- Концепция развития педагогики музыкального образования, позволяющая получить целостное представление об отечественном музыкальном образовании, включает в себя:- обоснование методологии исторического исследования педагогики музыкального образования, раскрывающей специфику интерпретации исторических фактов, иллюстрирующих педагогические взгляды и методику обучения исполнительскому искусству;- обоснование необходимости введения в научный оборот раритетных источников, впервые исследуемых с позиции учета исторических закономерностей формирования методологических воззрений;- определение этапов развития педагогики музыкального образования - установление закономерных взаимосвязей развития музыкального образования и методической деятельности в педагогике ХIХ-ХХ вв.;- уточнение некоторых теоретических положений современной методики обучения исполнительскому искусству на основе опровержения устоявшихся взглядов.
- Распространение во всех гуманитарных областях принципов плюрализма в исследованиях проблем образования определяет современную интерпретацию исторических фактов, которая состоит в прочтении концептуальных положений педагогики музыкального образования, адекватном историческому контексту обучения инструментально-исполнительскому искусству. К инвариантным ценностным установкам в области российского музыкального образования следует отнести: единство воспитания и обучения; приоритет духовного развития личности по сравнению с сугубо утилитарным подходом в формировании технических умений; отбор педагогических кадров исходя из ценностно-нравственных основ российской ментальности.
- Наиболее существенными факторами в формировании аксиологического уровня наполнения исследуемой проблемы являются: видоизменение социо-культурных условий существования научно-педагогических концепций в области теории и методики обучения исполнительскому искусству, определяемых изменениями структуры (организации) музыкального образования; определение общественно-политических условий возникновения научных позиций, внедряемых на уровне теоретической разработанности проблемы в отечественном музыкознании; повышение квалификационных требований к уровню подготовки педагогических кадров.
- Христианско-философские начала общественной жизни в период развития русского просвещения ХVIII - начала ХIХ столетия обусловливают характер создания образовательной системы, нацеленной на принципы гуманизации отечественной педагогики: национально-религиозные основы нравственного воспитания, примат в формировании духовного и познавательного опыта путем познания общечеловеческого через национальное, отрицание зависимости интеллектуальных качеств от сословной принадлежности, обеспечившие активное развитие образовательных и воспитательных заведений. При этом актуализация педагогического поиска в области музыкального образования первой половины ХIХ столетия опиралась, главным образом, на исторически апробированную теоретическую модель образования Западной Европы. В практике отечественного музыкального воспитания и образования в первой трети ХIХ в. наблюдается определенный универсализм подходов к технике обучения, обусловленный сравнительно низкой дифференциацией, в условиях бытового музицирования, инструментов различной механики, главным образом, отличавшихся равноправным существованием систем современной и аутентичной механики, что обуславливает синонимичность в толковании понятия клавирной и фортепианной техники, употребляемого в изучаемых источниках данного периода. Несмотря на определенное воздействие и укрепление славянофильских настроений, определяющих обособленное развитие музыкального искусства под воздействием религиозно-философских концепций в области образования и воспитания, принципы главенства соборности в сочетании с индивидуальным духовно-нравственным развитием личности обучаемого над сугубо утилитарным назначением образования, в дальнейшей эволюции педагогических взглядов крупнейших представителей отечественного музыкально-исполнительского искусства и образования во второй половине ХIХ-го столетия, в области фортепианной педагогики рассматриваемого периода доминирующими оказываются модели, связанные с немецкой педагогической традицией.
- Исследование многообразия явлений, характеризующих состояние отечественной фортепианной педагогики в различные периоды ее становления и развития, на основе введения в научный оборот раритетных источников, впервые исследуемых с позиции учета исторических закономерностей формирования методологических воззрений, позволило выстроить основные траектории развития отечественной методики, выражающиеся в: а) взаимопроникновении исполнительских манер отечественных и зарубежных музыкантов, связанных с широким распространением русскоязычных версий пособий и руководств, содержащих основные теоретические положения, характерные для современных им педагогических теорий, за исключением индивидуальных нюансов и отличий, основанных на статическом принципе развития инструментальной техники, определяющем значение изолированного пальцевого движения в процессе звукоизвлечения; б) постепенном утверждении методологии, альтернативной академическому музыкальному направлению; наличии общих отличительных черт, связанных с необходимостью унификации методических положений, с целью совершенствования основных принципов обучения; в) стремлении к преодолению существующих стереотипов, связанных со сравнительно медленным изменением в структуре профессиональной деятельности; г) выдвижении идей о создании единого способа обучения, основанного на фрагментарном использовании тех или иных элементов технического арсенала, становящихся концептуальной основой индивидуальных теорий формирования фортепианной техники; д) установлении определенной взаимосвязи с основными тенденциями, характерными для анатомо-физиологического направления; е) интерпретации на отечественной почве методик, связанных с увеличением амплитуды вращательных возможностей кисти, применением принципов обременения; ж) признании в качестве основополагающих определенных видов техники, в которых с наибольшей очевидностью проступают принципы весовой игры; з) расширении возможности применения вращательных движений в процессе упражнения; и) определении специфических трудностей звукоизвлечения, обусловленных различными потенциальными возможностями, связанными с особенностями анатомического строения игрового аппарата.
- При определении закономерных взаимосвязей развития музыкального образования и методической деятельности в педагогике ХIХ-ХХ вв. обнаруживается следующее: - степень отдаленности от кульминационных фаз в развитии теоретико-методических основ научного знания в данной области определяет обратную зависимость между влиянием организационных форм и интенсивностью методической деятельности; - чем выше степень централизации в формировании структурно-организационных моделей образования, тем отчетливее проявляются генетические ветви в концептуальном построении научного знания в области обновления содержания методической деятельности;- по мере повышения ориентации на удовлетворение нравственно-этической составляющей в музыкальном воспитании наблюдается рецессия на уровне формирования теоретических основ методической деятельности.
- В ходе выявления взаимосвязей между этапами развития музыкального образования и методической деятельности, необходимо выделить следующее: - особенности становления музыкального образования в России в период первой трети ХIХ в. определили конечные цели, содержание, принципы, методы, формы организации обучения игре на фортепиано, включающие в содержание музыкального образования как узкопрофессиональные, так и общие музыкально-теоретические знания. Синкретизм в изучении предметов общетеоретического и специального профессионального цикла определяет значимость процесса игры на фортепиано как основы формирования образовательной модели педагогики общего музыкального образования; - по мере профессионализации музыкального образования совокупность методов и приемов обучения на основе пианистических принципов, соответствующих уровню притязаний виртуозного исполнительства за счет расширения технического арсенала;- в период с конца 60-х по 80-е гг. в связи с укреплением музыкального просветительства наблюдается большая вариативность в использовании исходных технических формул и педагогических приемов;- в конце 80-х гг. доминирующими становятся направления, ориентированные на постижение фортепианной техники через художественное осмысление произведения; - активность музыкально-просветительской деятельности, возросшее значение музыкально-эстетического воспитания в условиях сохраняющейся популярности любительского музицирования, определяющего направленность музыкального обучения и воспитания в семье, дало толчок к возникновению нового уровня учебно-методической литературы в области обучения инструментально-исполнительскому искусству 70-90-х гг;- практика организации частных учебно-образовательных заведений на рубеже XIX-XX вв., в период 90-гг ХIХ в - начала ХХ в., характеризуется общностью методической деятельности, унификацией методических положений, стремлении к преодолению существующих стереотипов, обусловленных сравнительно медленным изменением в структуре профессиональной деятельности; - система образования в период становления основ отечественной педагогики в пореформенный период испытала на себе сильнейшее воздействие политических преобразований всех сфер социальной, культурной и общественной жизни. Изменения в структуре музыкального образования определили на концептуальном уровне несколько направлений научно-педагогической деятельности, что актуализировало различия в характере наполнения учебной деятельности в области общего и профессионального музыкального образования;- рассмотрение особенностей историко-педагогического процесса в области музыкального образования в данный период определяется фактором окончательного осознания на теоретическом уровне значения всеобщности музыкального обучения и воспитания как основы раскрытия творческого потенциала, инициирования художественно-творческих процессов в психике обучаемого. На уровне решения историко-теоретическеских задач обнаруживается максимальное проникновение в суть концептуальных противоречий с целью унификации основ методики обучения фортепианно-исполнительскому искусству, рассматриваемых в качестве основного стимула к обновлению содержания музыкального образования. Несмотря на сохранение организационных моделей начала XX столетия, сообразно с новейшими общественно-политическими изменениями формируется новая структурная модель музыкального воспитания; определяется необходимость рассмотрения в качестве самостоятельной области общего музыкального образования основ обучения инструментально-исполнительскому искусству, что приводит к постепенному отмежеванию концептуального содержания профессионального образования на уровне общеобразовательной и профессиональной подготовки в области обучения основам инструментально-исполнительского искусства. На организационно-практическом уровне создание специального блока теоретико-педагогических исследований определило содержательное наполнение данного этапа в развитии отечественной методики обучения фортепианно-исполнительскому искусству; - наиболее плодотворным, с точки зрения активизации внедрения прогрессивной методологии в развитии отечественного музыкального образования на примере фортепианно-исполнительского искусства, является период конца XIX-20-х гг. ХХ в., основные достижения которого, в силу конкретизированных в исследовании с точки зрения фактологии исторических обстоятельств, оказались практически не востребованными в современной педагогической практике;- определение образовательного поля в области музыкального образования второй пол. ХХ в. личностно-ориентированной концепцией обучения основам инструментально-исполнительского искусства; актуализация межпредметных связей на уровне сопряжения основ музыкального воспитания и обучения инструментально-исполнительскому искусству. Усиление интегративных процессов в теории обучения, выраженных в индивидуальной интерпретации исполнительской техники, вариативности методических основ и практических подходов в процессе обучения.
1. Передерий О.И. Страницы отечественной фортепианной педагогики 30-х годов ХIX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Серия «Психолого-педагогические науки». – СПб., 2007. - № 8 (30). - С. 178-191 (1 п.л.).
2. Передерий О.И. Методологические принципы Ст.Ф. Шлезингера в контексте развития отечественной фортепианной педагогики на рубеже XIX-XX веков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Серия «Психолого-педагогические науки». - СПб., 2007. - № 9 (42). - С. 156-169 (1 п.л.).
3. Передерий О.И. Педагогические концепции 20-х годов XX века и их значение для современного этапа начального обучения игре на фортепиано // Вестник МГУКИ. – 2007. - № 4 (20). – С. 171-175 (0,5 п.л.).
4. Передерий О.И. Особенности становления методических воззрений в отечественной фортепианной педагогике в преддверии «классического» советского периода. (По материалам методических исследований 20-х годов ХХ века) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2008. – март (№ 10). - С. 43-51 (0,6 п.л.).
5. Передерий О.И. Особенности методических изысканий в отечественной фортепианной педагогике в 70-е годы XIX века // Вестник МГУКИ. – 2008. - январь-февраль (№ 1). – С. 177-182 (0,7 п.л.).
6. Передерий О.И. Значение методических воззрений в области начального обучения игре на фортепиано, отразившихся в отечественных нотных изданиях середины XIX века // Музыковедение. - М., 2008. – апрель (№2) – С. 58-62. (0,7 п.л.).
7. Передерий О.И. Основные тенденции в отечественной фортепианной педагогике начала ХХ века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Серия «Психолого-педагогические науки». – СПб., 2008. - март (№10). – С. 142-157 (1 п.л.).
8. Передерий О.И. Становление принципов начального обучения игре на фортепиано в отечественной методике советского периода // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». – СПб., 2008. - август (№11 (75)). – С. 247-257 (0,8 п.л.).
9. Передерий О.И. Распространение принципов анатомо-физиологического направления в отечественной фортепианной педагогике первой трети ХХ века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». – СПб., 2008. - сентябрь (№11 (78)). – С. 191-199 (1 п.л.).
монографии:
10. Передерий О.И. Концептуальные основы педагогики формирования музыканта: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 137 с. (8,75 п.л.).
11. Передерий О.И. Отечественная фортепианная педагогика от истоков возникновения до 1917 года: монография. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во Политехнического университета, 2007. – 423 с. (26,5 п.л.).
12. Передерий О.И. Отечественная фортепианная педагогика советского периода: монография. - СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, Изд-во Политехнического университета, 2007. – 226 с. (14,25 п.л.).
13. Передерий О.И. Практика музыкально-инструментальной подготовки в гуманитанрном вузе: монография. - СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, Изд-во Политехнического университета, 2009. – 259 с. (15 п.л.).
учебные пособия:
14. Передерий О.И. Работа над произведениями современного детского репертуара для фортепиано: учебно-методическое пособие. Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших заведений, обучающихся по направлению 540700 (050700) «Художественное образование». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 75 с. (4,75 п.л./2,25 п.л.). (в соавт.)
15. Передерий О.И. Основной музыкальный инструмент (фортепиано): учебно-методическое пособие. Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших заведений, обучающихся по направлению 540700 (050700) «Художественное образование». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 54 с. (3,4 п.л.).
учебные программы:
16. Передерий О.И. Примерная программа дисциплины «История и теория музыки» Федерального компонента цикла ОД ГОС ВПО второго поколения по специальности 070305 «История и теория хореографического искусства», квалификация 02 «Менеджер хореографических искусств». - СПб.: Изд-во Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2004. – 173 с. (11 п.л.).
17. Передерий О.И. Рабочая программа дисциплины «Музыкальная психология» для специальности 050900 «Инструментальное исполнительство - фортепиано» квалификация 01 «Фортепиано, орган». - СПб.: Изд-во Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005. – 20 с. (1,25 п.л.).
18. Передерий О.И. Примерная программа дисциплины «Основы игры на музыкальном инструменте». - СПб.: Изд-во Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005. – 60 с. (4 п.л.).
19. Передерий О.И. Рабочая программа дисциплины «История фортепианного искусства» федерального компонента цикла специальных дисциплин С.Д.Ф.05 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Направление 530100 «Музыкальное искусство». Профиль «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» // Рабочие программы дисциплин специальной подготовки бакалавра музыкального искусства: сборник. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 77–101 (2,5/ 1,25 п.л). (в соавт.)
20. Передерий О.И. Рабочая программа дисциплины «Специальный инструмент» федерального компонента цикла специальных дисциплин С.Д.Ф.01 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Направление 530100 «Музыкальное искусство». Профиль «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» // Рабочие программы дисциплин специальной подготовки бакалавра музыкального искусства: сборник. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 3–15 (1,5 п.л. / 1,25 п.л.). (в соавт.)
21. Передерий О.И. Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания игры на музыкальном инструменте» федерального компонента цикла специальных дисциплин С.Д.Ф.06. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Направление 530100 «Музыкальное искусство». Профиль «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» // Рабочие программы дисциплин специальной подготовки бакалавра музыкального искусства: сборник. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 102–120 (2 п.л. / 1 п.л.). (в соавт.)
22. Передерий О.И. Рабочая программа дисциплины «Педагогическая практика» федерального компонента цикла специальных дисциплин С.Д.Ф.05 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Направление 530100 «Музыкальное искусство». Профиль «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» // Рабочие программы дисциплин специальной подготовки бакалавра музыкального искусства: сборник. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 131–140 (1 п.л. / 0,5 п.л.). (в соавт.)
статьи:
23. Передерий О.И. Курс истории и теории музыки в хореографическом образовании. // Хореографическое образование на рубеже XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы 1-ой Всероссийской научно-практической конференции 28-29 апреля 2005 года. - Тамбов: Першина, 2005. – С. 58-62 (0,3 п.л.).
24. Передерий О.И. Место музыкальной психологии в современной системе общепрофессиональных дисциплин гуманитарного образования. // Хореографическое образование на рубеже XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы 1-ой Всероссийской научно-практической конференции 28-29 апреля 2005 года. Тамбов: Першина, 2005. – С. 65-67 (0,2 п.л.).
25. Передерий О.И. Художественная интерпретация как фактор формирования творческой самостоятельности студента-музыканта // Методологические проблемы современного музыкального образования. Материалы межвузовского научно-практического семинара 22 марта 2006 года. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2006. – С. 55-60 (0,5 п.л.).
26. Передерий О.И. Некоторые особенности преподавания дисциплины «Основы игры на музыкальном инструменте» (фортепиано) в системе хореографического образования // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой №16. - СПб.: Изд-во А.Р.Б. им. А.Я. Вагановой, Изд-во Политехнического университета, 2006. – С. 230-241 (0,75 п.л.).
27. Передерий О.И. Произведения петербургских композиторов в репертуаре младших классов детской музыкальной школы // Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики. Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – С. 33-44 (1,2 п.л./0,6 п.л.). (в соавт.)
28. Передерий О.И. Значение фортепианного руководства З. Леберта и Л. Штарка в начальном обучении игре на фортепиано // Детство в глобальном информационном пространстве. Материалы международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации» 18-20 апреля 2007 года. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во Политехнического университета, 2007. – С. 436-443 (0,75 п.л.).
29. Передерий О.И. Совершенствование методов музыкального воспитания в системе хореографического образования на современном этапе // Современное музыкальное образование. Международная научно-практическая конференция (26-29 октября 2005). - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006. – С. 131-134 (0,5 п.л.).
30. Передерий О.И. Особенности постановки игрового аппарата исполнителя в период начальной музыкальной подготовки // Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование». - СПб.: СМИО Пресс, 2007. – С. 55-58 (0,3 п.л.).
31. Передерий О.И. Методические взгляды В.В. Демянского как отражение исторического своеобразия развития отечественной фортепианной педагогики // Методологические проблемы современного художественного образования. Часть вторая: Материалы межвузовского научно-практического семинара 23 марта 2007 года. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во Политехнического университета, 2007. – С. 62-71 (0,75 п.л.).
32. Передерий О.И. Фортепианно-педагогические трактаты в отечественных нотных изданиях первой трети ХIX века // Нотные издания в музыкальной жизни России. Российские нотные издания XVIII – начала ХХ века: сборник статей ; Сост. и научн ред. канд. иск. И.Ф. Безуглова, ред. Ю.Н. Кружнов. - СПб.: Изд-во РНБ, 2007. – С. 123-137 (1 п.л.).
33. Передерий О.И. Вклад И. Черни в развитие отечественной методики игры на фортепиано первой половины XIX века // Методологические проблемы современного художественного образования. Часть первая. Материалы межвузовского научно-практического семинара 23 марта 2007 года. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во Политехнического университета, 2007. – С. 99-112 (0,8 п.л.).
34. Передерий О.И. Пути обновления курса «Методика игры на музыкальном инструменте» // Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование». - СПб.: СМИО Пресс, 2007. – С. 34-36 (0,3 п.л.). ( в соавт.)
35. Передерий О.И. Опыт внедрения методик массового музыкального воспитания 20-х годов прошлого века при формировании содержательного наполнения курса «Основы игры на музыкальном инструменте» // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008. – С. 264-267 (0,6 п.л.).
36. Передерий О.И. Специфика музыкального обучения в структуре хореографического образования // Искусство и дети. Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире» 16-18 апреля 2008 года. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008. - С. 192-196 (0,6 п.л.).
37. Передерий О.И. Совершенствование начального профессионального образования на современном этапе // Актуальные вопросы современного университетского образования. Материалы Х Российско-Американской научно-практической конференции 14-16 мая 2007 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - C. 611-615 (0,5 п.л.).
38. Передерий О.И. О распространении зарубежных инструктивных руководств по обучению игре на фортепиано в России первой половины XIX века // Материалы международной конференции «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы». 25-27 октября 2007 г. – СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2008. - С. 305-314 (0,8 п.л.).
39. Передерий О.И. Основные направления в отечественной фортепианной педагогике 80-х годов ХIX века // Методологические проблемы современного музыкального образования. Материалы межвузовского научно-практического семинара 23 марта 2008 года. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во Политехнического университета, 2008. - С. 193-208 (1,2 п.л.).
40. Передерий О.И. Отечественная методика обучения игре на фортепиано в поздний советский период // Методологические проблемы современного музыкального образования. Материалы межвузовского научно-практического семинара 23 марта 2008 года. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во Политехнического университета, 2008. - С. 80-96 (1,2 п.л.).
41. Передерий О.И. Научно-творческие ориентиры в педагогическом наследии Н.А. Терентьевой // Факультет музыки. Традиции будущего: сборник статей (посвящается 20-летию со дня основания). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 20-27 (0,5 п.л.)
42. Передерий О.И. Критерии диагностики и особенности проведения естественного эксперимента по выявлению уровня профессиональной готовности абитуриента к освоению дисциплины «Основной музыкальный инструмент» в рамках подготовки бакалавра по направлению «Художественное образование» // Методологические проблемы современного музыкального образования. Материалы международной научно-практической конференции 17 марта 2009 года. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во Политехнического университета, 2009. - С. 359-368 (0,75 п.л.).