- теоретическое обоснование системы исторического образования в общеобразовательной школе в контексте опыта прошлого и современного её состояния;
- зависимость эффективности исторического образования от взаимосвязи программ и учебников истории, которые должны быть основаны на истории цивилизаций и гуманистических ценностях;
- место и значение истории в системе общего школьного образования и роль истории в формировании исторического сознания, мышления и личности учащихся;
- зависимость качества учебников истории от использованного в них вспомогательного источниковедческого и наглядного материала;
- демократизация учебного процесса на уроке как фактор, обеспечивающий сознательное и мотивированное изучение истории, развитие критического мышления, культуры диалога, толерантности учащихся и социальной ориентации обучения;
- критерии экспертизы и индикаторы оценки качества учебников истории - важный фактор обеспечения полноценного исторического образования учащихся.
1. Зиёев Т.Н. Несколько наиболее важных факторов, обеспечивающих эффективность обучения истории в школе // Журнал КТГУ им. Носира Хусрав “Вопросы психологии и педагогики”. -2009. - № 2. –С. 11-22.
2. Зиёев Т.Н. Место и значение истории как учебной дисциплины в системе содержания школьного образования // Журнал КТГУ им. Носира Хусрав «Вопросы психологии и педагогики”. -2009.- № 3. –С. 41-55.
3. Зиёев Т.Н. Некоторые особенности теории содержания образования и преподавания истории в школе // Вестник Таджикского национального университета: серия гуманитарных наук.- 2009.- № 3 (51). –С. 258 – 264.
4. Зиёев Т.Н. Дидактика проверки знаний, умений и навыков учащихся по истории с помощью тестовых вопросов // Вестник Таджикского национального университета: серия гуманитарных наук.- 2009.- № 6 (54). –С. 203 – 213.
5. Зиёев Т.Н. Философия образования и философия истории в контексте задач школьного исторического образования // Известия Академии наук Республики Таджикистан: серия философия и право. -2009.- № 4 . - С.99 - 105.
6. Зиёев Т.Н. Взаимосвязь периодизации, структуры и содержания всеобщей истории как теоретические проблемы школьного исторического образования // Журнал КТГУ им. Носира Хусрав «Вопросы психологии и педагогики”. -2009.- №3. –С. 27 – 38.
7. Зиёев Т.Н. Периодизация истории таджикского народа, её структура и содержание, направленные на школьное историческое образование // Журнал КТГУ им. Носира Хусрав “Вопросы психологии и педагогики”. -2009.- № 4. –С. 26 – 34.
II.Учебно-методические пособия:
Монографии:
8. Зиёев Т.Н.Введение в курс гражданского образования.–Душанбе: Ирфон, 2009. -384 с. В соавторстве.
9. Зиёев Т.Н.Гражданское образование: программа и методологические основы её внедрения. –Душанбе: Ирфон, 2008. -160 с.
10. Зиёев Т.Н.Гражданское образование: курс лекций. –Душанбе: Ирфон, 2009.
-282 с.
11. Зиёев Т.Н.Концепция гражданского образования в Республике Таджикистан.
–Душанбе: ВИЗА, 2008. -120 с. В соавторстве.
12. Зиёев Т.Н.Методология: гуманизм вместо марксизма-ленинизма. –Душанбе: ВИЗА, 2008. -120 с.
13. Зиёев Т.Н. Научно-методологические вопросы содержания исторического и обществоведческого образования. –Душанбе: Ирфон, 2008. -268 с.
14. Зиёев Т.Н. Научные основы гражданского воспитания учащихся в преподавании отечественной истории.–Душанбе: Паёми ошно, 2004. -208 с. В соавторстве.
15. Зиёев Т.Н. Основы граждановедения. –Душанбе: Ирфон, 2010. -320 с.
16. Зиёев Т.Н.Развитие гражданского образования в Республике Таджикистан: проблемы и перспективы.– Душанбе: AKDN, 2007. -112 с. В соавторстве.
17. Зиёзода Т.Н. Современная система школьного исторического образования.
–Душанбе: Ирфон, 2009. -304 с.
18. Зиёев Т.Н.Теоретические проблемы стратегии развития гражданского образования в Республике Таджикистан. –Душанбе: Ирфон, 2008. -288 с.
19. Зиёев Т.Н.Теория и практика проверки знаний, уменй и навыков учащихся в преподавании истории и прав человека. –Душанбе: Ирфон, 2008. -268 с.
Государственные стандарты образования:
20. Зиёев Т.Н. История // Государственные стандарты образования средней школы в Республике Таджикистан. –С.268-321.
21. Зиёев Т.Н. Человек и общество // Государственные стандарты образования средней школы в Республике Таджикистан. –С.321-341.
22. Зиёев Т.Н. Права человека // Государственные стандарты образования средней школы в Республике Таджикистан. –С.341-360.
Учебники:
23. Зиёев Т.Н.Всеобщая история: 8 класс. –Душанбе: Сарпараст, 2002. –336 с.
24. Зиёев Т.Н.Всеобщая история: 9 класс. –Душанбе. Сарпараст, 2002. -208 с.
25. Зиёев Т.Н.Всеобщая история: 10 класс. –Душанбе: Собириён, 2005. -208 с.
26. Зиёев Т.Н.Всеобщая история. История древнего мира: 5 класс. –Душанбе: Сарпараст, 2006. -272 с.
27. Зиёев Т.Н.Всеобщая история: История средних веков: 6 класс.. -Душанбе: Сарпараст, 2006. -288 с. В соавторстве.
28. Зиёев Т.Н.Всеобщая история: 7 класс. –Душанбе: Матбуот, 2003. -320 с..
29. Зиёев Т.Н.История древнего мира: 5 класс. –Душанбе: Маориф, 1998. -208 с.
30. Зиёев Т.Н.Права человека: 10 класс. –Душанбе: АВА, 2007. -320 с. В соавторстве.
31. Зиёев Т.Н.Права человека:11 класс. –Душанбе: Мавлави, 2009. -320 с. В соавторстве.
32. Зиёев Т.Н.Человек и общество: 10-11 классы. –Душанбе: Матбуот, 2000. -256 с. В соавторстве.
33. Зиёев Т.Н.Человек и общество: 10-11 классы.. –Душанбе: Маориф ва фарханг, 2004. -312 с. В соавторстве.
Методические пособия:
34. Зиёев Т.Н.Введение в курс гражданского образования. Материалы для учащихся. –Душанбе: Ирфон, 2009. -160 с. В соавторстве.
35. Зиёев Т.Н. Гражданское образование. Учебно-методическое пособие. –Душанбе: Ирфон, 2009. - 288 с. В соавторстве.
36. Зиёев Т.Н.Изучение Основного закона и государственной символики Республики Таджикистан в школе. –Душанбе, 1996. -64 с.
37. Зиёев Т.Н.Календарно-тематические планы по истории таджикского народа и всеобщей истории для 5-11 классов. –Душанбе, 2002. -36 с. В соавторстве.
38. Зиёев Т.Н.Методические рекомендации по программе истории таджикского народа для V, VIII –ХI классов общеобразовательных школ Таджикской ССР. –Душанбе: ТГУ, 1989. -18 с.
Учебные программы:
39. Зиёев Т.Н.Программа всеобщей истории для 5-9 классов. –Душанбе: Маориф, 1994. -49 с. В соавторстве.
40. Зиёев Т.Н.Программа всеобщей истории для 5-11 классов.–Душанбе: Матбуот, 2001. -104 с. В соавторстве.
41. Зиёев Т.Н.Программа всеобщей истории для 5-11 классов. –Душанбе: Матбуот, 2002. -52 с.
42. Зиёев Т.Н. Программа гражданского образования для средних профессиональных педагогических учебных заведений. –Душанбе: Ирфон, 2009. -60 с. В соавторстве.
43. Зиёев Т.Н.Программа истории Таджикской ССР для V, VIII – IХ классов общеобразовательной школы. –Душанбе: ТГУ, 1989. -26 с. В соавторстве.
44. Зиёев Т.Н.Программа истории таджикского народа для V, VIII – ХI классов. –Душанбе, 1991. -88 с.
45.Зиёев Т.Н.Программа истории таджикского народа для 5-9 классов. –Душанбе: Маориф, 1993. -48 с. В соавторстве.
46. Зиёев Т.Н.Программа истории таджикского народа для 5-9 классов. –Душанбе: Маориф, 1994. -48 с. В соавторстве.
47. Зиёев Т.Н.Программа истории таджикского народа для 5-11 классов. –Душанбе: Матбуот, 2002. -48 с. В соавторстве.
48. Зиёев Т.Н.Программа истории таджикского народа для 5–11 классов общеобразовательных школ. –Душанбе, 2008. -64 с. В соавторстве.
49. Зиёев Т.Н.Программа истории таджикского народа и всеобщей истории для 5-9 классов. Проект. –Душанбе, 1993, -56 с. В соавторстве.
50. Зиёев Т.Н.Программа основ государства и права для 8-11 классов. –Душанбе: Шарки Озод, 2004. -44 с.
51. Зиёев Т.Н.Программа курса «Права человека» для 10-11 классов. –Душанбе, 2006. -48 с. В соавторстве.
52. Зиёев Т.Н.Программа современного мира для 10-11 классов. –Душанбе: Маориф, 1995. -48 с.
53. Зиёев Т.Н.Программа спецкурса “Гражданское образование” для высших профессиональных учебных заведений. –Душанбе: Ирфон, 2009. -64 с. В соавторстве.
54. Зиёев Т.Н.Программа курса «Человек и общество» для 8-11 классов. -Душанбе, 1992. -48 с. В соавторстве.
55. Зиёев Т.Н.Программа курса “Человек и общество” для 10-11 классов.–Душанбе: Маориф, 2003. -16 с. В соавторстве.
56. Зиёев Т.Н. Программа школьного курса истории таджикского народа для 5-9 классов. –Душанбе, 1992. -48 с. В соавторстве.
57. Зиёев Т.Н. Школьная программа истории таджикского народа. -Душанбе, 1992. -30 с. В соавторстве.
III.Статьи, опубликованные в других изданиях и журналах:
58. Зиёев Т.Н. Афганистан: Исторический экскурс // Мовароуннахр. -2002. -№ 1 (9). –С. 14-15.
59. Зиёев Т.Н. Важное методическое пособие по преподаванию обществоведения // Мактаби Совети.- 1989.- № 7. –С. 59-60.
60. Зиёев Т.Н.Возвращение Саманидов // Золотой век таджиков. –Душанбе: Нодир, 1999. –С. 83-88.
61. Зиёев Т.Н.Гуманистическая методология, основанная на цивилизации, в содержании школьного исторического образования // Духовность и проблемы обучения и воспитания. –Душанбе: ДГПУ и Центр культуры ИР Иран, 2008. –С. 74-85.
62. Зиёев Т.Н.Демократизация процесса обучения истории и права человека// Маърифати омузгор.- 2008.- № 2. –С. 23-31.
63. Зиёев Т.Н.Дидактические особенности учебной дисциплины “Права человека”. Сегодня и завтра школы. –Душанбе: Сифат, 2008. –С.14-22.
64. Зиёев Т.Н.Изучение духовной культуры государства Саманидов в школе // Золотой век таджиков. -Душанбе: Нодир, 1999. –С. 50-82.
65. Зиёев Т.Н.Книга для первоначального обучения грамоте – наш общий детский мир // Русский язык и литература в школах Таджикистана. - 2004.-№ 4. –С.32-36.
66. Зиёев Т.Н. Критерии разработки учебников для общеобразовательной школы // Маорифи Тоджикистон.- 2009. -№3. –С. 20 – 33.
67. Зиёев Т.Н.Лаборатория преподавания обществоведческих дисциплин// Научно-исследовательский институт педагогических наук Таджикистана. –Душанбе, 2007. –С.35-40.
68. Зиёев Т.Н.Место краеведческого материала в преподавании // Мактаби Совети.- 1983.- № 6. –С. 34-35.
69. Зиёев Т.Н. Методика использования краеведческого материала на уроках истории //Совершенствование урока в общеобразовательной и профессиональной школе по предметам гуманитарного цикла. –Душанбе: Министерство образования.- 1989. –С. 72-77.
70. Зиёев Т.Н.Методологические проблемы обучения в преподавании обществоведческих дисциплин // Маорифи Тоджикистон.- 2009.- № 1. –С. 4-15.
71. Зиёев Т.Н.Народное образование в Республике Таджикистан: Страницы истории. В соавторстве // Русский язык и литература в школах Таджикистана.- 2004. -№ 1. –С.14-20.
72 Зиёев Т.Н. Наука фикх (исламское право) в учении Имоми Аъзама //Педагогические взгляды Имоми Аъзама и проблемы образования и воспитания.
–С. 60–71. В соавторстве.
73. Зиёев Т.Н.Образцы билетов и тестов, посвящённые 1100-летнему юбилею государства Саманидов // Маърифат.- 1998.- № 3-4. –С. 47-53.
74. Зиёев Т.Н.Обучение истории в школе// Школа на путях перестройки. –Душанбе: Министерство образования, 1990. –С. 83-89.
75. Зиёев Т.Н.О работе диссертационного совета при НИИ педагогических наук // Культура и образование в цивилизации иранских народов. –Душанбе: Ирфон, 2009. –С. 90-105. В соавторстве.
76. Зиёев Т.Н.О чём свидетельствуют история и документы // Русский язык и литература в школах Таджикистана.- 2004.-№ 2. –С.39-45. В соавторстве.
77. Зиёев Т.Н.Павел Ханжин находится среди нас // Мовароуннахр.- 2000.- № 2 (7). –С. 7.
78. Зиёев Т.Н.Первые страницы независимости // Мовароуннахр. -2001. -№1 (8).
–С. 6 - 7.
79. Зиёев Т.Н.Применение краеведческого материала на уроках истории // Мактаби Совети.- 1974.- № 12. –С. 46-49.
80. Зиёев Т.Н.Примерные календарно-тематические планы по основам государства и права: 8-9 классы // Маърифат. -2002. -№ 9. -10. –С. 55-64.
81. Зиёев Т.Н.Примерные календарно-тематические планы по основам государства и права. 10-11 классы // Маърифат. -2002. -№ 11 -12. –С. 55-64.
82. Зиёев Т.Н.Сильный, волевой, новатор и трудолюбивый учёный. В сб.: Сильный исследователь и опытный учитель. –Душанбе: Ирфон, 2009. –С. 54-58. В соавторстве.
83. Зиёев Т.Н.Слово о нравственном воспитании // Мовароуннахр.- 2000.- № 1 (6).
.–С. 6-7.
84. Зиёев Т.Н.Теоретические и прагматические особенности содержания школьного образования в Таджикистане на рубеже 20-х – 30-х годов ХХ века // Русский язык и литература в школах Таджикистана. -2004. - № 3. – С. 32-38. В соавторстве.
85. Зиёев Т.Н.Теоретические основы понимания истории общего и части в систематическом курсе истории СССР и истории республики // Мактаби Совети. -1990.
- № 4. –С. 30-33.
86. Зиёев Т.Н.Факторы развития образовательной сферы в Соединённых Штатах Америки // Маорифи Тоджикистон. -2008.- № 6. –С. 57-70.
Материалы конференций
87. Зиёев Т.Н.Гордость за независимый Таджикистан и его Президента, который заботится о молодёжи // Материалы республиканская научно-практической конференции. –Душанбе, 2005. –С. 39-43.
88. Зиёев Т.Н.Государственная символика Таджикистана как важное средство воспитания учащихся в духе национальной гордости // Материалы республиканской науячно-практической конференции. –Душанбе, 2007. – С. 77-80.
89. Зиёев Т.Н.Изучение темы «Формирование таджикского народа и его государственности» на уроках истории таджикского народа» // Материалы республиканской научно-практической конференции. –Душанбе, 1999. –С. 76-91.
90. Зиёев Т.Н. Имоми Аъзам – основоположник науки фикх (исламского права).// Материалы республиканской научно-практической конференции, посвящённой роли Имоми Аъзама в исламской и мировой цивилизации. -Душанбе, 2009 –С.119-129.
91. Зиёев Т.Н.Необходимость практических занятий в преподавании основ государства и права // Материалы республиканской научно-практической конференции, посвящённой актуальным проблемам улучшения обучения и воспитания в современных условиях. –Душанбе: Сино, 2004. –С. 13-16.
92. Зиёев Т.Н.Новый подход к периодизации истории // Материалы Международной научно-практической конференции. –Душанбе: ТГНУ, 2006. –С. 36-42.
. 93. Зиёев Т.Н.Нужен предмет “Человек, природа и общество”// Материалы Международной научно-практической конференции. –Луцк: Украина, 1990. –С.142-145
94. Зиёев Т.Н. Отражение концептуально – дидактического аспекта в программе курса «Права человека» для общеобразовательных школ// Материалы Международной научно-практической конференции. –Душанбе: Сино, 2004. – С. 50-54.
95. Зиёев Т.Н.Примирение таджикского народа в зеркале международного опыта // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой миротворческим процессам в Таджикистане –Душанбе: Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, 1998. –С. 319-333.
96. Зиёев Т.Н. Система школьного исторического образования в Республике Таджикистан // Материалы Международной научно-практической конференции «Определение проблем повышения качества образования в государствах–членах ЕврАзЭС». -Душанбе, 2009. –С. 29-32.
97. Зиёев Т.Н. Тестовая проверка знаний, умений и навыков учащихся как элемент инновационного подхода в преподавании истории // Материалы республиканской научно-практической конференции -Душанбе, 2010. -С. 49-63/