- Системно-оптимизационный подход к профессиональной подготовке учителей гуманитарного профиля представляет собой сложившуюся на региональном уровне систему и ее развитие на основе оптимизации механизмов функционирования, содержания и организационно-технологического обеспечения профессионального образования педагогических кадров. Его сущность состоит в нахождении экстремума (глобального максимума или минимума) определенной функции или выбора целесообразного (оптимального) варианта из вариативных образовательных программ, индивидуальных маршрутов, видов образовательной деятельности в соответствии с изменяющимися потребностями обучаемых, перспективами их профессионального роста. Такой подход позволяет, с одной стороны, способствовать целостности развития самой системы профессиональной подготовки учителей, ее компонентов, сохранению непрерывности и традиционности с учетом потребностей региона и инновационных возможностей в профессиональном образовании, а с другой, - рационально оптимизировать механизмы функционирования системы подготовки педагогических кадров, ее управления, дидактико-технологические возможности и контроля качества в подготовке будущих учителей гуманитарного профиля. Оптимизация механизмов функционирования системы обеспечивает рациональность взаимосвязей управления и самоуправления, прохождение информационных потоков, определяющих регламентацию деятельности подразделений образовательного учреждения, мотивированию и проявлению целесообразной активности профессорско-преподавательского состава, а также студенчества в процессе образовательной деятельности. Гуманитарная составляющая определяет направленность содержания в профессиональной подготовке учителей, ориентированных на формирование у учащихся гуманитарных ценностей личности, учета ценности каждого из них, его прав, свобод, идеалов.
- Концептуальная идея исследования заключается в реализации системно-оптимизационного подхода в профессиональной подготовке учителей гуманитарного профиля, позволяющего обеспечить эффективность развития компонентов и самой системы подготовки учителей в целом, с учетом целесообразности использования материальных и административно-педагогических ресурсов. Профессиональная подготовка учителей рассматривается как процесс и результат их профессионального образования с учетом целесообразности содержания изучаемого материала (вариативности), рационально-конкретной структурации, оперативного регулирования и корригирования процесса, его многоуровневости, полифункциональности и специфики педагогической деятельности. Выбор такого варианта профессиональной подготовки учителей позволяет получить качественный результат при минимально необходимых затратах времени и усилий обучающих и обучающихся. Системно-оптимизационный подход выступает неотъемлемой составляющей общего научно-методического обеспечения целостного образовательного процесса педагогического вуза, ориентированного на формирование необходимого квалификационно-требуемого уровня профессиональной подготовленности выпускников с учетом потребностей региона. Функциями системно-оптимизационного подхода к профессиональной подготовке учителя гуманитарного профиля являются: аксиологическая, лингвокультурогическая, профессионально-воспитывающая, адаптивно-компенсаторная, интегративно-культурологическая, прогностическая, акмеологическая. В качестве социально- и профессионально значимого показателя результативности профессиональной подготовки учителя гуманитарного профиля на основе системно-оптимизационного подхода выступает сформированность совокупности общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистическая ориентированность и развитость качеств личности учителя. Профессиональная подготовленность учителя гуманитарного профиля на основе системно-оптимизационного подхода отражает его профессиональную компетентность как совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистические ориентации и развитость профессионально-важных качеств личности обучающего, а также владение им гуманистическими технологиями в педагогической деятельности. Профессиональная компетентность включает совокупности регионально-обусловленных компетенций: коммуникационно-межэтническую, этнокультурологическую, полилингвистическую, информационно-технологическую, социально-педагогическую, а также вариативно-деятельностную.
- Модель профессиональной подготовки учителя гуманитарного профиля на основе системно-оптимизационного подхода в единстве и взаимосвязи представлена следующими модулями: процессуально-методологический (практическая реализация методологических подходов, принципов профессиональной подготовки учителя гуманитарного профиля на основе системно-оптимизационного подхода в вузе); деятельностно-целевой (профессионально-образовательные ориентиры практико-прикладной педагогической подготовки учителей гуманитарного профиля), профессионально-гностический (оптимизационно-эффективное, профессиональнольно-ориентированное содержание учебных дисциплин, элективных и факультативных курсов, дисциплин специализации педагогической направленности); праксиологический (формирование системы профессионально-педагогических компетенций в различных видах аудиторной и внеаудиторной работы, дифференциация и активизация самообразовательной деятельности за счет высокой восприимчивости к инновациям, использования совокупности инновационной деятельности, способность образовательных педагогических учреждений находить, адекватно оценивать и выбирать новшества, внедрение которых потенциально позволит повысить качество и эффективность образования, проектных, модульных, позиционных профессионально-образовательных технологий), интегративно-результативный (конкретный уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности выпускника гуманитарного профиля; наличие индивидуального профессионально-образовательного маршрута в соответствии с личностными познавательными возможностями и профессионально-ориентированными претензиями к себе как будущему специалисту, активно участвующий в проектировании собственного «профессионального резюме» с учетом специализации и возможного места трудоустройства); последовательность этапов реализации оптимизации профессиональной подготовки учителя (ориентировочно-пропедевтического, диагностико-прогностического, формирующе-тренировочного, профессионально-продуктивного, оценочно-итогового).
- Организационно-управленческое и содержательно технологическое обеспечение модели профессиональной подготовки учителя гуманитарного профиля определяется следующими составляющими: регионально-контекстная (обеспечивает учёт регионально-этнического, поли- и би-лингвистического, социокультурного контекста подготовки будущего педагога, реализуется посредством отражения и воссоздания в содержательно-технологическом обеспечении учебно-познавательной деятельности учителя гуманитарного профиля многонационального социума, четкое нормирование затрат времени, средств, распределение усилий между учителями и учащимися в решении образовательных задач; определяет построение процесса профессиональной подготовки с учетом поликультурного контекста развития национальных системы педагогического образования; разработка содержания регионального компонента ГОС высшего профессионального (педагогического) образования осуществляется с учетом мультикультурного характера окружающего социума); социо-лингвокультурологическая (предусматривает ее интеграцию с национально-региональным компонентом в контексте диалога культур как укрепление национальной памяти, минимилизации человека от обезличивания, связь времен и поколений, духовную поддержку; вариативность конфессиональной принадлежности субъектов образования, этнопедагогизация образовательной среды; ее реализация включает анализ политики республики Дагестан в области многоязычия и полиэтничности, выработку эффективных стратегий профессионального образования, достижения широкой диверсификации, включая разработку и апробирование единых общероссийских эталонных нормативов с целью повышения мобильности и улучшения перспектив трудоустройства учительства, получения непрерывного образования, что дает возможность полноценно участвовать в решении вопросов интернационального общества); компетентностная (предусматривает непрерывное совершенствование профессионально-личностного роста обучаемого на основе овладения им совокупностью регионально-обусловленных профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности специалиста гуманитарного профиля); системно-квалитативная (позволяет реализовать системный мониторинг качества непрерывной профессиональной подготовки учителей гуманитарного профиля в вузе.
- Мониторинг профессиональной подготовки будущих учителей способствует обеспечению целесообразной динамики личностного роста обучаемых, с учетом своеобразия студентов, их отношения к будущей профессии и достигаемого результата. Он способствует коррекции содержательно-технологического обеспечения в профессиональной подготовке студентов гуманитарного профиля, направленного на удовлетворение образовательной системы региона в профессионально-подготовленных кадрах. Реализация задач мониторинга требует реализации его на внутреннем и внешнем уровнях. На внутреннем уровне (внутри вуза) мониторинг базируется на следующих критериях: мотивированность в овладении педагогической профессией; удовлетворенность образовательным процессов; уровень самообразовательной деятельности студентов; динамика профессионально-личностного роста обучаемых; востребованность научно-исследовательских разработок студентов в образовательно-воспитательной сфере вуза и региона; развитие социокультурной среды вуза; на внешнем уровне: потребности региона в профессионально-подготовленных педагогических кадрах; уровень конкурентоспособности выпускников на рынке образовательных услуг; адаптивность выпускников в педагогической сфере; стремление к творческой самореализации, к дальнейшему профессионально-личностному росту выпускников.
- Содержательно-технологическое обеспечение системно-оптимизационного подхода к профессиональной подготовки учителя гуманитарного профиля реализуется на основе следующих принципов: вариативности технолого-методического обеспечения образовательной деятельности (осознание педагогами необходимости преодоления унификации и единообразия образования; предоставление обучающимся достаточно большого многообразия полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам обучающихся) выбора такой траектории); восприимчивости вуза к педагогическим новациям (способность к новаторству, адекватному оцениванию и выбору педагогических новаций, внедрение которых позволяет потенциально повышать качество образования); би- и полилингвальности в процессе обучения (сочетание обучения на родных языках с официальным государственным языком или языками народов совместного проживания); полифункциональности (обеспечение сформированности у выпускников педвуза совокупности регионально-обусловленных профессионально-прикладных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями и спецификой полифункциональной деятельности педагога гуманитарного профиля); доступности (выбор обучающимся профессионально-образовательной программы соответственно потребностям, возможностям и способностям личности); системности и интегративности в процессе обучения (обеспечение целесообразной интеграции возможностей кафедр, учебных дисциплин общекультурного, психолого-педагогического, специально-профессионального и др. циклов на вертикальном и горизонтальном уровнях; органичное сочетание основ национальной иобщероссийской культуры в содержании образования, учебных планах и программах); преемственности в обучении (обеспечение поэтапной образовательной деятельности с учетом результатов предшествующего этапа); конгруэнтности (отражение в содержании профессиональной подготовки будущих учителей наиболее востребованных профессиональных компетенций гуманитарной направленности конкретного региона; соответствие содержательно-технологического и научно-методического обеспечения потребностей овладения профессиональными компетенциями); этнопедагогизации образовательной деятельности (отражение потребностей поликультурности образовательной среды на основе учета народной педагогики и национальных традиций республики); индивидуализации и осознанной перспективы в профессиональной подготовке будущего учителя (стимулирование индивидуально-личностного профессионально-педагогического роста каждого студента в соответствии с личностными познавательными возможностями и профессионально-ориентированными претензиями к себе как будущему специалисту); информатизации процесса образования (информатизационное обеспечение различных сторон образовательной деятельности вуза); интерактивности идиалогизации в процессе учебной деятельности (приоритет интерактивных технологий обучения и профессионального воспитания, развитие активности, инициативности, ответственности, рефлексивности всех участников процесса профессиональной подготовки учителя регионального вуза).
- Организационно-педагогические условия, необходимые для обеспечения реализации системно-оптимизационного подхода к профессиональной подготовки учителя гуманитарного профиля включают следующие группы: административно-организационные (систематический мониторинг изучение и учет потребностей, требований работодателей в отношении профессионально-педагогической подготовки и переподготовки учительских кадров для педагогического рынка труда и уровня сформированности профессиональной подготовленности студентов головного вуза; привлечение работодателей к экспертной оценке профессионально подготовленности выпускников университета; создание и развитие системы научно-исследовательского и учебно-производственного партнерства с органами регионально-муниципального самоуправления образовательных учреждений, филиалов университета;); дидактико-технологические (организация процесса профессионально-педагогического обучения в контексте будущей профессиональной и социальной деятельности; приоритетность инновационных программ и технологий педагогической подготовки профессионально-прикладного практико-ориентированного характера; структурно-логические межпредметные связи гуманитарных учебных дисциплин, элективных курсов с другими видами профессиональной подготовки учителя гуманитарного профиля; кумулятивность в накоплении опыта реализации педагогических технологий социально-профессиональной деятельности в период педагогической практики; развитие на базе университетских комплексов олимпиадного движения по педагогике, преемственность учебно-методического обеспечения профессионально-педагогической подготовки для всех структурных звеньев университетского комплекса); социально-педагогические (мотивированность и активность обучающихся в овладении профессионально-гуманитарными компетенциями учителя поликультурного социума; практико-ориентированная профессионально-гуманитарная компетентность будущих педагогов, их готовность к междисциплинарной интеграции; взаимодействие профессорско-преподавательского состава кафедр социально-гуманитарных дисциплин и выпускающих кафедр по социально-гуманитарным специальностям; осознанная самообразовательная деятельность студентов в сфере гуманитарной направленности); профессионально-мировоозренческие (мотивированность и активность студентов в овладении регионально-обусловленными компетенциями в учебной и внеучебной деятельности; осознанная, целенаправленная, инновационная, самостоятельная научно-исследовательская, проективная деятельность студентов в гуманитарно-профессионально области; этно-ориентированная поликультурная и практико-профессиональная компетентность преподавателей вуза.
1. Алипханова Ф.Н. Оптимизация педагогической деятельности как фактор эффективной профессиональной подготовки студентов. – М.: Изд-во «Медиа-Принт», 2010 . – 120 с.
2. Алипханова Ф.Н. Профессионализм учителя в системе непрерывного педагогического знания. - М.: Изд-во ФПК и ПРО РФ, 2009.- 297с.
3. Алипханова Ф.Н. Формирование профессиональной культуры будущего учителя в условиях инновационного образования. – М.: Изд-во «Медиа-Принт», 2008. – 204 с.
4. Алипханова Ф.Н. Формирование профессиональной культуры будущего учителя в процессе педагогической деятельности. – Махачкала: Изд-во АПК и ПРО РФ 2006.- 224 с.
Статьи в рецензируемых журналах и изданиях, определенных ВАК:
5.Алипханова Ф.Н. Методологический подход к пониманию сущности профессионализма учителя // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 2. – С. 66-72.
6. Алипханова Ф.Н. Оптимизация педагогической деятельности как фактор эффективной профессиональной подготовки студентов // Вестник Университета РАО. – 2010. - № 4 . – С. 88-92.
7. Алипханова Ф.Н. Влияние средств массовой информации на нравственное становление молодежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 11. – С. 54-64.
8. Алипханова Ф.Н. Факторы, формирующие молодежную субкультуру // Сибирский педагогический журнал. - № 9. - 2009. – С. 80-91.
9. Алипханова Ф.Н. Теоретические парадигмы моделирования профессиональной культуры учителя // Сибирский педагогический журнал.– 2009. - № 10. – С. 47-60.
10. Алипханова Ф.Н. Технологическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры будущего учителя // Сибирский педагогический журнал.– 2009. - № 11. – С. 31-41.
11. Алипханова Ф.Н. Формирование профессиональной культуры будущего учителя в инновационном образовательном пространстве // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 11. – С.68-70.
12. Алипханова Ф.Н. Профессионально-педагогическая деятельность как условие формирования профессиональной культуры студентов // Сибирский педагогический журнал. - № 12. – 2009. – С.34-45.
Учебные, учебно-методические пособия:
13. Алипханова Ф.Н. Оптимизация научно-исследовательской деятельности студентов в вузе: учеб. пособ. – М.: Медиа-Принт, 2009 . – 120 с.
14. Алипханова Ф.Н. Общая и профессиональная педагогика: программа спецкурса. – Махачкала: Дагестан. гос. пед. ун-т, 2009. – 72 с.
15. Алипханова Ф.Н. Профессиональная культура учителя в системе педагогической профессиональной подготовки: учеб. пособ. – М.: АПК и ПРО РФ, 2008. – 67 с.
16. Алипханова Ф.Н. Управление процессом оптимизации профессионального самосознания будущего учителя: учеб. пособ. – М.: Медиа-Принт, 2007. – 196 с.
17. Алипханова Ф.Н. Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущего учителя: учеб. пособ. - М.: АПК и ПРО РФ, 2007. – 96 с.
18. Алипханова Ф.Н. Основы воспитательной деятельности: программа и метод. рекомендации. – Махачкала: Дагестан. гос. пед. ун-т, 2007. – 24 с.
19. Алипханова Ф.Н. Общая и профессиональная культура учителя: программа и метод. рекомендации: Дагестан. гос. пед. ун-т, 2007. – 16 с.
20. Алипханова Ф.Н., Караханова Г.А. Основы педагогического мастерства: программа и метод. рекомендации: Дагестан. гос. пед. ун-т, 2005. – 36 с.
21. Алипханова Ф.Н., Караханова Г.А. Введение в педагогическую деятельность: программа курса. Дагестан. гос. пед. ун-т, 2002. – 18 с.
Статьи, тезисы, доклады в журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов
22. Алипханова Ф.Н. Оптимизационный подход в профессиональном образовании // Модернизация содержания педагогического образования. Современные педагогические технологии в вузе: Сб. матер. науч-практ. конф. – Махачкала: Дагестанский ГПУ, 2003. – С.79-82.
23. Алипханова Ф.Н. Основы оптимизации в профессиональной подготовке учителя // Ежегодная республиканская конференция по проблемам профессиональной подготовки педагогических кадров. Практика и инновации подготовки учителя: Сб. матер. науч-практ. конф. – Махачкала: Дагестанский ГПУ, 2004. – С.111-114.
24. Алипханова Ф.Н. Истоки формирования системно-оптимизационного подхода в профессиональной подготовке учителя // Профессиональная готовность будущего учителя: Ежегод. Республ. конф. по пробл. проф. подг. пед. кадров: Сб. матер. науч-практ. конф. – Махачкала: Дагестанский ГПУ, 2006. – С.36-39.
25. Алипханова Ф.Н. Содержательно-технологическое обеспечение модели системно-оптимизационного подхода в профессионально-педагогической подготовке учителя гуманитарного профиля // Профессиональная готовность будущего учителя: Ежегодная научно-практическая конференция педагогического образования на различных ступенях школы.: Сб. матер. науч-пр. конф. – Ставрополь: Ставропольский ГУ, 2006. – С.65-67.
26. Алипханова Ф.Н. Необходимость и существо системно-оптимизационного подхода в профессиональной подготовке учителя гуманитарного профиля // Ежегодная научно-практическая конференция по педагогическому образованию. Профессионализм и ответственность учительских кадров: Сб. матер. науч-пр. конф. – Нальчик: Кабардино-балкарский ГУ, 2008. – С.87-90.
27. Алипханова Ф.Н. Системность в профессиональной подготовке учителя // Научно-практическая конференция с участием КПК педагогических кадров республиканского значения, директоров СОШ и колледжей. Педагогическое образование на современном этапе. Профессиональная готовность будущего учителя: Сб.матер.науч-пр. конф. – Ставрополь: Ставропольский ГПУ, 2009. – С.130-132.
28. Алипханова Ф.Н. Формирование профессиональной культуры у студентов педагогического вуза // Материалы международной практической конференции. Гуманизация инновационного образования в современных условиях: Сб.матер.науч-пр.конф. - Выпуск №3. – Махачкала: Дагестанский ГПУ, 2009. – С. 54-57.
29. Алипханова Ф.Н. Факторы, влияющие на эффективность профессионального самоопределения будущего учителя в системе школа-педвуз // Преемственность инновационных технологий в системе «Детский сад-Школа-ВУЗ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 марта. – Махачкала: Дагестанский ГПУ, 2009. – 100-102.
30. Алипханова Ф.Н. Культурная среда вуза как условие формирования профессиональной культуры будущего учителя // Современные технологии обучения “СТО-2004г.”. Том I. Материалы Х международной конференции 21 апреля. - Санкт – Петербург: СПГУ, 2004 г. – С.147-149.
31. Алипханова Ф.Н. Система способов оптимизации обучения в педагогике // Вопросы гуманитарных наук. - № 2. – 2010. – С. 48-52.
32. Алипханова Ф.Н. Историко-методологические основы оптимизационного подхода // Педагогические науки. - № 2. – 2010. – С. 109-114.
33. Алипханова Ф.Н. Формирование компетентности будущего педагога // Научное обозрение ежеквартальный сборник статей. ДНЦ РАН. - № 46. - 2009. – 65-67.
34. Алипханова Ф.Н. Этнокультурная компетентность, как составляющий компонент профессиональной культуры будущего учителя // Научное обозрение ежеквартальный сборник статей. ДНЦ РАН. - № 46. - 2009. – 80-85.
35. Алипханова Ф.Н., Гамзаева М.В. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в вузе // Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации высшего образования: Сб.науч.тр. - Махачкала: ДГПУ. - 2009. - С.107-112.
36. Алипханова Ф.Н. Сущность и содержание профессионализма учителя //
Современные гуманитарные исследования. - № 3. – 2009. – С.186-189.
37. Алипханова Ф.Н. Методологические основания педагогических технологий в образовательной практике // Педагогические науки. - № 3. - 2009. – С. 93-95.
38. Алипханова Ф.Н. Профессиональная культура учителя, как субъекта педагогической деятельности // Известия ДГПУ. - № 1. - 2009. – С.42-46.
39. Алипханова Ф.Н. Формирование личности будущего учителя и ее профессиональное самоопределение // Проблемы общего и профессионального образования. - Сб.науч.тр: Махачкала: ДГПУ. - 2009. - С.85-94.
40. Алипханова Ф.Н. Формирование психолого-педагогической культуры педагога // Проблемы общего и профессионального образования. - Сб.науч.тр: Махачкала: ДГПУ ИПИ - 2009. - С. 94-101.
41. Алипханова Ф.Н. Овладение студентами педагогической деятельности как условие формирования их профессиональной культуры // Вопросы гуманитарных наук. - № 2 . - 2008. – С.259-261.
42. Алипханова Ф.Н. Анализ теоретических подходов к профессиональной культуре учителя // Вопросы гуманитарных наук. № 5. - 2008. – С. 67-72.
43. Алипханова Ф.Н. Моделирование профессиональной культуры будущего учителя. - Сб.науч.тр: Махачкала: ДГПУ ИПИ - 2008. - С. 8-14.
44. Алипханова Ф.Н. Формирование профессиональной культуры будущего учителя. - Сб.науч.тр. Проблемы общего и профессионального образования: Махачкала: ДГПУ - 2007. - С. 56-58.
45. Алипханова Ф.Н. Этнокультурный подход к профессиональной готовности педагога. - Махачкала: Известия ДГПУ. - № 1. – 2007. – С.37-49.
46. Алипханова Ф.Н. Оптимизация как наилучший вариант выбора образовательного материала в процессе обучения. - Махачкала: ДГПУ - 2006. - С. 113-118.
47. Алипханова Ф.Н. Роль учебной деятельности в формировании профессиональной культуры будущего учителя // Актуальные вопросы науки и образования ДГПУ. - Махачкала, 2005. – С.26-31.
48. Алипханова Ф.Н. Ценностные ориентации и самосознание как факторы развития профессиональной культуры учителя // Актуальные проблемы специального образования ДГПУ. - Выпуск 3. - Махачкала, 2004. – С.105-109.