Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Развитие информатизации математического образования основано на реализации следующих направлений: создание и использование научно-педагогических, учебно-методических разработок по применению электронных средств учебного назначения, специализированных программных продуктов, распределенного информационного ресурса, авторских приложений по математике; подготовка учителя математики в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; обеспечение педагогико-эргономических условий методически целесообразного и безопасного применения средств информатизации и коммуникации; стандартизация применения средств информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения математики.
  2. Реализация теоретических подходов к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения математике обеспечивает: развитие личности обучаемого за счет приобщения к экспериментально-исследовательской деятельности и формирования познавательного интереса в условиях личностно ориентированного обучения математике; выполнение социального заказа общества за счет приобщения обучаемых к использованию информационных технологий как инструмента исследования в условиях прикладной направленности обучения математике; повышение качества процесса обучения математике за счет реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий.
  3. Формирование структуры и содержания подготовки учителей математики в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности основано на реализации следующих направлений: особенности организации учебно-информационного взаимодействия между обучаемым, обучающим и интерактивным средством обучения; использование электронных средств учебного назначения, специализированных программных продуктов, распределенного информационного ресурса Интернет, инструментальных средств для разработки авторских приложений; оценка содержательно-методической значимости педагогической продукции, реализованной в электронном виде и ориентированной на обучение математике; педагогико-эргономические условия методически целесообразного и безопасного применения средств информатизации и коммуникации; развитие педагогических коммуникаций в условиях дистанционного обучения.
  4. Реализация методических подходов к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя математики обеспечит: комплексное использование электронных средств учебного назначения по математике, совершенствование организационных форм и методов педагогически целесообразного применения специализированных программных продуктов, использование электронного образовательного ресурса информационных сетей в условиях безопасного применения учебно-методического и программно-технического обеспечения информатизации математического образования.
Список опубликованных работ
В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК МОН РФ:

1. Мартиросян Л.П. Информатизация учебной деятельности по математике в средних классах школы // Информатика и образование. 2002. № 9. С. 127–128.

2. Мартиросян Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики // Информатика и образование. 2002. № 12. С. 78–82.

3. Мартиросян Л.П. Курс информатики «Информационные технологии в обучении математике» // Информатика и образование. 2004. № 6. С. 88–93.

4. Мартиросян Л.П. Развитие познавательного интереса в процессе использования информационного обеспечения математического образования // Мир психологии. 2005. № 1. С. 123–129.

5. Мартиросян Л.П. Методические рекомендации для учителя по использованию Excel на уроках математики // Педагогическая информатика. 2005. № 2. С. 3–8.

6 Мартиросян Л.П. «Живая геометрия» на уроках математики // Информатика и образование. 2005. № 6. С. 77–80.

7. Мартиросян Л.П., Кравцова А.Ю. Основные направления обучения учителей использованию информационных технологий в преподавании математики // Информатика и образование. 2006. № 3. С. 81–84.

8. Мартиросян Л.П. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики в средней школе // Школьные технологии. 2007. № 5. С. 167–179.

9. Мартиросян Л.П. Комплексное использование электронных средств учебного назначения в процессе обучения математике // Казанский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 12–17.

10. Мартиросян Л.П. Развитие математического образования на базе информационных и коммуникационных технологий // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 3. С. 61–66.

Монографии:

11. Мартиросян Л.П. Информатизация математического образования: теоретические основания; научно-методическое обеспечение. М.: ИИО РАО, 2009. 236 с.

Учебные, учебно-методические пособия, программы:

12. Мартиросян Л.П. Методические рекомендации по использованию информационных технологий на уроках математики в 6 классе. М.: ИИО РАО, 2005. 43 с.

13. Роберт И.В., Мартиросян Л.П. Современные информационные технологии в деятельности учителя. М.: ИИО РАО, 2004. 16 с. (В соавторстве.)

14. Роберт И.В., Мартиросян Л.П. Основы технологий компьютерной графики. М.: ИИО РАО, 2004. 16 с. (В соавторстве.)

15. Мартиросян Л.П. Информационные технологии в обучении школьного курса математики. М.: ИИО РАО, 2004. 16 с.

Статьи:

16. Мартиросян Л.П. Области применения информационных технологий на уроках математики в средней школе // Образование в современном обществе: Сборник научных трудов. М.: МГПУ, 2001. С. 59–62.

17. Мартиросян Л.П. Информационные технологии и области их применения на уроках математики в средней школе // Ученые записки ИИО РАО. 2002. Вып. 6. С. 63–68.

18. Мартиросян Л.П. Математические информационные системы для преподавания математики // Ученые записки ИИО РАО. 2002. Вып. 7. С. 32–42.

19. Мартиросян Л.П. Роль ИТ в развитии познавательного интереса в личностно ориентированном обучении математике // Ученые записки ИИО РАО. 2003. Вып. 9. С. 32–42.

20. Мартиросян Л.П. Структура и содержание курса информатики для учителей математики «Использование информационных технологий в обучении математике» // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник научных трудов: Ежегодник. Вып. 3. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. С. 275–280.

21. Роберт И.В., Мартиросян Л.П. Концепция развития познавательного интереса при обучении математике с использованием информационных технологий // Ученые записки ИИО РАО. 2003. Вып. 11. С. 62–78.

22. Мартиросян Л.П. Требования к структуре, содержанию учебного материала и организации учебной деятельности с использованием информационных технологий на уроках математики // Ученые записки ИИО РАО. 2003. Вып. 12. С. 107–115.

23. Мартиросян Л.П. Подготовка выпускника по специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)» // Ученые записки ИИО РАО. 2004. Вып. 13. С. 162–166.

24. Мартиросян Л.П. Формирование представлений о педагогико-эргономических требованиях к средствам вычислительной техники, средствам информатизации, используемым в математическом образовании // Ученые записки ИИО РАО. 2004. Вып. 14. С. 114–117.

25. Мартиросян Л.П. Основные направления подготовки учителей математики к использованию средств информационных технологий в своей профессиональной деятельности // Ученые записки ИИО РАО. 2004. Вып. 15. С. 147–168.

26. Мартиросян Л.П. Использование пакета MathCAD на уроках математики // Ученые записки ИИО РАО. 2005. Вып. 17. С. 96–101.

27. Мартиросян Л.П. Прикладная информационно-технологическая направленность обучения математике с использованием информационных технологий // Ученые записки ИИО РАО. 2006. Вып. 19. С. 3–8.

28. Мартиросян Л.П. Современное состояние организации дистанционного обучения в высшей школе // Ученые записки ИИО РАО. 2006. Вып. 21. С. 12–16.

29. Мартиросян Л.П. Обучение учителей математики использованию электронных средств образовательного назначения и оценке их содержательно-методической значимости // Ученые записки ИИО РАО. 2007. Вып. 23. С. 43–48.

30. Мартиросян Л.П., Лемех Р.М. Структура и содержание курса «Теория и практика организации дистанционного обучения // Ученые записки ИИО РАО. 2007. Вып. 24. С. 119–123.

31. Мартиросян Л.П. Основные компоненты педагогической деятельности специалиста в области организации дистанционного обучения // Актуальные вопросы экономики, права и образования: Сборник научных статей (часть I). Рязань: Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права, 2007. С. 185–187.

32. Мартиросян Л.П. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках математики // Ученые записки ИИО РАО. 2007. Вып. 25. С. 28–39.

33. Мартиросян Л.П. Использование пакета «Живая геометрия» на уроках математики в процессе изучения нового материала // Ученые записки ИИО РАО. 2007. Вып. 26. С. 22–29.

34. Мартиросян Л.П. Пакеты различных программ на уроках математики в 6 классе // ИКТ в образовании: Методическая газета (приложение к УГ). 29 января 2008 г. № 2 (14). С. 16–18.

35. Мартиросян Л.П. Пакеты различных программ на уроках математики в 6 классе // ИКТ в образовании: Методическая газета (приложение к УГ). 12 февраля 2008 г. № 3 (15). С. 16–18.

36. Мартиросян Л.П., Петрачков Н.А. Анализ зарубежных и отечественных сайтов образовательного назначения в аспекте их использования в процессе обучения математике // Ученые записки ИИО РАО. 2009. Вып. 29. С. 52–61.

37. Мартиросян Л.П. Направления развития информатизации математического образования // Ученые записки ИИО РАО. 2009. Вып. 30. С. 3–10.

Тезисы докладов:

38. Мартиросян Л.П. Основные направления обучения учителей использованию ИТ в процессе преподавания математики // Применение новых технологий в образовании: Материалы XIV Международной конференции. Троицк, 2003. С. 67–75.

39. Мартиросян Л.П. Педагогическая целесообразность реализации возможностей ИТ в процессе обучения математике // Научно-методические проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе: Материалы межвузовской научно-методической конференции. Рязань, 2004. С. 169–172.

40. Мартиросян Л.П. Обучение учителей математики основным положениям разработки и использования электронных средств образовательного назначения // Современные проблемы преподавания математики и информатики: Материалы Международной научно-методической конференции. Тула, 2004. Ч. 1. С. 36–40.

41. Мартиросян Л.П. Информационное взаимодействие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, реализации потенциала распределенного информационного ресурса // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2004. С. 67–70.

42. Мартиросян Л.П. Организация учебной деятельности с использованием информационных технологий на уроках математики // Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: Материалы региональной научно-практической конференции. Тольятти: ТФ СГАУ, 2005. С. 94–96.

43. Мартиросян Л.П. О необходимости обучения учителей математики использованию информационных технологий // Проблемы и методы информатики. II Научная сессия ИПИ РАН: Тезисы докладов. М.: ИПИ РАН, 2005. С. 60–62.

44. Мартиросян Л.П. Требования к структуре, содержанию учебного материала с использованием информационных технологий на уроках математики // Информатизация образования–2005: Материалы Международной научно-практической конференции. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2005. С. 136–140.

45. Мартиросян Л.П. Компоненты педагогической деятельности специалиста в области организации дистанционного обучения // Применение новых технологий в образовании: Материалы XVII Международной конференции. Троицк, 2006. С. 301–302.

46. Лемех Р.М., Мартиросян Л.П. Компоненты педагогической деятельности специалиста в области организации дистанционного обучения // Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Красноярск, 2006. С. 111–113.

47. Мартиросян Л.П. Отбор содержания учебного материала и организации учебной деятельности с использованием информационных технологий на уроках математики // Вища освіта України. Додаток 3 (т. 3). 2006 р. Тематичний випуск „Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору”. С. 143–148.

48. Мартиросян Л.П. Информационные технологии в обучении математики // Двойные технологии как стратегический ресурс инновационной экономики: Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Тольятти: ТВТИ, 2007. С. 111–114.

49. Мартиросян Л.П. Дистанционное обучение в современной педагогической практике // Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: Сборник докладов II межрегиональной конференции. Тольятти: ТФ СГАУ. С. 100–102.

50. Мартиросян Л.П. Структура и содержание курса обучения преподавателей «Дистанционное обучение в высшей школе» // Применение новых технологий в образовании: Материалы XVIII Международной конференции. Троицк, 2007. С. 285–287.

51. Мартиросян Л.П. Педагогические цели использования средств ИТ в процессе обучения математики // Применение новых технологий в образовании: Материалы XIX Международной конференции. Троицк, 2008. С. 167–169.

52. Мартиросян Л.П. Педагогические цели развития общего математического образования с использованием средств информационных и коммуникационных технологий // Применение новых технологий в образовании: Материалы XX Международной конференции. Троицк, 2009. С. 239–242.

53. Мартиросян Л.П. Цели развития общего математического образования на базе информационных и коммуникационных технологий // Совершенствование общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов в свете модернизации системы образования: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Рязань, 2009. С. 77–78.

Отчеты о научно-исследовательской работе

54. Отчет о выполнении НИР и НИОКР по Комплексной программе «Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования» за 2003 г. [Текст]: Мартиросян Л.П. М.: ИИО РАО, 2004. 244 c. (авт. – с. 70-77).

55. Отчет о выполнении НИР и НИОКР по Комплексной программе «Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования» за 2004 г. [Текст]: Мартиросян Л.П. М.: ИИО РАО, 2005. 177 c. (авт. – 15%).