Научная тема: «РАЗВИТИЕ ЗНАНИЕВОЙ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОДЕРЖАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Современное понимание содержания школьного образования отражает произошедшее под воздействием социокультурных факторов изменение: от понимания содержания образования как системы предметного знания - основ наук - к пониманию его как целостной системы различных видов знаний, характеризующих общественный и личностный опыт субъектов обучения, освоение которой в учебной и внеучебной деятельности способствует осознанию целей, ценностей и мотивов получения образования школьником и развитию личности, готовой к жизни в обществе «знания».
  2. Знаниевая традиция в содержании образования характеризует ценностное представление общества об образованном человеке и представляет собой типичную для конкретного этапа развития образования совокупность определенных видов знаний, образующую индивидуальный тезаурус школьника, который позволяет ему осознавать осваиваемые знания, включать их в собственную картину мира и применять их. Совокупность видов знаний, характеризующих современное содержание школьного образования, может быть представлена видологией знаний, которая включает в себя информационные, процедурные, оценочные и рефлексивные знания, реализуемые в предметном, межпредметном и надпредметном контекстах.
  3. Развитие знаниевой традиции происходит за счет изменения структуры содержания: от системы преимущественно предметных информационных знаний основ наук к знаниям разных видов, освоение которых способствует накоплению и преобразованию личностного опыта школьника, что является содержательной основой реализации компетентностного подхода в образовательной практике. Сущностные характеристики развития знаниевой традиции проявляются: в усилении роли процедурных знаний, направленных на освоение методологии познания; во включении в содержание оценочных знаний, направленных на оценку окружающего мира, принятие общественных ценностных установок; в появлении рефлексивных (личностных) знаний, направленных на познание себя, развитие личностной мотивации, формирование собственных ценностей и критическую интерпретацию информации, оценок, мнений, суждений; в расширении контекста извлечения, применения, трансляции знаний (межпредметного и надпредметного).
  4. Развитие знаниевой традиции в содержании школьного образования проявляется: на уровне концепций - в ограничении удельного веса предметных информационных знаний основ наук и увеличении других видов знания, отвечающих на вопросы «как?» «зачем?»; в уточнении смысла ведущих принципов конструирования содержания образования - фундаментализации (научности), гуманизации, культуросообразности. на уровне всех учебных предметов - в выходе за пределы предметных информационных знаний основ наук, посредством расширения межпредметного, надпредметного контекстов; на уровне школьной учебной книги - в диалоговом характере построения учебного содержания и изменении аппарата ориентировки, включающего вопросы и задания, направленные на формирование: компетенций учащихся за счет акцентирования внимания на процедурных и оценочных знаниях; мировоззрения и ценностных ориентаций школьников, что предполагает усиление межпредметного и надпредметного контекстов знаний и формирование рефлексивных знаний; осознанного построения индивидуального способа освоения содержания образования, что предполагает выбор учащимися различных заданий; на уровне учебных материалов - в изменении соотношения информационных, повествовательных и дискуссионных текстов: рост объема дискуссионных текстов, ориентированных на формирование оценочных и рефлексивных знаний, с целью развития самостоятельной позиции учащихся, ценностных установок, обогащения их личностного опыта; в увеличении информации о способах и методах познания, что обеспечивает формирование процедурных и оценочных знаний, способствующих развитию познавательной самостоятельности школьника; в увеличении количества ситуационных учебных задач, направленных на формирование рефлексивных, оценочных, процедурных знаний, отражающих личностный и общественный опыт педагогов и учащихся.
  5. Развитие знаниевой традиции влияет на изменение содержательного наполнения основных принципов конструирования содержания школьного образования: фундаментализации (научности), который заключается в необходимости установления соответствия содержания образования целостной (естественнонаучной и гуманитарной) картине мира, современным проблемам бытия с целью развития способности понимать и решать задачи современного мира и становления нравственной позиции личности; культуросообразности, который обусловливает необходимость соответствия содержания образования изменяющейся культуре, которая отражает общечеловеческое, национальное и индивидуальное, с целью становления культурной, гражданской и личностной идентичности ученика; гуманизации, который отражается в ориентации содержания образования на личностно и социально значимые проблемы с целью обогащения личностного опыта учащихся, развития их способностей, интересов, жизненных планов в соответствии с закономерностями возрастного развития.
  6. Развитие знаниевой традиции обусловлено диверсификацией социокультурных контекстов, которые необходимо осваивать ученикам и учителям, чтобы соответствовать вызовам времени; отражает трансформацию педагогических целей в информационном обществе и выражается в содержании образования через изменения: целей построения содержания образования: от жесткой регламентации содержания на основе дидактических единиц к проектированию содержания, освоение которого ориентировано на формирование основных компетенций как результата школьного образования; источников построения содержания образования путем включения в содержание учебных предметов надпредметных контекстов реальной практики; ориентации содержания образования каждой ступени на формирование ведущих новообразований целостной личности, что выражается: в увеличении доли предметных оценочных знаний и расширении межпредметного и надпредметного контекстов в основной школе; в приоритете предметных информационных знаний основ наук, процедурных и рефлексивных знаний реализованных в предметном и надпредметном контекстах на ступени старшей школы; характера взаимодействия учителя и учеников на основе снятия противоречий, связанных с различиями информационных потоков школьников и учителей, обусловливающих необходимость усиления диалога, обмена ценностями и опытом учителя и ученика, роста воспитательного потенциала содержания образования c учетом образовательных возможностей групп и появления новых педагогических технологий.
  7. Основным условием продуктивной реализации изменений современного содержания школьного образования на основе знаниевой традиции является дидактическая компетентность учителя, которая заключается в содействии развитию ключевых компетенций ученика, формированию образовательной мотивации учащихся. Дидактическая компетентность учителя выражается в умении решать следующие профессиональные задачи: проектировать учебные материалы и формы их представления в соответствии с современными тенденциями изменения содержания образования; использовать образовательные технологии работы с текстами и разнообразными базами данных; осуществлять методическое сопровождение деятельности учащихся при усвоении различных видов знаний.
  8. Подготовка учителя к работе с изменяющимся содержанием образования включает в себя освоение: совокупности технологий и приемов работы с учебными текстами разных видов - информационными, повествовательными и дискуссионными; модулей методической поддержки педагога в работе с современными электронными учебными материалами; персонифицированной образовательной программы повышения квалификации педагогических кадров.
  9. Разработка проблемы развития знаниевой традиции в содержании школьного образования актуализирует исследовательский потенциал междисциплинарного изучения проблем содержания в целях: определения наиболее значимых внешних (социокультурных) факторов, которые оказывают максимальное влияние на школьное образование и могут быть учтены при проектировании его содержания (философия - концепции ценностей; экономика - концепции человеческого и социального капитала; лингвистика - дискурс, встреча автора и читателя («эффект интерпретатора»); психология - проблемы совместной деятельности, понимания, социальных связей и коммуникации); построения исследовательских сценариев развития образования в обществе «знания», фиксируя возможные переходы от организационно-экономической модернизации образования к социокультурной.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Крылова О.Н. Традиции и инновации учебного содержания: Монография. – СПб.: Издательство «Аграф», 2004. – 120 с.(7, 5 п.л.)

2.Крылова О.Н. Проектирование содержания образования: традиции и инновации Российской школы: Монография. – СПб.: Изд-во «Милена», 2007. – 112 с. (7 п.л.)

3.Крылова О.Н. Социокультурная динамика содержания школьного образования: Монография. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 193с. (12 п.л.)

Научные статьи из перечня изданий ВАК

4.Крылова О.Н. К вопросу о методологическом подходе исследования взаимосвязи традиций и инноваций содержания общего образования // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова: серия гуманитарных наук. - 2006. - Т.12. - № 3 - С.4-8. (0,6 п.л.)

5.Крылова О.Н. Значение педагогических традиций содержания образования // Вестник Поморского университета: серия “Физиологические и психолого-педагогические науки”.-2006.- 1 (№ 9) – С. 25-33. (0,5 п.л)

6.Крылова О.Н. Готовы ли Российские учителя к введению инноваций содержания образования // Инновации. - 2006, - № 11 (98), - С.68-72. (0, 5 п.л)

7.Крылова О.Н. Школьные учебники как механизм внедрения педагогических инноваций // Наука и школа. - 2007. - № 2, - С. 26-29.(0,5 п.л.)

8.Крылова О.Н. Оценка уровня готовности учителей к введению инноваций содержания образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал.- 2007.- № 9 (42), - С.59-69. (1,2 п.л.)

9.Крылова О.Н. Модуль методической поддержки в системе электронных образовательных ресурсов как инновационный элемент современного содержания образования // Научный журнал «Вестник Российского университета дружбы народов»: «Информатизация образования». - 2009.- № 2, - С. 15-23. (0,5 п.л.)

10.Крылова О.Н. Взаимосвязь традиций и инноваций в содержании общего образования – видение современного учителя // «Известия Волгоградского государственного педагогического университета». – 2009. - № 4 (38). – С. 96-99. (0,5 п.л.)

11.Крылова О.Н. Традиции и инновации в содержании образования // Академический вестник Института образования взрослых РАО «Человек и образование».- 2006.- № 4,5, - С. 94-98. (0,5 п.л.)

Научные и учебно-методические статьи и пособия

12.Крылова О.Н. Целостные знания учащихся об объекте изучения как основа интеграции в системе естественнонаучного образования // Проблемы интеграции в естественно-научном образовании.- СПб, 1993. - С. 134-137. (0,25 п.л.)

13.Крылова О.Н. Философско-педагогические аспекты категории целостности // Педагогика новому веку: идеи на будущее. Герценовские чтения 1999: Межрегиональный сборник научных трудов/ Под ред. А.П. Тряпицыной, А.Г. Козловой, А.С. Потовой, И.Г. Шапошниковой, Л.Н. Бережновой. В 2-х частях.- Ч. 1.-СПб.: Образование – Культура, 2000. - С.90-98. (0, 5 п.л.)

14.Крылова О.Н. Образованность как ценность современной молодежи // Молодежная культура и ценности будущего. Cб. Научных статей по проблемам педагогики ненасилия. - СПб, 2001. - С. 221-227. (0, 4 п.л.)

15.Крылова О.Н. Целостные знания как средство развития личности учащихся //Развивающее обучение в контексте современного образования: Сборник статей / Науч. Ред. И сост. С.Н. Горычева.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; НРЦРО, 2001. - С. 120-126. (0,25 п.л.)

16.Крылова О.Н., Даутова О.Б.Развитие категории ”содержание образования” в историческом аспекте // Ученые записки. Том VII. ”Инновационные процессы в педагогике”. (Вып.2) ЛГОУ им. А. И. Пушкина, 2002. - С. 35-45. (0, 4 п.л./0,8 п.л.)

17.Крылова О.Н. Петербургский стиль содержания образования // Философия образования и творчество /Сост., предисл. В.И. Стрельченко, СПб.:РХГИ, 2002.- С. 102-107. (0,25 п.л.)

18.Крылова О.Н., О.В. Акулова, Т.К. Александрова и др Модернизация общего образования: управление современной школой ( книга для администратора школы. Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной.) // СПб.: Изд-во “Союз”, 2002.- С. 65 -76. (0, 6 п.л./12 п.л.)

19.Крылова О.Н., О.В. Акулова, Т.В. Васильева и др. Модернизация общего образования: вариативный личностно направленный учебный план школы.. Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной.) // СПб.: ООО “Береста”, 2002.- С. 80-91. (0, 625 п.л./11,5 п.л.)

20.Крылова О.Н. Соотношение этнонациональных и глобальных тенденций при реализации аксиологического компонента содержания образования // Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования. Материалы V Международной научно-практической конференции “Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования” (Санкт-Петербург, 18-21 марта 2003г.) / под науч. ред. И.Л.Набока. – СПб.: Астерион, 2003.- С. 340-343. (0,25 п.л.)

21. Крылова О.Н. Электронный текст как способ как способ учебно-методического сопровождения студентов в процессе изучения педагогики // Международный конгресс конференций “Информационные технологии в образовании”.XIII Международная конференция “Информационные технологии в образовании”: Сборник трудов участников конференции. Часть 4.- М.: Просвещение, 2003.- С. 318 – 320. (0, 25 п.л.)

22.Крылова О.Н. Современное содержание образования в поликультурном обществе // Детство в контексте культуры и образования: Материалы X Международной конференции “Ребенок в современном мире. Культура и детство”. СПб.: Изд-во СПбГПУ,2003.- С. 95-96. (0,3 п.л.)

23.Крылова О.Н. Сравнительный анализ учебных пособий средней школы // Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях: межвуз. Сб. науч. Тр.-СПб.: ЛОИРО, 2003.- С. 84-88. (0,3 п.л.)

24.Крылова О.Н. Правовые ценности как один из принципов формирования содержания образования // Демократизация и перспективы развития Международного сотрудничества; Democratization: Perspectives on Development of International Cooperation: Сб. материалов междунар. научной-практической конференции 21-22 марта 2003 г. – ОМСК: изд-во ОмГПУ, 2003.- С. 111-114. (0, 3 п.л.)

25.Крылова О.Н. Каким быть учебнику нового века? // Культура чтения в контексте модернизации российской школы: развитие культуры чтения как социально-педагогическая проблема: материалы второй научно-практической конференции, 24 янв. 2003 года, СПб., 2003.- С. 38-44. (0, 5 п.л.)

26.Крылова О.Н. Современные требования к текстам учебных книг // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции.- Киров, 2003. -С. 28-31. (0,25 п.л.)

27.Крылова О.Н. Васюта И.В., Довганюк Т.В Особенности реализации современного содержания образования в старшей школе посредством вариативного личностно-ориентированного учебного плана // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 4 ч. Ч.4 / Академия повышения квалиф. и перепод. раб. обр.; Челяб. гос. пед. ун-т; Южно-Уральск. гос. ун-т; Ин-т доп. проф. образ. пед. раб.; Редколл.: Д.Ф.Ильясов, А.А. Попова, М.Г. Ковтунович и др.; Отв. ред. Д.Ф. Ильясов.- Москва-Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. - С. 34-39. (0, 25 п.л./ 0, 4 п.л.)

28.Крылова О.Н. Национальная идея и содержание образования // Реальность этноса. образование и национальная идея. материалы V Международной научно-практической конференции “Реальность этноса. образование и национальная идея” (Санкт-Петербург, 2-5 марта 2004г./ Под науч. ред. И.Л. Набока.- СПб.: Астероид, 2004.- С.550-552. (0, 25 п.л.)

29.Крылова О.Н. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21века// Под общей редакцией О.Н. Крыловой СПб.: Издательство «Аграф»,2004.- 120с. (7,5 п.л. )

30.Крылова О.Н. Отбор содержания элективных курсов для современной предпрофильной подготовки // Материалы научно-практической конференции ЛОИРО “Новое образование: проблемы развития и управления”/ под ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова.- Вестник ЛОИРО, 2004.- № 2. - С.35-41. (0,3 п.л.)

31.Крылова О.Н. Глобализация образования – традиция или инновация? // Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса. Коллективная монография. Материалы VII Междунар. научно-практической конференции “Реальность этноса”/ Под науч. ред. И.Л.Набока.- СПб.: Астерион, 2005.- С. 110-113. (0, 25 п.л.)

32.Крылова О.Н. Современные подходы к разработке университетских учебников // Философский альманах. Альманах. Вып. 29. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Том 2/ Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин.- СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005.- С.280-290. (0, 625 п.л.)

33.Крылова О.Н. Исследование взаимосвязи традиций и инноваций содержания образования // Новое в педагогических исследованиях-Вып.1- Сборник научных статей аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена/ Под. Ред. Козловой А.Г., Тряпицыной А.П..- СПБ.: Нестор, 2004.- С.30-43. (0,75 п.л.)

34.Крылова О.Н. Особенности разработки учебных пособий для профильной школы // Проблемы педагогической инноватики. Профильное образование: Материалы VII региональной научно-практической конференции / Под ред. Т.А. Ярковой: В 2 ч. Ч. 1. - Тобольск: ТГПИ имени Д.И. Менделеева, 6-7 февраля 2004. – C.156 -160. (0, 25 п.л.)

35.Крылова О.Н., Даутова О.Б. Основные тенденции развития содержания образования в высшей школе // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения: Межвузовский сборник научных статей / Под общ. Ред. Г.В. Щербовой.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.- С. 11 – 17. (0,25 п.л.) /0,375 п.л.)

36.Крылова О.Н. и др. Профильное обучение в школе // Под редакцией Г.А. Бардовского, И.Б. Готской, А.А. Журина Издательство УРАО. – 2008.- С. 190 -236. (3п.л./15,5 п.л.)

37.Крылова О.Н. Национальная специфика традиций и инноваций в контексте российского образования // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. (Санкт- Петербург, 4-7 апреля 2006г) / Под науч. редакцией И.Л. Набока.- СПб. Астерион, 2006.- С.218-222. (0,66 п.л.)

38.Крылова О.Н. Личностное знание как современная педагогическая инновация содержания образования // Личностное развитие учащихся в современном образовании и общество / Под науч. ред. Д.Г. Дмитрова, А.П. Тряпицына, В.В. Горбенко – Благоевград-Спб – Елецк. Изд-во “Неофит Рилски” – Благоевград. - С.225-228. (0,25 п.л.)

39.Крылова О.Н. Современные подходы к анализу взаимосвязи традиций и инноваций содержания образования // Герценовские чтения – 2006.Ч 1.Иследования школьного образования (педагогический аспект) – Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - С. 158-165. (0,5 п.л.)

40.Крылова О.Н.Человек, общество и государство: цели современного общего образования // Региональное образование 21века: проблемы и перспективы. - Тюменский обл. гос.ин-т развития регионального образования. ИОВ РАО, 2008.- № 1. - С.70-74. (0,25 п.л.)

41.Крылова О.Н. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе // Под общей редакцией Тряпицыной А.П. СПб.: Издательство «КАРО», 2005.- 120 с.(7, 5 п.л.).

42.Крылова О.Н., Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении// Под общей редакцией Тряпицыной А.П. СПб.: Издательство «КАРО»,2006. – 178с. (5,5 п.л./ 11 п.л.)

43.Крылова О.Н., Гладкая И.В., Кондракова И.Э. и др. Изменение школы как социального института в постиндустриальном обществе // ООО изд-во «ЛЕМА».- СПб., 2007.- С 24-40. (1 п.л./ 6 п.л.)

44.Крылова О.Н., Соколова И.И. и др. Практикум по технологиям обучения современного студента // Под науч. редакцией И.И. Соколовой.-СПб.: Ин-т Профтехобразования РАО, 2007.- С. 125-170. ( 2, 5/ 10, 5 п.л.)

45.Крылова О.Н., Акулова О.В. и др.Учебник фиксированного формата: концепция создания и материалы к разработке// Под ред. Г.А. Бордовского/Учебно-методическое пособие СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена,2008. – С. 124- 156. (2 п.л./ 22 п.л.)

46.Крылова О.Н., Бордовский Г.А. и др. Методические материалы «Подготовка и поддержка сетевых преподавателей, ведущих интернет-обучения школьников // МО РФ, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена», НФПК.- СПб, 2008.- С. 12-28.(1 п.л./4,5 п.л.)

47.Крылова О.Н., Бордовский Г.А. и др. Подготовка и поддержка педагогов-кураторов, участвующих Интернет-обучении школьников // МО РФ, Федеральное агентство по образованию, ГOУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена», НФПК.- СПб, 2008.- С. 61-78. (1 п.л./5,2 п.л.)