- Становление и развитие дошкольной педагогики в России конца XIX - начала XX вв., актуализация ее теоретических проблем определялись социально-историческими условиями того времени, которые характеризовались борьбой различных по своей классовой природе сил за влияние на подрастающее поколение, расширением сферы образования, возникновением дошкольных учреждений, возраставшим стремлением широких слоев народа к знанию, общественным движением за научно обоснованное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Состояние дошкольной педагогики и важнейшие тенденции ее развития на рубеже веков обусловливались общим прогрессом науки и внутренней логикой развития педагогической теории. Традиционно связанные с педагогикой философия, психология, физиология, гигиена, медицина, социология, этика вместе с семейным воспитанием составляли наиболее существенную часть той среды, в которой формировалось теоретическое знание о едином процессе воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста и его закономерностях.
- В конце XIX - начале XX вв. дошкольная педагогика формировалась в относительно самостоятельную отрасль педагогической науки, что сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых и переосмыслением традиционных ее понятий, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. При этом дошкольная педагогика более четко отграничивалась от общей педагогики, с одной стороны, и гигиены и методики воспитания - с другой, сохраняя с ними постоянную связь.
- Для исследуемого периода характерно одновременное существование двух противоположных тенденций развития педагогической теории. Одна была связана с дифференциацией педагогического знания, при которой педагогическая теория служила основой для осмысления специфических проблем, связанных с особенностями раннего и дошкольного возраста. Другая противоположная тенденция характеризовалась усиливавшимся стремлением осмыслить накопленные педагогикой факты и привести их в систему. Результатом исканий в этом направлении явились новые концепции воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, М.М. Манасеина, И.А. Сикорский и др.), которые составили базис педагогической теории, ее содержательное ядро, выполняли функцию своеобразного теоретико-методологического формирования и описания научного знания.
- Проблемы теории общих закономерностей и возрастных особенностей развития, умственного и нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста оставались актуальными в течение всего периода, занимали одно из главных мест в трудах наиболее видных педагогов конца XIX - начала XX вв. Эти основные проблемы решались с учетом новейших идей западной педагогики, однако освоение этих идей дошкольной педагогикой России не было механическим перенесением или простым заимствованием: прогрессирующее развитие отечественной дошкольной педагогики часто было связано с критическим преодолением влияний Запада.
- В рамках развития общей теории дошкольной педагогики выделялись концепции теоретиков прогрессивных течений педагогической мысли. В каждой из них разрабатывался преимущественно один из аспектов теории дошкольной педагогики - педагогический, психологический, физиологический, гигиенический, социально-этический. Ни в одной из них не получили полного и адекватного отражения объективные связи, законы и закономерности единого процесса воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Однако концепции эти убедительно доказывали, что единому процессу воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста необходимо присущи каждый из этих аспектов.
- В исследуемый период прогрессивными педагогами обозначались условия единства воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста: формы организации, специфические средства и методы, деятельность и личность воспитателя, преемственность дошкольного и школьного воспитания. В соответствии с этими условиями отстаивалась необходимость развития научно обоснованной системы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
- Изучение процесса становления дошкольной педагогики в России конца XIX - начала XX вв. диктует выделение обобщенных этапов развития ее теории. Обозначенный процесс может быть представлен тремя этапами, раскрывающими логику и содержание поэлементного развития теории дошкольной педагогики, а также моменты ее качественного преобразования. Это этапы осмысления и систематизации эмпирических знаний о едином процессе воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, формирования педагогических концепций как содержательного ядра теории и постановка новых, но не решенных в этот период проблем.
1. Чмелёва, Е.В. Дошкольное образование в России (конец XIX - нача- ло XX вв.) [Текст] / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 78-82.
2. Чмелёва, Е.В. И.А.Сикорский о развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 66-73.
3. Чмелёва, Е.В. Дошкольная педагогика России конца XIX – начала XX вв. [Текст] / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2006. – № 10. – С. 74-83.
4. Чмелёва, Е.В. Концепция религиозного воспитания М. Манасеиной [Текст] / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2007. – № 3. – С. 94-102.
5. Чмелёва, Е.В. Педагогическое просвещение будущих родителей в России на рубеже XIX-XX веков [Текст] / Е.В. Чмелёва // Семья в России. – 2008. – № 3. – С. 126-132.
6. Чмелёва, Е.В. Подготовка к «родительской» профессии [Текст] / Е.В. Чмелёва // Высшее образование в России. – 2008. – № 11. – С. 143-147.
7. Чмелёва, Е.В. Проблемы нравственного воспитания в России (конец XIX – начало XX в.) [Текст] / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 61-69.
Монографии, энциклопедии
8. Чмелёва, Е.В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX – начала XX веков: историко-педагогический очерк: монография [Текст] / Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – 220 с.
9. Смоленская область. Энциклопедия. В 2 т. Т.2 [Текст] / Е.В.Чмелёва [и др.]; гл. ред. Д.И. Будаев; отв. ред. Г.С. Меркин. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. – 624 с.
10. Смоленск. Краткая энциклопедия [Текст] / Е.В.Чмелёва [и др.]; гл. ред. Д.И. Будаев; отв. ред. Г.С. Меркин. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. – 576 с.
Статьи в научных изданиях, учебные и учебно-методические пособия, материалы конференций
11. Чмелёва, Е.В. Методические рекомендации к работе студентов за- очного отделения над курсом истории педагогики [Текст] / Сост. М.Е. Стек- лов, Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1989. – 20 с.
12. Чмелёва, Е.В. Изучение курса истории педагогики: методические рекомендации для студентов дневного отделения [Текст] / Сост. М.Е. Стек- лов, Е.В. Чмелёва. – Смоленск, 1991. – 32 с.
13. Чмелёва, Е.В. Истоки [Текст] / Е.В. Чмелёва // Край Смоленский. – 1992. – № 11-12. – С. 31-36.
14. Чмелёва, Е.В. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности в процессе изучения истории педагогики [Текст] / Е.В. Чмелёва // Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической дея- тельности: материалы межвуз. научно-практ. конф. – М., 1993. – С. 203-204.
15. Чмелёва, Е.В. Воспитание покинутых детей [Текст] / Е.В. Чмелёва, А. Баранова // Край Смоленский. – 1994. – № 7-8. – С. 116-119.
16. Чмелёва, Е.В. Вальдорфская педагогика – одно из направлений сво- бодного образования детей [Текст] / Е.В. Чмелёва // Педагогические техноло- гии в дошкольном образовательном учреждении. – Смоленск, 1995. – С. 130- 136.
17. Чмелёва, Е.В. Понятие «воспитание миролюбия в детском саду» [Текст] / Е.В. Чмелёва // Современные тенденции и перспективы реализации преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы. – Смоленск, 1995. – С. 83-85.
18. Чмелёва, Е.В. Система подготовки работников дошкольного учреж- дения в условиях многоступенчатого образования: педколледж – педвуз [Текст] / Е.В. Чмелёва // Теория и практика подготовки специалистов началь- ной школы и дошкольных учреждений: материалы междунар. симпоз. – Мо- зырь, 1995. – С. 54-59.
19. Чмелёва, Е.В. Теория и история педагогики. Раздел программы [Текст] / Е.В. Чмелёва // Педагогика с вопросами частных методик: програм- ма и вопросы государственного экзамена / под ред. В.Я. Лыковой, Е.В. Чме- лёвой. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1995. – С. 4-8.
20. Чмелёва, Е.В. Тематика курсовых и дипломных работ по истории педагогики [Текст] / Е.В. Чмелёва // Курсовые работы по дошкольной педа- гогике: методические рекомендации для студентов. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1995. – С. 29-36.
21. Чмелёва, Е.В. Л.С. Выготский о педологии [Текст] / Е.В. Чмелёва // Психолого-педагоги-ческие чтения, посвященные 100-летию со дня рожде- ния Л.С. Выготского. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996. – С. 54-57.
22. Чмелёва, Е.В. Стратегия воспитания [Текст] / Е.В. Чмелёва // Соци- ально-психологические проблемы ментальности: материалы научно-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996. – С. 225-226.
23. Чмелёва, Е.В. В.В. Розанов о формировании творческой индивиду- альности учащегося [Текст] / Е.В. Чмелёва // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни: материалы научно-практ. конф. В 2 т. Т. 2. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1996. – С. 209-213.
24. Чмелёва, Е.В. О подготовке работников учебно-воспитательных комплексов в условиях непрерывного образования: педколледж – педвуз [Текст] / Е.В. Чмелёва // Тенденции осуществления педагогического процесса в УВК в свете концепции непрерывного образования. – Смоленск, 1996. – С. 124-128.
25. Чмелёва, Е.В. Методические рекомендации к выполнению диплом- ных работ для студентов специальности «Дошкольная педагогика и психоло- гия» [Текст] / Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996. – 13 с.
26. Вопросы дошкольного образования: учеб. пособие [Текст] / Е.В.Чмелёва [и др.]; отв. ред. Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 1997. – 92 с.
27. Чмелёва, Е.В. Дошкольные учреждения Смоленской губернии (ко- нец XIX – начало XX века) [Текст] / Е.В. Чмелёва // Край Смоленский. – 1997. - № 5-6. – С. 45-53.
28. Чмелёва, Е.В. Зарождение и основные тенденции развития дошко- льного образования в России (конец XIX – начало XX вв.) [Текст] / Е.В. Чме- лёва // Вопросы дошкольного образования. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1997. – С. 3-14.
29. Чмелёва, Е.В. Гуманизм как методологический принцип воспита- ния в истории педагогики [Текст] / Е.В. Чмелёва // Гуманизация образования в вузе: материалы межвуз. научно-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1997. – С. 73-74.
30. Чмелёва, Е.В. Гуманистические ценности в практике работы педаго- га дошкольного образования [Текст] / Е.В. Чмелёва // Современное образова- ние ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: тез. конф. 8-10 апреля 1997 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. – С. 20-22.
31. Чмелёва, Е.В. Дипломные работы по педагогике и психологии [Текст] / Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1997. – 14 с.
32. Чмелёва, Е.В. Преемственность в содержании дисциплин предмет- ной подготовки специалиста дошкольного образования в системе «колледж- вуз» [Текст] / Е.В. Чмелёва // Специфика профессионального образования на современном этапе: тез. докл. научно-практ. конф. – Смоленск, 1998. – С. 49.
33. Чмелёва, Е.В. Проблема воспитания миролюбия у детей дошкольно- го возраста [Текст] / Е.В. Чмелёва // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: проблемы, поиски, перспективы: тез. конф. 21-22 апреля 1998 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – С. 28-30.
34. Чмелёва, Е.В. Народное образование на Смоленщине (1918-1941 гг.) [Текст] / Е.В. Чмелёва, М.Е. Стеклов // Край Смоленский. – 1998. – № 9-12. – С. 50-60.
35. Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: сб. науч. тр. [Текст] / под ред. В.Я. Лыковой, Е.В. Чмелёвой. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 1998. – 56 с.
36. Чмелёва, Е.В. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования [Текст] / Е.В. Чмелёва // Профессио- нальное образование на смене эпох: материалы всероссийской научно-практ. конф. (22-23 апреля 1999 г.). – Смоленск, 1999. – С. 3-6.
37. Чмелёва, Е.В. П.П. Блонский о принципе взаимного приспособле- ния [Текст] / Е.В. Чмелёва // Преемственность дошкольного и начального об- разования: материалы научно-практ. конф. 18-19 октября 1999 г. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 1999. – С. 9.
38. Чмелёва, Е.В. Развитие идеи народности воспитания в педагогиче- ском наследии Е.Н. Водовозовой [Текст] / Е.В. Чмелёва // Формирование на- циональной культуры педагога на современном этапе: материалы всероссий- ской научно-практ. конф. – Смоленск, 1999. – С. 96-97.
39. Чмелёва, Е.В. Подготовка специалиста в системе «Педагогический колледж – университет» [Текст] / Е.В. Чмелёва // Проблемы подготовки учи- теля: история и современность (к 100-летию со дня рождения И.Т. Огородни- кова): материалы межвуз. научно-практ. конф. – М., 2000. – Вып. 3. – С. 56- 60.
40. Чмелёва, Е.В. Организация вариативных дошкольных образователь- ных учреждений в России: история и современность [Текст] / Е.В. Чмелёва // Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы: материалы всероссийской науч. конф. (27-29 ноября 2001 г.). – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001. – С. 146-150.
41. Чмелёва, Е.В. Математические методы исследования в педагогике [Текст] / Е.В. Чмелёва // Математические методы в технике и технологиях – ММТТ-14: сб. тр. междунар. науч. конф. В 6 т. – Т. 4. – Смоленск: СФМЭИ, 2001. – С. 111.
42. Чмелёва, Е.В. Общие основы педагогики: учебно-методический комплекс [Текст] / Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001. – 52 с.
43. Чмелёва, Е.В. Процесс обучения современного психолога [Текст] / Е.В. Чмелёва // Теория и практика психологии образования: материалы науч- но-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001. – С. 47-49.
44. Чмелёва, Е.В. Задачи интеллектуального воспитания детей раннего и дошкольного возраста в наследии И.А. Сикорского [Текст] / Е.В. Чмелёва // Теория и практика психологии образования: материалы 2-й российской на- учной конф. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2002. – С. 162-169.
45. Чмелёва, Е.В. Теория и практика дошкольного образования Ф.В. Фребеля (1782-1852) [Текст] / Е.В. Чмелёва // Воспитание и образование детей: история и современность. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2002. – С. 50-64.
46. Чмелёва, Е.В. Педагогика дошкольного детства И.А. Сикорского и ее значение для будущих педагогов [Текст] / Е.В. Чмелёва // Методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к ис- торико-педагогическим исследованиям; под общей ред. академика РАО З.И. Равкина. – М.: Институт теории и истории образования РАО, 2003. – С. 222- 227.
47. Чмелёва, Е.В. Проблема соотношения педагогики и психологи в творческом наследии И.А. Сикорского [Текст] / Е.В. Чмелёва // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы научно-практ. конф. В 2 ч. Ч. 1. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 15-19.
48. Чмелёва, Е.В И.А. Сикорский о развитии ребенка как субъекта жиз- ненных процессов [Текст] / Е.В. Чмелёва // Дошкольник и младший школь- ник в системе образования: материалы междунар. научно-практ. конф. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С. 146-148.
49. Чмелёва, Е.В. Психолого-педагогическая проблема языкознания в творческом наследии И.А. Сикорского [Текст] / Е.В. Чмелёва // Феномен младшего школьника в современных психолого-педагогических исследова- ниях: материалы всероссийской научно-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 96-98.
50. Чмелёва, Е.В. История педагогики: учебно-методический комплекс [Текст] / Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – 96 с.
51. Чмелёва, Е.В. Педагогический мониторинг качества подготовки вос- питателей [Текст] / Е.В. Чмелёва // Качество высшего педагогического обра- зования: проблемы и пути повышения: материалы междунар. научно-практ. конф. (Минск, 15 апреля 2004 г.). – Минск: Изд-во БГУ, 2004. – С. 321-323.
52. Программа государственного междисциплинарного экзамена по пе- дагогике [Текст] / под ред. В.Я. Лыковой, Е.В. Чмелёвой. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2005. – 20 с.
53. Чмелёва, Е.В. Практикум по этнопедагогике Смоленского края: учеб. пособие [Текст] / Е.В. Чмелёва, Л.В. Синицына. – Смоленск, 2005. – 60с.
54. Чмелёва, Е.В. Философские основы концепции дошкольного воспи- тания М. Манасеиной [Текст] / Е.В. Чмелёва // Аксиология современного вос- питания в системе непрерывного образования: материалы научно-практ. конф. В 2 ч. Ч. 1. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2006. – С. 57-62.
55. Чмелёва, Е.В. Представление о нравственных ценностях в дошколь- ной педагогике России конца XIX – начала XX веков [Текст] / Е.В. Чмелёва // Аксиологические проблемы педагогики: сб. науч. тр. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – Вып. 3. – С. 3-14.
56. Чмелёва, Е.В. Взгляды Е.А. Покровского на первоначальное воспи- тание детей у разных народов России [Текст] / Е.В. Чмелёва // Культура и письменность славянского мира: сб. материалов междунар. конф. 24 мая 2006 года. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – Т. 9. – С. 110-115.
57. Чмелёва, Е.В. Основы непрерывного воспитания М.М. Манасеиной [Текст] / Е.В. Чмелёва // Аксиология современного воспитания в системе не- прерывного образования: материалы 3 междунар. научно-практ. конф. – Смо- ленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Вып. 3. – С. 72-80.
58. Чмелёва, Е.В. Значение концепций подготовительного образования М.М. Манасеиной и К.Н. Вентцеля для подготовки будущих педагогов [Текст] / Е.В. Чмелёва // Социальные трансформации: материалы междуна- родного коллоквиума «Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы». – Смоленск: СмолГУ, 2008. – Вып. 17. – С. 429-436.
59. Чмелёва, Е.В. М.М. Манасеина об умственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Чмелёва // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 1. – С. 52-63.
60. Чмелёва, Е.В. Практическая педагогика для воспитателей и родите- лей: уч.- метод. пособие [Текст] / Е.В. Чмелёва [и др.]; под общей ред. В.Я. Лыковой. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 239 с.
61. Чмелёва, Е.В. Жизнь Е.Н. Водовозовой как служение воспитанию детей [Текст] / Е.В. Чмелёва // Педагогические идеи Е.Н. Водовозовой и со- временность: материалы междунар. научно-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – С. 20-28.