- Учебно-познавательная деятельность и языковое существование иностранных учащихся в неродной лингвокультурной среде осуществляются эффективно и комфортно в случае применения на всех этапах обучения русскому (иностранному) языку специальной педагогической системы многоаспектной лингвокультурной адаптации, опирающейся на закономерности приспособления личности инофона к русскоязычной (поликультурной) образовательной среде и направленной на развитие диалога культур.
- Закономерности протекания процесса лингвокультурной адаптации иностранных студентов определяются исходя из природы феномена адаптации: процессы адаптации сопровождают иностранного учащегося весь период обучения в неродной лингвокультурной среде; иностранный учащийся находится под воздействием различных видов адаптации одновременно, учёт всех видов адаптации необходим в процессе обучения РКИ; лингвокультурная адаптация обусловливается процессом накопления индивидом инокультурных знаний, формированием готовности применять эти знания и решать прагматические задачи посредством неродного языка в неродной лингвокультурной среде; положительная динамика адаптационных процессов зависит от степени включённости индивида в контакты с представителями иной лингвокультуры; протекание адаптационных процессов зависит от эмоционального состояния личности инофона.
- Педагогическая система лингвокультурной адаптации основывается на принципах: культуросообразности, антропоцентризма, интеграции, дифференциации, учёта уровня владения русским языком (языком обучения), межкультурного сопоставления, психологической и поликультурной компетентности преподавателя РКИ; характеризуется единством целей (тактических, стратегических, глобальной); направлена на формирование у инофонов системы готовностей (психологических, теоретических, практических) к осуществлению психологически комфортной учебно-познавательной деятельности и языковому существованию в неродной лингвокультурной среде; обеспечивается реализацией в процессе обучения РКИ интегративной модели лингвокультурной адаптации; осуществляется посредством интегрированных технологий с использованием в качестве единиц обучения текстов культуры (в широком понимании) и слова как метаобразовательного объекта; обеспечивает развитие языковой личности иностранного учащегося, способной к осуществлению учебно-познавательной деятельности и решению прагматических задач посредством русского языка в русской лингвокультурной среде.
- Интегративная модель лингвокультурной адаптации представляет собой совокупность языковых и поведенческих проявлений наиболее актуальных для иностранного учащегося видов адаптации. Вариативная интегративная модель ЛКА конструируется для различных форм обучения (краткосрочное, вузовский курс) и включает несколько уровней: (учащийся - лингвокультурная среда, учащийся - образовательное учреждение, учащийся - учебная группа, учащийся - учащийся (представитель иной культуры), учащийся - преподаватель (ретранслятор изучаемой культуры), учащийся - будущая профессия).
- Интегрированные технологии в процессе обучения РКИ позволяют формировать целостные знания иностранных учащихся о русской лингвокультуре, создавать культурный контекст изучаемым явлениям и фактам культуры, моделировать процесс обучения РКИ в соответствии со специальностью (филологи-нефилологи), уменьшать трудности учебной адаптации. В процессе обучения русскому языку целесообразно использовать следующие виды интегрированного обучения: предметно-языковая интеграция гуманитарных дисциплин и дисциплины «Русский язык как иностранный»; культурологическая; культуросообразная; внутрипредметная интеграция дисциплины «Русский язык как иностранный».
- Лингвокультурная адаптация иностранных учащихся в процессе обучения РКИ наиболее эффективна и комфортна при соблюдении следующих условий: психологическое сопровождение преподавателем РКИ (на групповом и индивидуальном уровне); усвоение иностранными учащимися лексических единиц с национальнокультурным компонентом семантики через систему заданий и упражнений, формирующих коммуникативную, межкультурную, социокультурную и экзистенциальную компетенции; овладение иностранными учащимися способами вербального и невербального русского коммуникативного поведения, специфическими коммуникативными умениями, поведенческими стратегиями межкультурного взаимодействия и способами преодоления жизненных трудностей; включение иностранных учащихся в речевую деятельность на русском языке посредством активных форм работы, направленных как на познание русской лингвокультуры, так и иных культур представителей учебной группы; управление процессом лингвокультурной адаптации иностранных учащихся через систему самостоятельных творческих работ, основанных на принципе межкультурного сопоставления.
- Процесс лингвокультурной адаптации иностранных учащихся требует модернизации системы обучения РКИ в организационно-методическом плане (интегрированное преподавание русского языка и гуманитарных дисциплин учебного плана с выделением межпредметного лексического минимума (МЛМ), тематического согласования и т.д.; создание и внедрение в практику обучения РКИ учебнометодических пособий с системой упражнений, основанных на МЛМ; использование средств обучения интегрированного типа и средовоспроизводящих с плотным аудиои видеопотоком и т.д.) и предъявляет высокие требования к методической подготовке преподавателя РКИ.
1. Поморцева Н.В. Интегративная модель лингвокультурной адаптации ино- странных учащихся в практике обучения русскому языку: Монография. – М.: РУДН, 2009. – 179 с. (11,2 п.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, 34 определенных ВАК РФ
2. Поморцева Н.В. Использование интегрированных технологий в методике преподавания русского языка как иностранного // Гуманитарные и социально- экономические науки. – 2006. - № 2 (21). – С. 215-216. (0,1 п.л.).
3. Поморцева Н.В. Культуроориентированные интегрированные технологии в процессе преподавания русского языка как иностранного // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика преподавания. – 2007. - № 2. –– С. 13-18. (0,4 п.л.).
4. Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация иностранных учащихся в процессе обучения русскому языку в условиях языковой среды: социально- психологический аспект // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2008. - № 5. –– С. 69-75. (0,4 п.л.).
5. Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация иностранных студентов в по- ликультурной образовательной среде // Известия Южного федерального универси- тета. Педагогические науки. – 2009. - № 1. – С. 120-126. (0,4 п.л.).
6. Поморцева Н.В. Особенности изучения текста в иностранной аудитории в аспекте лингвокультурной адаптации // Известия Южного федерального универси- тета. Педагогические науки. – 2009. – № 7. – С. 168-174. (0,4 п.л.).
7. Поморцева Н.В. Адаптация невербального коммуникативного поведения иностранных студентов в процессе изучения русского языка в условиях языковой среды // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2009. – № 8. – С. 182-188. (0,4 п.л.).
8. Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация иностранных студентов к российской высшей школе // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 6. – С. 88- 90. (0,2 п.л.).
9. Поморцева Н.В. Феномен адаптации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2009. – № 3. – С. 119-122. (0,3 п.л.).
10. Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация иностранных учащихся в практике краткосрочного обучения русскому языку в условиях языковой среды // Русский язык за рубежом. – 2010. – №2. – С. 35-40. (0,4 п.л.).
Статьи, доклады и тезисы, опубликованные в других научных изданиях
11. Поморцева Н.В. Способы взаимодействия русского и немецкого языков при изучении темы «Заимствованные слова» // Проблемы изучения русского языка на современном этапе: Материалы II Ушаковских чтений, Иваново, 24-25 ноября 1999 г. – Иваново: ИвГУ, 2000. – С. 71-74. (0,3 п.л.).
12. Поморцева Н.В. Интегрированное обучение языку - способ знакомства с культурой страны // Этнофилология в ВУЗе и школе: Сборник научно- методических работ / Под ред. Т.К. Донской. – С.-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С. 90-91. (0,1 п.л.).
13. Поморцева Н.В. Этимологический анализ слова - средство повышения ре- чевой культуры учащихся // Языковая норма и новые тенденции в развитии речевой культуры: Материалы II Междунар. школы-семинара, Иваново, 18-19 апреля 2000 г. – Иваново: ИвГУ, 2001. – С. 207-208. (0,1 п.л.).
14. Поморцева Н.В. Использование словаря Даля при формировании культу- роведческой компетенции в системе интегрированного // В.И. Даль в парадигме 35 идей современной науки: язык – словесность – самосознание – культура: Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 200-летнему юбилею В.И. Даля, Иваново, 5-7 апреля 2001 года: В 2 ч. – Иваново: ИвГУ, 2001.– С. 322-324. (0,2 п.л.).
15. Поморцева Н.В. Интегрированное обучение как средство повышения куль- турологической компетенции учащихся // Сборник научных работ аспирантов и мо- лодых преподавателей. Ч.1.: Педагогика. – Ростов н/Д: РГПУ, 2001. – С. 105-108. (0,3 п.л.).
16. Поморцева Н.В. Терминологическое словообразование при интегрирован- ном обучении с использованием компьютерных обучающих программ // Научно- методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и ВУЗе: Сборник тезисов докладов участников Междунар. науч.-практич. конф., Москва, 15- 16 марта 2001 года / Сост. и научн. ред.: проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. – М.: МПГУ, 2001. – С. 115-117. (0,2 п.л.).
17. Поморцева Н.В. Формы работы над заимствованной лексикой при интег- рированном обучении // Школьный учебник русского языка: проблемы и решения: Материалы III Ушаковских чтений, Иваново, 28-29 ноября 2000 года. – Иваново: ИвГУ, 2001. – С. 72-74. (0,2 п.л.).
18. Поморцева Н.В. Интеграция дисциплин гуманитарного цикла как средство создания культурного контекста при обучении языкам // Культурная среда обучения иностранным языкам и профессиональной подготовки учителя: Междунар. сборник научных трудов. – Шуя: Весть: ШГПУ, 2002. – С. 92-94. (0,2 п.л.).
19. Поморцева Н.В. Аспекты формирования культурологической компетенции на уроках русского языка // Проблемы лингвистического образования в дошкольных учреждениях, школе и вузе: Материалы Межрегиональной научн.-практ. конф., Шуя, 23 апреля 2003 года. – Шуя: Весть: ШГПУ, 2003. – С. 148-150. (0,2 п.л.).
20. Поморцева Н.В., Федорович Е.В. Интегрированный подход к формирова- нию компетентного специалиста социокультурного сервиса и туризма при изучении иностранных языков // Социально-экономические и технико-технологические про- блемы развития сферы услуг. Вып. 3. Часть 1: Сборник научных трудов. – Ростов н/Д: РИСЮРГУЭС, 2004. – С. 299-303. (0,3/0,2 п.л.).
21. Поморцева Н.В. Изучение русского языка в культурологическом аспекте при интегрированном обучении // Международное образование: итоги и перспекти- вы: Материалы Междунар. научн.-практ. конф., посвященной 50-летнему юбилею ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 22-24 ноября 2004 года. В трёх томах. Том 3. – М.: Ред. Изд. Совет МОЦ МГ, 2004. – С. 191-192. (0,1 п.л.).
22. Поморцева Н.В. Интегрированный подход к изучению русского языка в культурологическом аспекте // Актуальные проблемы методики преподавания рус- ского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования: Материалы Всерос. научн.-практ. конф., посвящ. памяти проф. М.Т. Баранова, Мо- сква, 11-12 марта 2004 года / Сост. и научн. ред.: проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. – М.: МПГУ, 2004. – С. 350-351. (0,1 п.л.).
23. Поморцева Н.В. Культурологический аспект в преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Воспитание учащихся в процессе обучения русскому языку и культуре речи: Материалы VII Ушаковских чтений, Иваново, 4 ноября 2004 года. – Иваново: ИвГУ, 2005. – С. 41-46. (0,4 п.л.).
24. Поморцева Н.В. Профильное изучение русского языка в свете теории ин- тегрированного обучения // Проблемы преподавания русского языка в Российской Федерации и зарубежных странах: Материалы Междунар. конф., Москва, 26-28 ок- тября 2005 года. В двух томах. Том 1. – М.: Ред. Изд. Совет МОЦ МГ, 2005. – С. 276-279. (0,3 п.л.).
25. Поморцева Н.В. Интеграция содержания обучения в процессе преподава- ния русского языка как иностранного // Проблемы преподавания русского языка в Российской Федерации и зарубежных странах: Материалы Междунар. конф., Моск- ва, 26-28 октября 2005 года. В двух томах. Том 1. – М.: Ред. Изд. Совет МОЦ МГ, 2005. – С. 273-276. (0,3 п.л.).
26. Поморцева Н.В. Современные тенденции развития высшего профессио- нального образования и пути повышения качества подготовки специалистов // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов: Мате- риалы 3-й Междунар. научн.-практ. конф., Красноярск, 22-23 ноября 2005 года / отв. ред. Л.Х. Бочкарева. – Красноярск: Гос. ун-т цвет. металлов и золота, 2005. – С. 7-9. (0,2 п.л.).
27. Поморцева Н.В. Аспекты формирования компетенций специалиста в инду- стрии туризма и гостеприимства // Формирование образа специалиста в индустрии туризма: Сборник статей. – М.: Прометей, 2005. – С. 77-81. (0,3 п.л.).
28. Поморцева Н.В., Лыга А.С. Межкультурная коммуникация в контексте вы- ездного туризма // Проблемы и перспективы развития внутреннего и въездного ту- ризма: Материалы Междунар. научн.-практ. конф., Ростов н/Д, 22-24 апреля 2005 года. – Ростов н/Д: РИСЮРГУЭС, 2005. – С. 98-100. (0,2/0,1 п.л.).
29. Поморцева Н.В., Бабенко А.В. Педагогические условия формирования спе- циалиста туриндустрии // Проблемы и перспективы развития внутреннего и въезд- ного туризма: Материалы Междунар. научн.-практ. конф., Ростов н/Д, 22-24 апреля 2005 года. – Ростов н/Д: РИСЮРГУЭС, 2005. – С. 107-109. (0,2/0,1 п.л.).
30. Поморцева Н.В. Лексические сопоставления в аспекте обучения русскому языку как иностранному // Функциональная семантика, семиотика знаковых систем и методы их изучения. I Новиковские чтения: Материалы Междунар. науч. конф., Москва, 5-6 апреля 2006 года. – М.: РУДН, 2006. – С.365-367. (0,2 п.л.).
31. Поморцева Н.В. К вопросу об интегративной модели лингвокультурной адаптации в процессе преподавания русского языка как иностранного // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: Материалы VIII научн.- практ. конф. молодых учёных, Москва, 28 апреля 2006 года. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 20-22. (0,2 п.л.).
32. Поморцева Н.В. Межкультурная коммуникация в процессе профессио- нальной подготовки туристических кадров // Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: Труды Междунар. научн.-практ. конф, Москва, 23-24 мар- та 2006 года. – М.: Институт туризма и гостеприимства, Филиал МГУ сервиса, 2006. – С. 132-137. (0,4 п.л.).
33.Поморцева Н.В. К вопросу о повышении эффективности образовательного процесса в туристском вузе // Проблемы и перспективы развития туристской отрас- ли: Материалы Междунар. научн.-практ. конф., Египет, Хургада, 15-22 апреля 2006 года. – Ростов н/Д: РГПУ, 2006. – С. 211-212. (0,1 п.л.).
34. Поморцева Н.В., Ковтун С.Ю. Поликультурный контекст обучения ино- странным языкам специалистов социально-культурного сервиса и туризма // Про- блемы и перспективы развития туристской отрасли: Материалы Междунар. научн.- практ. конф., Египет, Хургада, 15-22 апреля 2006 года. – Ростов н/Д: РГПУ, 2006. – С. 215-216. (0,2/0,1 п.л.).
35. Поморцева Н.В. К вопросу о методике преподавания региональной лин- гвокультурологической составляющей содержания обучения русскому языку // Рус- ский язык и русская речь в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы Между- нар. научн.-практ. конф., Ижевск, 30-31 марта 2006 года. – Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2006. – С. 87-90. (0,3 п.л.).
36. Поморцева Н.В. Влияние культуроориентированных интегрированных технологий на развитие личности иностранных студентов // Наследие Д.С. Лихачева в культуре и образовании России: Сб. материалов научн.-практ. конф., Москва, 22 ноября 2006 года. В 3-к т. Т.3. – М.: МГПИ, 2007. – С. 89-94. (0,4 п.л.).
37. Поморцева Н.В. Региональный компонент как основа культуроориентиро- ванной технологии обучения русскому языку в высшей школе // Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития: Материалы межвузов- ской научн.-практ. конф. / Сост. проф. А.Д. Дейкина, проф. Е.Г. Шатова, доц. Л.Ю. Комиссарова. – М.: Ремдер, 2007. – С. 136-138. (0,2 п.л.).
38. Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация в аспекте культуроориенти- рованного преподавания русского языка как иностранного // Русский язык и русская речь в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы 2-й Междунар. научн.-практ. конф., Ижевск, 13-14 декабря 2007 года. – Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2007. – С. 187-193. (0,4 п.л.).
39. Поморцева Н.В. Психологические аспекты развития речевой деятельности иностранных студентов в культуроориентированной методике преподавания рус- ского языка как иностранного // Вопросы речевого развития учащихся в школе и ву- зе. К 85-летию со дня рождения В.Е. Мамушина: Сб. науч. статей и метод. рекомен- даций по материалам Всерос. научн.-метод. конф., Иваново, 1-2 февраля 2007 года. – Иваново: ИвГУ, 2007. – С. 69-73. (0,3 п.л.).
40. Поморцева Н.В. Особенности культуроориентированного обучения рус- скому языку иностранных студентов в полиэтнических студенческих группах // Рус- ский язык как иностранный и методика его преподавания: XXI век. Часть вторая: Сборник научно-методических статей. – М.: Правда, 2007. – С. 57-62. (0,4 п.л.).
41. Поморцева Н.В. Методические аспекты изучения текста в интегрирован- ном филологическом образовании // Текст и контекст в язныкознании: Материалы X Виноградовских чтений, Москва 15-17 ноября 2007 года / Ответ. ред. В.А. Коханова. – М.: МГПУ, 2007. – С. 66-69. (0,3 п.л.).
42. Поморцева Н.В. Методические основы интегративной модели лингвокуль- турной адаптации учащихся в процессе преподавания русского языка как иностран- ного // Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы ХI Конгресса МАПРЯЛ, Болгария, Варна, 17-23 сентября 2007 года, том 6(2). – София, Болгария: Heron press. – С. 359-366. (0,5 п.л.).
43. Поморцева Н.В. Русский язык как средство познания региональной лин- гвокультуры иностранными студентами-филологами // Русский язык: исторические судьбы и современность: Труды и материалы III Междунар. конгресса исследовате- 38 лей русского языка, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факуль- тет, 20-23 марта 2007 года. / Составители М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. – М.: МАКС Пресс, 2007. – С. 586-587. (0,1 п.л.).
44. Поморцева Н.В. Интеграция культуры и образовательной системы в мето- дике РКИ // Язык как фактор интеграции образовательных систем и культур (Вы- пуск II): Сб. науч. ст. (по итогам научного российско-украинского семинара), Белго- род, 25 мая 2007 года. / Под. ред. И.Б. Игнатовой, Л.А. Безкоровайной. – Белгород: БелГУ, 2007. – С. 220-223. (0,3 п.л.).
45. Поморцева Н.В. Психолингвистические аспекты межличностного общения в полиэтнической студенческой группе // Социальные варианты языка – V: Мате- риалы Междунар. научн. конф., Нижний Новгород, 19-20 апреля 2007 года. – Ниж- ний Новгород: Нижегородский гос. лингвистический университет им. Н.А. Добро- любова, 2007. – С. 194-196. (0,2 п.л.).
46. Поморцева Н.В. Пути создания культуроориентированных технологий обучения русскому языку в иностранной аудитории // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы VI Междунар. научн.- практ. конф., Санкт-Петербург, 12-14 апреля 2007 года. – С.-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – С. 172-174. (0,2 п.л.).
47. Поморцева Н.В. Психологические основы интегративной модели лингво- культурной адаптации иностранных студентов // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: Материалы IX научн.-практ. конф. молодых ученых, Москва, РУДН, 27 апреля 2007 года. – М.: Флинта: Наука, 2007. – С. 16-20. (0,3 п.л.).
48. Поморцева Н.В. Методические приемы лингвокультурной адаптации ино- странных учащихся при изучении текста // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: Материалы X научн.-практ. конф. молодых учёных, Москва, РУДН, 25 апреля 2008 года. – М.: Флинта: Наука, 2008. – С. 37-43. (0,4 п.л.).
49. Поморцева Н.В. Культурологический аспект в процессе обучения ино- странных учащихся русскому языку и гуманитарным дисциплинам // Прагматика и коммуникация в обучении русскому языку как иностранному: Материалы Всерос- сийской научно-практической конференции, Москва, 3-4 апреля 2008 года. – М.: РУДН, 2008. – С. 224-227. (0,3 п.л.).
50. Поморцева Н.В. Текст в пространстве культуры: особенности изучения в иностранной аудитории // Концепт и культура: Материалы III Междунар. научн. конф., посвященной памяти доктора филологических наук, проф. Н.В. Феоктисто- вой, Кемерово, 27-28 марта 2008 года. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – С. 712- 716. (0,3 п.л.).
51. Поморцева Н.В. Лингвокультурная адаптация инофона в поликультурном образовательном пространстве // Русскоязычие и би(поли)лингвизм в межкультур- ной коммуникации XXI века: когнитивно-концептуальные аспекты: Материалы Междунар. научн.-метод. конф., Пятигорск 14-17 мая 2008 года. – Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – С. 154-157. (0,3 п.л.).
52. Поморцева Н.В. Роль русского языка в процессе лингвокультурной адап- тации иностранных учащихся в поликультурной образовательной среде // Русский язык в современном мире: традиции и инновации в преподавании русского языка 39 как иностранного и в переводе: Материалы междунар. научн.-практ. конф., Салони- ки (Греция), 2-5 февраля 2009 года. – М.: МГУ, 2009. – С. 485-491. (0,4 п.л.).
53. Поморцева Н.В. Невербальная семиотика в процессе лингвокультурной адаптации инофонов // Функциональная семантика, семиотика знаковых систем и методы их изучения. II Новиковские чтения: Материалы Междунар. науч. конф., Москва, 16-17 апреля 2009 года. – М.: РУДН, 2009. – С. 449-450. (0,1 п.л.).
54. Поморцева Н.В. Пути осуществления лингвокультурной адаптации инофо- нов при изучении русского языка // Русский язык: проблемы функционирования и методики преподавания на современном этапе: Материалы Междунар. научн.-практ. конф., Пенза, 18-20 мая 2009 года. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. – С. 253-255. (0,2 п.л.).
55. Поморцева Н.В. Роль и место преподавателя РКИ в процессе лингвокуль- турной адаптации инофонов // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: Материалы XI научн.-практ. конф. молодых учёных, Москва, РУДН, 17 апреля 2009 года. – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 22-26. (0,3 п.л.).