-
Индикаторы изменения качества взаимодействия между педагогической наукой и практикой в контексте образовательных и парадигмальных трансформаций: 1) сокращение дистанции между педагогической наукой и практикой, изменение топологии их взаимосвязи; 2) изменение позиций педагога-практика и ученого в контексте включения их в такой целостный процесс, в котором педагог-практик становится реальным участником исследований и на этой основе, участником преобразований педагогической действительности, а ученый вовлекается в процесс преобразования конкретной практики на основе проводимого исследования; 3) со-вместность, со-трудничество и со-ответственность как новые качества отношений ученых и педагогов-практиков в названном целостном процессе; 4) усиление практической направленности педагогических исследований в ситуации парадигмального сдвига, проявившегося в смене рецептивно-отражательного подхода конструктивно-деятельностным; 5) появление новых форм взаимодействия педагогической науки и практики (научно-методическое - исследовательское сопровождение, консультирование, экспертиза, аудит, экспериментальные площадки нового качества, инновационные школы-лаборатории и другие образования); 6) исследовательская направленность практико-преобразующей деятельности педагогических кадров как субъекта развития образования.
- Закономерности регулирования развития образования с опорой на внутрисистемные механизмы и ресурсы: 1) детерминированность решения проблемы обеспечения стабильности развития образования восприятием его как самоорганизующейся системы; 2) зависимость регулирования развития образования как самоорганизующейся системы от использования возможностей внутрисистемных механизмов и ресурсов, собственного субъектного потенциала (включенности педагогов-практиков в процессы преобразования педагогической действительности); 3) взаимосвязь возрастания степени субъектности педагогической науки и специфического характера состояния исследуемого объекта - образовательной практики (педагогической реальности), имеющей выраженные интенции на преобразование; 4) зависимость эффективности процесса кооперации двух самоорганизующихся систем - педагогической науки и педагогической практики от степени включенности педагога-практика в исследовательскую деятельность и изменения масштабности его исследований; 5) взаимосвязь вовлечения педагогов-практиков в процессы преобразования педагогической действительности, становления их в качестве субъектов развития образования и исследовательского переопределения дополнительного профессионального педагогического образования как регулятора процессов развития образования; 6) обусловленность восстановления исследовательской деятельности в системе практико-педагогической деятельности организацией специального научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов-практиков в данной области.
- Концептуальные характеристики исследовательского переопределения дополнительного профессионального педагогического образования. Исследовательское переопределение дополнительного профессионального педагогического образования как тенденция в его развитии, отражающая способность системы образования к самоорганизации, проявляется в исследовательской направленности ДППО, представляющей собой его инновационную характеристику. Исследовательское переопределение - это процесс системного изменения ценностно-целевых и структурно-функциональных компонентов ДППО. Он является следствием инициативного преобразования проблемного поля и видов исследовательской деятельности, ее объема и субъектной базы этой деятельности. Этот процесс обусловливает необходимость и возможности комплексной многоуровневой исследовательской подготовки педагогических кадров (как существенного события для ДППО) в целях обеспечения развития образования, его субъектов, собственно дополнительного профессионального педагогического образования (в ситуации образовательных и парадигмальных трансформаций). В качестве результата исследовательского переопределения дополнительного профессионального педагогического образования выступают: появляющиеся институциональные (институты и центры развития образования) и структурные новообразования (аспирантуры и докторантуры, диссертационные советы, исследовательские лаборатории и центры); формирующийся вариативный ряд исследовательски ориентированных практик повышения квалификации, отражающих изменения в содержании повышения квалификации, в его технологиях и организационных формах; расширение образовательного пространства ДППО и его преобразование на основе интеграции с образовательным пространством вузовского и послевузовского образования в сфере исследовательской подготовки педагогических кадров; изменение характера взаимодействия с другими подсистемами системы образования, определяемое превращением ДППО в актора исследований и преобразований педагогической практики. Исследовательское переопределение ДППО рассматривается как основа выполнения им функции регулирования развития системы современного российского образовании, как открытой саморазвивающейся системы, а ИОПК педагогических кадров, создание которого обусловлено ситуацией исследовательского переопределения - как внутрисистемный механизм такого регулирования (его воздействие носит недирективный характер, что соответствует синергетической сущности развивающегося образования и, как показало исследование, ведет к высоким результатам).
- Определение сущностных характеристик исследовательски ориентированного повышения квалификации, представляющего собой инновационную организационно-педагогическую систему многоуровневой исследовательской подготовки педагогических кадров (повышения квалификации педагогов в области исследовательской деятельности) адекватной ситуации образовательных и парадигмальных трансформаций, качественных преобразований характера взаимодействия между педагогической наукой и практикой. ИОПК педагогических кадров является перспективным внутрисистемным механизмом развития самоорганизующейся системы современного российского образования, обеспечивающим, в условиях исследовательского переопределения ДППО, поддержку субъекта развития образования как ресурса этого развития. Таким субъектом становятся педагоги, действующие на основе кооперации и соорганизации, чьей атрибутивной характеристикой является включенность в практико-преобразующие и исследовательские процессы посредством освоения и компетентного осуществления практико ориентированной исследовательской деятельности в условиях ДППО. Соответственно, включенность педагогов-практиков в процессы развития педагогической действительности представляет собой интегральный показатель эффективности их исследовательской подготовки в условиях ИОПК, позволяющий установить динамику преобразования личностно-профессиональных качеств (ЛПК) педагогов как субъекта развития образования, способного компетентно использовать исследовательские приемы и процедуры, и устойчивость этих преобразований. Структурными составляющими обозначенного показателя являются аффективный, когнитивный, деятельностный и коммуникативный компоненты включенности. ИОПК педагогических кадров как система, формирующаяся в условиях исследовательского переопределения ДППО, может рассматриваться как пропедевтическое звено в непрерывном образовании педагогов в области исследовательской деятельности, способствуя его становлению.
- Концептуальная модель системы исследовательски ориентированного повышения квалификации педагогических кадров, способствующей формированию стратегического ресурса образовательной практики - педагогов, которые осознают себя заказчиками исследований и способных преобразовывать педагогическую действительность, включающую их собственный профессионализм и условия, его развивающие, используя для этого исследовательскую деятельность как значимое и эффективное средство. Данная модель состоит из концептуального, структурного и элементного (субстратного) уровней. К о н ц е п т у а л ь н ы й уровень включает совокупность идей, подходов (системный, синергетический, стратегиальный, культурологический, проективный, профессиогенетический и андрагогический) и принципов (интегральной субъектности, развития, рефлексивности, проблемности, комплементарности, интеркорпоративности, кооперации, элитарности, комплексности, непрерывности), определяющих избирательность составляющих ее элементов, направляющих отношения их взаимосодействия и обеспечивающих получение фиксированнного результата. С т р у к т у р н ы й уровень представлен комплексом взаимосвязанных блоков (организационно-управленческого, процессуального и организационно-методического), обеспечивающих их целостность и функциональность. В структурно-функциональном слое представлена соорганизованная совокупность субъектов ИОПК педагогических кадров, его, специфические функции, являющиеся инновационными или отражающими изменения в тех функций, которые присущи развивающемуся ДППО, а также образовательная среда исследовательски ориентированного повышения квалификации как условие и результат образовательной и исследовательской активности его субъектов. Э л е м е н т н ы й (субстратный) уровень включает совокупность различных эмпирических моделей повышения квалификации работников образования (вариативы ПК), являющихся ресурсной базой развития системы, показателем ее открытости и проективности.
- Выявленные психолого-педагогические основания реализации развивающего потенциала ИОПК педагогических кадров, к которым отнесены закономерности личностно-профессионального развития педагога, проявляющиеся в профессионально-значимых констелляциях (взаимосвязанных и взаимообусловленных интегральных качествах личности педагога, его профессиональной деятельности и общения) и детерминирующие характеристики его образовательной активности, выбор объекта преобразования педагогической действительности, проблематику и вид осваиваемой исследовательской деятельности. В качестве маркеров, сигнализирующих о динамике личностно-профессионального развития, уточняющих его траекторию и способствующих определению уровня личностно-профессионального развития педагога, рассматриваются контекстные профессиональные затруднения педагогов (деонтологические, праксеологические интеракционные), их профессиональные инициативы. Закономерности ЛПР наряду с изменяющимся характером педагогических исследований, определяют логику построения ИОПК педагогических кадров, его многоуровневость, стадиальность (этапность) вариативность, персонифицированность и персонализированность, обусловливливают дифференциацию процесса ПК педагогов в области исследовательской деятельности.
- Организационно-методические инварианты, которые представляют собой устойчивые сочетания взаимосвязанных и взаимопроникающих организационных форм, средств, методов, технологий сопровождения исследовательской подготовки педагогов в ИОПК, обеспечивающей их включенность в практико-преобразующие процессы в образовании, в непрерывное профессиональное образование в области исследовательской деятельности. Организационно-методические инварианты включают: диагностику, профессиональный тренинг, консультирование, модерирование, исследовательское проектирование и практикование. Интегрированным представлением этих сочетаний являются «школа педагога-исследователя», «педагогическая экспедиция» и «тренинг-семинар», которые расширяют вариативный ряд организационных форм дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации), его инновационную составляющую.
1.Горбунова Л.Н. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 91 - 95. - 0,3 п.л.
2.Горбунова Л.Н. «Виртуальное консультирование» как инновационный образовательный ресурс в повышении квалификации педагогов / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Педагогическая информатика. 2005. № 3. С. 106 - 111. - 0,4 п.л.
3.Горбунова Л.Н. Психотерапевтическая функция исследовательской деятельности: или о том, почему педагогам полезны исследования / Л.Н. Горбунова, Е.С. Манюкова // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 141 - 145. - 0,5 п.л.
4.Горбунова Л.Н. Виртуальное консультирование как инновационный образовательный ресурс в повышении квалификации педагогов / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Информатика и образование. 2005. № 7. С. 106 - 111. - 0,5 п.л.
5.Горбунова Л.Н. Поддержка профессиональной инициативы педагога в процессе повышения квалификации как условие его личностно-профессионального развития / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх // Вестник Красноярского государственного университета. 2006. № 3/1. С. 43 - 45. – 0,3 п.л.
6.Горбунова Л.Н. Преодоление контекстных профессиональных затруднений педагога в процессе повышения квалификации / Л.Н. Горбунова, И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх // Вестник Красноярского государственного университета. 2006. № 3/1. С. 77 – 78. - 0,2 п.л.
7.Горбунова Л.Н. Исследовательская направленность дополнительного профессионального педагогического образования / Л.Н. Горбунова // Государственный университет управления. Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. 2007. № 7 (33). С. 53 - 57. - 0,8 п.л.
8. Горбунова Л.Н. Модель повышения квалификации педагогов с сопутствующим обучением информационно-коммуникационным технологиям /Л.Н. Горбунова, И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 117 - 121. - 0,2 п.л.
9.Горбунова Л.Н. Библиотренинг как эффективное средство в обучении педагогов исследовательской деятельности / Л.Н. Горбунова // Профильная школа. 2009. № 5. С. 26 - 30. - 0,7 п.л.
10. Горбунова Л.Н. Освоение новшеств в системе повышения квалификации работников образования / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов, Е.В. Сорокина // Информатика и образование. 2009. № 9. С. 118 - 122. - 0,3 п.л.
11. Горбунова Л.Н. Сетевая школа управленческих кадров / Л.Н. Горбунова, А.М. Моисеев, Т.Г. Новикова, Т.В. Болотина // Народное образование. 2009. № 9. С. 78 - 85. - 0,5 п.л.
12. Горбунова Л.Н. Исследовательский тренинг в повышении квалификации педагогов – субъектов развития образования / Л.Н. Горбунова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 6. С. 21 – 25. - 0,6 п.л.
Монографии
13. Горбунова Л.Н. Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров как ресурс развития образования: вопросы теории и практики: Монография / Л.Н. Горбунова. М.: АПК и ППРО, 2008. 306 с. - 19,25 п.л.
Учебные пособия, программы, рекомендации
14. Горбунова Л.Н. Проективная методика «Я на своем рабочем месте: версия для учителя». М.: АПК и ПРО, 2001. 36 с. - 1,75 п.л.
15. Горбунова Л.Н. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: пособие для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ. ред. Л.Н. Горбуновой / Л.Н. Горбунова [и др.]. М.: АПК и ППРО, 2004. 111 с. - 4,5 п.л.
16. Горбунова Л.Н. Возможности акмеологического консультирования в повышении квалификации педагогов: методическое пособие / Л.Н. Горбунова, Е.С. Манюкова - Новокузнецк: ИПК, 2004. 57 с. – 1,8 п.л.
17. Горбунова Л.Н. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации: науч.-метод. пособие / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх. М.: АПК и ППРО, 2006. 152 с. - 2,6 п.л.
18. Горбунова Л.Н. Сетевая школа управленческих кадров общего образования: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.Н. Горбунова /Л.Н. Горбунова [и др.]. М.: АПК и ППРО, 2007. 248 с. - 3,0 п.л.
Научные статьи, материалы и тезисы международных и всероссийских конференций
Статьи в журналах и сборниках научных трудов
19. Горбунова Л.Н. Диссертация – это не больно (о подготовке участников Программы к самостоятельной исследовательской работе // Международная Программа переподготовки преподавателей психологии и педагогики для педагогических учебных заведений России: сб. статей и материалов / Ред.-сост.: Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова Н.С. Зубарева. М.: МИРОС, 1994. 191 с. - 0,5 п.л.
20. Горбунова Л.Н. Аксиологический аспект ориентации педагогов-практиков на исследовательскую деятельность / Л.Н. Горбунова // Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже ХХI века: тезисы докл. международн. науч.-практ. конф. Тула: ТГПИ, 1997. - 0,2 п.л.
21. Горбунова Л.Н. О готовности педагогов к гуманизации образования / Л.Н. Горбунова // Проблемы и перспективы социально-психологической и половозрастной адаптации детей и подростков: Тезисы Всероссийской науч.-практ. конф. М: МГУ,1997. - 0,2 п.л.
22. Горбунова Л.Н. Меняться – значит менять себя / Л.Н. Горбунова, И.Д. Демакова // Учитель. 1997. №2. - 0,4 п.л.
23. Горбунова Л.Н. Школа педагога-исследователя в Красноярске: первые шаги / Л.Н. Горбунова, И.Д. Демакова // Педагогика и педагогия: история, теория, опыт: из материалов педагогических чтений). Ч 1. Вып.1. Красноярск: КК ИПК РО, 1997. - 0,3 п.л.
24. Горбунова Л.Н. Штрихи к портрету / Л.Н. Горбунова// Сб. науч. тр. аспирантов и соискателей. М.: АПК и ПРО, 1997. Вып. 1. - 0,3 п.л.
25. Горбунова Л.Н. Тема научной работы: твой класс, твой стиль, твои ученики / Л.Н. Горбунова // Первое сентября. 1998. № 58. - 0,3 п.л.
26. Горбунова Л.Н. Школа педагога-исследователя – путь к Себе / Л.Н. Горбунова // Педагогика и педагогия: история, теория, опыт: из материалов пед. чтений).. Красноярск: КК ИПК РО, 1998. Ч. 1. - 0,3 п.л.
27. Горбунова Л.Н. Проектирование методической работы в школе / Л.Н. Горбунова // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 6. - 0,5 п.л.
28. Горбунова, Л.Н. Школа педагога-исследователя. Чему и как там учатся…/ Л.Н. Горбунова // Лицейское и гимназическое образование. 1999. № 5. - 0,5 п.л.
29. Горбунова Л.Н. «Человеческие детерминанты» как фактор, определяющий особенности образовательного процесса в школе педагога-исследователя / Л.Н. Горбунова // Педагогика и педагогия: история, теория, опыт: из материалов педагогических чтений) / Под общ. ред. Л.Н. Горбуновой, М.А. Христенко. Красноярск: КК ИПК РО, 1999. Ч.1. Вып. 3. - 0,5 п.л.
30. Горбунова Л.Н. Предисловие / Л.Н. Горбунова // Материалы междисципл. науч. конф. аспирантов и соискателей. М.: АПК и ПРО, 1999. Ч 1.- 0,3 п.л.
31. Горбунова Л.Н. Моделирование образовательных процессов в системе непрерывного педагогического образования на основе профессионально-личностного контекста / Л.Н. Горбунова // Педагогика и педагогия: история, теория, опыт: сб. материалов слушателей ШПИ) / Под ред. Л.Н. Горбуновой, М.А. Христенко. Красноярск: КК ИПК РО, 2000. В 3 ч. Вып. 4.- 0,5 п.л.
32. Горбунова Л.Н. Подготовка работников образования к научно-исследовательской деятельности в условиях системы повышения квалификации как актуальная проблема / Л.Н. Горбунова // Материалы междисципл. науч. конф. аспирантов и соискателей АПК и ПРО. Ч. 1. М.: ПАИМС, 2000. - 0,5 п.л.
33. Горбунова Л.Н. Психолого-педагогическая поддержка учителей в процессе их аттестации / Л.Н. Горбунова, С.А. Замятина // Материалы междисципл. науч. конф. аспирантов и соискателей АПК и ПРО. М.: ПАИМС, 2000. Ч.1. - 0,2 п.л.
34. Горбунова Л.Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как регулятор развития современного образования (обоснование инновационных функций) / Л.Н. Горбунова // Материалы междисципл. науч. конф. аспирантов и соискателей АПК и ПРО. М.: АПК и ПРО, 2001.- Ч.1. - 0,6 п.л.
35. Горбунова Л.Н. Профессионально-личностный контекст как основа моделирования учебного процесса в системе непрерывного педагогического образования / Л.Н. Горбунова // Дополнительное педагогическое образование в ХХI веке: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции / Сост. Н.В. Брусенцова. М.: АПК и ПРО, 2001. - 0,3 п.л.
36. Горбунова Л.Н. Консультирование на основе информационно-коммуникационных технологий как перспективное направление в дополнительном профессиональном педагогическом образовании / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Информационно-коммуникационные технологии как образовательный ресурс: сборник науч. трудов кафедры информационных технологий. М.: АПК и ПРО, 2003. - 0,5 п.л.
37. Горбунова Л.Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как регулятор в системе развивающегося образования / Л.Н. Горбунова // Современные подходы к повышению квалификации и переподготовке педагогов как воспитателей: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции (12-14 мая 2004 г., г. Пермь) / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой: в 2 кн. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004. Кн. 1. - 0,6 п.л.
38. Горбунова Л.Н. Сетевое сообщество как информационно-коммуникативный феномен и ресурс повышения квалификации / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов, С.С. Чагин // Профессиональное становление и развитие личности специалиста в современных социально-экономических условиях: материалы межрегиональной науч. конференции. Москва-Ставрополь: Изд-во СевКавТУ, 2004. Вып. 1. 198 с. - 0,2 п.л.
39. Горбунова Л.Н. Сетевой консалтинг как специализированный сегмент информационно-методической среды дополнительного профессионального педагогического образования / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Труды ХII Всероссийской науч.-метод. конференции «Телематика-2005». Секции D.E. 6-9 июня 2005 г., Санкт-Петербург. СПб.: СПбГУИТМО, 2005. Том 2. - 0,2 п.л.
40. Горбунова Л.Н. Сопутствующее обучение педагогов информационным технологиям как феномен изменяющегося образования / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Труды ХII Всероссийской науч.-метод. конференции «Телематика-2005». Том 2.Секции D.E. 6-9 июня 2005 г., Санкт-Петербург. СПб.: СПбГУИТМО, 2005. - 0,2 п.л.
41. Горбунова Л.Н. Исследовательская деятельность педагогов как ресурс горизонтальной карьеры учителя / Л.Н. Горбунова // Воспитательной пространство педагогического вуза: межвуз. сб. науч.-метод. трудов / Под ред. проф. И.И.Зарецкой. М.: АПК и ППРО, 2005. - 0,6 п.л.
42. Горбунова Л.Н. «Педагог-исследователь» как привлекательная профессиональная перспектива будущего / Л.Н. Горбунова // Профессиональное воспитание педагога: сб. науч.-метод. материалов / Сост. Н.С. Чагина, И.И. Зарецкая. М.: АПК и ППРО, 2006. - 0,6 п.л.
43. Горбунова Л.Н. Консультационный сегмент как инвариантный компонент информационно-методической среды дополнительного профессионального педагогического образования / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы Второй Всероссийской науч.-практ. конференции (Москва, 29.09 – 02.10.2005) / Редкол. В.И. Солдаткин и др.; РГИОО. М.: Рособразование, 2005. – 0,3 п.л.
44. Горбунова Л.Н. Навигационная функция информационно-методической среды дополнительного профессионального педагогического образования: обоснование необходимости, подходы к моделированию / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, ВВЦ, 27.09-30.09.2006.М., 2006. - 0,2 п.л.
45. Горбунова Л.Н. Сопутствующее обучение педагогов информационно-коммуникационным технологиям / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: материалы всероссийской науч.-практ. конференции. Чебоксары, 27-29 апреля 2006 г. Чебоксары, 2006. - 0,2 п.л.
46. Горбунова Л.Н. Психотерапевтическая функция исследовательской деятельности: или о том, почему педагогам полезны исследования / Л.Н. Горбунова, Е.С. Манюкова // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. - 0,5 п.л.
47. Горбунова Л.Н. Дистанционное обучение в ДППО: преимущества и риски / Л.Н. Горбунова // Вопросы информатизации образования. Электронный периодический альманах [Электронное издание]. 2006. №3 - 0,5 п.л.
48. Горбунова Л.Н. Информационно-коммуникационные технологии и профессиональное развитие педагогов / Л.Н. Горбунова, И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх // Национальный проект «Образование». Пилотный выпуск. 2006. - 0,3 п.л.
49. Горбунова Л.Н. Практико-преобразующая деятельность современного педагога как новая педагогическая реальность / Л.Н. Горбунова // Методология и методика дистанционного сопровождения практико-преобразующей деятельности педагогов в системе дополнительного профессионального педагогического образования. Всероссийская научно-практическая конференция, Москва, 19-21 сентября 2006 года: сб. тезисов / Под общ. ред. Л.Н. Горбуновой, А.М. Семибратова. М.: ООО «Анкома», 2006. - 0,3 п.л.
50. Горбунова Л.Н. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов / Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов // Сборник тезисов и докладов международной конференции «ИТО-2007». М., 2007. - 0,2 п.л.
51. Горбунова Л.Н. Закономерности и специфика личностно-профессионального развития педагога / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх // Современное зеленогорское образование: приоритеты модернизации и направления развития: материалы городской дистанционной конференции / Сост. и ред. И.П. Цвелюх, А.С. Новобранцев, И.В. Лаврентьева. Зеленогорск, 2007. - 0,2 п.л.
52. Горбунова Л.Н. Проблема результата повышения квалификации педагогических кадров / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх // Современные технологии в региональном образовании: потребности и возможности: материалы второй краевой дистанционной науч.-практ. конференции / Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2007. - 0,2 п.л.
53. Горбунова Л.Н. Сетевая школа управленческих кадров общего образования как инновационный ресурс повышения квалификации / Л.Н. Горбунова // Методист. 2008. №1. - 0,8 п.л.
54. Горбунова Л.Н. Эффекты исследовательски ориентированного процесса повышения квалификации педагогических кадров / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх // Качество системы повышения квалификации; условия, процессы, результаты: материалы дистанционной конференции КК ИПК ППРО // Сост. и ред. С.Ю. Андреева, И.В. Лаврентьева. Красноярск, 2008. - 0,2 п.л.
55. Горбунова Л.Н. Модель сопутствующего обучения педагогов информационно-коммуникационным технологиям в процессе повышения квалификации / Л.Н. Горбунова, И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх // Модернизация высшего образования и науки: пути и перспективы инновационного развития: материалы Международной науч. конференции, 18 окт. 2008 г. Алматы: КазНПУ им. Абая, 2008. - 0,2 п.л.
56. Горбунова Л.Н. Образовательная среда исследовательски ориентированного повышения квалификации как инновационной системы в сфере дополнительного профессионального педагогического образования / Л.Н. Горбунова // Приоритеты развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: сб. материалов юбилейной науч.-практ. конференции / Сост. И.В. Большакова; Под общ. ред. Э.М. Никитина, Л.Н. Горбуновой. М.: АПК и ППРО, 2009. - 0,3 п.л.
57. Горбунова Л.Н. Контекстные профессиональные затруднения педагогов / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх // Приоритеты развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Сборник материалов юбилейной научно-практической конференции /Сост. И.В. Большакова; под общ. ред. Э.М. Никитина, Л.Н. Горбуновой. М.: АПК и ППРО, 2009. – 0,2 п.л.
58. Горбунова Л.Н. Исследовательски ориентированное повышение квалификации как средство формирования практико-педагогической компетенции педагога / Л.Н. Горбунова // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: материалы XII междисциплинарной науч.-практ. конференции аспирантов и соискателей, Москва, 2 апреля 2009 г. / Сост. Н.В. Брусенцова. М.: АПК и ППРО, 2009. - 0,9 п.л.
59. Горбунова Л.Н. Характер затруднений педагога в контексте личностно-профессионального развития /Л.Н. Горбунова, И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх // Повышение квалификации педагогических кадров в XXI веке: традиции и инновации: сборник мат. межд. науч.-практ. конференции, 20-21 мая 2009 г. [Электронное издание]. Номер государственной регистрации: 0320901634. М.: АПК и ППРО, 2009. – 0,2 п.л.
60. Горбунова Л.Н. Актуализация личностного потенциала профессионализма педагога в исследовательской деятельности / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх // Повышение квалификации педагогических кадров в XXI веке: традиции и инновации: сб. материалов межд. науч.-практ. конференции, 20-21 мая 2009 г. [Электронное издание]. Номер государственной регистрации: 0320901634. М.: АПК и ППРО, 2009. - 0,2 п.л.
61. Горбунова Л.Н. Педагогическая экспедиция как форма повышения квалификации педагогов в условиях исследовательски ориентированного повышения квалификации / Л.Н. Горбунова // Повышение квалификации педагогических кадров в XXI веке: традиции и инновации: сб. материалов межд. науч.-практ. конференции, 20-21 мая 2009 г. [Электронное издание]. Номер государственной регистрации: 0320901634. - 0,3 п.л.
62. Горбунова Л.Н. Актуализация проблемы исследовательски ориентированного повышения квалификации педагогов как ресурса развития образования / Л.Н. Горбунова // Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы: материалы Международной науч.-практ. конференции.. Казань: ТГПУ, 2009. Часть 1. - 0,5 п.л.