компетентности будущих специалистов-выпускников вуза / М.Д. Ильязова, Г.П. Байбекова, Л.Ю. Бусурина // Электронный журнал «Исследовано в России», 241, стр. 2295–2304, 2006 г. Режим доступа: http: // zhurnal. ape. relarn.ru / articles / 2006 /241.pdf.

25.Ильязова, М.Д. Competence – based approach in higher school education // European journal of natural history. – 2007. – № 1. – London. – Р. 35–37. (на англ. языке).

26.Ильязова, М.Д. Компетентностный подход в системе методологического анализа / М.Д. Ильязова // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 4. – С. 35–42.

27.Ильязова, М.Д. Компетентность будущего специалиста и условия её формирования в вузе / М.Д. Ильязова // Современные наукоёмкие технологии. – 2007. – № 9. – С. 17–18.

28.Ильязова, М.Д. Проблема компетентностного подхода в образовании / М.Д. Ильязова // Интеграция образования. – 2007. – №2 (47). – С. 32–36.

29.Ильязова, М.Д. Методологические аспекты проблемы формирования модели выпускника вуза / М.Д. Ильязова // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 6. – С. 76–80.

30.Ильязова, М.Д. Психолого-педагогические основы методики формирования компетентности будущего специалиста / М.Д. Ильязова // Методический поиск: проблемы и решения. Региональный научно-методический журнал. – 2007. – № 1. – С. 25–30.

31.Ильязова, М.Д. Преподаватель вуза как субъект процесса формирования компетентности будущего специалиста / М.Д. Ильязова // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12. – С. 149–150.

32.Ильязова, М.Д. Вопросы методологии и методики формирования модели выпускника / М.Д. Ильязова // Современные наукоёмкие технологии. – 2007. – № 11. – С. 106–107.

33.Ильязова, М.Д. Методологические аспекты проблемы формирования модели выпускника вуза специальности «Социолог. Преподаватель социологии» / М.Д. Ильязова // Методический поиск: проблемы и решения. Региональный научно-методический журнал. – 2007. – № 2. – С. 10–12.

34.Везиров, Т.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях информатизации педагогического образования / Т.Г. Везиров, М.Д. Ильязова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2008. – №2 (3). – С. 26–33.

35.Ильязова, М.Д. Концепция формирования профессиональной компетентности студентов-социологов / М.Д. Ильязова // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2008. – № 4 (45). – С. 227–238.

36.Ильязова, М.Д. Методологические аспекты формирования модели выпускника вуза специальности «Социолог. Преподаватель социологии» в условиях информатизации образования / М.Д. Ильязова // Образовательные технологии. Научно-технический журнал. – 2008. – № 1. – С. 36–39.

37.Ильязова, М.Д. Разработка структуры компетентности субъекта деятельности в психолого-педагогических исследованиях: анализ проблемы и пути решения / М.Д. Ильязова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2009. – № 3 (22). – С. 63–81.

38.Ильязова, М.Д. Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности / М.Д. Ильязова // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2009. – № 1 (48). – С. 166–172.

Учебные и учебно-методические пособия и рекомендации

39.Ильязова, М.Д. Педагогические и психологические аспекты модели выпускника вуза. Научно-методическая разработка / М.Д. Ильязова, Т.Н. Прохорова. – Астрахань: Изд-во АОИУУ, 2005. – 32 с.

40.Ильязова, М.Д. Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Педагогика» для студентов специальностей «Психология», «История» / М.Д. Ильязова. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2005. – 39 с.

41.Ильязова, М.Д. Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология рекламной деятельности» для студентов специальности «Реклама» / М.Д. Ильязова. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006. – 32 с.

42.Ильязова, М.Д. Курс лекций «Методика преподавания социологии» для студентов специальности «Социология» / М.Д. Ильязова. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008. –232 с.

43.Ильязова, М.Д. Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Методика преподавания социологии» для студентов специальности «Социология» / М.Д. Ильязова. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008. – 60 с.

44.Ильязова, М.Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студентов-социологов: ситуационно-контекстный подход: Методические рекомендации для преподавателей / М.Д. Ильязова. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2009. – 48 с.

Тезисы докладов и выступлений на конференциях

45.Ильязова, М.Д. Психолого-педагогические условия развития познавательно-творческой активности студентов / М.Д. Ильязова // «Психолого-педагогическая подготовка специалиста: теория и практика»: материалы VI конф. по проблемам университетского образования, 22–23 мая 2003 г. - Москва: Изд-во УРАО, 2003. – С. 57–58.

46.Ильязова, М.Д. Вопросы разработки модели выпускника современного вуза в системе управления качеством образования / М.Д. Ильязова // «Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона»: материалы III Междунар. научн. конф. / Сост.: Н.В. Подвойская, Л.Я. Подвойский. – Т. 1: Научно-образовательное пространство Каспийского региона. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2005. – С. 107–111.

47.Ильязова, М.Д. Познавательно-творческая активность как элемент модели выпускника современного вуза/ М.Д. Ильязова // «Россия на путях модернизации: актуальные проблемы общественного развития»: материалы межвуз. научн. конф. 29 апреля 2005 г., Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. – С. 157–159.

48.Ильязова, М.Д. Психологические и педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих психологов / М.Д. Ильязова // «Профессиональное развитие педагога-психолога»: материалы научн.-практ. конф., АФ УРАО, Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. – С. 10–14.

49.Ильязова, М.Д. Экологическая компетентность будущего специалиста / М.Д. Ильязова // Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей школы: тез. докл. всерос. научн.-практ. конф., 12–15 сентября 2006 г., Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – С. 207–209.

50.Ильязова, М.Д. Психологические и педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих социологов / М.Д. Ильязова // Приоритетные национальные проекты модернизации России: политико-правовое обеспечение: материалы межвуз. научн. конф., 28 апреля 2006 г., Астрахань, Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. – С. 89–91.

51.Ильязова, М.Д. Компетентность выпускника современного вуза в системе методологического анализа / М.Д. Ильязова // Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования в высшей и общеобразовательной школе: материалы VI методологического семинара, 21–22 ноября 2006 г., Санкт-Петербург, 2006. – С. 55–57.

52.Ильязова, М.Д. Познавательно-творческая активность личности как фактор формирования экологической компетентности будущих специалистов / М.Д. Ильязова // «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» в рамках третьей Международной акции «Спасти и сохранить»: материалы первой Всерос. научн.-практ. конф. 19–22 мая 2006 г., Ханты-Мансийск. – 2006. – C. 348 –349.

53.Ильязова, М.Д. Профессионально важные качества будущего специалиста (результаты исследования уровня развития ПВК студентов АГТУ специальности «Реклама» / М.Д. Ильязова // «Проблемы занятости молодежи: формы и методы их решения»: материалы межрегион. научн.-практ. конф. 20–21 апреля 2006 г. / Сост.: С.Б. Ильчук, И.В. Лапиева, Т.В. Лоскутова; Астрахан. гос. техн. ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006. – С. 41–44.

54.Ильязова, М.Д. Структура компетентности выпускника вуза / М.Д. Ильязова // Материалы XII научн. конф. преподавателей и аспирантов, февр. 2007 г. / [Отв. ред. Т.П. Дьячек]; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – С. 157–159.

55.Ильязова, М.Д. Модель профессиональной компетентности специалиста-социолога / М.Д. Ильязова // «Молодой специалист XХI века»: материалы межрегион. научн.-практич. конф. 15–16 мая 2008 г. / Сост.: И.В. Лапиева, Т.В. Лоскутова; Астрахан. гос. техн. ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008.

56.Ильязова, М.Д. Диагностика сформированности профессиональной компетентности студентов-социологов (из опыта работы) / М.Д. Ильязова // «Проблемы реализации компетентностного подхода в условиях многоуровневой подготовки педагога»: материалы Всерос. научн.-практ. конф. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – С. 140–148. –

57.Ильязова, М. Д. Инвариантная структура социально-психологической компетентности субъекта деятельности / М.Д. Ильязова, Д. Ю. Тулепбергенова // «Современные наукоемкие технологии»: материалы международной научной конференции 20–27 февраля 2009 г., Египет, Шарм Эль Шейх // Современные наукоёмкие технологии. – М.: Академия естествознания, 2009. – № 2. – С. 56–57.

58. Ильязова, М.Д. Оценка компетенций и проектирование ассессмент-центра в вузе / М.Д. Ильязова // «Наука: теория и практика – 2009»: тез. II Междунар. научн.-практ. конф. Проблемы подготовки специалистов, 1–25 августа 2009, Болгария, София. – София: ООД «Бял ГРАД – БГ». – С. 45-48.

59.Ильязова, М.Д. Проектирование учебных профессионально ориентированных ситуаций в контекстном обучении / М.Д. Ильязова // «Управление профессиональным образованием: опыт, проблемы, перспективы»: материалы Всерос. научн.-практ. конф. март 2009 г., Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та. – С. 35-39.

60.Ильязова, М.Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности в ситуационных контекстах / М.Д. Ильязова // «Совершенствование качества профессионального образования в университете»: материалы Всерос. научн.-методич. конф. 2009 г., Братск. – Братск: Изд-во Братского гос. ун-та. – С. 118-120.

61.Ильязова, М.Д. Принципы реализации ситуационно-контекстного подхода к формированию профессиональной компетентности студентов/ М.Д. Ильязова, В.Л. Битюк // «Модернизация системы непрерывного образования»: материалы междунар. научн. конф. 2009 г., Махачкала. – Махачкала: Изд-во Дагестан. гос. ун-та. – С. 34-38.

62.Ильязова, М.Д. Ассессмент-центр в системе оценочных средств основных образовательных программ нового поколения / М.Д. Ильязова // «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы»: материалы 8-й Междунар. научн.-практ. конф.- Воронеж: «Научная книга», 2010. – С. 25-26.

63.Вербицкий А.А. Ситуационно-контекстный подход к формированию инвариантов профессиональной компетентности студента/ А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова// «Проблемы реализации стандартов нового поколения»: материалы IV Междунар. конф.- Братск: «Изд-во БрГУ», 2011.- С. 25-27.

64.Вербицкий А.А. Проблемы реализации инвариантов компетентности студента/ А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова // «Актуальные проблемы высшего профессионального образования»: Материалы 11-й Междунар.науч. конф. Воронеж, 2011.- С. 58-60.

65.Ильязова М.Д. Инварианты компетентности выпускника вуза / М.Д. Ильязова // «Наука и образование – 2011»: Материалы Междунар. науч.-технич. конф.- Мурманск: «Изд-во ГМТУ», 2011.- С. 48-49.