-
концептуальная модель построения и структурно-содержательные компоненты нравственно-патриотического воспитания на основе РКМ, включающие мотивационный, целевой, содержательный, деятельный, процессуальный, рефлексивный и оценочные блоки: практические результаты внедрения разработанного комплекса учебно-методических материалов; стратегические цели и методологические принципы конструирования обобщённых моделей и инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса с применением воспитательно-образовательных технологий с системе начальной школы; взаимодействие образовательных учреждений, школы и семьи, способствующее приобщению детей к общественной жизни и к национальной культуре своего народа; готовность педагогов к работе по нравственно-патриотическому воспитанию на основе РКМ и разработанным методическим рекомендациям;
- системно-деятельный подход способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала, развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя; пробуждению деятельностного начала, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчества, как для учителя, так и для ученика и родителей;
- образовательно-инновационный процессы, ориентированные на подготовку личности младшего школьника к жизни в современном мире, потребность в усвоении быстро-меняющихся знаний, должна обеспечить: мобильность младшего школьника, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений, т.е. саморазвитие; владение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности; особенности управления в условиях инновационной деятельности и внедрения в реальной педагогической практике программных целей и задач воспитательно-образовательных технологий.
1. Шарипова Д.Я. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания и образования младших школьников: монография / Д.Я. Шарипова - Душанбе: Изд-во «Дониш», 2007. - 174с.
2. Шарипова Д.Я. Формирование и воспитание нравственно-патриотической ответственности, сознания, поведения и культуры младших школьников: монография / Д.Я Шарипова - Душанбе: Изд-во «Дониш», 2007. - 142с.
3. Шарипова Д.Я. Формирование эколого-нравственного сознания учащихся общеобразовательных школ в процессе обучения и воспитания на современном этапе (на материалах школ Республики Таджикистан): монография / Д.Я.Шарипова - Душанбе: Изд-во ООО «Уздечка», 2008. - 147с.
4. Шарипова Д.Я. Формирование и совершенствование системы нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе организации образовательно-инновационных процессов - Развитием Критического Мышления: монография / Д.Я.Шарипова - Душанбе: Изд-во «Реалайн», 2011. - 383с.
Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией:
5.Шарипова Д.Я. Профессионально-социальная направленность педагога и социальные аспекты нравственно-патриотического воспитания в детском коллективе / Д.Я.Шарипова // - Журнал ТГНУ «Вестник» - 2008. - № 1- 41. - С. 221-231.
6.Шарипова Д.Я. Психолого-педагогические основы и особенности восприятия произведений художественной литературы младшими школьниками через призму нравственно-патриотического воспитания / Д.Я.Шарипова // - Журнал ТГНУ «Вестник» - 2008. - № 1- 41. - С. 254-262.
7.Шарипова Д.Я. Формирование эколого-нравственной ответственности, сознания и теоретических знаний в процессе изучения естественнонаучных дисциплин / Д.Я.Шарипова // - Журнал ТГНУ «Вестник» - 2008. - № 2 - 44. - С. 298-305.
8.Шарипова Д.Я. Формирование и развитие основ морали, нравственной культуры и поведения младших школьников / Д.Я.Шарипова // - Журнал ТГНУ «Вестник» - 2010. - № 2 (58) - С. 232 – 238.
9.Шарипова Д.Я. Формирование понятия «Нравственность и патриотизм», как важной составляющей ценностной ориентации личности/ Д.Я. Шарипова // - Журнал ТГНУ «Вестник» - 2009. - № 3 (46) - С.176.
10.Шарипова Д.Я. Историко-педагогический взгляд на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения / Д.Я. Шарипова // - Журнал ТГНУ «Вестник» - 2009. - № 3 (51) - С.124.
11.Шарипова Д.Я. Роль общества, школы и семьи в нравственно-патриотическом и гражданском воспитании детей / Д.Я.Шарипова // - Журнал ТГНУ «Вестник» - 2010. - № 4 (60) - С. 205-210.
12.Шарипова Д.Я., Хамида Мохузи. Детская литература как влияющий фактор на воспитание детей (Адабиёти кудакон бо руйкарди тарбияти) / Шарипова, Д.Я., Хамида Мохузи // - Журнал ТНУ «Вестник» - 2011. - № 3 (67) - С.333-337.
13.Шарипова Д.Я., Хамида Мохузи. Устное народное творчество в развитии нравственного воспитания младших школьников (Эчодиёти дахонакии халк дар иштишофи тарбияи маънаавии хонандагони синфи ибтидои) / Шарипова, Д.Я., Хамида Мохузи // - Журнал ТНУ «Вестник» - 2011. - 7 (71) - С. 383-388.
10. Шарипова Д.Я. Семья как институт общества - главный транслятор воспитания для подрастающего поколения / Д.Я.Шарипова // - Журнал ТНУ «Вестник» - 2011. – 9(73) - С. 367-374.
Учебно-методические пособия, программы
15. Шарипова Д.Я. Педагогические инновационные технологии и этические аспекты медицины в последипломном образовании: Учебно-методическое пособие / Д.Я.Шарипова // Министерство Здравоохранения Республики Таджикистан. - Душанбе, 2003.
16. Шарипова Д.Я. Методичка по организации интерактивных занятий в русле Программы «Развития Критического Мышления через чтение и письмо» для врачей-преподавателей «Центра семейной медицины»: Методические рекомендации / Д.Я. Шарипова // При поддержке Всемирного банка. Отв. ред. Зарипов С.З. - Душанбе, 2008.- 8с.
17. Шарипова Д.Я. Программа по педагогике, психологии и педагогической практике для врачей-преподавателей «Центра семейной медицины»: Учебное пособие / Д.Я. Шарипова // При поддержке Центра Управления Проекта «Реабилитации Социального Сектора» Азиатского Банка Развития. - Душанбе, 2008. - 30с.
18. Шарипова Д.Я. Программа по психологии для магистров медицинского университета, факультета «Общественное здравоохранение»: Учебно-методическое пособие / Д.Я. Шарипова // Министерство здравоохранения Республики Таджикистан. - Душанбе, 2005. - 156с.
19. Путеводитель по организации и работе Телефона Доверия «Центра психических заболеваний ВИЧ / СПИД, ИППП, наркозависимости»: Д.Я. Шарипова // При поддержке Международной организации «ЮНЕСКО» - Душанбе, 2007. - 32с.
20. Интерактивное обучение для преподавателей образовательных учреждений Республики Таджикистан: Методические рекомендации / Д.Я. Шарипова // Институт развития образования Академии образования Таджикистана - Душанбе, 2011. - 86с.
21. Шарипова Д.Я. Программа по педагогике и МВР педагогического университета, кафедры «Общая педагогика»: Учебно-методическое пособие / Д.Я. Шарипова // Министерство образования Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011. - 98с.
Научные статьи
22. Шарипова Д.Я. Проблема нравственно-патриотического воспитания на современном этапе / Сборник статей ТГНУ. - Душанбе, 2007. - С. 28-35.
23. Шарипова Д.Я Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в процессе поисков деятельности средствами этнопедагогики / Духовность и современные проблемы образования / Сборник научных статей, НИИ РО; ТГПУ - Душанбе, 2007.- С. 22-33.
24. Шарипова Д.Я. Проблема воспитания эколого-нравственной культуры в процессе формирования сознания личности учащихся общеобразовательных школ Таджикистана / Духовность и современные проблемы образования / Сборник научных статей, НИИ РО; ТГПУ. - Душанбе, 2007. - С. 43-50.
25.Шарипова Д.Я. Формирование устойчивых нравственно-патриотических свойств личности младшего школьника: к постановке проблемы / Известия АН РТ отделении общественных наук № 1 - «Дониш» - Душанбе, 2008.- С.200-207.
26. Шарипова Д.Я. Формирование нравственно-патриотического мировоззрения / Духовность и проблемы образования / Сборник научных статей, НИИ РО; ТГПУ - Душанбе, 2008.- С.164-167.
27. Шарипова Д.Я. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников / Духовность и проблемы образования / Сборник научных статей, НИИ РО; ТГПУ - Душанбе, 2008.- С.155-163.
28. Шарипова Д.Я. Подготовка будущих учителей к работе по этнической социализации подростков / Вестник / Научно-аналитический журнал, НИИ развития образования № 3 - Душанбе, 2010. - С. 99 – 104.
29. Шарипова Д.Я. Психолого-педагогические подходы осуществления воспитательно-образовательных процессов профессионального образования в свете новых технологий / Вестник / Научно-аналитический журнал, НИИ развития образования № 4 - Душанбе, 2010. - С. 84 – 89.
30. Шарипова Д.Я. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Таджикистане / Русский язык / Научно-аналитический журнал, НИИ развития образования № 4 - Душанбе, 2011. - С. 70-88.
Материалы конференций
31. Шарипова Д.Я. Нравственно-экологическое воспитание школьников в процессе воспитательной работы / Международная научно-практическая конференция, посвящённая году образования - Душанбе, «Сино»-1998.-С.50-51.
32. Шарипова Д.Я. Основы нравственно-экологического образования, как основа научного мировоззрения / Республиканская научно-практическая конференция - Душанбе, «Сино»- 1998.-С. 21-23.
33. Шарипова Д.Я. Формирование личности школьника при подготовке к выбору профессии / Республиканская научно-практическая конференция - Душанбе, «Сино» - 1999. - С. 82-83.
34. Шарипова Д.Я. Некоторые проблемы нравственно-экологического воспитания и образования на современном этапе / Международная научно-практическая конференция - Душанбе, «Сино» - 1999. - С. 13-15.
35. Шарипова Д.Я. Теоретические основы подготовки школьников к нравственно- экологическому воспитанию / Республиканская научно-практическая конференция - Душанбе, «Сино» - 2000 - С. 26-28.
36. Шарипова Д.Я. О передовом методическом опыте учителей средних школ / Республиканская научно-практическая конференция - Душанбе, «Сино» - 2001. - С. 67-68
37. Шарипова Д.Я. Развитие познавательных интересов студентов в процессе нравственно-экологического воспитания / Международная научно-практическая конференция - Душанбе, «Сино» - 2002. -С. 90-92.
38. Шарипова Д.Я. Инновационные методы обучения в проведении семинарских занятий / Республиканская научно-практическая конференция - Душанбе, «Сино» - 2003. - С. 42-43.
39. Шарипова Д.Я. Совершенствование высшего образования в процессе подготовки специалистов, связанных с рыночной экономикой - Душанбе, «МинВУЗ» -2005. - С.49-52
40. Шарипова Д.Я. Методы и пути воспитания детей в семье – Республиканская научно-практическая конференция, посвящённая 35-летию ТИФКа, 2700-летию г.Куляба и арийской цивилизации, Душанбе, ТИФИК - 2006г.
41. Шарипова Д.Я. Проблема взаимоотношений семьи и школы на современном этапе - Республиканская научно-практическая конференция, посвящённая 35-летию ТИФКа, 2700-летию г.Куляба и арийской цивилизации, Душанбе, ТИФИК - 2006г.
42. Шарипова Д.Я. Понимание, творчество и критическое мышление в учебном процессе у школьников и студентов / Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава, - Душанбе, «Сино» - 2007. - С.18-21.
43.Шарипова Д.Я. Философско-педагогические проблемы демократизации взаимоотношения субъектов в профессиональной подготовке будущих специалистов / Международная научно-практическая конференция - Душанбе, «Сино» - 2010. - С. 90-92.
44. Шарипова Д.Я. Непрерывное образование, её определение, структура, специфика и проблема, как интеграция научного знания, создания новой модели образованного человека - исследователя / Международная научно-практическая конференция - Душанбе, «Ирфон» - 2011. - С.186-191.