Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ К ДИАГНОСТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (В СИСТЕМЕ «ВУЗ – ИНТЕРНАТУРА»)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция системного, деятельностно-личностного подхода к развитию и саморазвитию педагогической готовности учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности в условиях диверсификации образования, включающая себя в качестве базовой идеи ориентацию учителя на непрерывное овладение методологической, диагностико-технологической культурой, высокий уровень деятельности; доминирующие принципы (системности, акмеологичности, открытости, диверсификационности, инновационности, единство диагностики и самодиагностики, самоактуализации, прогностичности, модульности, оперативности, сотворчества с педагогом-наставником, преемственности, непрерывности, связи теории с практикой, а также межпредметной интеграции психолого-педагогической и методической подготовки будущего учителя) и создание адекватных им педагогических условий на этапах «вуз-интернатура».
  2. Сущностные характеристики базовых понятий исследования: - Педагогическая готовность учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности - это интегральная характеристика его методологической культуры, ценностно-смысловых ориентаций, профессионально-педагогических компетенций и личностных качеств, способствующих осуществлению эффективной профессиональной деятельности в диверсифицированной системе образования. Педагогическая готовность учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности характеризуется мотивационно-ценностными ориентациями, высоким уровнем знаний и компетенций, проявляющихся в способностях и умениях педагога-исследователя к непрерывному развитию и саморазвитию. - Диагностико-технологическая деятельность - неотъемлемая составляющая профессиональной деятельности педагога, представляющая собой получение обратной связи о педагогическом процессе на основе применения диагностического инструментария (выбор соответствующей системы диагностических методов, способов их статистической обработки, интерпретации полученных результатов), выразившейся в постановке первоочередных задач, подборе и разработке соответствующих педагогических технологий, ориентированных на повышение эффективности педагогической деятельности и достижение прогнозируемого результата; - Диверсификационность базовых образовательных учреждений представляется как разнообразие типов и видов образовательных учреждений, их многопрофильность, наличие инновационной образовательной среды с учетом национально региональных особенностей, гибкость и вариативность планов, программ, учебно-методического обеспечения, расширение предоставляемых видов образовательных услуг, многоканальность источников финансирования;- Педагогическая интернатура - эффективная форма скоординированной деятельности педагогического вуза, института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, отделов управления и образовательных учреждений в развитии исследовательского потенциала молодого специалиста, представленная совокупностью творческих мастерских учителей-наставников республиканского, районного и школьного уровней, обладающих определенной материальной базой (специальными лабораториями, множительной и компьютерной техникой, дидактическими материалами), деятельностью института наставников и института начинающих учителей.
  3. Педагогические закономерности, установленные и сформированные в результате теоретико-экспериментального исследования:- исследовательская и методологическая культура учителя развивается наиболее эффективно на основе базовых, достаточно развитых профессиональных компетенций; - готовность молодого специалиста к исследовательской деятельности, в том числе диагностико-технологической, находится в прямой зависимости от уровня сформированности педагогических компетенций и соответствующих им умений: дидактических, воспитательных, творческих качеств личности;- интенсификация развития педагога-исследователя достигается в системе «вуз - интернатура» в условиях преемственности и перспективности;- становление педагога-исследователя активизируется в условиях сотворчества с педагогом-наставником;- повышение качества обучения в образовательных учреждениях находится в прямой зависимости от степени овладения менеджерами образования диагностико-технологическим механизмом.
  4. Педагогические условия, повышающие готовность учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности в условиях диверсификации образования на этапах «вуз-интернатура»:- диагностика готовности студентов и начинающих учителей к исследовательской деятельности;- модульно-деятельностный и индивидуально-дифференцированный подход к программно-методическому обеспечению занятий в педагогической интернатуре с молодыми специалистами по развитию их исследовательского потенциала;- обеспечение преемственности в целях, содержании, методах, формах и в системе перехода «вуз-интернатура»;- профессиональная подготовка учителя-исследователя как целостный процесс в системе непрерывного образования;- разработка и внедрение системы спецкурсов на основе интеграции психолого-педагогических дисциплин и их учебно-методическое сопровождение;- изучение, обобщение и творческое применение передового педагогического опыта;- вовлеченность и участие педагогов-исследователей в методологических семинарах, научно-практических конференциях, деятельности лабораторий оперативной диагностики на региональном, районном, школьном уровнях и центра повышения качества непрерывного педагогического образования при кафедре педагогики и психологии с целью повышения диагностико-технологической культуры и управления качеством образования.
  5. Технологичность и преемственность подготовки будущего учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности в следующем алгоритме обучения вузовского годового цикла с 1-го по 5-й курс (интеграция знаний по психолого-педагогическим, методическим и спецпредметам на основе преподавания основных курсов и спецкурсов → педагогическая практика творческая исследовательская работа), включающем осуществление специально организованной ежегодной проектно-творческой деятельности и выполнение микроисследований. Каждый последующий цикл повышает готовность к диагностико-технологической деятельности будущего учителя. Интегрированная выпускная квалификационная работа исследовательского характера, выполненная по актуальным проблемам образования с опорой на диагностику, завершает процесс вузовского обучения.
  6. Критерии выбора базовых образовательных учреждений для прохождения педагогической практики студентов с целью подготовки их как педагогов-исследователей:- диверсификационность образовательных учреждений (местоположение - село, город; разнообразие видов ОУ - гимназия, в том числе православная, лицей, центр образования, массовая и частная школы; вариативность планов, программ, учебно-методического обеспечения; разнообразие содержания и форм образовательных услуг; многоканальность источников финансирования школ с предпочтением оплаты за производительный труд);- возможность организации опытно-экспериментальной площадки по внедрению диагностико-технологического подхода, осуществление научного руководства инновационными процессами в выбранном базовом образовательном учреждении; - сотрудничество образовательного учреждения с кафедрой педагогики и психологии по оптимизации процесса подготовки будущих учителей к работе в диверсифицированной системе образования,- наличие программ специальных занятий по подготовке администрации, учителей и классных руководителей в освоении диагностико-технологического механизма; - подготовка педагогов базового образовательного учреждения к наставнической деятельности; - творческий, исследовательский потенциал руководителя образовательного учреждения, заинтересованного в инновациях.
  7. Эффективность развития творческого исследовательского и инновационного мышления студентов - будущих педагогов-исследователей обеспечивается систематизацией и схематизацией исследовательского материала практикумов «Управление образовательными учреждениями на основе педагогического мониторинга», «Диагностико-технологическое управление качеством обучения учащихся пятых классов», «Теория обучения: анализ схем, таблиц, графиков» (графическое отражение вербальной информации, позволяющих «свернуть» большой объем необходимой профессионально-педагогической информации, облегчить ее обзор, легко оперировать ею в процессе конструирования и изучения учебного материала).
  8. Авторская программа, методика подготовки учителей-наставников для подготовки студентов и молодых педагогов-исследователей.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.Дубинина, В.Л. Кольцо ускорения или как повысить качество начального обучения / В.Л. Дубинина, В.Н. Зайцев //Народное образование. – №9. – 1990. – С.90-95 (автор. 0,5 п.л.).

2.Дубинина, В.Л. Информационный канал для учителя / В.Л. Дубинина //Народное образование. – №4. – 1993. – С.9-11.

3.Дубинина, В.Л. Ранняя педагогическая практика: только плюсы / В.Л. Дубинина //Народное образование. – №8. – 2001. – С.193-197.

4.Дубинина, В.Л. Совершенствование подготовки сельского учителя в вузе и интернатуре / В.Л. Дубинина //Известия Российской академии образо-вания. – М.: СНЦ РАН. – №2. – 2004. – C.54-63.

5.Дубинина, В.Л. «Я б остался на селе… пусть меня научат» / В.Л. Ду-бинина //Народное образование. – №6. – 2007. – С.224-229.

6.Дубинина, В.Л. Подготовка учителя-исследователя / В.Л. Дубинина //Высшее образование в России. – №6. – 2007. – С.149-151.

7.Дубинина, В.Л. Всероссийские научно-практические конференции – школа профессиональной подготовки педагога-исследователя / В.Л. Дубини-на, И.А. Чуриков //Образование и саморазвитие: Научный журнал. – №5. – 2007. – С.175-179 (автор. 0,3 п.л.).

8.Дубинина, В.Л. Особенности педагогической подготовки будущих учителей в условиях диверсификации образования / В.Л. Дубинина //Педагогическое образование и наука. – №5. – 2007. – С.4-6.

9.Дубинина, В.Л. Изучение и обобщение передового педагогического опыта как фактор становления учителя-исследователя / В.Л. Дубинина //Педагогическое образование и наука. – № 9. – 2009. – С. 11-17.

Монографии

10.Дубинина, В.Л. Развитие профессиональных умений начинающих учителей: Монография / В.Л. Дубинина. – Йошкар-Ола: МГПИ, 1994. – 141 с.

11.Дубинина, В.Л. Управление качеством обучения в гимназии на осно-ве педагогического мониторинга: монография / В.Л. Дубинина, А.В. Камели-на. – Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2004. – 179 с. (автор. 5,6 п.л.).

12.Дубинина, В.Л. Адаптация выпускника сельской школы к обучению в педагогическом вузе: Монография / В.Л. Дубинина, Н.Р. Гатауллина. – Йош-кар-Ола, 2006. – 180 с. (автор. 5,6 п.л.).

13.Дубинина, В.Л. Обеспечение качества психолого-педагогической подготовки учителя-исследователя / В.Л. Дубинина // Психолого-педагогическая подготовка учителя-исследователя: Коллективная моногра-фия / науч. ред. В.Л. Дубинина. – Йошкар-Ола, 2007. – С.3-96.

14.Психолого-педагогическая подготовка учителя-исследователя: Кол-лективная монография / науч. ред. В.Л. Дубинина. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 368 с.

15.Дубинина, В.Л. Обеспечение преемственности в применении вариа-тивного обучения на ступенях: дошкольное образование – начальная школа – пятые классы: монография / В.Л. Дубинина, Д.Л. Коломиец. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 104 с. (автор. 3 п.л.).

16.Дубинина, В.Л. Педагогическая готовность учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности в условиях диверсификации об-разования (на этапах: вуз – интернатура): монография / В.Л. Дубинина. – Йошкар-Ола: «Стринг», 2008. – 332 с.

Концепция, учебно-методические пособия и УМК:

17.Дубинина, В.Л. Концепция воспитательной деятельности Марийско-го государственного педагогического института им. Н.К. Крупской / В.Л. Дубинина, Р.Г. Катаева, Е.В. Кондратенко Н.Н. Головина и др. /науч. ред. В.Л. Дубинина. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2004 – 68 с.

18.Дубинина, В.Л. Тренировочные задания по литературе, русскому языку и математике: Учебное пособие для учащихся 5-х классов / В.Л. Дуби-нина, И.Н. Андреева, С.Л. Рязанова. – Йошкар-Ола: МГПИ. – 149 с. (автор. 4 п.л.).

19.Дубинина, В.Л. Выпускная научно-методическая интегрированная работа по проблемам обучения: Учебное пособие / В.Л. Дубинина, С.А. Аре-фьева, Л.Н. Конючкова. – Йошкар-Ола: Луч, 2002. – 120 с. (автор. 4 п.л.).

20.Дубинина, В.Л. Теория обучения: Учебное пособие / В.Л. Дубинина, Н.Н. Атласкина. – Йошкар-Ола: Стринг, 2003 – 92 с. (автор. 3,5 п.л.).

21.Дубинина, В.Л. Теория обучения: анализ схем, таблиц, графиков / В.Л. Дубинина. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. – 48 с.

22.Дубинина, В.Л. Диагностико-технологическое управление качеством обучения учащихся 5-х классов: педагогический практикум для студ.педвузов / В.Л. Дубинина. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 80 с.

23.Дубинина, В.Л. Управление образовательными учреждениями на основе педагогического мониторинга: педагогический практикум для студентов педвузов / В.Л. Дубинина. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. – 56 с.

24.Дубинина, В.Л. Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов: учебно методический комплекс / В.Л. Дубинина. – Йош-кар-Ола: МГПИ, 2009. – 85 с.

25.Дубинина, В.Л. Теория обучения детей младшего школьного возрас-та: учебно методический комплекс. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2009. – 90 с.

26.Дубинина, В.Л. Педсовет: рекомендации для завучей / В.Л. Дубини-на, В.Н. Зайцев, Н.Н. Атласкина. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2002. – 43 с. (автор. 0,9 п.л.).

Статьи в журналах и сборниках материалов Международных,

Всероссийских, региональных научно-практических конференций

27.Дубинина, В.Л. Из опыта создания программы интернатуры для мо-лодых учителей //Теоретические и методические вопросы развития образования: Сб. науч. трудов /В.Л. Дубинина – М.: РИПКРО, 1991. – С.90-95.

28.Дубинина, В.Л. Проблемы и стратегии исследования новых техноло-гий обучения, воспитания и творческого саморазвития личности / В.Л. Дуби-нина, В.И. Андреев, В.Н. Зайцев //Новые технологии обучения, диагностики и творческого саморазвития личности: материалы второй Всерос. науч.- практ. конф. – Казань – Йошкар-Ола, 1994. – Ч.II. – С.3-6 (автор. 0,1 п.л.).

29.Дубинина, В.Л. Новые стратегии в разработке педагогических техно-логий / В.Л. Дубинина, В.И. Андреев, И.А. Чуриков //Новые технологии обу-чения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Ма-териалы Третьей Всерос. науч.-практ. конф. – Ч.III. – Йошкар-Ола: МИО, 1995. – С.3-12. (автор. 0,2 п.л.).

30.Дубинина, В.Л. Достижение оптимального чтения во вторых, третьих классах / В.Л. Дубинина, В.Н. Зайцев //С чего начать? – Донецк: РИП «Ле-бедь», 1995. – С.11-15 (автор. 0,15 п.л.).

31.Дубинина В.Л. Поиск новых педагогических технологий / В.И. Ан-дреев, В.Л. Дубинина, В.Н. Зайцев и др. //Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Ч.III. – Йошкар-Ола: МГПИ, 1996. – С.3-15 (автор. 0,2 п.л.).

32.Дубинина, В.Л. Технологичность обеспечения преемственности в вузовской педагогической подготовке /В.Л. Дубинина //Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в образовании: материалы первой Всерос. науч.-практ. конф. – Ч.I. – Йошкар-Ола: МГПИ, 1996. – С. 12-14.

33.Дубинина, В.Л. Подготовка сельского учителя в процессе непрерыв-ного педагогического образования /В.Л. Дубинина //Вариативное образова-ние на селе: Актуальные проблемы содержания и технологии обучения: ма-териалы Всерос. науч.-практ. конф. – Арзамас: АГПИ, 1997. – Ч.III. – С.11-14.

34.Дубинина, В.Л. О подготовке учителя к гуманному педагогическому процессу /В.Л. Дубинина //Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации: Материалы ХIХ сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. – М.: РАО, 1998. – С.12-15.

35.Дубинина, В.Л. Диагностические подходы в педагогическом процес-се / В.Л. Дубинина //Актуальные проблемы творческого саморазвития и педагогического мониторинга: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Казань – Йошкар-Ола, 1998. – Ч.II. – С.3-7.

36.Дубинина, В.Л. Проблемы и перспективы творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга / В.Л. Дубинина, В.И. Андреев, И.А. Чуриков //Актуальные проблемы творческого саморазвития и педагоги-ческого мониторинга: материалы шестой Всерос. науч.-практ. конф. – Казань – Йошкар-Ола, 1999. – Ч.IV. – С.3-12 (автор. 0,2 п.л.).

37.Дубинина, В.Л. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя русского языка и литературы /В.Л. Дубинина, Л.Н.Конючкова //Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации: Материалы науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола: МИО, 2000. – С.53-58 (автор. 0,2 п.л.).

38.Дубинина, В.Л. Индивидуальная работа с учащимися как форма ор-ганизации гуманного педагогического процесса /В.Л.Дубинина //Гуманистические идеи в педагогической теории и практике образования и воспитания: Первые Равкинские чтения: материалы Респуб. науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола: МГПИ, 1999. – С. 60-66.

39.Дубинина, В.Л Определение главных задач в работе учителей, класс-ных руководителей на основе диагностики / В.Л. Дубинина, А.В. Камелина //Педагогический мониторинг качества образования: материалы седьмой Всерос. науч.-практ.конф. – Казань – Йошкар-Ола, 1999. – Ч.II. – С.140-143 (автор. 0,2 п.л.).

40.Дубинина, В.Л. Система работы по подготовке студентов-словесников к профессиональной деятельности /В.Л. Дубинина, Л.Н. Конюч-кова // Социум в преддверии XXI века: Третьи Вавиловские чтения. – Йош-кар-Ола, 1999. – С.217-221 (автор. 0,2 п.л.).

41.Дубинина, В.Л. Усиление диагностических функций в подготовке будущего учителя /В.Л.Дубинина //Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации: материалы научно-прак. конференции. – Йошкар-Ола: МИО, 2000. – С.28-32.

42.Дубинина, В.Л. Подготовка учителя в системе непрерывного педаго-гического образования на этапах: педвуз – интернатура /В.Л. Дубинина //Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в образовании: материалы второй Всерос. науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола–Сургут: МГПИ, СГУ, 2000. – С.16-23.

43.Дубинина, В.Л. Приобщение студентов-словесников к исследова-тельской деятельности в процессе вузовской подготовки //М.Н. Скаткин и современное образование: материалы Междунар. науч.-практ. конф./В.Л. Дубинина, Л.Н. Конючкова. – М.: ИТО и П РАО, 2000. – С. 282-286 (автор. 0,2 п.л.).

44.Дубинина, В.Л. Обоснование педагогических приоритетов кафедры / В.Л. Дубинина //Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в образовании: материалы второй Всерос. науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола–Сургут: МГПИ, СГУ, 2000. – С.66-67.

45.Дубинина, В.Л. Повышение качества подготовки студентов и начи-нающих учителей на основе диагностирования затруднений в профессио-нальной деятельности /В.Л.Дубинина //Духовность, здоровье и творчество в системе педагогического мониторинга качества образования: материалы девятой Всерос. науч.-практ. конф. – Казань: КГУ, 2001. – С.35-55.

46.Дубинина, В.Л. Подготовка будущих учителей-словесников к духов-но-нравственному воспитанию личности /В.Л. Дубинина, Л.Н. Конючкова //Формирование духовности личности: история, теория, практика: материалы второй Всерос. науч.-практ. конф. – Москва: Йошкар-Ола, 2001. – С.168-177 (автор. 0,35 п.л.).

47.Дубинина, В.Л. Повышение качества психолого-педагогической под-готовки будущих учителей в условиях новых образовательных стандартов /В.Л. Дубинина //Проблемы научного обеспечения модернизации Российско-го образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тула: ТГПУ, 2002. – С.73-76.

48.Дубинина, В.Л. Передовой педагогический опыт как эффективное средство профессионального совершенствования учителя /В.Л.Дубинина //Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повыше-ния квалификации: материалы науч. - практ. конф. – Йошкар-Ола: МИО, 2002. – С.98-103.

49.Дубинина, В.Л. Первоочередные задачи совершенствования профес-сиональной подготовки студентов /В.Л. Дубинина, Т.И. Грозова //Активизация творческого и научного потенциала первокурсника как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: ГОУ УГТУ – УПИ, 2002. – С.67-73 (автор. 0,3 п.л.).

50.Дубинина, В.Л. Преемственность – важнейшее условие непрерывного педагогического образования /В.Л. Дубинина //Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2002. – С.249-254.

51.Дубинина, В.Л. Необходимость совместной деятельности учрежде-ний образования по становлению молодого сельского учителя /В.Л. Дубини-на //Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы по-вышения квалификации: материалы науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола: МИО, 2002. – С.83-91.

52.Дубинина, В.Л. Система профессионально-педагогической подготов-ки творческого учителя в условиях новых образовательных стандартов /В.Л. Дубинина //Духовность, здоровье и творчество в системе педагогического мониторинга качества воспитания: материалы одиннадцатой Всерос. науч.-практ. конф. – Казань: КГУ, 2003. – С.104-113.

53.Дубинина, В.Л. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроках немецкого языка /В.Л. Дубинина, И.С. Михадарова //Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации: материалы науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола: МИО, 2004. – С.79-90 (автор. 0,5 п.л.).

54.Дубинина, В.Л. Подготовка учителя-исследователя в условиях новых образовательных стандартов /В.Л. Дубинина //Проблемы вузовской педаго-гической и математической подготовки специалиста: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГПУ, 2004. – С.137-142.

55.Дубинина, В.Л. Выполнение дипломных работ на основе интеграции психолого-педагогических и методических дисциплин /В.Л. Дубинина //Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы двенадцатой Всерос. науч.-практ. конф. – Че-лябинск: Изд-во «Образование», 2004. – С.15-19.

56.Дубинина, В.Л. Учет особенностей пятиклассников при подготовке классных руководителей в педагогическом вузе /В.Л. Дубинина //Воспитательный потенциал гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс: материалы третьей Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. – Ч.2. – Казань: ТГГПУ, 2005. – С.319-324.

57.Дубинина, В.Л. Задачный подход в процессе профессиональной под-готовки учителей на этапах: вуз-интернатура /В.Л. Дубинина //Наука и образование: Известия южного отделения РАО и РГПУ. – №4 (16). – Ростов-на-Дону, 2005. – С.159-163.

58.Дубинина, В.Л. Использование педагогического опыта в подготовке учителя-исследователя /В.Л.Дубинина //Методы педагогических исследова-ний: состояние, проблемы, перспективы /Под ред. В.М. Полонского. – М.: ИТИП РАО, 2006 – С.207-210.

59.Дубинина, В.Л. Петъяльский центр образования как перспективная модель подготовки педагогических кадров для села /В.Л. Дубинина // Вест-ник МГПИ им. Н.К.Крупской. – Йошкар-Ола: МГПИ. – С. 161-167.

60.Дубинина, В.Л. Роль базовой школы в повышении качества педаго-гической подготовки будущих учителей для села /В.Л. Дубинина // Проблемы реализации педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в современной теории и практике образования: сборник статей Республ. науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола, Мар ГУ, 2008. – С. 173-190.

61.Дубинина, В.Л. Спецкурсы как средство педагогической подготовки конкурентоспособной личности будущего учителя в условиях диверсифика-ции образования /В.Л. Дубинина // Ориентация воспитания на саморазвитие интеллигентности и конкурентоспособности личности: материалы девятна-дцатой Всерос. науч.-практ. конф. – Казань: КГУ, 2009. – С.100-106.