- Креативная компетентность студента-филолога является интегральным многофакторным качеством личности, обусловливающим на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов. Это самостоятельное личностное образование, находящееся в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью, предполагающих возможность как совпадения, так и расхождения с ней. Структура креативной компетентности проявляется в специфических креативных компонентах следующих компетенций: филологической (литературоведческой, языковой и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической.
- Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза - это совокупность взаимосвязанных элементов: цели, содержания, форм, методов и средств учебной деятельности, направленных на саморазвитие, самосовершенствование, «самодостраивание» личности при диалектическом взаимодействии субъектов образовательного процесса, предполагающего приобретение профессионально и личностно значимых качеств, востребованных обществом, - креативной компетентности специалиста как профессионала и личности. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов сложная, открытая, диссипативная, самоорганизующаяся, далёкая от равновесия, поскольку творческая деятельность предполагает определённую спонтанность своего проявления, бессознательные импульсы, гетерохронные процессы. Эта система требует постоянного притока энергии извне, в том числе и энтропии, которая в результате мягкого резонансного управления не приведёт к деструкции.
- Принципы построения методической системы:- интегративность системы при автономности входящих в неё гуманитарных дисциплин, обеспечивающая постановку общих задач формирования креативной компетентности студента при сохранении специфики каждого предмета; - модульность, обеспечивающая вариативность системы;- гибкость, реализующаяся в возможности выбора студентами индивидуальных образовательных маршрутов, включением в содержание образования востребованных видов деятельности;-дифференцированность, определяющая различный уровень самостоятельности студентов;-надпредметность процесса и результата формирования креативной компетентности, которая реализуется в ценностно-смысловых связях и отношениях между структурными элементами системы и обеспечивается общей целью всех субъектов образовательного процесса в вузе;-ориентация на работу с текстом как продуктом творческой деятельности;-ориентация на личностное восприятие художественного текста, которая определяется психолого-педагогическим подходом к отбору информации и учётом уровня литературного развития субъектов образовательного процесса.
- Принципы функционирования методической системы:-открытость, которая реализуется в постоянном информационном взаимообмене с образовательной средой вуза, школы; -непрерывность, определяющаяся ориентацией на саморазвитие студента;-управляемость и самоуправляемость системы, которые реализуются в наличии общей цели у всех её субъектов, позволяющей ей перестраиваться и самоорганизовываться, наращивая креативный потенциал;-диалогичность системы, проявляющаяся в её ориентации на режим диалога между всеми субъектами образовательного процесса, гуманистические отношения, основанные на эмоциональном комфорте; -этапность методической системы, которая обеспечивает в процессе формирования креативной компетентности переход от подражания к творчеству;-принцип ориентации на переход от интуитивного действия в ситуации неопределённости к осознанному решению задачи;-соответствие форм и методов работы преподавателя характеру изучаемого текста, что обеспечивается учётом специфики конкретного материала;-установка на творческое саморазвитие; -установка на сотворчество, реализующаяся инновационным содержанием диалога, ведущего субъектов взаимодействия к созданию литературного текста.
- Формирование креативной компетентности студентов достигается только при условии последовательного, поэтапного (спиралевидного) прохождения студентами стадий (репродуктивной, активизирующей, интегративной, творческой) формирования креативной компетентности будущего учителя, развитие сопровождается более ценным качеством, которое приобретает студент в процессе личностного и профессионального совершенствования.
- Ведущие методы формирования креативной компетентности, предполагающие как традиционное, так и инновационное их использование: -эвристический (метод «мозгового штурма», эвристические вопросы, инверсия, эмпатия, синектика, метод художественной интерпретации текста культуры); -исследовательский (метод проектов, кейсов (ситуаций), образовательного путешествия, метод критико-публицистический, моделирование, эксперимент, наблюдение); - рефлексивный (портфолио).
- Реализации системы способствуют метапредметные креативные технологии (проблемные лекции, лекции-визуализации, «сократовские» диалоги, дебаты, полилоги, мастерские построения знаний, деловые игры, круглые столы, дискуссии, выполненные в технологии развития критического мышления чрез чтение и письмо, образовательные путешествия, рефлексивные и исследовательские портфолио), авторские методики (развития литературно-творческих способностей учеников, методики написания сочинения-ассоциации, сочинения-этюда).
- С целью обеспечения эффективности работы методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов используется следующая типология креативных текстов: учебный, критический, художественный, публицистический.
- Эффективное функционирование данной методической системы обеспечивает Программа обучения студентов-филологов, которая представляет собой генеральную совокупность креативных компонентов гуманитарных дисциплин, инновационных методических модулей «Развитие креативных способностей личности», «Методика развития литературно-творческих способностей учеников», модернизированных нами педагогических практик и модернизированного вузовского курса «Теория и методика обучения литературе».
- Условием развития креативности студентов является наличие образца для подражания. Образец в лице преподавателя вуза, учителя не всегда может обладать высоким уровнем креативности, что с психологической точки зрения подтверждает идею о принципиальной незавершённости личности и об обретении собственной уникальности личности через диалог с «другим».
- Критериями определения уровня сформированности креативной компетентности студентов-филологов являются:- стремление к удовлетворению потребности в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность;- способность к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности;- способность к созданию критического текста читателя-профессионала;- способность к созданию собственного художественного и публицистического текста;- владение методическим инструментарием развития литературно-творческих способностей учеников;- способность студентов научить учеников создавать свой текст читателя-критика (анализ и интерпретацию художественного текста);- способность студентов научить учеников создавать свой художественный и публицистический текст;-способность к уверенным и эффективным действиям в ситуации неопределённости на уроках, во внеклассной работе по предмету.
- Разработанные критерии позволяют фиксировать индивидуальные показатели сформированности креативной компетентности у каждого конкретного студента - будущего учителя русского языка и литературы и определить, к какому типу учителей по уровню креативности он относится: учителю-ретранслятору, учителю-экспликатору, учителю-импровизатору, учителю-исследователю.
1.Брякова И.Е. Готовность студентов к развитию творческих способностей учеников как аспект формирования креативной компетентности будущих учителей-словесников: Монография / И.Е.Брякова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.-200с.(10,97 п.л.)
2.Брякова И.Е. Методика развития творческих способностей учащихся (спецсеминар-практикум): учебно-методическое пособие /И.Е.Брякова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – 128с. (7,16 п.л.)
3.Брякова И.Е.Теория и методика обучения литературе (учебно-методический комплекс): учебно-методическое пособие /И.Е.Брякова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. -136с. (7,85 п.л.)
4.Брякова И.Е. Методика организации и проведения педагогического эксперимента в школе и вузе: учебно-методическое пособие /И.Е.Брякова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – 40с. (2,31 п.л.)
5.Брякова И.Е., Скибин С.М. Вступительный экзамен по литературе (специальность «русский язык и литература»). Творческий экзамен (специальность «журналистика»). Развитие творческих способностей: пособие для абитуриентов / И.Е.Брякова, С.М.Скибин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – 64 с. (3,7п.л./ 1,9 п.л.)
6.Брякова И.Е., Скибин С.М. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе (абитуриентам, поступающим на филологический факультет) /И.Е.Брякова, С.М.Скибин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 76с. (4,4 п.л./2,2 п.л.)
7.Брякова И.Е., Скибин С.М. Устный и письменный экзамен по литературе: учебно-методическое пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. -43с. (2,6 п.л./ 1,3 п.л.)
II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
8.Брякова И.Е. Проблема развития литературно-творческих способностей личности в методике преподавания литературы XIX - первой четверти XX вв. (К истории вопроса) //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. – 2008. - №1. – С.21-27 (0,44 п.л.).
9. Брякова И.Е. Развитие литературно-творческих способностей и формирование креативной личности //Искусство и образование. – 2008. - №1 (51) С.115-125 (0,5 п.л.).
10. Брякова И.Е. Подготовка студентов-филологов к развитию творческих способностей учеников //Профессиональное образование. Столица. – 2008. - №7. - С.29-30 (0,2 п.л.)
11.Брякова И.Е. Креативная компетентность педагога //Профессиональное образование. Столица. – 2008. -№12. – С.27-28 (0,22 п.л.).
12. Брякова И.Е. Этюд как один из способов развития литературно – творческих способностей учащихся //Литература в школе. -2009. -№3. – С.39-42 (0,33 п.л.).
13. Брякова И.Е. Критерии, показатели и стадии формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. -№1. – С.163-173 (0,61 п.л.).
14. Брякова И.Е. Формирование креативных качеств личности в процессе открытого образования //Человек и образование. -2009. -№1. - С.41-46 (0,4 п.л.).
15. Брякова И.Е. Методология формирования творческих способностей личности в отечественной педагогике //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. – 2009.- Т.11. - № 4 (30). – С.14-18 (0,35 п.л.).
III. Научные статьи и материалы докладов конференций:
16. Формирование готовности студентов, учителей к развитию творческих способностей учеников – профессиональная задача педагогического вуза/ И.Е.Брякова //Образование в Оренбуржье. История и современность: материалы науч.-практ. конф. –Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. –С.50-53 (0,2 п.л.)
17. Брякова И.Е.Ориентация на развитие самоценной личности в свете новых общественных отношений /И.Е.Брякова//Образование педагогов в современной социокультурной ситуации: материалы науч.-практ. конф. – СПб.: ИОВ РАО, 1997. –С.31-33 (0,2 п.л.)
18. Брякова И.Е. Подготовка учителя к развитию творческих способностей учащихся / И.Е.Брякова //Исследовательская деятельность в педагогическом училище и колледже: материалы науч.-практ. конф. – СПб.- Иркутск: ИОВ РАО, 1998. –Ч.1. –С.83-86 (0,2 п.л.)
19. Брякова И.Е. Интегративная роль спецсеминара-практикума «Методика развития творческих способностей учащихся»/И.Е.Брякова// Гуманистические основы технологий обучения взрослых в различных образовательных системах: материалы науч.-практ. конф. –СПб: ИОВ РАО, 1999. – С.123-126. (0,2 п.л.)
20. Брякова И.Е. К вопросу о методике развития литературно-творческих способностей/И.Е.Брякова // 80 лет высшему образованию Оренбуржья: материалы науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. –Ч.2. –С.64-66 (0,2 п.л.)
21. Брякова И.Е. Развитие творческой личности студента и готовности к творческой деятельности как актуальная проблема высшего педагогического образования /И.Е.Брякова // Вестник ОГПУ. 2000. № 3 (18): Гуманитарные науки. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. – С.88-93 (0,4 п.л.)
22. Брякова И.Е. Вопросы подготовки студентов к развитию творческих способностей учащихся в программах, учебниках и учебных пособиях для педагогических вузов /И.Е.Брякова //Вестник ОГПУ. 2000. № 3 (18): Гуманитарные науки. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. - 94-103 (0,6 п.л.)
23.Брякова И.Е. Готовность студентов к развитию творческих способностей учащихся как теоретическая проблема /И.Е.Брякова // Вестник ОГПУ. 2000. №6 (21): Гуманитарные науки. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. –С.63-78 (0,9 п.л.)
24.Брякова И.Е. Некоторые тенденции детской и подростково-юношеской литературы в 80-90-е годы XX века / И.Е.Брякова //Интеллектуальный потенциал высшего педагогического образования: материалы XXIII препод. и XLI студ. науч.-практ. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. –С.86-87 (0,1 п.л.)
25. Брякова И.Е. К вопросу об изучении творчества В.И.Даля в школе /И.Е.Брякова //Вторые международные Измайловские чтения, посвящ. 200-летию со дня рожд. В.И.Даля. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. –С.321-326 (0,4 п.л.)
26. Брякова И.Е. Эволюция образа детства в русской автобиографической прозе от Л.Н.Толстого до И.А. Бунина /И.Е.Брякова //Детская литература на рубеже веков: интерпретация и преподавание: сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во РГНУ им. А.И.Герцена. 2001. –С.144-148 (0,3 п.л.)
27. Брякова И.Е. Приёмы развития творческих способностей ребёнка (к истории вопроса) /И.Е.Брякова //Наука XXI века: проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. конф. ОГПУ: секция филологического факультета. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. –Ч.3 - С.164-166 (0,1 п.л.)
28. Брякова И.Е. Война после войны: к вопросу о преподавании темы войны в курсе литературы 11 класса /И.Е.Брякова //Эстетические и лингвистические аспекты анализа текста и речи: сб.статей Всерос. (с междунар. участ.) науч. конф. – Соликамск: СГПИ, 2002. –Т.3. – С.322-324 (0,3 п.л.)
29.Брякова И.Е. Спецсеминар-практикум «Методика развития творческих способностей учеников» как один из способов обучения студентов творческой деятельности /И.Е.Брякова //Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы регион. науч-практ.конф. –Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. –Ч.3. С. 22-27 (0,4 п.л.)
30.Брякова И.Е. Психолого-педагогические механизмы, стимулирующие развитие творческих способностей учащихся /И.Е.Брякова //Междисциплинарные связи при изучении литературы: сб. науч. тр. –Саратов: СГУ, 2003. – С.16-25 (0,4 п.л.)
31.Брякова И.Е. Восприятие художественного произведения как творческий процесс/И.Е.Брякова //Теория и практика высшего профессионального образования: содержа6ние, технологии, качество: материалы XXV науч.-практ. конф. –Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. –Ч.1. –С.144-148 (0,3 п.л.)
32. Брякова И.Е. Изучение сказок писателей пушкинской поры в школе /И.Е.Брякова //Третьи междунар. Измайловкие чтения, посвящ. 170-летию приезда А.С.Пушкина в Оренбург. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.- Ч.2. - С.162-165 (0,2 п.л.)
33.Брякова И.Е, Идиллический тип пространственно-временных отношений в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» /И.Е.Брякова // Вестник ОГПУ: Изд-во ОГПУ, 2004. – С. 80-88 (0,5 п. л.)
34.Брякова И.Е. Эволюция жанра литературной сказки в 20-40-е годы XX века./И.Е.Брякова // Литература. Методика. Краеведение: сб.науч. тр., посвящ 70-летиюА.Г.Прокофьевой. –Оренбург. Изд.-во ОГПУ, 2004. –С.289-293 (0,3 п.л.)
35. Брякова И.Е. Современный школьник как читатель/И.Е.Брякова// Чтение детей и подростков: мотивы и потребности: сб.учебно-методич. мат. С междунар. участ. – СПб.: Изд-во ЛЕМА, 2005. –С.66-72 (0,4 п.л.)
36. Брякова И.Е. К вопросу о культуре чтения подростков/ И.Е.Брякова// Проблемы теории и истории культуры: исследования и материалы: сб.науч. тр.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. –Вып.1. – С.156-160 (0,3 п.л.)
37. Брякова И.Е. Что читает и не читает современный подросток (анализ читательских интересов школьников) /И.Е.Брякова //Литература в контексте современноси: материалы II Междунар. науч. конф. –Челябинск: Изд – во ЧГПУ, 2005. –Ч.2. –С 221-225 (0,3 п.л.)
38. Брякова И.Е Формирование «человека читающего» как педагогическая проблема / И.Е.Брякова //Современные факторы повышения качества профессионального образования: материалы ХХVIII преподавательской и ХLVI студенческой научно-практической конференции. 11-12 апреля 2007 г. / Мин-во образования и науки РФ, Федерал. Агентство по образованию, ГОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С.154-165 (0,7 п.л.)
39. Брякова И.Е. Развитие литературно-творческих способностей личности как методическая проблема / И.Е.Брякова //Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: материалы VI межвузовской научно-методической конференции. 17 марта. / Мин-во образования и науки РФ, Федерал. Агентство по образованию, Департамент образования города Москвы, ГОУ ВПО Московский гуманитарный педагогический институт. – М.: Изд-во МГПИ, 2007. – С. 39-45 (0,4 п.л.)
40.БряковаИ.Е. Развитие творческих способностей учеников общеобразовательных школ в условиях обновления гуманитарного образования / И.Е.Брякова //Профессиональная подготовка и становление личности будущего специалиста в условиях обучения в гуманитарном ВУЗе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (30мая) /Составитель доц. Иванова Т.Ф.-Анапа, 2007,-с.148-152 (0,3 п.л.) Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова. Филиал в г. Анапа.
41. Брякова И.Е Развитие творческих способностей студентов-филологов в педагогическом вузе и их готовности к развитию литературно-творческих способностей учеников /И.Е.Брякова //Вестник ОГПУ: Гуманитарные науки.-2007. №3 (49) с.69-75.(0,4 п.л.)
42. Брякова И.Е Развитие литературно-творческих способностей ученика как один из способов его вхождения в культуру /И.Е.Брякова //Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества: материалы международной научно-практической конференции. Оренбург. 6-7 ноября2007г./гл.ред. В.Ю.Прокофьева; Мин-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию. Оренб.гос.пед.ун-т; Правительство Оренбургской обл.: в 2-х т.Т.2.-Оренбург: Изд-во ОГПУ. 2007.-с.269-276 (0,5 п. л.)
43.БряковаИ.Е. Развитие креативности студентов-филологов педагогического вуза в условиях обновления гуманитарного образования/ И.Е.Брякова //Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – С.201-206 (0,4 п.л.)
44. Брякова И.Е. Формирование читательской культуры студентов-филологов в педагогическом вузе/И.Е.Брякова //Чтение детей и взрослых в меняющемся мире: сборник статей и учебно-методических материалов к международной конференции /Редакторы-составители: Браже Т.Г., Галактионова Т.Г., Полякова Т.И. –СПб.: СПбАППО, 2007. –С.98-104 (0,4 п.л.)
45. Брякова И.Е. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей и готовность к творческой деятельности студентов педагогического вуза //Педагогика: семья-школа-общество: Монография/ Е.Н.Абузярова, О.Ю.Афанасьева, И.Е.Брякова и др.; под общей ред. Проф. Кирикова О.И. –Книга 2. –Воронеж: ВГПУ, 2007. –С.125-133. (0,6 п.л.)
46. Брякова И.Е. Обучение студентов-филологов способам формирования творческих способностей современной языковой личности/И.Е.Брякова // Русская литература в формировании современной языковой личности: сборник статей по материалам конгресса МАПРЯЛ 24-27 октября 2007г.. в 2-х томах, т.2,-С.187-196 (0,6 п.л.)
47. Брякова И.Е. Вечный роман И.А.Гончарова «Обломов» глазами современного читателя-подростка/И.Е.Брякова //Клио. Журнал для учёных. СПб.: Нестор, 2007. -№2 (37) с.156. (0,1 п.л.)
48.Брякова И.Е. Роль эмоций в восприятии учащимися произведений искусства/И.Е.Брякова //Проблемы диалогизма современного искусства: сборник материалов: всерос. (с международным участием) науч.-практич. конф. – Стерлитамак: Стерлитамак. Гос.пед. акад., 2007. – с. 265-268 (0,4 п.л.)
49. Брякова И.Е. Быть выпускному экзамену по литературе или не быть: взгляд учителей-словесников и учеников г.Оренбурга на проблему /И.Е.Брякова электронный сайт газеты «1сентября», 2007 http://slovesnik.1september.ru/index.html
50. Брякова И.Е. К вопросу о формировании креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза/И.Е.Брякова // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: материалы 29 преподавательской научно – практической конференции. Том 8. Секции кафедр мировой литературы и методики преподавания литературы. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. –с.13-26 (0,8 п.л.)
51. Брякова И.Е. Мотив бегства в детской и юношеской прозе как отражение одиночества и социальной отчуждённости подростка/И.Е.Брякова // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: 7 межвузовская научно-методическая конференция. - Московский гуманитарный педагогический институт.- Т.1, М.2008, - С105-109 (0,3 п.л.)
52. Брякова И.Е. К вопросу о технологии написания сочинения – ассоциации на литературный текст./И.Е.Брякова //Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве / Под ред. П.Е.Бухаркина, Н.О.Рогожиной, Е.Е.Юркова. – В двух томах. –Т.1. Ч.2. –СПб.: МИРС, 2008. – С.173-179.(0,4 п.л.)
53. Брякова И.Е. Педагогическое творчество как условие развития креативной личности. Педагогика: Семья – школа – общество: монография /Ф.Г.Арсланов, Т.А.Бахор, И.Е.Брякова и др.; под общей ред. Проф. О.И.Кирикова.- Книга 15. – Воронеж: ВГПУ, 2008. - С.76-85 (0,9) п.л.
54. Брякова И.Е. Методы, формы и технологии формирования креативной компетентности студентов: монография /Л.А.Акимова, О.Н.Апанасенко, И.Е.Брякова и др.; под общей ред. Проф. О.И.Кирикова.- Книга 16. – Воронеж: ВГПУ, 2008. - С.35-48 (0,9 п.л.).
55. Брякова И.Е. Современные педагогические технологии как один из способов развития креативности личности. Оренбург/И.Е.Брякова //Современные технологии в системе профессионального образования. Материалы Всероссийской научно-практической преподавательско-студенческой конференции. - Оренбург, 15декабря 2008г. /Отв. Ред. Е.К.Дубцова – Оренбург: Филиал РГППУ, 2008. –с.9-16 (0,4 п.л.)
56.Брякова И.Е. К вопросу о вариативности анализа текста: урок-семинар по рассказам И.А.Бунина/И.Е.Брякова//Литература. -2009.-№6. –С.36 (0,1 п.л).
57. Брякова И.Е. К вопросу развития креативных способностей школьников /И.Е.Брякова //Учитель в России: вчера, сегодня, завтра – СПб., 2009. – С.109-114 (0,4 п.л.)
58.БряковаИ.Е.Формирование читательских интересов школьников /И.Е.Брякова//Литература в контексте современности: сб. материалов IV Международной научно-методической конференции. Челябинск, 12-13 мая 2009/Отв. Ред. Т.Н.Маркова; ЧГПУ, 2009. – С.417-421 (0,4 п.л.)
59. Брякова И.Е. Подросток как читатель: взаимосвязь мотивов и качества чтения/ И.Е.Брякова // Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей и учебно-методических материалов к международной конференции / ред.-сост.: Т.Г.Браже, Т.И.Полякова. – СПб.: СПб.АППО, 2009. – С.106-110 (0,3 п.л.)
60. Брякова И.Е. Сущностные составляющие креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза /И.Е.Брякова// Профессиональное образование: традиции и современность: Материалы Всероссийской научно-практической преподавательско-студенческой конференции. Оренбург, 15 декабря 2009. –Оренбург: Филиал РГППУ, 2009. – С.11-16 (0,3 п.л.).